Научная статья на тему 'Нравственные чувства обучающихся: эмоциональный компонент'

Нравственные чувства обучающихся: эмоциональный компонент Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / СТУДЕНТЫ - БЫВШИЕ УЧАСТНИКИ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА / MORAL EDUCATION / MORAL FEELINGS / EMOTIONAL COMPONENT / EMOTIONAL ORIENTATION / STUDENTS-ATHLETES / CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY / STUDENTS - FORMER MEMBERS OF THE CREATIVE TEAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Т.В., Зыкова Н.Ю., Мазкина О.Б.

Авторы обосновывают необходимость реализации программы воспитания нравственных чувств, обладающей значительным потенциалом для активной включенности подростков (ныне студентов разных вузов - бывших участников творческого коллектива) в разные виды творческой (коллективной) деятельности, способствуя повышению уровня их нравственной воспитанности. В статье раскрывается проблема развития нравственных чувств в юношеском возрасте. Представленные результаты касаются сопоставления эмоционального компонента нравственных чувств у молодых людей на различных этапах исследования, охватывая период с 2015 по 2020 годы. Достоверность выводов подтверждается проведенной математической обработкой данных с помощью U-критерия Манна-Уитни, который позволяет определить достоверность отличий между двумя выборками по уровню исследуемого признака. Более подробный статистический анализ позволил авторам определить общие и отличительные характеристики эмоциональной направленности молодых людей. На основании полученных данных делается вывод, что выдвинутая гипотеза о низком уровне развития нравственных чувств в их эмоциональном компоненте подтвердилась частично - молодые люди студенческого возраста сейчас занимают активную позицию и стремятся к достижению целей, а также испытывают сильную потребность в общении. Это может быть обусловлено преобладанием среди молодежи опосредованного общения, которое не позволяет осуществлять эмоциональный обмен между партнерами по общению, не становится источником эмоциональных ресурсов общающихся. Результаты исследования подтверждают устойчивость положительных результатов формирующего эксперимента, в ходе которого реализовывалась авторская программа воспитания нравственных чувств подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’S MORAL FEELINGS: THE EMOTIONAL COMPONENT

The authors substantiate the need to implement a program for the education of moral feelings, which has a significant potential for active involvement of teenagers (now students of different universities - former members of the creative team) in various types of creative (collective) activities, contributing to improving their level of moral education. The article reveals the problem of developing moral feelings in youth. The presented results relate to the comparison of the emotional component of moral feelings in young people at various stages of the study, covering the period from 2015 to 2020. The reliability of the conclusions is confirmed by mathematical processing of the data using the Mann-Whitney U-test, which allows us to determine the reliability of differences between two samples by the level of the studied trait. A more detailed statistical analysis allowed the authors to determine the General and distinctive characteristics of the emotional orientation of young people. Based on the data obtained, it is concluded that the hypothesis put forward about the low level of development of moral feelings in their emotional component was partially confirmed - young people of student age now take an active position and strive to achieve goals, and also have a strong need for communication. This may be due to the predominance of indirect communication among young people, which does not allow for an emotional exchange between communication partners, and does not become a source of emotional resources for those who communicate. The results of the study confirm the stability of the positive results of the formative experiment, during which the author's program for educating the moral feelings of adolescents was implemented.

Текст научной работы на тему «Нравственные чувства обучающихся: эмоциональный компонент»

УДК 378.1

ГРНТИ 14.07.03

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Т.В. ЛАРИНА, доктор педагогических наук, доцент

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Н.Ю. ЗЫКОВА, кандидат психологических наук, доцент

Воронежский государственный институт физической культуры (г. Воронеж)

О.Б. МАЗКИНА, кандидат педагогических наук

Воронежский государственный университет (г. Воронеж)

Авторы обосновывают необходимость реализации программы воспитания нравственных чувств, обладающей значительным потенциалом для активной включенности подростков (ныне студентов разных вузов - бывших участников творческого коллектива) в разные виды творческой (коллективной) деятельности, способствуя повышению уровня их нравственной воспитанности. В статье раскрывается проблема развития нравственных чувств в юношеском возрасте. Представленные результаты касаются сопоставления эмоционального компонента нравственных чувств у молодых людей на различных этапах исследования, охватывая период с 2015 по 2020 годы. Достоверность выводов подтверждается проведенной математической обработкой данных с помощью U-критерия Манна-Уитни, который позволяет определить достоверность отличий между двумя выборками по уровню исследуемого признака. Более подробный статистический анализ позволил авторам определить общие и отличительные характеристики эмоциональной направленности молодых людей. На основании полученных данных делается вывод, что выдвинутая гипотеза о низком уровне развития нравственных чувств в их эмоциональном компоненте подтвердилась частично - молодые люди студенческого возраста сейчас занимают активную позицию и стремятся к достижению целей, а также испытывают сильную потребность в общении. Это может быть обусловлено преобладанием среди молодежи опосредованного общения, которое не позволяет осуществлять эмоциональный обмен между партнерами по общению, не становится источником эмоциональных ресурсов общающихся. Результаты исследования подтверждают устойчивость положительных результатов формирующего эксперимента, в ходе которого реализовывалась авторская программа воспитания нравственных чувств подростков.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные чувства, эмоциональный компонент, эмоциональная направленность, студенты-спортсмены, курсанты военного вуза, студенты - бывшие участники творческого коллектива.

STUDENTS'S MORAL FEELINGS: THE EMOTIONAL COMPONENT

T. V. LARINA, Doctor of Pedagogical sciences, Associate Professor

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

N.YU. ZYKOVA, Candidate of Psychological sciences, Associate Professor

Voronezh State Institut Phisical Training (Voronezh)

O.B. MAZKINA, Candidate of Psychological sciences

Voronezh state University (Voronezh)

The authors substantiate the need to implement a program for the education of moral feelings, which has a significant potential for active involvement of teenagers (now students of different universities - former members of the creative team) in various types of creative (collective) activities,

contributing to improving their level of moral education. The article reveals the problem of developing moral feelings in youth. The presented results relate to the comparison of the emotional component of moral feelings in young people at various stages of the study, covering the period from 2015 to 2020. The reliability of the conclusions is confirmed by mathematical processing of the data using the Mann-Whitney U-test, which allows us to determine the reliability of differences between two samples by the level of the studied trait. A more detailed statistical analysis allowed the authors to determine the General and distinctive characteristics of the emotional orientation of young people. Based on the data obtained, it is concluded that the hypothesis put forward about the low level of development of moral feelings in their emotional component was partially confirmed - young people of student age now take an active position and strive to achieve goals, and also have a strong need for communication. This may be due to the predominance of indirect communication among young people, which does not allow for an emotional exchange between communication partners, and does not become a source of emotional resources for those who communicate. The results of the study confirm the stability of the positive results of the formative experiment, during which the author's program for educating the moral feelings of adolescents was implemented.

Keywords: moral education, moral feelings, emotional component, emotional orientation, students-athletes, cadets of a military University, students - former members of the creative team.

Введение. Проблема нравственного воспитания молодежи во все времена имела особое значение. На протяжении многих столетий она привлекала внимание отечественных и зарубежных ученых, открывающих все новые грани этого феномена. В современном российском обществе в условиях глобализации, затрагивающей все сферы жизнедеятельности человека, актуальность этой проблемы особенно возросла. Мы с сожалением наблюдаем, что большинство молодых людей растут зависимыми от негативных явлений действительности (современных СМИ и т.д.), оказывающими отрицательное воздействие на нравственную позицию молодежи. У молодежи недостаточно четко определена система нравственных ценностей, не сформирована личная ответственность, стойкость к отрицательным влияниям. В своем поведении они не следуют правилам и нормам поведения, принятым в обществе. У большинства из них не воспитаны нравственные чувства (любовь к Родине, гуманность, долг, честь, совесть, патриотизм, товарищество, дружба, гордость, чувство собственного достоинства), что ведет к деформации личности и, как результат, к совершению ими безнравственных поступков. В настоящее время вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи уделяется особое внимание, в том числе в военных организациях, заботящихся о профессионализме и духе будущих офицеров [1].

Актуальность. В данной статье рассматривается актуальная, на наш взгляд, проблема развития нравственных чувств - «чувств, переживаемых людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом» [2]. Развитие нравственных чувств может осуществляться в процессе неосознанного подражания, т.е. следования образцам поведения, поступкам окружающих, и сознательного - в процессе обучения и воспитания, когда их развитие во многом определяется формами, методами и средствами, применяемыми педагогом, а также социальными условиями, в которых живет личность [3].

Анализ классической этической и психологической литературы показал, что развитие нравственных чувств как высшего эмоционального проявления человека, определяемых социальными нормами общества, происходит на протяжении всей жизни. Следовательно, в современных условиях данная проблема приобретает особую значимость.

В работе А.Н. Бражниковой отмечается, что: «В ходе взросления человек начинает ближе знакомиться с устоями и правилами общества, в котором он живет, в результате чего возникают определенные нравственные ценности. Несмотря на то, что данная категория чувств, считается относительно постоянной, она все же может претерпевать изменения, связанные с

определенными событиями в обществе или же в личной жизни. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними» [4].

Н.В. Мельникова отмечает, что «нравственные чувства и эмоции составляют эмоциональный компонент, где они выступают в виде переживаний и относительно устойчивых качеств личности. Главное в их содержании - понимание переживаний людей и умение «сопереживать» с ними. Они развиваются на основе знаний и оценок и образуются постепенно: сначала воспринимаются события, которые позднее обобщаются и обретают жизненный смысл. Нравственные чувства постепенно формируются в условиях социума, сопровождаемые разными эмоциями. Выбор осуществляется посредством функций механизма оценки и борьбы мотивов» [5].

Подобной точки зрения придерживается И.Г. Лаверычева, которая считает, что «необходимым условием для проявления любых реакций по отношению к «Другому» является способность воспринимать «Другого», т.е. иметь чувствительность к человеку вообще. По ее мнению, сострадание - основная реакция альтруизма, заключающаяся в умении понимать чужое страдание и давать ответ, нацеленный на его облегчение» [6].

Согласно данному предположению о взаимосвязи эмпатии и альтруизма, мы провели исследование, в котором решалась задача изучения динамики развития нравственных чувств молодых людей (в прошлом подростков музыкального творческого коллектива) по эмоциональному компоненту.

Первый этап исследования осуществлялся в период с 2011 по 2016 гг. в муниципальном бюджетном учреждении дошкольного образования Детская школа искусств (МБУДО ДШИ) № 7 г. Воронежа, в котором подростки обучались в музыкальном творческом коллективе -вокальном ансамбле «Забава», по специальности «Народный вокал». Экспериментальная группа (ЭГ) состояла из 49 подростков 13-15 лет, входящих в творческий коллектив. Исследование осуществлялось в три подэтапа: (2011-2012 гг.) - констатирующий эксперимент; (2012-2015 гг.) - проведение формирующего эксперимента (реализация программы нравственного воспитания «К истокам ценностей русской культуры); (2015-2016 гг.) -завершение экспериментального исследования в музыкальном творческом коллективе.

Анализ исходного уровня воспитанности нравственных чувств подростков в ЭГ на этапе констатирующего эксперимента по эмоциональному компоненту проводился с помощью контент-анализа (использовалась рисуночная методика «Добро и Зло» (модификация Т.П. Авдуловой), что позволило выделить смысловые конструкты, способствующие раскрытию субъективного представления подростков о добре и зле (таблица 1).

Таблица 1 - Содержание образов добра и зла по рисуночной методике «Добро и Зло» (в % от выборки)

Частота встречаемости смысловых

Конструкты конструктов

Образ добра Образ зла

Эмоции 7,3 0,0

Социальное взаимодействие 15,7 20,3

Природа 3,4 0,1

Экология 1,4 6,2

Животные 0,3 2,4

Ассоциативное изображение 4,2 6,8

Полезная деятельность 3,9 0,0

Мы выделили шесть образных конструктов, выражающих добро, причем четыре из них не отражали ожидаемых представлений в работах подростков.

Для выражения образа «Добро» использовались специально разработанные ситуации, позволяющие всесторонне отразить развитие процесса социального взаимодействия. В результате, понятие «Добро» подростки могли воспринимать в виде некоего действия, способного совершаться для кого-то или вместе с кем-то («дети кормят птиц», «школьники убирают двор»).

Эксперимент показал, что в понимании большинства испытуемых зло отражает поведение субъектов какой-либо деятельности. Например, «мальчик отнимает карандаш у девочки» и т.п. В рисунках также проявились деструктивные взаимоотношения между персонажами (разбой, борьба, разрушение), представляющие для подростков внешнее осуществление зла.

Передавая образ добра, подростки в одинаковой степени значимости выделили для себя конструкты «полезная деятельность» и «ассоциативное изображение». Добро в большинстве работ носило конкретный характер и чаще всего встречалось в виде изображенного сердечка и цветка (традиционно сердце отождествляется с большим диапазоном эмоций человека и является символом любви). В представлении испытуемых, наличие ассоциативных образов носило обобщающий характер, и категория добра формировалась посредством полезной и плодотворной работы (посадить дерево, полить цветник). Рисунки, изображающие ситуацию бережного отношения к окружающей среде, способствовали созданию нового конструкта «экология». В него вошли работы, в которых были отражено заботливое и внимательное обращение к природе и живым организмам. Зло, в противопоставлении добру, виделось испытуемыми в нанесении вреда (загрязнения) окружающей среды.

Анализируя работы подростков, мы обратили внимание на наличие в рисунках социального содержания. Этот факт мы объяснили тем, что в сфере социального общения и взаимодействия подросткам достаточно комфортно в силу привлекательности для испытуемых. Помимо этого, в большинстве рисунков присутствовали изображения взрослых, что нельзя отнести к ситуациям ситуативного характера, поскольку данный аспект свидетельствует о существовании некоего нравственного опыта, связанного с ситуациями социального взаимодействия.

Очередная характеристика, исследуемая нами по данной методике с использованием анализа рисунков, относилась к пространственному изображению добра и зла. Важность категорий добра и зла в жизни испытуемых соотносилась с расположением рисунка (близость изображения к центру или в центре, соответствовала большей их значимости для личности подростка).

Важным для нас, также являлось наличие цветовой гаммы в рисунках, играющей роль основного параметра. При проведении анализа, мы в первую очередь обращали внимание на присутствие и преобладание цвета, способного отразить эмоциональную насыщенность образов «Добро и Зло». Интерпретация рисунков осуществлялась при непосредственном обращении к трактовке цветовой гаммы М. Люшера, К. Шайе и Л. Хесса [7]. В большинстве рисунков испытуемых изображения образа «Добро» окрашивалось с помощью трех-пяти цветов (наблюдалось преобладание основных цветов спектра и их оттенков). Предпочтение было отдано в большинстве случаев красному («красивый», «прекрасный») и синему цвету (символизирующему эмоциональный комфорт), реже - желтому (ассоциирующему солнце и тепло) и зеленому (отражающему недовольство собственным эмоциональным состоянием) [7].

Результаты эксперимента, позволили нам сделать вывод, что большинство подростков проявляют положительное эмоциональное отношение к образу «Добро», что подтверждается наличием в рисунках представленных цветовых решений, которые мы описывали выше. Следует отметить, что не всегда выбор цвета свидетельствуют об истинном эмоциональном состоянии, например, рисунок, в котором доминирует коричневый цвет выражает отсутствие духовного содержания, проявление враждебных действий, направленных на «Другого»; наличие черного цвета говорит о выражении протеста, направленного на определенную ситуацию, негативное к ней отношение, проявление агрессивности.

Таким образом, для подростков были значимы не собственные действия, связанные с нравственными чувствами, а нравственное поведение и поступки окружающих их людей. Отметим, что поведение подростков оценивалось ими как эмоционально положительное только в процессе взаимодействия с «Другим(и)». Социальные и нравственные волнения ассоциировались, прежде всего, с экологией, а более сильные эмоциональные переживания возникали в отношении добра. Зло испытуемые воспринимали абстрактно, что показывало на нечёткость представлений о конкретной нравственной категории (результаты содержатся в таблице 2).

Таблица 2 - Содержание образов добра и зла по рисуночной методике «Добро и Зло» (в % от выборки) после

Конструкты Доля от общего количества участников исследования

Образ добра Образ зла

ЭГ ЭГ

Эмоции 7,5 0,0

Социальное взаимодействие 12,3 12,2

Природа 2,9 1,4

Экология 1,1 5,8

Животные 1,3 4,3

Ассоциативное изображение 35,8 6,9

Полезная деятельность 4,7 1,2

Анализ результатов исследования в ЭГ после проведения формирующего этапа эксперимента по методике «Добро и Зло» (модификация Т.П. Авдуловой) с помощью (-критерия Стьюдента показал, что различия до и после формирующего эксперимента незначительны по таким категориям, как: обобщённость, доминирование понятий, цвет, противопоставление понятий, эмоциональная значимость (таблица 3).

Таблица 3 - Результаты оценки значимости различий смысловых конструктов в рисунках подростков ЭГ до и после формирующего эксперимента по (-критерию Стьюдента

Различия значимы на уровне 0,01 Различия не значимы на уровне 0,01

Значимых различий не выявлено Обобщенность 0,5

Доминирование понятий 0,5

Цвет 0,88

Противопоставление понятий 1,13

Эмоциональная значимость 1,49

Полученные результаты могли указывать на возникшие у подростков сложности в соотнесении содержания инструкции представленной методики с ценностями, способными в действительности вызвать у них эмоциональные реакции в реальной действительности. Отметим, что качественный уровень оценки результатов и наблюдение за испытуемыми в процессе реализации программы на формирующем этапе эксперимента и после ее завершения позволил нам определить факт, связанный с повышением уровня воспитанности их нравственных чувств по эмоциональному критерию. Испытуемые ЭГ, включенные на этапе

формирующего эксперимента в разнообразные виды творческой (коллективной) деятельности, добивались не только заметных вокальных успехов, но и принимали участие в различных волонтерских акциях, при помощи руководителя старались создавать либеральную среду коллектива, благоприятно влияющую на общую духовную атмосферу. Такое конструктивное взаимодействие положительно повлияло на развитие коммуникативной культуры коллектива: появились общие интересы, искреннее сочувствие и переживание за «Другого», что проявлялось в истинном эмоционально-теплом взаимоотношении «Друг к Другу» (появилось желание посетить занятия «Другого», поздравить с праздником и т.д.) [2].

Далее, для изучения развития нравственных чувств в динамическом аспекте, т.е. пролонгированном от подросткового к юношескому возрасту, являющемуся сензитивным для становления нравственной сферы, нами в 2020 г. был проведен второй этап эксперимента. В нем приняли участие выпускники музыкального творческого коллектива - вокального ансамбля «Забава» (бывшие подростки-испытуемые ЭГ, а ныне студенты различных воронежских вузов), студенты Воронежского государственного института физической культуры и курсанты Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж).

Целью этого этапа исследования являлся сравнительный анализ эмоционального компонента нравственных чувств студентов, принимавших в 2015 году участие в программе воспитания нравственных чувств подростков, и студентов, не принимавших в ней участия. Было изучено 39 юношей и девушек в возрасте 18-20 лет. Из них 18 человек - это бывшие члены творческого коллектива, участвовавшие ранее в программе «К истокам ценностей русской культуры», ныне студенты разных вузов, и 21 человек - это студенты различных курсов дневной формы обучения Воронежского государственного института физической культуры (ВГИФК) и курсанты 2 курса по специальности «Применение подразделений и эксплуатация средств инженерно-аэродромного обеспечения полетов авиации» Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС ВВА) (г. Воронеж).

Представим результаты исследования нравственных чувств молодых людей по эмоциональному критерию.

Для изучения эмоционального компонента нравственных чувств нами была использована «Диагностика эмоциональной направленности личности» (автор Б.И. Додонов). Методика предназначена для изучения эмоциональной направленности личности, т.е. стремления к определенным типам переживаний, области деятельности с целью получения положительных эмоций. В результате анализа ответов испытуемых мы выявили индивидуальную направленность личности каждого студента, а затем определили средний показатель для группы. На основании полученных данных можно сделать вывод о преобладающих в группе типах эмоциональной направленности.

Затем мы сопоставили по преобладающим типам эмоциональной направленности группу студентов из различных вузов с группой студентов ВГИФК и курсантов ВУНЦ ВВС «ВВА» между собой, а также с данными исследования эмоционального компонента нравственных чувств этих же молодых людей, принявших участие в формирующем эксперименте, реализованном в 2015 году.

Для определения уровня выраженности направленности (высокая, умеренная, низкая) нами была проведена процедура z-стандартизации, благодаря которой мы определили следующие интервалы выраженности:

- 10-12 баллов - высокая выраженность направленности;

- 4-9 баллов - умеренная выраженность направленности;

- 0-3 балла - низкая выраженность направленности.

По результатам качественной обработки данных теста можно сделать следующие выводы: студенты бывшей экспериментальной группы (ЭГ) и студенты, не принимавшие участие в

программе развития нравственных чувств, существенно отличаются по эмоциональному компоненту нравственных чувств. Для более глубокого понимания этих отличий приведем обобщенное описание каждой из групп студентов, опираясь на выраженность той или иной эмоциональной направленности.

Студенты различных вузов, которые в 2015 году приняли участие в формирующем эксперименте и были участниками одного творческого коллектива, обладают высокой степенью выраженности таких типов эмоциональной направленности как альтруистическая, коммуникативная, праксическая и эстетическая. Это позволяет нам говорить о том, что молодые люди направлены на то, чтобы отдавать, помогать и делать жизнь других лучше (11 баллов - альтруистическая направленность). Эти юноши и девушки направлены на общение и взаимодействие с социумом (10 баллов - коммуникативная), они открыты и стремятся активно действовать (9,5 баллов - праксическая). Одной из приоритетных потребностей у них выступает восприятие прекрасного (9,5 баллов - эстетическая).

Для этих молодых людей стремление к познанию и получению новой информации не выступает в качестве выраженной потребности (6,2 балла - гностическая), есть некоторое стремление к переживанию необычного, волшебного (5,7 баллов - романтическая). Стремление к славе и известности характерно для этой группы молодых людей достаточно умеренно (4,9 баллов - глористическая). Они не стремятся к коллекционированию и накоплению чего-либо (4,2 балла - акизитивная). Для студентов ЭГ совершенно не характерно стремление к риску (3,0 балла - пугническая) и концентрация на удовлетворение потребности в комфорте (3,0 баллов - гедонистическая).

Молодые люди, не принимавшие участие в эксперименте и не включавшиеся в программу развития нравственных чувств (курсанты ВУНЦ ВВС ВВА и студенты ВГИФК) проявляют схожие тенденции в изучаемом феномене и могут быть охарактеризованы как направленные на достижение поставленных целей и результатов в активной деятельности (11,8 баллов -праксическая), они стремятся к успеху, известности (11,2 балла - глорическая). Это молодые люди, которые не боятся опасностей и готовы рисковать (10,5 баллов - пугническая), стремятся к общению, взаимодействию с другими (10,4 баллов - коммуникативная).

Спортсмены и курсанты в целом готовы помогать другим, готовы отдавать (9 баллов - альтруистическая), при этом испытывают достаточно выраженную потребность в телесном и душевном комфорте (8,6 баллов - гедонистическая) и достаточно чувствительны к прекрасному (8 баллов - эстетическая). Молодые люди не проявляют выраженной направленности на познание (5 баллов - гностическая) и на получение необычных ощущений (5,4 балла - романтическая). Для спортсменов и курсантов совершенно не характерно стремление к накоплению (3 балла - акизитивная). Полученные результаты представлены в таблице 4 и на рисунке 1.

Таблица 4 - Средние значения показателей эмоциональной направленности в группах студентов -спортсменов, курсантов и студентов - бывших участников творческого коллектива (средний балл)

Направленность личности Выраженность (средний балл)

ЭГ ВГИФК ВУНЦ ВВС ВВА

Альтруистическая 11 9

Глористическая 4,9 11,2

Коммуникативная 10 10,4

Пугническая 3,0 10,5

Романтическая 5,7 5,4

Праксическая 9,5 11,8

Эстетическая 9,5 8

Гедонистическая 3,0 8,6

Акизитивная 4,2 3

Гностическая 6,2 6

12 10 8 6 4 2 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выраженность (средний балл) ЭГ

Выраженность (средний балл) ВГИФК

Рисунок 1 - Средние значения показателей эмоциональной направленности в группах студентов, не

входивших в ЭГ, и студентов ЭГ

Для того, чтобы эти выводы были достоверными мы осуществили математическую обработку данных с помощью и-критерия Манна-Уитни, который позволяет определить достоверность отличий между двумя выборками по уровню исследуемого признака.

Для сопоставления средних значений показателей эмоциональной направленности студентов-спортсменов, курсантов и студентов - бывших участников творческого коллектива был использован и-критерий Манна-Уитни. На основании статистического анализа мы можем сделать вывод о том, что эти иерархии достоверно отличаются (и=87, р<0,01). При более подробном статистическом анализе мы получили данные, которые позволили нам определить общие и отличительные характеристики эмоциональной направленности молодых людей:

для всех молодых людей характерна высокая потребность в активных действиях, они целеустремлены и направлены на результат (сильно выраженная праксическая направленность, достоверных отличий между группами нет (и=176, р>0,01);

для всех молодых людей свойственна сильная потребность в общении, они направлены на взаимодействие с социумом (сильно выражена коммуникативная направленность, достоверных отличий между группами нет (Ц=212, р>0,01);

обе группы стремятся к прекрасному (эстетическая направленность, достоверных отличий между группами не выявлено (Ц=198, р>0,01);

стремление к познанию для всех опрошенных молодых людей не является приоритетным (гностическая направленность умеренно выражена, достоверных отличий между группами не выявлено (и=312, р>0,01);

в целом, студенты не направлены на накопление и коллекционирование (акизитивная направленность, достоверных отличий между группами не выявлено (и=155, р>0,01);

спортсмены и курсанты проявляют схожие тенденции в эмоциональной направленности личности и достоверно больше стремятся к известности, к рискованной деятельности и комфорту (глорическая, пугническая, гедонистическая направленности, выявлены достоверные отличия на уровне значимости р<0,05: и=128, и=114, и=123 соответственно). Эта особенность может объясняться спецификой самой профессиональной деятельности. И спорт, и военное дело связаны с риском для здоровья или жизни, для достижения успеха в этих видах деятельности профессионал должен уметь сосредотачиваться, а это, в свою очередь, возможно только при условии физического и душевного комфорта;

студенты из ЭГ несколько более направлены на помощь другим, их альтруизм выражен сильнее, чем у студентов ВГИФК и ВУНЦ ВВС ВВА (альтруистическая направленность у студентов ЭГ обладает высокой выраженностью, различия достоверны на уровне значимости р<0,05, и=124), при этом для них не свойственно стремление к известности и славе (глорическая направленность не обладает сильной выраженностью, различия достоверны на уровне значимости р<0,01, и=56).

При сопоставлении эмоционального компонента нравственных чувств у молодых людей на различных этапах исследования (в 2015 и 2020 гг.), мы также использовали и-коэффициент Манна-Уитни. Результаты статистической обработки данных позволяют заключить, что изменения, произошедшие в 2015 году после реализации программы развития нравственных чувств подростков, имеют устойчивый характер (и=141, р>0,01).

Выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что гипотеза о низком уровне развития нравственных чувств в их эмоциональном компоненте подтвердилась частично. В целом, молодые люди студенческого возраста сейчас занимают активную позицию и стремятся к достижению целей. При этом юноши и девушки испытывают сильную потребность в общении, что может быть обусловлено преобладанием среди молодежи опосредованного общения, которое не позволяет осуществлять эмоциональный обмен между партнерами по общению, не становится источником эмоциональных ресурсов общающихся. Молодые люди испытывают эстетические потребности, а вот гностические не находятся в числе приоритетных. Накопление не выступает как отличительная характеристика опрошенных.

При этом можно говорить о целесообразности систематичной и системной работы по воспитанию нравственных чувств молодых людей еще на этапе подросткового возраста. Сравнительные данные по эмоциональному компоненту нравственных чувств студентов из ЭГ и молодых людей, не принимавших участие в эксперименте, способствующем воспитанию нравственных чувств, позволяют утверждать об их большей альтруистической направленности, меньшей подверженности стремлению к славе и известности по сравнению со студентами-спортсменами и курсантами. Результаты исследования также подтверждают устойчивость положительных результатов формирующего эксперимента, в ходе которого реализовывалась авторская программа воспитания нравственных чувств подростков «К истокам ценностей русской культуры».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ларина Т.В., Суханова А.С. Педагогическое обоснование теоретических основ формирования патриотических ценностей у курсантов военных вузов // Научный журнал «Мир науки, культуры, образования». № 6 (73), декабрь 2018 г. С. 69-71.

2. Мазкина О.Б. Воспитание нравственных чувств подростков в музыкальном творческом коллективе: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2017. 224 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл, Эксмо, 2005. 1136 с.

4. Бражникова А.Н. Нравственные чувства как высшие чувства человека // Научно-практический журнал «Вестник Университета Российской академии образования». 2019. № 2. С. 11 -16.

5. Мельникова Н.В. Нравственные чувства эмпатической направленности // Научное мнение. 2015. № 6-2. С. 58-61.

6. Лаверычева И.Г. Влияние эмпатии на проявление альтруизма и эгоизма. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. № 160. С. 65-74.

7. Люшер М. Цвет вашего характера. М.: РИПОЛ классик, 1997. 236 с.

8. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&К, 2003. 214 с.

ы

REFERENCES

1.Larina T.V., Suhanova A.S. Pedagogicheskoe obosnovanie teoreticheskih osnov formirovaniya patrioticheskih cennostej u kursantov voennyh vuzov // Nauchnyj zhurnal «Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya». № 6 (73), dekabr' 2018 g. pp. 69-71.

2. Mazkina O.B. Vospitanie nravstvennyh chuvstv podrostkov v muzykal'nom tvorcheskom kollektive: dis. ... kand. ped. nauk. Voronezh, 2017. 224 p.

3. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. M.: Izd-vo Smysl, 'Eksmo, 2005. 1136 p.

4. Brazhnikova A.N. Nravstvennye chuvstva kak vysshie chuvstva cheloveka // Nauchno-prakticheskij zhurnal «Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya». 2019. № 2. pp. 11-16.

5. Mel'nikova N.V. Nravstvennye chuvstva 'empaticheskoj napravlennosti // Nauchnoe mnenie. 2015. № 6-2. p. 58-61.

6. Laverycheva I. G. Vliyanie 'empatii na proyavlenie al'truizma i 'egoizma. Izvestiya RGPU im. A I. Gercena. 2013. № 160. pp. 65-74.

7. Lyusher M. Cvet vashego haraktera. M.: RIPOL klassik, 1997. 236 p.

8. Breslav G.E. Cvetopsihologiya i cvetolechenie dlya vseh. SPb.: B&K, 2003. 214 p.

© Ларина Т В., Зыкова Н.Ю., Мазкина О.Б., 2020

Ларина Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, tanialar2008@yandex.ru.

Зыкова Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры, педагогики и психологии, «Воронежский государственный институт физической культуры», Россия, 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, 59, zikova_natalya@inbox.ru.

Мазкина Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии, «Воронежский государственный университет», Россия, 394036, г. Воронеж, пр. Революции, 24, mazkina-olga@mail.ru.

W g

U

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.