Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ [1]'

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ [1] Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / РАННЯЯ ЗРЕЛОСТЬ / VALUE ORIENTATIONS / AGE-PSYCHOLOGICAL APPROACH / ADOLESCENCE / EARLY ADULTHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна, Голубева Марина Герасимовна, Бибарсова Надия Витальевна

Актуальность исследования определяется необходимостью изучения особенностей ценностных ориентаций личности в процессе обучения в вузе, так как в ближайшем будущем современные студенты станут основной производительной силой общества, а их ценности будут в значительной степени определять его аксиологические приоритеты. Цель исследования - выявить возрастную специфику значимости и доступности терминальных ценностей студентов в юношеском возрасте и ранней зрелости в зависимости от пола. Преодоление возрастного порога исследуемого периода жизни информантов характеризовалось достоверными различиями в значимости терминальных ценностей. Так, дружба была названа респондентами наиболее важной ценностью в юношеском возрасте, а здоровье, материально-обеспеченная жизнь, уверенность в себе, согласно мнению принявших участие в опросе, приобретают большую значимость в ранней зрелости. Установлено, что по мере взросления структура ценностных ориентаций индивидов становится все более гармоничной. Определено содержание внутренних вакуумов, локализация и степень выраженности внутренних конфликтов на разных этапах возрастного развития. Установлено, что выявленные различия между юношами и девушками в значимости и доступности терминальных ценностей, характерные для юношеского возраста и ранней зрелости, могут быть обусловлены половыми ролями. У современных студентов в структуре ценностных ориентаций присутствуют как общие, так и специфические особенности, сформированные под влиянием возраста и пола. Дисгармоничность структуры ценностных ориентаций в юношеском возрасте, вызванная несовпадением значимости и доступности терминальных ценностей, актуализирует необходимость внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза практики психолого-педагогического сопровождения самоопределения студентов в различных сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна, Голубева Марина Герасимовна, Бибарсова Надия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG MEN AND WOMEN IN THE PROCESS OF STUDYING AT THE UNIVERSITY [1]

The relevance of the research is in the need to study the features of personal value orientations in the process of studying at the university as modern students will become the main productive force and their values will largely determine society’s axiological priorities in the nearest future. The purpose of the study is to reveal the age-specific significance and availability of terminal values depending on the gender of students in adolescence and early adulthood. The reliable differences in the significance of terminal values are revealed in the transition from adolescence to early adulthood. According to the respondents, friendship is more important value during youth, and health, financially secure life, self-confidence become more important in early adulthood. It is established that during maturity the structure of value orientations becomes more harmonious. The content of internal vacuums, localization and degree of expression of internal conflicts at different stages of age development are determined. The revealed differences between young men and women in the significance and availability of terminal values specific to adolescence and early adulthood can be caused by gender roles. Modern students have both general and specific features in the structure of value orientations due to the influence of their age and gender. The disharmony in the structure of value orientations in adolescence due to the discrepancy between the significance and availability of terminal values actualizes the need to introduce psychological and pedagogical support for the process of self-determination of students in various spheres of life activity in the educational process of higher education.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ [1]»

УДК 159.9.075-057.875

Мерзлякова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и когнитивной психологии Астраханского государственного университета

Голубева Марина Герасимовна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей Астраханского государственного университета

Бибарсова Надия Витальевна

старший лаборант кафедры общей и когнитивной психологии Астраханского государственного университета

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ [1]

Аннотация:

Актуальность исследования определяется необходимостью изучения особенностей ценностных ориентаций личности в процессе обучения в вузе, так как в ближайшем будущем современные студенты станут основной производительной силой общества, а их ценности будут в значительной степени определять его аксиологические приоритеты. Цель исследования - выявить возрастную специфику значимости и доступности терминальных ценностей студентов в юношеском возрасте и ранней зрелости в зависимости от пола. Преодоление возрастного порога исследуемого периода жизни информантов характеризовалось достоверными различиями в значимости терминальных ценностей. Так, дружба была названа респондентами наиболее важной ценностью в юношеском возрасте, а здоровье, материально-обеспеченная жизнь, уверенность в себе, согласно мнению принявших участие в опросе, приобретают большую значимость в ранней зрелости. Установлено, что по мере взросления структура ценностных ориентаций индивидов становится все более гармоничной. Определено содержание внутренних вакуумов, локализация и степень выраженности внутренних конфликтов на разных этапах возрастного развития. Установлено, что выявленные различия между юношами и девушками в значимости и доступности терминальных ценностей, характерные для юношеского возраста и ранней зрелости, могут быть обусловлены половыми ролями. У современных студентов в структуре ценностных ориентаций присутствуют как общие, так и специфические особенности, сформированные под влиянием возраста и пола. Дисгармоничность структуры ценностных ориента-ций в юношеском возрасте, вызванная несовпадением значимости и доступности терминальных ценностей, актуализирует необходимость внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза практики психолого-педагогического сопровожден ния самоопределения студентов в различных сферах жизнедеятельности.

Merzlyakova Svetlana Vasilyevna

PhD in Psychology, Associate Professor, Professor, General and Cognitive Psychology Department, Astrakhan State University

Golubeva Marina Gerasimovna

PhD in Psychology, Associate Professor, English Language for Humanities Specialties Department, Astrakhan State University

Bibarsova Nadia Vitalyevna

Senior Laboratory Assistant, General and Cognitive Psychology Department, Astrakhan State University

THE DYNAMICS OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG MEN AND WOMEN IN THE PROCESS OF STUDYING AT THE UNIVERSITY [1]

Summary:

The relevance of the research is in the need to study the features of personal value orientations in the process of studying at the university as modern students will become the main productive force and their values will largely determine society's axiological priorities in the nearest future. The purpose of the study is to reveal the age-specific significance and availability of terminal values depending on the gender of students in adolescence and early adulthood. The reliable differences in the significance of terminal values are revealed in the transition from adolescence to early adulthood. According to the respondents, friendship is more important value during youth, and health, financially secure life, self-confidence become more important in early adulthood. It is established that during maturity the structure of value orientations becomes more harmonious. The content of internal vacuums, localization and degree of expression of internal conflicts at different stages of age development are determined. The revealed differences between young men and women in the significance and availability of terminal values specific to adolescence and early adulthood can be caused by gender roles. Modern students have both general and specific features in the structure of value orientations due to the influence of their age and gender. The disharmony in the structure of value orientations in adolescence due to the discrepancy between the significance and availability of terminal values actualizes the need to introduce psychological and pedagogical support for the process of self-determination of students in various spheres of life activity in the educational process of higher education.

Ключевые слова:

ценностные ориентации, возрастно-психологиче-ский подход, юношеский возраст, ранняя зрелость.

Keywords:

value orientations, age-psychological approach, adolescence, early adulthood.

В современном мире интенсивные социально-экономические и политические преобразования оказывают существенное влияние на развитие личности. Увеличивается также воздействие информационный среды в целом, медийной культуры, онлайн-сообществ, электронных средств массовой информации на процесс социализации в подростковом и юношеском возрасте. Формирование личностного и социального самоопределения современной молодежи происходит в условиях идеологической неопределенности, мультикультурализма, сосуществования принципиально разных систем ценностей с размытыми границами приемлемого поведения. На этом фоне особую актуальность приобретает проблема развития ценностных ориентаций личности в процессе обучения в вузе, так как в ближайшем будущем современные студенты станут основной производительной силой общества, следовательно, их ценности будут в значительной степени определять векторы социального аксиологического развития.

Период студенчества соединяет в себе юношеский возраст и раннюю зрелость. С позиций возрастной психологии каждый этап жизни человека характеризуется социальной ситуацией развития, ее задачами, которые определяют общий вектор развития, а также системой видов деятельности во главе с ведущей и возрастными психологическими новообразованиями [2]. Д.И. Фельдштейн рассматривает юношеский возраст как период жизни и развития человека от 16 до 18 лет [3]. М.Р. Гинзбруг полагает, что юность у девушек длится от 15 до 20 лет, у молодых людей - от 16 до 24 лет [4]. И.С. Кон считает, что переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на три этапа: 1) от 11-12 до 14-15 лет - подростковый, отроческий возраст; 2) от 14-15 до 18 лет - ранняя юность; 3) от 18 до 23-25 лет - поздняя юность или начало взрослости [5, с. 58-59]. В периодизации Э. Эриксона подростковая стадия приходится на период от 12 до 19 лет, ранняя зрелость - от 20 до 25 лет [6, с. 220]. В рамках нашего исследования студенческая молодежь в возрасте от 17 до 22 лет подразделяется на две возрастные группы: 1) от 17 до 19 лет - юношеский возраст (ранняя юность); 2) от 20 до 22 лет -ранняя зрелость (поздняя юность).

Сегодня молодых людей, обучающихся в вузах, по возрастным и содержательным характеристикам принято относить к «поколению Z», «интернет-поколению», «цифровым людям», для которых одним из наиболее важных источников социокультурного развития являются информационно-коммуникационные ресурсы сети Интернет [7].

Исследователи отмечают следующие особенности «поколения Z»: клиповость мышления, фрагментированность сознания, способность к быстрой переключаемости с одного вида деятельности на другой, умение действовать в условиях многозадачности, высокая мобильность, непривязанность к постоянному месту жительства и социальному окружению, виртуальный характер межличностных коммуникаций, так как общение протекает в социальных сетях. Принято считать, что на формирование системы ценностных ориентаций представителей «поколения Z» оказывают влияние социально-демографические и этнокультурные детерминанты [8].

Результаты широкомасштабного исследования, в котором принял участие 1251 респондент в возрасте от 16 до 25 лет, подтверждают гипотезу об «отчуждении» данного поколения от традиционной системы ценностей. При этом наиболее важными среди них являются самостоятельность и независимость в суждениях и поступках, а приверженность существующим традициям занимает последнее место в аксиологической иерархии. Особенности системы ценностных ориентаций в значительной степени определяются принадлежностью к половой, возрастной (ранняя юность, юность, поздняя юность, зрелость), этнической (русские, буряты, украинцы и др.), конфессиональной (православные, другие христианские конфессии, мусульмане, буддисты, внеконфессиональные верующие, атеисты), региональной (Дальний Восток, Сибирь, Центральная Россия, Украина) и учебно-профессиональной (социогуманитарное, естественнонаучное и техническое направления подготовки) общности [9].

При сравнении систем ценностей молодежи в 1990-х и 2000-х гг. А.И. Подольский, О.А. Идобаева отмечают у современных юношей и девушек снижение мотивации на достижения, на личный успех и повышение значимости для личности благополучия других людей и общества в целом [10]. При этом процесс формирования идентичности у современной молодежи отлича-

ется сложностью: слабая дифференциация мотивационных целей, их конфликтность в смысловой сфере свидетельствуют о переживаемом кризисе, наличии «болевых точек» в самосознании подростков и юношей [11].

В результате сравнительного анализа установлено, что ядро ценностных ориентаций современных российских студентов составляют категории, мотивирующие на достижение личного успеха и проявление самостоятельности, на заботу о благополучии близких людей [12].

В современной науке широко распространена теория базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца, в которой выделяется 19 наименований, представляющих собой мотивационный кон-тиниум [13].

В контексте нашего исследования безусловный интерес представляет концепция ценностных ориентаций М. Рокича, в рамках которой автором транслируется устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной и социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, или конечная цель существования [14]. М. Рокич разделил все ценности на терминальные (ценности-цели индивидуального существования) и инструментальные (ценности-средства, связанные с качествами и способами действий для достижения целей).

Используя технику попарного ранжирования терминальных ценностей, выделенных М. Ро-кичем, Е.Б. Фанталова разработала диагностическую методику «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах», направленную на выявление доминирующих аксиологических категорий и внутренних конфликтов [15]. При этом ею используются следующие понятия: внутренний конфликт - состояние личности, которое проявляется в тех случаях, когда ценность какой-либо сферы выше, чем ее же доступность; внутренний вакуум - ощущение внутренней опустошенности, снижения побуждений; он наблюдается в случаях, когда доступность какой-либо сферы выше, чем ее же ценность; нейтральная зона - «бесконфликтная» территория, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают [16].

Нерешенными на сегодняшний день остаются следующие вопросы.

1. Существуют ли различия в значимости и доступности терминальных ценностей в юношеском возрасте и ранней зрелости?

2. Совпадают ли содержание и степень выраженности внутриличностных конфликтов в юношеском возрасте и ранней зрелости?

3. Имеются ли достоверные различия в юношеском возрасте и ранней зрелости в значимости и доступности терминальных ценностей между юношами и девушками?

Целью нашего исследования является изучение возрастной специфики значимости и доступности терминальных ценностей в зависимости от пола студентов в юношеском возрасте и ранней зрелости. Мы предположили, что иерархия аксиологических категорий, свойственных представителям молодого поколения современности. определяется возрастными особенностями и полом респондентов. Соответственно, задачи исследования предполагали:

1. оценку достоверности аксиологических различий в юношеском возрасте и ранней зрелости;

2. определение структурного сдвига в показателях значимости и доступности ценностей у студентов на разных этапах возрастного развития;

3. выявление локализации внутренних вакуумов, содержания и степени выраженности внутриличностных конфликтов у современных студентов на разных этапах возрастного развития;

4. проведение сравнительного анализа значимости и доступности терминальных ценностей для юношей и девушек на разных этапах их возрастного развития.

Для диагностики структуры ценностных ориентаций мы использовали опросник «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой [17]. Достоверность результатов исследования установлена в результате вычисления непараметрических критериев Манна-Уитни, Вилкоксона с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

В опросе приняли участие 1086 студентов Астраханского государственного университета, Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Выборка включала 357 юношей (32,9 %) и 729 девушек (67,1 %). Все участники опроса были распределены по двум возрастным группам. Первую из них составили студенты в возрасте от 17 до 19 лет в количестве 644 чел. (59,3 %). Во вторую группу вошли 442 чел. (40,7 %), достигших 20-22 лет.

Опросник Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» позволил нам установить иерархию ценностей современного молодого поколения, а также степень их доступности для студенческой молодежи. С помощью U-критерия Манна-Уитни мы провели сравнительный анализ полученных данных в юношеском возрасте и ранней зрелости. Согласно данным таблицы 1 достоверные различия выявлены в показателях

значимости таких ценностей, как здоровье, материально-обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе. Анализ значений медиан каждой возрастной группы свидетельствует о том, что дружба является более значимой ценностью в юношеском возрасте по сравнению со следующим возрастным периодом. В ранней зрелости ценность здоровья, материально-обеспеченной жизни, уверенности в себе значительно возрастает. При этом в рамках исследования не выявлено достоверных различий в показателях доступности ценностей в зависимости от возрастной группы.

Таблица 1 - Оценка достоверности различий в системе ценностей в юношеском возрасте и ранней зрелости (п = 1 086 студентов) [18]_

Ценности Значение медиан Значение ^критерия Уровень значимости

17-19 лет 20-22 года

Активная деятельная жизнь значимость 4 4 139 451,5 0,567

доступность 6 6 141 693,0 0,900

Здоровье значимость 7 8 123 209,0 0,000

доступность 5 6 137 303,5 0,320

Интересная работа значимость 5 5 133 005,5 0,063

доступность 5 5 138 791,0 0,483

Красота природы и искусства значимость 2 2 134 015,5 0,097

доступность 4 5 138 193,5 0,414

Любовь значимость 7 7 138 660,0 0,467

доступность 5 6 132 527,0 0,053

Материально-обеспеченная жизнь значимость 5,5 6 127 922,5 0,004

доступность 4 4 140 396,5 0,703

Наличие хороших и верных друзей значимость 7 6 126 562,5 0,002

доступность 6 6 140 313,0 0,691

Уверенность в себе значимость 5,5 6 130 429,5 0,018

доступность 6 6 139 504,5 0,576

Познание значимость 5 5 133 768,5 0,090

доступность 7 6 132 710,5 0,057

Свобода как независимость в поступках и действиях значимость 6 6 138 650,0 0,467

доступность 6 6 140 314,5 0,691

Счастливая семейная жизнь значимость 10 10 140 457,5 0,707

доступность 5 5 141 886,5 0,931

Творчество значимость 3 2 135 561,5 0,179

доступность 5 5 136 277,5 0,232

Анализ значений медиан (табл. 1) свидетельствует о том, что в юношеском возрасте приоритетными ценностями являются счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей, здоровье. В список менее значимых ценностей вошли свобода как независимость в поступках и действиях, материально-обеспеченная жизнь, уверенность в себе, познание, интересная работа, активная деятельная жизнь. К числу наименее важных ценностей в юношеском возрасте относятся творчество, красота природы и искусства.

Для оценки достоверности различий в показателях структурного сдвига между значимостью и доступностью ценностей мы использовали критерий Вилкоксона (Т). Установлено, что в юношеском возрасте значимость таких ценностей, как счастливая семейная жизнь (Т = -16,023 при уровне значимости р < 0,0001), любовь (Т = -11,131 при р < 0,0001), дружба (Т = -3,783 при р < 0,0001), здоровье (Т = -7,798 при р < 0,0001), материально-обеспеченная жизнь (Т = -10,165 при р < 0,0001) превышает их доступность. Напротив, ценности активной деятельной жизни (Т = -15,18 при р < 0,0001), красоты природы и искусства (Т = -13,632 при р < 0,0001), уверенности в себе (Т = -2,675 при р < 0,0001), познания (Т = -11,048 при р < 0,0001), творчества (Т = -11,539 при р < 0,0001) отличаются большей доступностью по сравнению с их значимостью для студентов. В юношеском возрасте не выявлено достоверных различий в показателях значимости и доступности у следующих ценностей: интересная работа (Т = -1,37 при р = 0,171), свобода (Т= - 0,258 при р = 0,797).

В ранней юности конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу») в большинстве случаев разворачивается в таких сферах, как счастливая семейная жизнь (у 23,8 % - средняя степень выраженности, 18 % - высокая степень выраженности), любовь (у 22 % - средняя степень выраженности, 5,6 % - высокая степень выраженности), материально-обеспеченная жизнь (у 22,8 % - средняя степень выраженности, 4,7 % - высокая степень выраженности), здоровье (у 18,6 % - средняя степень выраженности, 7,5 % - высокая степень выраженности). Полученные данные согласуются с ранее проведенным исследованием [19].

Внутренние вакуумы наиболее часто встречаются в следующих сферах: активная деятельная жизнь (31,2 %), красота природы и искусства (30,7 %), творчество (28,1 %), познание (24,7 %). Наиболее гармоничными сферами, согласно результатам опроса, у современной молодежи являются следующие: интересная работа (78,7 %), наличие хороших и верных друзей (77,6 %), уверенность в себе (76,4 %), свобода (73,9 %).

С помощью U-критерия Манна-Уитни мы провели сравнительный анализ показателей значимости и доступности терминальных ценностей в зависимости от пола студентов в юношеском возрасте. Результаты, приведенные в табл. 2, позволяют говорить о том, что гендерные аксиологические различия на уровне статистической значимости обнаружены для таких ценностей, как активная деятельная жизнь, здоровье, красота природы и искусства, любовь, материально-обеспеченная жизнь, дружба, познание, счастливая семейная жизнь, творчество. Иерархия ценностей юношей отличается большей выраженностью значимости для них активной деятельной жизни, красоты природы и искусства, наличия хороших и верных друзей, творчества. В возрасте от 17 до 19 лет для молодых людей более доступными по сравнению с девушками являются такие сферы, как здоровье, материально-обеспеченная жизнь, дружба. Структура ценностных ориентаций девушек отличается приоритетностью для них здоровья, любви, счастливой семейной жизни, доступностью красоты природы и искусства, познания, творчества.

Таблица 2 - Оценка достоверности различий в системе ценностей между юношами и девушками в возрасте 17-19 лет (п = 644 студента)_

Ценности Значение медиан Значение U-критерия Уровень значимости

юноши девушки

Активная деятельная жизнь значимость 4,0 3,5 41 859,5 0,018

доступность 6,0 6,0 45 272,0 0,404

Здоровье значимость 6,0 7,0 40 659,0 0,004

доступность 6,0 5,0 39 692,5 0,001

Интересная работа значимость 5,0 5,0 44 069,0 0,168

доступность 5,0 5,0 46 433,5 0,752

Красота природы и искусства значимость 3,0 2,0 40 870,5 0,005

доступность 4,0 5,0 41 705,5 0,015

Любовь значимость 7,0 8,0 34 135,5 0,000

доступность 6,0 5,0 43 028,5 0,067

Материально-обеспеченная жизнь значимость 6,0 6,0 45 701,5 0,521

доступность 4,5 4,0 42 305,5 0,031

Наличие хороших и верных друзей значимость 7,0 6,5 42 595,0 0,042

доступность 6,5 6,0 42 581,5 0,042

Уверенность в себе значимость 6,0 6,0 46 131,0 0,652

доступность 6,0 6,0 46 636,5 0,823

Познание значимость 5,0 5,0 46 749,0 0,862

доступность 6,0 7,0 35 168,5 0,000

Свобода как независимость в поступках и действиях значимость 6,0 6,0 43 332,0 0,089

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доступность 6,0 6,0 46 120,0 0,650

Счастливая семейная жизнь значимость 9,0 10,0 35 794,5 0,000

доступность 6,0 5,0 42 867,0 0,057

Творчество значимость 3,0 2,0 42 041,0 0,022

доступность 4,0 6,0 38 615,0 0,000

Аналогично рассмотрим структуру ценностных ориентаций современных студентов в ранней зрелости. На основании анализа значений медиан (табл. 1) можно утверждать, что в ранней зрелости наиболее важными ценностями являются счастливая семейная жизнь, здоровье, любовь. Менее важными - материально-обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, свобода, интересная работа, познание, активная деятельная жизнь. Минимальная значимость для респондентов в ранней зрелости выявлена со стороны категорий «красота природы и искусства», «творчество».

Критерий Вилкоксона позволил нам оценить достоверность различий в показателях структурного сдвига значимости и доступности терминальных ценностей. В ранней зрелости значимость превышает доступность таких ценностей, как счастливая семейная жизнь (T = -13,154 при р < 0,0001), материально-обеспеченная жизнь (T = -9,99 при р < 0,0001), здоровье (T = -8,682 при р < 0,0001), любовь (T = -6,751 при р < 0,0001). Обратное положение наблюдается в следующих сферах: активная деятельная жизнь (T = -13,807 при р < 0,0001), красота природы и искусства (T = -12,658 при р < 0,0001), творчество (T = -9,742 при р < 0,0001), познание (T = -8,539 при р < 0,0001). Количество ценностей, в показателях значимости и доступности которых не выявлено достоверных различий,

увеличилось в ранней зрелости. Потребности желаемого и возможности его удовлетворения в возрасте от 20 до 22 лет совпадают в отношении таких ценностей, как интересная работа (Т = -0,666 при р = 0,506), наличие хороших и верных друзей (Т = -0,017 при р = 0,987), уверенность в себе (Т = -0,606 при р = 0,544), свобода (Т = -1,05 при р = 0,294).

В ранней зрелости студенты часто подвержены внутриличностным конфликтам, вызванным нереализованностью желаний, в таких сферах, как: счастливая семейная жизнь (у 18,3 % - средняя степень выраженности, 20,8 % - высокая степень выраженности), материально-обеспеченная жизнь (у 26,5 % - средняя степень выраженности, 7,5 % - высокая степень выраженности), здоровье (у 19,7% - средняя степень выраженности, 9 % - высокая степень выраженности), любовь (у 15,8 % - средняя степень выраженности, 5,7 % - высокая степень выраженности). Внутренние вакуумы, когда доступность какой-либо сферы выше, чем ее же ценность, характеризуют категории красоты природы и искусства (33,7 %), активной деятельной жизни (29,2 %), творчества (28,3 %), познания (25,3 %). Гармоничными сферами, для которых обнаружено совпадение значимости и возможности достижения цели в ближайшем будущем, являются уверенность в себе (81,4 %), интересная работа (80,3 %), наличие хороших и верных друзей (78,3 %), свобода (76,7 %).

В ранней зрелости в структуре ценностных ориентаций между юношами и девушками выявлены достоверные различия в таких сферах, как активная деятельная жизнь, здоровье, красота природы и искусства, любовь, материально-обеспеченная жизнь, дружба, познание, счастливая семейная жизнь, творчество (табл. 3). Активная деятельная жизнь, красота природы и искусства, наличие хороших и верных друзей, познание, творчество являются более значимыми ценностями для юношей по сравнению с девушками. Доступность материально-обеспеченной жизни интересна в большей степени юношам. Иерархия терминальных ценностей девушек отличается выраженностью значимости таких сфер, как счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, материально-обеспеченная жизнь. Кроме того, представительницы прекрасного пола выше оценивают доступность любви, чем юноши.

Таблица 3 - Оценка достоверности различий в системе ценностей между юношами и девушками в возрасте от 20-22 лет (п = 442 студента)_

Ценности Значение медиан Значение и-критерия Уровень значимости

юноши девушки

Активная деятельная жизнь значимость 4,0 3,0 15 952,0 0,000

доступность 6,0 6,0 18 280,0 0,074

Здоровье значимость 7,0 8,0 17 656,5 0,022

доступность 6,0 6,0 19 826,0 0,604

Интересная работа значимость 5,0 5,0 19 961,5 0,681

доступность 5,0 5,0 19 534,0 0,447

Красота природы и искусства значимость 3,0 2,0 16 619,0 0,002

доступность 4,5 5,0 18 619,5 0,132

Любовь значимость 6,0 8,0 15 498,0 0,000

доступность 5,0 6,0 17 832,5 0,032

Материально-обеспеченная жизнь значимость 5,5 6,0 17 866,0 0,034

доступность 5,0 4,0 17 407,0 0,012

Наличие хороших и верных друзей значимость 7,0 6,0 17 778,5 0,028

доступность 7,0 6,0 18 756,0 0,163

Уверенность в себе значимость 6,0 6,0 20 084,5 0,757

доступность 6,0 6,0 18 560,5 0,119

Познание значимость 5,0 4,0 17 636,5 0,021

доступность 6,0 6,0 18 665,0 0,142

Свобода значимость 6,0 6,0 18 869,0 0,193

доступность 6,0 6,0 19 408,5 0,389

Счастливая семейная жизнь значимость 8,0 10,0 13 317,0 0,000

доступность 5,0 5,5 20 351,0 0,929

Творчество значимость 3,0 2,0 17 745,0 0,026

доступность 5,0 4,0 19 951,5 0,678

Проведенное эмпирическое исследование, направленное на изучение возрастной специфики значимости и доступности терминальных ценностей в зависимости от пола студентов в юношеском возрасте и ранней зрелости, позволяет сделать следующие выводы.

1. В обеих возрастных группах ядро ценностного сознания студенческой молодежи составляют: счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье. Творчество, красота природы и искусства являются наименее значимыми ценностями для современных студентов. Результаты исследования согласуются с данными, полученными другими авторами [20].

Приоритетное значение семьи и любви в структуре ценностных ориентаций молодежи обусловлено возрастными задачами, требующими разрешения на данном этапе онтогенеза. M. Xia, G.M. Fosco, M.A. Lippold и M.E. Feinberg отмечают, что ключевой задачей развития на этапе вхождения во взрослость является выстраивание романтических отношений с противоположным полом, выбор партнера для будущей семейной жизни [21].

Реализация государственных программ, направленных на пропаганду и формирование здорового образа жизни российских граждан, может объяснить высокую значимость ценности здоровья, выявленную у респондентов.

Проведенное исследование показало, что в группах выражены возрастные различия в иерархии терминальных ценностей: дружба является приоритетной ценностью в юношеском возрасте, а здоровье, материально-обеспеченная жизнь, уверенность в себе приобретают большую значимость в ранней зрелости.

2. В юношеском возрасте и ранней зрелости внутренние конфликты, обусловленные не-реализованностью желаний, проявляют себя в большей степени, чем внутренние вакуумы, вызванные недооценкой той или иной жизненной сферы. Дисгармоничность в структуре ценностных ориентаций с точки зрения соответствия желаемого и возможного была выявлена в ходе исследования относительно активной деятельной жизни, здоровья, красоты природы и искусства, любви, материально-обеспеченной жизни, познания, счастливой семейной жизни, творчества. Внутриличностные конфликты студентов связаны с нереализованностью таких ценностей, как счастливая семейная жизнь, любовь, материально-обеспеченная жизнь, здоровье. Наличие внутренних вакуумов сопряжено с такими ценностными ориентациями современной молодежи, как активная деятельная жизнь, красота природы и искусства, творчество, познание.

В ранней зрелости аксиологическая направленность студентов становится более гармоничной по сравнению с юношеским возрастом. Снижается частота встречаемости внутриличностных конфликтов и внутренних вакуумов, список гармоничных сфер, для которых свойственно совпадение значимости и доступности ценности, расширяется и включает уверенность в себе, интересную работу, наличие хороших и верных друзей, свободу.

3. Значимость терминальных ценностей у юношей и девушек примерно одного и того же возраста существенно различаются.

Мужская иерархия ценностей характеризуется признанием большей значимости активной деятельной жизни, красоты природы и искусства, наличия хороших и верных друзей, творчества. Здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь приоритетны для девушек. В данном случае не приходится говорить о возрастной специфике, так как указанные различия в ценностных ориен-тациях респондентов носят преимущественно гендерный характер.

В ранней зрелости ценность познания является более значимой для юношей, чем для девушек. В юношеском возрасте более доступными ценностями для молодых людей представляются здоровье, материально-обеспеченная жизнь, дружба, для девушек - красота природы и искусства, познание, творчество. В этот период существенно сокращается количество жизненных сфер, в показателях доступности которых выявлены половые различия. Для юношей важна доступность материально-обеспеченной жизни, для девушек - доступность любви.

4. Отдельно хотелось бы остановиться на том факте, что в сфере познания, интеллектуального развития наблюдается внутренний вакуум и в юношеском возрасте (24,7 %), и ранней зрелости (25,3 %). В период студенчества учебно-профессиональная деятельность является ведущей. В ситуации, когда ценность оценивается как доступная, но не важная, возникает состояние внутренней опустошенности, отмечается снижение побуждений и познавательной мотивации. Это в свою очередь может негативно отразиться на профессиональном самоопределении студентов, способствовать развитию кризисов профессионального становления.

Результаты исследования фиксируют также наличие внутриличностного конфликта, связанного с недоступностью, но высокой значимостью ценности семьи у 41,8 % респондентов в юношеском возрасте и у 39,1 % опрошенных, находящихся в периоде развития ранней зрелости. Полученные результаты актуализируют необходимость организации и внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза психолого-педагогического сопровождения процесса самоопределения студентов в брачно-семейной сфере [22].

Итак, в проведенном эмпирическом исследовании нам удалось обнаружить и проанализировать различия в значимости и доступности терминальных ценностей для современных студентов в зависимости от их возраста и пола. Полученные результаты свидетельствуют о том, что дружба является приоритетной ценностью в юношеском возрасте, а здоровье, материально-обеспеченная жизнь, уверенность в себе приобретают большую значимость в ранней зрелости. Внутриличностные конфликты студентов связаны с нереализованностью таких ценностей, как счастливая семейная жизнь, любовь, материально-обеспеченная жизнь, здоровье. Наличие

внутренних вакуумов характерно для таких сфер, как активная деятельная жизнь, красота природы и искусства, творчество, познание.

Выявлено, что в ранней зрелости структура ценностных ориентаций становится более гармоничной по сравнению с юношеским возрастом. Отмеченные различия между юношами и девушками в значимости и доступности терминальных ценностей, характерные для юношеского возраста и ранней зрелости, могут быть обусловлены половыми ролями.

Ссылки и примечания:

1. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-013-00072 «Личностные факторы развития семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости».

2. Карабанова О.А. Развитие возрастно-психологического подхода в современной психологии // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2018. № 35. С. 1-13.

3. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. М., 2004. 670 с.

4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-53.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 254 с.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2003. 608 с.

7. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты / М.С. Яницкий [и др.] // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67. https://doi.Org/10.17223/17267080/72/3.

8. Там же.

9. Там же.

10. Подольский А.И., Идобаева О.А. QUO VADIS? Траектории ценностно-мотивационного развития современной российской молодежи // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 45-58.

11. Там же.

12. Даниленко О.И., Ли Ц., Сюй И. Ценности современных китайских и российских студентов: сравнительный анализ приоритетов // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 50-60.

13. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43-70.

14. Rockeach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973. 438 p.

15. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара, 2001. 128 с.

16. Там же.

17. Там же.

18. Таблицы 1 -3 составлены авторами по результатам эмпирического исследования в рамках реализации научного проекта РФФИ № 20-013-00072.

19. Мерзлякова С.В. Ценностные ориентации молодежи в зависимости от степени выраженности внутриличностного конфликта в сфере семейных отношений // В мире научных открытий. 2011. № 7-2 (19). С. 864-880.

20. Реан А.А. Семья в структуре ценностей молодежи // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 1. С. 62-76. https://doi .org/10.21702/rpj.2017.1.4 ; Сиврикова Н.В., Бережная Д.Ю. Взаимосвязь ценностей со стилем медиапотребления студентов // Сибирский психологический журнал. 2016. № 60. С. 166-180. https://doi.org/10.17223/17267080/60/12.

21. Xia M., Fosco G.M., Lippold M.A., Feinberg M.E. A Developmental Perspective on Young Adult Romantic Relationships: Examining Family and Individual Factors in Adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2018. No. 47. 1499-1516. https://doi.org/10.1007/s10964-018-0815-8.

22. Мерзлякова С.В. Модель психолого-педагогического сопровождения развития семейного самоопределения студенческой молодежи // В мире научных открытий. 2014. № 11-1 (59). С. 560-584. https://doi.org/10.12731/wsd-2014-11.1-8 ; Merzlyakova S.V., Golubeva M.G. The Development of Family Self-determination of Student's Youth // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). 2019. Vol. LVI. Р. 395-403. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.02.02.43.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.