СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Научная статья УДК 34.342.9
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-158-162 NIION: 2007-0083-2/23-274 MOSURED: 77/27-005-2023-02-474
Сравнительный анализ охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности с помощью применения технологических систем (на примере Российской Федерации и зарубежных стран)
Инна Викторовна Федорова1, Валерия Сергеевна Егорова2, Инга Валерьевна Кокурина3
1,2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия
1 karnavalinna73@mail.ru
2 molodaya9918@icloud.com
3 Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации, Москва,
Россия, i.kokurina@bk.ru
Аннотация. Проведен сравнительный анализ охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности с помощью применения технологических систем на примере Российской Федерации и зарубежных стран; рассмотрены актуальные проблемы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и пути решения с помощью применения технологических систем.
Ключевые слова: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, технологические системы, сравнительный анализ, Российская Федерация, зарубежные страны
Для цитирования: Федорова И. В., Егорова В. С., Кокурина И. В. Сравнительный анализ охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности с помощью применения технологических систем (на примере Российской Федерации и зарубежных стран) // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 158-162. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-158-162.
Original article
Comparative analysis of the protection of public order and public safety through the use of technological systems (the example of the Russian Federation
and foreign countries)
Inna V. Fedorova1, Valeria S. Egorova2, Inga V. Kokurina3
1,2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 karnavalinna73@mail.ru
2 molodaya9918@icloud.com
3 Moscow Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia,
i.kokurina@bk.ru
Abstract. A comparative analysis of the protection of public order and ensuring public safety through the use of technological systems on the example of the Russian Federation and foreign countries has been conducted; urgent problems of public order and public safety and ways of solving them through the use of technological systems are considered.
Keywords: protection of public order, ensuring public safety, technological systems, comparative analysis, Russian Federation, foreign countries
For citation: Fedorova I. V., Egorova V. S., Kokurina I. V. Comparative analysis of the protection of public order and public safety through the use of technological systems (the example of the Russian Federation and foreign countries). Criminological journal. 2023. (2):158-162. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-158-162.
© Федорова И. В., Егорова В. С., Кокурина И. В., 2023 158_ - Криминологический журнал - № 2 / 2023
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
В течение длительного времени в Российской Федерации органы внутренних дел осуществляют деятельность по пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и раскрытию вышеуказнных деяний, а также обеспечению правопорядка в общественных местах и многие другие задачи. В настоящее время традиционные подходы к осуществлению правопорядка и законности уже не являются гарантийными средствами предупреждения или пресечения преступлений и административных правонарушений. С развитием века технологий и информатизации, усовершенствования технологических процессов, все чаще стали затрагиваться вопросы применения более современных, качественных и ускоренных способов поимки правонарушителей. На данном этапе развития общества вступают в дело технологичные системы предупреждения преступлений и правонарушений, способствующие активной и своевременной поимки лиц, их совершивших, например: АБД — автоматизированный банк данных (содержит сведения об особо опасных рецидивах нераскрытых преступлений); АИПС — автоматизированные информационно-поисковые системы, такие как: АИПС «Клеймо» (осуществляет проверку принадлежности к преступлению какого-либо оружия и боеприпасов к нему), АИПС «Насилие» (содержит сведения о раскрытых и нераскрытых тяжких преступлениях, связанных с насилием, направленным против личности), АИПС «Номерная вещь» (содержит данные о похищенных или же изъятых — в связи с совершенными преступлениями — номерных вещах, а также документах и ценных бумагах общего государственного обращения); АДИС «Папилон» — автоматизированная дактилоскопическая информационная система — программно-технический комплекс (предназначена для ведения дактилоскопических учетов и осуществления проверок следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений, по массивам дактило-карт лиц, состоящих на дактилоскопическом учете; предоставляющая возможность межрегионального взаимодействия автоматизированных учетов, позволяющих установить личности как живых лиц, так и неопознанных трупов), ЭС «Автоэкс» — экспертная система (применяется при расследовании преступлений, совершенных в результате ДТП — возможность восстановить достаточно полную картину противоправного деяния, а именно: определить скорость движения транспортного средства, длину и время тормозного пути; установить техническую возможность предотвращения происшествия; зафиксировать численность значения различных параметров дорожно-транспортных происшествий; определить количество лиц, находящихся в транспортном средстве) и др. [1].
Несмотря на высокий уровень развития информационно-телекоммуникационных технологий в Рос-
сийской Федерации наша страна все еще не входит в десятку самых развитых стран по международному рейтингу. По итогам 2021-2022 г. Россия заняла 14-е место в подготовленном «Ростелекомом» рейтинге стран по уровню технологического развития. В лидерах — Китай, США и Индия [2]. Тем не менее, с положительными результатами наши российские технологии в сфере борьбы с преступностью имеют довольно широкое распространение как внутри страны, так и за ее пределами.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» в своей деятельности полиция использует достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Она применяет различные технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах [3].
3 декабря 2014 г. Правительство Российской Федерации утвердило Распоряжение №2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», которое устанавливает единые требования к системам обеспечения городской безопасности, создаваемой в российских регионах [4]. Данное решение сыграло значительную роль для начала движения работы информационных процессов в области обеспечения безопасности, а также расследования, обнаружения и пресечения преступлений и административных правонарушений на различных этапах — начиная от момента совершения деяния и вплоть до поимки лиц, находящихся в розыске продолжительное время.
При проведении 22-х зимних Олимпийских игр, проходящих в г. Сочи с 7 по 23 февраля 2014 г., была использована многоуровневая интегрированная система «Безопасный город», исполнительными органами нашей страны был выявлен высокий уровень эффективности ее применения [5]. Благодаря ее внедрению многие оперативные службы наблюдали за окружающей обстановкой во время проведения Олимпиады в режиме реального времени. При проведении мониторинга были задействованы такие средства системы, как видеоаналитика, способствующая своевременному реагированию различных служб на отклоняющиеся от нормы изменения какого-либо вредоносного характера; устанавливались соединительные датчики экстренного реагирования, позволяющие обеспечить постоянное поддержание связи с пунктами своевременного оказания какого-либо воздействия на изменяющуюся обстановку и т. п. Использование системы «Безопасный город» позволило должным образом обеспечить безопасность на всех ее уровнях —
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
от прогнозирования и предупреждения возможно возникающих угроз до их полного устранения на ранних стадиях.
Таким образом, после вышеуказанных проведенных Олимпийских игр, Россия предложила Мексике использовать свои технологические средства гражданского назначения — многоуровневую интегрированную систему «Безопасный город» — для противодействия организованной преступности на время проведения Олимпиады в Рио-де-Жанейро 5 августа 2016 г. [6]. К сожалению, иностранное государство технологией так и не воспользовалось. Вместо российской системы Мексика приняла решение воспользоваться израильской компанией Шегпайопа^есип ty&DefenseSystems, которая выиграла тендер на 2,2 млрд долларов. Государственный деятель, бывший глава спецслужбы «Натив» Яков Кедми рассказал следующее: «Выбор пал на израильскую компанию, потому что у Израиля большой опыт в области борьбы со всеми видами террора и обеспечения безопасности объектов. Подобные компании используют опыт сотрудников спецслужб и бывших военных» [7].
Какой бы совершенной сейчас не казалась Российская технологическая система, используемая для предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, всегда стоит помнить о том, что нет предела совершенству, научные разработки по развитию в данной сфере, не должны стоять на месте. Общество развивается, а вместе с ним эволюционирует и уровень опасности преступных сообществ, так как они также создают достаточно развитые средства, для достижения своих криминальных целей. Именно поэтому технологии в сфере правоохранительной деятельности в первую очередь требуют своего своевременного развития.
В прошлом году в городском округе Сяньяне в провинции Шэньси впервые был установлен гигантский билборд с возникающем на нем изображением лица человека, совершившего правонарушение, подписанного его именем. Экран находился над пешеходным переходом и иллюстрировал фотографию гражданина, перешедшего дорогу в неположенном месте. Данная мера действовала по способу нравственного порицания и, конечно, дальнейшего правового воздействия в виде вынесения штрафа соответствующему идентифицированному лицу.
На этом система не остановилась в своем развитии и совсем скоро в Китае активное применение приобрел способ распознания лиц, именуемый <^ку№Ъ>. Ранее данная установка предназначалась только для идентификации личности, когда в настоящий момент она используется в качестве одного из главных средств, для определения преступников. Активно развитая система позволяет распознать личность гражданина с точностью до 99,8 %, учитывая то, что человек
при этом находится еще и в движении. То, чего раньше общество не могло и представить, в настоящее время используется как обыкновенная доступная программа. SkyNet может сканировать лица и сравнивать их с базой подозреваемых в совершении преступлений со скоростью 3 млрд человек в секунду, а значит, все население Китая может быть проанализировано всего за одну секунду [8]. При этом стоит отметить, что никаких правовых принципов данная система не нарушает, соблюдая принцип неприкосновенности личности, ведь все происходящее наблюдение ведется исключительно в общественных местах.
В Российской Федерации технологии по обеспечению правопорядка не так активно используются. Например, видеокамеры на улицах нашей страны отлично выполняют свою функцию по запечатлению факта того или иного события, но что касается реальной идентификации личности — такая функция, в настоящий момент, не обеспечивается. Для создания должного технологического обеспечения в сфере предупреждения и раскрытия преступлений и административных правонарушений, в нашей стране необходимо создать и постоянно совершенствовать многоуровневые системы обеспечения безопасности, оказывающие своевременную реакцию на те или иные события всеми службами правоохранительных органов в совокупности. Современные способы связи между правоохранительными органами и другими заинтересованными сторонами позволят создать эффективную систему обмена информацией о преступлениях и правонарушениях. Разработка такой системы позволит повысить эффективность борьбы с противоправными деяниями.
Кроме того, благодаря усовершенствованию информационно-аналитических систем, возможно, значительно упростить некоторые процедуры в сфере расследования преступлений. К примеру, формирование базы электронных уголовных дел позволит сократить время, используемое как для поиска того или иного документа, так и для самого расследования благодаря заполнению рапортов и докладов по образцу с использованием машинного текста. Также, с помощью применения технологий видеоконферен-цсвязи возможно проводить отдельные следственные действия удаленно, к примеру, допрос. Для гарантии осуществления вышеперечисленных действий необходимо ввести защищаемую программу электронных подписей лиц, вовлеченных в процесс расследования, исключая возможности получения несанкционированного доступа к такой информации и, ее точного воссоздания иными лицами.
Рассматривая вопрос о системах видеонаблюдения, необходимо усовершенствовать повышение уровня раскрытия преступлений, путем внедрения идентифицирующих личность дополнительных камер в подъезды жилых домов и во дворах; создать си-
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
мю
стему запечатления лиц с автоматическим внесением их в общую базу данных с камер домофонов зданий и социально важных объектов (больниц, школ и др. учреждений). Вышеуказанное практикуется в рамках нашей страны и действительно работает. Например, в г. Анапа система уличного видеонаблюдения «Купол» впервые помогла задержать иностранца, находящегося в розыске по линии Интерпола, данная информация была отражена в Федеральной газете «Аргументы и Факты» от 23 марта 2023 г. в статье под названием «Всевидящее око. Как умные камеры ловят преступников в России»: «Мужчина во всем черном с задумчивым видом шагает по плиточному тротуару, не обращая внимания на установленную впереди видеокамеру. В этот несчастливый момент своей жизни, который запечатлен на попавшем в СМИ стоп-кадре из Анапы, гость курортного города едва ли догадывается о коварстве смотрящего на него «глаза». К уличным камерам все давно привыкли, при этом далеко не каждый понимает и учитывает их возросшие аналитические возможности. Судя по всему, именно такая недооценка подвела беглого преступника из Армении, о котором идет речь. По сигналу от умной камеры оперуполномоченные уголовного розыска задержали 28-летнего виновника смертельной аварии, произошедшей летом 2019 года в Армении. Этот горе-водитель подался в бега после возбуждения уголовного дела и, как уже понятно, напрасно рассчитывал спрятаться в Краснодарском крае. Теперь его передадут сотрудникам Интерпола для последующей экстрадиции в Армению» [9].
Несмотря на значительные успехи в раскрытии и расследовании преступлений и административных правонарушений с использованием информационных технологий, применение как будущих, так и уже созданных систем имеют свои недостатки: не совершенствование квалифицированных знаний сотрудников полиции в сфере применения технологических средств, сбои оптико-электронных устройств из-за недостаточной их подготовки к окружающим условиям, уязвимость сетей и незащищенность данных, отсутствие слаженной взаимосвязи между различными структурами и подразделениями.
Вышеуказанных проблем можно избежать. В первую очередь, для качественного использования созданных учеными и разработчиками программ, необходимо должным образом подготавливать и обучать сотрудников органов внутренних дел к работе с такими инновациями, ведь только значительно организованный в данной отрасли работник сумеет правильно и быстро применять имеющиеся у него навыки. Далее, что касается использования оптико-электронных устройств — чем чаще всего являются камеры видеонаблюдения — данные устройства необходимо устанавливать с учетом их подготовленности к работе в
той или иной среде, поскольку, достаточно часто, при производстве анализа изображений, снятых с камер на улицах, происходит искаженное видоизменение картинки вследствие погодных и природных условий: заплывание объектива посредством прошедшего дождя, посаженное дерево впереди ранее установленной камеры и др. Для исключения подобных случаев необходимо чаще проводить периодические проверки работы камер видеонаблюдения на предмет отсутствия предметов, закрывающих их обзор, а также видовое изменение составных частей камеры на зеркала, которые будут наименее восприимчивы к погодным условиям. Говоря о некотором отсутствии в данном вопросе взаимодействия подразделений и отделов полиции, необходимо подумать о создании единой системы, доступной всем подразделениям и отделам различных структур, а также бригад скорой помощи, больниц, пожарных и т. д. Такая необходимость в настоящее время выражается в достаточно медленном реагировании иных служб на произошедшие события, в то время как созданная единая организованная система позволит различным подразделениям (и другим вышеуказанным категориям служб) мгновенно реагировать на обстановки, в которых необходимо их неотложное участие. И, наконец, перейдя к самой распространенной проблеме уязвимости и незащищенности данных, стоит сказать о том, что данная недоработка существует. Многие, даже самые секретные ресурсы нашей страны являются недостаточно защищенными. В решение данной задачи необходимо применять не одно какое-либо условие обеспечения безопасности, а целый комплекс многоуровневых систем таких условий. Применение совокупности таких механизмов, как антивирус, двухфакторная идентификация, маскировка информации с использованием кодовых слов и символов, создание изолированных помещений, а также создание ключей, имеющихся только у сотрудников, получивших допуск на их хранение и использование. Систематизация и использование таких механизмов в совокупности позволит максимально оградить охраняемую информацию от злоумышленников.
Благодаря новым и хорошо перестроенным старым системам безопасности, правонарушителям и преступникам все сложнее осуществлять свою преступную деятельность и при этом оставаться безнаказанными. Таким образом, несмотря на достойный технологический уровень охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, системы сохранения правопорядка в обществе необходимо постоянно усовершенствовать, при этом возможность обращения внимания на положительный опыт зарубежных стран по развитию систем поиска и выявления преступников и правонарушителей.
В целом Российская Федерация уделяет должное
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
внимание проблематике борьбы с вышеуказанными преступлениями и правонарушениями, так как понимает важность этого вопроса в контексте обеспечения безопасности граждан, компаний и государства.
Список источников
1. Российская научная электронная библиотека «CYBERLENINKA» // URL://https:// cyberleninka.ru/
2. Газета «Комерсантъ» // URL://https://www. kommersant.ru/
3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» // URL://https://docs.cntd.ru/ document/420238601.
5. Интернет-ресурс журнала «Системы безопасности» // URL://https://www.secuteck.ru/
6. Российское государственное федеральное информационное агентство ТАСС // URL://https:// tass.ru/politika/2230344/amp.
7. Электронный ресурс «Sputnik» // URL://https:// az.sputniknews.ru/
8. Информационно-аналитический журнал
RUБЕЖ // URL://https://ru-bezh.ru/
9. Федеральная газета «Аргументы и факты» // URL://https://aif.ru/
References
1. Russian scientific electronic library «CYBERLENINKA» // URL://https:// cyberleninka.ru/
2. Newspaper «Komersant» // URL://https://www. kommersant.ru/
3. Federal Law of the Russian Federation of February 7, 2011 № 3-FZ «On the Police» (last edition) // SPS «КонсультантПлюс».
4. Decree of the Government of the Russian Federation of December 3, 2014 № 2446-r «On approval of the Concept of building and development of the hardware and software complex «Safe City» // URL://https://docs.cntd.ru/document/420238601.
5. Internet resource of the journal «Security Systems» // URL://https://www.secuteck.ru/
6. Russian state federal news agency TASS // URL:// https://tass.ru/politika/2230344/amp.
7. Electronic resource «Sputnik» // URL://https:// az.sputniknews.ru/
8. Information and analytical journal RUBEZH // URL://https://ru-bezh.ru/
9. Federal newspaper «Arguments and Facts» // URL://https://aif.ru/
Информация об авторах
И. В. Федорова — доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;
В. С. Егорова — курсант Института подготовки сотрудников для органов предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
И. В. Кокурина — юрисконсульт Московского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the authors
I. V. Fedorova — Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;
V. S. Egorova — cadet of the Institute for the Training of Employees for Preliminary Investigation Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot';
I. V. Kokurina — legal adviser of the Moscow Suvorov Military School of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 08.02.2023; одобрена после рецензирования 24.04.2023; принята к публикации 19.06.2023.
The article was submitted 08.02.2023; approved after reviewing 24.04.2023; accepted for publication 19.06.2023.