Именно поэтому к вопросам трудовой миграции на территории Белгородской области стоит подходить с осознанием значимости данного вопроса, как для местных предпринимателей, имеющих возможность привлечь специалистов из других регионов России, так и для молодежи области, способных получить опыт в крупных компаниях, функционирующих в других регионах, с целью развития профессиональных навыков работы и трудовых связей между субъектами РФ.
Цель: создание условий для увеличения деловой активности молодежи в соответствии с программой по трудовой миграции на территории Белгородской области в 2014-2016 годах.
Задачи:
1. анализ межрегиональной динамики перемещения молодых специалистов;
2. выявление возможных барьеров трудовой миграции молодежи в Белгородской области;
3. разработка мер по совершенствованию системы трудовой миграции молодежи на территории Белгородской области;
4. анализ возможности создания отдельной структуры, отвечающей за процессы трудовой миграции молодежи в Белгородской области.
В условиях перехода к инновационной экономике рынок труда может позволить стимулировать молодых специалистов к трудовой миграции в рамках повышения квалификации и получения опыта в конкретной области деятельности. Для обеспечения наиболее эффективного процесса трудовой миграции должна быть создана система мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда в конкретном регионе, в том числе профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения трудовых ресурсов с учетом демографических изменений (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2008 года №1662-р). Проект создания систем мониторинга и контроля трудовой миграции молодежи направлен на формирование долгосрочной стратегии создания правовых и экономических условий, обеспечивающих развитие гибкого функционирования трудовой миграции молодежи в Белгородской области, позволяющее на основе анализа спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости и повысить трудовую мобильность молодежи области.
Реализация цели и решение задач проекта, а также целесообразность проведения необходимых мероприятий по повышению трудовой мобильности молодежи в Белгородской области должно обеспечиваться следующими методами:
- профилактика борьбы с нелегальной занятостью;
- расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов из других регионов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
- использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения на межрегиональном уровне;
- совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в регион, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;
- реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Белгородскую область квалифицированных специалистов, выехавших из региона в связи с поиском работы;
- создание агентства по мониторингу перемещения молодых специалистов на территории Белгородской области.
Главным результатом проекта является выработка конкретных мер по созданию системы мониторинга, контроля и учета трудовой миграции среди молодежи Белгородской области. Создание специальных программ по стимулированию деловой активности молодежи с целью приобретения ими профессионального опыта в других субъектах РФ, возможность привлечения молодежи из других областей, повышение мотивации возвращения молодежи в г. Белгород и создание необходимых условий для увеличения привлекательности региона трудовых мигрантов (молодых специалистов из других субъектов РФ).
Кроме того, среди основных результатов проекта можно также назвать:
- разработку программ, направленных на поддержание приезжающих молодых специалистов в регион на постоянную работу,
- увеличение привлекательности региона для трудовой миграции молодежи
- создание условий для возможности профессионального обмена молодыми специалистами между различными субъектами Российской Федерации.
Механизм реализации предполагает четкую последовательность выполнения плана проекта, а также вынесение данного вопроса на обсуждения в СМИ, Управление по делам молодежи в Белгородской области и Управление по труду и занятости населения по Белгородской области.
Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности, совершенствование механизмов мониторинга и контроля трудовой миграции молодежи в Белгородской области в сфере рынка труда и занятости, повышение эффективности внешней трудовой миграции стимулирование внутренней территориальной мобильности трудовых ресурсов - есть основной потенциал предлагаемых внедрений. Более того, проект имеет универсальный характер, то есть, подобные механизмы мониторинга трудовой миграции молодежи могут быть созданы в любом субъекте РФ, а это открывает большие перспективы перед молодыми специалистами для получения ценного опыта, повышения конкурентоспособности молодых специалистов внутри региона, а также создает мобильный и гибкий рынок труда, отвечающий основным требованиям инновационной экономики.
Литература
1. Трофимова, Ж. Великое переселение народа [Текст] : создается Национальный банк данных о вакансиях и специалистах, готовых к переезду в другие регионы / Жанна Трофимова // Российская Бизнес-газета. - 2007. - 17 июля (№ 612).
Цуциева О. Т.1, Гобозова А.З.2
'Кандидат экономических наук, доцен, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, 2аспирант СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Аннотация
Статья посвящена анализу моделей корпоративной социальной ответственности (КСО), реализуемых в различных национальных культурах. Цель исследования - выявить особенности и общее в западных и восточных моделях КСО.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, инструменты корпоративной социальной
ответственности, стейкхолдеры.
Tsutsieva O.T.1, Gobozova A. Z.2
'PhD in economics, assosiate professor, North Ossetian State University, ^Postgraduate student COMPARATIVE ANALYSIS MODEL OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY
Abstract
This article analyzes the models of corporate social responsibility (CSR) to be implemented in different national cultures. The purpose of the study - to identify common features and in the eastern and western models of CSR.
91
Keywords: corporate social responsibility, corporate social responsibility instruments, stakeholders.
В каждой стране теории и стили КСО формируются под воздействием национальной культуры и ее специфики. Принципиальное различие моделей определяется следующим: бизнес самостоятельно определяет меру своего вклада в развитие общества или официальные и неофициальные институты про изводят согласование общественных интересов, которые затем трансформируются в обязательные требования к бизнесу. В соответствии с вариантом разрешения этой дилеммы модель считается, в терминологии Д. Маттена и Дж. Муна, «открытой» (США) и «скрытой» (Европа) формой КСО[16]:
Особенность американской модели КСО в том, что активность в этом направлении инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада.
Тем не менее, в последнее время американская модель претерпевает некоторые изменения в направлении более активного вмешательства государства в социальные проблемы. К примеру, с 2002 года в США действует закон Сарбейнса-Оксли, который стал следствием многочисленных корпоративных скандалов в крупнейших американских компаниях. Закон значительно ужесточил требования к финансовой отчётности открытых акционерных обществ, в частности, требуя от них большей социальной ответственности, прозрачности, полноты и усиления внутреннего контроля. [7]
Канадская модель КСО схожа с американской моделью по основным признакам, и следует лишь отметить, что в Канаде многие организации сотрудничают с Национальным институтом качества Канады, внедряющим специальный канадский стандарт КСО - модель совершенства качества и здорового рабочего места.[4] Правительство Канады во главу угла ставит требование придерживаться принципов социальной и экологической ответственности компаний, работающих за рубежом, и придерживаться местных и международных законов, соблюдая при этом национальные ценности и международные обязательства. Инициативы в области КСО часто рассматриваются как мероприятия компании, которые выходят за рамки определенного законом минимума.
Таблица 1. Составлена автором по материалам: Asyraf Wajdi Dusuki. What Does Islam Say about Corporate Social Responsibility?// Reviewof Islamic Economics, Vol. 12, NO.1, 2008 [http://kantakji.com/fiqh/Files/Accountancy/03086n.pdf]; Бай Кайфэн Влияние национальной культуры на развитие менеджмента (на примере КНР) Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. эконом.наук, Санкт-Петербург 2010.- С.19-21; Crane A., Matten D. Business Ethics - a European Perspective.Oxford:OxfordUniversity Press, 2004; Matten D., Moon J. «Implicit” and “Explicit» CSR: A Conceptual Framework for Understanding CSR in Europe //Habish A., Jonker J, Wegner M, Schmidpeter R. (Eds.) CSR Across Europe, Germany: Springer, 2004.
92
Таблица 1- Сравнительные характеристики моделей КСО в национальных культурах
Модели КСО Американо-канадская Европейская Японско-китайская Исламская модель
Форма КСО Открытая Скрытая Скрытая Скрытая
Экономическая ответственность Направленность на соответствие с передовыми принципами корпоративного управления, достойного вознаграждения и защиты потребителя. Законодательно установленные рамки поведения, например, 35-часовая рабочая неделя, МРОТ, регулирование сверхурочной работы, правила производства и тестирования мед.препаратов. Активное участие государства в корпоративном стратегическом планировании. Направленность на соответствие с принципами социально-экономической справедливости ислама, заложенными в Коране и Сунне
Юридическая ответственность Невысокий уровень законодательно закрепленных правил поведения корпораций. Глубоко проработанное законодательство о правилах ведения бизнеса. Эффективная правовая основа для КСО и корпоративного поведения (Устав корпоративного поведения). Приоритет религиозного фактора и статуса компании. Организации могут существовать только до тех пор, пока определенное общество признает их легитимность.
Этическая ответственность Тенденции преобладания поддержки местного сообщества. Высокие налоги и высокий уровень государственной социальной защиты. Формирование правильного восприятия бытия, общества и окружающего мира. Стремление к прогрессу цивилизации в целом. Приоритет состояния человеческих отношений в экономической жизни, содействовие целям процветания исламского общества в целом
Благотворительность (филантропия) Спонсирование искусства, культуры и университетского образования. Высокое налоговое бремя переносит на государство ответственность за финансирование культуры, образования, т.п. Защита окружающей среды. Образование и культура. Развитие технического потенциала. Поддержка сообществ. Пропаганда ислама, религиознопросветительской и благотворительной деятельности.
Основные стейкхолдеры по степени важности Персонал. НКО и сообщество. Персонал. Потребители. Сообщество. Акционеры. Персонал. Акционеры. Сообщетво. Деление стейкхолдеров на внутренних (персонал, акционеры) и внешних (сообщество, потребители) Приоритет отдается внутр. стейкхолдерам Общество. Компании.
Стимулирующие / движущие силы КСО Сами корпорации. НКО и сообщество. Сами корпорации. НКО и сообщество. Государство. Государство. Сообщество. Сами корпорации. Нормы Корана. Государство. Сами корпорации.
Роль неправительственных / некоммерческих организаций Являются глобальным ресурсом для компаний, которые стремятся сохранить коммерческий успех путем проявления уважения к этическим ценностям, людям, обществу и окружающей среде (US Business for Social Responsibility (BSR), Canadian Business for Social Responsibility (CBSR). Оказывают большое влияние на общественное мнение и давление на бизнес. НКО не оказывают давления на бизнес. Недостаточно развита. Продвигают как современные, таки традиционные формы КСО (CSR Asiа, CSR Мalaysia, The Dubai Centre for Corporate Values, CSR Development center (Иран), СSR Association of Turkey).
Тенденции социальной отчетности (СО) Инициируется самим бизнесом. Стандарты хорошо адаптированы и широко применяются. Ориентирована на большинство стейкхолдеров. Инициируется самим бизнесом. Стандарты хорошо адаптированы и широко применяются. Ориентирована на большинство стейкхолдеров. Инициируется как самим бизнесом, так и государством. Имеет три основных направления: защита окружающей среды (устойчивое развитие), корпоративная филантропия, ответственность по отношению к клиенту и защита прав человека. На стадии развития ввиду экономической отсталости большей части стран.
93
За последние годы значение КСО в Канаде прошло путь от начального фокусирования на хороших трудовых условиях и филантропии к более сложному варианту, признающему значение воздействия частного сектора на общество и его роль как участника международных отношений.
Что касается модели КСО в континентальной Европе, она в большей степени зарегулирована государством. В отличие от США европейские корпорации более склонны к ограничению своей ответственности перед стейкхолдерами. Те виды деятельности компаний, которые традиционно рассматриваются в США как КСО (т.е. проводимые исключительно по инициативе бизнеса), в Европе, как правило, регулируются нормами, стандартами и законами государства.
Британская модель КСО сочетает элементы моделей США и континентальной Европы, при этом она характеризуется значительной степенью вовлечением государства и гражданских институтов в процесс согласования общественных интересов, а также продвижения и поощрения лучших практик. Общая черта с другими европейскими странами - активная поддержка бизнеса со стороны государства.
Активная роль британского правительства выражается в политике поддержки компаний, освещающих свою деятельность в социальной и природоохранной сфере и взаимоотношениях с персоналом. Целый ряд законодательных актов устанавливает льготный режим налогообложения для компаний, ведущих свой бизнес социально ответственно и с позиций деловой этики, особенно в вопросах использования энергии, вторичной переработки отходов производства и т.п.
Отметим, что общей тенденцией как для британской, так и для континентальной модели КСО является их очевидная скрытая форма с постепенным движением в сторону открытой модели.[5]
Итак, западная культура управления отражает прагматизм и индивидуализм в погоне за прибылью, улучшение эффективности для достижения собственных целей, использование своих достоинств в качестве движущей силы. На Востоке акцент делается на общность, на коллективные способности и достижения, а также на значение человека в коллективе. По мнению некоторых исследователей, менеджмент будущего связан с объединением западного акцента на успехе и восточного - на внутренней гармонии. [2]
Западные предприниматели основной целью видят достижение наивысших успехов. На Востоке столь же важным является совмещение достижения успехов и морального поведения. Управление должно включать этику корпоративного управления, мораль предпринимателей и отношение работников к вопросам этики. В настоящее время новой тенденцией стала использование моральных принципов в качестве основы корпоративной культуры. По мнению исследователей, активность западных компаний в реализации КСО в значительной мере связана с влиянием этических принципов восточного менеджмента. [2]
Так, социальная ответственность корпораций в Японии поддерживается культурными традициями страны. Японская модель КСО предусматривает социальную сплоченность на уровне компании и деловую сплоченность на уровне индустриальной группы. Для японской модели характерна активная роль государства, которое на протяжении долгого времени принимало участие в корпоративном стратегическом планировании.
Управление бизнесом ориентировано не только на получение прибыли; оно основано на правильном восприятии бытия, общества и окружающего мира, осознании своей ответственности перед обществом и стремлении к прогрессу цивилизации в целом.
Японские корпорации имеют прочную «солидаристскую» репутацию. Они традиционно строят свои стратегии на тесном взаимодействии с органами власти и персоналом.
Большее внимание уделяется проблемам защиты окружающей среды и взаимодействию с местными сообществами.
Современная Китайская модель КСО предполагает, во-первых, поддержание развития компании, в том числе, и развитие социальных услуг: вклад в социальное развитие, отчисление как можно больше налогов, предоставление как можно больше новых рабочих мест, стремление приносить больше общественной пользы. Во-вторых, поддерживается взаимосвязь развития и интересов компании и персонала. Развитие персонала, по мнению китайских экспертов в области КСО, следует сделать отправной точкой для развития компании, что станет опорой дальнейшего прогресса компании. В-третьих, поддержание гармоничного развития предпринимательских структур включает бережное отношение к экологической среде, особенно в сфере экономии ресурсов, снижения загрязнения окружающей среды, осуществления гармоничного сочетания развития компании и естественной среды. [2]
Касательно исламской модели КСО следует отметить, при раскрытии сущности указанной модели исламские эксперты априори подвергают критике западную модель КСО. Так, по мнению Хамбера, не существует абсолютного принципа этики и морали в поведении западного так называемого социально ответственного бизнеса. Хамбер даже прямо утверждает, что «мы должны отказаться от поисков специальной теории морали для использования в бизнесе, и мы не должны пытаться навязать использование любых моральных норм в бизнесе, а, скорее, должны позволить корпорациям определить их моральную ответственность в любом случае по своему усмотрению».[14]
Таким образом, КСО, согласно исламского подхода, представляет собой моральные и религиозные инициативы, основанные на убеждениях, что компания должна быть «хорошей», независимо от ее финансовых показателей. Это не означает, что Ислам против получения прибыли. Скорее всего, она рассматривается как необходимое условие. Вызов шариата и отражения таква-парадигмы в бизнесе означает, что предприниматель больше не работает только по принципу максимизации прибыли, а с целью достижения конечного счастья в этой жизни и в будущей жизни, в которой он признает свою социальную и моральную ответственность за благополучие других (например, потребителей, сотрудников, акционеров и местных общин).[11]
94
Таблица 2 - Континуум корпоративной социальной ответственности в исламской модели [11]
Уровень Описание
Уровень Безответственный 1. Это экстремальная ситуация, отображающая поведение безответственной фирмы, нарушающей моральные стандарты по закону. Такие действия включают в себя мошенничество, искажение бухгалтерской отчетности, ложную рекламу, сброс токсичных отходов в жилых районах, нарушение прав сотрудников (здоровье, безопасность, оплата труда и т.д.),
Уровень Минималисскийт 2. Компаний соблюдают основные требования законодательства, т.е. выполняют свои обязанности и «играют по правилам» (Фридман). Функционируя по Уставу, они не занимаются КСО, или, более конкретно теми видами деятельности, которые считаются альтруистическими или благотворительными (Кэрролл). Основной целью таких компаний является максимизация прибыли или увеличение богатства акционеров.
Уровень апатичный 3 Компании на этом уровне работают в пределах закона, в то же время стремятся к реализации обязательной этической ответственности. Их участие в других видах социально ответственной деятельности как то альтруистической и филантропической, как правило, минимально В некоторых случаях мотив может быть ориентирован на получение прибыли (предоставление сотрудникам преимуществ с целью привлечения и удержания высококвалифицированных кадров). В других случаях, он может быть личным благотворительность). Таким образом, такое поведение можно определить как апатичным или безразличным в том смысле, что не существует стратегическое усилий со стороны фирмы к участию в деятельности КСО.
Уровень тактичный 4 Компании в этой категории выполняют свои социальные обязательства, в том числе благотворительность и оценивают с позиции получения преимуществ в долгосрочной перспективе. Следовательно, повышение репутации компаний и в конечном итоге обеспечит долгосрочную прибыль. Это соответствует западным теориям КСО.
Уровень 5 ориентированных Таква- Компании на этом уровне проявляют свою социальную ответственность, основанную на убеждении, что компания должна быть социально ответственной независимо от финансовых последствий. Это убеждение закреплено в исламском мировоззрении, основанном на Шариате. Ответственность компаний перед обществом является проявлением таква-парадигмы, что также отражает их понимание исламских принципов, таких как наместничество или попечительство и справедливость. Это суть исламской модели КСО.
95
Чтобы выявить позицию ислама в отношении концепции КСО, целесообразно рассмотреть вопрос о КСО как континуум, состоящий из пяти разных уровней: безответственный, минимализм, апатичный, тактический и таква-ориентированный. Каждый уровень предполагает оценку степени социальной ответственности компаний.
Согласно положениям таблицы 1, разница между исламским и западным подходом к КСО лежит в пределах от уровня 2 (минималистском) до уровня 5 (таква-ориентированном).
Литература
1. Алехин А. Корпоративная социальная ответственность в Китае/ http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2007/03/[email protected]. pdf
2. Бай Кайфэн. Влияние национальной культуры на развитие менеджмента (на примере КНР) Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. эконом.наук, Санкт-Петербург 2010.- С. 19-21
3. Благотворительная деятельность и налоговое планирование. Налоговый вычет благотворителю// http://www.roche-duffay.ru/articles/charity.htm
4. Джон Р. Кер Канадский подход к корпоративной социальной ответственности (КСО)//Бизнес и общестов.-2004.-№4-5 (23-24).-С.28-30
5. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год. Под общей редакцией С.Е. Литовченко - Ассоциация менеджеров России и Программа развития ООН, Москва, 2004.
6. Доклад о социальных инвестициях в России за 2008 год. Под общей редакцией С.Е. Литовченко - Ассоциация менеджеров России и Программа развития ООН, Москва, 2008.
7. Закон Сарбейнса-Оксли// http://www.nkozakon.ru/materials/262/
8. Налогообложение компаний в Великобритании//http://www.fbs-offshore.com/nalogooblozhenie-kompanii-v-velikobr/ #ixzz2UIKw3q2R
9. Российская газета (приложение «Компании года»). 2011. - 15 декабря (№282).
10. Ahmad, Khaliq (2002). "Islamic Ethics in a Changing Environment for Managers", in AbulHasan M. Sadeq (ed.), Ethics in Business and Management: Islamic and Mainstream Approaches. London: Asean Academic Press.
11. Asyraf Wajdi Dusuki. What Does Islam Say about Corporate Social Responsibility?// Reviewof Islamic Economics, Vol. 12, NO. 1, 2008 [http://kantakji.com/fiqh/Files/Accountancy/0308611.pdf]
12. Crane A., Matten D. Business Ethics - a European Perspective.Oxford:OxfordUniversity Press, 2004.
13. Goodpaster, K. E. (2001). Business Ethics and Stakeholder'; in Norman E. Bowie (ed.), Ethical TheoryandBusiness. Upper Saddle River, N.J: Prentice Hall Int.
14. Humber, James M. (2002). «Beyond Stockholders and Stakeholders: A Plea for Corporate Moral Autonomy»: Journal of Business Ethics, 36 (3), pp. 215.
15. Hunt B. The New Battleground for Capitalism// Financial Times (Mastering Management), October 9, 2000.
16. Matten D., Moon J. «Implicit” and “Explicit» CSR: A Conceptual Framework for Understanding CSR in Europe //Habish A., Jonker J, Wegner M, Schmidpeter R. (Eds.) CSR Across Europe, Germany: Springer, 2004.
17. Moon J. CSR in theUK: an Explicit Model of Business - Society Relations// Habish A., Jonker J, Wegner M, Schmidpeter R. (Eds.) CSR Discovery, Germany: Springer, 2004.
18. Reviewof Islamic Economics, Vol. 12, NO.1, 2008 [http://kantakji.com/fiqh/Files/Accountancy/0308611.pdf
19. Satoshi Mizobata. Divergent and convergent paths of corporate social responsibility: a comparison of Russia and Japan //Сборник докладов X Международной конференции по проблемам развития экономики и общества, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».-2009 г. - II том/Электронный ресурс [http://conf.hse.ru/2009/s2]
20. Wootliff J., Deri C. NGOs: the New Super brands// Corporate Reputation Review, 4/2, 2001.
21. http://www.canon.ru/About_Us/About_Canon/Philosophy/
22. http://www.interfax.ru/pressreleases/print.asp?id=142456&sec=1487
Шевченко Е.А.
Аспирант, Новосибирский государственный университет экономики и управления ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ
ФИРМОЙ
Аннотация
В статье представлены в обобщенном виде два направления развития взглядов на процессный подход к управлению фирмой: как способ организации деятельности людей и как формализация, автоматизация функционирования компании.
Ключевые слова: процессный подход, бизнес-процесс, управление качеством, автоматизация управления.
Shevchenko E.A.
Postgraduate student, Novosibirsk state university of economics and management TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE PROCESS APPROACH TO MANAGEMENT OF CUSTOMER-ORIENTED
COMPANY
Abstract
In article are presented in a generalized form of two directions of development of views on the process approach to management of firm: as a way of organizing the activity ofpeople and as a formalization and automation of operation of the company.
Keywords: process approach, business process, quality management, automation of management.
Термин «процессный подход» появился во второй половине XX века. Различные течения и методы менеджмента, опыт крупных и средних компаний оказывали взаимное влияние друг на друга. Процессный подход основан на исследовании функций управления как взаимосвязанных. Управление рассматривается как процесс, т.к. работа по достижению целей - это серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых также является процессом и важным для успеха организации. Ключевым в понимании процессного подхода является переход от вертикального построения организационной структуры к горизонтальной.
Основоположниками процессного подхода можно по праву считать авторов пионерной работы «Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе» М. Хаммера и Дж. Чампи. Именно они высказали, что изменившиеся условия бизнеса требуют от компаний нового подхода к управлению на базе бизнес-процессов, где в основе успешного функционирования лежит максимальное удовлетворение клиента [1]. Применительно к бизнес-структуре под процессом (бизнес-процессом) понимается устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы и выходы, представляющие ценность для клиента. Система процессов - это деятельность организации, рассматриваемая в виде совокупности организованных и взаимосвязанных процессов. Процессный подход к управлению - управление организацией путем построения системы процессов, управления ими, осуществления деятельности по улучшению процессов.
96