УДК 726.71(476)
АРХИТЕКТУРА КОСТЕЛОВ XVII - XIX ВЕКОВ: ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ
канд. архитектуры, доц. А.Н. КОЛОСОВСКАЯ (Белорусский национальный технический университет, Минск)
Архитектура католических костелов XVII - XIX веков является важной составляющей истории Беларуси, отражает уникальность отечественной культуры и вызывает постоянный интерес в обществе. В городах современной Беларуси имеется большое количество культовых сооружений, особое место среди которых принадлежит костелам католической церкви. Костелы в XVII - XIX века возводились преимущественно в западных городах, отличались масштабностью строительства и сложностью объемно-пространственной композиции зданий. В результате анализа и оценки архитектуры костелов Беларуси XVII - XIX веков были выявлены их особенности и в соответствии с объемно-пространственной композицией зданий проведена классификация. Анализ архитектуры культовых сооружений необходим для привлечения результатов исследовательской работы при возведении новых объектов, реконструкции и адаптации существующих строений в новой градостроительной среде. В процессе модернизации исторических центров городов важно обеспечить сохранность культовых сооружений, безусловно, возникает необходимость в точных исторических сведениях и подобных аналитических исследованиях, ориентированных на потребности органов охраны историко-культурных ценностей и управления архитектурной и градостроительной деятельностью, проектировщиков.
Введение. Ряд вопросов архитектуры католических костелов XVII - XIX веков получил освещение в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов: по вопросам развития стилей зданий монастырских храмов (Т.В. Габрусь, Ю.А. Егоров, А.Н. Кулагин, А.И. Локотко, Е.Д. Квитницкая, Ю.В. Чантурия и др.); по вопросам стилей и деятельности европейских и местных зодчих в трудах российских, польских, литовских исследователей архитектуры (Н.Ф. Высоцкая, В.И. Кудряшов, Б.А. Лазуко, A.J. Baranowski, J. Kowalczyk, St. Lorentz и др.).
Анализ научной литературы по теме обнаруживает необходимость проведения дополнительных исследований по вопросам формообразования и композиции культовых зданий католической церкви. В работе использован системный подход, базирующийся на анализе наиболее характерных примеров архитектуры костелов, возведенных на территории Беларуси в XVII - XIX веках на общем историко-культурном фоне, включающий методы: историко-системный, историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и герменевтический метод трактовки архитектурных форм.
Основная часть. На территории Беларуси существовал ряд католических монашеских орденов: 18 мужских (иезуиты, бернардинцы, доминиканцы, францисканцы, кармелиты, бенедиктинцы, каноники латеранские, цистерцианцы, миссионеры, пиары, рохиты, мариане, картузы, августинцы, камедулы, реформаты, тринитарии, бонифратры) и 7 женских (доминиканки, бернардинки, кармелитки, цистерци-анки, мариавитки, бригитки, бенедиктинки). В рассматриваемый период существовал и орден базилиан греко-католической церкви, имевший мужскую и женскую ветви.
С конца XVI века в архитектуре костелов воплощалось барокко, которое постепенно сменилось со второй половины XVIII века классицизмом. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Стиль барокко позволил выявить специфику архитектуры монашеских орденов и в то же время сформировать определенные композиционные схемы, подчиненные единому замыслу.
В Беларуси барокко имеет несколько иную трактовку: в отличие от западноевропейского стиля, архитектура костелов близка к традиционным монументальным формам зодчества. Распространению стиля барокко в культуре Беларуси способствовал несвижский князь Николай Криштоф Сиротка - инициатор перестройки г. Несвижа, начатой в 1586 году при участии ордена иезуитов - Societas Jesu (SJ). На формирование архитектуры костелов Беларуси XVII - XIX веков несомненно влияние итальянской барочной архитектуры, в которой Рим, Турин и Неаполь занимали главенствующую позицию в художественных событиях по всей Европе того времени. Архитекторы иезуиты привнесли в зодчество Беларуси новую римскую базиликальную систему, схему главного фасада, большой ордер. Каждая постройка имела авторскую интерпретацию от римского прототипа, в том числе и костел Божьего тела в Несвиже, являющийся первым архитектурным произведением барокко (1593 г., архитектор Я.М. Бернардони).
С середины XVII века получил широкое развитие барочный декор, отмечается стремление к выделению отдельных частей здания. Одно из направлений культового зодчества середины XVIII века полу-
чает в литературе название «виленское барокко». К зданиям этого направления в Беларуси относятся костел и монастырь кармелитов в Глубоком (1735 г., архитектор Я.К. Глаубиц), костел и монастырь францисканцев в Ивенце (основан в 1702 г.) и др. Здания такого типа характеризует усиленная утонченность пропорций, пластичность фасадов. Отличительным для стиля стало появление на главном фасаде многоуровневых башен с вытянутыми пропорциями, по ярусам уменьшенных в сечении, и фигурных аттиковых фронтонов. Художественный образ всего сооружения строился на контрасте упрощенной архитектуры монастыря и насыщенного декором фасада храма.
В период зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е годы XVIII века) использовались устремленные вверх формы, красота определялась стройностью высотной композиции, членением фасадов, архитектурные детали которых становятся все более пластичные (костел монастырь цистерцианцев в Вистичах, 1678 г.). Архитектура зданий храмов периода барокко характеризовалась разнообразием объемно-пространственных и планировочных решений, основанных на традициях базиликального, зального и центрического типа храма.
Развитие европейской инженерно-строительной науки XVII - XVIII веков привело к решению таких строительных задач, как возведение сложных купольных и сводчатых систем в кирпиче и естественном камне. Обилие лепных позолоченных украшений, фигурная скульптура, живописные композиции на сводах и куполах стали характерны для интерьеров монументальных храмов. С конца XVIII века определяются новые принципы проектирования, основанные на идеях классицизма. Основные принципы классицизма - строгая симметрия планов и объемов, простота и геометрическая четкость очертаний, соподчинение второстепенного главному, строгая система пропорционирования и модульность - отразились в архитектуре.
Широко применявшийся монашескими орденами базиликально-купольный тип храма в период классицизма не получил распространения, на его смену приходит центрический и зальный типы, последний становится наиболее распространенным объемно-планировочным решением костела.
По схематическим признакам построения объемно-пространственной композиции храмов монашеских орденов можно выделить основные типы:
А. ЗАЛЬНЫЕ
1. Однонефные
1.1. Безбашенные: бернардинцев в Пинске (1786), цистерцианок в Мозыре (1743 - 1745), каноников латеранских в Крамянице (1617 - 1620), бернардинцев в Воложине, классицизм (1816), кармелитов в Лиде, барокко, классицизм (2-я пол. XVIII в.);
с трансептом - каноников латеранских в Слониме (осн. 1650 г.).
1.2. Однобашенные: августинцев в Бресте (1683 - 1686), бернардинцев в Слониме (1639 - 1645), бенедиктинок в Несвиже (1590 - 1596), бернардинок в Гродно (1621), доминиканцев в Заславле (XVII в.), доминиканцев в Ружанах (заложен в 1617 г., пристройка каплиц 1768 - 1787), тринитариев в Кривичах (1776);
с трансептом - Карла Борромея в Пинске (1770 - 1782).
1.3. Двухбашенные: бернардинок в Бресте (1750), бригиток в Гродно (1634 - 1642), августинцев в Михалишках (1653), каноников регулярных в Быстрице (1760), бенедиктинок в Минске (1780-е), бенедиктинок в Слониме, классицизм (1801), бернардинцев в Полоцке (1758), доминиканцев в Клецке (1683), доминиканцев в Ушачах (1787), кармелитов в Засвирье (1713 - 1714), пиаров в Лужках (1744 - 1756), доминиканцев в Княжицах (1681).
2. Центричные
с куполом - тринитариев в Бресте (с 1738 г.), кармелитов в Мяделе (1752/3);
с башней над средокрестием - бригиток в Бресте (1751);
с развитым нефом - пиаров в Щучине классицизм (1829), бернардинцев в Бенице (1701 - 1704);
Б. БАЗИЛИКАЛЬНЫЕ
1. Двухнефные
двухбашенный с трансептом: иезуитов в Мстиславле (1730 - 1738, в 1842 году достроен деревянный купол, который не сохранился).
2. Трехнефные
2.1. Безбашенные: францисканцев в Гольшанах (1618), бернардинцев в Минске (с 1676 г.), бернардинцев в Слуцке (1739), доминиканцев в Деречине (1690), доминиканцев в Зембине барокко, классицизм (1790 - 1809), доминиканцев в Минске (1622), доминиканцев в Новогрудке (1751), доминиканцев в Островце (1785 - 1787), доминиканцев в Полоцке, классицизм (1774 - 1804), иезуитов в Рясно, классицизм (1812 - 1818), кармелитов в Гродно (1738 - 1765), францисканцев в Гриневичах (1792), францисканцев в Новогрудке (1780), цистерцианцев в Витичах (1678);
с сигнатуркой - бернардинцев в Бресте (с 1623 г.);
с башней-колокольней у главного фасада - бернардинцев в Гродно (с 1602 года), францисканцев в Гродно (с 1635 года);
с трансептом - кармелитов в Большой Берестовице (с 1615 года);
с куполом - доминиканцев в Несвиже (1690);
крестово-купольные - иезуитский в Несвиже (1587 - 1593).
2.2. Однобашенные:
с башней у главного фасада - бернардинцев в Друе (1643), бернардинцев в Несвиже (основан в 1598 году);
с башней у алтарного фасада и сигнатуркой - картезианцев в Березе (1648 - 1689).
2.3. Двухбашенные: бернардинцев в Витебске (1737 - 55), бернардинок в Минске (с 1642 г.), бернардинцев в Ивье (1600), бернардинцев в Мозыре (1760 - 1775), доминиканцев в Гродно (1630-е), доминиканцев в Волынцах (Забелах) (1749 - 1766), доминиканцев в Слониме (основан в 1680 г.), доминиканцев в Столбцах (1621 - 1640), доминиканцев в Улле (основан в 1669 г.), иезуитов в Юровичах (1717 - 1746), иезуитов в Бобруйске (1747), иезуитов в Кривошине (около 1740 г.), иезуитов в Минске (1700 - 1710), иезуитов в Могилеве (1699 - 1725), кармелитов в Могилеве (1738 - 1752, в 1788 году перестройка в классицизме), кармелитов в Мстиславле (1746 - 1750), храм командории мальтийских кавалеров в Столови-чах (1740 - 1746, в 1868 году перестроен в 5-купольный, купола не сохранились), миссионеров в Смило-вичах (1767), францисканцев в Пинске (с 1510 г.), францисканцев в Новогрудке (1766 - 1805, в 1809 году снесены башни);
с куполом - кармелитов в Чаусах (основан в 1651/3);
с трансептом - бернардинцев в Селище (1726), доминиканцев в Друе (1765 - 1773), доминиканцев в Дунилавичах (1769 - 1773), доминиканцев в Смолянах (1678 - 1680), иезуитов в Бресте (1656 - 1713), иезуитов в Лучай (1766 - 1776), францисканцев в Ивенце (1702 - 1705), иезуитов в Пинске (1631 - 1635) (позднее пристроен купол);
крестово-купольные - бернардинцев в Будславе (1783), иезуитов в Полоцке (1745), иезуитов в Витебске (1716 - 1751), иезуитский в Гродно (с 1647 г.), кармелитов в Белыничах (1742 - 1763).
2.4. Четырехбашенный: кармелитов в Глубоком (1639 - 1654, в 1895 году достроен деревянный купол, который не сохранился).
Содержанием теории архитектурной композиции в целом является «исследование произведения архитектуры в его единстве и общие закономерности формообразования» [1, с. 7]. Смолина Н.И. определяет симметрию как «состояние покоя», асимметрию, напротив, как «зрительное движение». Важнейшей из закономерностей хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органичность связей между отдельными элементами или частями структуры. Строение композиции характеризуется наличием главных и второстепенных элементов. Условием целостности и соподчиненности элементов объемно-пространственной структуры, ее гармоничности является ее общая упорядоченность, проявляющаяся как принцип строения [2, с. 62 - 75].
Учитывая особенности формообразования и приемы объемно-пространственной организации костелов XVII - XIX веков, установлено, что их архитектура отвечает следующим композиционным принципам: центричности, трехчастности, взаимосвязи, соразмерности, подобия, сопоставления, согласованности, единства и иерархичности, покадровости и сбалансированности.
Составные части храма представляют собой одновременно вертикальную и горизонтальную композиции, где композиционная взаимосвязь основывалась на иерархичности, определяющей динамику уровней в соответствии со значимостью каждой.
Здания храмов в застройке городов и прочих поселений доминировали не только масштабами, но и вертикальной организацией, характерными пластичными формами. Размеры храмов при компактной схеме плана были небольшими относительно европейских прототипов. Объемно-пространственная композиция храмового здания решалась сочетанием горизонтали объема корабля, вертикали башен (или башни), и если это крестово-купольная базилика, то и барабана с куполом над средокрестием (Гродно, костел и монастырь иезуитов). Симметричная двухбашенная и однобашенная композиции или асимметричная однобашенная композиция главных фасадов храмов решались, основываясь на принципе симметрии, где центральная часть, акцентировалась порталом, окном по центральной оси, выделялась, как и на боковых фасадах, пилястрами или ступенчатыми контрфорсами. Характерным является завершение фасада треугольным фронтоном, который при двухбашенной композиционной схеме выступает объединяющим композиционным элементом (Минск, костел и монастырь бернардинок). Асимметричный главный однобашенный фасад также завершался треугольным фронтоном, сопряженным с гранью башни (Гродно, костел и монастырь бернардинцев и францисканцев). Общий строй элементов фасада подчеркивал вертикальное направление и основывался на вытянутых формах, что визуально усиливает развитие храма вверх.
На боковых фасадах храмов частым и объединяющим композиционным приемом являлось чередование ступенчатых пилястр и прямоугольных или арочных оконных проемов в простенках. В компо-
зиционном решении следует отметить здания храмов с многоуровневыми башнями, по ярусам уменьшенными в сечении (Будслав, костел бернардинцев).
Интерьеры храмов решались по традиционно-конфессиональной схеме организации литургического пространства. В большинстве рассматриваемых храмов организация внутреннего пространства представляет собой симметричную композицию, которая основывается на продольном развитии плана и подчиняется трехчастной структуре: входная часть (нартекс), корабль (неф), алтарная часть (пресбитерий). Как правило, в храме помимо главного алтаря устраивались два и более боковых алтарей. Хоры над входной частью использовались как место для певчих и размещения органа. Сакристии - два симметрично расположенных помещения относительно пресбитерия - размещались внутри храма. Пресбитерий в плане в ряде случаев выходил за границы основного объема, образовывая многоугольник или полукруг, соответственно, в объеме этот планировочный прием решался выходящей за пределы корабля граненой или полуцилиндрической апсидой.
Наличие трансепта в храме придавали плану в разрезе на уровне выше боковых нефов вид латинского креста в костелах и греческого (равноконечного) в церквях. Присущая сакральному зодчеству Византии концентрическая форма и 2-осевая симметрия композиции, воплощенные в крестово-купольном храме, получили особую трактовку в греко-католических храмах Беларуси, в которых встречается и ориентация главного фасада на юг, алтаря - на север.
Убранство интерьеров в целом соотносится со стилистическим решением здания храма. В ряде случаев известны расхождения в стилевом решении интерьера и экстерьера, что связано в первую очередь с множеством разновременных перестроек (Гродненский костел и монастырь бернардинцев возведен в XVI - XVIII веках, в нем соединены приемы и формы готики, ренессанса и барокко).
Безусловно, архитектурные формы вырабатывались в зависимости от тех или иных применявшихся в строительстве материалов и конструкций. На формирование архитектуры костелов наряду с доминирующим мировоззрением, идеологией, социально-экономическими факторами, природными условиями влиял технический уровень и методы строительной деятельности, позволившие наиболее ярко воплотиться стилю барокко, когда каменная стена приобретала вид волнообразной структуры.
Заключение. Архитектура католических костелов Беларуси XVII - XIX веков обусловлена историческими путями развития региона и местными традициями зодчества, вырабатывалась в соответствии с уставом каждого монашеского ордена и в то же время отвечала определенному художественному направлению эпохи, будь то барокко или классицизм. Все это отразилось на определенном единообразии и в рамках одного ордена, и в рамках стиля, что способствовало применению определенных объемно-пространственных композиций.
По схематическим признакам построения плана костелы составляют две основные группы: трех-нефные (базиликальные) и однонефные (иногда со встроенными и пристроенными капеллами); по композиции главного фасада на три вида: одно- двух- и безбашенные.
Купольные базиликальные костелы чаще других встречаются в строительной практике иезуитов (Несвиж, Гродно). Необходимо выделить также четырехбашенные композиции (кармелитов в Глубоком) и центричные постройки (Волчин, Мядель), которые редки в культовом зодчестве Беларуси.
Наиболее активное строительство костелов велось в западных городах, где храмы монастырей занимали центральное место в структуре площади, становясь объектами-доминантами. Рассматриваемый период строительства монастырей характеризовался разнообразием стилистических решений, в объемно-пространственных решениях допускалось разнообразие композиционных схем, заимствованных из аналогов европейской архитектуры. Возведение храмовых зданий западной ветви христианства привнесло в культовую архитектуру Беларуси западноевропейские мотивы, способствовало обогащению стилистического, объемно-пространственного, конструктивного решений.
Сегодня в архитектурной теории и практике накоплен существенный опыт исследований и обоснований отдельных сторон архитектуры края, который несомненно требует более углубленного изучения для составления более полной картины культовой архитектуры Беларуси XVII - XIX веков.
Исследование католических костелов и анализ особенностей объемно-пространственной композиции объектов архитектуры монашеских орденов представляет научно-практическую ценность в процессе современной практики реконструкции, а также строительства новых культовых объектов, при градостроительных преобразованиях исторических центров городов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иконников, А.В. Основы архитектурной композиции / А.В. Иконников, Г.П. Степанов. - М.: Искусство, 1971. - 224 с.
2. Смолина, Н.И. Традиции симметрии в архитектуре / Н.И. Смолина. - М.: Стройиздат, 1990. - 343 с.
3. Барока у беларускай культуры i мастацтве / пад рэд. В.Ф. Шматава. - Míhck: Беларус. навука, 1998. -304 с.
4. Страчаная спадчына / T.B. Гарбусь (уклад.) [i шш.]. - Мшск: Полымя, 1998. - 352 с.
5. Егоров, Ю.А. Градостроительство Белоруссии / Ю.А. Егоров. - М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архит., 1954. - 282 с.
6. Хольц, Л. История христианского монашества / Л. Хольц. - СПб.: Святой крест, 1993. - 425 с.
7. Католическая энциклопедия: в 4 т.; редкол.: О. Григорий Цёрох OFM Conv (председ.) [и др.]. - М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - Т. 1: А - З. - 1906 с.
8. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Минск: Изд. В.М. Сакун, 1998. - 896 с.
9. Чантурия, В.А. История архитектуры Белоруссии: Дооктябрьский период / В.А. Чантурия. - 3-е изд. -Минск: Выш. шк., 1985. - 296 с.
10. Энциклопедический словарь: в 86 т. / под ред. И.Е. Андреевского. - СПб.: Фирма «Полрадис»: АОТ «Иван Федоров», 1993. Т. 1 - 86. - (Репринт. воспроизв. изд. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, 1890).
11. Квитницкая, Е.Д. Монастыри XVIII в. с безбашенными храмами в Белоруссии / Е.Д. Квитницкая // АН. - М., 1985. - № 33. - С. 94 - 102.
12. Квитницкая Е.Д. Монастыри Бреста XVII - XVIII вв. / Е.Д. Квитницкая // АН. - М., 1979. - № 27. -С. 108 - 121.
13. Беларусы: у 8 т. / 1н-т мастацтвазнауства, энаграфп i фальклору; рэдкал.: В.К. Бандарчык [i шш.]. -Мшск: Тэхналопя, 1997. - Т. 2: Дойлщства / A.I. Лакотка. - 1997. - 391 с.
14. Высоцкая, Н.Ф. Пластыка Беларуа XII - XVIII стст. / аутар тэксту i склад. Н.Ф. Высоцкая. - Мшск: Беларусь, 1983. - 230 с.
15. Лазука, Б.А. Беларускае барока: Пст.-тэарэт. прабл. стылю / Б.А. Лазука. - Мшск: Беларусь, 2001. - 144 с.
16. Baranowski, A.J. Nurty, fazy i centre barokowej architektury sakralnej w Wielkim Ksi^stwie Litewskim / A.J. Baranowski // BHS. XLVI. - Warszawa, 1984. - Nr. 4. - S. 371 - 392.
17. Kowalczyk, J. Póznobarokowa architektura Wilna i jej europejskie zwi^zki / J. Kowalczyk // BHS. R. LV. -Warszawa, 1993. - Nr. 2/3. - S. 169 - 195.
18. Lorentz, St. Album wilenskie / St. Lorentz. - Warszawa: Panstw. Inst. Wydawniczy, 1986. - 237 s.
Поступила 27.04.2012
ARCHITECTURE OF CHURCHES XVII - XIX CENTURIES: FEATURES OF A VOLUME-SPATIAL COMPOSITION
A. KOLOSOVSKAYA
The architecture of Catholic churches XVII - XIX centuries is an important making history of Belarus, reflects uniqueness of domestic culture, and causes constant interest in a society. In cities of modern Belarus there is a considerable quantity of cult constructions the special place among which belongs to churches of Catholic Church. Churches XVII - XIX centuries were erected mainly in the western cities, it is necessary to note scale of building and complexity of a volume-spatial composition of buildings. As a result of the analysis and an estimation of architecture of churches of Belarus XVII - XIX centuries their features have been revealed and according to a volume-spatial composition of buildings classification is made. The analysis of architecture of cult constructions is necessary for attraction of results of research work at erection of new objects, reconstruction and adaptation of existing structures in the new town-planning environment. In the course of modernization of the historical centres of cities it is important to provide preservation of a cult heritage. Exact historical data and the similar analytical researches made for the organizations on protection of historical and cultural values and management by architectural and town-planning activity, designers are necessary.