Научная статья на тему 'Деятельность холдинга'

Деятельность холдинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1868
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ХОЛДИНГ / КОНТРОЛЛИНГ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалумов Семен Геннадиевич

В статье рассмотрены тенденции укрупнения бизнеса связаные в первую очередь с образованием холдингов, которые образуются с целью повышения стойкости предприятия на конкурентном рынке Холдинг корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью их акций, которыми она владеет. Холдинг в хозяйственной практике имеет в большинстве случаев решающее право голоса, действуя посредством механизма контрольного пакета акций. Стабилизация экономической и политической ситуации в стране, рост профессионализма менеджеров, управляющих компаниями, изменение отношении собственников к своему имуществу позволяют надеяться на восстановление промышленного потенциала и развитие промышленности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность холдинга»

УДК 332

Шалумов Семен Геннадиевич

соискатель кафедры экономической теории ПГЛУ, финансовый аналитик ОАО ПО ГУПИКС. г. Москва [email protected]

Semyon G. Shalumov

applicant of department of the economic theory of PGLU, financial analyst of JSC PO GUPIKS. Moscow [email protected]

Деятельность холдинга

Аннотация. В статье рассмотрены тенденции укрупнения бизнеса связаные в первую очередь с образованием холдингов, которые образуются с целью повышения стойкости предприятия на конкурентном рынке Холдинг - корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью их акций, которыми она владеет. Холдинг в хозяйственной практике имеет в большинстве случаев решающее право голоса, действуя посредством механизма контрольного пакета акций. Стабилизация экономической и политической ситуации в стране, рост профессионализма менеджеров, управляющих компаниями, изменение отношении собственников к своему имуществу позволяют надеяться на восстановление промышленного потенциала и развитие промышленности в целом.

Ключевые слова: управление, холдинг, контроллинг информационно-аналитическое обеспечение.

Activity of holding

Annotation. In the article the tendencies of enlargement of business of constrained are considered first of all with formation of holding that appear with the purpose of increase of firmness of enterprise at the competition market. Holding - the corporation or the company controlling one or several companies by means of their shares which she holds. The holding in economic practice has in most cases the decisive right to vote, working by means of the mechanism of a controlling stake. Stabilization of an economic and political situation in the country, growth of professionalism of the managers operating the companies change the relation of owners to the property allow to hope for restoration of industrial potential and development of the industry in general. the

Keywords: Management, holding company, con-troling, informational and analytical support.

Сущность и особенности функционирования холдинговых компаний - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день, т.к. на современном этапе развития российской экономики наблюдается активизация интеграционных процессов на основе формирования холдинговых компаний в различных отраслях промышленности. Особенно ярко это проявляется в топливно-энергетическом, металлургическом комплексах, а так же в тяжелом машиностроении и химической промышленности. Актуальность темы не вызывает сомнений, т.к. тенденции последнее времени позволяют сделать вывод о том, что наступает «эра» крупного бизнеса. Действительно, тенденции укрупнения бизнеса связаны в первую очередь с образованием холдингов, которые образуются с целью повышения стойкости предприятия на конкурентном рынке. Для формирования понятия «холдинг» необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать понятие, виды и правовое положение холдинговых компаний, основные цели их создания.

Холдинг - совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной ком-

пании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами.

Холдинг - корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью их акций, которыми она владеет. Холдинг в хозяйственной практике имеет в большинстве случаев решающее право голоса, действуя посредством механизма контрольного пакета акций. Такая форма организации компании часто используется для проведения единой политики и осуществления единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций или ускорения процесса диверсификации. Реализуя «систему участия» в холдинге, можно подчинить формально независимые компании, располагающими капиталами, намного превосходящими капитал самого холдинга.

2. Типы холдинга

а) В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:

• имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;

• договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

б) В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:

• чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;

• смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

3. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:

• интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;

• конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».

4. В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:

• классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале.

Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя.

В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании; перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм,предоставляя им кредиты».

Холдинговые компании получили развитие в конце XIX - начале XX вв., участники, которых до этого функционировали как картели. Впоследствии во многих холдингах произошла централизация управления и производственной системы.

Известный американский ученый Чандлер отмечает, что те холдинги, которые не были централизованы и не интегрировались, позже либо расформировались, либо над ними нависла угроза банкротства. Холдинговая компания, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью децентрализации управления и разделением функций между центральным офисом (штаб-квартирой) и дочерними обществами.

Выделяют три основных типа холдингов: промышленный, промышленно-финансовый и финансовый, характеризующиеся главным образом последовательным сокращением степени вмешательства в управление входящих в них предприятий. Характеристика компаний холдингового типа: Основными признаками производственной корпорации (нефтяной компании, как аналога промышленного холдинга) являются:

• единая производственная (рыночная) стратегия;

• централизованное бюджетное планирование и управление финансовыми ресурсами при сохранении производственной самостоятельности предприятий, входящих в промышленный холдинг,

• общая технологическая («стоимостная») цепочка с четко обозначенными центрами добавленной стоимости («центрами прибыли») и центрами издержек;

• централизация ряда управленческих функций.

Классификация холдингов:

В настоящее время все отечественные холдинги можно разбить на несколько условных групп по определенным признакам, таким как структура логистики, схема переработки и выпуска продукции и другие.

1. Горизонтальные холдинги - объединение однородных бизнесов (энергетические, сбытовые, телекоммуникационные компании и пр.). Они представляют собой, по сути, филиальные структуры, которыми управляет головная (материнская) компания.

2. Вертикальные холдинги - объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт)

3. Диверсифицированные холдинги - объединение предприятий напрямую не связанные ни торговыми, ни производственными отношениями, как, например, российские банки, инвестирующие средства в различные инвестиционные проекты .

Можно выделить три основания построения холдинговых компаний:

1. В основе построения лежит вид товара или услуги, то есть предприятия различаются видом производимого товара или оказываемой услуги,

а координация их деятельности из центра ориентирована на помощь участникам в реализации продукции на рынках.

2. В основе построения лежит группа потребителей, на которую ориентировано то или иное предприятие (филиал) группы. Такая модификация используется, как правило, инвестиционными, страховыми, пенсионными и другими финансово-кредитными структурами, в том числе банками.

3. В основе построения лежит географический фактор, то есть крупная компания открывает свои филиалы на различных территориях. Примером может служить Сбербанк России, имеющий свои подразделения во всех единицах территориального деления экономического пространства государства.

Согласно «Временному положению о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества» от 16.10.1992 г., существует ограничение: «Дочернее предприятие, независимо от пакета его акций, принадлежащих холдинговой компании, не может владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме, включая траст и залог». В холдинге может сложиться ситуация, когда основная (материнская) компания будет полностью владеть другими участниками данной корпоративной структуры, однако и в этом случае объединение не будет представлять собой единую компанию. Холдинги не проходят государственную регистрацию в качестве официальной корпоративной структуры. Однако, понятие «холдинг» существует в современном российском законодательстве.

Согласно проекту ФЗ «О холдингах» холдинговые отношения могут возникать при наличии хотя бы одного из ниже перечисленных обстоятельств: 1) преобладающего участия головной компании, являющейся хозяйственным обществом или хозяйственным товариществом, в капитале других юридических лиц, также являющихся хозяйственными обществами или хозяйственными товариществами, с оформлением путем внесения записей в реестр акционеров (записи по счету депо) или в устав участника холдинга о владении акциями (долями), обеспечивающими преобладающее участие в капитале участника холдинга, либо внесения записи в устав хозяйственного общества - участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания, либо вступления в силу договора о таком праве между участником холдинга и головной компанией. Под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (головной компании, участника холдинга) понимается владение собственником, головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общества предопределять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом; 2) договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами, товарищами) других

юридических лиц-участников холдинга; 3) решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными унитарными предприятиями, а также акционерными обществами с контрольным пакетом акций, закрепленным в государственной собственности, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.

Одной отличительной чертой холдинга является тот факт, что участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновения холдинга в силу договора).

К тому же, дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга только вместе с головной компанией.

Холдинговая форма удобна с точки зрения руководства группой компаний, так как данная форма позволяет:

- во-первых, согласованно формировать, корректировать и решать цели и задачи компании. Вырабатывать эффективные управленческие решения в кризисных ситуациях; Осуществлять единое управление стратегическим развитием компании.

- во-вторых, унифицировать и стандартизировать ведение учета, документооборота, и т.д.;

- в-третьих, прямо или косвенно контролировать цены, при этом защищая интересы всей группы.

С помощью холдинговой формы объединения группы хозяйствующих субъектов можно достичь стабильных и высоких экономических показателей деятельности субъектов.

Холдинговая прибыль и убыток. Холдинговая прибыль и убыток - новое понятие в отечественной статистике Владельцы финансовых и нефинансовых активов и пассивов могут получить положительную или отрицательную номинальную холдинговую прибыль в результате изменения цен этих активов и пассивов в течение отчетного периода. Холдинговая прибыль (иногда называют «приростом капитала») включает не только доходы от прироста стоимости «капитала», то есть основных фондов, земли и финансовых активов, но и доходы от прироста стоимости запасов материальных оборотных средств по всем видам товаров, принадлежащих их производителю (включая незавершенное производство), что нередко называется «удорожанием запасов».

Номинальную холдинговую прибыль можно разложить:

- на нейтральную холдинговую прибыль, отражающую изменения в общем уровне цен;

- реальную холдинговую прибыль, отражающую изменение относительных цен активов, с учетом инфляции.

Чаще всего, все ликвидные товары, например, жилье и ценности, сохраняют основную часть своей стоимости в результате инфляции (холдинговая прибыль), однако деньги обесцениваются (холдинговый убыток).

Итак, можно сделать вывод о том, что стабилизация экономической и политической ситуации в стране, рост профессионализма менеджеров, управляющих компаниями, изменение отношении собственников к своему имуществу позволяют надеяться на восстановление промышленного потенциала и развитие промышленности в целом.

Вопрос о долгосрочном и успешном развитии бизнеса напрямую связан с эффективностью работы компании.

Одним из широко применяемых способов повышения эффективности деятельности компании является построение холдингов.

Также, несмотря на имеющиеся достижения и положительные результаты их деятельности, пока нельзя утверждать, что удалось создать все необ-

Литература:

1. Алекперов В.Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании России: Методология формирования и реализация. М., 2004.

2. Алекперов В.Ю. Основные тенденции в нефтяном бизнесе. Изд-во института микроэкономики , 2003.

3. Владимирова И.Г. Организационные формы интеграции компаний // Менеджмент в России и за рубежом, 2000, № 1.

4. Гурова Т. Финансово-промышленные группы: современное состояние и перспективы // Эксперт, 2004, № 26.

5. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI в.: Пер с англ. уч. пос. М. : изд. «Вильямс», 2000.

6. Мильнер Б.З. Теория организации : Уч. 4-е изд., перераб. И доп. М. : ИНФРА-М, 2004. 648 с.

7. Рапопорт Б.М. Инжиниринг и моделирование бизнеса / Б.М. Рапопорт, А.И. Скубченко // Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС». 2001.

8. Рожков М. Международные финансово-промышленные группы в СНГ: пробле-мы..создания / М. Рожков, Н. Балабаева // Финансовая газета, 2002, № 32.

9. Сомов В.Е. Стратегическое управление нефтеперерабатывающими предприятиями. СПб. : Химиздат : КИНЕФ, 2002.

10. Экономика предприятия : Уч./ под ред. А.Е. Карлика. М. : ИНФРА-М, 2004 г. 432 с.

ходимые предпосылки для использования преимуществ интеграции в целях развития реального сектора экономики, проведения структурных преобразований в промышленности, повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

На сегодняшний день отсутствует целостный и обоснованный механизм развития корпораций, скоординированный с процессами реформирования и реструктуризации промышленности, ее отраслей и конкретных предприятий.

В этих условиях особую актуальность приобретает необходимость решения проблем повышения обоснованности создания корпоративных структур и оценки эффективности действующих.

Сейчас основной акцент в оценке деятельности предприятий делается на его финансовой эффективности, но зачастую это не дает полной и адекватной информации о положении дел в компании, не позволяет выделить ее основные преимущества и слабые стороны перед конкурентами.

Сложно обстоят дела с вопросами, связанными с выбором и оптимизацией форм и механизмов внутрикорпоративной интеграции, определением организационно-экономической структуры корпорации.

Literature:

1. Alekperov V.Yu. Vertically integrated oil companies of Russia: Methodology. formations. and. realization. M., 2004.

2. Alekperov V.Yu. The main tendencies in oil business. Publishing house of institute of microeconomics. 2003.

3. Vladimirova I.G. Organizational forms of integration of the companies // Management in Russia. and for boundary. 2000.№ 1.

4. Gurova T. Financial and industrial groups: current state and prospects // Expert. 2004.№ 26.

5. Druker P. Problems of management in the 21st century: Per with English uch. the settlement. M. : prod «Williams», 2000.

6. Milner B.Z. Theory of the organization : Уч. 4 prod., reslave. And additional. M. : INFRA-M, 2004. 648 p.

7. Rapoport B.M. Engineering and modeling of business / Б.М. Рапопорт, А.И. Скубченко // Association of authors. and. publishers «TANDEM». Publishing house «EKMOS». 2001.

8. Rozkov M. The international financial and industrial groups in the CIS: problems. Creations / M. Horns, N. Balabayev //. Financial newspaper. 2002. № 32.

9. Somov V.E. Strategic management of the oil processing enterprises. SPb. : Химиздат : KINEF. 2002.

10. Economy of the enterprise : Uch./under the editorship of A.E. Karlik. M. : INFRA-M, 2004. 432 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.