Научная статья на тему 'Сравнительный анализ модели подготовки отечественного и зарубежного специалиста железнодорожного транспорта (на примере стран ЕЭС)'

Сравнительный анализ модели подготовки отечественного и зарубежного специалиста железнодорожного транспорта (на примере стран ЕЭС) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ИНЖЕНЕР / СПЕЦИАЛИСТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА / MODEL OF SPECIALISTS’ TRAINING / TRAINING / ENGINEER / SPECIALIST / RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Ольга Геннадьевна

В работе рассмотрен сравнительный анализ модели подготовки отечественного и зарубежного специалиста железнодорожного транспорта (на примере России и стран ЕЭС). Представлены этапы создания системы кадрового обеспечения железнодорожной отрасли в России в сравнении с зарубежными странами. В современных экономических отношениях будущий специалист железнодорожного транспорта должен быть конкурентоспособным на международном рынке труда. В результате сравнительного анализа подготовки специалиста можно сделать вывод о том, что в процессе реформирования системы высшего профессионального образования и железнодорожного транспорта возникла необходимость перенять передовой опыт зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздева Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of domestic and foreign railway specialist training model (on an example of EEC countries)

Comparative analysis of domestic and foreign railway specialists’ training model in Russia and in the EEC countries is considered in this work. The topicality of this study is that in modern economic relations the future specialist of railway transport should be competitive on the international labour market. As a result of comparative analysis of specialists’ training we can make a conclusion that in the process of reforming the system of higher professional education and railway transport in Russia there is a necessity of adopting the advanced experience of the EEC countries.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ модели подготовки отечественного и зарубежного специалиста железнодорожного транспорта (на примере стран ЕЭС)»

УДК 378.635

ББК Ч448.47

Груздева Ольга Геннадьевна

преподаватель кафедра общепрофессиональных дисциплин Курганский институт железнодорожного транспорта

г. Курган Gruzdeva Olga Gennadyevna Lecturer

Chair of General Professional Subjects Kurgan Institute of Railway Transport Kurgan olga07kurgan@mail.ru

Сравнительный анализ модели подготовки отечественного и зарубежного специалиста железнодорожного транспорта (на примере стран

ЕЭС)

Comparative analysis of domestic and foreign railway specialist training model (on an example of EEC countries)

В работе рассмотрен сравнительный анализ модели подготовки отечественного и зарубежного специалиста железнодорожного транспорта (на примере России и стран ЕЭС). Представлены этапы создания системы кадрового обеспечения железнодорожной отрасли в России в сравнении с зарубежными странами. В современных экономических отношениях будущий специалист железнодорожного транспорта должен быть конкурентоспособным на международном рынке труда. В результате сравнительного анализа подготовки специалиста можно сделать вывод о том, что в процессе реформирования системы высшего профессионального образования и железнодорожного транспорта возникла необходимость перенять передовой опыт зарубежных стран.

Comparative analysis of domestic and foreign railway specialists’ training model in Russia and in the EEC countries is considered in this work. The topicality of this study is that in modern economic relations the future specialist of railway transport should be competitive on the international labour market. As a result of comparative analysis of specialists’ training we can make a conclusion that in the process of reforming the system of higher professional education and railway transport in Russia there is a necessity of adopting the advanced experience of the EEC countries.

Ключевые слова: подготовка, инженер, специалист, железнодорожный транспорт, модель подготовки специалиста.

Key words: training, engineer, specialist, railway transport, model of specialists’ training.

Сложившаяся ситуация в аспекте кадрового потенциала реализации принятых программ и в целом технологической модернизации отечественной отрасли железнодорожного транспорта достаточно остра по следующим причинам:

1. Неблагоприятная демографическая ситуация.

2. Сохранившиеся профессиональные образовательные учреждения материально и морально устарели.

3. Качество подготовки кадров в профессиональных образовательных учреждениях не устраивает работодателей.

4. Подготавливаемые в профессиональных учебных заведениях будущие специалисты востребованы развивающимся производством уже сегодня, ждать несколько лет обучения предприятия не могут.

5. Предприятия потеряли тесную связь с профессиональными образовательными учреждениями, отсутствует распределение молодых специалистов.

Сказанное выше приводит к тому, что ряд предприятий вынуждены отказываться от заказов на изготовление товаров (оказания услуг) из-за нехватки кадров. Возникает угроза дальнейшему развитию производства, выполнению стратегических целей инновационного развития нашего государства. Сложившаяся ситуация требует своего незамедлительного решения как в теоретико-методологическом, так и практическом аспектах.

Чтобы разработать гибкую систему подготовки специалистов, отвечающую требованиям технического прогресса, говорится о необходимости железнодорожников более активно участвовать в разработке программ обучения для технических вузов. Тот факт, что лишь немногие сотрудники университетов имеют железнодорожное образование или сотрудничают с железными дорогами, затрудняет распространение информации об отрасли. Вследствие этого, большинство студентов не рассматривают железную дорогу как место своей будущей работы.

Для увеличения притока инженеров в отрасль Федеральное железнодорожное агентство Германии проводит активную работу с молодежью. Сотрудники агентства широко рекламируют работу в железнодорожной отрасли на ярмарках вакансий для выпускников вузов. АО ГЖД проводит в школах так называемую игру инноваций под девизом «Транспорт в будущем». В последние годы подготовка новых кадров для железных дорог Германии сталкивается с серьезными проблемами. Число выпускников вузов по инженерным специальностям неуклонно сокращается, так как учеба на технических факультетах стала непрестижной. Большая часть молодежи стремится получить гуманитарное образование. Реформирование железных дорог Германии, США, Великобритании, Финляндии началось раньше реформирования железнодорожного транспорта в России. Изучение международного опыта дает возможность железным дорогам России использовать его, поэтому интересно рассмотреть актуальность и направления работы с молодыми специалистами за рубежом.

Основные этапы создания системы кадрового обеспечения железнодорожной отрасли в логической последовательности их реализации в России в сравнении с зарубежными странами можно представить в следующем виде:

1. Формулировка общегосударственной идеи. Только при наличии общегосударственной идеи общество может сформулировать заказ системе профессионального образования. Решая свои внутренние проблемы, Россия уже встала на путь интеграции в единое экономическое пространство, отказалась от экономической замкнутости, российские производители вступают в свободную конкуренцию с зарубежными на внешнем и внутреннем рынках[1, с. 127].

2. Донесение до каждого гражданина, какое государство мы строим, в каком собираемся жить, с какой моделью рыночных отношений. Сейчас наступило время усиления роли человеческого фактора, а потому понимание экономической и политической ситуации каждым гражданином должно быть не просто пассивным, а дополнено активным участием его в построении этого

общества, где в полной мере будет раскрыт его творческий потенциал во благо каждой конкретной личности и России в целом [5, с. 38].

3. Определение стратегии и прогноза социально-экономического развития, концепции промышленной, транспортной и других видов государственной политики. Прогноз социально-экономического развития государства должен позволить определить прогноз количественного и качественного изменения рабочих мест. Это и будет основой для кадрового заказа (общества, государства, отдельного предприятия, конкретного физического лица) на качественную подготовку специалистов. В США ежегодно публикуется прогноз востребованности кадров на 5 лет вперед, в России же этот вопрос для современных условий практически не изучен.

4. Концептуальное определение, какое профессиональное образование нам нужно для реализации этого прогноза. Зная концепцию развития государства, направленность на инновационный путь развития, необходимо создание такого профессионального образования, которое характеризуется следующими признаками: фундаментальность, инновационность, функциональность, опережение в подготовке.

Это означает, что следует, опираясь на опыт советской профессиональной школы, продолжать подготовку специалистов, востребованных инновационной экономикой России (компьютерные технологии, атомная промышленность и др.), и создавать новую взаимодополняющую систему, опираясь на опыт западных стран по подготовке бакалавров и магистров, ясно и четко понимая, где и в какой сфере хозяйственного комплекса России они востребованы.

5. Формулировка организации управления профессиональным образованием.

Развивающейся экономике России нужны кадры сейчас, а ждать, когда их подготовят за 3-5 лет — нет времени. Поэтому так резко возросла потреб-

ность во внутрифирменной подготовке, которую передовые предприятия активно развивают.

АО ГЖД реализует программу прохождения студентами практики в производственной и административных сферах деятельности на предприятиях немецких железных дорог, целью которой является знакомство с потенциальными кадрами управленцев на различных этапах: от руководства во время практики до возможного принятия в будущем на работу в АО.

Представляет интерес опыт организации допроизводственной адаптации молодых специалистов в Великобритании, где с 1968 года открыта миниатюрная железная дорога, работающая по всем действующим на Британских железных дорогах эксплуатационным правилам. Дорога успешно используется не только в качестве аттракциона, но и как эффективное средство обучения студентов в условиях, приближенных к реальной эксплуатационной деятельности.

6. Формулировка концептуальной модели личности специалиста XXI в. для спрогнозированных условий развития национальной экономики. В принятой в 2001 г. Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. объявлено: «Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования» [4, с. 189].

7. Разработка прогноза развития системы профессионального образования под государственную политику и прогноза развития рабочих мест в условиях социально ориентированной экономики.

Демографическая ситуация в России в целом достаточно тревожная. При увеличении рождаемости, численность населения России идет на убыль. В период с 2010-2020 гг. численность выпускников школ может снизиться с 27 до 41 %. Естественно, возникает вопрос: сможет ли система профессионального образования сформировать контингенты обучающихся в условиях ожидаемого снижения рождаемости, численности выпускников общеобразовательных школ под заказанные государством рабочие места?

Сложная демографическая ситуация, вызванная сокращением численности и старением населения, сказывается, например, на АО «Германские железные дороги» как одном из крупнейших работодателей Германии, также в таких странах, как Испания и Финляндия.

8. Оценка стоимости подготовки специалиста. С нашей точки зрения, в процессе расчетов стоимости подготовки специалистов следует учесть необходимость разработки таких вариантов стоимости подготовки, как:

— оптимальной стоимости, когда вложенных средств достаточно для подготовки специалиста, востребованного современными условиями;

— стоимости, когда часть средств оказывается возможным использовать для опережающей подготовки специалистов;

— стоимости минимально необходимого стандарта, ниже которого под-

т

готовка хорошего специалиста в вузе просто невозможна. Такой параметр можно будет использовать при комплексной оценке деятельности вузов.

Если в Германии крупные железнодорожные компании могут оплачивать подготовку молодых специалистов, то малым предприятиям это практически недоступно. Чтобы увеличить приток студентов, желающих получить инженерное образование, необходимо с помощью финансовых механизмов сделать привлекательной для молодежи работу в транспортном секторе [3, с. 173].

9. Определение ресурсного обеспечения подготовки специалистов под сформулированный государственный заказ для системы профессио-

нального образования. Следует определить оптимальный норматив обеспеченности процесса подготовки специалистов по всем направлениям, с одной стороны, соответствующий принципу экономической целесообразности, а с другой — обеспечивающий эффективную подготовку специалистов. Во главе угла такой работы находится, прежде всего, необходимость определения модели личности специалиста, как мы говорили выше, востребованной в России рыночными отношениями, затем — ее конкретизации для направления подготовки (специальности) [4, с. 3].

10. Формирование современной технологии обучения. Технология обучения в современных условиях для подготовки специалистов инновационного типа является переходной: от классической, основанной на использовании активных методов обучения, через реализацию возможностей технологии мультимедиа, геоинформационных технологий, к технологии «виртуальная реальность». Таким образом, предприятиям нужны кадры, умеющие работать как на новом, так и старом оборудовании, то есть на первый план выходит их креативность, адаптивность, умение гибко реагировать на быстрые изменения техники и технологий.

11. Мониторинг профессионального становления личности специалиста. Мониторинг нужен и для контроля успешности обучения студентов на

гтч

каждой ступени в целях ее коррекции в режиме реального времени. Такая система мониторинга развития личности будущего профессионала, востребованного рынком труда, нами разработана и внедрена в практику [2, с. 123].

12. Экспертиза качества подготовки специалистов. Весь комплекс критериев экспертизы может быть представлен в виде 3 блоков: экспертиза подготавливаемого специалиста на каждом завершенном этапе обучения (неполное высшее образование, бакалавр, специалист, магистр, кандидат менеджмента, доктор менеджмента); экспертиза профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала; экспертиза условий подготовки специалистов.

В заключении, важно отметить, что учитывая программу раскрытия потенциала работников в США, работу Института наставничества, программы подготовки (адаптации) новых работников в Испании, крупной программы Центра лидерства в Великобритании, специальные программы по снижению текучести кадров молодых работников Германии, обеспечивается реализация «Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД».

В результате сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что сотрудничество с зарубежными партнерами необходимо в период проведения реформы железнодорожного транспорта. Важно внедрение зарубежного опыта с целью использования положительных моментов при поиске и принятии правильных управленческих решений и подготовке конкурентоспособного специалиста.

Библиографический список

1. Антропов, В. А. Педагогика высшей школы / В. А. Антропов, Н. В. Ба-гичева, Е. В. Коротаева и др. Актуальные проблемы высшего профессионального образования. - Екатеринбург: УрГУПС, 2002. - 324 с.

2. Антропов, В. А. Профессиональное становление личности специалиста в период обучения в вузе / В. А. Антропов, И. Е. Семенко, Т. В. Туманова. -Екатеринбург: УрГУПС, 2007. -278 с.

3. Дмитренко, Н. В. Опыт индустриально развитых стран в подготовке молодых кадров для железнодорожного транспорта // Реформе российского образования — профессиональную направленность (материалы Международной научно-практической конференции): сб. научн. трудов //— Екатеринбург: Изд-во УрГУПС. Вып. 85 (168). - С.172 -178.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.

5. Тимофеев, Н. О национальной гордости // УрФО. - 2003. -№ 7-8. - С. 38-39.

Bibliography

1. Antropov, V. A. Pedagogics of Higher School / V. A. Antropov, N. V. Bagicheva, E. V. Korotaeva, et. al. // Topical Problems of Higher Professional Education. - Ekaterinburg: USURT, 2002. - 324 p.

2. Antropov, V. A., Semenko I. E., Tumanova T. V. Professional Development of a Specialist in the Period of Study at the University / V. A. Antropov, I. E.Semenko, T. V. Tumanova. - Ekaterinburg: USURT, 2007. - 278 p.

3. Dmitrenko, N. V. Experience of Industrialized Countries in the Young Specialists’ Training for Railway Transport // Professional Orientation For the Reform of the Russian Education // Materials of the International Scientific-and-Practical Conference): Collection of Scientific Works. - Ekaterinburg: USURT. - Iss. 85 (168). -P.172-178.

4. The Concept of the Russian Education Modernization for the Period up to 2020. Order of the Government of the Russian Federation, December, 29, 2001. - № 1756-r.

5. Timofeev, N. About National Pride // UrFR. -2003. - № 7-8. - P. 38-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.