Р.В. Габдулхакова
Образовательный центр «Музей истории УГНТУ»
(г. Уфа)
В.Б. Барахнина, В.А. Надеждин
Уфимский государственный нефтяной технический университет
(г. Уфа)
Роль корпоративного музея в продвижении Бренда Уфимского государственного нефтяного технического университета
УДК 069.015 DOI 10.24411/9999-035A-2019-10906
В последнее десятилетие высшие учебные заведения придают все большее значение такому каналу связей с общественностью как корпоративный музей. Ресурсы музея истории Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) позволяют работать со всеми целевыми аудиториями вуза (внутренними и внешними), позиционируя его как современное учебное заведение с богатыми образовательными, научно-исследовательскими и культурными традициями, стандартами корпоративной культуры, гарантирующими высокое качество предоставляемых образовательных услуг.
Образовательный центр «Музей истории УГНТУ» постоянно ищет новые ресурсы для эффективной работы с целевыми аудиториями вуза. Анализ и обобщение такого опыта может быть полезным, как для теоретиков, так и для практиков, работающих в области маркетинга и продвижения вузов, а также специалистам по музейному делу. Ключевые слова: позиционирование и продвижение бренда образовательной организации, роль музея университета, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Музей истории
УГНТУ.
R.V. Gabdulkhakova, V. B. Barahnina, V. A. Nadezhdina Ufa State Petroleum Technological University
(Ufa)
The role of the corporate museum in brand promotion Ufa State Petroleum Technological University
In the last decade, higher education institutions have been giving increasing importance to such a channel of public relations as the corporate museum. The resources of the Museum of History of the Ufa State Petroleum Technological University (USpTU) allow you to work with all the target audiences of the university (internal and external), positioning it as a modern educational institution with rich educational, research and cultural traditions, corporate culture standards that guarantee the high quality of educational services. The educational center "Museum of the history of USPTU" is constantly looking for new resources for effective work with the target audiences of the university. Analysis and generalization of such experience can be useful for both theorists and practitioners working in the field of marketing and promotion of universities, as well as museum specialists. Keywords: brand positioning and promotion of the educational organization, the role of the university's museum, Ufa State Petroleum Technological University, the Museum of History of Ufa State Technological University.
Наличие значительных
изменений в сфере высшего образования (обострение
конкуренции среди вузов, появление новых специальностей, изменение характера требований к вузу со стороны абитуриентов и их родителей и пр.) делают все более значимыми такие факторы финансовой стабильности
образовательных учреждений как бренд, репутация, имидж, престиж. Вузам приходится по-новому рассматривать не только экономические и организационные ресурсы своего выживания и развития [1, 5]. Сегодня любой вуз сталкивается с необходимостью стратегически обусловленного позиционирования, открытого диалога с общественностью. И, хотя
позиционировании предприятий, а также производимых ими товаров и услуг. Поэтому многие организации, где ранее не было музеев, их создают и развивают. Информативный, грамотно
оформленный, вызывающий интерес у публики музей может сыграть важную роль в позиционировании учебного заведения и продвижении его услуг.
В Уфимском государственном нефтяном техническом университете музейная работа ведется более 30 лет. К 60-летию вуза (2008 г.) было приурочено открытие нового подразделения «Образовательный центр
-«Музей истории УГНТУ» (ОЦ МИ УГНТУ). Название отражает одно из важных предназначений центра.
Музейная экспозиция УГНТУ
реализация задач брендинга все чаще осуществляется специальными отделами, возрастает роль в осуществлении связей с общественностью всех подразделений вуза, поскольку каждый работник образовательного учреждения является вольным или невольным носителем имиджевых и репутационных характеристик своего предприятия. А такие структуры, как корпоративный музей, изначально создаваемые для работы с людьми, неизбежно вынуждены расширять свои функции.
Опыт деятельности корпоративных музеев показал их высокую эффективность в
состоит двух больших разделов:
— история нефтегазовой отрасли и высшего нефтегазового образования в Республике Башкортостан;
— история и достижения Уфимского нефтяного института - Уфимского государственного нефтяного технического университета.
На базе экспозиций музея студенты и школьники получают знания в области истории нефтегазового образования, нефти, нефтегазовой и нефтехимической отраслей, но также, благодаря современным
информационным технологиям
26
© Р.В. Габдулхакова, В.Б. Барахнина, В.А. Надеждин
- углубленные знания по ряду профильных дисциплин.
В то же время в концепцию ОЦ МИ УГНТУ изначально были заложены новые функциональные возможности: как центра общения коллектива университета; как канала связей вуза с его общественностью (жителями города и республики, с выпускниками, партнерами и, конечно, с сегодняшними и будущими студентами) и как инструмента продвижения вуза и его услуг средствами музейной коммуникации. Ресурсы музея УГНТУ позволяют работать со всеми целевыми аудиториями вуза, позиционируя его как современное учебное заведение с богатыми образовательными, научно-исследовательскими и культурными традициями [2, 4].
В положении о Музее цель его деятельности (миссия) зафиксирована следующим образом: «...содействие вузу в повышении научного, образовательного, социального и культурного потенциала для продвижения Уфимского государственного нефтяного технического университета в мировое и российское научное и образовательное пространство».
В положении зафиксированы следующие функции ОЦ МИ УГНТУ: образовательная,
научно-просветительская, проф-ориентационная, воспита-
тельная, имиджевая и рекламно-информационная, корпо-
ративная (поддержание чувства корпоративного единства
выпускников, студентов, преподавателей и сотрудников), художественно-эстетическая и творческая, функция организации свободного времени и др.
На современном этапе образовательный центр «Музей истории УГ-НТУ» ориентируется на решение следующих задач в области позиционирования и продвижения бренда университета:
- формирование благоприятного отношения к УГНТУ как современному вузу, удовлетворяющему многообразные образовательные потребности населения Республики Башкортостан, регионов России, стран дальнего и ближнего зарубежья;
- расширение постоянной целевой аудитории и партнеров вуза;
- укрепление высоких стандартов корпоративной культуры, корпоративного единства студентов, выпускников, преподавателей и сотрудников Уфимского государственного нефтяного технического университета.
В комплексе позиционирования и продвижения бренда УГНТУ музей вуза реализует свои задачи по следующим направлениям:
- позиционирование УГНТУ средствами выставочно-экспозиционной деятельности музея;
- продвижение УГНТУ в глобальной сети интернет посредством размещения научно-просветительских, информационно-справочных и иных материалов в интернет-порталах и социальных сетях;
- привлечение к университету внимания СМИ посредством создания новостных поводов и специальных мероприятий непосредственно в музее истории УГНТУ;
- создание календарей знаменательных дат как новостных поводов при планировании коммуникаций вуза с общественностью.
К основным инструментам позиционирования и продвижения бренда УГНТУ, относятся специальные
мероприятия (экскурсии,
лекции, инженерные и профориентационные игры, круглые столы, научно-просветительские семинары,
Габдулхакова Рита Виллуновна,
заместитель директора Образовательного центра «Музей истории УГНТУ» (г. Уфа)
Барахнина Вера Борисовна,
к.техн.ндоцент кафедры «Промышленная безопасность и охрана труда» Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Уфа)
Надеждина Вера Александровна,
д.и.н., профессор кафедры «Философия, история и социальный инжиниринг» Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Уфа)
специализированные тематические выставки, конкурсы, юбилеи, участие в освещении и сопровождении важных территориальных спортивных и культурных мероприятий, которые охватывают целевую аудиторию музея), новости (предоставление медиа благоприятных новостей о деятельности музея, его посетителях, о достижениях сотрудников университета, юбилейных датах жизни вуза), выступления (на научно-практических конференциях и семинарах, на собраниях коллективов подразделений и в студенческих группах, в школьных аудиториях и т. д.), участие в общественной деятельности (организация мероприятий для людей с ограниченными возможностями, для детей из детских домов т. д.), деятельность клуба друзей музея, публикации в научных изданиях и СМИ, реклама (брошюры, буклеты) и др.
Все мероприятия музея, проводятся с учетом задач вуза в области коммуникаций с различными целевыми аудиториями. В работе с абитуриентами и школьниками акцент делается на профессиональную ориентацию, продвижение специальностей, презентацию конкурентных характеристик УГНТУ.
Студентам вуза сотрудники музея демонстрируют основные достижения вуза, структуру научно-исследовательского комплекса, корпус выдающихся выпускников, а также структуру и деятельность топливно-
энергетического комплекса. Таким образом, решаются задачи приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности, формирование чувства корпоративного единства, а также поддержка карьерных устремлений [3, 6].
Выпускники — одна из важных целевых аудиторий вуза, поэтому с ней проводится особая работа: предварительный сбор и
презентация информации об учебных группах и их преподавателях, презентация истории и современных достижений вуза, подчеркивание вклада выпускников в развитие вузовского образовательного, научно-производственного и социального комплекса. В музее проводится вручение дипломов, организуются встречи выпускников прошлых лет. Во время этих мероприятий активно используются механизмы обратной связи вуза с выпускниками.
В работе с партнерами вуза особо подчеркивается их роль в развитии научно-
производственного потенциала вуза.
Для преподавателей и сотрудников университета важнее при демонстрации экспозиции показать их личный вклад в общие достижения вуза. Работа с персоналом университета
направлена на укрепление высоких стандартов общей и профессиональной культуры преподавателей, студентов и сотрудников университета, формирование профессиональной ответственности и гордости, уважения к университету, учебному процессу и научному творчеству.
Музей ведет работу с еще одной целевой группой — дети сотрудников вуза. Анализ показал перспективность работы с этой целевой аудиторией как в плане развития внутрикорпоративных связей с общественностью, так и для позиционирования вуза во внешней среде (через родителей, друзей и одноклассников).
Эффективность участия музея в позиционировании и продвижении имиджа и бренда вуза может быть оценена по ряду критериев, среди которых можно отметить количество упоминаний о вузе в СМИ на основе информационных поводов, созданных музеем. Однако этот критерий нельзя считать исчерпывающим, поскольку музей — это
среда непосредственного контакта с целевыми аудиториями университета. И здесь самым важным критерием эффективности может стать качественный эмоциональный контакт сотрудников музея с посетителями, перевод их из состояния простых визитеров в друзей сначала музея, а потом и университета. О качестве работы музея говорит рост показателей посещаемости, результаты наблюдений сотрудников, отзывы посетителей в книге гостей музея. В последние годы музей все чаще упоминается в СМИ, в электронных новостных порталах и социальных сетях. Также музей представлен положительными отзывами посетителей на туристических сайтах. О росте влияния музея на выбор УГНТУ как места учебы говорят данные анкетирования абитуриентов, проводимые в период приемной кампании.
В музее разработаны собственные инструменты обратной связи с посетителями: анкета посетителя, «Письмо времени», книга отзывов. Они позволяют пополнять информационную базу вуза о его выпускниках, о потребностях целевых групп, что является важным фактором разработки коммуникативной политики УГНТУ в области продвижения бренда.
Литература:
1. Габдулхакова Р.В., Ба-рахнина В.Б., Местер Г.В. О роли музея истории УГНТУ в подго-товке специалистов трубопроводного транспорта // Трубопроводный транспорт - 50: материалы VIII меж-дунар. науч.-практ. конф. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2012. С. 454-456.
2. Габдулхакова Р.В., Ибрагимова Р.А., Барахнина В.Б. Инженерная игра как средство подготовки профессионально ориентированного абитуриента нефтегазового вуза. В кн.: Сборник научных статей и материалов VI Международная научно-практической конференции «Мир Востока и Запада: история, проблемы, перспективы», посвященной 70-
летию УГНТУ, Уфа: Изд-во УГНТУ,
2017. С. 58-64.
3. Габдулхакова Р.В., Местер Г.В., Барахнина В.Б. Инженерная игра как средство позиционирования профессий, связанных с транспортом нефти// Тезисы докладов XIII Международной учебно-научно-практической конференции «Трубопроводный транспорт-2018», 23-24 мая 2018 года, Уфа: Изд-во УГНТУ,
2018. С. 428-430.
4. Габдулхакова Р.В., Местер Г.В., Барахнина В.Б. Экологическая игра для школьников в музее истории УГНТУ. Материалы VII Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Экологические проблемы нефтедобычи» Уфа: Нефтегазовое дело, 2018. С. 146-147.
5. Габдулхакова Р.В., Мусихина И.А., Барахнина В.Б. Музейные мероприятия в системе внутрифирменных коммуникаций вуза// Совре-
менный PR: теория, практика, образование: материалы X междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2015. С. 51-53.
6. Виноградова Н.В., Габдулхако-ва Р.В., Гареев Э.С. Традиционные и инновационные технологии организации учебных занятий по социогу-манитарным дисциплинам в техническом вузе// Казанский педагогический журнал. 2016. Т. 2, №2 (117). С. 269-273.