Научная статья на тему 'Эмоционально-ценностная направленность учащихся старших классов разного профиля обучения'

Эмоционально-ценностная направленность учащихся старших классов разного профиля обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
571
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная направленность / ценностные ориентации / старшеклассники / профиль обучения / эмоции / emotional orientation / value orientations / high school students / education profile / emotions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М. В. Погодаева, Ю. В. Чепурко, В. Б. Хасьянов

В статье анализируются результаты исследования доминирующей эмоционально-ценностной направленности учащихся старших классов разного профиля обучения. Во всех обследованных группах преобладает доля обучающихся с праксическими, коммуникативными и романтическими эмоциями. Доминирующими ценностями у старшеклассников с праксическими эмоциями могут выступать ценности индивидуализации, эффективной самореализации в перспективном виде деятельности. Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении, желании общаться. Цели, которые определяются этими эмоциями, также направлены на коммуникацию: установление дружеских связей, поиск единомышленников, поиск одобрения и уважения людей. Ценностью выступают возможность коммуникации и положительные эмоции от взаимодействия. Романтические эмоции предполагают возвышенные идеи, мысли, чувства, доминируют духовные ценности. Дисперсионный анализ показал достоверное влияние на индивидуальные показатели эмоционально-ценностной направленности личностных особенностей испытуемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — М. В. Погодаева, Ю. В. Чепурко, В. Б. Хасьянов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL VALUE ORIENTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS OF DIFFERENT EDUCATION PROFILES

The article describes results of the study of the dominant emotional value orientation of high school students of different training profiles. In all surveyed groups, the proportion of students with praxical, communicative and romantic emotions prevails. The dominant values of high school students with praxical emotions can be the values of individualization, effective self-realization in a promising activity. Communicative emotions arise on the basis of the need for communication, the desire to communicate, find response and understanding to your thoughts, feelings, experiences, share thoughts and empathize, have a sympathetic and understanding friend. Goals that are determined by these emotions are also aimed at communication: the establishment of friendly relations, the search for like-minded people, and the search for approval and respect for people. In this case value is the possibility of communication and positive emotions from interaction. Romantic emotions suggest dignified ideas, thoughts, feelings, spiritual values domination. Dispersion analysis showed a significant impact on the individual indicators of the emotional orientation of the personal characteristics of the subjects.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-ценностная направленность учащихся старших классов разного профиля обучения»

пользования, подтверждают свою эффективность (профессиональные пробы -35%, мастер-классы - 31%).

Профориентация обучающихся - приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Результаты профориентации и построение молодым человеком своего профессионального пути связа-

Библиографический список

ны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие субъекта Российской Федерации, страны в целом. В настоящий момент включение обучающихся в большое число разнообразных профориен-тационных форматов является важной составляющей деятельности профессиональных образовательных учреждения.

1. Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 515. Available at: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/268

2. Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 23.09.2019 г № Р-97. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334897/

3. Методические рекомендации по реализации проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 - 11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» в 2019 году для субъектов Российской Федерации. Available at: https://bilet.worldskills.ru/

4. Энциклопедический словарь. Available at: https://dic.academic.ru/contents.nsf/es/

5. Словарь-справочник по педагогической психологии. Available at: https://pedagogic_psychology.academic.ru/

6. Иванова Н.И., Филимонюк Л.А. Развитие профессиональных компетенций педагогов системы среднего профессионального образования в современном образовательном пространстве. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 279 - 281.

7. Юрова Ю.В., Филимонюк Л.А. Проектно-методическая деятельность педагога дополнительного образования. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 88 - 92.

8. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

References

1. Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendacij po perechnyu rekomenduemyh vidov trudovoj i professional'noj deyatel'nosti invalidov s uchetom narushennyh funkcij i ogranichenij ih zhiznedeyatel'nosti. Prikaz Mintruda Rossii ot 04.08.2014 N 515. Available at: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/268

2. Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendacij o realizacii proekta "Bilet v buduschee" v ramkah federal'nogo proekta "Uspeh kazhdogo rebenka". Rasporyazhenie Ministerstva Prosvescheniya RF ot 23.09.2019 g. № R-97. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334897/

3. Metodicheskie rekomendacii po realizacii proekta po rannej professional'noj orientacii uchaschihsya 6 - 11-h klassov obscheobrazovatel'nyh organizacij "Bilet v buduschee" v 2019 godu dlya sub'ekiov Rossijskoj Federacii. Available at: https://bilet.worldskills.ru/

4. 'Enciklopedicheskijslovar'. Available at: https://dic.academic.ru/contents.nsf/es/

5. Slovar'-spravochnikpo pedagogicheskojpsihologii. Available at: https://pedagogic_psychology.academic.ru/

6. Ivanova N.I., Filimonyuk L.A. Razvitie professional'nyh kompetencij pedagogov sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 279 - 281.

7. Yurova Yu.V., Filimonyuk L.A. Proektno-metodicheskaya deyatel'nost' pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 88 - 92.

8. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.

Статья поступила в редакцию 27.01.20

УДК 316.6

Pogodayeva M.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: margopog@rambler.ru

Chepurko Yu.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Irkutsk State Medical University (Irkutsk, Russia), E-mail: juliavs@bk.ru

Khasyanov V.B., senior teacher, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: vkhsayanov@yandex.ru

EMOTIONAL VALUE ORIENTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS OF DIFFERENT EDUCATION PROFILES. The article describes results of the study of the dominant emotional value orientation of high school students of different training profiles. In all surveyed groups, the proportion of students with praxical, communicative and romantic emotions prevails. The dominant values of high school students with praxical emotions can be the values of individualization, effective self-realization in a promising activity. Communicative emotions arise on the basis of the need for communication, the desire to communicate, find response and understanding to your thoughts, feelings, experiences, share thoughts and empathize, have a sympathetic and understanding friend. Goals that are determined by these emotions are also aimed at communication: the establishment of friendly relations, the search for like-minded people, and the search for approval and respect for people. In this case value is the possibility of communication and positive emotions from interaction. Romantic emotions suggest dignified ideas, thoughts, feelings, spiritual values domination. Dispersion analysis showed a significant impact on the individual indicators of the emotional orientation of the personal characteristics of the subjects.

Key words: emotional orientation, value orientations, high school students, education profile, emotions.

М.В. Погодаева, д-р пед. наук, проф., педагогический институт Иркутского государственного университета, г. Иркутск,

E-mail: margopog@rambler.ru

Ю.В. Чепурко, канд. псих. наук, доц., Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, E-mail: juliavs@bk.ru

В.Б. Хасьянов, ст. преп., педагогический институт Иркутского государственного университета, г. Иркутск, E-mail: vkhsayanov@yandex.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ

В статье анализируются результаты исследования доминирующей эмоционально-ценностной направленности учащихся старших классов разного профиля обучения. Во всех обследованных группах преобладает доля обучающихся с праксическими, коммуникативными и романтическими эмоциями. Доминирующими ценностями у старшеклассников с праксическими эмоциями могут выступать ценности индивидуализации, эффективной самореализации в перспективном виде деятельности. Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении, желании общаться. Цели, которые определяются этими эмоциями, также направлены на коммуникацию: установление дружеских связей, поиск единомышленников, поиск одобрения и уважения людей. Ценностью выступают возможность коммуникации и положительные эмоции от взаимодействия. Романтические эмоции предполагают возвышенные идеи, мысли, чувства, доминируют духовные ценности. Дисперсионный анализ показал достоверное влияние на индивидуальные показатели эмоционально-ценностной направленности личностных особенностей испытуемых.

Ключевые слова: эмоциональная направленность, ценностные ориентации, старшеклассники, профиль обучения, эмоции.

Ценностные ориентации личности выражают то, что является для человека наиболее важным, жизненные цели человека, определяющие направления его деятельности и размышлений. Современному подростку все труднее определить свою позицию в отношении ценностных установок, противостоять распространяющемуся явлению релятивизации ценностей. В связи с этим педагогам необходимо искать новые подходы, направленные на развитие способности школьников ориентироваться в мире ценностей. Однако в современной

школьной практике этим вопросам уделяется достаточно мало внимания, аксиологическая проблематика не входит в перечень приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений или в этой деятельности используются технологии, не учитывающие социально-культурные изменения среды. В некоторой степени поиску актуальных методов развития ценностных ориента-ций школьников препятствуют различия в понимании самой научной категории «ценность».

Вследствие этого возникает насущная потребность в оценке и анализе ценностных ориентиров школьников, разработке общих подходов к продвижению аксиологической проблематики в школе, развитию условий, соответствующих современной социально-культурной среде и направленных на становление ценностных ориентаций обучающихся. Целью нашего исследования является изучение эмоционально-ценностной направленности старшеклассников разного профиля обучения, анализ факторов, определяющих данную направленность.

Ценности в структуре личности

Ценности и ценностные ориентации образуют иерархическую, многоуровневую систему, представленную в структуре личности [1]. В свою очередь, система ценностей входит в другую, более широкую систему, которую определяют как транссубъективное пространство [2], многомерный мир [3], жизненное пространство [4], смысловое поле [5], жизненный мир [6], многомерное пространство жизни [7].

Система ценностей человека динамична и изменчива, поскольку значительно зависит от изменчивой социальной среды и от уровня развития личности [8, 9]. Интеллектуально одаренные люди имеют особенности и специфику внутреннего мира и сформированную на этой основе систему ценностей, поведенческую стратегию [10, 11].

В рамках подхода, предложенного С. Шварцем и У. Билски, ценности выступают как убеждения, определяющие последующее поведение индивидуума, управляющие выбором его жизненных стратегий. В рассматриваемой концепции в основе ценностных выборов лежат значимые цели, которые и побуждают личность к деятельности. Система этих целей определяет мотивационный тип. Ш. Шварц и У. Билски предложили 10 мотивационных типов, основанных на различном сочетании трех базовых потребностей и ценностей личности, определяющих направленность деятельности человека [12].

В гуманистической психологии группы ценностей образуют вертикальную иерархию. Наиболее значимая ценность занимает самое высокое положение в этой системе и определяет ведущую направленность личности [13].

ПЕ. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Рассматривая убеждения как «единицу мировоззрения», автор отмечает, что они представляют собой некие осознанные ценности, идеалы, готовые к применению в деятельности личности, связанной с социально ориентированной сферой. Иными словами, сформированные ценности в той или иной ситуации активируют убеждения, а те, в свою очередь, задают критерии в реализации данной социальной ценности [14].

Ценности, если они признаются и принимаются личностью, выполняют одну из важнейших функцией - функцию регуляции поведения. А. Шегтап, М. Berzonsky и D. Рар^ также рассматривают ценности в качестве одного из элементов идентичности, определяющем индивидуальность человека [15, 16].

В то же время, являясь личностным качеством, ценности могут изменяться под воздействием различных социальных условий, социальной среды, которая транслирует те или иные общественные установки [17].

Судить о потребностях, мотивах и ценностях личности можно, изучая ее эмоциональную направленность. По мнению Б.И. Додонова, ведущая эмоциональная направленность характеризует личность в целом. Эмоции выполняют аксиологическую функцию, являясь «с точки зрения интересов человека своего рода оценкой того, что происходит вне и внутри нас» [18]. Оценочная функция эмоций позволяет определить, что для человека ценно и вызывает сильные эмоциональные переживания, а что не является ценностью, неинтересно и неважно и, соответственно, не вызывает никаких эмоций. В данном случае возникает потребность в положительных эмоциональных переживаниях, которые сами по себе также выступают как ценность.

Предпочтение каких-либо эмоциональных переживаний означает наличие соответствующих этим эмоциям потребностей. Потребности в конечном итоге служат базисом для становления ценностей. Б.И. Додонов отмечает, что эмоции, сопутствуя любой форме деятельности личности, одновременно являются потребностью организма: переживание спектра различных чувств, эмоций свойственно человеку Предпочитаемые переживания, т.е. те, которые являются для человека наиболее значимой ценностью, выступают мотивом его деятельности, задают ее вектор, влияя на предпочтения, увлечения, от них зависит содержание деятельности, творчества, стиль общения.

Эмоция, выступая как ценность, позволяет глубже понять природу поведения человека: его склонности, потребности в определенных видах деятельности, которые выступают не только как средства достижения поставленных целей, но и как источники «ценных» и приятных для индивидуума переживаний, удовольствия от деятельности. Эмоции одновременно выступают оценкой ценностей и являются ценностями сами.

Б.И. Додонов, исходя из доминирующих потребностей, предлагает следующую классификацию эмоций:

1. Альтруистические эмоции (стремление помогать окружающим). 2. Коммуникативные эмоции (потребность в общении). 3. Глорические эмоции (от лат gloria - слава; стремление к славе, известности). 4. Праксические эмоции (потребность в достижении результатов, активной эффективной деятельности). 5. Пугнические эмоции (стремление к риску и преодолению опасностей) 6. Романтические эмоции (связаны с потребностью ко всему романтическому, таинственному). 7. Гностические эмоции (высокие познавательные потребности). 8. Эстетические эмоции (потребность в восприятии прекрасного - природы и искусства). 9. Гедонистические эмоции (стремление к комфорту - физическому и душевному). 10. Акизитивные эмоции (стремление к накоплению вещей, коллекционированию).

Материалы и методы

Исследование проводилось в 2018 г. на базе профильных классов лицея № 2 и СОШ № 45 г Иркутска. Обследованием было охвачено всего 180 учащихся. Из них 138 учащихся 11-х и 10-х профильных классов лицея № 2:

• 11 «А», 10 «А» - профиль обучения физико-математический (далее по тексту физ.-мат.) 41 учащийся;

• 11 «Б», 10 «Б» - профиль обучения информационно-технический (далее по тексту инф.-техн.) 53 учащихся;

• 11 «В», 10 «В» - профиль обучения социально-экономический (далее по тексту соц.-эконом.) 44 учащихся.

42 учащихся СОШ № 45 11-го и 10-го классов. Средний возраст - 16 лет.

В качестве диагностического инструментария применялась методика измерения уровня общей эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова [19].

Результаты и обсуждение

В исследовании верифицировалась гипотеза о том, что существуют различия по доминирующей эмоциональной направленности старшеклассников разного профиля обучения.

Во всех обследованных группах преобладает доля обучающихся с пракси-ческими, коммуникативными (кроме физ.-мат. профиля) и романтическими эмоциями. Праксические чувства проявляются в отношении деятельности, ее изменений, успешности, трудностей в процессе ее осуществления (табл. 1). Эмоции возникают в процессе увлеченности работой, желания достичь высоких результатов, удовлетворенности этими результатами, напряжения, динамики рабочего ритма. Целевыми установками, которые связаны с этими эмоциями, являются достижение успеха в деятельности, продвижение этой деятельности, развитие

Таблица 1

Доля обучающихся с высокими показателями по типам эмоциональной направленности (%)

Тип эмоциональной направленности

к 2 к (S X к к к к к S £

Образовательная О У S S 1- S О о о <§ О о о У S о о 2 О О о о У X ш S

организация Б S У S У S S S 5 S

£ X ^ 5 а. о с те X X те s о о о 1- S X о о S

5 S О ^ С о_ |_ О ч £ <

лицей № 2 35,2 29,4 17,6 82,3 23,5 58,8 52,9 41,1 17,6 17,6

физ.-мат.

лицей № 2 45,8 79,2 41,6 62,5 37,5 50 50 50 62,5 20,8

инф.-техн.

лицей № 2 30 80 80 80 45 65 65 50 45 20

соц.-экон.

СОШ № 45 50 71,47 14,21 57,1 21,4 64,2 50 42,8 35,7 7,1

Таблица 2

Средние показатели эмоциональной направленности

Тип эмоциональной направленности

Образовательная организация Альтруистическая Коммуникативная Глорическая Праксическая Пугническая Романтическая Гностическая Эстетическая Гедонистическая Акизитивная

лицей № 2 Среднее 4,3 3,6 1,1 6,8 1,1 4,8 5,9 4,2 0,8 -0,7

физ.-мат. Дисперсия 12,86 18,40 9,05 5,67 30,28 16,95 7,91 11,10 24,59 29,60

лицей № 2 Среднее 3,5 5,5 2,9 5,3 1,5 4,3 3,7 3,1 4,1 -0,8

инф.-техн. Дисперсия 17,34 17,5 10,99 6,835 20,57 12,98 10,52 23,97 12,28 13,10

лицей № 2 Среднее 3 5,6 5,7 5,6 2,5 4,4 4,1 4,1 3,1 1,1

соц.-экон. Дисперсия 6 8,40 8,68 13,34 27,80 31,80 14,22 9,30 13,60 14,37

СОШ № 45 Общеобразовательный профиль Среднее 4,1 5,8 0,6 5,3 2,3 4,7 3,5 3,8 2,6 -0,3

Дисперсия 8,90 10,48 13,18 9,75 11,78 22,18 17,65 20,02 18,10 12,09

Итого Среднее 3,7 5,1 2,6 5,8 1,9 4,6 4,3 3,8 2,7 -0,2

Дисперсия 10,95 13,72 13,99 8,845 21,73 19,88 12,83 15,39 17,64 16,9

собственных способностей и возможностей в том виде деятельности, который представляется для индивидуума перспективным.

Доминирующими ценностями у индивидуумов с праксическими эмоциями могут выступать ценности индивидуализации, эффективной самореализации в перспективном виде деятельности.

Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении, желании общаться, находить отклик и понимание своим мыслям, чувствам, переживаниям, делиться мыслями и сопереживать, иметь сочувствующего и понимающего друга. Цели, которые определяются этими эмоциями, также направлены на коммуникацию: установление дружеских связей, поиск единомышленников, одобрения и уважения людей Ценностью выступают возможность коммуникации и положительные эмоции от взаимодействия.

Романтические эмоции проявляются в ожидании чуда, таинственного, поиске необычного, в чувстве неизведанного, особой значимости происходящего. Романтические эмоции очень характерны для юношеского периода - времени первой влюбленности, ярких переживаний, сильных чувств. Романтические эмоции предполагают возвышенные идеи, мысли, чувства, мечтательность, идеализацию окружающей действительности, доминируют духовные ценности, прагматизм отсутствует. Романтизм - это эмоциональность и чувствительность, ранимость и незащищенность.

У 58,8% испытуемых физико-математического класса лицея высокие показатели романтической эмоциональной направленности, ярко выражено стремление к необычному, неизведанному. В большинстве случаев эти ученики увлечены научными исследованиями, видят свое будущее в науке, лишены практического прагматизма. Значимыми ценностями для этих обучающихся выступает научное творчество, интеллектуальный поиск. 82,3% испытуемых этого класса имеют высокие значения по показателю «пракси-ческие эмоции», что свидетельствует о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. 52,9% обучающихся проявляют сильные гностические эмоции, связанные с потребностью в получении знаний. Причем пять испытуемых из этого класса имеют высокие показатели одновременно по трем доминирующим показателям эмоциональной направленности. В то же время по 3 человека (17,7%) имеют сильные гедонистические, аккизитивные и глорические эмоции. В целом подавляющее большинство учащихся характеризуются направленностью на себя, в ряде случаев - интровертированностью, желанием заниматься своим делом, не отвлекаясь на посторонние предметы, учащиеся получают удовольствие от процесса получения знаний. Ярко выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность. В классе много учащихся, увлеченных научно-исследовательской работой, при-

зеров и победителей предметных олимпиад, участников научно-практических конференций различного уровня.

В информационно-технологическом классе лицея доминируют коммуникативные эмоции. Они имеют высокие показатели у 79,3% учащихся. От 50 до 63% учащихся имеют высокие показатели по праксическим, романтическим, гностическим, эстетическим, гедонистическим эмоциям. Высокая потребность в общении, во всесторонней коммуникации побуждает обучающихся к активной деятельности, участию во всех мероприятиях, проводимых в лицее. Высокие показатели по целому ряду шкал позволяют предположить высокое развитие потребностно-мотивационной сферы, широту интересов и увлечений лицеистов этого класса.

В социально-экономическом классе лицея 80% обучающихся имеют высокие показатели по целому ряду эмоций: коммуникативных, глорических, пракси-ческих. Средние показатели по этим эмоциям также максимальные. От 50 до 65% учащихся имеют высокие показатели по романтическим, гностическим, эстетическим эмоциям. Все учащиеся лицея имеют высокие показатели по праксиче-ским эмоциям, что подтверждает их целеустремленность, потребность решать поставленные задачи, достигая максимально возможных результатов (табл. 2). Имеет место положительная достоверная корреляция между показателями по праксическим эмоциям и наличием в жизни испытуемого целей, которые придают жизни осмысленность, направленность (К = 0,322; Р < 0,01 ), а также между этими эмоциями и общей осмысленностью жизни (К = 0,386; Р < 0,01 ).

В 11 классе общеобразовательной школы максимальные показатели по коммуникативным, праксическим и романтическим эмоциям, что сопоставимо с показателями лицеистов. У этой группы испытуемых значимо отличаются средние показатели от аналогичных показателей в лицейских классах только по гло-рическим эмоциям. Никто из испытуемых не имеет ярко выраженной потребности в славе, известности, большинство, напротив, хотят оставаться незаметными (табл. 2).

Минимальные значения во всех группах по акизитивным эмоциям, что говорит об отсутствии потребности в накоплении вещей. Низкие средние показатели по пугническим эмоциям свидетельствуют о ярко выраженной потребности в безопасности, осторожном поведении.

Для определения факторов, влияющих на проявление той или иной эмоциональной направленности, мы использовали дисперсионный анализ. Источниками различий в эмоциональной направленности рассматривали индивидуально-личностные особенности, профиль обучения и взаимодействие этих факторов. Анализ показал достоверное влияние на индивидуальные показатели эмоциональной направленности личностных особенностей испытуемых ^ = 11,3) (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Источник вариации SS df MS F P-Значение F критическое

Профиль класса 46,44821 3 15,48274 1,024816 0,381208 2,622046

Индивидуально-личностный профиль 1536,445 9 170,7161 11,29984 3,22E-16 1,897878

Взаимодействие 454,0339 27 16,81607 1,11307 0,318106 1,507242

Источники вариации эмоциональной направленности личности

Влияние на этот показатель типа учебного заведения и образовательного профиля недостоверно, хотя по некоторым видам эмоциональной направленности учащихся разных профилей есть значимые отличия. Взаимодействие факторов «Профиль класса» и «Индивидуально-личностный профиль» также не доказано.

В физико-математическом классе меньше, чем в других классах учащиеся проявляют коммуникативные эмоции, здесь много интровертированных учеников, погруженных в свои мысли и идеи. В то же время в этой группе обучающихся максимальные показатели по сравнению с другими группами по глорическим эмоциям, что говорит о высокой познавательной потребности. Учащиеся физико-математического класса больше других заинтересованы в получении знаний, исследовательского опыта. Они - пытливые исследователи и экспериментаторы. Максимально высокие баллы по праксическим эмоциям говорят также, что эти ученики самые целеустремленные в достижении своих исследовательских целей.

Библиографический список

В социально-экономическом классе в отличие от других профилей учащихся имеют самые высокие показатели по различным видам эмоций. Соответственно наиболее ярко проявляются множественные целевые установки членов группы: эффективное общение, успех в учебе и других видах деятельности, известность и уважение, получение качественного образования, духовные и эстетические ценности.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что доминирующая эмоциональная направленность адекватно отражает доминирующие потребности, ценностные ориентации и целевые установки обучающихся. Доминирующие ценности старшеклассников - это ценности индивидуализации, эффективной самореализации, коммуникации, духовные ценности. Индивидуально-личностные особенности ученика в наибольшей степени определяют его эмоционально-ценностную направленность, а также влияют на выбор учеником профиля обучения.

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука, 1984.

2. Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации: Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург: Питер, 2000: 87 - 91.

3. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности: Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург: Питер, 2000: 372 - 377.

4. Левин К. Теория поля в социальных науках. Санкт-Петербург: Речь, 2000.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Педагогика, 1982; Т. 2: 5 - 61.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Москва: Издательство МГУ, 1984.

7. Клочко Е.В. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск: Издательство Томского университета, 2005.

8. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.

9. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

10. Климонтова Т.А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков. Инновационные проекты и программы в образовании. 2011; № 3: 66 - 69.

11. Чепурко Ю.В. Локус контроля как детерминанта агрессивности при интеллектуальной одаренности подростков. Образование и наука. 2018; Т. 20. № 8: 28 - 45.

12. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and crosscultural replications Journal of Personality and Social Psychology. 1990; Vol. 58.

13. Маслоу А. Психология бытия. Москва, 1997.

14. Залесский ГЕ. Психология мировоззрения и убеждений личности. Москва, 1994.

15. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theory and review of research. Development psychology. 1982; Vol. 18 (3): 341 - 358. DOI: https://doi.org/10.1037//0012-1649.18.3.341

16. Berzonsky M.D., Papini D.R. Identity processing styles and value orientations: the mediational role of self-regulation and identity commitment. Identity. An international journal of theory and research. 2014; Vol. 14: 96 - 112. DOI: 10.1080/15283488.2013.858228

17. Хасьянов В.Б., Погодаева М.В. Влияние образовательной среды на становление ценностно-смысловой сферы старшеклассников. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019; № 8 (205): 21 - 29. DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-21-29

18. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. Москва: Политиздат, 1978.

19. Смирнова Г.Е., Наумкина Е.В. Методика Додонова Б.И. «Определение общей эмоциональной направленности личности». Школьные технологии. 1997; № 1: 100 - 103. References

1. Lomov B.F. Metodologicheskiei teoreticheskieproblemy psihologii. Moskva: Nauka, 1984.

2. Uznadze D.N. Ustanovka u cheloveka. Problema ob'ektivacii: Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Sankt-Peterburg: Piter, 2000: 87 - 91.

3. Leont'ev D.A. Vnutrennij mir lichnosti: Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Sankt-Peterburg: Piter, 2000: 372 - 377.

4. Levin K. Teoriya polya v social'nyh naukah. Sankt-Peterburg: Rech', 2000.

5. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1982; T. 2: 5 - 61.

6. Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1984.

7. Klochko E.V. Samoorganizaciya v psihologicheskih sistemah: problemy stanovleniya mental'nogo prostranstva lichnosti. Tomsk: Izdatel'stvo Tomskogo universiteta, 2005.

8. Seryj A.V., Yanickij M.S. Cennostno-smyslovaya sfera lichnosti: uchebnoe posobie. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 1999.

9. Yanickij M.S. Cennostnye orientacii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000.

10. Klimontova T.A. Osobennosti vnutrennego mira intellektual'no odarennyh podrostkov. Innovacionnye proekty iprogrammy v obrazovanii. 2011; № 3: 66 - 69.

11. Chepurko Yu.V. Lokus kontrolya kak determinanta agressivnosti pri intellektual'noj odarennosti podrostkov. Obrazovanie i nauka. 2018; T. 20. № 8: 28 - 45.

12. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and crosscultural replications Journal of Personality and Social Psychology. 1990; Vol. 58.

13. Maslou A. Psihologiya bytiya. Moskva, 1997.

14. Zalesskij G.E. Psihologiya mirovozzreniya i ubezhdenij lichnosti. Moskva, 1994.

15. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theory and review of research. Development psychology. 1982; Vol. 18 (3): 341 - 358. DOI: https://doi.org/10.1037//0012-1649.18.3.341

16. Berzonsky M.D., Papini D.R. Identity processing styles and value orientations: the mediational role of self-regulation and identity commitment. Identity. An international journal of theory and research. 2014; Vol. 14: 96 - 112. DOI: 10.1080/15283488.2013.858228

17. Has'yanov V.B., Pogodaeva M.V. Vliyanie obrazovatel'noj sredy na stanovlenie cennostno-smyslovoj sfery starsheklassnikov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 8 (205): 21 - 29. DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-21-29

18. Dodonov B.I. 'Emociya kakcennost'. Moskva: Politizdat, 1978.

19. Smirnova G.E., Naumkina E.V. Metodika Dodonova B.I. "Opredelenie obschej 'emocional'noj napravlennosti lichnosti". Shkol'nye tehnologii. 1997; № 1: 100 - 103.

Статья поступила в редакцию 30.01.20

УДК 377.131.11

Saygushev N.Ya, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Teacher Education and Documentation, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosova (Magnitogorsk, Russia), E-mail: nikolay74rus@mail.ru

Vedeneeva O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogical Education and Documentation, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Russia), E-mail: vedeneeva12@mail.ru

Tsaran A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogical Education and Documentation, Magnitogorsk State Technical University n.a. G.I. Nosov (Magnitogorsk, Russia), E-mail: aatsaran@mail.ru

Shcherbakova I.A., Deputy Director for Academic Affairs Kostanay Vocational Technical College (Kostanay, Kazakhstan), E-mail: mailto:aatsaran@mail.ru

PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS OF A TECHNICAL COLLEGE BY IMPLEMENTING AN INDIVIDUAL TRAJECTORY. The article discusses the real need for developing an individual trajectory for students of a technical college in the process of vocational training, the movement of which systematically provides an increase in the level of students' professional development. Today, due to the improvement of technological processes in production, the need for highly qualified specialists who are able to quickly resolve production issues, quickly rebuild and adapt to new requirements and are ready for further independent professional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.