Научная статья на тему 'Архитектура католических монастырей Беларуси второй половины xix века'

Архитектура католических монастырей Беларуси второй половины xix века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКИЕ МОНАСТЫРИ / МОНАСТЫРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ОРДЕНСКИЕ МОНАСТЫРИ / АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ / КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колосовская А.Н.

Анализируется архитектура наиболее крупных монастырских комтексое католических монашеских орденов, существовавших на территории Беларуси во второй половине XIX века. Архитектура объектов рассмотрена на общем историко-культурном фоне с использованием историко-генетического и историко-сравнителъного методов. Отмечается, что новая регулярная градостроительная планировка пришла из русского зодчества. В ней монастыри были крупными градостроительными комплексами, они определяли застройку белорусских городов. Новые монастыри монашеских орденов не организовывались, существующие упразднялись, их здания переводились в военное ведомство, костелы передавались православной церкви и перестраивались в соответствии с канонами православной архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE CATHOLIC MONASTERIES BELARUS THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The architecture of the largest monasteries of Catholic monastic orders that existed on the territory of Belarus in the second half of the XIX century is analyzed. Architecture of objects is considered by the common historical and cultural background with the use of historical-genetic, historical and comparative methods. It is noted that a new regular town planning layout came from the Russian architecture. Monasteries were large urban complexes, they determined the development of Belarusian cities. New monasteries of monastic orders were not organized, existing were abolished, their buildings were transferred to the military, churches passed right-glorious church and rebuilt in accordance with the canons of the Orthodox architecture.

Текст научной работы на тему «Архитектура католических монастырей Беларуси второй половины xix века»

УДК 726.71

АРХИТЕКТУРА КАТОЛИЧЕСКИХ МОНАСТЫРЕЙ БЕЛАРУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

канд. архитектуры, доц. А.Н. КОЛОСОВСКАЯ (Белорусский национальный технический университет, Минск)

Анализируется архитектура наиболее крупных монастырских комтексое католических монашеских орденов, существовавших на территории Беларуси во второй половине XIX века. Архитектура объектов рассмотрена на общем историко-культурном фоне с использованием историко-генетического и историко-сравнителъного методов. Отмечается, что новая регулярная градостроительная планировка пришла из русского зодчества. В ней монастыри были крупными градостроительными комплексами, они определяли застройку белорусских городов. Новые монастыри монашеских орденов не организовывались, существующие упразднялись, их здания переводились в военное ведомство, костелы передавались православной церкви и перестраивались в соответствии с канонами православной архитектуры.

Введение. Во второй половине XIX века Беларусь не имела своей государственности и уже более полувека входила в состав Российской империи. Январское восстание 1863 года проходило на территории Царства Польского, Северо-Западного края и Волыни с целью восстановления Речи Посполитой на востоке в границах 1772 года. Восстание окончилось поражением повстанцев и привело к полной потере лояльности российских властей к католической церкви на этих территориях. Новая регулярная градостроительная планировка пришла из русского зодчества.

К исследованию рассматриваемого вопроса привлечены источники отечественных и зарубежных авторов по вопросам деятельности монашеских орденов и видных представителей католического духовенства во второй половине XIX века, которые соотносятся с важнейшими событиями в российском государстве, в том числе взаимоотношение христианских конфессий, русификация костела [1-7]. Привлечены также исследования, затрагивающие вопросы архитектуры отдельных зданий монастырей, стилевые тенденции в архитектуре орденов [8-13].

Католическая церковь ослабила свои позиции: монастыри подлежали перестройке и приспособлению под иные функции. С этой целью были произведены обмеры существующих строений, которые хранятся в фондах архивов и послужили информативной базой для данного исследования при анализе архитектуры ряда объектов. Среди архивных материалов, иллюстрирующих строения католических монастырей монашеских орденов, нередки цветные чертежи, на которых поверх монохромного обмерного чертежа существующих зданий с помощью цвета были нанесены предполагаемые изменения в планировке [14-22].

Анализ литературы показал недостаточную изученность вопросов архитектуры католических монастырей Беларуси второй половины XIX века, что отчасти объясняется передачей их православной церкви, гражданскому и военному ведомствам и сложностью поиска информации об этих объектах из-за потери их первоначального облика и названия. Менялось не только внутреннее убранство костелов, но и архитектура всех зданий монастырских комплексов, велись строительные работы по перепланировке и перестройке, которые коснулись и внешнего облика строений.

Основная часть. Основные этапы формирования крупных комплексов монастырей католических монашеских орденов происходили в предыдущие столетия с использованием форм и приемов стилей барокко и классицизма. Вторая половина XIX века характеризуется спадом строительной деятельности католической церкви. Нестабильная экономическая и политическая ситуация на территории Царства Польского, Литвы, частично Беларуси и Правобережной Украины привела к Польскому восстанию 1830-1831 годов и закрытию ряда монастырей, а январское восстание 1863 года на территории Царства Польского, Северо-Западного края и Волыни усилило негативную позицию российской власти к католическим монашеских орденам и привело к их упразднению.

Сохранилось множество архивных материалов о католических монастырях и костелах второй половины XIX века, среди которых чертежи, произведенные военными инженерами при перестройке зданий. Оригинальные проектные чертежи - редкость, в силу этого обмерные чертежи этого периода служат ценным источником информации об архитектуре католических монастырей до их последующих перестроек и разрушений.

Минский монастырь бернардинок был основан в 1633 году Александром Служкой и возведен в дереве. Каменный костел строился в 1642-1687 годах, реконструирован после пожара 1741 года, входил в застройку площади Верхнего рынка (современная площадь Свободы) и размещался на пересечении улиц Болотной и Бернардинской (современная ул. Кирилла и Мефодия). В 1853 году женский монастырь был ликвидирован. После подавления Январского восстания 1863 года в здании работала государ-

ственная следственная комиссия, затем с 1869 года размещался православный монастырь св. Духа, а с 1870 года в здании монастыря размещается православный монастырь св. Духа. Комплекс является памятником архитектуры барокко.

Согласно архивным материалам 1869 года [22] комплекс был обнесен каменой стеной и включал: церковь, 2-этажный монастырь с отхожими местами, 2-этажный каменный флигель, деревянный флигель, сарай, хлева, ветхий без крыши амбар, сад, огород (рис. 1).

1 И [И 1

-Г ь Г1| ш

8 1 1 ! Кб в а; 1. и №На- а в. в в а' я 1а[ к

' "А I п ■

Рис. 1. Чертежи упраздненного женского бернардинского монастыря в Минске, 1869 год

Костел ориентирован апсидной частью на бывшую улицу Бернардинскую, а главным фасадом - во внутренний двор монастыря. Костел представляет собой трехнефную базилику с трехгранной апсидой и двумя прямоугольными в плане боковыми сакристиями. Главный фасад фланкируют многоярусные башни, завершенные сложными куполами, декорированные угловыми слоистыми пилястрами, тонкопрофи-лированными карнизами, проемами и нишами с лучковыми и циркульными завершениями. Симметричную осевую композицию главного фасада формирует портал входа, декорированный сандриком лучкового очертания и обрамленный пилястрами, в следующем ярусе - окно с лучковым завершением, верхнем ярусе — высокий щит с криволинейным завершением, декорированный профилированными пилястрами. Центральный неф накрыт двускатной крышей, боковые - односкатными. В интерьере в 1-й половине XIX века размещалось 7 стукковых алтарей.

Монастырский корпус 2-этажный, но из-за расположения на крутом рельефе имел подвал и высокий цокольный этаж в дальнем от костела крыле. П-образный монастырский корпус с коридором по внутреннему периметру примыкает к зданию костела с северо-востока, образуя замкнутый внутренний двор. Корпус накрыт скатными крышами с вальмами на торцах, фасады прорезаны прямоугольными оконными и дверными проемами. В соответствии с поясняющими чертеж надписями на плане верхнего этажа размещались: комната казначея-эконома; монастырская библиотека; архив; кельи; лестница, ведущая на хоры церкви, и лестница, ведущая на чердак. На плане среднего этажа размещались: трапезная; кухни; кладовая; кельи; лестница, ведущая в подвал. К стене фасада, выходившей в сад, примыкали деревянные уборные. Трапезная монастыря занимала большое, освещенное с трех сторон помещение на первом этаже, рядом располагались помещения кухни. Библиотека располагалась на верхнем этаже над помещением трапезной.

В Слониме монастырь доминиканцев с костелом святого Михаила Архангела возведены по фун-дации Криштофа Покрошинского в 1680 году в дереве и располагались на месте современного городского стадиона на улице Пушкина, 57 (рис. 2). Комплекс возводился в камне с 1747 года, а в 1845 монастырь был упразднен, в 1848 году поврежден пожаром. Архитектура строений, возведенных в стиле барокко, известна по сохранившимся архивным чертежам 1851 года [15—18]. Комплекс монастыря, расположенный на огороженном участке, вытянутом вдоль улицы Ружанской, включал: каменный костел, который

соединялся деревянной крытой галереей с 2-этажным каменным домом с деревянной пристройкой; каменный флигель; деревянный сарай; каменную кузницу; деревянный амбар и огороды.

¿•г

• ДШД:

5Щ.СГ

г . ■ ■

Щ

ч

ЯП'

_ ) с---

' 1 I 1 1 ■■! ■ ■ "^Й ЪпГ

-ЗМН

Рис. 2. Планы и фасады доминиканского монастыря и деревянного амбара в Слониме, 1851 год

Костел 3-нефный с полуциркульной апсидой и сакристией, расположенной вплотную справа от апсиды и имевшей выходы прямо в апсиду. Главный фасад 2-башенный, симметричной композиции. Башни 2-ярусные завершались высокими куполами криволинейного очертания с фонариками и крестами. Осевая композиция фасада центрального нефа формировалась из портала входа с криволинейным сандриком над ним, высоким лучковым окном (или нишей) и высоким лучковым щитом, декорированным сдвоенными пилястрами с боковыми волютами. Фасады костела прорезаны высокими дверными и оконными проемами с лучковыми завершениями, опоясаны профилированным карнизом с прямоугольными филенками, декорированы слоистыми пилястрами. В интерьере четыре столба делили пространство на три нефа, в толще ближнего к алтарю левого столба размещалась лестница, ведущая на амвон. На хоры, опирающиеся на два столба, вела винтовая лестница, размещенная в толще стены правой башни. В костеле в алтарной части и вдоль боковых нефов были спуски в погреба.

Монастырский корпус был 2-этажным и состоял из каменного строения, накрытого вальмовой крышей, и более низкой деревянной пристройкой, которые соединялись посредством деревянной крытой галереи с сакристией костела. Фасады корпуса были прорезаны прямоугольными дверными и оконными проемами. Деревянный прямоугольный в плане амбар состоял из двух помещений, выходивших в наружную галерею с навесом. Строение каменной кузнецы было накрыто вальмовой крышей, фасады прорезаны прямоугольным входным проемом и разновеликими прямоугольными оконными проемами.

Период расцвета базилианского ордена приходится на XVII—XVIII века, который закончился с разделами Речи Посполитой. Соборное постановление о принятии униатов в Православную Церковь было составлено 12 февраля 1839 года. Архитектура монастырей ордена базилиан во многом основывалась на синтезе традиций византийской и римской культур (рис. 3).

Женский монастырь базилианок (Минская церковь Святого духа и монастырь базилиан) был основан в 1616 году на Верхнем рынке Минска и занимал целый квартал в городе (современные площадь Свободы, улицы Интернациональная и Энгельса). Монастырский комплекс был обнесен каменной стеной и включал здание церкви, жилой монастырский корпус и различные постройки хозяйственного назначения. Святодуховский монастырь базилианок располагался в северо-восточном углу комплекса и соединялся с церковью Святого духа крытой галерей, которая была возведена в 1636 году. Церковь представляла собой однонефный храм с 5-гранной алтарной апсидой, была накрыта 2-скатной крышей, торцы которой закрывали высокие щиты резного очертания. Главный фасад симметричной композиции был разделен 4 пилястрами коринфского ордера на 3 части, в центральной части размещен входной портал, над ним окно с полуциркульным завершением. Щит главного фасада декорирован пилястрами, нишами,

скульптурой. Стены боковых нефов прорезаны окнами стрельчатого завершения. В интерьере размещался орган (мастер Людвиг Климович, 1779 г.), пять деревянных и каменных резных алтарей с живописными композициями. В 1795-1799 годах известен как православный Петропавловский монастырь. Костел монастыря с 1795 года известен как Петропавловский собор, который после пожара 1835 года был перестроен в псевдорусском стиле в 1846-1850 годах архитектором Густавом Валертом, а в 1936 году взорван.

Рис. 3. Чертежи (фасад и план нижнего этажа монастырского корпуса, фасад и план пивоварни) базилианского женского монастыря в Минске, XIX век

Монастырский жилой корпус примыкал к церкви с юго-востока. До 1799 года в здании размещалась резиденция православного архиепископа, затем дворянское училище (арх. Ф. Крамер), которое в 1803 году реорганизовано в мужскую гимназию, в 1852 году перестроено под присутственные места.

Минский Троицкий монастырь базилианок был основан в 1630 году Мариной Вяжевич на Троицкой горе (современная ул. М. Богдановича) при деревянной церкви, известной с XV века. Здание в камне было возведено в стиле классицизма в 1799-1800 годах (арх. Крамер), в 1809 после пожара обновлено (арх. М. Чаховский) и приспособлено в 1834 году (арх. К. Хрштапович) под госпиталь городской больницы. В настоящее время в здании размещается один из корпусов 2-й городской больницы.

Представление об архитектуре здания можно составить по архивным документам - плану базили-анского женского монастыря и фасаду корпуса, выходящего во двор [19; 21]. Двухэтажный корпус накрыт 2-скатными крышами, фасады прорезаны прямоугольными оконными проемами, которые на 2 этаже оформлены декоративными сандриками с прямоугольным завершением и с завершениями в виде фронтонов, а также декоративно оформленных подоконников. Торцы крыш завершены треугольными фронтонами, тимпаны которых прорезаны большими арочными нишами, над ними ромбовидные ниши. Карнизы центрального фронтона декорированы зубчиками. Нижний ярус здания на торцах декорирован рустом. Центральный вход имел выносной входной тамбур с наклонной крышей и с выносной, пристроенной справа лестницей. Планировка корпуса симметричная, при которой коридор соединял прямоугольные в плане помещения, основные помещения перекрывались крестовыми сводами, коридоры - цилиндрическими сводами.

План и фасад монастырской пивоварни и прачечной при бывшем женском базилианском монастыре отражены в архивных материалах [20]. Одноэтажное здание (деревянное) накрыто 2-скатной валь-мовой крышей с прямоугольными оконными и двумя дверными проемами. На изображении фасада обозначены три трубы, на изображении плана - 3 дымохода.

Вхождение земель Великого Княжества Литовского в Российскую империю в конце XVIII века в качестве нескольких губерний привело к постепенному сокращению строительных работ по возведению новых католических монастырских комплексов, существующие комплексы формировались с использованием приемов классицизма.

После восстаний 1830 и 1863 годов российские власти начали проводить ряд мероприятий, направленных на русификацию края с целью упразднения социокультурного и религиозного доминирования католической церкви. При императрице Екатерине Великой православие являлось государственной религией в Российской империи и стало доминирующей религией на присоединенных территориях. Это привело к ряду реформ монашества, в том числе была проведена секуляризация множества монастырей католических монашеских орденов.

Заключение. Выполнен анализ архитектурно-пространственной структуры орденских монастырей. Исторические сведения и архитектура отдельных памятников рассматриваются в контексте с композиционными особенностями всего монастырского комплекса, правила построения которого подчиняются орденским уставам. Архитектурно-пространственная структура монастырей формировалась в рамках каждого монашеского ордена в соответствии с уставом, но имела общие принципы организации, обусловленные природно-климатическим фактором, художественно-эстетическими воззрениями эпохи. Различия между римско-католической и греко-католической церквями приводили к различиям во внешнем виде сооружений. В Средней, Западной и Северной Европе господствующее место занимает заимствованная из Рима постройки базиликального типа, в то время как в областях распространения православия, принявших христианство из Византии, большая часть церквей представляет собой купольные центрические постройки. В объемно-пространственных решениях допускалось разнообразие композиционных приемов, следуя аналогам из западноевропейской практики строительства и основываясь на организацию первого монастыря ордена. На белорусских землях крупные комплексы монастырей были сформированы в центрах городов на главных магистралях. Храмы монастырей стали объектами-доминантами, а корпуса монастырей организовывали застройку городских площадей (Полоцкая Парадная (Корпусная) площадь, Минский Верхний город и др.).

Публикуется в рамках выполнения задания 1.4.01 ГПНИ «История и культура».

ЛИТЕРАТУРА

1. Батюшков, П.Н. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края / С высочайшего соизволения издано при Министерстве внутренних дел П.Н. Батюшковым. - СПб.: Тип. «Общественная польза», 1890. - 183 с.

2. Дембовецкий, А.С. Опыт описания Могилевской губернии: В историческом, этнографическом, промышленном, сельскохозяйственном, лесном, учебном, медицинском и статистическом отношениях: в 3 кн. / сост. по прогр. и под ред. А.С. Дембовецкого. - Могилев-на-Днепре: Тип. Губ. правления. -1882-1884. - 3 кн. Киприанович, Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до нашего времени / Г.Я. Киприанович. - Вильно: Губ. тип., 1895. -186 с.

3. Карский, Е.Ф. Белорусы: в 2-х т. / Е.Ф. Карский. - Варшава: Тип. Варшавского учеб. округа, 1903. -Т. 1: Введение в изучение языка и народной словесности. - 466 с.

4. Католицизм в Белоруссии: традиционализм и приспособление / К.К. Койта [и др.]; АН БССР, Ин-т философии и права; под ред. А.С. Майхровича, Е.С. Прокошиной; предисл. Е.С. Прокошиной. -Минск: Наука и техника, 1987. - 238 с.

5. Мараш, Я.Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии (1569-1795) / Я.Н. Мараш. - Минск: Выш. шк., 1971. -272 с.

6. Мартос, Афанасий Архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. / Архиепископ А. Мартос. - Минск: Изд-во Белорус, экзархата, 2000. - 351 с.

7. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей: в 14 т. / под ред. В.П. Семенова. - СПб.: Изд-во А.Ф.Д., 1899-1914. - Т. 9: Верхнее По-днепровье и Белоруссия, 1905. - 620 с.

8. Архтктура Беларуси энцыкл. даведшк / рэдкал.: А. А. Вошау [i шш.]. - Минск: Беларус. энцыкл. iмя Петруся Броую, 1993. - 620 с.

9. Захватович, Ян. Польская архитектура / Ян Захватович. - Варшава: Аркады, 1967. - 545 с.

10. Кацер, М.С. Белорусская архитектура: исторический очерк / М.С. Кацер. - Минск: Госиздат, 1956. -120 с.

11. Кулагш, A.M. Каталщюя храмы на Беларуси энцыкл. даведшк / A.M. Кулагш. - Минск: БелЭн, 2000. -216 с.

12. Габрусь, Т.В. Мураваная сакральная архтктура беларускага барока (генезю i эвалюцыя): дыс. ... д-ра мастацтвазнауства: 17.00.04 / Т.В. Габрусь. - Минск, 2002. - 234 л.

13. Слюнькова, И.Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси /И.Н. Слюнькова. -М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 600 с.

14. Дело о предоставлении в правление на рассмотрение плана и сметы на перестройку здания римско-католического женского монастыря в г. Новогрудке. 1881 г. // Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). - Фонд 299. - Оп. 5. - Д. 623. - Л. 7.

15. Планы и фасады каменного двухэтажного с деревянной пристройкой монастыря и деревянного амбара Гродненской губернии в уездном городе Слоним, упраздненных ксендзов доминиканов. 1851 г. // Национальный исторический архив Беларуси в Гродно (НИАБ в Гродно). - Фонд 8. - Оп. 1. -Д. 1092. - Л. 254.

16. План и фасад каменного костела Гродненской губернии в уездном городе Слоним, упраздненных ксендзов доминиканов. 1851 г.//НИАБ в Гродно. - Фонд 8. - Оп. 1.-Д. 1092.-Л. 521.

17. План земли с показанием существующих зданий и костела ныне упраздненных Слонимских ксендзов доминиканов. 1851 г. //НИАБ в Гродно. - Фонд 8. - Оп. 1.-Д. 1092.-Л. 522.

18. Планы и фасады каменных строений Гродненской губернии уездного города Слоним, упраздненных ксендзов доминиканов. 1851 г.//НИАБ в Гродно. - Фонд 8. - Оп. 1.-Д. 1092.-Л. 523.

19. План нижнего этажа базилианского женского монастыря в г. Минске. XIX в. // НИАБ. - Фонд 1477. -Оп. 1. - Д. 1561. - Л. 16.

20. План и фасад пивоварни и прачечной при базилианском женском монастыре в г. Минске. XIX в. //НИАБ. -Фонд 1477. -Оп. 1. - Д. 1561. -Л. 87.

21. Фасад от двора базилианского женского монастыря в г. Минске. XIX в. // НИАБ. - Фонд 1477. -Оп. 1. - Д. 1561. - Л. 85.

22. Чертеж упраздненного женского бернардинского монастыря в г. Минске, предложенный к обращению в православный мужской. 1869 г. //НИАБ. - Фонд 136. - Оп. 14. - Д. 87. - Л. 1-6.

Поступила 18.04.2014

ARCHITECTURE CATHOLIC MONASTERIES BELARUS THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

A. KOLOSOVSKAYA

The architecture of the largest monasteries of Catholic monastic orders that existed on the territory of Belarus in the second half of the XIX century is analyzed. Architecture of objects is considered by the common historical and cultural background with the use of historical-genetic, historical and comparative methods. It is noted that a new regular town planning layout came from the Russian architecture. Monasteries were large urban complexes, they determined the development of Belarusian cities. New monasteries of monastic orders were not organized, existing were abolished, their buildings were transferred to the military, churches passed right-glorious church and rebuilt in accordance with the canons of the Orthodox architecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.