Научная статья на тему 'Правовые аспекты использования информационных технологий для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка'

Правовые аспекты использования информационных технологий для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1458
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ / INFORMATION TECHNOLOGIES / GEOINFORMATION TECHNOLOGISTS / INFORMATION-TECHNICAL MAINTENANCE / PUBLIC SAFETY / PUBLIC ORDER / RIGHT TO LIFE / INVESTIGATION OF CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пастухов П. С.

Автор анализирует современные тенденции развития информационных и телекоммуникационных технологий, их влияние на общество. В статье исследуются положительные аспекты внедрения информационных технологий в экономической и правоохранительной сферах деятельности, для поддержания общественного порядка, общественной безопасности, обеспечения права на жизнь. Наряду с позитивными тенденциями рассматриваются негативные последствия использования информационных технологий при совершении правонарушений в информационно-компьютерной среде. Утверждается, что использование информационных технологий создает преимущества, обеспечивает эффективность для контрольной государственной и правоохранительной деятельности, но в то же время создает угрозы вторжения в сферу частной жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY FOR PUBLIC SAFETY AND PUBLIC ORDER

The author analyzes the current trends in the development of information and communication technologies and their impaction on society. The article examines the positive aspects of the introduction of information technology in the economic and law enforcement fields, to maintain public order, public security, the right to life. Along with the positive trends are considered the negative consequences of the use of information technologies in the commission of offenses in the area of information and computing environment. It is argued that the use of information technologies has advantages, ensures the effectiveness of the control of the state and law enforcement, but at the same time poses a threat to invade the sphere of private life of citizens.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты использования информационных технологий для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Пастухов П. С. Правовые аспекты использования информационных технологий для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 3 (75). C. 6-12.

Pastukhov P. S. Legal aspects of the use of information technology for public safety and public order. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 3 (75). Pp. 6-12. (In Russ.)

УДК [34:004]:343.34

П. С. Пастухов

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

Пермь, Россия

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Пастухов Павел Сысоевич - доктор юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики.

E-mail: [email protected]

Автор анализирует современные тенденции развития информационных и телекоммуникационных технологий, их влияние на общество. В статье исследуются положительные аспекты внедрения информационных технологий в экономической и правоохранительной сферах деятельности, для поддержания общественного порядка, общественной безопасности, обеспечения права на жизнь. Наряду с позитивными тенденциями рассматриваются негативные последствия использования информационных технологий при совершении правонарушений в информационно-компьютерной среде. Утверждается, что использование информационных технологий создает преимущества, обеспечивает эффективность для контрольной государственной и правоохранительной деятельности, но в то же время создает угрозы вторжения в сферу частной жизни граждан.

Ключевые слова: информационные технологии, информационно-техническое обеспечение, геоинформационные технологии, общественная безопасность, общественный порядок, обеспечение права на жизнь.

P. S. Pastukhov

Perm State University, Perm, Russia

LEGAL ASPECTS OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY FOR PUBLIC SAFETY AND PUBLIC ORDER

Pastukhov Pavel S. - Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Criminal Procedure and Criminalistics.

The author analyzes the current trends in the development of information and communication technologies and their impaction on society. The article examines the positive aspects of the introduction of information technology in the economic and law enforcement fields, to maintain public order, public security, the right to life. Along with the positive trends are considered the negative consequences of the use of information technologies in the commission of offenses in the area of information and computing environment. It is argued that the use of information technologies has advantages, ensures the effective-

© Пастухов П. С., 2016

ness of the control of the state and law enforcement, but at the same time poses a threat to invade the sphere of private life of citizens.

Key words: information technologies, geoinformation technologists, information-technical maintenance, public safety, public order, the right to life, investigation of crimes.

В условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации граждане нуждаются в повышении общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач. Такие задачи необходимо решать путем внедрения комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия1.

Второй основной причиной внедрения информационных технологий (ИТ) в управленческую и правоохранительную деятельность является информационно-технический характер современной преступности. Правоприменительная практика и судебная статистика свидетельствуют, что с каждым годом растет число как преступлений в сфере компьютерной информации, так и преступлений с использованием компьютерных технологий. Из этого следует, что раскрывать и расследовать подобные преступления возможно только с использованием со стороны правоохранительных органов современных информационных технологий.

Третья причина необходимости внедрения и развития ИТ связана со скоростью принятия решений. В условиях динамичной экономики, развития всех сфер человеческой деятельности, основанной на информационных технологиях, в критических ситуациях в кратчайшие сроки необходимо принимать грамотные управленческие решения. Принятие выверенных решений требует мгновенного получения и анализа всей информации, причем из всех возможных источников, чего нельзя сделать без применения развитых автоматизированных информационных поисковых систем, автоматизированных банков данных, систем анализа и оповещения.

Есть еще множество причин внедрения ИТ, связанных с экономичностью, сокращением бюрократического аппарата, более качественным предоставлением государственных услуг и в целом с повышением качества и уровня жизни.

Названные и неназванные причины внедрения информационных технологий ставят перед органами государственной и муниципальной власти задачи формирования коммуникационной платформы для органов местного самоуправления с целью устранения рисков обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия. Для этого необходимо определить потенциальные точки уязвимости, а также своевременно реагировать в чрезвычайных ситуациях.

Коммуникационная платформа или единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера позволит обеспечить информационный обмен между участниками всех федеральных и муниципальных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности2.

1 <Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»>: распоряжение Правительства РФ от 3 дек. 2014 г. № 2446-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 50. Ст. 7220.

2 Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме: постановление Правительства РФ от 8 июня 2011 г. № 451 (ред. от 13 авг. 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 24. Ст. 3503.

Единое информационное пространство как функционирование технических средств (устройств, комплексов) информационной среды в процессе активного (целенаправленного) взаимодействия ее субъектов приводит к возникновению соответствующей виртуальной реальности [2].

Рассматривая аспекты этого процесса, необходимо отметить государственную политику в области развития виртуальной реальности в различных сферах общественной жизни. Например, в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Правительство Российской Федерации планирует создать к 2018 г. 27 виртуальных музеев1. Рекомендуется обеспечить на региональном уровне доступ граждан к объектам культуры и сведениям государственных архивов, в том числе за счет создания в сети Интернет сайтов и информационных порталов учреждений культуры, формирования электронных баз фондов музеев, архивов, электронных копий уникальных памятников из музейных фондов. Предусматриваются оснащение образовательных учреждений в сфере культуры, детских школ искусств современным материально-техническим оборудованием и создание условий для внедрения электронных билетов в музеи, театры и на зрелищные мероприятия2.

Инновационный сценарий реализации Стратегии государственной культурной политики предусматривает быстрое достижение качественно иного социального статуса культуры, в том числе посредством организации виртуальных театральных площадок, виртуальных концертных залов и виртуальных музеев во всех субъектах Российской Феде-рации3.

В современном информационном обществе необходимо обеспечить возможность частичного ознакомления с экспозицией музеев, достопримечательностями, природным миром, туристскими маршрутами в онлайн-режиме (технологии визуализации, виртуальные экскурсии, видеоролики, фотоматериалы)4.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года предусматривает: научно-технологические исследования в области коммуникационных инфраструктур с терабитовыми скоростями передачи информации; новые принципы биометрической идентификации, обработки, интеграции и анализа мультимодальных биометрических данных; обеспечение полной совместимости контента в гетерогенных сетях, глобальную идентификацию информационных объектов; разработку технологий распознавания и анализа голоса, фото, видео и других типов изображений и сложных медийных носителей информации5.

В то же время необходимо видеть потенциальные угрозы от развития информационных технологий. К основным угрозам информационной безопасности относятся:

- нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

- перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения;

1 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 19. Ст. 2334.

2 <Об утверждении Концепции региональной информатизации>: распоряжение Правительства РФ от 29 дек. 2014 г. № 2769-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 2. Ст. 544.

3 <Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года>: распоряжение Правительства РФ от 29 февр. 2016 г. № 326-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 11. Ст. 1552.

4 Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 24. Ст. 3105.

5 Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. М., 2013. URL: http://government.ru/media/files/41d4b737638b91da2184.pdf (дата обращения: 22.01.2014).

- несанкционированный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

- несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами;

- оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;

- неполная реализация прав граждан в области получения достоверной информации и обмена ей, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;

- провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации;

- распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением в компьютерные системы и сети.

В связи с потенциальными угрозами в сфере информационной безопасности Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма1.

Учитывая потенциальные угрозы, связанные с дальнейшим совершенствованием информационных технологий, Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации предусматривает разработку и внедрение защиты компьютерных инфраструктур, перспективных средств и программных систем защиты данных2.

Одной из современных угроз общественному развитию является внутренний и международный терроризм. В рамках развития информационных технологий и принятия антитеррористических мер в июле 2016 г. операторов связи и организаторов распространения информации в сети Интернет обязали хранить информацию пользователей и передавать ее уполномоченным органам. Для беспрепятственного получения такой информации в законодательство об оперативно-разыскной деятельности было введено такое новое оперативно-разыскное мероприятие, как получение компьютерной информации3.

Измененные нормы российского законодательства о противодействии терроризму4, об органах безопасности5, о связи6, об информации и информационных технологиях7 и другие обязывают операторов связи хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео или иных сообщений пользователей услугами связи в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий; текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео,

1 Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн [Электронный ресурс]: информация Банка России от 27 янв. 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года...

3 О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности: федер. закон от 6 июля 2016 г. № 374-Ф3 // Рос. газета. 2016. 8 июля.

4 О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 (в ред. от 6 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.

5 О Федеральной службе безопасности: федер. закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. от 6 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

6 О связи: федер. закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ (в ред. от 6 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 28. Ст. 2895.

7 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.

иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки; предоставлять эту информацию государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ.

Организаторов распространения информации в сети Интернет обязали хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео или иных электронных сообщений пользователей и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий; текстовые сообщения пользователей, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения -до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки; предоставлять эту информацию государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ. При этом организатор распространения информации в сети Интернет обязан при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.

Осознавая перспективность использования информационных технологий в практической деятельности, Министерство внутренних дел России (МВД России) пытается использовать положительный опыт ИТ-отраслей. С этой целью в системе министерства планируется развивать информационно-управляющие системы, системы обработки и идентификации дактилоскопической, генной, баллистической и иной криминалистически значимой информации, программное и информационное обеспечение перспективных и современных автоматизированных систем управления, информационно-справочную работу в интересах подразделений МВД России1.

Среди действующих эффективных информационных технологий, обеспечивающих безопасность, следует назвать видеонаблюдение и видеофиксацию, в том числе снятие, обработку и передачу с камер видеонаблюдения видеопотока о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, включая повреждения коммуникаций, инфраструктуры и имущества. В этом случае проводится анализ видео- и аудиопотоков, который предусматривает: автоматическую регистрацию событий на базе системы видеоанализа потока, видеоанализ событий, аналитику видеопотока в режиме реального времени, идентификацию и распознавание лиц.

В правоохранительной деятельности информационные технологии предоставляют уникальную возможность определять позиционирование подвижных объектов (геолокация). Геоинформационные системы представляют собой сложные информационные системы, создаваемые благодаря интеграции массивов обычной (чаще фактографической) информации относительно объектов учета с массивами географической информации (топографическими картами, планами и др.). Использование таких систем в подразделениях МВД России позволяет получать наглядную информацию об определенных объектах в их пространственном расположении на картах или планах.

1 Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 18 марта 2013 г. № 150 (ред. от 1 апр. 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

В целях развития геолокации и технологической инфраструктуры в интересах государственных и иных информационных систем, осуществляющих сбор и обработку навигационной информации, которая поступает от транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, государством предприняты меры по реализации этих техно-логий1.

В современных условиях составной частью криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений является информационное обеспечение этой деятельности, т. к. сущность расследования преступлений, его сердцевина - это поиск информации и работа с нею. В фундаменте познания события преступления, а следовательно, деятельности по его расследованию, лежат информационные процессы [1].

С информационных позиций информационное обеспечение - это совокупность единой системы сбора и получения информации из внешних и внутренних источников, схем информационных потоков, циркулирующих в ходе раскрытия и расследования преступлений, а также методология использования имеющихся баз данных и построения новых баз данных.

Информационное обеспечение представляет собой процесс с определенными, последовательно сменяющими друг друга стадиями, в котором субъекты воздействуют на объекты (информацию) для достижения конкретных результатов (целей). Процесс информационного обеспечения начинается с получения криминалистически значимой информации от ее источника или потенциального носителя.

Новые информационные технологии расширили не только следовую картину преступлений, но и перечень предметов и документов - вещественных доказательств, подлежащих криминалистической регистрации.

Регистрация и долговременное хранение следов сетевой активности пользователей, основных параметров всех телефонных соединений, наличие жесткой взаимосвязи абонента и базовой станции, а также технические возможности современных компьютерных средств и систем управления базами данных позволяют весьма оперативно обработать колоссальные объемы биллинговой и коммуникационной информации и получить сведения, облегчающие расследование преступлений.

Современные информационные технологии и автоматизированные базы данных позволяют изучить личности всех субъектов преступной деятельности, быстро проверить все выдвигаемые версии, принять правильное решение в условиях тактического риска.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что на пути использования отечественной криминалистикой новых информационных технологий, особенно связанных с сетью Интернет, сделаны лишь первые шаги. Криминалистам - ученым и практикам - необходимо активизировать усилия по внедрению новых информационных технологий в криминалистическую технику, криминалистическую тактику и в методику расследования преступлений, в особенности их высокотехнологичных разновидностей.

Для этого требуется создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности и правопорядка. Для повышения эффективности деятельности по раскрытию и расследованию преступлений необходимо создать интегрированные банки данных криминалистически значимой информации, достичь более высокого уровня информатизации правоохранительных органов. Степень технической оснащенно-

1 <Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по созданию открытого акционерного общества «ГЛОНАСС», развитию государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и ее использованию в интересах других информационно-навигационных комплексов и систем, создаваемых федеральными органами исполнительной власти и организациями>: распоряжение Правительства РФ от 9 авг. 2014 г. № 1498-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 34. Ст. 4693.

сти всех органов предварительного расследования телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна удовлетворять современным вызовам и техническим требованиям.

Библиографический список

1. Кузьмин А. Информационное обеспечение расследования преступлений // Законность. 1999. № 6. С. 44.

2. Ловцов Д. А., Ниесов В. А. Актуальные проблемы создания и развития единого информационного пространства судебной системы России // Информационное право. 2013. № 5. С.13-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.