Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
нравственность / чувства / духовное здоровье / подростки / педагогическая характеристика / morality / feelings / spiritual health / adolescents / pedagogical characteristics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементьева А.Д.

В работе рассматриваются вопросы духовно-нравственного здоровья подростков и аспекты их нравственного воспитания. Представлены результаты эмпирического исследования нравственных чувств младших и старших подростков. Установлен уровень выраженности и значимые различия нравственных чувств у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MORAL FEELINGS IN YOUNGER AND OLDER ADOLESCENTS

The paper examines the issues of spiritual and moral health of adolescents and aspects of their moral education. The results of an empirical study of the moral feelings of younger and older adolescents are presented. The level of severity and significant differences in moral feelings among adolescents have been established.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159

Дементьева А.Д.

студент 1 курса группа МП-23 педагог-психолог Институт непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: в работе рассматриваются вопросы духовно-нравственного здоровья подростков и аспекты их нравственного воспитания. Представлены результаты эмпирического исследования нравственных чувств младших и старших подростков. Установлен уровень выраженности и значимые различия нравственных чувств у подростков.

Ключевые слова: нравственность, чувства, духовное здоровье, подростки, педагогическая характеристика.

В современном обществе выдвигаются вопросы духовно-нравственного здоровья, оказывающие влияние на образование, науку, культуру, искусство и другие области жизнедеятельности. Из-за кризиса духовных ценностей и упадка нравственности, подростки привлекают особое внимание общества, и решение этой проблемы становится государственным делом, требующим вмешательства властей.

В психолого-педагогическом словаре Е.С. Рапоцевича, нравственность рассматривается как «совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность. Нравственное развитие рассматривается как составная часть единого процесса общественного воспитания» [2, С. 309].

В философском словаре, нравственность определена, как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений» [5, С. 406].

Нравственные чувства - это эмоциональная форма усвоенных личностью моральных принципов, норм, представлений. К сфере нравственных чувств относятся: сопереживание, сочувствие, эмпатия, чувства долга, ответственности за результаты своей деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т.д.

Подростковый возраст или пубертатный период (лат. pubertas -возмужалость, половая зрелость) самый сложный, очень тяжелый и непредсказуемый период жизни человека. В это время у детей происходят масштабные изменения всей структуры организма, начиная от гормональной перестройки, физиологических и психологических изменений, и заканчивая сменой вкусов и отношения к окружению. Подростковый период - это своего рода переход из одной реальности в другую [4].

У подростков в этот период меняется отношение к взрослым, а именно к родителям и педагогам, так как, читая лекции о морали, о том, как все должно быть, происходит отторжение. Все разговоры, просьбы и уговоры не воспринимаются и считается навязыванием того что подросток делать не желает, начинаются протесты, теряется связь с самыми близкими людьми. Также у многих детей меняется отношение к учебе, может произойти обратный эффект и тот ребенок, который учился на отлично все бросит и станет получать неудовлетворительные отметки, а тот кто не успевал более серьезно подойдет к дальнейшему обучению [4].

В переходном возрасте также происходят изменения нравственных и социальных устоев. Подростки не всегда сразу понимают, что для них хорошо, а что может оказаться самой большой ошибкой в жизни, нет ничего запрещенного, хочется попробовать все: курение, грубое поведение в обществе, алкоголь, легкие наркотики. Сами же дети считают, что все это забавы ради и в любой

момент можно все прекратить это только раз, но бывает, что этот один миг затягивает глубже и подросток оказывается совсем на другой стороне, откуда очень сложно выбраться [1, с. 223].

В формировании нравственных чувств подростка большое значение играет психологическая зрелость. Важнейшим элементом психологической зрелости является нравственное созревание личности, которое проявляется в изменении представлений о том, «что такое хорошо, что такое плохо» связывается с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности. Постепенно у детей начинает формироваться понятие долга. Поведение школьника начинает формироваться с учётом нравственных ценностей и правил, которые приняты в обществе [3, с. 120].

С целью выявить особенности нравственных чувств у старших и младших подростков было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Муниципального образования г. Абакан «Средняя общеобразовательная школа № 31».

В исследовании приняли участие: 100 подростков, из них 50 человек -старшие подростки (15-17 лет), 50 человек - младшие подростки (11-13 лет).

Для изучения особенностей воспитанности и нравственного развития у подростков был проведен стандартизированный тест «Опросник воспитанности и нравственного развития» В.В. Цветкова.

■ Первая группа' ■ Вторая группа*

Рисунок 1. Среднегрупповые показатели воспитанности и нравственных качеств в группах младших и старших подростков.

Анализ данных, полученных по методике в группе младших подростков показал, что в рассматриваемой группе чертологическая специфика воспитанности и нравственности характеризуется проявлением, в большей степени, незрелостью (социальной неразвитостью) системы отношения человека к окружающей действительности и нравственных качеств.

Можно сказать, что в группе старших подростков также как и в первой группе отмечается определенная незрелость системы отношения человека к окружающей действительности, но в тоже время, характеризуется большей развитостью, чем у младших подростков.

Таблица 1. Сравнительный анализ средне групповых показателей нравственных ценностей и нравственного развития в исследуемых группах.

Параметры Группа .№1 Группа .№2 и- эмп

Доброта 2,6 3,32 5 1***

Милосердие 2,68 3,4 4 2***

Любовь к людям 2,64 3,52 5,5***

Бескорыстие 2,6 3,44 5,6***

Оптимизм 2,8 3,6 3,5**

Любовь к жизни 3,08 3,76 2,01

Достоинство 2,72 3,32 4 3***

Честь 2,64 3,4 4***

Ответственность 2,76 3,12 3**

Долг 2,72 3,44 2,8**

Верность 3,2 3,44 0,9

Справедливость 2,84 3,28 2

Честность 3,32 3,6 1

Правдолюбие 2,92 3,16 2,4*

Нравственная чистота 2,8 3,32 2,6*

Миролюбие 2,84 3,16 2

Патриотизм 2,72 3,04 2

Альтруизм 2,7 3,08 2,8**

Совесть 2,8 3,2 3,3**

Сознательность 2,88 3,2 2 7**

Уровень нравственного развития 56,56 66,96 12,2***

Младшие и старшие подростки статистически достоверно отличаются (на уровне р<0,001 и р<0,01) друг от друга:

- чертологическими особенностями воспитанности и нравственных качеств, отражающие нравственно-ценностное отношение к себе, другим. У подростков с низким уровнем толерантности особенности воспитанности и нравственности характеризуется, в большей степени, незрелостью системы отношения человека к окружающей действительности и нравственных качеств;

- выраженностью нравственных ценностей и нравственного развития. Подростков с низким уровнем толерантности отличает менее выраженный уровень нравственного развития, а также низкая значимость таких нравственных ценностей как доброта, милосердие, любовь к людям, бескорыстие, оптимизм, достоинство, честь, ответственность, долг, альтруизм, совесть;

- выраженностью нравственной мотивации. Подростков с низким уровнем толерантности отличает слабая ориентация на соблюдение нравственных норм в поступках, мотивах, в жизни общества.

Таким образом, можно сказать о существующих отличительных особенностях в проявлении особенностей ценностно- нравственной сферы у младших и старших подростков.

Для изучения выраженности нравственной мотивации у подростков, была проведена методика диагностики нравственной мотивации (анкетирование «Метод оценки нравственного развития» (И.В. Мащенко, Н.Н. Протько). Анализ результатов обнаруживает, что среднее значение уровня нравственной мотивации в группе младших подростков ниже, чем у страших подростков, но, в тоже время, показатели обеих групп находятся в диапазоне средних значений.

Рисунок 2. Среднегрупповые показатели нравственной мотивации в исследуемых группах.

Данное обстоятельство может свидетельствовать о различиях в выраженности мотивации нравственных поступков.

Таблица 2. Распределение по уровням нравственной мотивации (в %).

Группа Уровни мотивации

Высокий Средний Низкий

Первая группа - 84 16

Вторая группа 36 66 -

Сравнительный анализ данных по группам и их математическая обработка с помощью и-критерия Манна-Уитни позволяют сделать вывод о достоверности различий в исследуемых группах по показателю нравственной мотивации.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что подростки первой группы статистически достоверно (на уровне р<0,001) отличаются от подростков второй группы менее выраженной ценностной ориентацией на соблюдение нравственных норм в поступках, мотивах, в жизни общества.

Таблица 3. Сравнительный анализ средне групповых показателей выраженности уровня нравственной мотивации в исследуемых группах

Показатель нравственной мотивации

Первая группа 2,16

Вторая группа 3,24

u- эмп 5 7***

Для независимых выборок: *u- крит. = 2.011 при 0.05 уровне значимости; **u- крит. = 2.682 при 0.01 уровне значимости; ***u- крит. = 3.505 при 0.001 уровне значимости.

Проанализировав данные эмпирического исследования, было выявлено, что эффективность в процессе воспитания нравственных чувств обеспечивают такие педагогические условия, как учёт возрастных и психологических особенностей детей подросткового возраста и правильный подбор форм и методов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Головей Л.А. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / [Л. А. Головей и др.] — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 413 с;

2. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Культура, 2001. - 408 с;

3. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. - М.: Издательство Юрайт, 2020. -406 с;

4. Физическое развитие и здоровье подростка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.7ya.ru/article/Fizicheskoe-razvitie-i-zdorove-podrostka/ (дата

обращения 05.05.2024);

5. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова, 6-е изд., переработанный и доп. - М.: Политиздат, 1991. 560 с.

Dementieva A.D.

Khakass State University (Abakan, Russia)

COMPARATIVE ANALYSIS OF MORAL FEELINGS IN YOUNGER AND OLDER ADOLESCENTS

Abstract: the paper examines the issues of spiritual and moral health of adolescents and aspects of their moral education. The results of an empirical study of the moral feelings of younger and older adolescents are presented. The level of severity and significant differences in moralfeelings among adolescents have been established.

Keywords: morality, feelings, spiritual health, adolescents, pedagogical characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.