Научная статья на тему 'Квартирная миссия как форма миссионерского служения'

Квартирная миссия как форма миссионерского служения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
216
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссионерство / методология / квартирная миссия / missionary work / methodology / apartment mission

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дулевич Антоний Игоревич

В настоящей статье рассматриваются миссионерские принципы квартирного благовестия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Apartment mission as a form of missionary service

This article deals with missionary principles of home evangelism.

Текст научной работы на тему «Квартирная миссия как форма миссионерского служения»

КВАРТИРНАЯ МИССИЯ КАК ФОРМА МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ

Дулевич Антоний Игоревич Руководитель миссионерского отдела Кызыльской епархии antoniyvm @yandex.ru

УДК 291.71

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются миссионерские принципы квартирного благовестия.

Ключевые слова

миссионерство, методология,квартирная миссия

Для цитирования: Дулевич А. И. Квартирная миссия как форма миссионерского служения //Духовные ласточки. 2020. Т. 4. С. 236-266.

На сегодняшний день существует множество разных миссионерских наработок, методик, предложений. Создаются разные проекты, подстроенные под запросы современности. Но, зачастую предлагаются идеи, основанные не на опыте святых миссионеров и даже не на практике миссионеров современных. То есть, просто, предлагаются некие теории, реализация которых по замыслу идеологов, должна привести к успеху в миссии.

Глубоко убеждён, что все теории относительно принципов миссионерской деятельности должны иметь своё обоснование,

прежде всего, в жизни и учении самых первых миссионеров -святых апостолов. К сожалению, идеи множества предлагаемых сегодня концепций сильно оторваны от описания того, как совершали свою проповедь ученики Христовы.:

Задача настоящий статьи состоит в анализе творений свя-щенномученика Онуфрия (Гагалюка), относящихся к миссионерской и проповеднической деятельности и адаптация его опыта к современным реалиям.

Как писал святитель Николай Японский, заповедь «идите и научите» (Мф.28:19) дана Церкви, а значит, каждый православный христианин должен быть её исполнителем. В словах Христа «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святою Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». (Мф.28:19-20) все предельно просто: идите и научите. Во-первых, идите. Не сидите и рассуждайте, придумывайте, как и чем заманить человека в храм. И не ждите, пока они сами придут. Во-вторых, научите, а не завлеките. Да, конечно, есть ученики, который не слушают преподавателя, но это их выбор. Дело же преподавателя - преподавать. Дело миссионера - возглашать то, чему учили апостолы.

1. КВАРТИРНАЯ МИССИЯ КАК ОСОБОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЫЗЫЛЬСКОЙ

ЕПАРХИИ

1.1. Понятие квартирной миссии и ответы на возражения противников.

Квартирная миссия - это проповедь посланных епископом (или священником) православных христиан к людям, живущим в частных и многоквартирных домах. Это проповедь без предварительной договорённости с теми, к кому идут миссионеры. Квартирная миссия - это не раздача просветительских листовок и приглашений в храм, но построение со слушателем живого разговора о вере.

Квартирная миссия - это подражание делу святых апостолов, это проповедь там, где миссионера не ждут.

Автору приходилось слышать иногда вопрос: «зачем ходить приставать к людям на улицах и по квартирам, если они не настроены слушать? Ведь такая форма проповеди и вовсе может оттолкнуть людей от Церкви...»

Следует ответить, что подобные формы проповеди - это 1) дело исполнения заповеди Божией («идти и научить» - Мф. 28:20), это 2) дело милостыни к заблудшим, 3) дело спасение души миссионера и 4) дело приобретения миссионером вечной нетленной славы. Рассмотрим этот вопрос подробнее, на основании Священного Писания и Предания Православной Церкви.

Отдельного внимания требует рассмотрение такой формы миссионерского служения, как квартирная.

«Я думаю, что от понимания природы миссии во многом зависит успех миссионерского дела. Ну, казалось бы, а чего тут особенно понимать? Миссия - проповедь, обращенная в первую очередь вовне. Да, это так. Но эти определения не исчерпывают, как бы, всей природы миссионерского дела, понимание которой может во многом помочь людям справиться с теми миссионерскими задачами, которые пред ними стоят.

«Идите и научите». Я хотел бы вам сказать, что именно это слово определяет специфику того, что мы называем христианской миссией, в отличие от всякого катехизического научения. Чем отличается просто проповедь от миссионерской проповеди? Именно тем, что миссионерская проповедь всегда связана с динамикой, с движением. Если вы обращаете свое слово к людям, двигаясь к ним, идя им навстречу, то вот такое обращение и такое научение является миссионерским. Если вы просто обращаетесь к людям, ожидая, что они к вам придут и составят вашу аудиторию будь то в зале или в храме. мало ли где, - то вы занимаетесь не сколько миссией, сколько научением. Итак, движение навстречу человеку, слушающему слово, и означает миссионерскую миссию.»1

К сожалению, многие православные христиане под миссионерской деятельностью понимают не проповедь там, где не ждут миссионера, а разговор с человеком о вере, который сам пришел в храм. Но Господь повелел: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святою Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». (Мф.28:19-20).

Для привлечения людей в храм вместо прямой проповеди придумываются разные современные «миссионерские» технологии. Это происходит по двум причинам: 1) От недоверия Богу и от незнания силы слова крестного. 2) От непонимания того, что настоящая миссия сопряжена с поношениями и страданиями, самопринуждениям сопутствующим делу и тяготам. Эти трудности мало кому хочется испытывать, поэтому продумывается комфортная «миссия», как бы человеку дать листовку или книгу, или просто сказать что-то около христианское.

Но настоящие апостолы жили не так: «нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человечков» - пишет апостол Павел к коринфянам. (1Кор.4:9).

Настоящая миссия - подражание апостолам. Миссионер -тот, кто возвещает слово Бога. Миссионер словом Божиим ищет тех, кому нужна правда. И живая, незамаскированная лукавством и «пиар» -ходами проповедь, выявляет тех, кому дорога Истина.

Слово «миссионер» буквально тоже означает что и «апостол» - посланник, проповедник

Апостолы Христовы шли, терпели поношения, каждый день умирая за Христа.» Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» - Пишет

1 Патриарх Кирилл о современном миссионерстве https://

orthomission.ru/missioneru/2013-07-14-16-06-36/53-patriarkh-kiriLL-o-

sovremennom-missionerstve(14.06.2020)

апостол Павел к коринфянам. (1Кор.4:9). О том, что нужно возвещать, Апостол показывает в другом месте. Он говоря о себе и нас учит «благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1Кор.1:15)

Настоящая миссия - это слово о Кресте, о примирении с Богом через покаяние и веру во Христа и о жизни вечной.

Называть нравственные, околокультурные и околоцерковные проповеди «миссией» (т.е. апостольством) - значит оскорблять величие подвигов апостолов, которые умирали за проповедь крестного слова во тьме сидящим.

Настоящая миссия - это вторжение в мир тьмы заблуждений и греха, это общение лицом к лицу. Миссия - дело святое: «.по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим.15:15-16).

1.2. Аргументы против квартирной миссии.

Возражение: «Закон запрещает благовестие по квартирам».

Первое возражение, которое можно услышать от противников квартирной миссии, это мнение о том, что поправки в зако-нодатаельстве относительно миссионерской деятельности якобы запрещают проповедь по квартирам. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе можно обратиться к 24 статье, о федеральный закон относительно миссионерской деятельности. Статья 24.1. Содержание миссионерской деятельности.

Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения.». То есть, если благовестник рассказывает о Христе, о покаянии и о Цар-

ствии Божием - то в свете закона это проповедь не является миссионерской деятельностью. Если мы призываем прихожан одного храма стать прихожанами другого (это иное юридическое религиозное объединение), то, это, в соответствии со статьёй 24.1 более походит на миссию в юридическом понимании. Само «слово крестное», о том, что Бог стал Человеком, был распят на Кресте, воскрес и всех призывает покаяться, веровать в Него и креститься (в любом православном храме мира) - не подходит по определение миссионерской деятельности, в соответствии с вышеуказанным пунктом федерального закона.

А если миссионер не зовёт в ту «организацию», в которой он состоит, то ему уже не нужны никакие удостоверения. Внешнее внушение того, будто бы, если ты проповедуешь без официального разрешения, то совершаешь в каком-то плане беззаконие - это некое внешнее давление ради отпугивания христианина от исполнения заповеди Божией. Конституция РФ (Статья 28): «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Законодательство не может противоречить Конституции, которая разрешает каждому верующему свободно распространять религиозные убеждения.

Квартирная миссия тоже не является нарушением законодательства, так как подъезд, в соответствии с жилищным кодексом, не является жилым помещением (в жилых помещениях миссионерская деятельность запрещена). Проповедь чаще всего проходит в подъезде на лестничной клетке. Ну, а если миссионера позвали в квартиру, то это воля самого хозяина.

Если миссионерскую деятельность (в её библейском, а не юридическом понимании) запретят? Есть на это святоотеческий ответ: «Говорить о Боге, привлекать людей к Святой Церкви, учить людей христианской вере - это дело Божие, и никто -

ни сатана, ни люди - не имеют права мешать проповедникам учения Христова. И благовестники-христиане, покорные внешним властям в области гражданской, никак не могут слушать тех, кто зовет их отказаться от Бога и от подвига проповеди о Боге... Здесь уже благовестники христианские не делают никакого преступления, напротив, великое добро».1

«Возражение: «Вас не будут слушать».

Евангелие повествует нам о том, что Господь посылал апостолов к тем, о ком знал, что они не примут проповедь: «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие». (Лк 10:10). То есть, миссионер своим благовестием приближает Царствие Божие. Блаженный Феофилакттак комментирует эти евангельские строки: «Здесь спросит иной: как Господь говорит, что Царствие Божие приблизилось и к тем, кои принимают апостолов, и к тем, кои не принимают их? Нужно сказать, что Он нисколько не противоречит Себе. Ибо к тем, кои принимают апостолов, Царствие приближается с благодеяниями, а к тем, кои не принимают, с осуждением».2

В молитве «Отче наш» в прошении «да придет Царствие Твое» мы просим о приближении Царствия Божия. Если христианин искренне просит об этом, то он и сам желает содействовать приближению Царствия Христова. А о том, что способствует его приближению, также повествуется в Евангелии: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24:14).

1 Священномученик Онуфрий (Гагалюк) https://duLevich-anton.livejournal.com/123691.html

2 Блаженный Феофилакт. [Электронный ресурс] // URL: https:// azbyka.ru/otechnik/FeofiLakt_BoLgarskij/toLkovanie-na-evangeLie-ot-1и^/10(дата обращения: 06.06.2020).

Продолжая отвечать на вопрос «зачем проповедовать, если нас не услышат?», приведем слова священномученика Онуфрия (Гагалюка): «Мы должны нести свет Христов всем людям. Как отнесутся к нам: с любовью или враждебно, - нас это не касается. Мы исполняем служение проповедников Христовых». Он же говорил: «Проповедники Христовы должны всегда возвещать лишь правду, не взирая на лице человеческое, а стараясь лишь о том, чтобы верно передать слова Божии. А какой результат выйдет от проповеди - сие благовестники отдают на милость Божию, молясь усердно Господу, да будет успешно их слово.»1

Говорил ли Господь, что нужно идти только к тем, кто будет слушать?

Нет, так Господь не говорил. Напротив: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк.10:3). «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие ВСЕЙ твари» (Мк.16:15).

На это возражение есть так же святоотеческий ответ свя-щенномученика Онуфрия (Гагалюка): «Так, одно почтенное духовное лицо мне возражало: «Я с вами совершенно не согласен. По-вашему, следует, что священник, и даже епископ должен сам идти к этим грубым людям. Это значит навязываться, когда тебя вовсе не просят и даже не желают! Нет, я пойду к тем, кто меня сам пригласит!.. Стану я напрашиваться к этим насмешливым! Еще издеваться будут, а то и выгонят! Не желаю. Не я в них нуждаюсь, а они во мне. Вот пусть приедут за мною, попросят! Я поеду к ним!.. А самому идти унижаться, чуть ли не просить их, чтобы они меня приняли, не хочу! С какой стати я буду ронять свой духовный авторитет! Я вам советую: не ронять своего сана, а то вы готовы бежать за десятки

1 Священномученика Онуфрий (Гагалюк). [Электронный ресурс] // URL: https://dulevich-antonAivejoumalxom/123691.html.(D,aTa обращения: 06.06.2020).

верст и идти в хаты, когда вас о том вовсе не просят и, может быть, совсем не желают!..»

Не знаю, как влияют на тебя, дорогой друг, такие речи, но в моей душе они вызывают тяжелое чувство. И так может говорить православный служитель Церкви Божией, апостол святой веры. Это - бессердечный человек, которому вовсе нет дела до души верующих! Для него как бы не существуют овцы его стада!.. Как они живут, как спасают свою душу, ему не интересно. Если среди них находятся хорошие, послушные, он охотно к ним пойдет, а к бедным, несчастным, заблудшим он не идет и почти. презирает их. И слышатся слова Спасителя: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 12-13). Нет у подобных пастырей именно сострадания, снисхождения, любви к людям. Таким путем не увеличишь числа верующих в своем приходе. Дай Господи, чтобы удержать тех, кто есть. Между тем назначение пастырей - апостольское. Не только утвердить верующих, но и поддержать слабых, привести к Богу и неверных. А без собственного вхождения к неверующим или колеблющимся, без жалости к ним ничего не успеешь. Ждать же, чтобы они сами пришли к нам, православным пастырям, - неразумно».1

Возражение: «можно отпугнуть людей, потому что по квартирам ходят сектанты».

Безусловно, в связи с наплывом западных проповедников в Россию, и их хождении по квартирам, в мировоззрении многих россиян сложился стереотип, о том, что по квартирам ходят только сектанты. Но поведение благовествовать дано Богом Церкви, поэтому, сложившиеся стереотипы не могут быть причи-

1 [Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во «Булат», 2005. Том I, стр. 45].

ной отказа православных христиан от продолжения апостольского дела. Приведем пример с уличной миссией. Еще десять лет назад подобная форма проповеди воспринималась, как сугубая прерогатива сектантов. Но уже сегодня во многих епархиях Русской Церкви существует данная практика, которая уже мало кого удивляет. Если не обращать внимания на стереотипы, а трудиться во Славу Христа, то и к квартирной миссии измениться отношение церковных людей.

Сам аргумент является не состоятельным по той причине, что отсутствие какой-либо добродетели нельзя оправдать тем, что этим уже занимаются сектанты. Например: если протестанты ассоциируется у многих с тем, что собираются для изучения Библии, то это не означает того, что православным не следует этого делать, потому что они будут похожи на сектантов.

Не можем ли мы отпугнуть людей, приходя с проповедью к ним домой?

Дело в том, что проповедь о Христе слушают те, кому важна истина. Кто к ней расположен, того не отпугнуть: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк.10:16).

Миссионер, в подобен разведчику, ищущиму тех, кому истина небезразлична. Вот что писал святителя Феофан Затворник о том, кто слышит благовестие: «Отчего же не все принимали слово благовестия? - Оттого, что не у всех был в движении дух со страхом Божиим и совестию. У кого он был в движении, те тотчас принимали благовестие; у кого не могло пробудить духа слово благовестия, у тех пробуждался он действием дивного благодатного изменения, совершавшегося в веровавших; у кого же дух был забит столько, что ни эти, ни другие чрезвычайности не пробуждали его, те оставались и коснели в неве-рии».1Поэтому, если сердце будет готово к принятию истины, то

1 Святитель Феофан Затворник. Толкование на 2 Кор. 4:3.

отзовётся на проповедь вне зависимости от того, где она будет звучать: на пороге его дома, или же в храме. Не стремящийся же к истине «отпугнется» не только увидев миссионера в собственном подъезде, но и в любом другом месте.

Конечно, когда речь идёт о прямой проповеди, то, с одной стороны, можно сказать, что заинтересовавшихся будет не так много, но, с другой - их не так уж и мало. Можем взять самую наихудшую статистику - к примеру, 99% встретившихся нам людей не изменят своей жизни после услышанной проповеди, а один - обратится ко Христу. Хотя, скажу по опыту, что реальная статистика гораздо более радужная. У противников прямой проповеди возник вопрос об эффективности: «зачем пропове-дывать, если для 99% это будет неинтересным?»

Почему большинство не откликаются на проповедь?

Большинство людей, к которым мы обращаемся с проповедью о Христе, не откликаются на проповедь. Но, почему? Потому, что «мы знаем, что мы от Бога и весь мир лежит во зле» (Ин.5:19). И дело тут не в том, где миссионер встретился с человеком, а в том, куда направлено сердце слушателя.

От чего рождается ненависть к проповедникам?

Ненависть к проповедникам рождается вовсе не оттого, что они подошли с проповедью не вовремя, а по иной причине: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). По опыту скажу, что те, кому важна истина, откликаются, где бы и в какое бы время не произошла встреча миссионера с ними.

Много ли тех, кому важна истина?

Евангелие сказано об обратном: «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк.13:23-24). Господь говорит о широком и узком пути и о том, что Его стало - малое

Возражение: «Это не характерно для православной Церкви».

Для библейского обоснования квартирной мисси достаточно вспомнить то, как Господь посылал Своих учеников туда, где их не ждали. «Если же придете в какой город и не примут вас» (Лк.10:10). Слова «не примут вас» - ясно свидетельствуют о том, что апостолы шли проповедовать без предварительной договоренности с будущими слушателями. О том, что слушатели встретятся с апостолами в своих домах, говорит следующая цитата из той же главы: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» (Лк.10:5). Эти стихи ясно свидетельствуют о том, что Христос посылал своих учеников проповедовать по домам, в которых апостолов никто не ждал.

Этих евангельских строк вполне достаточно для обоснования проповеди по квартирам, как дела церковного служения.

1.3. Квартирная миссия - средство стяжания Святого Духа.

Сегодня много говориться о методах проповеди, но мало о личной пользе для благовестника. Прп. Серафим Саровский учил, что нужно делать такие дела, которые приносят большую благодать. Если в свете этого наставления рассмотреть формы миссионерского служения, с практической точки зрения, то можно увидеть, что такая форма проповеди, как благовестите по домам и квартирам является, при правильном подходе, кратчайшим путем для приобретения благодати Святого Духа.

Причины отказа христиан проповедовать по домам.

Многие не желают идти проповедывать на улицы и по квартирам из-за трёх неудобств. Эти неудобства можно назвать лёгкими страданиями, которые сопутствуют проповеди там, где нас не ждут.

Неудобство и стыд

В Священном Писании сказано: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того посты-

дится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38) Ещё есть слова апостола Павла: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину» (Рим.1:16).

Прямая проповедь на уличной и квартирной миссии вскрывает страсть тщеславия, которую проповедник мог доселе не замечать у себя. Святой Иоанн Лествичник говорил, что все боязливые - тщеславны. Вот тут это особенно ярко подтверждается. Мне самому неловко подходить к людям, так как я сам заражен этой страстью, но, могу сказать, что самые ревностные миссионеры - люди простые и смиренные. Поэтому, находясь в этой простоте, они не стесняются подходить к людям и возвещать им истины о Христе. «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор.1:26-27). Поэтому, не сама форма миссии блокирует желание идти к людям с благовестием, а страсть тщеславия. Святой апостол звал не стесняться носить поругание Христово на себе (Евр.13:13). «Так что и мы должны выйти вне стана, выйти и сделаться благовестником учения Его, и носить поругание Его».1

Злословие и поношение

Когда христианин становится на путь прямого миссионерства, он встаёт на путь злословий и поношений. Причём, злословие чаще всего постигает его от своих. Это весьма неприятно. А ещё неприятно, когда на тебя распространяют клевету и те, кому ты проповедовал. Неприятно, когда тебя посылают куда подальше за то, что ты принёс благую весть кому-нибудь в дом.

1 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Том 4. Глава 13. https:// reLigion.wikireading.ru/122168

Боль

Апостол говорил: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его» (Кол.1:24). Христос как бы продолжает страдать за людей, но уже через страдания Своих благовестников. И возвещающие Его слово становятся сопричастниками Его боли и страданий. Ведь Он Сам сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16).

Когда из 10 дверей, в которые ты постучал на квартирной миссии, 8 закрыли у тебя перед носом - в глубине сердца не даст покоя боль. Причем боль не о себе, а о людях, которые отвергают Христа и истину. Эта боль - чувство тоже крайне неприятное. Христос ходит по улицам и зовёт к Себе людей. Христос стучится в двери домов, чтобы преподнести заблудшим Своё слово. Господь терпит боль, когда Ему отвечают «нам это не надо». Господь терпит боль, когда перед Ним закрывают двери своих квартир и сердец. Христос идёт и терпит боль. Таким образом участвуя в квартирной миссии миссионер становитться соучастником скорбей Христовых.

Эти три вида неприятности, которые встречаются на квартирной и уличной миссии - своего рода страдания. Но, если миссионер трудится сугубо ради Христа, то эти страдания становятся лёгкими. Почему? Потому, что если мы проповедуем Христа - то эти страдания Он берёт на Себя: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк.10:16). «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30).1 толкует это слова: «Легко и чрезвычайно легко. А почему легко? Почему легко идти за Ним по тернистому пути? Потому что будешь идти не один, выбиваясь из сил, а будет тебе сопутствовать Сам Христос, потому что Его безмерная благодать укрепляет силы, когда изныва-

1 Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). [Электронный ресурс] // URL: http://Ыbl.e.optma.ш/new:mf:11:30(дата обращения: 06.06.2020).

ешь под игом Его, под бременем Его; потому что Он Сам будет поддерживать это бремя, этот крест».

«Легкие страдания», как часть духовной жизни миссионера.

Как мы сказали, данные страдания - лёгкие. Они временные, но их величайшую пользу сложно выразить словами.

Христово исповедание - путь преодоления неудобства и стыда.

Мы вспоминали, что будет с теми, кто постыдится Христа, поэтому, нужно вспомнить и об обратном: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32). Что такое исповедание Христа, поясняет святитель Феофан Затворник: «Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, восшел на Небеса, и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых; что Он послал Духа Святого на святых апостолов, силою Его устроивших на земле Святую Церковь, которая, научая истине и освящая Таинствами, правильным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем Символ веры».1 Всё это миссионеры и возвещают на улицах, площадях, рынках и в подъездах. Святой Феофан говорит, что слова Господа непреложны: «Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем перед людьми, а Он перед Богом Отцом исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник».

1 святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. [Электронный ресурс] // URL: https:// azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysLi-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-sLova-bozhija/155(дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

06.06.2020).

Преподобный Серафим Саровский учил, что цель христианской жизни - стяжание благодати Святого Духа. И прямая проповедь заблудшим людям в этом деле сильно помогает, благодаря сопутствующим поношениям. Также за поношения за имя Христово Господь обещал великую награду на небесах: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф.5:11-12).

Блаженство, радость, утешение - за боль о заблудших:

Христос плакал о заблудившихся, входя в Иерусалим: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» (Лк.19:41). Когда миссионер испытывает боль в ответ на прямую проповедь, встречая отворачивающихся от истины людей, через эту боль мы становимся сопричастными боли Христа. Сердце миссионера очищается этой болью. Терпение третьего лёгкого страдания рождает радость: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16:20), «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Когда Христос изгнал бесов из двух гадаринцев, местные жители прогнали Его. А Он в ответ молча ушёл. И миссионер, когда молча претерпевает отказ от слушания слова Господа, становится сопричастным Христу и чувствует Его близость. А что ещё нужно христианину, как не близость с Его Спасителем?

Легкие страдания за Христа ведут к вечной славе.

Приведенные выше неприятности, сопутствующие квартирной и уличной миссии, не только научают христианина смело идти за Христом, надеяться на Него и страдать вместе с Ним, но и вовсе, оборачиваются в вечную славу!

«Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2Кор.4:17). Хотя, злословие и неудобство не так уж смертельны, но, может, не так прост всё это претерпеть, но: «.думаю, что нынешние времен-

ные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).

Преподобный Исаак Сирин как-то сказал: «Посему должно в точности знать, что если человек не возненавидит жизни своей в мире, по причине вожделения жизни будущей и блаженной, то не может вполне перенести всякого рода скорбей и печалей, постигающих его каждый час».1

Искренне проповедуя Христа, миссионер прославляет Господа и на нём сбудется слово: «Я прославлю прославляющих Меня» (1Царств.2:30)

Проповедь - дело личного спасения

Исповедание Христа словами необходимо христианину для собственного спасения: «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10). Блаженный Феофилакт так комментирует этот стих: «Сердце имеет нужду в устах. Ибо что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми? Хотя вера оправдывает в уме, но совершенное спасение зависит от исповедания; ибо тогда вера сияет и многих пользует».2

Проповедь тем, кто не стал слушать - во спасение души миссионера: «Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» (Иез. 3:19). Проповедь тем, кто обратился - во спасение души миссионера: «Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути

1 Преподобный Исаак Сирин. Слова Подвижнические. Слово 21. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/21(дата обращения: 06.06.2020).

2 Блаженный Феофилакт. Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/ otechnik/FeofiLakt_BoLgarskij/toLkovanie-na-posLanie-k-rimLjanam-svjatogo-apostola-pavla/10(дата обращения: 06.06.2020).

его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20).

Вывод: проповедь 99-ти не услышавшим приносит самому миссионеру одинаковую пользу и награду, также, как проповедь одному обратившемуся. Дело обращения - сугубая прерогатива Бога, а миссионер совершает своё спасение и получает награду по мере трудов и терпения страданий.

Святитель Иоанн Златоуст связывал заботу о спасении ближнего со спасением заботящегося: «Так и мы должны заботиться не только о своем спасении (но и о спасении ближних), иначе сами не получим спасения».1 Святитель Димитрий Ростовский также наставлял о том, что «не заботящийся же о спасении ближнего не любит его как самого себя и не имеет истинной любви к Богу».2

Через обращение одного из ста Господь стирает боль.

«Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин 16:21). Миссионер забывает о десятках, закрытых перед ним дверей и радуется о том, кто открыл перед ним дверь своей квартиры, а перед Христом - дверь своего сердца.

Не видя плодов своей проповеди, миссионер терпит скорбь, печалится. И это может продолжаться месяцами. Но, стоит ему увидеть, как услышавший его слово стал христианином, вся та

1 святитель Иоанн Златоуст. Беседа 59, Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/ Ык_51/59(дата обращения: 06.06.2020).

2 Святитель Димитрий Ростовский. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Dmitrij_Rostovskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-dimitrija-rostovskogo/101(дата обращения: 06.06.2020).

многомесячная боль стирает радостью об обратившемся! Насколько же щедр Господь, что не только даёт обетование вечной славы, но уже и здесь дарит немалое утешение, укрепляющее на крестном пути служения Христу! Всё это можно реально проверить на практике, без которой все теории о том, что подобные (апостольские) формы проповеди «не эффективны» не больше, чем просто слова, или просто самооправдание.

Кто может в этом участвовать?

«Да, всякий убежденный христианин имеет большое значение в деле распространения святой веры: только требуется, чтобы он был православным, действительно смиренным, кротким, послушным Церкви Божией» - писал священномученик Онуфрий (Гагалюк). «И нам нужно всем - не только пастырям, но и всем верующим христианам - говорить немолчно о святой вере нашей и жизни христианской всем неверующим и развращенным. Пусть слабы и убоги будут наши речи, но говорить нужно, ибо истина сама за себя постоит. А у нас, православных, истина Христова, и ее нет в другом месте в такой чистоте, как у нас».1

Священномученик Онуфрий (Гагалюк) ярчайшая личность из сонме новомучеников Церкви Русской, ревностный проповедник, призывавший христиан нести слово Божие всем и везде.

Слова святого, воистину, приправлены солью (Кол. 4,6) и наполнены пламенной ревностью о распространена славы Божи-ей. По мысли святого, все мы, православные христиане, можем и должны по мере сил участвовать в общем деле всей Церкви, заповеданном Спасителем (Мф. 28, 19). Слова священномучени-ка могут быть полезны и тем, кто уже находится на поприще благовестия, и тем, кто желает послужить Христу в деле пропо-

1 священномученик Онуфрий (Гагалюк). «Аспекты проповеди Церкви». [Электронный ресурс] // URL: https://dulevich-

anton.livejournal.com/123691.html(дата обращения: 06.06.2020).

веди и тем, кто хочет познакомиться с личностью самоотверженного носителя апостольского духа, в прошлом веке отдавшего свою жизнь за Христа.

Так же святитель Иоанн Златоуст пишет: «Итак, когда ты увидишь кого-нибудь, нуждающегося в душевном или телесном врачевании, то не говори себе: почему-такой-то или такой-то не позаботился о нем? или: я мирянин, у меня жена и дети; это дело священников, дело монахов. Скажи мне: если ты найдешь где-нибудь золотую монету, разве ты говоришь: почему-такой-то или такой-то не поднял ее? Отнюдь нет; напротив, спешишь раньше других схватить её. Так рассуждай и о павших братьях, и считай попечение о них как бы найденным сокровищем».1

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского на слова «соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лк.14:31): «Ученик Христов должен быть «солью», то есть должен быть не только сам в себе добр и непричастен злобе, но и другим сообщать доброту. Ибо такова соль. Она, сама оставаясь неповрежденной и свободной от гниения, предохраняет от гниения и другое, чему передает это свойство. Но если соль потеряет свою природную силу, она не бывает ни на что полезна, не годится ни в землю, ни в навоз. Слова сии имеют такой смысл: Я желаю, чтоб всякий христианин был полезен и силен назидать, не только тот, кому вверено дарование учительства, каковы были апостолы, учители и пастыри, но Я требую, чтоб и сами миряне были плодоносны и полезны для ближних. Если же имеющий служить на пользу другим сам будет негоден и выйдет из состояния, приличного христианину, то он не в состоянии будет ни принести пользы, ни получить пользы. «Ни в землю, - сказано, - ни в навоз не годится».2

1 Святитель Иоанн Златоуст. Выборки из разных слов св. Иоанна Злато-

уста. [Электронный ресурс] // URL https://azbyka.ru/otechnik/ Ioann_Zl.atoust/vyborki/6(дата обращения: 06.06.2020).

Выводы

Квартирная и уличная миссия вскрывают тайные для христианина страсти и показывают, насколько он желает следовать за Христом. Именно в прямой проповеди там, где нас не ждут, миссионер учится преодолевать тщеславие, учится терпеть, смиряться и переносить злословие вместе со Христом.

2. ОПЫТ КВАРТИРНОЙ МИССИИ

В КЫЗЫЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ

Квартирная миссия совершается в Кызыльской епархии с 2014 года. Квартирная миссия в Кызыльской епархии осуществляется по благословению правящего архиерея - архиепископа Феофана Корейского. Приведём его слова из видео о квартирной миссии: «Если брать конкретно Корею, то там ни одна квартира не остается без внимания. И более того, различных видов христианских деноминаций конкуренция за каждую квартиру. Если туда переселяются новый человек, в дом к нему сразу же придут проповедники с разных „церквей", и пригласят обязательно в свою общину. Я думаю, что если бы в нашей стране мы бы использовали такой опыт, то это пошло бы только на пользу. Мы должны идти на встречу, и это нормальная, приемлемая форма. Тот опыт, который мы имеем, показывает, что люди часто с радостью ожидают такого визита»3.

Практика проповеди по квартирам осуществляется не только в Туве, но и в других сибирских епархиях: Абаканской и Читинской. Представители данных епархий, побывав на ежегодных

2 Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс] // URL: http://bible.optina.ru/ new:mf:0513(дата обращения: 06.06.2020).

3 Квартирная миссия - дело православных. [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=M30fHayMc-Y(дата обращения: 06.06.2020).

летних миссионерских съездах православной молодёжи Сибири в Туве по благословению правящего архиерея используют полученный опыт на местах.

Впервые гости из епархий сибирского федерального округа приняли участие в практике по квартирной миссии в 2015 году, на Первом съезде православной молодёжи Сибири в Туве. Протоиерей Андрей Дорогов, руководитель миссионерского отдела Красноярской епархии, так в интервью поделился своими впечатлениями: «Было немножечко необычно, потому что, обычно у людей квартирная миссия ассоциируется с протестантизмом, при чём, в худшем его проявлении - со „Свидетелями Иеговы". Но мы преодолели этот барьер. Во всяком случае, могу сказать про себя, так как было в психологическом плане тяжеловато. Но, слава Богу, благодаря предварительному инструктажу, всё получилось очень хорошо. Можно сказать, что проявилось какое-то особое Божие благоволение: мы, приходя в квартиры, нигде не встретили какого-то отказа. Были нормальные адекватные встречи, были хорошие беседы. У одной бабушки долго просидели в гостях. То есть, впечаталения -положительные. Думаю, что это нужно продолжать. Но, нужно продолжать это комплексной работой. Это не может быть одноразовыми акциями. Во-вторых, если мы кого-то зовём, то нужно давать человеку возможность дальше реализовать свою Православную веру. То, есть, в храме его должны встретить после квартирной миссии, здесь должны проводиться беседы с ним». Не остался равнодушным и руководители отдела по работе с молодёжью Томской митрополии Андрей Труш: «Сегодня все мы, как участники Первого миссионерского слёта православной молодёжи Сибири, впервые для себя принимали участие в квартирной миссии. Самое главное, мы нашли в Кызыле много людей, которые по разным причинам не могли найти дорогу к храму. И сегодня церковь пришла к ним домой и они радужно нас встретили и обещали прийти в храм».1

Иерей Александр Меркурьев, выпускник санкт-петербургской Духовной академии, три года находившийся на служении

в Кызыльской так рассказал о своём опыте участия в квартирной миссии в интервью за 2017 год: «я стал заниматься квартирной миссией с зимы этого года и понял, что к людям нужно идти самим, не ждать, пока они сами придут. Эта практика показывает, что по квартирам надо ходить, привлекать людей. И очень плодотворно всё получается».2

Надо сказать, что не только правящий архиерей, но и клирики епархии поддерживают такую форму проповеди по домам: «Квартирная миссия - перспективное направление миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. У нас в Кызыле довольно активно проводится, я сам участвовал несколько раз. Люди довольно хорошо реагируют, обычно открывают всегда, задают вопросы, общаются с миссионерами. Так что, я считаю, что подобная форма проповеди - очень продуктивное направление».

В 2017 году руководитель отдела религиозного образования и катехизции Кызыльской епархии иеромонах Ефрем (Калинин) выразил преимущества квартирной миссии перед другими формами благовествованиями следующими словами: «Сама квартирная миссия имеет ряд преимуществ, ну, например, перед уч-линой миссией. В чём её преимущество? Во-первых, когда мы встречаем человека на улице, он либо гуляет, либо куда-то спешит. Дома человек тоже может быть занят, но, всё-таки, он находится в большем состоянии покоя, поэтому, по-новому распределить своё время он более расположен. На улице могут быть неблагоприятные погодные условия: дождь, холод, жара. Дома этой проблемы нет, человек больше расположен разговаривать. Но, и опять же, личное пространство. На улице многие очень

1 Представители сибирских епархий об уличной и квартирной миссии [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch? v=LB2ZDRmX10s(дата обращения: 06.06.2020).

2 [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch? v=M30fHayMc-Y(дата обращения: 06.06.2020).

стесняются разговаривать из-за каких-то предубеждений, из-за ложной скромности. Мы подходим к человеку, он, может быть и хотел бы с нами поговорить, но, иногда стесняется взглядов, которые в него бросают люди. Дома, когда никто не смотрит из посторонних, он вполне способен разговаривать.1

Приведём также слова служившего в Кызыльской епархии иерея Димитрия Кривошеина: «Квартирная миссия имеет своим основанием слова Иисуса Христа, повелевшего апостолам наведываться в города и селения. Господь говорил „В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится" (Мф.10:11-13). Когда Христос посылал на проповедь апостолов, он им указывал, что они должны заходить не только к тем, кто их ждёт, но и к тем, кто ничего не знает и не ждёт их. Чтобы сама проповедь была цельной. Чтобы не было такого, что кто-то сказал, что не знал или не слышал. Можно обратиться и к примеру святителя Николая Японского. В основанной им семинарии студентам выше третьего курса благословлялось идти с проповедью по домам».

Диакон Димитрий Уваров, руководитель отдела социального служения Кызыльской епархии, рассказывал следующее: «Когда мы ходили с миссией по квартирам, некоторые люди на нас жаловались и как бы нападали с вопросом о том, почему православные миссионеры до сих пор не ходят по квартирам и не говорят им о Боге. Как нам кажется, многие люди, действительно, жаждут услышать слова о Боге, но, ленятся прийти в храм. Многие люди приглашают в квартиры, предлагают чай.

1 Квартирная миссия - дело православных. [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=M30fHayMc-Y(дата обращения: 06.06.2020).

За 6 лет сотрудники епархиального отдела, приезжие миссионеры и прихожане обошли все районы Кызыла, посетив с проповедью почти все дома города. Проповедь по квартирам совершалась также в других городах и поселках. Тувы. Надо сказать, что чаще всего разговор проходит на лестничной клетке, когда хозяин квартиры приоткрывает дверь, для того чтобы выслушать миссионера. Реже - миссионера приглашают зайти в квартиру.

Практика проповеди по квартирам осуществляется не только в Туве, но и в других сибирских епархиях: Абаканской и Читинской. Представители данных епархий, побывав на ежегодных летних миссионерских съездах православной молодёжи Сибири в Туве по благословению правящего архиерея используют полученный опыт в на местах.

2.1. Структура разговора

Конечно же, при подходе к людям, необходимо, сначала поздороваться. При этом формы приветствия зависят оттого, какого пола, возраста и социального статуса человек, к которому подходят миссионеры.

После приветствия людей, миссионерам необходимо установить «диагноз», то есть понять, что за человек находиться перед ними и каковы его религиозные убеждения. Это достигается следующими вопросом: а вы в Бога то верите? Вы православный?

После «постановки диагноза», миссионерам предлагаются следующие действия:

1. Если человек оказался православным верующим, то миссионеры могут пригласить его помочь им в деле проповеди или послужить ближним в ближайшем Доме Престарелых, затем берут у него контакты и в будущем стараются привлекать этого человека к миссионерской деятельности.

2. Если человек любого другого типа, то нужно начинать проповедовать ему в зависимости от ситуации, здесь все зависит уже отличной подготовки миссионера.

2.2. Форма проповеди

Форма проповеди при квартирной миссии должна быть желательно в виде диалога, но такого, чтобы сами миссионеры старились по возможности, использовать в речи цитаты Священного Писания, «ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4, 12). Ведь в противном случае это будет не миссионерство, а просто благовидные разговоры о каких-то земных вещах. Слово Божие помогает отрезвить людей и действует на их сердца.

Вот какой образ слова Божьего дается в книге пророка Иеремии: «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер. 23,29).

Также, апостол Петр пишет: «Говорит ли кто, говори, как слова Божии» (1Петр. 4, 11). Отсюда вывод, что уличным миссионерам, как, впрочем, и любым проповедникам, необходимо ежедневно читать Священное Писание.

Таким образом, можно заключить, что миссионерам необходимо следить за тем, чтобы в их проповеди говорилось преимущественно о покаянии и прощении грехов во всех народах, и смерти и воскресении Христа, желательно словами Священного Писания, как и говорит об этом апостол Павел: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1Кор.1, 17-18).

При вступлении с людьми в диалог, нужно сразу же попытаться понять интересует ли людей истина, ищут ли они Бога. Если же оказывается, что человеку истина не интересна, то миссионерам не нужно много говорить с ним и тратить время, так как апостол Павел пишет о таких людях, что «они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие. будут осуждены все неверовавшии истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес.10, 12)

Таким людям необходимо кратко засвидетельствовать с кротостью и благоговением, что Бог будет судить всех людей, и чтобы Он не осудил, нужно менять свою жизнь в соответствии с Его заповедями. После этого очень важно записать имена тех, кому миссионеры проповедовали и пообещать людям, что они за них помолятся, что необходимо обязательно исполнить, так как что не смогли сделать слова миссионеров, может исправить чистосердечная молитва за людей.

Что касается времени совершения квартирной миссии, то миссию лучше всего проводить в большие праздники, как новый год, Рождество Христово и Крещение Господне.

Таким образом, можно определить на основе всех практических рекомендацией и главную задачу квартирной миссии, которая заключается том, чтобы не просто дать людям листовку, а поговорить с ними в форме диалога и взаимоуважения о Боге и вере, по времени от пяти до десяти-пятнадцати минут. Этого времени, как показывает опыт миссионеров, вполне достаточно, чтобы заинтересовать человека истиной. Далее же, необходимо возложить на волю Божию возможность обращения людей к вере, искренне помолившись к Богу о спасении тех людей, с кем состоялся разговор.

При разговоре с человеком, очень важно показать ему, что он для миссионеров не является просто формальным объектом проповеди, но интересен им, как личность. Достигается это с помощью того, что миссионеры проявляют внимание к совершенно незнакомым людям через то, что, приглашают их прийти в храм на службу, на изучение Священного и основ Православной веры. При этом важно показать, что и сами миссионеры готовы поучиться чему-нибудь у совершенно незнакомых людей, в чем проявляется с одной стороны смирение, а с другой - уважение к собеседникам, кроме этого, миссионерам удается через это избежать разговора с позиции «учителей», которые учат других с превозношением.

Выводы

В ходе исследования опыта миссионерской деятельности Кызыльской епархии была отмечена как особое направление квартирная миссия. Было дано определение понятия квартирной миссии. Рассмотрена аргументация против данной формы миссионерской деятельности и ответы на возражения против нее. На основании Священного Писания и Предания Церкви было обосновано то, что квартирная миссия является не просто формой проповеди, но и средством стяжания Святого Духа.

Прямая проповедь Христа в тех местах, где нас не ждут (квартирная миссия) - это:

- исполнение Заповеди Христовой (Мф.28:20);

- подражание Христу и апостолам (Господь мог не ходить по Палестине, но Сам смиренно этим занимался и посылал на то же Своих учеников);

- школа терпения, школа борьбы с тщеславием, школа преодоления ложного стыда;

- соучастие в боли Христа;

краткий путь к стяжанию Духа Божия, блаженства и радости (1Петр.4:14);

- дело спасения собственной души (Иез.3:19), (Иак.5:20);

- исповедание Христа (Мф.10:32);

- лёгкие страдание, ведущие к вечной славе (2Кор.4:17), (Рим.8:18);

- дело прославление Бога и обретения нетленной славы (1Царств.2:30).

Сам вопрос «зачем проповедывать тем, кто нас не слушает?» имеет ложное основание, будто бы цель миссионерского служения - это приведение людей к Богу. Но, нет. Цель миссионерского служения - личное приближение ко Христу через исполнения Его заповеди. Если более кратко, то цель миссионера -Сам Христос. А обращенные люди - это дело Самого Господа, и миссионер не претендует, чтобы кого-нибудь «обратить», так как только Сам Бог может обратить грешника на путь истины.

Заключение

Подводя итог исследования был обобщен и систематизирован опыт миссионерской деятельности в Туве новейшего периода.

Автором был изучен ранее опубликованные исторические источники, статьи, что позволило наиболее детально разработать заявленную тему исследования, реконструировать некоторые исторические события, охарактеризовать государственно-церковные отношения, дать оценку деятельности священнослужителей.

Решены следующие задачи:

- рассмотрена прямая проповедь о Христе (в форме квартирной миссии, когда миссионер подходит к человеку, чтобы заговорить с ним о Боге) как дело, способствующее личному спасению миссионера.

- предоставлены практические советы при осуществлении квартирной проповеди на основании опыта тувинских миссионеров.

Источники и литература

1. Патриарх Кирилл о современном миссионерстве https:// orthomission.ru/missioneru/2013-07-14-16-06-36/53-patriarkh-kirill-o-sovremennom-missionerstve(14.06.2020)

2. Священномученик Онуфрий (Гагалюк) https://dulevich-anton.livejournal.com/123691.html

3. Блаженный Феофилакт. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/10(дата обращения: 06.06.2020).

4. Священномученика Онуфрий (Гагалюк). [Электронный ресурс] // URL: https://dulevich-anton.livejournal.com/123691.html(дата обращения: 06.06.2020).

5. [Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Творения: 2-х томах. - Тверь: Изд-во «Булат», 2005. Том I, стр. 45].

6. Святитель Феофан Затворник. Толкование на 2 Кор. 4:3.

7. Преп. Ефрем Сирин. Творения. Том 4. Глава 13. https:// religion.wikireading.ru/122168

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). [Электронный ресурс] // URL: http://bible.optina.ru/new:iTifl1:30(a,aTa обращения: 06.06.2020).

9. святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/155(дата обращения: 06.06.2020).

10. Преподобный Исаак Сирин. Слова Подвижнические. Слово 21. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/21(дата обращения: 06.06.2020).

11. Блаженный Феофилакт. Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-riтljanaт-svjatogo-apostola-pavla/10(дата обращения: 06.06.2020).

12. святитель Иоанн Златоуст. Беседа 59, Беседы на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/59(дата обращения: 06.06.2020).

13. Святитель Димитрий Ростовский. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/simfonija-po-tvorenijaт-svjatitelja-diтitrija-rostovskogo/101(дата обращения: 06.06.2020).

14. священномученик Онуфрий (Гагалюк). «Аспекты проповеди Церкви». [Электронный ресурс] // URL: https://dulevich-anton.livejournal.coт/123691.htтl(дата обращения: 06.06.2020).

15. Святитель Иоанн Златоуст. Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста. [Электронный ресурс] // URL https:// azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/vyborki/6(дата обращения: 06.06.2020).

16. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. [Электронный ресурс] // URL: http:// bible.optina.ru/new:тf:05:13(дата обращения: 06.06.2020).

17. Квартирная миссия - дело православных. [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=M30fl-layMc-Y^a^ обращения: 06.06.2020).

18. Представители сибирских епархий об уличной и квартирной миссии [Электронный ресурс] // URL: https:// www.youtube.com/wаtch?v=LB2ZDRmX10s(цата обращения: 06.06.2020).

19. [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/ watch?v=M30fHayMc-Y(цата обращения: 06.06.2020).

20. Квартирная миссия - цело православных. [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=M30fHayMc-Y(цата обращения: 06.06.2020).

Apartment mission as a form of missionary service

Dulevich Antony Igorevich

Abstract

This article deals with missionary principles of home evangelism.

Keywords

missionary work, methodology, apartment mission

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.