Научная статья на тему 'Сравнительный анализ моделей корпораций'

Сравнительный анализ моделей корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / АНАЛИЗ / КОРПОРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ / CORPORATION / ANALYSIS / CORPORATE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Т. Ф., Круглик А. А.

В статье представлен анализ основных корпоративных моделей, определены отличительные особенности их организации и управления, выявлены перспективы и возможности построения корпорации по холдинговому и филиальному типу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MODELS OF CORPORATIONS

The analysis of key corporate models, define distinctive features of their organization and management, identified challenges and opportunities of building a holding corporation and branch type.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ моделей корпораций»

Основные социально-экономические показатели Республики Казахстан в 2008 - 2009 голах2

Показатели 2008 г. 2009 г.

Численность населения на конец года, млн человек 15,8 16,2

Занятое население в среднем за год, млн человек 7,9 7,9

Безработное население, зарегистрированное на конец года в службах занятости, тыс. чел. 48 53

Средняя номинальная заработная плата на 1 работника, тыс. тенге 60,8 67,6

ВВП всего, млрд тенге 16053 15888

Продукция сельского хозяйства всего, млрд тенге, в т.ч. растениеводства животноводства 1384 724 660 1620,3 920,2 700,1

Инвестиции в основной капитал, млрд тенге 4210,9 4546,9

Перевозка грузов всеми видами транспорта, млн т 2192 2104

Грузооборот всего, млрд т-км 369,75 336,8

Пассажирооборот, млн пасс-км 127035,5 130465,5

Розничный товарооборот, млрд тенге 2443 2525

ности государства. Это относительно предсказуемая дистанция стабильности используется для эффективного укрепления экономического потенциала Казахстана.

Для обеспечения своей независимости и территориальной целостности, Казахстану необходимо развивать и укреплять доверительные отношения с соседними странами, усиливать связи и интеграционные процессы с центральноазиатскими государствами, со странами Ближнего и Среднего Востока.

Усиление связей с главными демократическими, индустриально развитыми государствами, которые начинают осознавать, что создание независимого Казахстана отвечает их национальным интересам.

Использование помощи и содействия международных институтов и форумов, таких, как ООН, МВФ, Всемирный банк и другие обеспечит поддержку Казахстану со стороны международного сообщества.

Международные отношения - одна из главных форм реализации мер по обеспечению государствами взятых на себя обязательств по усилению межгосударственной интеграции, это касается и Евразийского экономического сообщества. Факт ратификации России в числе первых Соглашения о порядке организации, управления, формирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации указывает на особую значимость этих рынков для экономической стабильности и безопасности участников Соглашения.

Таможенный союз и единое экономическое пространство в перспективе могут стать основой Евразийского Союза. Создание единого экономического пространства - важнейший интеграционный проект, являющийся «исторической вехой не только для трех наших стран, но и для всех государств на постсоветском простран-стве...»3 .

2 Протокольное решение Экономического совета СНГ «Об Обзоре торговой политики Республики Казахстан» (Принято в г. Санкт-Петербурге 18.11.2010) {КонсультантПлюс}

3 Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии, Известия, 2011. 4 октября

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ КОРПОРАЦИЙ

Морозова Т.Ф., к.с.н., доцент,

Круглик А.А., аспирант кафедра экономики и менеджмента МГУДТ

В статье представлен анализ основных корпоративных моделей, определены отличительные особенности их организации и управления, выявлены перспективы и возможности построения корпорации по холдинговому и филиальному типу.

Ключевые слова: корпорация, анализ, корпоративные модели.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MODELS OF CORPORATIONS

Morozova T., Ph.D., Assoc.,

Kruglik A., the post-graduate student Department of Economics and Management MGUDT

The analysis of key corporate models, define distinctive features of their organization and management, identified challenges and opportunities of building a holding corporation and branch type.

Keywords: corporation, analysis, corporate model.

В развитой рыночной экономике одной из распространенных форм организации хозяйственной деятельности являются корпорации, эффективное управление которыми способствует как экономическому росту страны, так и созданию благоприятного инвестиционного климата.

Главное направление развития корпоративных структур предполагает концентрацию, рост и расширение масштабов производ-

ства на основе оптимизации производственных процессов с использованием стратегий объединения, слияния и поглощения, что в свою очередь обеспечивает развитие интегральных процессов в экономике и расширение сфер влияния корпорации на конкуриру-емом рынке.

В условиях глобализации экономических процессов корпорация, как форма бизнеса, значительно расширяет возможности орга-

низации внутренних инвестиционных потоков и налогового планирования, позволяет оптимизировать мобилизуемые ресурсы за счет привлечения капитала, ускоряет процессы диверсификации деятельности компании, обеспечивает более эффективное управление риска

Действие механизмов процесса корпоратизации в современном обществе, их взаимообусловленность и взаимодействие с внешней средой порождает необходимость создания и развития цивилизованной системы отношений, прежде всего, между собственниками и наемными работниками, а также с партнерами, поставщиками, потребителями, обществом в целом.

Российская модель корпоративного управления сегодня находится на стадии формирования, управленческие механизмы используются не в полной мере, не всегда достигается баланс интересов участников корпоративных отношений.

В современной отечественной экономико-правовой литературе под корпорациями понимают сложные хозяйственные структуры, организованные по иерархическому принципу с делегированием функций управления обособленному органу, обладающему юридическим статусом и предусмативающему долевую собственность (преимущественно акционерную).

Основными признаками российских корпораций являются большие размеры хозяйственных комплексов, транснациональная сфера деятельности и конкурентные преимущества на рынке.

Формирование системы управленческих связей предполагает

выбор вертикальной или горизонтальной модели управления корпорацией, субъектами права которой являются частные собственники.

Корпоративные модели имеют совместные механизмы и инструменты подготовки и принятия управленческих решений и включают следующие общие процедуры управления в части материальных и операционных активов:

■ Корпоративное планирование хозяйственной деятельности и нормирование основных показателей в соответствии с централизованными функциями управления;

■ Разработка совместного плана производства и взаимных поставок в соответствии с заключенными договорами;

■ Оперативный контроль над выполнением производственных и основных экономических показателей;

■ Анализ и оценка хозяйственно-финансовой деятельности;

■ Корпоративное планирование инвестиционной деятельности, разработка плана инноваций и контроль над исполнением.

Основными структурными корпоративными моделями являются холдинговая и филиальная модели, краткая сравнительная характеристика которых представлена в табл. 1.

Преследуя цель массового производства товаров и услуг, крупные корпорации располагают широкими возможностями для снижения издержек на единицу продукции, создания достаточных запасов сырья и товаров, получения краткосрочных и долгосрочных кредитов под приемлемые проценты, организации крупного дивер-

Таблица 1. Сравнительная характеристика корпоративных моделей

характеристика

Правовое

создание

Право

собственности и ответственность

У правленческий статус

Структура

управления

Организация

учета

Основные

функции

Холдинговая модель

Предпринимательское объединение основного общества и его дочерних обществ без образования юридического лица, создается путем заключения холдингового соглашения между участниками____________________

Не является собственником имущества и не несет ответственность

Совет холдинга - совещательный коллегиальный орган, решения которого носят

рекомендательный характер

Имеет двухуровневую структуру управления консенсуально-

преставительской формы

Ведет консолидированный

баланс, отчитывается перед участниками холдинга, не является налогоплательщиком

1. разработка и согласование стратегии;

2. разработка корпоративных норм;

3. осуществление проектной деятельности;

4. формирование механизма взаимодействия участников;

5. разрешение внутренних конфликтов;

6. оценка результатов

деятельности.

Филиальная модель

Коммерческая организация строится, как правило, на базе акционерного общества путем учреждения вновь или реорганизации существующего юридического лица

Является собственником

принадлежащего ему имущества,

выступает от своего имени и несет

ответственность по своим

обязательствам всем имуществом.

Правление общества (президент) -

постоянно

коллегиальной

орган.

действующий

исполнительный

Имеет трёхуровневую структуру управления акционерного типа

Осуществляет бухгалтерский учет, ведет отдельный баланс, отчитывается перед советом директоров, является налогоплательщиком

1. организация исполнения решений Общего собрания акционеров и Совета директоров;

2. разработка плана финансово-

хозяйственной деятельности и организация его

исполнения;

3. формирование инвестиционной политики;

4. формирование организационной структуры и кадрового состава;

5. оценка результатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности;

6. контроль над образованием и использованием резервного и др. фондов

Таблица 2. Возможности корпоративных моделей

Холдинговая модель Филиальная модель

1. определенная централизация капитала 2. минимизация отрицательного воздействия конкуренции 3. централизация отдельных функций и определенная экономия управленческих затрат 4. повышение устойчивости бизнеса 5. конфиденциальность контроля 6. повышение эффективности использования ресурсов 7. рыночная специализация видов деятельности как условия их конкурентоспособности 8. единое налоговое и финансовое планирование 1. предельная централизация капитала 2. концентрация производственного и финансового потенциала 3. централизация всех функций управления 4. повышение эффективности управления бизнес-процессами 5. наибольший контроль над собственностью 6. диверсификация ассортимента продукции 7. специализация видов деятельности 8. повышение капитализации

сифицированного инновационного производства, обеспечения при необходимости эффективного механизма внутриотраслевого, межотраслевого и внутрифирменного перелива капитала.

Главное преимущество корпоративной модели бизнеса - масштабность производственно-коммерческой деятельности.

Крупные группы предприятий создаются для сокращения всякого рода рисков, увеличения прибыли и достижения максимального эффекта от своей деятельности, при этом используются преимущества специализации и кооперации производства. Они дают возможность аккумулировать больше ресурсов и использовать их более эффективно, нежели сумма определенного числа отдельных фирм.

Именно при корпоративной форме организации хозяйственных процессов создаются максимально благоприятные условия для привлечения инвестиций, аккумулирования поступлений из различных источников.

Корпорация обладает более легким доступом к финансовым ресурсам, чем каждое предприятие в отдельности. Кредитующие организации зачастую отдают предпочтение крупному бизнесу, полагаясь на его относительно высокую надежность, а потому предлагают более низкий процент заимствований.

В современной экономике акционерные общества являются доминирующей формой предпринимательской деятельности, но как самостоятельные юридически обособленные образования они возникают не всегда, хотя корпоративные структуры имеют преимущества и больший потенциал в ведении совместного бизнеса и рациональном использовании ресурсов, чем отдельные самостоятельные предприятия. Объединенные предприятия обеспечивают преимущества для всех участников корпорации, которые входят в состав корпоративной среды:

■ для покупателей - высокое качество;

■ для поставщиков - гарантия платежеспособности;

■ для инвесторов - возможность долгосрочного инвестиро-

вания т получение дохода;

■ для сотрудников (наёмных работников) - стабильность в оплате труда;

■ для общества в целом - корпорации оказывают воздействие на развитие экономики на национальном и международном уровнях.

Анализ возможностей моделей корпорации, организованных в соответствии с различными правовыми статусами свидетельствует, что каждая модель имеет ряд преимуществ и возможностей в соответствии с реализуемыми задачами.

В табл. 2 представлены возможности холдинговой и филиальной корпоративных моделей, определенные на основе сравнительного анализа.

Выбор корпоративной модели необходимо осуществлять с учетом факторов, которые определяют стратегические возможности групп предприятий. К таким факторам можно отнести: правовые основы, экономические цели и задачи, маркетинговые стратегии, управленческие возможности и перспективы.

Использование экономической корпоративной модели управления выбранного типа, в соответствии с глубиной, масштабностью и предпосылками корпоратизации, акционерные компании обеспечат экономический рост, как своей структуре, так и отрасли, и экономики страны в целом. Кроме того, корпоративное управление обеспечивает:

■ повышение инвестиционной привлекательности компании;

■ привлечение долгосрочных инвесторов;

■ снижение стоимость заемных источников финансирования;

■ увеличение рыночной стоимости компании;

■ возможности минимизации экономических рисков.

Таким образом, корпорация есть способ расширения хозяйственной деятельности, повышения доходности, минимизации рисков для различных групп из рыночного окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.