Научная статья на тему 'Сравнительный анализ методологии миссии в Православной церкви и в неопротестантских сектах'

Сравнительный анализ методологии миссии в Православной церкви и в неопротестантских сектах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В настоящей статье сравнивается методология ведения миссии в православии и неопротестантских сектах

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Александр Сергеев

миссиология, протестантизм, православие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ методологии миссии в Православной церкви и в неопротестантских сектах»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОЛОГИИ МИССИИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И В НЕОПРОТЕСТАНТСКИХ СЕКТАХ

Диакон Александр Сергеев, сотрудник миссионерского отдела МДА [email protected]

Для цитирования: Сергеев А., диак. Сравнительный анализ методологии миссии в Православной Церкви и в неопротестантских сектах//Духовные ласточки. 2020. Т. 2. С. 271-281.

Начиная с девяностых годов двадцатого столетия на просторных улицах России стали появляться странные люди, активно проповедующие прохожим с библией и пачкой религиозных брошюр в руках. Вследствие «духовного голода» русского народа, эти «новые проповедники» смогли привести в свои общины огромное количество жителей России, причем, большая часть из которых были крещены в Православной Церкви. Почему же протестантские миссионеры до сих пор продолжают привлекать людей в свои общины через такой, на первый взгляд, «примитивный способ», как беседа с людьми на улице, сопровождающаяся раздачей листовок? И что же делать Православной Церкви, чтобы люди шли не к протестантам, а в православные храмы? Ответам на эти два вопроса и посвящена данная статья.

Для начала необходимо рассмотреть внешние особенности этого, как многим кажется, «чисто протестантского» способа

проповеди. Для этого обратимся к описанию примеров протестантских проповедей на улице священномучеником Андроником Никольским.

Итак, вот что он рассказывал: «они (протестанты - А.С) часто проповедуют даже на открытом воздухе: остановится среди улицы миссионер и начинает проповедь о Христе; проходящие останавливаются, прислушиваются, иной заинтересуется, а иной пройдет; но миссионер не смущается, даже если, и никто его не слушает, все-таки говорит К чему это? Не есть ли это некоторое обмирщение дела проповеди, могущее повести и к унижению его?»1. Именно поэтому протестантская проповедь на улицах представляет собой по словам священномученика Андроника «одни жалобные благочестивые слова, наводящие скуку своим однообразием и, в сущности, бессодержательно-стью»2.

С чем это связано? В первую очередь, конечно же, с удивительной схожестью манеры их проповеди с образом действия людей, занимающихся пиаром рекламной продукции на необъятных просторах российских улиц. Профессионалы в данном виде деятельности дают следующие рекомендации для удачного распространения листовок: «лучше всего подходят людные места с большой ежедневной проходимостью людей. Это могут быть станции метро или остановки общественного транспорта, платформы, перроны, торговые центры.... Самым идеальным и лучшим временем для раздачи листовок считаются выходные и праздничные дни! В эти дни люди лояльно относятся ко всему происходящему, и они, как правило, никуда не торопятся и смогут более тщательно оценить ваше предложение и обдумать его»3.

1 Андроник Никольский архиепископ Пермский, свщмч. Творения, книга I, статьи и заметки. Издательство «Булат», Тверь, 2004. С.177.

2 Там же.

3 Эффективность раздачи листовок, секреты и правила: [Электронный

Протестантские проповедники занимаются похожей проповедью, так как они стоят на одном месте, раздают брошюры и просто громко проповедуют о Христе. Их проповедь на самом деле показывает, что они относятся ко Христу, как к рекламе, ведь не всем можно сообщать тайны христианской веры. Они мечут бисер перед свиньями (см. Мф. 7,6), не думая о том, что, заставляя всех подряд слушать христианское учение против их воли, вызывают у людей ощущение, что они проходят мимо «радио». И это не случайный пример. Такой проповедник, действительно, похож на назойливого робота, которого всем хочется как можно быстрее обойти.

Священномученик Андроник Никольской в качестве противодействия проповеди протестантов на улице через их брошюры предлагает «умело издавать краткие для народа брошюрки и листки на основании богослужебных книг и святых отцов»4, так как по сравнению с вещаниями протестантских миссионеров такая проповедь православными христианами представляет собой богатство духовного содержания. Именно поэтому Церкви необходимо через такую проповедь «дать на это вовремя и прямой ответ, чтобы не пришли злые враги и не похитили себе душу немощную»5.

Что же все-таки привлекает людей в протестантские общины, если этот способ проповеди действует весьма отталкивающе? Можно предположить, что иногда происходит и личная беседа протестантского проповедника с прохожими, во время которой эффект «радио-робота» на время пропадает, так как в таких случаях миссионеру нужно обратить внимания на живого человека, как на уникальную личность. Когда это происходит, человек, с ко-

ресурс]. // URL: https://eLsello.ru/effektivnost-razdachi-listovok (Дата обращения 16.11.2019).

4 Андроник Никольский архиепископ Пермский, свщмч. Творения, книга I, статьи и заметки. Издательство «Булат», Тверь, 2004. С.177.

5 Там же.

торым разговаривает протестантский миссионер, становится более расположен к нему, так как всем людям приятно, если на них обращают внимание. Далее весьма кстати приходятся брошюры, раздаваемые проповедником, ведь в них красиво и привлекательно описано, что в их церкви ждут всякого желающего изучать Библию. В брошюре есть адрес протестантской общины, номер телефона, позвонив по которому, всегда можно услышать очень вежливую речь и заинтересованность теми, кто звонит и желает посетить их церковь. Затем человек приходит первый раз на протестантское собрание и, как правило, остается там на долгое время по той причине, что к нему отнеслись с очень большим вниманием.

Итак, успех протестантской проповеди через брошюры заключается в обращении их особого внимания к людям, в качественном, продуманном и четком оформлении листовок, а также в хорошей организации встречи людей, приходящих к ним в церковь первый раз. Кроме этого можно предположить, что на состояние современных русских людей косвенно влияет их оставленность пастырями и учителями Православной Церкви, поэтому, не зная Православной веры, люди уходят в протестантские организации. Ведь, действительно, в то время, как православные христиане «дремлют» в деле проповеди, протестанты активно проповедуют и имеют определенный успех.

Очень ярко и подробно об этом рассуждает священномуче-ник Андроник Никольской, он говорит: «во время крепкого сна нас православных приходят всякие злодеи и портят ниву Христову всякими плевелами. А мы с настоящею истиною Христовою, с истинным светом, с действительно сильною и спасительною благодатью сидим, скрывши сии дары в землю, боясь, как бы ее не осквернить прикосновением к постороннему или не растратить как-нибудь»1, «только этим объясняется и быст-

1 Андроник Никольский архиепископ Пермский, свщмч. Творения, книга I, статьи и заметки. Издательство «Булат», Тверь, 2004. С.204.

рый, хотя и случайный, успех всевозможный сектантских учителей, умеющих задеть за живое душу народную, когда она открыта бывает для подобного влияния, как сиротливо оставленная от прямых или должных ее руководителей»1.

Также отец Андроник считает такие качества русского народа, как доверчивость, чувствительность к духовному и способность к великим переживаниям, возможными причинами успеха протестантских проповедников2.

Итак, что же делать православным христианам, чтобы и у них был успех в проповеди на улице, чтобы именно в православные храмы шли люди, а не в протестантские общины?

Конечно же, в первую очередь нужно изолироваться от негативных сторон протестантского способа проповеди. Не проповедовать всем подряд, делая из Православия рекламу, не ставить целью проповеди необходимость любой ценой раздать людям как можно больше православных брошюр. По словам святителя Николая Японского «этот протестантский способ - говорить для всех, останавливающихся на улице - негоден»3, вследствие его бесполезности, так как слушателей останавливается множество, но ни один не заинтересовывается и не просит продолжить научение, а, наоборот, напротив, все уходят4.

Можно сделать вывод, что православным проповедникам необходимо не стоять на одном месте и проповедовать всем подряд, а напротив, самим подходить к людям и начинать разговор только с теми, кто действительно будет проявлять интерес к вере, стараться показать прохожим, что заинтересованы ими, как уникальными личностями, готовы уделить им внимание и выслушать. По словам святителя Николая Сербского, даже Сам

1 Там же. С. 407.

2 См. Там же. С. 414-415.

3 Николай Японский, свт. Дневники: в 5 т. /Сост. К. Накамура. Т. 2. -СПб.: Гиперион, 2004. С. 160.

4 Там же. С.60.

Господь Иисус Христос не стеснялся подходить людям на улицах, беседовать с ними, показывая через это Свою заинтересованность в их судьбе и спасении. Такой образ поведения Спасителя весьма восхваляется сербским святителем, как прекрасный образец для подражания христианам: «Христос не боялся скомпрометированных людей, а мы их боимся.... Христос был на рыночных площадях и на перекрестках дорог вместе с опороченными людьми, с отвергнутыми грешниками и презренными грешницами, на великий соблазн фарисеям. Фарисеи боялись даже встречи с грешниками, а Христос шел им навстречу и искал именно их. . Фарисеи считали ниже своего достоинства ходить среди простых людей и интересоваться их судьбами, а Христос именно это считал своим сокровищем»1.

Следует также отметить, что было бы неплохо, если бы священники своим личным примером учили прихожан правильной православной проповеди на улице, также, как и Христос учил своих учеников проповеди через Свой личный пример. Об этом так сказано в Евангелии: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать» (Лк.8,1).

Блаженный Феофилакт Болгарский комментирует: «Сойдя с неба за тем, чтобы во всем представить нам Собой образец и предначертание, Господь научает нас не лениться в обучении, но обходить по всем местам и проповедовать; ибо, что Он ни делал, делал для наставления нашего. Он проходил по всем городам и селениям и водил с Собой двенадцать учеников, которые не учили, не проповедовали, но сами от Него учились и на-зидались делами Его и словами Его. - Господь проповедовал не о земных благах, но о Царстве Небесном»2.

1 Николай Сербский, свт. Проповедь под горой. [Электронный ресурс]. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/propoved-pod -goroj/ (дата обращения 16.11.2019)

2 Феофилакт Болгарский, блжн. Толкование на Святое Евангелие в двух

Таким образом, по мысли блаженного Феофилакта, Господь был против того, чтобы ученики пытались проповедовать без примера того, кто опытен в этом деле и может действительно научить этому делу в согласии с волей Божией. Также важно отметить и предмет проповеди Господа - о Царствии Небесном, то есть в беседах и разговорах с людьми следует избегать «земных тем», если они, конечно, не являются тем, от чего можно оттолкнуться для объяснения тайн Царствия Божьего, так как Сам Господь учил людей через Притчи на примере предметов обычной бытовой жизни того времени, что не возбраняется конечно и православным миссионерам.

Также очень важно, чтобы православные миссионеры имели целью просто пригласить людей в храм, а не устраивали никому не нужных дискуссий часовых о вере, так как не каждый мирянин способен донести суть Православной веры с ходу любому встречному, без предварительной подготовки. Лучше, чтобы этим занимались священники, непосредственно в храме во время внебогослужебных бесед. Интересно оформленные брошюры, с адресом храма и с расписанием просветительских бесед могут положительно подействовать на прохожих, которые благодаря проповеди православных христиан будут идти не к протестантам, а православные храмы.

Мысль, о том, что во время проповеди прохожим нужно попытаться уговорить людей прийти в храм, подтверждает и известная евангельская притча о званных на брачный пир. Когда в притче люди, сами пришедшие к Хозяин дома, отрекаются от Него, то Бог повелевает Своим слугам звать на вечерю людей с улицы: «Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк.14,21).

томах. Т. II. Толкование на Евангелия от Луки и от Иоанна.: Сибирская Благозвонница, Москва, 2010. С.44.

Святитель Игнатий Брянчанинов так отзывается об этой притче: «Учредитель посылает того же Раба собрать по городским улицам и переулкам, по дорогам и перекресткам увечных, нищих, хромых, слепых и, уговорив их, привести на вечерю. Увы! зрелище, достойное плача! Званные пребывают, как камни, невнимательными к Призывающему. Очень верно изображает притча, что нищих, слепых, хромых и калек чудный Раб должен был уговорить и убедить, чтоб они пришли на вечерю»1.

Святитель Феофан Затворник считает такой образ проповеди апостольским по своей сути, он говорит: «Господь изобразил в притче о браке сына царева, говоря, что, когда готово было все, послал царь рабов звать на пир всех, сначала тех, которым прежде о том дано было знать, а потом и тех, которые не знали ничего о том. И пошли, говорит, слуги по улицам и площадям, по перекресткам и распутьям, по большим и проселочным дорогам, - и назвали. - Вот это и есть Апостольство: рабы Божии ходят по миру и зовут»2.

А значит, и в двадцать первом веке православные христиане не должны забывать этот способ проповеди, помня только о том, чтобы не подражать отрицательному опыту протестантских миссионеров, но, напротив, зная о положительных сторонах в их проповеди, обратить на них особое внимание, и, в соответствии с этим организовать повсеместную православную проповедь на улицах России. Причем, на улицах лучше проповедовать обычным мирянам, так как простым людям легче общаться с прохожими. Например, еще в начале двадцатого столетия свя-щенномученик Андроник Николький призывал к проповеди на улице обычных прихожан. В одной из своих проповедей он говорит: «зовите всех и всякого к Богу. Умоляйте, побуждайте

1 Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетическая проповедь. (Серия «Наследие русского святителя») - М.: Благовест, 2011. С. 288-289.

2 Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Коринфянам второго, «Правило веры», Москва, 2006. С.257.

к молитве, к посту, к покаянию, к подвигу. Не переставайте говорить об этом дерзновенно и в церкви, и по домам, и на улицах, и в училищах»1.

Также очень интересно, что на V Всероссийском миссионерском съезде 1917 года, проходившем в Бизюковом монастыре Херсонской епархии, было постановлено, что «проповедь против неверия должна вестись не только в церквах и школах, но и на площадях, улицах, в частных домах - всюду, где только можно»2.

Несмотря на то, что советский союз развалился, плевелы, посеянные его пропагандистами, выросли, именно поэтому, теперь, в двадцать первом веке, когда Церковь имеет такие возможности в деле проповеди, необходимо всеми силами постараться «ловить» обычных прохожих на улице, и с любовью и вежливым тоном приглашать их в храмы. Возможно, именно сейчас настало такое время, которое нельзя упускать.

Святой равноапостольный Николай Японский высказывал мысль, которую можно расценивать, как в некоторым роде пророчество об успехах Православной проповеди через способ, похожий на протестантский. Итак, он говорил в свое время о том, что протестанты «предлагают ныне опять по всему городу молиться, проповедовать - и в домах, и в тентах, и на открытом воздухе, раздавать религиозные брошюры, и прочее. Если бы все эти действия были не протестантов, почти совсем растерявших Христову истину, а православных, то, в самом деле, искомое бы обильное излияние даров Духа последовало! Но спит еще Православие. Чрез сто лет, вероятно, и оно будет являться в подобных действиях, но результат будет иной!»3

1 Андроник Никольский архиепископ Пермский, свщмч. Творения, книга II, проповеди, обращения, послания. Издательство «Булат», Тверь, 2004. С.270.

2 Цит. по: Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви.. - М.: Изд-во РСТГУ, 2007. С. 506.

Из слов святителя можно сделать вывод: действия протестантов в двадцатом веке в Японии (такие как, проповедь на улицах и по домам) необходимы для православных христиан. Его слова можно расценивать как пророчество о том, что такой способ проповеди будет возрожден в России примерно через сто лет4. Важно отметить, что святой Николай пророчествует и о плодах этой проповеди: они будут совершенно иными, чем у протестантов. Возможно, что здесь идет речь о расцвете Православной веры и о том, что когда православные христиане возьмутся за такую активную проповедь, то она будет в разы успешнее, чем деятельность протестантских проповедников, а Господь изольет дары Святого Духа на Церковь и Сам будет действовать через православных христиан, приводя в Свою Церковь иных овец, не с Его двора, чтобы было «Одна стадо и Один Пастырь» (Ин.10, 16).

Список источников и литературы:

- Андроник Никольский архиепископ Пермский, свщмч. Творения, книга I, статьи и заметки. Издательство «Булат», Тверь, 2004. С.177.

- Андроник Никольский архиепископ Пермский, свщмч. Творения, книга I, статьи и заметки. Издательство «Булат», Тверь, 2004. С.177.

- Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви.. - М.: Изд-во РСТГУ, 2007.

- Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетическая проповедь. (Серия «Наследие русского святителя») - М.: Благовест, 2011.

- Николай Сербский, свт. Проповедь под горой. [Электронный ресурс].//URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/propoved-pod-goroj/ (дата обращения 16.11.2019)

3 Николай Японский, свт. Дневники: в 5 т. /Сост. К. Накамура. Т. 4. -СПб.: Гиперион, 2004. С.27.

4 Равноапостольный Николай (Касаткин), создатель и первоиерарх Японской церкви, является выдающимся русским миссионером 20-го века.

- Николай Японский, свт. Дневники: в 5 т. /Сост. К. Накамура. Т. 2. -СПб.: Гиперион, 2004.

- Николай Японский, свт. Дневники: в 5 т. /Сост. К. Накамура. Т. 4. -СПб.: Гиперион, 2004.

- Феофилакт Болгарский, блжн. Толкование на Святое Евангелие в двух томах. Т. II. Толкование на Евангелия от Луки и от Иоанна.: Сибирская Благозвонница, Москва, 2010.

- Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Коринфянам второго, «Правило веры», Москва, 2006.

- Эффективность раздачи листовок, секреты и правила: [Электронный ресурс]. // URL: https://elsello.ru/effektivnost-razdachi-listovok (Дата обращения 16.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.