Научная статья на тему 'Сравнительный анализ методов прогнозирования финансовых результатов'

Сравнительный анализ методов прогнозирования финансовых результатов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1687
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый результат / прибыль / прогнозирование / методы прогнозирования. / financial result / profit / forecasting / forecasting methods.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О. В. Третьякова, Ю. В. Буданова

В данной статье рассмотрены методы прогнозирования финансовых результатов деятельности компании, проводится их сравнительный анализ с целью выявления тех, с помощью которых возможно осуществить достоверный прогноз прибыли и рентабельности без привлечения внутренних данных организации. Необходимость выделения таких методов связана с тем, что некоторые показатели, которые должны быть учтены в различных методах прогнозирования, недоступны для внешних пользователей по причине важности соблюдения коммерческой тайны в отношении управленческой отчетности. В ходе проведения исследования были выявлены два метода, позволяющие спрогнозировать финансовый результат без привлечения внутренних данных компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — О. В. Третьякова, Ю. В. Буданова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF METHODS OF FORECASTING FINANCIAL RESULTS

This article describes the methods of forecasting the financial results of the company, their comparative analysis in order to identify those with which it is possible to reliable forecast profit and profitability without the involvement of internal data of the organization. The need to identify such methods is related to the fact that some of the indicators to be taken into account in the various forecasting methods are not available to external users because of the importance of trade secrets in relation to management reporting. In the course of the study, two methods were identified that allow to predict the financial result without involving the internal data of the company.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ методов прогнозирования финансовых результатов»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

О.В. Третьякова, старший преподаватель Ю.В. Буданова, студент

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (Россия, г. Новосибирск)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10709

Аннотация. В данной статье рассмотрены методы прогнозирования финансовых результатов деятельности компании, проводится их сравнительный анализ с целью выявления тех, с помощью которых возможно осуществить достоверный прогноз прибыли и рентабельности без привлечения внутренних данных организации. Необходимость выделения таких методов связана с тем, что некоторые показатели, которые должны быть учтены в различных методах прогнозирования, недоступны для внешних пользователей по причине важности соблюдения коммерческой тайны в отношении управленческой отчетности. В ходе проведения исследования были выявлены два метода, позволяющие спрогнозировать финансовый результат без привлечения внутренних данных компании.

Ключевые слова: финансовый результат, прибыль, прогнозирование, методы прогнозирования.

Эффективное управление компанией в современных условиях рыночной экономики, а также в условиях усиливающейся конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами, неразрывно связано с проведением анализа финансовых результатов деятельности компании. В наиболее общем понимании финансовый результат - это главный критерий оценки деятельности компании, который в абсолютном выражении отражает величина прибыли или убытка.

Сущность данного показателя состоит в том, что необходимый уровень прибыли -это:

- основной источник развития компании, источник возрастания е рыночной стоимости;

- индикатор конкурентоспособности организации при условии устойчивого или возрастающего уровня прибыли;

- наиболее значимый для владельца компании аспект, который обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса в целом;

- прибыль - это индикатор кредитоспособности организации;

- прибыль является гарантом выполнения организацией обязательств перед государством и другими субъектами рынка,

а также источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Следовательно, прибыль является важнейшим показателем оценки производственной, финансовой и инвестиционной деятельности компании.

Также зная сумму прибыли, которую компания получит в будущем периоде, можно определить, окупится ли бизнес и нужно ли вносить корректировки в работу организации. В самом простом понимании, прибыль помогает организовать ее функционирование таким образом, чтобы при минимальных финансовых затратах можно было получить максимальную выгоду, в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой организация.

Таким образом, для успешного функционирования и дальнейшего развития компании важно знать не только фактическую величину финансового результата, но и его прогнозное значение, поэтому изучение и прогнозирование финансового результата деятельности организации является актуальной темой особенно в современных нестабильных рыночных условиях.

Можно выделить следующие группы методов прогнозирования прибыли: маржинальный анализ, традиционные ме-

тоды, экономико-математические и статистические методы [2]. Так к первой группе методов относятся расчет точки безубыточности, планирование на основе предельных издержек и предельного дохода, эффекта операционного рычага.

Точка безубыточности (ТБ) - это такой объем продаж, при котором прибыль компании равна нулю. Расчет осуществляется по формуле 1.

ТБ =

Совокупные постоянные издержки Цена единицы — Переменные издержки на единицу

(1)

Далее рассчитывается запас финансовой прочности как разница между фактическим объемом продаж и объемом продаж, соответствующим точке безубыточности. Он определяет, насколько компания может без потери прибыли снизить объем выпуска продукции.

После возможно проведение расчета операционного рычага, определяется как отношение маржинального дохода (разница между выручкой и переменными затратами) к операционной прибыли [3].

Исходя из всего выше изложенного, несмотря на то, что маржинальный анализ позволяет прогнозировать величину прибыли, применение данного метода для данной цели для внешних пользователей не представляется возможным в силу отсутствия данных о ценах, а также о переменных и постоянных издержках в публикуемой бухгалтерской отчетности.

К традиционным методам планирования прибыли относятся: метод прямого счета, аналитический метод, нормативный метод.

Сущность метода прямого счета заключается в следующем: плановая прибыль от реализации товаров/работ/услуг определяется как разность между планируемой выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью реализуемой продукции. К моменту планирования прибыли необходимо знать весь ассортимент выпускаемой продукции, подсчитать по плановым калькуляциям ее себестоимость, максимально точно спрогнозировать объем реализации этой продукции и цены в плано-

вом периоде, что не представляется возможным внешними пользователями.

Сущность аналитического метода состоит в том, что базой расчета служат показатели базовой рентабельности, затрат на рубль товарной продукции, а также совокупность плановых показателей деятельности компании.

Данный метод также не может быть использован для прогнозирования финансовых результатов внешними пользователями по причине отсутствия детальных данных о затратах на сырье, материалы и электроэнергию, а также в силу невозможности разграничения ассортимента товаров/работ и услуг на сравнимые и несравнимые.

Нормативный метод или метод бюджетирования является синтезом метода прямого счета с установлением норм и нормативов. Недостатком метода является абсолютная невозможность применения внешними пользователями для прогнозирования в силу необходимости привлечения внутренних данных компании.

Экономико-математические методы планирования показателей прибыли заключаются в выявлении математической закономерности развития показателя и построения на этой основе модели развития показателя в будущем периоде.

Основным недостатком данного метода является необходимость сбора большой информационной базы и ее приведение в сопоставимый вид для планирования (за период от 7 до 10 лет), а также сложность в определении параметров уравнения, используемого для прогнозирования прибыли.

Поэтому чаще всего компании применяют метод факторного анализа, являющегося частью одного из этапов экономико-математического метода.

Факторная модель может быть представлена в следующем виде (формула 2) [4]:

Рр = РЬ+ ДS + ДN + ДVC + ДFC + ДР, (2)

где Рр - прогнозируемая прибыль;

РЬ - прибыль базисного периода;

AS - влияние изменения объема продаж;

AN - влияние структурного (ассортиментного) сдвига в объеме продаж;

AVC - влияние изменения переменных расходов;

AFC - влияние изменения постоянных расходов;

AP - влияние изменения цен реализации/

Сложность метода состоит в том, модель требует привлечения данных о постоянных и переменных издержках, что является ограничением для ее использования внешними пользователями.

На практике часто применяется расчет-но-аналитический метод, использование которого подробно описано в статье Поря-диной И.В., Алина Г.Б., Кабашевой Н.В. В ней авторы ссылаются на экономиста А.С. Кокина, который выделял прогнозирование отчета о финансовых результатах, и также писал, что «наиболее часто используемой технологией является расчет отношения к выручке», имея в виду, что основные статьи данного отчета изменяются пропорционально объемам продаж [5]. Данный метод еще называют методом пропорциональной зависимости. При его применении заранее планируется увеличение выручки на 10% (возможно использование и другого значения в зависимости от целей компании: планирует ли она увеличивать/снижать цены и количество товаров/работ/услуг), прогноз остальных показателей осуществляется следующим образом:

- определяется доля статей расходов в отчете о финансовых результатах в общей величине выручке в отчетном периоде;

- прогнозная величина расходов рассчитывается путем перемножения полученной доли отчетного периода на прогнозное значение выручки;

- путем вычитания расходов компании из выручки определяется величина прибыли компании, ожидаемой в будущем периоде.

Данный метод является достаточно простым в применении и доступным для использования внешним пользователям.

Наиболее распространенным методом среди экономико-статистических, является метод, основанный на среднегодовом темпе роста или метод экстраполяции. Расчет среднегодового темпа роста осуществляется на основе формулы средней геометрической.

Разновидностью метода экстраполяции является метод линейной экстраполяции, когда прогнозные величины за определенный период времени определяются на основе среднего прироста (снижения) исследуемого показателя (формула 3, 4).

Д¥=(¥1+¥2+¥3 + ^ + ¥п)/П, (3)

где ДУ - средний прирост/снижение показателя;

Уп - значение прироста/снижения показателя в период п;

п - число периодов.

Прогнозное значение показателя Опрогноз) определяется следующим образом:

Y = Y + A Y

1 прогноз Ап ~ *-»1

(4)

С целью проведения анализа вышеперечисленных методов прогнозирования прибыли, результаты которого представлены на рисунке, нами были выделены следующие критерии для сравнения. Первый критерий - степень трудоемкости, заключается в количестве этапов, необходимых для осуществления прогнозирования, детализации показателей деятельности компании (например, информация о постоянных и переменных издержках, необходимость деления товаров/работ/услуг на сравнимые и несравнимые), а также в необходимости учета внешних факторов (инфляция, увеличение/снижение спроса, политика государства и т.д.).

Следующий критерий - универсальность, состоящий из 3 компонентов:

- возможность использования мелкими/крупными компаниями;

- применимость для компаний с узкой/широкой номенклатурой товаров/работ/услуг;

- возможность использования для отдельных групп товаров.

Одним из главных критериев следует определить доступность применения методики не только топ-менеджментом компании и ее сотрудниками, но и внешними (независимыми) пользователями [6]. Так в ряде методов прогнозирования прибыли

Таким образом, анализ методов прогнозирования позволил выявить, что некоторые показатели (например, показатели расходов), которые должны быть учтены в различных методах планирования финансовых результатов в целях получения достоверного прогноза, недоступны для внешних пользователей по причине необходимости соблюдения коммерческой тайны в отношении управленческой отчетности. В таких условиях аналитику остается только применять более упрощенные методы прогнозирования. Исходя из сравнительной таблицы методов прогнозирования прибыли, можно сделать вывод, что большинство методов являются универсальными, но только два из них могут

возникает необходимость привлечения внутренних документов компании, сведений управленческого учета, которые недоступны внешним пользователям, что в итоге затрудняет, либо вообще не дает возможности осуществить некоторые этапы для получения достоверного прогноза.

быть применены внешними пользователями - это метод пропорциональной зависимости и метод экстраполяции.

Достоинством метода экстраполяции является его простота, а недостатком - вероятностный характер и невозможность применения в условиях изменчивой среды, при появлении новых влиятельных факторов.

Метод пропорциональной зависимости является достаточно простым и удобным методом прогнозирования, но для некоторых показателей, например, для отдельных статей производственных затрат выявление зависимостей - достаточно трудоемкая процедура. Это объясняется тем, что в состав производных показателей, значения

Таблица 1. Сравнительный анализ методов прогнозирования прибыли

Метод прогнозирования прибыли Степень трудоемкости Универсальность метода: Возможность применения внешними пользователями

возможность использования мелкнми/ крупными компаниями; применимость для компании с узкой-широкой номенклатурой toe аров/работ/у слуг возможность использования для отдельных групп товаров

Маржинальный анализ Низкая +■+ -

Метод прямого счета Низкая -

Аналитический метод Средняя +■+ -

Нормативный метод Высокая +! + -

Факторная модель Средняя + + - -

Метод пропорциональной зависимости Низкая + ■ + - +

Метод экстраполяции Низкая + ■ + - +

которых необходимо спрогнозировать, мо- симостями с базовым показателем, а опре-гут входить и такие, которые не обяза- деляются некоторыми другими условиями. тельно связаны формализованными зави-

Библиографический список

1. Агафонова, М. С. Проблемы рентабельности как показателя экономической деятельности предприятия в современной рыночной экономике / М.С. Агафонова, М.О. Сарви // Международный студенческий научный вестник. - 2014. - №1. - С. 29-35.

2. Колесникова Е.А. Прогнозирование прибыли с использованием факторной модели на примере ОАО «Хабаровский аэропорт» [Электронный ресурс] / Е.А. Колесникова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2014. - Режим доступа: https://sibac.info/studconf/econom/xxv/39529

3. Почекаева О.В. К вопросу о прогнозировании прибыли коммерческих организаций [Электронный ресурс] / О.В. Почекаева, Е.А. Посадова // Молодежный научный вестник. -2016. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26369544

4. Гурнович Т.Г. Прогнозирование прибыли коммерческой организации на основе факторной модели [Электронный ресурс] / Т.Г. Гурнович, Е.А. Остапенко, О.С. Завадская // Взаимодействия бизнеса с социально-экономической сферой в условиях модернизации экономики и образования. - 2018. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32624814

5. Порядина И.В. Мероприятия по прогнозированию прибыли как основного показателя деятельности предприятия [Электронный ресурс] / И.В. Порядина, Г.Б. Алина, Н.В. Кабашева // Дискурс. - 2017. - Режим доступа: http://joumal-discurs.ru/fUes/arkhiv-zhurnala/10-2017/143-150.pdf

6. Колачева Н.В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа [Электронный ресурс] // Н.В. Колачева, Н.Н. Быкова. - 2016. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/finansovyy-rezultat-predpriyatiya-kak-obekt-otsenki-i-analiza

COMPARATIVE ANALYSIS OF METHODS OF FORECASTING

FINANCIAL RESULTS

O.V. Tretyakova, senior lecturer Yu.V. Budanova, student

Novosibirsk state university of economics and management (Russia, Novosibirsk)

Abstract. This article describes the methods of forecasting the financial results of the company, their comparative analysis in order to identify those with which it is possible to reliable forecast profit and profitability without the involvement of internal data of the organization. The need to identify such methods is related to the fact that some of the indicators to be taken into account in the various forecasting methods are not available to external users because of the importance of trade secrets in relation to management reporting. In the course of the study, two methods were identified that allow to predict the financial result without involving the internal data of the company.

Keywords: financial result, profit, forecasting, forecasting methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.