Научная статья на тему 'Сравнительный анализ крестово-купольных униатских храмов Витебской губернии во второй половине XVIII века'

Сравнительный анализ крестово-купольных униатских храмов Витебской губернии во второй половине XVIII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНАСТЫРИ / КРЕСТОВО-КУПАЛЬНЫЕ ХРАМЫ / УНИАТСКИЕ ХРАМЫ / БАЗИЛИАНСКИЕ ХРАМЫ / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ожешковская И.Н.

Стилистический анализ известных и вновь открытых благодаря архивным изысканиям униатских храмов Витебска и его региона выявил между ними связь в объемно-планировочном и архитектурно-пластическом решениях. Богоявленская церковь, Успенский собор мужского базилианского монастыря, Свято-Духовская церковь женского базилианского монастыря в Витебске и Успенская церковь в Ушачах -это сооружения, принадлежащие крестово-куполъному базиликалъному типу храмов с двухбашенной композицией главного фасада. Подтверждается гипотеза о существовании во второй половине XVIII века на территории Витебской губернии определенной типологической формы монастырского храма. Появляется еще одно звено в цепочке развития крестово-куполъных униатских храмов на Беларуси. Архитектурная школа, в основе которой лежали разработанные Иосифом Фонтаной III принципы, определила развитие соборных базилианских и городских униатских церквей в сторону слияния с западноевропейскими барочными традициями в объемно-планировочной структуре. В начале XIX века данная категория памятников была перестроена в стиле классицизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF CROSS-DOMED UNIATE TEMPLES OF VITEBSK PROVINCE IN THE 2 nd HALF OF THE XVIII CENTURY

The stylistic analysis of known and newly opened Uniate temples of Vitebsk and its region revealed due to archival researches a link between them in space-planning and architectural and plastic decisions. The Church of Epiphany, the Assumption Cathedral of basilian friary, the Sacred-Spiritual Church of basilian nunnery in Vitebsk and the Church of Assumption in Ushachi - all these constructions belong to cross-domed basilian type of temples with two-tower composition of the main facade. The article states the hypothesis of existence in the second half of the XVIII century in the territory of the Vitebsk province of a certain typological form of the monastic temple. There is one more link in a chain of development of cross-domed Uniate temples in Belarus. The architectural school which had in its basis the Iosif Fontana's developed principles defined the development of cathedral basilian and urban Uniate churches towards merging with West-European baroque traditions in space-planning structure. At the beginning of the XIX century this category of monuments was reconstructed in style classicism.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ крестово-купольных униатских храмов Витебской губернии во второй половине XVIII века»

УДК 726.71(476)(091)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫХ УНИАТСКИХ ХРАМОВ ВИТЕБСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

И.Н. ОЖЕШКОВСКАЯ (Белорусский национальный технический университет, Минск)

Стилистический анализ известных и вновь открытых благодаря архивным изысканиям униатских храмов Витебска и его региона выявил между ними связь в объемно-планировочном и архитектурно-пластическом решениях. Богоявленская церковь, Успенский собор мужского базилианского монастыря, Свято-Духовская церковь женского базилианского монастыря в Витебске и Успенская церковь в Ушачах -это сооружения, принадлежащие крестово-куполъному базиликалъному типу храмов с двухбашенной композицией главного фасада. Подтверждается гипотеза о существовании во второй половине XVIII века на территории Витебской губернии определенной типологической формы монастырского храма. Появляется еще одно звено в цепочке развития крестово-куполъных униатских храмов на Беларуси. Архитектурная школа, в основе которой лежали разработанные Иосифом Фонтаной III принципы, определила развитие соборных базилианских и городских униатских церквей в сторону слияния с западноевропейскими барочными традициями в объемно-планировочной структуре. В начале XIX века данная категория памятников была перестроена в стиле классицизма.

Введение. Часто изучение культурного наследия сталкивается с проблемой отсутствия материальных или документальных свидетельств о существовавших на территории Беларуси памятниках архитектуры. В связи с этим теряется представление о полной картине развития архитектурных стилей, школ и направлений в разные периоды времени. Поэтому новые архивные сведения являются импульсом к изучению и переосмыслению истории архитектуры как отдельных населенных пунктов, так и всего региона. Возвращаясь к проблеме сохранения культурного наследия Беларуси, важно понимать значение документальных свидетельств, открывающих нам утраченные духовные ценности. Витебск с точки зрения изучения истории сакральной архитектуры является уникальным местом сосредоточения памятников, принадлежащих разным конфессиям. Многие белорусские, российские и польские исследователи (Е.Д. Квитницкая, Т.И. Чернявская, Т.В. Габрусь, А.Н. Кулагин, Б.А. Лазука, И.Н. Слюнькова, И. Ротько, А.А. Ярошевич, В. Боберский и другие) в своих работах не обходили вниманием этот город. Была выявлена архитектурная типология храмов, их стилистические особенности. Если рассматривать наследие Витебска с точки зрения изучения строительства униатских храмов, то и в этом случае город представляет собой определенный интерес. Особенно это касается закономерностей и тенденций формирования как отдельных объектов строительства базилиан, так и в системе регионального развития монастырской архитектуры.

Основная часть. Благодаря последним архивным исследованиям на территории Витебского региона обозначился круг памятников, связанных между собой временем возведения, принадлежностью к базилианскому ордену или униатской конфессии, относящимся к середине XVIII века, а главное - общим объемно-планировочным и стилистическим решением. Это решение воплощено в крестово-купольном базиликальном типе храма с двухбашенным главным фасадом в стиле барокко и классицизма. На территории Беларуси первое применение крестово-купольного решения храма в базилианском зодчестве было при строительстве Успенского собора Жировицкого монастыря (1629-1671). К крестово-купольным униатским храмам, возведенным в XVIII веке, относятся: церковь Рождества Богородицы в Гродно (1720-1751); церкви Рождества Богородицы в Тадулино (1769 г.) и Браславе (?); Троицкая церковь в Бытене (1708-1710); витебские Успенский и Свято-Духовский монастырские храмы [1, с. 452].

Известным памятником архитектуры города Витебска является Успенский собор базилианского монастыря (1743-1785), возведенный по проекту Иосифа Фонтаны III. Сравнительно недавно в область исследования попала витебская Свято-Духовская церковь (1792-1793) женского базилианского монастыря [2, с. 31-33], которая являлась упрощенной копией Успенского собора [1, с. 470]. Кроме этих двух храмов на берегу Западной Двины в Витебске находилась Богоявленская церковь, самое раннее изображение которой относится к началу XIX века. На акварели Ю. Пешки представлен силуэт храма в классицистическом стиле в общей застройке города. Следующим объектом изучения становится Успенская церковь в местечке Ушачи Витебской области, утраченный облик которой установлен недавно [3, с. 50-55]. Таким образом, к семи известным крестово-купольным униатским соборным храмам добавляются еще

два: Богоявленская церковь в Витебске и Успенская церковь в местечке Ушачи. Интересным фактом является сосредоточение памятников данного типа в Витебском регионе, что говорит об определенном предпочтении заказчика в выборе объемно-планировочных и стилевых решений при строительстве униатских храмов. В роли заказчика здесь выступали частные лица, владетели местечек и простые мещане, которые и создавали материальную базу строительства.

Среди четырех вышеперечисленных памятников Витебска и Витебского региона только Успенский собор был достаточно изучен вплоть до того, что это позволило в настоящее время восстановить его облик, правда, не в первоначальном виде, а после реконструкции XIX века в классицистическом стиле. Базилианский мужской Успенский монастырь был основан Адамом Киселем-Дорогинским в 1682 или 1690 году на месте приходской Пречистенской (Успенской) церкви, известной с XVI века. Собор неоднократно возобновлялся и строился заново. Каменное барочное сооружение, на основе которого была произведена реконструкция, появилось в 1743-1785 годах. Первое упоминание Свято-Духовской церкви относится к 1340 году. Единственное изображение деревянной церкви с пятью шатровыми башнями с главками на световых барабанах в завершении известно по «Чертежу Витебска» 1664 года [4, с. 229]. Базилианский женский монастырь был основан в 1697 году. Каменные костел и кляштор были построены в 1792-1793 годах на пожалование витебского мещанина Потапа Бибикова с сыновьями [5, с. 582].

В современной историографии из-за отсутствия сведений такие объекты, как Богоявленская церковь в Витебске и Успенская церковь в местечке Ушачи Витебской области, только упоминались [4, с. 228-301], а изучение Свято-Духовской церкви носило поверхностный характер [1, с. 470; 2, с. 213]. Тем не менее обнаруженные в архиве чертежи (рис. 1, 2) относят их к крестово-купольному типу храма базиликального вида, а простой сравнительный анализ позволяет объединить их всех в общий типологический ряд.

а) б)

Рис. 1. Планы церквей: а - Богоявленской в Витебске; б - Успенской в Ушачах

Богоявленская, Симеоновская (св. Симеона Столпника), церковь - несохранившийся храм в Задвинье. Впервые деревянная церковь св. Симеона упоминается в документе 1539 года [6, с. 214], изначально она была заложена как православная. Каменный Богоявленский храм был построен на месте деревянной в 1790-1805 годах уже как униатский [5].

Успенский монастырь базилиан в местечке Ушачи был основан в 1672 году его владельцем, дворянином Жабой. Согласно описи 1802 года церковь была деревянной в виде креста, построенной около

ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ. СТРОИТЕЛЬСТВО. Архитектура

№8

1752 года [6, с. 613]. Если возведение каменного храма происходило на месте деревянного, то его строительство будет относиться к началу XIX века, что и предполагается современной белорусской историографией. Но не исключается вариант существования в монастырском комплексе более ранней каменной постройки, относящейся ко второй половине XVIII века. Единственный документ, передающий облик храма, принадлежит 1888 году [8], и в зависимости от принятой гипотезы предполагаемого времени строительства сооружения возникают разные концепции данного художественного облика. Если его возведение относится к началу XIX века, то чертеж является проектом перестройки униатского Успенского храма в православную церковь. Если дата строительства связана со второй половиной XVIII века, чертеж передает архитектурно-художественное решение униатского храма, построенного при Российской империи. Анализ структурного построения плана и фасадов благодаря прочитывающейся стилистике барокко предполагает отнести церковь в Ушачах ко второй половине XVIII века, где именно для этого периода времени было характерно возведение аналогичных сакральных объектов [3, с. 52].

а)

б)

Рис. 2. Планы церквей: а - Свято-Духовской церкви в Витебске после перестройки первой половины XIX века б - Успенского собора в Витебске

Среди общих принципов объемно-планировочного решения купольных базилик Витебского региона можно выделить характерную форму плана в виде вытянутого прямоугольника с поперечным трансептом, который выступает за общий контур сооружения лишь в незначительной степени, что, безусловно, не выявляет в должной степени его Т-образную форму. Такая планировка принадлежит храму в Ушачах и Богоявленской церкви в Витебске (см. рис. 1).

Планы Успенского и Свято-Духовского храмов не имеют выступающего поперечного нефа, он скрыт во внутренней планировочной структуре (см. рис. 2). Наличие одной полукруглой апсиды, которая «утоплена» в общий объем благодаря пристроенным к ней с двух сторон симметричным прямоугольным сакристиям, является еще одной общей типологической чертой планировки всех храмов. В композицию притвора, отделенного от нартекса стеной, служащей опорой для хора, входят боковые башни-колокольни с ведущими на них винтовыми лестницами. Световой барабан с куполом, опирающийся на квадрат средокрестия, образованный пересечением трансепта с центральным более широким нефом, совместно с двумя возвышающимися по сторонам башнями-колокольнями делает узнаваемым силуэт крестово-купольных базилик.

(■и

/{¡г.

I /IV I

г

т ч

Наиболее утонченными пропорциями обладает Успенская церковь в местечке Ушачи (рис. 3). Ее вытянутый силуэт образуется за счет более изящных пропорций общего объемно-планировочного решения и за счет разбивки боковых башен на три яруса, тогда как в Успенском соборе и Свято-Духовской

церкви башни - двухъярусные, а в Богоявленской церкви -одноярусные. В декоративном оформлении фасадов всех крестово-купольных базилик Витебщины главная роль отводится ордерной системе. Каждый угол, уменьшающийся ярус башен храмов, украшен выступающими прямоугольными пилястрами или полукруглой формы колоннами. Система треугольных фронтонов и портиков используется и на боковых фасадах выступающих концов трансепта. Наиболее ярко стиль «классицизм» прочитывается в оформлении фасадов храма в Ушачах. Это и добавление к ордерной системе широкого карниза, представляющего собой чередование стилизованных триглифов, и метоп, и обрамление, и форма оконных проемов.

Традиционно наиболее пластичным в объемно-планировочном решении католических и униатских храмов являлось решение главного фасада. Для купольных униатских храмов Витебского региона характерен общий принцип композиционного решения фасада. В первую очередь стройные вытянутые пропорции образуются за счет двух многоярусных башен колоколен со сквозными проемами и нишами, украшенными полуколоннами, с двух сторон фланкирующими фасад. Центральная часть главного фасада завершается треугольным фронтоном, за которым на разной высоте относительно башен выступает купол на световом барабане. Возникновение таких классицистических элементов, как треугольный фронтон, относится к первой половине XIX века. Он заменяет собой криволинейный фронтон периода расцвета барокко, силуэт которого передают чертежи Успенского собора. Возможно, при возведении Свято-Духовской и Богоявленской Витебских церквей во второй половине XVIII века, а также Успенской церкви в Уша-чах первоначально главный фасад венчал аналогичный барочный фронтон, характерный для данного периода времени, в то время как возникновение треугольного стало результатом более поздней перестройки. Форма и высота центральных куполов и завершений угловых башен, рассматриваемых крестово-купольных храмов, отличается разнообразием. Практически на одном уровне находятся кресты, установленные на башнях-колокольнях и над куполом, у всех храмов, кроме Богоявленской церкви. В композиции главного фасада этой церкви главным доминирующим акцентом выступает купол, его барабан скрыт мощным широким фронтоном, карниз которого лежит на одном уровне с карнизами боковых башен. Интересна своей необычностью и сама форма купола эллипсовидного очертания, при этом завершения башен носят уже совершенно иной криволинейный характер (рис. 4).

Купола Успенского и Свято-Духовской церквей имеют традиционную полуциркульную форму (рис. 5, 6). И только завершения Успенской церкви в Ушачах приобретают характерную для православия луковичную

4-

Рис. 3. Главный фасад Успенской церкви в Ушачах

Рис. 4. Главный фасад Богоявленской церкви в 'Витебске

конфигурацию,

Рис. 5. Главный фасад Успенского собора Рис. 6. Главный фасад Свято-Духовской церкви

и Витебске в Витебске

Заключение. Стилистика рассматриваемых крестово-купольных храмов соответствует классицизму, но при этом очевидно влияние барокко. Учитывая историю перестроек Успенского собора, характерных для конца XVIII - начала XIX века, можно предположить возможность перестроек в стиле классицизма и остальных Витебских униатских храмов. Тем не мене стилистический анализ выявил несомненную связь между объемно-планировочным и архитектурно-пластическим решением Богоявленской церкви, Успенским собором мужского базилианского монастыря, Свято-Духовской церкви женского базилианского монастыря в Витебске и Успенской церкви в Ушачах.

Автором самого раннего проекта - Успенского собора - является Иосиф Фонтана III, влияние профессиональной деятельности которого отразилось в дальнейшем на архитектуре остальных храмов рассматриваемого периода. Успенский собор как важнейший идеологический объект униатской конфессии Витебщины, воздвигнутый на месте гибели архиепископа И. Кунцевича, явился образцом, объемно-планировочную структуру которого повторяли при строительстве последующих храмов.

Не менее важно было понять, что на территории униатской Полоцкой епархии Витебской губернии сформировалась определенная типологическая форма монастырского храма. Появляется еще одно звено в цепочке развития униатских храмов данного типа на Беларуси.

Таким образом, можно сделать вывод о существовании в Витебске и его регионе во второй половине XVIII века архитектурной школы, выработавшей особый принцип построения соборных базилиан-ских и городских униатских церквей в виде крестово-купольной базилики в стиле западноевропейского барокко, и только позднее перестроенных в начале XIX века в стиле классицизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Слюнькова, И.Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси /И.Н. Слюнькова. -М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 598 с.

2. Ожешковская, И.Н. Воссоздание архитектурного облика Свято-Духовской церкви монастыря бази-лианок в Витебске конца XVIII-XIX в. / И.Н. Ожешковская // Архитектура и строительные науки: науч.-информ. журнал / БОО арх. и деят. строит, наук; редкол: В.Н. Аладов [и др.]. - Минск, 2012. -№ 1,2(12, 13). - С. 31-33.

3. Ожешковская, И.Н. Архитектурный облик Успенской церкви базилианского монастыря в местечке Ушачи во второй половине XIX в.: новые исследования / И.Н. Ожешковская // Архитектура: сб. науч. тр. / Белорус, нац. техн. ун-т; под ред. А.С. Сардарова. - Минск, 2013. - Вып. 6. - С. 50-55.

4. Кулапн, A.M. Праваслауныя храмы на Беларуси Энцыклапедычны даведшк / A.M. Кулапн; гал. рэд. Г.П. Пашкоу. - Мшск: Беларус. энцыкл., 2001. - 327 с.

5. Российский государственный исторический архив Санкт-Петербурга (РГИА). - Фонд 835. - On. 1. -Д. 762. Проект Богоявленской церкви в Витебске. Фасад, план, разрез. 1912 г. - 1 л.

6. Слюнькова, И.Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. Пересоздание наследия. -М.: Прогресс - Традиция, 2010. - 616 с.

7. Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. - СПб., 1865. - 375 с.

8. РГИА. Фонд 835. - On. 1. - Д. 787. Церковь (каменная) в с. Ушачи Лепельского уезда Витебской губернии. Проект (фасад, план, разрезы). Копия. 1888 г. - 1 л.

Поступила 26.05.2014

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF CROSS-DOMED UNIATE TEMPLES OF VITEBSK PROVINCE IN THE 2 nd HALF OF THE XVIII CENTURY

/. OZHESHKO VSKA YA

The stylistic analysis of known and newly opened Uniate temples of Vitebsk and its region revealed due to archival researches a link between them in space-planning and architectural and plastic decisions. The Church of Epiphany, the Assumption Cathedral of basilian friary, the Sacred-Spiritual Church of basilian nunnery in Vitebsk and the Church of Assumption in Ushachi - all these constructions belong to cross-domed basilian type of temples with two-tower composition of the main facade. The article states the hypothesis of existence in the second half of the XVIII century in the territory of the Vitebsk province of a certain typological form of the monastic temple. There is one more link in a chain of development of cross-domed Uniate temples in Belarus. The architectural school which had in its basis the Iosif Fontana 's developed principles defined the development of cathedral basilian and urban Uniate churches towards merging with West-European baroque traditions in space-planning structure. At the beginning of the XIX century this category of monuments was reconstructed in style classicism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.