В.А. Калабанов, А.К. Сковиков, А.В. Шумилов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Аннотация
Раскрыт потенциал государственной молодёжной политики в социальных сетях на современном этапе с учетом интересов ряда институтов гражданского общества и молодежи. На основе опроса проведенного в мае 2021 г. в социальных сетях - ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, Twitter, TikTok, Facebook, Instagram, а также полученных результатов в ходе проведенных фокус групп с участием молодежи позволяют сделать вывод, что в среднесрочной перспективе социальные сети станут перспективной платформой для реализации государственной молодежной политики. При этом органы государственной власти находятся все еще в поисках эффективных форм взаимодействия с молодежью в социальных сетях. Обосновано, что молодежь заинтересована в том, чтобы создавались не только механизмы поддержки инициатив молодежи, но и формировались эффективные механизмы оперативного и результативного обмена информацией. При этом органы государственной власти всех уровней (федеральной, региональной, местной) активизируют свою деятельность в социальных сетях с целью предоставления молодежи возможности для реализации своего потенциала на информационных площадках. Потенциал социальных сетей как инструмента не до конца раскрыт и осмыслен в научном сообществе.
Ключевые слова:
Россия, гражданское общество, молодежная политика, молодежь социальные сети .
V. Kalabanov, A. Skovikov, A. Shumilov
STATE YOUTH POLICY IN RUSSIA ON SOCIAL NETWORKS
Abstract
The potential of state youth policy in social networks is revealed at the present stage, taking into account the interests of a number of civil society institutions and youth. Based on a survey conducted in May 2021 on social networks - VKontakte, Odnoklassniki, Telegram, Twitter, TikTok, Facebook, Instagram, as well as the results obtained during the focus of groups with the participation of youth, it is possible to conclude that in the medium term social networks will become a promising platform for the implementation of state youth policy. At the same time, state authorities are still in search of effective forms of interaction with young people on social networks.
It is justified that young people are interested in creating not only mechanisms to support youth initiatives, but also effective mechanisms for the prompt and effective exchange of information. At the same time, state authorities at all levels (federal, regional, local) will intensify their activities in social networks in order to provide young people with the opportunity to realize their potential on information platforms. The potential of social networks as an instrument is not fully realized and meaningful in the scientific community.
Key words:
Russia, civil society, youth policy, youth social networks.
Реализация государственной молодежной политики в социальных сетях осуществляется с учетом ресурсных возможностей и общественных потребностей [6; 7]. Согласно проведенным исследованиям Г.И. Авцино-вой [1, с. 649-655]; М.А. Бурды [2, с. 99-109], О.Е. Гришина [4, с. 100112], О.А. Нестерчук [8, с. 84-92] констатируем, что молодые люди, которые является адресной группой, не всегда реагирует так, как это хотело бы государство, зачастую при этом проигрывая в сравнении с акторами институтов гражданского общества.
Социальные сети в настоящее время - один из главных инструментов по работе с массовой аудиторией вне расстояний. Активизация политических акторов в социальных сетях и блогосфере представляет собой закономерность в современной общественно-политической жизни [5; 12].
Исследование «Отношение молодежи к реализации направлений государственной молодежной политики в социальных сетях» было проведено авторами в мае 2021 года в форме опроса в социальных сетях, в котором респондентам предлагалось ответить на 13 вопросов закрытого и открытого типов.
В социологическом исследовании, направленном на изучение отношения молодёжи к реализации направлений государственной молодежной политики в социальных сетях, приняли участие 225 человек, из них 155 человек в возрасте 18-22 года (68,9%), 38 человек - 14-17 лет (16,9%), 27 человек из категории 23-30 лет (12%) и 5 человек - 31-35 лет (2,2%).
Согласно полученным данным более 90% опрошенных респондентов проводят в интернете от 4 часов и более в сутки, половина из них -более 8 часов в день (46,7%), при этом практически каждый опрошенный пользуется социальными сетями (96% - «Да», 2,2% - «Скорее да»). Это связано с тем, что у абсолютно каждой социальной сети есть свое мобильное приложение, которая позволяет в несколько секунд авторизоваться и начать его [приложение] использовать. В социальных сетях происходит большинство процессов, позволяющих людям быть в актуальной повестке - учебные и рабочие групповые чаты, информационные источники и ресурсы, возможность быстро удовлетворять свои базовые возможности (такси, заказ еды, доставка и шоппинг). Как раз-таки в этом момент человек и узнает последнюю политическую информацию, на которую сразу же дает реакцию в виде отметок «Понравилось» и коммента-
рием. Именно статус «суперсервиса» позволяет социальным сетям быть настолько популярными.
В исследовании получены данные от респондентов пользующимися самыми популярными социальными сетями в России - ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, Twitter, TikTok, Facebook, Instagram. Респондентам предлагалось расставить социальные сети в порядке приоритетности по времени использования. Молодежь больше всего времени проводит в ВКонтакте, Twitter и Instagram, а меньше всего - Одноклассники и Facebook. Такие результаты можно объяснить тем, что в Одноклассниках и Facebook для молодежи намного меньше возможностей для самореализации и получения быстрой обратной связи от своих сверстников. Также и цель нахождения в этих двух социальных сетях отличается от тех, которые ставит перед собой пользователь, пребывая в ВКонтакте, Twitter или Instagram: у первых - это деловые знакомства и общение людей в формате форумов, у вторых - потребление развлекательно-познавательного контента, в том числе политических мемов, политической информации.
Необходимо ответить, что респонденты замечают то, что политического контента в социальных сетях становится больше в сравнении с последними несколько лет.
Более 90% респондентов ответили положительно на вопрос «Как вы считаете, становится ли в социальных сетях больше контента, связанного или производимого различными политическими силами?» 38,7% ответили без колебаний «Да», 48% - «Скорее да». Важно сказать и то, что примерно 10% человек не уверены, что политического контента стало больше, и всего лишь 4,4% выбрали вариант «Затрудняюсь ответить».
Исходя из предыдущих вопросов, закономерно первые позиции по критерию количество политического контента заняли ВКонтакте (56%) и Instagram (46,7%). Большое количество политического контента может быть связано, во-первых, с тем, что в этих социальных сетях присутствуют многие институты государственной власти (ведомства, сами политики) и, во-вторых, с тем, что в них обычные пользователи могу сами создавать контент, поддерживающий их политическую позицию по разным общественно-политическим вопросам. Также на лидирующих местах оказались социальные сети, которые сейчас набирают популярность среди представителей институтов гражданского общества - Telegram (46,2%) и TikTok
(43,6%). К тому же, ^кТок - является одной из самых «молодых» социальных сетей, средний возраст аудитории которой 18-24 лет [3].
Проведя фокус-группы (май, 2021 г.), состоящую из 20 человек в возрасте от 14 до 24 лет была получена информация о том, какие же форматы политического контента они видят сейчас. Популярными ответами у респондентов оказались - политические интернет-шоу или развлекательные интернет-шоу, в которых присутствует обсуждение актуальной общественно-политической ситуации, политические мемы, политические новости и заметки, распространяемые различными сообщества и блоге-рами, лидерами мнений, институтами государственной власти.
Наличие взаимодействия без каких-либо сомнений замечает 28,4% опрошенных, когда тех, кто его вообще не замечает всего 11,1% опрошенных. При этом на варианты, которые позволяют отразить некоторую неуверенность при ответе, больше было «Скорее нет» (32,4%), чем «Скорее да» (15,1%). 1/8 (12,9%) затрудняются ответить на поставленный вопрос. Примечательно и то, что в совокупности положительные и отрицательные ответы дают одинаковое количество ответов. Это может быть связано с тем, что действует техника «эхо-камер», которая лишает половину опрошенных возможности видеть взаимодействие. Вторая причина может быть связана с тем, что часть опрошенных уже не определяет себя как молодежь и не видит тех форм, которые интересны людям более молодого возраста. В-третьих, разница в степени политической активности опрошенных - кто-то пытается быть в политической повестке, а кто -то старается ее игнорировать. В любом случае неоднозначность результатов дает почву для осмысления при принятии решений органами государственной власти, как действовать, чтоб результат видели большее количество.
51,6% опрошенных замечают действия политических партий в социальных сетях больше, чем действия других политических акторов. Это следует объяснять началом активной стадии электорального процесса, которых закончится выборами в Государственную Думу. 46,2% респондентов замечают активное присутствие в социальных сетях общественно -политических организаций. Скорее всего молодые люди участвуют в мероприятиях в социальных сетях, которые организовывают их ровесники, состоящие в этих самых организациях. Вероятно, «заставляет» видеть их деятельность, два фактора - желание оказать поддержку своим друзьям и вынесение на повестку дня болевых или ценностно-значимых точек (на-
пример, акции ко Дню Победы). Стоит выделить тот факт, что меньше всего представители молодежи замечают участие в социальных сетях региональных органов власти, при том, что на уровне субъектов молодежная политика начала активно развиваться намного раньше.
Вопросы, связанные с рассуждением на тему используемых и идеальных инструментов взаимодействия государства и молодежи, были открытыми. Также они дублировались и для фокус-группы с целью получения конкретных образных ответов. Молодежь считает, что государство пользуется в основном следующими инструментами: публикации лидеров мнений и звезд, проведение различных акций и мероприятий, таргетиро-ванная реклама. Выделяют деятельность платформы «Россия страна возможностей», работу отдельных пресс-служб органов государственной власти и ее представителей, деятельность «Росмолодежи» и правительственных общественных организаций. Важно, что молодежь видит проекты, которые направлены на реализацию государственной молодежной политики.
Стоит отметить, что если работу «России страны возможностей» и пресс-служб (в своей основе - это создание политических инфоповодов, которые превращаются в политические мемы в молодежной среде (например, видео главы Ставропольского края в Instagram на популярный музыкальный звук [9])) респонденты оценивают положительно, то, например, покупку рекламы у молодежных лидеров мнений, таргетирован-ную рекламу наоборот. Это связано, в первую очередь, с тем, что она однотипная и очень явная у всех, больше похожа на пропаганду, вызывает негативные эмоции и не объясняет правильность или неверность государственных решений.
В ответ молодые люди сразу же предлагают те формы взаимодействия, которые они считают наиболее верными: социологические опросы в интернете, прямое и откровенное общение, узко направленная реклама. И этому есть простое объяснение - молодежь не ощущает эффективности механизмов, направленных на получение запроса и обратной связи для государства. Ярким примером может служить разница в результатах опросов, проводимых центрами общественного мнения и интернет-сообществ. Происходит также искажение результатов политических действий и деятельности институтов гражданского общества официальными представителями власти, что, в свою очередь, вызывает недовольство в молодежной среде (телевидение, государственные СМИ против «незави-
симых» изданий и потока любительского контента с места событий). Именно поэтому молодежь заинтересована в том, что создавались не только механизмы поддержки инициатив и молодежи в целом, но и механизмы оперативного и результативного обмена информацией.
В ходе проведения фокус-группы многие респонденты отмечают то, что власть зачастую не дает объяснений своих действия, проигрывая этим на контрасте с заявлениями, декларируемыми представителями оппозиционных движений. Возможность получать огромное количество информации развивает у молодежи критическое мышление, с которым, по их мнению, государство теряет позиции. Поэтому контент и действия в социальных сетях, которые хочет видеть молодежь от государства, должны транслировать честность, открытость и искренность.
Помимо инструментов, которые использует и должно по мнению молодежи использовать государство, респондентам был задан вопрос «Какие из направлений государственной молодежной политики, как вы считаете, в наименьшей (наибольшей) мере реализуется в социальных сетях?» В этом вопросе направления, утвержденными федеральным законом, были сформированы по смысловым группам.
Молодежь считает, что в наибольшей степени в социальных сетях реализуются направления, связанные с условиями для самореализации (37,8%), патриотизмом и воспитанием гражданственности (36%), формированием принципов здорового образа жизни (32%).
В этом ответе есть синхронизация с реальной деятельностью, которая идет в социальных сетях. В первую очередь это связано с легкостью реализации этих направлений в дистанционном формате.
Государство активно уже сейчас создает в социальных сетях все условия для того, чтобы молодежь могла развивать свой потенциал. На ПМЭФ 2021 новый руководитель Росмолодежи К. Разуваева в очередной раз подтвердила то, что государству надо «создавать для молодежи насыщенную, мощную вовлекающую повестку, которая позволит им себя реализовывать, творить, создавать пространство вокруг себя» [10].
На нынешнем этапе в социальных сетях проводятся трансляции с образовательными лекциями и мастер-классами, проходят целые молодежные форумы. Например, все образовательные элементы форума «Территория смыслов» находятся в общем доступе в их официальной группе ВКонтакте, а федеральный форму «Машук» в прошлом году прошел полностью он-
лайн, собрав молодежь на платформе ВКонтакте. Стоит сказать и том, что уже сейчас молодежь может подавать свои заявки для участия в грантовых конкурсов через официальные сообщества ответственных органов, получать всю необходимую информацию, способную помочь реализовать свои идеи. Примечательно и то, что сама платформа ВКонтакте готова поддерживать и участвовать в государственно-частном партнерстве.
Платформа «Россия страна возможностей» недавно запустила конкурс «ТОП-блог», в котором молодые могут попробовать себя в роли бло-геров, а все конкурсные испытания проходят на платформе ^кТок. Также многие государственные вузы проводят различные конкурсы талантов, научные конференции в дистанционном формате, давая реализовываться молодым людям.
Российский союз молодежи в рамках своего проекта «Ассоциация тренеров РСМ» делает образовательные проекты, организуя все на платформах различных социальных сетей (тренинг-марафоны, форумы). В рамках проекта «АСО Москвы» действует электронная платформа по карьерному самоопределению «ВРаботе», запущенная совместно с Комитетом общественных связей и молодежной политики Москвы. Все это позволяет молодежи получать те самые возможности, которые они могут использовать для собственной реализации.
Деятельность, связанная с патриотизмом и воспитанием гражданственности, также активно реализуется в социальных сетях. Сюда можно отнести и различные онлайн-эстафеты, посвященные памятным дням российской истории (например, День Победы, День России, День народного единства) в социальных сетях ВКонтакте, Instagram, ^кТок. В прошлом году в социальных сетях была запущено несколько акций, которые были нацелены на информирование молодежи о конституционной реформе.
Активную деятельность ведут и сами представители политических институтов, развивая гражданскую позицию у молодежи. Например, недавно аккаунт в социальной сети ^кТок завело Министерство иностранных дел для «информационной работы». Первое видео, которое загрузило ведомство было связано с А. Навальным и скептическим отношением к вакцине «Спутник V», подписанное словами «Не дайте себя обмануть». Помимо этого, некоторые депутаты и представители региональной политической элиты ведут свои профили, пропагандируя среди молодежи определенный образ жизни - активное конструктивное политическое уча-
стие, чувство патриотизма и любви к Родине, информирование о возможностях молодежи в России.
Формирование ценностей здорового образа жизни идет также через различные акции в социальных сетях.
Наименее реализуемыми направлениями в социальных сетях являются молодежное предпринимательство, молодые семьи и создание условий для обратной связи через социальные сети. Над всем этим государству необходимо работать не только информационно, но и создавать новые механизмы. Например, недавно была запущена платформа «Страна Онлайн», одним из создателей которой является П. Абрамов, заместитель руководитель Росмолодежи. Проект направлен на создание эффективного канала коммуникации между властью и институтами гражданского общества, в том числе и для работы с молодежью. При этом социальная сеть не была должным образом освещена, а сам формат реализация не отвечает трендам и запросам молодежи, согласно комментариям фокус-группы.
У молодежи есть четкий запрос на создание системы двусторонней коммуникации: «Прямое общение через социальные сети», «Создание чат-ботов, которые могут ответить на волнующие молодежь вопросы», «Диалог на равных» и так далее.
Акцентируем внимание на позицию российских политологов С.В. Симоновой и А.В. Соколова в отношении того, что «следует приветствовать попытку российского государства унифицировать общие правила работы социальных сетей с контентом российских пользователей, в том числе, и протестной природы. На основе международных подходов и исследований целесообразно выделить следующие гарантии, обеспечивающие реализацию прав и интересов гражданских активистов на просторах интернет-платформ: а) инструменты обратной связи пользователей по поводу действий иных пользователей и платформы; б) возможности обжалования принятых администрацией решений, в т.ч. с использованием государственных институтов; в) построение механизмов разрешения споров между пользователями, а также круга запрещенных к распространению сведений, правил блокировки аккаунтов на основе базовых правовых принципов законности, справедливости, прав человека; г) широкое применение системы предупреждений и согласительных процедур, пред-
варяющих блокировку доступа к аккаунтам» [11, с, 192]. Это позволит молодежи быть уверенными при работе в социальных сетях [13].
Социальные сети является перспективной платформой для реализации государственной молодежной политики. В социальных сетях молодежь видит действия властей, отмечает как положительные, так и отрицательные стороны этой коммуникации. Органы государственной власти на данный момент все еще в поисках эффективных форм взаимодействия с молодежью в социальных сетях, потенциал социальных сетей как инструмента не до конца раскрыт и осмыслен в научном сообществе.
Литература
1. Авцинова Г.И. Молодежная политика современной России: абсентеизм и политический протест // Вопросы политологии. 2019. Т. 9. №4(44).
2. Бурда М.А., Горчакова А.Р., Стригина Н.С. Современные особенности становления новых агентов политической социализации молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. 2020. Т. 15. №2.
3. Гаитбаева С. Аудитория шести крупнейших соцсетей в России в 2020 году: изучаем инсайты // «PPC.World» от 31.08.2020. URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/ (дата обращения 23.09.2021).
4. Гришин О.Е., Воронова А.А. Инструментальная функция средств массовой информации и блогосферы в политическом информационном пространстве // PolitBook. 2012. №1.
5. Курносова Е. Социальные сети в цифрах: результаты исследования // MediaScope. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/f97/ 18.04.2019_Mediascope_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1% 80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BD%D0 %BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%A0%D0%98%D0%A4+%D0 %9A%D0%98%D0%91%202019.pdf (дата обращения 23.09.2021).
6. Луков В.А. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколения. Москва: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 2013.
7. Луков В.А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. Москва: Канон+ РООИ «Реабилитация». 2012.
8. Нестерчук О.А., Горчакова А.Р., Стригина Н.С. Особенности политической социализации молодежи в современной России (на примере Брянской
области) // Известия Юго-Западного государственного университета / Серия: История и право. 2020. Т. 10. №3.
9. «Порвал зал»: видеоремикс губернатора Ставрополья взорвал соц-сети // «Блокнот. Ставрополь» от 07.08.2020. URL: https://bloknot-stavropol.ru/news/porval-zal-videoremiks-gubernatora-stavropolya-vzo (дата обращения 22.09.2021).
10. Разуваева призвала создавать для молодежи вовлекающий контент. «РИА Новости» от 05.05.2021. URL: https://ria.ru/20210605/rosmolodezh-1735799873.html (дата обращения 23.09.2021).
11. Симонова С.В., Соколов А.В. Протестная активность в сети интернет: особенности правового режима и тенденции юридической практики // PolitBook. 2021. №3.
12. Тимофеева Л.Н. Новая социальность в информационной повестке дня: роль старых и новых медиа // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2020. №2.
13. Ахрамович В.М., Чегренець В.М. Тенденцп розвитку захисту данных в со^альних мережах // телекомуыкацшы та нформацшы технологи. 2020. №1(66).
References
1. Avtsinova G.I. Molodezhnaya politika sovremennoi Rossii: absenteizm i politicheskii protest // Voprosy politologii. 2019. T. 9. №4(44).
2. Burda M.A., Gorchakova A.R., Strigina N.S. Sovremennye osobennosti stanovleniya novykh agentov politicheskoi sotsializatsii molodezhi // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2020. T. 15. №2.
3. Gaitbaeva S. Auditoriya shesti krupneishikh sotssetei v Rossii v 2020 godu: izuchaem insaity // «PPC.World» ot 31.08.2020. URL: https://ppc.world/articles/auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/ (data obrashcheniya 23.09.2021).
4. Grishin O.E., Voronova A.A. Instrumental'naya funktsiya sredstv massovoi informatsii i blogosfery v politicheskom informatsionnom prostranstve // PolitBook. 2012. №1.
5. Kurnosova E. Sotsial'nye seti v tsifrakh: rezul'taty issledovaniya // MediaScope. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/f97/ 18.04.2019_Mediascope_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1% 80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BD%D0
% BE%D1%81 % D0%BE%D0 % B2%D0%B0_%D0 %A0 % D0%98%D0 % A4+%D0 %9A%D0%98%D0%91%202019.pdf (data obrashcheniya 23.09.2021).
6. Lukov V.A. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: rossiiskaya i mirovaya praktika realizatsii v obshchestve innovatsionnogo potentsiala no-vykh pokoleniya. Moskva: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 2013.
7. Lukov V.A. Teorii molodezhi: Mezhdistsiplinarnyi analiz. Moskva: Kanon+ ROOI «Reabilitatsiya». 2012.
8. Nesterchuk O.A., Gorchakova A.R., Strigina N.S. Osobennosti politicheskoi sotsializatsii molodezhi v sovremennoi Rossii (na primere Bryan-skoi oblasti) // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta / Seriya: Istoriya i pravo. 2020. T. 10. №3.
9. «Porval zal»: videoremiks gubernatora Stavropol'ya vzorval sotsseti // «Bloknot. Stavropol'» ot 07.08.2020. URL: https://bloknot-stavropol.ru/news/porval-zal-videoremiks-gubernatora-stavropolya-vzo (data obrashcheniya 22.09.2021).
10. Razuvaeva prizvala sozdavat' dlya molodezhi vovlekayushchii kontent. «RIA Novosti» ot 05.05.2021. URL: https://ria.ru/20210605/rosmolodezh-1735799873.html (data obrashcheniya 23.09.2021).
11. Simonova S.V., Sokolov A.V. Protestnaya aktivnost' v seti internet: osobennosti pravovogo rezhima i tendentsii yuridicheskoi praktiki // PolitBook. 2021. №3.
12. Timofeeva L.N. Novaya sotsial'nost' v informatsionnoi povestke dnya: rol' starykh i novykh media // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya. Sotsiologiya. 2020. №2.
13. Akhramovich V.M., Chegrenets' V.M. Tendentsii rozvitku zakhistu dannykh v sotsial'nikh merezhakh // telekomunikatsiini ta informatsiini tekhnologii. 2020. №1(66).