Научная статья на тему 'Сравнительный анализ основных аспектов сотрудничества в рамках коммерческих соглашений типа «Код - Шеринг», «Мокрый лизинг» и «Франчайзинг»'

Сравнительный анализ основных аспектов сотрудничества в рамках коммерческих соглашений типа «Код - Шеринг», «Мокрый лизинг» и «Франчайзинг» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОММЕРЧЕСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ФРАНЧАЙЗИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каракуц Дмитрий Александрович

Излагаются основные аспекты коммерческих соглашений, результатом которых является совместное использование кодов авиакомпаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF BASIC ASPECTS OF COLLABORATION WITHIN THE FRAMEWORK COMMERCIAL AGREEMENTS LIKE «CODE-SHARE», «WET LEASING» AND «FRANCHISING»

Different types of Agreements, where the same airline code is used, are desaibed.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ основных аспектов сотрудничества в рамках коммерческих соглашений типа «Код - Шеринг», «Мокрый лизинг» и «Франчайзинг»»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

УДК 629.73

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ КОММЕРЧЕСКИХ СОГЛАШЕНИЙ ТИПА «КОД - ШЕРИНГ», «МОКРЫЙ ЛИЗИНГ» И «ФРАНЧАЙЗИНГ»

Д.А. КАРАКУЦ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

Излагаются основные аспекты коммерческих соглашений, результатом которых является совместное использование кодов авиакомпаний.

Ключевые слова: сравнительный анализ, сотрудничество, коммерческое соглашение, воздушный транспорт, франчайзинг.

"Шеринг" по-английски - деление, т. е. разделение ответственности. Говоря русским языком, "код-шеринг" - это совместное использование кодов двух компаний. Каждый авиаперевозчик, в том числе и Аэрофлот, имеет свой код, зарегистрированный в ИАТА. Именно этот код вводится в систему бронирования. Когда агент или какой-либо другой перевозчик обращается к данной системе, он видит рейс с одним или двойным кодом ИАТА, так называемым код-шерингом. Подписав соглашение о код-шеринге, компания юридически предоставляет собственный флаг партнеру со всеми правами, маршрутами полетов, со всеми, если угодно, коммерческими договоренностями.

«Мокрый лизинг» (wet leasing) предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др. Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др. лежат на лизингодателе, то говорят о “лизинге, включающем дополнительные обязательства”. Предметом такого вида лизинга, как правило, бывает сложное специализированное оборудование. «Мокрый лизинг» нередко используется в авиации.

«Франчайзинг» представляет собой систему, предоставляющую проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу. Франчайзинг предлагает испытанные, проверенные в деле "рецепты бизнеса", которые можно применять многократно в конкретных филиалах франшизной системы. При этом франчайзор делится с франчайзи своим опытом, предоставляя ему структуру производства и методы ведения бизнеса, услуги в процессе функционирования.

Причины заключения соглашения код-шеринг: ограничения по парку; выход на новые рынки; сохранение присутствия на рынке авиаперевозок при сокращении/ приостановлении/ закрытии полетов на авиалиниях; правовые ограничения; дозагрузка собственных регулярных рейсов; необходимость обеспечения стыковок; отсутствие возможности выполнять полеты с необходимой частотой; обеспечение паритета присутствия на рынке авиаперевозок.

Когда было заключено указанное соглашение, «Аэрофлот» получил право продавать билеты на рейсы компании «Эйр Франс», летающей на линии Париж-Москва-Париж, так и у «Эйр Франс» появилась возможность продавать билеты на рейсы Аэрофлота.

Система код-шеринга не нова в мире. Эта форма активно применяется как внутри альянсов, так и вне их. Если посмотреть на сеть маршрутов, существующих в мире, то видно, что большинство компаний находятся в код-шеринговых соглашениях с партнерами. Каждый ищет

свою выгоду. Так, вступившая в альянс «Скайтим» авиакомпания «Алиталия» сразу решила отказаться от выполнения своих рейсов на линии Рим - Токио, а воспользоваться возможностями авиакомпании «Эйр Франс», предложив выполнять полеты из Парижа в Токио под двойным кодом - «Эйр Франс» и «Алиталия». Пока это невозможно из-за отсутствия соответствующих межправительственных договоренностей.

Этапы подготовки и заключения соглашения о код-шеринге в авиакомпании «Аэрофлот» приведены на рис. 1.

Рис. 1. Этапы подготовки и заключения соглашения о код-шеринге в авиакомпании «Аэрофлот»

Все соглашения по код-шерингу делятся на два вида: первый - когда на линии работают два перевозчика, и второй - когда один. В практике авиакомпании «Аэрофлот» есть и то и другое. В случае с «Эйр Франс» - это двойной код-шеринг, когда на маршруте Москва-Париж летает российская и французская авиакомпании. Если бы авиакомпания «Эйр Франс» не летала по какому-либо маршруту, скажем, из Лиона или Ниццы в Москву, то она, как назначенный перевоз-

чик на российской линии, могла бы выполнять полеты под собственным кодом на рейсе «Аэрофлота».

Но одного желания авиакомпаний мало. Любое соглашение должно получить подтверждение соответствующих авиационных властей. Заинтересованность в открытии новых воздушных линий, в конечном счете, исходит от компании. Но если у нее нет права летать в тот или иной пункт, то данный вопрос выносится на повестку дня межправительственных переговоров. Вот почему начало любого авиационного бизнеса - это соглашения (как на внутренних, так и международных авиалиниях).

Когда компании объединяют свои усилия, они тем самым повышают экономическую эффективность своей работы. Нерациональное увеличение количества рейсов неизбежно приводит к падению цен на билеты, росту затрат и, в конечном счете, к ослаблению экономических показателей деятельности авиакомпании. Вот почему авиакомпании заинтересованы в соглашениях о код-шеринге. «Эйр Франс» - первая авиакомпания такого класса, с которой Аэрофлот достиг договоренности о размещении ее кода на своих рейсах. Таким образом, «Эйр Франс» признал «Аэрофлот» как равного себе партнера.

Чтобы согласовать все вопросы по код-шерингу, каждый авиаперевозчик создает у себя рабочую группу. Такая группа имеется и в «Аэрофлоте». Ее состав утвержден коммерческим комитетом. В рабочую группу входят руководители служб и департаментов, каждый из которых отвечает за конкретный участок работы. Скажем, департамент управления сетью маршрутов готовит технико-экономическое обоснование соглашения, его целесообразность с точки зрения сети, согласовывает расписание полетов, стыковок. Департамент управления доходами отвечает за согласование расчетных ставок, устанавливает проценты комиссионных сборов на совместных рейсах, структуру и условия применения тарифов, определяет по согласованию с департаментом управления сетью маршрутов размеры блоков, если вводится блоковая система обслуживания. Правда, сейчас в практику все больше входит система так называемой свободной продажи, когда перевозчик может при необходимости осуществлять продажу сверх установленных блоков, но опять же по согласованию с партнером условий, цены на кресло и т.д.

В состав рабочей группы также входят люди, которые согласовывают единый стандарт обслуживания пассажиров в аэропортах. Этим занимаются специалисты комплекса по наземному обслуживанию перевозок и службы авиационной безопасности. За согласование стандартов обслуживания пассажиров совместных рейсов отвечает департамент по маркетингу.

Перед заключением соглашения в обязательном порядке согласовываются программы поощрения часто летающих пассажиров. А поскольку системы поощрения пассажиров разные, нужно искать и находить пути сближения.

Одна из функций деятельности департамента управления качеством - проведение производственного аудита. Специалисты «Аэрофлота» работали во Франции, в то время как в Москву прилетали аудиторы «Эйр Франс». Выгода от подписанного соглашения о код-шеринге для пассажиров очевидна. У них появляется больше выбора и возможностей, так как «Эйр Франс» теперь летает за двух перевозчиков - за себя и за «Аэрофлот», равно как и «Аэрофлот» летает за себя и «Эйр Франс». Таким образом, Аэрофлот в два раза увеличивает предложения на рынке авиаперевозок.

Желая привлекать на свои рейсы пассажиров, каждая компания стремится предложить своим клиентам наиболее удобные стыковки. Поэтому, готовя соглашение, «Аэрофлот» и «Эйр Франс» согласовали расписания полетов. Теперь пассажир, желая, скажем, посетить Бордо, сам выбирает, каким рейсом ему удобней лететь - «Аэрофлотом» или «Эйр Франс», чтобы в кратчайшие сроки добраться до конечного пункта. В свою очередь, и у французов появилась возможность, прилетев в Москву, с максимальными удобствами попасть в российские города. Таким образом, расширяется география полетов. Это одно из главных преимуществ код-шеринга. Даже прекратив летать на каких-то маршрутах, авиакомпания не уходит с этого рынка.

Сравнительный анализ Соглашений типа «мокрый лизинг» и «франчайзинг» сведен в табл 1 .

Таблица 1

Сравнительный анализ Соглашений типа «мокрый лизинг» и «франчайзинг»

Сравниваемые параметры Мокрый лизинг Франчайзинг

1 Фактический перевозчик Перевозчик, который владеет воздушным судном (ВС) на условиях собственности, аренды или на ином законном праве, предоставляет услуги по управлению, эксплуатации и техническому обслуживанию этого ВС и является фактическим эксплуатантом предоставляемого ВС, что зафиксировано в его эксплуатационных спецификациях (часть «В» и часть «Г» «Разрешение на использование внутренних и международных кодов ИКАО других эксплуатантов» Сертификата эксплуатанта). То же

2 Перевозчик по договору Перевозчик, чьи коды, символика, коммерческие права как назначенного авиаперевозчика согласно межправительственным соглашениям о воздушном сообщении, а также как стороны по договорам и соглашениям с иностранными авиакомпаниями, фирмами, организациями и другими юридическими и физическими лицами используются фактическим перевозчиком. То же

3 Предоставляемые ВС ВС фактического перевозчика с экипажами, бригадами бортпроводников и необходимым тех. персоналом. То же

4 Внесение изменений в Руководство по производству полетов и в Руководство по техническому обслуживанию Необходимо подготовить и внести соответствующие изменения в РПП и РТО фактического перевозчика То же

5 Внесение ВС в сертификаты эксплуатанта фактического перевозчика и перевозчика по договору Необходимо внесение изменений в Сертификаты эксплуатанта перевозчиков Часть «В» (типы и номера ВС) и Часть «Б» (разрешение на использование внутренних и международных кодов ИКАО других эксплуатантов». То же Примечание: ФАВТ и ФСНТ Росавиации вносит подобные изменения на основании копий подписанных договоров типа «Мокрый лизинг».

Продолжение табл. 1

6 Регистрация договора Предоставление ксерокопии договора «Мокрый лизинг» в ФАВТ Росавиация Необходима регистрация договора франчайзинга: 1. В Федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (Роспатенте); 2. В органе, осуществившем регистрацию юридического лица, выступающего по договору в качестве правообладателя; 3. В налоговой инспекции правообладателя; 4. В Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности; 5. В зарубежных государственных органах (при необходимости по условиям местного законодательства).

7 Зачет объемов работ Объемы работ зачисляются перевозчику по договору ^Ц). Объемы работ зачисляются фактическому перевозчику (дочерняя авиакомпания).

8 Раскраска ВС На арендуемых ВС должна быть нанесена символика перевозчика по договору ^Ц) (стикер) с двух сторон фюзеляжа. Раскраска ВС должна быть идентичной или близкой к раскраске ВС правообладателя (БИ). Предоставляемые фактическим перевозчиком ВС должны нести на фюзеляжах воздушных судов товарный знак правообладателя.

9 Контроль качества выполнения полетов и предоставления услуг Постоянно Постоянно

10 Консультативное содействие в обучении и повышении квалификации работников По мере необходимости за счет фактического перевозчика Постоянно за счет пользователя товарным знаком (франчайзи)

11 Коммерческая деятельность Коммерческое управление рейсов осуществляет перевозчик по договору. Выручка аккумулируется у перевозчика по договору. Расходы по рейсу несет перевозчик по договору. Фактический перевозчик получает согласованную ставку летного часа или согласованную сумму за выполнение рейса. Коммерческое управление рейсов осуществляет пользователь товарным знаком (франчайзи). Выручка аккумулируется у франчайзи. Расходы по рейсу несет франчайзи. Правообладатель получает от пользователя согласованную и зафиксированную на срок действия договора ставку (сумму) за пользование товарным знаком

Продолжение табл. 1

12 Ограничения прав сторон по договорам Отсутствуют ограничения возможности получения в аренду ВС из других авиакомпаний или передачи ВС в аренду другим авиакомпаниям, даже потенциальным конкурентам перевозчика по договору или фактического перевозчика. Ограничения прав сторон: 1. Обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории; 2. Обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности; 3. Отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя; 4. Обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

13 Ограничения коммерческой деятельности Вся коммерческая деятельность ведется перевозчиком по договору без вмешательства фактического перевозчика В соответствии с положениями Статьи 1033 п.2: 1. Правообладатель не вправе определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), выполняемых (оказываемых) пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен; 2. Правообладатель не вправе ограничивать пользователя правом продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги.

Продолжение табл. 1

14 Ответственность сторон

Фактический перевозчик несет ответственность за действия и/или бездействие своих работников в процессе выполнения рейса в соответствии с условиями договора «мокрый лизинг».

Перевозчик по договору несет ответственность за действие и/или бездействие своих работников и агентов за коммерческое обеспечение рейса.__________________________

В соответствии с положениями Статьи 1034:

Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых,

оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг: коммерческая концессия. - М., 2005 г.

2. Али-Аскяри С.А. Лизинг как средство экономического развития предприятия. - Новосибирск, 1999.

COMPARATIVE ANALYSIS OF BASIC ASPECTS OF COLLABORATION WITHIN THE FRAMEWORK COMMERCIAL AGREEMENTS LIKE «CODE-SHARE»,«WET LEASING»

AND «FRANCHISING»

Karakuts D.A.

Different types of Agreements, where the same airline code is used, are desaibed.

Сведения об авторе

Каракуц Дмитрий Александрович, 1986 г.р., окончил МГТУ ГА (2007), ведущий специалист-эксперт отдела внешних связей Управления воздушных перевозок Федерального агентства воздушного транспорта, область научных интересов - менеджмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.