Научная статья на тему 'Консолидация авиакомпаний как важнейшая особенность функционирования мирового рынка пассажирских авиаперевозок'

Консолидация авиакомпаний как важнейшая особенность функционирования мирового рынка пассажирских авиаперевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1732
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / КОНСОЛИДАЦИЯ АВИАКОМПАНИЙ / АВИАЦИОННЫЙ АЛЬЯНС / ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильяшенко Владимир Владимирович, Матвеева Анастасия Вячеславовна

Исследованы конкурентные взаимоотношения, сложившиеся на мировом рынке пассажирских авиаперевозок. Проведен анализ процессов консолидации и интеграции. Взаимодействие авиакомпаний в рамках альянса рассматривается как необходимое условие существования на рынке в период глобализации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильяшенко Владимир Владимирович, Матвеева Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консолидация авиакомпаний как важнейшая особенность функционирования мирового рынка пассажирских авиаперевозок»

© Ильяшенко В. В., Матвеева А. В., 2011

ИЛЬЯШЕНКО Владимир Владимирович

Доктор экономических наук, профессор кафедры политической экономии

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-52 e-mail: kafedra_ekonomic@mail.ru

МАТВЕЕВА Анастасия Вячеславовна

Аспирант кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (909) 725-65-61 e-mail: anastasiyamatveeva@gmail.com

Консолидация авиакомпаний как важнейшая особенность функционирования мирового рынка пассажирских авиаперевозок

Ключевые слова: пассажирские авиаперевозки; консолидация авиакомпаний; авиационный альянс; вертикальная интеграция; конкурентные взаимоотношения.

Аннотация. Исследованы конкурентные взаимоотношения, сложившиеся на мировом рынке пассажирских авиаперевозок. Проведен анализ процессов консолидации и интеграции. Взаимодействие авиакомпаний в рамках альянса рассматривается как необходимое условие существования на рынке в период глобализации экономики.

Сложно переоценить роль авиационных пассажирских перевозок в современных условиях глобализации экономики. Динамика развития данного сектора взаимосвязана с инфраструктурной составляющей экономики, с уровнем научно-технического потенциала отрасли, со степенью мобильности населения, а также с конкурентными взаимоотношениями, сложившимися на рынке.

Проблема выживаемости многих авиакомпаний обостряется конкурентной борьбой за пассажиров между различными видами транспорта, а также приходом так называемых бюджетных авиалиний и выполнением ими рейсов по уже имеющимся направлениям. В таких условиях необходимо серьезно задуматься о конкурентоспособности авиапредприятий и возможностях, предоставляемых консолидацией авиакомпаний.

Рассмотрим структуру мирового рынка пассажирских авиаперевозок (см. рисунок). По данным Международной ассоциации авиатранспорта (IATA), в 2010 г. 30% пассажирских авиаперевозок осуществлялось авиакомпаниями Северной Америки, 29,2% -авиакомпаниями ЕС, 27,7% - Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Доля России в мировом объеме пассажирских авиаперевозок составила 2,5% (122,5 млрд пассажи-ро-километров), при этом на долю РФ приходится около 83% общего объема авиаперевозок, осуществляемых авиакомпаниями стран СНГ [1].

В 2010 г. на долю 10 крупнейших членов Международной ассоциации воздушного транспорта приходилось 25% мирового пассажиропотока. Для сравнения: аналогичная

доля мирового рынка контролируется всего четырьмя крупнейшими фармацевтическими компаниями [3].

Европа - 29,2 Африка - 2,4 Ближний Восток - 4,4

Латинская Америка и бассейн Карибского моря - 6,3 Азия, Тихий океан - 27,7 Северная Америка - 30,0

Сегментация мирового рынка авиаперевозок в 2010 г., % [2]

В 2011 г. лидерами по темпам роста (10,2%) оказались авиакомпании стран Латинской Америки. Спрос на пассажирские авиаперевозки в Европе вырос на 9,5%, на Ближнем Востоке - на 8,9%, в Северной Америке - на 4,0%, в АТР - на 4,1%, в Африке - на 2,3% [4]. Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта, в 2011 г. пассажирооборот международных авиакомпаний вырос на 5,9%, при этом средний коэффициент загрузки пассажирских самолетов сократился до 78,1% (максимум - 83,0% отмечается в США). В целом количество перевезенных авиакомпаниями пассажиров по итогам 2011 г. достигло 2,833 млрд чел. [5].

Авиаперевозки - динамично развивающаяся отрасль мирового транспорта. Изменяется не только авиационная техника, но и методы, способы, модели авиационного бизнеса. Уровень взаимодействия авиакомпаний повышается от интерлайн-соглаше-ний о совместной эксплуатации линий к альянсам. В то же время внедрение новых информационных технологий привело к появлению новых способов и областей сотрудничества и взаимодействия между авиакомпаниями. Все большее значение и масштабы в авиабизнесе приобретают глобальные альянсы.

Авиационный альянс - партнерское объединение авиакомпаний, позволяющее достичь более высокого уровня международного сотрудничества в коммерческих авиаперевозках. Авиакомпании внутри альянса сохраняют свою юридическую самостоятельность, но при этом унифицируют такие элементы, как система бронирования, бонусная программа для авиапассажиров, вводят совместные рейсы и согласовывают расписание рейсов.

Причиной появления авиационных альянсов считается регулирование воздушного транспорта на национальном уровне. Так, коммерческие авиаперевозки между Европой и США регулировались договорами по открытому небу и осуществлялись только авиакомпаниями стран-участниц договора. Например, авиаперевозки между США и Францией могли осуществлять только американские и французские авиакомпании. Немецкая авиакомпания не могла присутствовать на этом рынке, но благодаря членству в альянсе немецкий авиаперевозчик, Lufthansa например, мог предложить такой рейс через код-шеринг с United Airlines. Однако 30 марта 2008 г. вступило в силу соглашение об «открытом небе» между США и ЕС. Его суть заключается в том, что европейские авиакомпании теперь могут совершать рейсы в США из любой точки ЕС, а не только из своей страны. В свою очередь, американские перевозчики получили право перевозить пассажиров в любой европейский аэропорт. По оценкам экспертов, экономический эффект от «открытого неба» для США и Европы оценивается в 12 млрд евро. Кроме того, договор помог создать около 80 тыс. рабочих мест по обе стороны Атлантики.

Star Alliance - старейший из существующих, крупнейший и наиболее представительный авиационный альянс в мире. Образованный 14 мая 1997 г., Star Alliance объединил сети маршрутов пяти авиакомпаний: United Airlines, Air Canada, Lufthansa, Scandinavian Airlines System (SAS) и Thai Airways International. Впоследствии к нему присоединились еще двадцать три авиакомпании.

Начиная с 2004 г. Star Alliance разделил всех своих участников на «полноправных членов» и «региональных членов». Прежде чем стать региональным членом, авиакомпания должна получить поддержку полноправного члена. У полноправных членов могут быть аффилированные авиакомпании (которые принадлежат или находятся в договорных отношениях с полноправным членом Star Alliance). Аффилированные авиакомпании попадают под полный контроль полноправного члена в Star Alliance в части управления, политики и получения дохода.

Члены Star Alliance сегодня совершают около 21 230 рейсов ежедневно в 1 290 аэропортов 189 стран, используя флот из 4 386 самолетов. В 2011 г. участники альянса перевезли 653,6 млн пассажиров. Альянс занимает примерно четверть рынка пассажирских перевозок в оценке в пассажиро-километрах. Создание Star Alliance было вехой в истории авиакомпаний и способствовало созданию альянсов-конкурентов SkyTeam и Oneworld.

SkyTeam Alliance - второй по величине альянс авиаперевозчиков после Star Alliance, созданный 22 июня 2000 г. Альянс объединяет 13 авиакомпаний с четырех континентов, также в него входят два ассоциированных члена. В 2011 г. участниками альянса перевезено 487 млн пассажиров по 926 направлениям в 173 странах. Флот альянса составил 2 186 самолетов. С 14 апреля 2006 г. в SkyTeam входит и Аэрофлот. Таким образом, SkyTeam стал первым международным альянсом, который включил в свой состав российскую авиакомпанию.

Oneworld - третий крупнейший авиационный альянс в мире после Star Alliance и SkyTeam. Oneworld, созданный в 1999 г., - первый альянс авиакомпаний, который использует централизованную систему управления. Кроме того, Oneworld - единственный авиационный альянс, который имеет полный охват Австралии (Qantas) и союз с членом из Южной Америки (LAN Airlines). В настоящее время в него входят 12 авиакомпаний. В перспективе к нему должны присоединиться еще 2 крупные авиакомпании - Malaysia Airlines и Air Berlin. 15 ноября 2010 г. в состав данного альянса вошла российская авиакомпания S7 Airlines, ставшая второй российской авиакомпаний, входящей в глобальные альянсы авиаперевозчиков. В 2011 г. Oneworld перевез 346,4 млн пассажиров на 2 516 воздушных судах в 152 странах.

Следует отметить, что S7 Airlines добавила к маршрутной сети Oneworld 55 новых пунктов полета и 9 стран - Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Киргизию, Молдову, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Общее количество обслуживаемых компаниями альянса аэропортов достигло 750 в 150 странах мира.

В табл. 1 представлен рейтинг глобальных альянсов авиакомпаний в 2011 г.

Таблица 1

Рейтинг глобальных альянсов авиакомпаний 2011 г.

Альянс Количество пассажиров, млн Количество стран-направлений Флот

Star Alliance 653,6 189 4 386

Sky Team 487,0 173 2 186

Oneworld 346,4 152 2 516

Составлено по данным официальных публикаций альянсов [6-8].

Тенденция к укрупнению компаний начинает «брать свое» и на российском рынке авиаперевозок (табл. 2). Практически все игроки российского рынка авиационных

пассажирских перевозок «вышли» из «Аэрофлота - Советских авиалиний», единственной авиакомпании страны во времена СССР. После распада государственного авиаперевозчика образовалось 393 авиакомпании, формирование которых происходило, как правило, по территориальному признаку: на базе бывших территориальных управлений гражданской авиации либо на базе объединенных авиационных отрядов, что предопределило, соответственно, и их позиции в структуре рынка. Формирование же рынка авиационных пассажирских перевозок европейских стран изначально происходило на основании конкурентной борьбы, и уже поэтому возможностей для соревновательной модели на зарубежном рынке значительно больше [9].

Таблица 2

Обобщенные показатели развития рынка авиационных пассажирских перевозок Российской Федерации (1993-2010 гг.)

Год Количество эксплуатантов Количество выданных сертификатов (входов) Количество аннулированных сертификатов (выходов) Количество перевезенных пассажиров, млн чел.

всего в том числе на международных воздушных линиях

1993 260 161 0

1994 393 148 15

1995 387 55 61

1996 389 44 42 26,96 9,38

1997 362 37 64 25,10 9,12

1998 338 37 61 22,33 8,41

1999 328 26 36 21,47 7,14

2000 296 17 49 21,83 8,14

2001 267 7 36 25,07 10,04

2002 235 10 42 26,52 11,08

2003 216 5 24 29,42 12,31

2004 199 4 21 33,78 14,90

2005 182 4 21 35,09 15,89

2006 184 7 6 38,00 17,20

2007 179 7 12 45,11 20,86

2008 175 8 11 49,80 23,61

2009 167 10 18 45,11 21,28

2010 159 5 12 56,94 27,72

Составлено на основании данных Росавиации, Транспортной клиринговой палаты, Федерального государственного унитарного предприятии «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» [10].

Российский рынок авиационных пассажирских перевозок как результат условий конкуренции характеризуется довольно высоким уровнем концентрации. В табл. 3 представлены основные показатели деятельности пяти крупнейших российских авиакомпаний в 2011 г. Показатели 2011 г. в очередной раз демонстрируют тенденцию к консолидации авиаперевозок в России. Следует отметить, что свыше половины перевезенных пассажиров - 57,9% - приходится всего лишь на 5 авиакомпаний (в 2010 г. данный показатель составил 52,0%). При этом в 2011 г. 97,0% пассажиров перевезено 35 российскими авиакомпаниями. Аэрофлот занимает 22,1% рынка.

Впрочем, необходимо сделать важную оговорку. Естественный процесс консолидации авиаперевозчиков ведет к формированию групп компаний, при этом размывается однозначное соответствие между производственными единицами, строго определенными свидетельствами эксплуатанта, и бизнес-структурами. В зависимости от того, насколько тесно переплетается бизнес авиакомпаний, имеет смысл говорить либо

о показателях отдельных авиаперевозчиков, либо о показателях группы компаний. Наиболее характерный пример - авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», входящие в группу 87 и выполняющие перевозки под общим брендом 87 АЫтез. Причем все рейсы обоих перевозчиков находятся в код-шеринге 87/ОН, т. е. разделение между компаниями получается чисто технологическим [11].

Таблица 3

Основные показатели деятельности крупнейших российских авиакомпаний

в 2011 г.

Авиакомпания Пассажиро- оборот, млн пасс.-км % к предыдущему периоду Количество пассажиров, млн чел. % к предыдущему периоду Занятость пассажирских кресел, % % к предыдущему периоду

Аэрофлот - Российские авиалинии 42 021 120,8 14,174 125,6 77,5 100,3

Трансаэро 33 180 126,2 8,453 127,2 82,9 99,2

ЮТэйр 11 119 139,3 5,802 131,3 73,1 96,1

Сибирь 10 543 102,6 5,128 106,1 75,6 99,1

Россия 7 191 115,2 3,537 115,1 75,3 100,0

Итого по 5 авиакомпаниям 104054 121,6 37,095 122,6 76,88 98,9

Удельный вес 5 авиакомпаний от общего объема по ГА, % 62,4 107,2 57,9 109,0

Источник: [12].

Нами рассчитан отраслевой индекс Херфиндаля-Хиршмана, который дает оценку уровня концентрации в отрасли с учетом степени равномерности (неравномерности) распределения рыночных долей между отдельными авиакомпаниями.

НН1 = £ Б2,

где Б. - доля г-го предприятия в общем выпуске отрасли, %.

Значение индекса составило примерно 806,7. В соответствии с критериями У Шепарда это свидетельствует о том, что рынок авиационных пассажирских перевозок России представляет собой неплотную олигополию. Доля четырех крупнейших авиакомпаний составляет 47,7%.

Обостряющаяся конкуренция выступает катализатором интеграционных процессов, начиная от вертикальной интеграции «аэропорт - авиакомпания» и заканчивая стратегическими альянсами на международном уровне. Авиакомпании продолжают заключать код-шеринговые соглашения, приобретать обанкротившихся авиаперевозчиков, вступать в альянсы. В России консолидационные процессы стимулируются государством в рамках проводимой политики по сокращению и укрупнению авиакомпаний.

В условиях глобализации взаимодействие в рамках альянса становится не просто формой интеграции бизнеса, но и необходимым условием существования на рынке. Любая авиакомпания вне альянса конкурирует не с отдельными перевозчиками, а с альянсом в целом, со всей его сетевой, финансовой и производственной мощью. Консолидация позволяет авиаперевозчикам избавиться от чрезмерной конкуренции, оптимизировать маршрутную сеть, организационную структуру компании, структуру наземных служб, усилить свои позиции на рынке.

Источники

1. International Air Transportation Association Annual Report 2011. URL : http://www. iata.org/pressroom/Documents/annual-report-2011.pdf.

2. Годовой доклад Совета Международной организации гражданской авиации. 2010. Режим доступа : http://www.icao.int/annualreports.

3. Is Bigger Better for Consumers?: International air transport association press release. URL : http://www.iata.org/pressroom/airlines-international/december-2010/Pages/is-bigger-better.aspx.

4. 2011 Ends on a Positive Note - Capacity, Economy Loom as Issues: International air transport association press release. URL : http://www.iata.org/pressroom/pr/pages/2012-02-01-01. aspx.

5. Weak Economy, Weak Profits - Looking Even Tougher: International air transport association press release. URL : http://www.iata.org/pressroom/pr/pages/2011-09-20-01.aspx.

6. Star Alliance Statistics. URL : http://www.staralliance.com/en/about/member_airlines.

7. Why SkyTeam. Global coverage. URL : http://www.skyteam.com/en/Why-SkyTeam.

8. Oneworld at a glance. URL : http://www.oneworld.com/news-information/oneworld-fact-sheets/oneworld-at-a-glance.

9. Лукьянов С. А., Тиссен Е. В. Рынок авиационных пассажирских перевозок России: квазиконкуренция или...? // Вопр. экономики. 2007. № 11.

10. Справка по состоянию сертификатов эксплуатантов, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки // Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта. Режим доступа : http://www.favt.ru/favt_new/?q=dejatelnost/aviakompanii/ spravka_po_sostojaniju_sertifikatov_jekspluatantov.

11. Синицкий А., Сороковая Е. Российские авиакомпании в 2011 г. перевезли 64,122 млн пассажиров // Авиатранспортное обозрение. Режим доступа : www.ato.ru/ content/rossiyskie-aviakompanii-v-2011-godu-perevezli-64122-mln-passazhirov.

12. Основные показатели работы гражданской авиации России за январь-декабрь 2010-2011 гг. // Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта. Режим доступа : www.favt.ru/favt_new/?q=novosti/novosti/novost/930.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.