Научная статья на тему 'Сравнительный анализ корпоративной культуры университетских комплексов: исторический аспект и современные тенденции'

Сравнительный анализ корпоративной культуры университетских комплексов: исторический аспект и современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная и внутриорганизационная культура / система образования / университет / внутренние и внешние аудитории / мероприятия / положительный имидж / оптимизация / corporate and intra-organizational culture / education system / university / internal and external audiences / events / positive image / optimization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Юлия Борисовна

В статье рассматриваются возможности и тенденции использования корпоративной культуры учреждения высшего образования как инструмента повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, оптимизации внутреннего климата учреждения и увеличения эффективности подготовки студентов, дается актуальная классификация университетов и проводится сравнительный анализ корпоративной культуры классического, отраслевого и коммерческого вузов, даются рекомендации по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CORPORATE CULTURE OF UNIVERSITY COMPLEXES: HISTORICAL ASPECT AND CURRENT TRENDS

The article discusses the possibilities and trends of using the corporate culture of a higher education institution as a tool to increase competitiveness in the educational services market, optimize the internal climate of the institution and increase the effectiveness of student training. The current classification of universities is given and a comparative analysis of the corporate culture of classical, industrial and commercial universities is carried out, recommendations for its improvement are given.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ корпоративной культуры университетских комплексов: исторический аспект и современные тенденции»

УДК 316.3

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2024-1-90-95

W W

Сравнительным анализ корпоративном культуры университетских комплексов: исторический аспект и современные тенденции

Козлова Ю.Б.

Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия 0RCID:https://orcid.org/0000-0002-9771-8267, E-mail: Regentruda@mail.ru

Резюме: В статье рассматриваются возможности и тенденции использования корпоративной культуры учреждения высшего образования как инструмента повышения конкурентоспособностина рынке образовательных услуг, оптимизации внутреннего климата учреждения и увеличения эффективности подготовки студентов, дается актуальная классификация университетов и проводится сравнительный анализ корпоративной культуры классического, отраслевого и коммерческого вузов, даются рекомендации по ее совершенствованию.

Ключевые слова: корпоративная и внутриорганизационная культура, система образования, университет, внутренние и внешние аудитории, мероприятия, положительный имидж, оптимизация.

Для цитирования: Козлова Ю.Б. Сравнительный анализ корпоративной культуры университетских комплексов: исторический аспект и современные тенденции// История и педагогика естествознания. 2024. № 1. С. 90-95. D0I:10.24412/2226-229B-2024-1-90-95

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CORPORATE CULTURE OF UNIVERSITY COMPLEXES: HISTORICAL ASPECT AND CURRENT TRENDS

Kozlova Yuliya B.

Ufa State Petroleum Technological University, 450064, Ufa, Russia 0RCID:https://orcid.org/0000-0002-9771-8267, E-mail: Regentruda@mail.ru

Abstract: The article discusses the possibilities and trends of using the corporate culture of a higher education institution as a tool to increase competitiveness in the educational services market, optimize the internal climate of the institution and increase the effectiveness of student training. The current classification of universities is given and a comparative analysis of the corporate culture of classical, industrial and commercial universities is carried out, recommendations for its improvement are given.

Keywords: corporate and intra-organizational culture, education system, university, internal and external audiences, events, positive image, optimization.

For citation: Kozlova YU.B. COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CORPORATE CULTURE OF UNIVERSITY COMPLEXES: HISTORICAL ASPECT AND CURRENT TRENDS. History and Pedagogy of Natural Science. 2024, no. 1, pp. 90-95. DOI:10.24412/2226-2296-2024-1-90-95

В настоящее время многие организации и предприятия меняют свои формы и методы управления в связи с социально-экономической ситуацией, которая требует от современных предприятий, в том числе образовательных, безотлагательной адаптации к меняющимся условиям жизни для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Чтобы сохранять достигнутые позиции и успешно планировать дальнейшую долгосрочную работу, образовательное учреждение вынуждено постоянно совершенствовать существующую корпоративную культуру, подстраивая ее под новые требования. Руководству организации приходится находить наиболее рациональные решения в рамках управления, анализировать и систематизировать опыт прошлого, выявлять общие закономерности и оптимизировать концепцию высокоэффективной корпоративной культуры, которая становится все более важной в сфере образования.

Университет определяется как высшее учебное заведение, целью существования которого является подготовка специалистов по фундаментальным и прикладным наукам, а также реализация научно-исследовательской деятельности. Фундаментальное отличие университета от

других высших образовательных учреждений заключается в специфическом позиционировании: помимо трансляции укоренившихся форматов и технологий мышления, он проектирует и развивает новые, являясь, таким образом, полноценным субъектом социально-экономического и культурного развития общества.

Разнообразие университетов описывается через типы или модели. Термин «тип» подразумевает естественно сложившийся специфический образ университета. Он употребляется исследователями истории образования, которые воспринимают многообразие университетов как естественно возникшее в истории и поддающееся классификации. Термин «модель» указывает на искусственно (организационно-управленческими усилиями) создаваемую особенность, особость университета.

Нами рассматриваются следующие модели университетов.

Классический университет

Миссия формулируется, исходя из следования общечеловеческим ценностям развития, в ее формулировке при-

История и педагогика естествознания 1 • 2024

сутствуют: подготовка специалистов высокого уровня по комплексу естественно-научных, технических, гуманитарных направлений, как фундаментальных, так и прикладных; а также проведение научных исследований по данным направлениям. Организационная структура многоуровневая, иерархическая, построена по линейно-функциональному принципу; на высшем уровне этой иерархии располагается ректор и ректорат, на втором - факультеты и институты, различающиеся по специальностям, направлениям подготовки и школе научных исследований. Факультеты и институты обычно структурированы по кафедрам и лабораториям.

Финансирование в основном происходит из государственного бюджета и включает в себя госзаказ на подготовку кадров и целевые разработки, софинансирование -доходы от научно-исследовательской деятельности.

Корпоративная культура классического университета ориентирована на презентацию престижности вуза. В рамках управления зачастую действует совет выпускников, занимающих высокие позиции в обществе (представители управленческой элиты, руководители организаций и т.д.). Внутри коллектива влияние основано на научном авторитете и статусе руководителей и профессоров. Ряд вопросов решается коллегиально (например, через ученые советы). Руководителям научных школ предоставляется значительная автономия.

Примером данной модели может служить Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, их статус закреплен федеральным законом.

Предпринимательский университет

Миссия университета заключается во вкладе в развитие общества (страны, региона) в сферу высоких технологий через предпринимательскую деятельность. Цель подобного учреждения - стать эффективной корпорацией, наращивающей свою долю на действующих рынках, принцип подготовки студентов - формирование будущих предпринимателей.

Организационная структура такого университета обычно матричная либо проектная, она ориентирована на гетерогенные сферы активностей (диверсификацию деятельности) - образование, исследования, разработки, предпринимательство. При университете действуют несколько инновационных предприятий, технопарк, бизнес-инкубатор.

Помимо государственного бюджета, источниками финансирования являются договоры с компаниями на целевые разработки и осуществление совместных с бизнесом проектов. Определенный доход могут давать стартапы, размещенные на территории университетского комплекса (арендная плата и т.п.). Естественно, что здесь корпоративная культура имеет предпринимательский характер, существенным фактором становится конкурентная среда в университете, а также индивидуальное сопровождение образовательной и исследовательской работы студентов и преподавателей, наличие коворкингов для обсуждения проектов как внутри университета, так и с представителями бизнес-сообщества. В качестве примеров можно привести Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет.

Университет - «фабрика кадров»

Такой вуз создает кадры для определенной сферы деятельности, отрасли либо для конкретного региона. Организационная структура - многоуровневая, иерархическая, построенная по линейно-функциональному принципу. Среди представленных моделей этот тип лидирует по количеству студентов уровня бакалавриата и специалитета.

Основной источник финансирования - государственный бюджет (госзаказ на подготовку кадров). Корпоративную культуру такого вуза можно определить как «фабричную», так как взаимодействия формируются вокруг типовых функций, необходимых для стандартного обучения большого потока студентов. Влияние и авторитет внутри коллектива основаны на постоянном,безукоризненном и непререкаемом следовании установленным нормам и направлениям деятельности.

Исследовательский университет - «фабрика

мысли»

Например, университет Вандербильта, он поднимает и пытается решить проблемы, появляющиеся на переднем крае экономического, социального, технологического развития, объединяя и организовывая для этих решений лучших исследователей и экспертов. В образовательном процессе фокусируется на подготовке кадров высшей квалификации, которые при обучении вовлекаются в беспрецедентные по тематике и способам выполнения исследования и разработки. Организационная структура университета также имеет матричную или проектную форму, позволяет вести деятельность в разных сферах (исследования, консалтинг, образование, социально-культурные проекты). Помимо государственного бюджета, источниками финансирования являются разработка научных и исследовательских проектов, экспертная и консультационная деятельность. Корпоративная культура компилируется и развивается по принципу «команды проектов», культура коммуникаций и интеллектуальные концепции позволяют вузу существовать в качестве исследовательской площадки с дискуссионными, аналитическими параметрами деятельности, собирающей как сотрудников и преподавателей, так и обучающихся. Влияние и авторитет внутри коллектива в данном случае опираются на компетентность и креативность руководителей и сотрудников.

Корпоративный университет

Первые российские корпоративные университеты появились в 1999 году, в то время их создание брали на себя в основном телекоммуникационные компании. Сегодня в стране зарегистрировано более 40 подобных учреждений образования, их количество неуклонно увеличивается. Среди компаний, имеющих корпоративные университеты, можно назвать «Северсталь», «Норильский никель», «Ингосстрах», «Ростелеком», «Сбербанк», «Газпром» и др. Такой вуз нацелен на создание и оптимизацию долгосрочных внешних связей с бизнес-корпорациями, в частности, через подготовку кадров и развитие профессиональных компетенций, через такой ресурс, как R&D (англ. Research and development - исследования и разработки - функциональный блок в компании, объединяющий несколько подразделений и отвечающий за создание, выведение на рынок продукта и управление его жизненным циклом), а также через консалтинг, направленный на стратегическое управление предприятием. Базовой организационной структурой является проектная группа, формируемая для организации взаимодействия в процессе создания и реализации проекта, его эффективного комплексного продвижения. Второй структурой чаще всего становится комплексная проектная лаборатория, которая создается для координации различных факультетов (институтов) в процессе производства и позиционирования комплексных (межфакультетских) проектов.

Основным источником финансирования являются заказы корпораций и госзаказы на подготовку кадров, R&D и консалтинг.

1 ■2024

История и педагогика естествознания

(9l]

Сетевой университет

Яркие представители этого направления - университет БРИКС (объединение образовательных организаций высшего образования Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки); сетевой университет ШОС (функционирует как сеть уже существующих университетов в государствах -членах ШОС); сетевой университет СНГ (направлен на развитие академической мобильности студентов государств -участников СНГ по ряду магистерских образовательных программ), а также Евразийский сетевой университет (пилотный проект 2017 года). Деятельность подобного вуза направлена на решение актуальных задач общественного развития, отдельной отрасли или региона через междисциплинарную подготовку студентов, реализацию комплексных исследований и разработок, экспертно-аналитическую деятельность, которая осуществляется с помощью интернет-сетей и компьютерных технологий(преимущественно дистанционное образование).

Основной источник финансирования - государственный бюджет (госзаказ на подготовку кадров). Часть доходов университета - оплата населением образовательных услуг, оплата корпорациями целевого заказа на подготовку кадров [1].

Как правило, говоря об университете, мы имеем ввиду классический университет, который в этом случае понимается как «настоящий», «истинный», исторически сложившийся и устоявшийся и, как следствие, предоставляющий образовательные услуги наивысшего уровня среди других учреждений высшей школы. При этом иные университеты, не соответствующие модели классического университета, зачастую оцениваются как несовершенные имитации (например, переименованные в университеты педагогические, технические и другие институты в России) или как университеты лишь в метафорическом смысле («открытые» университеты, ведущие дистанционную подготовку). Образцовыми для данного типа являются старейшие университеты Европы и США, существующие уже столетия, такие как Болонья, Оксфорд, Кембридж, Саламанка. Отличает данный класс учреждений высшего образования высокий уровень и интеграция науки и образования.

Корпоративная культура - система взаимопроникающих материальных, социальных и духовных ценностей, характеризующая организацию, отражающая ее индивидуальность, восприятие и позиционирование себя во внутренней и внешней среде. Она включает в себя такие элементы, как миссия, вовлеченность, согласованность и адаптация, и становится необходимой для любого современного вуза. Корпоративная культура образовательного учреждения имеет двойственную природу: с одной стороны, это культура достижения интересов на рынке образовательных услуг, проще говоря, успеха в конкурентной борьбе, с другой - традиционная академическая культура, основанная на компиляции, сохранении и приумножении образовательных ценностей.

Развитие корпоративной культуры способствует возрождению интеллигенции и формированию новой формации современного общества, разрешению социально-экономических и духовных проблем коллектива, привлечению инвестиций благодаря востребованности реализуемых научно-исследовательских проектов, поддержанию положительного имиджа вуза в средствах массовой информации, административных органах, государственных структурах Российской Федерации, в структурах потенциальных работодателей и учебных заведениях [2].

Корпоративная культура основывается на оценке выявленного потенциала университета. К потенциалу корпоративной культуры относятся: педагогический, научный, кадровый, воспитательный, ресурсный, управленческий и т.д.

Приступим к анализу корпоративной культуры конкретных университетов разных моделей.

Казанский федеральный университет (КФУ) имеет богатую историю, насчитывающую более 200 лет. Корпоративная культура КФУ формировалась на протяжении всего этого периода, она отражает традиции и ценности университета, его миссию и стратегию развития.

Университет был основан в 1804 году как Императорский университет, с 1925 года он стал именоваться Казанским государственным университетом, в 2010 году получил статус федерального и был переименован в Казанский федеральный университет. Вуз включает в себя четыре филиала: Набережночелнинский институт КФУ, Елабужский институт КФУ, филиал в г. Чистополе и филиал в г. Джизаке Республики Узбекистан.

Основные традиции Казанского федерального университета - это празднование дня рождения (5 ноября 1866 года именуется официальным днем рождения Казанского университета). С 1940-х годов начинается празднование факультетских юбилеев. В советский период существования Казанского университета (с 1936 года) появилась и прижилась традиция проведения ежегодной общеуниверситетской спартакиады.

В последние годы в Казанском федеральном университете появились новые традиции, к примеру, награждение лучших выпускников, сопровождаемое напутственным словом ректора, конкурс на лучшую научную работу, конкурс на лучшую академическую группу. Университет является одной из площадок для проведения мероприятий в рамках Дня студента и Дня молодежи. Активно развивается в КФУ студенческое волонтерское движение. Ежегодно 1 октября, в День пожилых людей, добровольцы отправляются к тем, кто в силу своего возраста нуждается в посторонней помощи.

Миссия Казанского федерального университета (КФУ):

- генерация, концентрация и распространение знаний, компетенций и технологий в ответ на глобальные вызовы, связанные с демографическими проблемами, ростом продолжительности жизни, изменением климата, загрязнением окружающей среды и энергобезопасностью;

- сохранение и приумножение духовных ценностей человечества, опережающая подготовка интеллектуальной элиты общества, способной действовать в условиях быстро меняющегося мира и обеспечивать ускоренное развитие науки и технологий на основе интеграции учебного процесса и фундаментальных научных исследований;

- содействие инновационному развитию приоритетных направлений Российской Федерации.

Логотип Казанского федерального университета является основным стилеобразующим элементом бренда университета, он включает в себя две части: символ геральдического щита с мифологическим существом Зилантом и надпись «Казанский федеральный университет» в синем, черном и серебряном цвете. Логотип использован при создании мерча (ручки, флеш-карты, чехлы для телефонов, толстовки, кружки, блокноты), на сайте и в социальной сети ВКонтакте, у магазина KFUSTORE достаточно большой ассортимент товаров.

Одной из важнейших характеристик корпоративной культуры КФУ является ее интеллектуальная направленность. Современная корпоративная культура КФУ отражает стратегические цели и задачи университета, которые прописаны в Корпоративном кодексе (это свод ценностей, норми правил, на которых основывается корпоративный дух и корпоративная культура университета, он призван сохранять сложившиеся традиции и обычаи, являющиеся для университета важнейшими и незыблемыми).

[92

История и педагогика естествознания

1 ■2024

Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)

Богатая история и традиции, которые чтут до сих пор. Квалифицированный преподавательский состав. Наличие сильных научных и исследовательских центров. Наличие корпоративного кодекса и бренд-бука. Развитие университетских СМИ и взаимодействия со студентами через социальные сети. Некоторые преподаватели и студенты могут испытывать недостаток коммуникации и взаимодействия между факультетами.

Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats)

Увеличение числа иностранных студентов и сотрудников. Развитие международного сотрудничества с другими университетами и научными центрами. Развитие и поддержание современных традиций. Усиление международной конкуренции за привлечение лучших преподавателей и студентов. Проблема смены поколений и утеря традиций. Несоблюдение корпоративного кодекса со стороны студентов и преподавателей.

Пять лет назад в Казанском университете появился отдел по связям с общественностью. Его сотрудники продвигают имидж КФУ на полосах городских и республиканских газет, с экранов телевизоров и в глобальной сети, налаживают связи с общественностью, организуют PR-акции.

Теперь составим SWOT-анализ Казанского федерального университета.

Профессорско-преподавательским составом и студентами на постоянной основе организовываются научные конференции и встречи, публикуются книги и сборники научных статей, а также специальные мероприятия; традиционным считается день деловых игр (ДДИ), проводимый на базе кафедры связей с общественностью. Это комплексное мероприятие, включающее в себя семинары, мастер-классы, образовательные игры [3].

Для организации учебного процесса и проведения занятий имеются 140 единиц вычислительной техники, используемых в различных подразделениях, они объединены в локальную сеть для оперативного обмена информацией. Для медицинского обслуживания преподавателей, студентов и сотрудников университет организует проведение плановых профосмотров и профилактических прививок. При вузе существует «Юсуповское кафе» на 40 посадочных мест, которое ценится контингентом за вкусную горячую кухню, свежую выпечку и, главное, невысокий прейскурант.

У института есть свой сайт, но в нем отсутствует любая информация об университете, социальные сети института также никто не ведет.

Рассмотрим SWOT-анализ СПбИВЭСЭП.

В целом Казанский федеральный университет ориентирован на образование и научные исследования в различных областях знания, что касается корпоративной культуры, КФУ постоянно развивается, чтит свои традиции и идет в ногу со временем.

Следующий объект нашего исследования - Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (СПбИВЭСЭП) Это высшее учебное заведение, основанное в 1970 году. Оно является одним из крупнейших экономических университетов в России и специализируется на подготовке специалистов в области международного бизнеса, экономики и права.

СПбИВЭСЭП имеет широкую сеть партнеров по всему миру, что позволяет студентам получить международный опыт и знания о торговых отношениях между различными странами, а также помогает в трудоустройстве. Обучение в институте осуществляется на русском и английском языках, что также способствует формированию международной образовательной среды.

Образовательное пространство СПбИВЭСЭП - 22 филиала и два представительства, они имеются во многих регионах России и за ее пределами, что дает возможность стать студентами университета абитуриентам всей страны.

СПбИВЭСЭП реализует образовательные программы специалитета, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры различных направлений подготовки на базе шести факультетов (экономика, юриспруденция, менеджмент, связи с общественностью, реклама, психология, педагогика, инжиниринг и др.). Институт дает возможность обучающимся получить государственный диплом о высшем образовании, что является важным преимуществом перед другими негосударственными вузами. Имеет сертификат качества научно-исследовательского института мониторинга качества образования, полученный в рамках проекта «Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования», а также золотую медаль конкурса в номинации «100 лучших вузов России» и диплом «Лучший негосударственный вуз» в 2013 году.

Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)

СПбИВЭП имеет научно-исследовательские центры, которые занимаются актуальными проблемами в области экономики, права и внешнеэкономических отношений. Собственное кафе для студентов. Различные мероприятия для абитуриентов. Малая информированность об институте. Отсутствие информации о поступлении. Отсутствие корпоративной прессы, фирменного стиля.

Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats)

СПбИВЭП может увеличить свою видимость и привлекательность для потенциальных студентов через маркетинговые и рекламные кампании. Создание бренд-бука и корпоративного кодекса. Создание сайта для привлечения абитуриентов. Запрет на прием студентов из-за отсутствия аккредитации.

Следующий объект нашего исследования - Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) - технический университет в городе Уфе. Один из региональных опорных университетов. В октябре 1941 года в город Черниковск (в настоящее время Орджоникидзев-ский район города Уфа) был эвакуирован Московский нефтяной институт им. академика И.М. Губкина.

Цель Уфимского государственного нефтяного технического университета заключается в обеспечении качественного образования, научных исследований и инновационной деятельности в области нефтегазового комплекса, геологии, горного дела, энергетики, информационных систем, экономики и управления.

Миссия УГНТУ заключается:

- в обеспечении высокого уровня подготовки специалистов в области нефтегазового комплекса и смежных отраслей, способных успешно работать в условиях современного рынка труда;

- проведении научных исследований в области нефтегазовых технологий, геологии, горного дела, информационных технологий и других смежных областей, направленных на решение актуальных научных и практических задач;

- развитии инновационной деятельности, в том числе путем развития научных кластеров и технопарков, привле-

1 ■2024

История и педагогика естествознания

ЮЗ

чения инвестиции и коммерциализации результатов научных исследований;

- поддержке развития региональной экономики и научно-технического прогресса, в том числе путем взаимодействия с предприятиями и организациями нефтегазового комплекса и других отраслей экономики, а также участия в реализации программ государственной поддержки научных исследований и инноваций.

Корпоративная культура Уфимского государственного нефтяного технического университета является важным элементом организационного развития университета и определяет способы взаимодействия между сотрудниками, студентами, администрацией, выпускниками и партнерами, базируется на таких ценностях, как профессионализм, ин-новационность, уважение к научному труду, открытость и готовность к сотрудничеству. Одним из основных элементов корпоративной культуры УГНТУ является признание важности научных исследований и участия в инновационных проектах, направленных на решение актуальных проблем нефтегазовой отрасли и других сфер. Также УГНТУ стремится к развитию многомерной культуры среди своих студентов и сотрудников, включая развитие творческих способностей и умений, формирование коммуникативных навыков, уважение к многообразию культур и традиций, а также глубокое понимание социальных и экономических проблем.

1 октября 2011 года в Уфимском государственном нефтяном техническом университете начал работу общественный факультет творческого развития и культуры (ОФТРК), переименованный 1 сентября 2019 года в Центр культурного развития молодежи УГНТУ (ЦКРМ УГНТУ) с сохранением концепции и формата деятельности. Миссия центра заключается в культурно-эстетическом воспитании студента как гармоничной конкурентоспособной личности через приобщение к мировой художественной культуре, знакомство с ведущими профессиональными творческими коллективами и солистами Башкортостана и России.

Среди постоянных проектов ЦКРМ можно выделить несколько:

- «Мастера искусств - в Нефтяном». Программа показов спектаклей и концертных программ театральных, музыкальных, хореографических коллективов Башкортостана и России на сцене УГНТУ (вместимость зала - 700 мест, корпус № 8 УГНТУ, бывший ДК «Орджоникидзе»);

- «Уфа - культурная столица». КультпоходыУГНТУ. Организация коллективных посещений студентами УГНТУ концертов, спектаклей, кинофильмов, выставок в столичных учреждениях культуры и искусства;

- «Школы развития личности». Организация циклов просветительских лекций экспертов по музыкальному, театральному, изобразительному искусству и кино: «Меломан», «Беседы о живописи», «Диалоги о кино», «Театральная рампа».

Студенческие творческие клубы ЦКРМ УГНТУ: литературный клуб «Творцы», киноклуб «Открытый показ», Клуб иностранных языков, клуб интеллектуальных игр ВгатРогде, игровой клуб «ШЕРЛОК», клуб родной культуры «ВАТАН», клуб «Личная перспектива».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УГНТУ идет в ногу со временем, и для своих студентов был разработан студенческий талисман: лиса-чернобурка Нефтик сопровождает студентов УГНТУ на всех мероприятиях, а также знакомит абитуриентов с вузом. Кроме того, важным элементом корпоративной культуры УГНТУ является корпоративная атрибутика, которая представлена в группе ВКонтакте, среди сувениров можно увидеть футболки, термокружки, браслеты и даже часы. Правда, купить атрибутику нельзя, но ее можно заслужить.

Важно отметить, что университет развивает свою издательскую деятельность, куда входят: учебный научно-производственный центр Издательство УГНТУ, газета «За нефтяные кадры», научно-технический журнал «Нефтегазовое дело», сетевое издание «Нефтегазовое дело», научно-технический журнал «Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов», Башкирский химический журнал, журнал «Вестник УГНТУ», журнал «Электротехнические и информационные комплексы и системы», журнал «Экономика и управление: научно-практический журнал», журнал «Вестник экономики и менеджмента».

В большинстве современных вузов созданы специальные структуры, которые способствуют трудоустройству выпускников.

Уфимский государственный нефтяной технический университет имеет специальное подразделение - Центр карьеры УГНТУ, который оказывает помощь в трудоустройстве студентам и выпускникам, дает актуальную информацию о том, какие мероприятия проводятся для содействия в поиске работы, а также о компаниях-партнерах, куда можно устроиться после получения диплома [4].

В узком смысле основными задачами центра карьеры УГНТУ являются:

- маркетинг выпускников;

- сотрудничество с работодателями, партнерами;

- профориентация студенческой молодежи.

Центр карьеры информирует соискателей о вакансиях и планируемых мероприятиях следующими способами: размещение объявлений на информационных стендах учебных корпусов УГНТУ, распространение информации о вариантах трудоустройства по факультетам, при личном обращении студентов и выпускников, посредством сайта отдела в интернете, а также группы в социальной сети ВКонтакте актуальные вакансии еженедельно публикуются.

В течение всего года в Центр карьеры обращаются студенты и молодые специалисты в поисках вакансий, мест прохождения практик. Каждый обратившийся получает индивидуальную консультацию по составлению или коррекции профессионального резюме, а также помощь в поиске подходящих вариантов занятости.

Основой корпоративной культуры университета выступают ценности, на базе которых формируются нормы и формы поведения сотрудников университета, закрепленные в корпоративном кодексе этики как важном моральном регуляторе жизнедеятельности университета. Но корпоративный кодекс этики университета не должен являться абсолютно законченным сводом правил для поведения сотрудников и студентов университета, он может быть подвержен изменениям. Ведь новые члены коллектива как носители определенных ценностей могут вносить коррективы в корпоративную культуру учебного заведения. На наш взгляд, основными способами, способствующими внедрению и применению корпоративного кодекса этики в университете, являются: 1) интерактивные семинары (информирующие о самом кодексе и о его исполнении); 2) РЯ-обеспечение (отвечающее за объяснение процедуры функционирования кодекса); 3) трансляция основных норм кодекса через административно-управленческий персонал, что должно являться примером для преподавательского состава и студентов; 4) публичность процедуры принятия кодекса, что позволит избежать сопротивления сотрудников и включения в их систему ценностей «чуждых» этических норм; 5) важным шагом для обеспечения исполнения этических норм является возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений (с этой целью может быть организовано подразделение или назначены ответственные лица, в чьи обязанности входит прием вопросов сотрудников, разбор

94

История и педагогика естествознания

1 ■2024

спорных этических ситуаций; 6) оперативное реагирование на подобные ситуации. В этой роли могут быть задействованы специалисты по кадрам, этические уполномоченные, комитет по этике (комиссия) [3].

Таким образом, общей основой корпоративной культуры высшего учебного заведения являются ценности и нормы поведения сотрудников, закрепленные в корпоративном кодексе этики как важном моральном регуляторе деятельности университета.

В целом корпоративная культура УГНТУ нацелена на формирование успешных и высококвалифицированных специалистов, готовых к работе в современных условиях и к принятию вызовов будущего. Целевая аудитория Уфимского государственного нефтяного технического университета включает различные группы людей, заинтересованных в получении высшего технического образования в области нефтегазового комплекса, инновационных технологий, информационных систем, экономики и управления. Это студенты, абитуриенты, преподаватели и научные сотрудники, работодатели, органы государственной власти и общественность.

Для взаимодействия с целевой аудитории вуз также использует сайт, социальные сети ВКонтакте и Telegram, а также собственное Нефтерадио [5].

Теперь проведем SWOT-анализ Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в классических и отраслевых университетах корпоративной культуре придается большее значение и уделяется больше времени и ресурсов на ее развитие в отличие от коммерческих. Но улучшение корпоративной культуры университетов - это процесс длительный и комплексный. Существует множество рекомендаций по улучшению корпоративной культуры в университетах, которые могут быть адаптированы к конкретным условиям и потребностям каждого университетского комплекса.

Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)

Высокий уровень образования и научных исследований в области нефтегазовой промышленности. Собственное Нефтерадио. Развитиеиздательской деятельности. Богатая история и традиции, наличие собственной энциклопедии. Собственный талисман - Нефтик. Малая информированность студентов о различных мероприятиях, традициях и ценностях университета. Отсутствие бренд-бука и корпоративного кодекса УГНТУ.

Возможности (Opportunities) Угрозы (Threats)

Углубление международного сотрудничества с другими университетами и научными центрами. Развитие многоканальной системы коммуникации с текущими и потенциальными студентами и выпускниками. Проблема смены поколений и утеря традиций.

Однако приоритетом для улучшения корпоративной культуры должно стать осознание ее важности и роли в развитии университета, а также активное внедрение соответствующих практик и инструментов.

Кроме того, стоит подчеркнуть необходимость системного подхода к улучшению корпоративной культуры, который включает в себя не только изменения внутриорганизацион-ной культуры, но также учет внешних факторов, таких как социально-экономические условия, политическая ситуация, изменения в образовательных стандартах и т.д.

Наконец, важно поддерживать постоянную открытую коммуникацию с сотрудниками и студентами, учитывать их мнения и обратную связь и действовать на основе полученных результатов. Только таким образом университеты могут создать благоприятную корпоративную культуру, способствующую их успешному развитию и достижению поставленных целей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белова Л.И. К вопросу об организационной культуре университета / Л. И. Белова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006. -№ 17 (72). С. 217-218.

2. Габдулхакова Р.В., Гареев Э.С., Пешкин О.В. Музей как инструмент связей с общественностью высшего учебного заведения. // Уфа, изд-во УГНТУ. 2012. С.24.

3. Габдулхакова Р.В., Козлова Ю.Б., Грогуленко Н. В. Роль интернет-коммуникаций в продвижении имиджа города // Евразийский юридический журнал. 2021. № 1 (152). С. 429-431.

4. Козлова Ю.Б., Бадретдинова Г.Р. Центр карьеры УГНТУ как инструмент оптимизации корпоративной культуры вуза: возможности и перспективы // Флагман науки: научный журнал. 2023. № 5(5). С. 480-485.

5. Козлова Ю.Б. Геймификация в системе современного высшего образования: теоретические основы и практическая значимость // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 19-22.

REFERENCES

1. Belova L.I. On the issue of the organizational culture of the university. Vestnik YUUrGU. Seriya: Sotsiafno-gumanitarnyye nauki, 2006, no. 17 (72), pp. 217-218 (In Russian).

Gabdulkhakova R.V., Gareyev E.S., Peshkin O.V. Muzey kak instrument svyazey s obshchestvennosttyu vysshego uchebnogo zavedeniya [Museum as a public relations tool for a higher education institution]. Ufa, UGNTU Publ., 2012. p. 24.

Gabdulkhakova R.V., Kozlova YU.B., Grogulenko N. V. The role of Internet communications in promoting the image of the city. Yevraziyskiy yuridiches-kiyzhurnal, 2021, no. 1 (152), pp. 429-431 (In Russian).

Kozlova YU.B., Badretdinova G.R. USPTU Career Center as a tool for optimizing the university's corporate culture: opportunities and prospects. Flagman nauki: nauchnyy zhurnal, 2023, no. 5(5), pp. 480-485 (In Russian).

Kozlova YU.B. Gamification in the system of modern higher education: theoretical foundations and practical significance. Istoriya i pedagogika yest-estvoznaniya, 2022, no. 1, pp. 19-22 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Козлова Юлия Борисовна, к.соц.н., доцент кафедры социальных и Yuliya B. Kozlova, Cand. Sci. (Soc.), Assoc. Prof. of the Department of

политических коммуникаций, Уфимский государственный нефтяной Social and Political Communications, Ufa State Petroleum Technological

технический университет. University.

1 •2024

История и педагогика естествознания

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.