Научная статья на тему 'Использование историко-биографического материала в музеино-образовательной среде'

Использование историко-биографического материала в музеино-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / HISTORICAL AND BIOGRAPHICAL MATERIAL / ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ / ENGINEERING STAFF / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / EDUCATIONAL CENTER / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / OIL AND GAS / ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / МУЗЕЙ ИСТОРИИ УГНТУ / ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габдулхакова Р.В., Барахнина В.Б., Надеждина В.А.

В статье показаны примеры использования историко-биографического материала в воспитании инженерных кадров для нефтегазовой отрасли в Образовательном центре музее истории Уфимского государственного нефтяного технического университета. Признание вклада наших соотечественников в мировую науку и культуру, в развитие отечественной промышленности и профессионального образования содержит в себе огромный воспитательный потенциал. Важно, чтобы новые поколения российских инженеров и исследователей знали об успехах и достижениях предшественников. Это позволит гуманизировать образовательный процесс, воспитать у студентов социально иличностно значимые качества, позволяющие жить в условиях постоянно меняющегося мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPLAY OF THE CERAMOLOGICAL COMPONENT OF THE TRADITIONAL CULTURE OF NUTRITION IN THE MUSEUM PRACTICE OF UKRAINE

The article shows examples of the use of historical and biographical material in the education of engineering personnel for the oil and gas industry in the Education Center Museum of the History of Ufa State Oil Technical University. Recognizing the contribution of our compatriots in the world of science and culture, the development of domestic industry and vocational education contains a tremendous educational potential. It is important that the new generation of Russian engineers and researchers know about the successes and achievements of predecessors. This will humanize the educational process, to cultivate students' social and personal importance of quality, allowing to live in a constantly changing world.

Текст научной работы на тему «Использование историко-биографического материала в музеино-образовательной среде»

Р.В. Габдулхакова, В.Б. Барахнина, В.А. Надеждина

Уфимский государственный нефтяной технический университет

(г. Уфа)

Использование историко-биографического материала в музейно-образовательной среде

В статье показаны примеры использования историко-биографического материала в воспитании инженерных кадров для нефтегазовой отрасли в Образовательном центре музее истории Уфимского государственного нефтяного технического университета. Признание вклада наших соотечественников в мировую науку и культуру, в развитие отечественной промышленности и профессионального образования содержит в себе огромный воспитательный потенциал. Важно, чтобы новые поколения российских инженеров и исследователей знали об успехах и достижениях предшественников.

Это позволит гуманизировать образовательный процесс, воспитать у студентов социально и личностно значимые качества, позволяющие жить в условиях постоянно меняющегося мира. Ключевые слова: историко-биографический материал, инженерные кадры, образовательный центр, нефтегазовая отрасль, педагогика, музей истории УГНТУ, введение в специальность.

V.B. Barakhnina, R.V. Gabdulhakova, V.A. Nadezhdina Ufa State Petroleum Technological University

(Ufa)

Display of the ceramological component of the traditional culture of nutrition in the museum practice of Ukraine

The article shows examples of the use of historical and biographical material in the education of engineering personnel for the oil and gas industry in the Education Center Museum of the History of Ufa State Oil Technical University. Recognizing the contribution of our compatriots in the world of science and culture, the development of domestic industry and vocational education contains a tremendous educational potential. It is important that the new generation of Russian engineers and researchers know about the successes and achievements of predecessors. This will humanize the educational process, to cultivate students' social and personal importance of quality, allowing to live in a constantly changing

world.

Keywords: historical and biographical material, engineering staff, educational center, oil and gas,

education

Анализ практики подготовки инженерных кадров в технических вузах выявляет усиление тенденции к технократизации, в то время как в базовых документах, определяющих принципы системных изменений в образовании, декларируется необходимость формирования у вы пускника вуза не только бага знаний. Речь идет так же о низации образовательного процесса, о воспитании социально и личностно значимых качеств, позволяющих жить в условиях постоянно меняющегося мира.

Две эти линии - технократи-зация и гуманизация - не всегда уживаются друг с другом в силу множества причин (экономического, социально-психологического, административно-управленческого и иного характера), но это не отменяет самой потребности в гуманизации, а также в поиске соответствующих форм ее реализации.

В качестве одного из основ-

ных направлений гуманизации обучения и воспитания сегодня рассматриваются профессионализация, социализация и аксио-логизация. Профессионализация -

личности, определяя ее действия и поступки и в профессиональной и в социальной среде. Но именно ценностный аспект гуманизации на рубеже ХХ и XXI вв. оказался наиболее уязвимым. Масштабные социально-

политические и экономические ансформации, повлекшие за системный кризис в обра-ии, стали причиной обра-ия вакуума воспитания и ценностных ориентаций [3, с. 4]. Новые приоритеты и ценности,

I_I

декларируемые в образовании, как выясняется, связаны с формальными принципами интеграции в мировое образовательное и профессиональное сообще-

ской мобильности и другими факторами, которые во многом стирают индивидуальные особенности человека, стандартизируют его поведение в профессиональной и соци-альной среде. Однако, человек вне времени, вне пространства и вне конкретной культуры весьма уязвим с точки зрения индивидуального выбора, личностной свободы.

это процесс, заключающийся в том, чтобы показать студенту возможности его профессионального роста и со-

вершенствования. Социализация ориентирована на формирование способностей и навыков гармонизации отношений с другими людьми, адаптации специалиста в производственном коллективе; аксиологизация связана с формированием ценностного ядра личности выпускника вуза. Ценностные ориентации оказывают влияние на всю структуру

Чтобы строить что-то новое надо знать и оценить известный опыт. Дух времени и приоритетные ценности общества наиболее явно выражаются в деятельности выдающихся ученых.

В этой связи полезно под педагогическим углом зрения взглянуть на ду-ховный опыт старших поколений, используя историко-биографические материалы, связанные с полем профессиональной подготовки студентов технического вуза. В Уфимском государственном нефтяном техническом университете бережно хранится память

о выдающихся инженерах и ученых, чьими усилиями создавалась мощь топливно-энергетического комплекса страны. Их биографии и достижения становятся предметом студенческих научных исследований, рефератов, выступлений на конференциях. В специализированных аудиториях и в рекреациях учебных корпусов размещены мемориальные стенды. В Музее истории УГНТУ проводятся выставки, посвященные памятным датам, связанным с именами выдающихся ученых и специалистов нефтегазовой отрасли [2, с. 6].

Одной из ярких фигур в истории отечественной и мировой нефтяной ин-дустрии, науки и техники является Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939). Более полувека - с последней четверти XIX по 30-е годы ХХ в.- его работы определяли лидерство России в самых разных областях инженерной мысли. Его вклад в развитие нефтегазовой отрасли невозможно переоценить. Многие его изобретения намного опередили свое время, а их теоретическое обоснование и формулы расчета вошли в учебную и справочную литературу, включая первый русский курс «Технологии нефти», написанный К.И. Тум-ским [1, с. 7].

В 1878 г. Шуховстал главным инженером строительства первого российского нефтепровода Балаханы - Черный Город, построенного на бакинских нефтепромыслах по его же проекту для компании «Братья Нобель». Владимир Григорьевич не только проектировал нефтепроводы, он создал классическую теорию, рассчитав точные математические формулы для описания процессов транспорта нефтепродуктов по трубопроводам. Первый в мире мазутопровод с подогревом - также его детище. Первые российские магистральные трубопроводы Баку-Батум

(883 км, 1907) и Грозный-Туапсе (618 км, 1928) также появились благодаря инженерному и математическому гению Шухова [4, с. 8].

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Шухов получил золотую медаль за изобретение нового водотрубного парового котла в горизонтальном и вертикальном исполнении (патенты Российской империи №15 434 и №15 435 от 27 июня 1896). По патентам Шухова были произведены тысячи паровых котлов [1, с. 7].

Шагом в развитии российского транспорта нефти стали речные танкеры-баржи, строительство которых Шухов начал в середине 1880-х гг. на верфях в Царицыне (Волгоград) и Саратове. В.Г. Шухова можно по праву назвать создателем нефтеналивного флота в России.

Интересная ситуация сложилась с изобретением Шухова, которое дало начало промышленному процессу получения автомобильного бензина: это непрерывно действующая трубчатая установка термического крекинга нефти (патент Российской империи №1292 от 27 ноября 1891). В 1912-1916 гг. были получены похожие патенты в США. В 1923 г. Шухову удалось доказать, что американские крекинг-установки не являются оригинальными, а повторяют его патент. Завод «Советский крекинг», впервые в России использовавший патент Шухова при создании установок для получения бензина, был построен в 1931 г. в Баку по его же проекту [4, с. 28].

Интеллектуальное наследие Шухова настолько велико, что только перечень его расчетов и изобретений для нефтяной индустрии мог бы занять немало страниц. Среди них - эрлифт (метод подъема нефти с помощью сжатого воздуха); методка

Барахнина Вера Борисовна,

к.т.н, доцент, специалист по учебно-методической работе Образовательного центра «Музей истории УГНТУ» (г. Уфа)

Габдулхакова Рита Виллуновна,

доцент кафедры Политология, социология и связи с общественностью Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Уфа)

Надеждина Вера Александровна,

д.и.н, профессор кафедры История и политология Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Уфа)

расчета строительства цилиндрических стальных резервуаров для нефтехранилищ; аппарат для непрерывной дробной перегонки нефти, гидравлический дефлегматор для перегонки нефти и других жидкостей, приспособление для прижатия к стене резервуара уплотнитель-ных колец для поршней сухих газгольдеров и мн. другие. В. Г. Шухов впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки, позволявшей эффективно сжигать и мазут, считавшийся ранее отходом нефтепереработки. Некоторые, в особенности ранние изобретения для нефтяной промышленности не были оформлены авторскими правами, но впоследствии часть из них В.Г. Шухов описал в своих работах [10, с. 29].

С 1878 по 1939 гг. по проектам В.Г. Шухова в России и СССР для добычи, хранения, транспорта нефти, газа, нефтепродуктов было проложено около 1600 км трубопроводов, более 10000 стальных цилиндрических резервуаров, более 100 стальных цилиндрических газгольдеров; около 90 речных танкеров (нефтеналивных барж); более 8000 паровых котлов.

Деятельность Владимира Григорьевича Шухова была политехнической. Его разработки относятся к самым различным сферам. Его инженерный гений реализован в более чем 100 конструкциях и более 100 перекрытиях промышленных, общественных и гражданских зданий. Первые железнодорожные мосты, построенные Шуховым в 1892 г. положили начало типовому строительству: это 417 «шу-ховских» мостов на различных железнодорожных линиях. Шухов ввел в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, который впоследствии был использован

в творчестве таких известных мастеров как Гауди

и Ле Корбюзье. К сожалению, из огромного количества творений Шухова до наших дней дожили только около 30 конструкций.

Владимир Григорьевич

включен в список ста выдающихся инженеров всех времен и народов. В России учреждена золотая медаль имени В. Г. Шухова, которая присуждается ученым и инженерам за уникальный вклад в развитие науки и техники. Специалисты считают, что масштаб инженерных достижений В. Г. Шухова сопоставим с научными вкладами таких ученых как М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, И. В. Курчатов, С. П. Королев. Именно такие имена создают авторитет и обеспечивают мировое признание российской науке.

Легендарной личностью можно назвать и выпускника Уфимского нефтяного института Евгения Васильевича Столярова - Героя Социалистического Труда, участника Великой Отечественной войны, Заслуженного нефтяника БАССР, Почетного нефтяника СССР, генерального директора объединения «Баш-нефть» в 1972-1985 гг.

Родился 22 февраля 1922 г. в городе Бугульма Татарской АССР. Трудовую деятельность начал литературным сотрудником районной газеты «Путь Ленина». В октябре 1940 г. стал курсантом Ростовского артиллерийского училища, но осенью 1941 г. вместе с курсантами училища был отправлен на фронт. Войну закончил в звании старшего сержанта. Был дважды ранен и контужен. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Славы 3-й степени, медалью «За отвагу».

В 1952 г. с отличием окончил Уфимский нефтяной институт по специальности «Горный инженер по разработке нефтяных и газовых месторождений».

Его биография мало отличается от пути успешного менеджера, представленного на страницах «Форбс»: начав с глубинки, Евгений Столяров прошел все ступени роста -от инженера, начальника нефтеразведки до генерального директора объединения [6, с. 43].

Евгений Васильевич хорошо понимал, насколько важны для нефтянки высококвалифицированные кадры. Потому никогда не порывал связи с Уфимским нефтяным, который окончил в 1952 г. Он лично возглавлял государственную экзаменационную комиссию. При всей своей занятости, он присутствовал на каждом заседании, с большим вниманием слушал выступления дипломников, вникал

в подробности их работ.

Е.В. Столяров серьезно относился и к практической подготовке специалистов. Именно он был инициатором создания студенческих специализированных отрядов буровиков. Уже со второго курса студенты работали в объединении «Башнефть» на производстве - создавались студенческие буровые вахты и бригады. Евгений Васильевич шел на риски, брал на себя ответственность за обеспечение студентов и наставниками,

и фронтом работ. Столяров понимал: чтобы вырастить высококвалифицированного специалиста, студента надо обеспечить практикой, - и обеспечивал. Наверное, поэтому всегда охотно принимал на работу выпускников Уфимского нефтяного, внимательно относился к молодым специалистам, поддерживал их словом и делом.

Е.В. Столяров, будучи генеральным директором объединения «Баш-нефть», немало способствовал строительству учебного корпуса № 4 Уфимского нефтяного института. Как считают многие, в том числе Юрий Степанович Кузнецов, декан горно-нефтяного факультета

в 1976-1978 гг., «именно благодаря участию Столярова корпус был сдан в срок, несмотря на проблемы. Без него строительство могло растянуться на десятилетия...» [6, с. 12].

Корпус строился

в сейсмоустойчивом исполнении, поскольку в нем должна была работать настоящая буровая установка БУ-75-БРЭ. Эта установка благополучно работает на горно-нефтяном факультете и сегодня. Студенты могут руками потрогать железо, запустить механизмы, а это для буровика совершенно необходимо. Может быть, поэтому выпускники Уфимского нефтяного пользуются большим спросом по сравнению с теми, кто осваивает профессию виртуально.

Столяров был классным специалистом в области бурения и разработки нефти, знал все тонкости этих процессов. Он принимал непосредственное участие в открытии и освоении нефтяных месторождений республики, руководил работами по совершенствованию технологий увеличения нефтеотдачи пластов, по повышению эффективности использования промыслового и бурового оборудования. Для объединения «Баш-нефть» это означало возможности улучшения производственных показателей, сверхплановой добычи нефти и газа. За свой вклад в развитие отрасли Е.В. Столяров награжден орденами Ленина (1976, 1981), Трудового Красного Знамени (1959, 1971), «Знак Почета» (1966), Красной Звезды (1944, 1945), Славы III степени (1944), медалями. На здании ОАО «Баш-нефть» установлена мемориальная доска в честь Героя. Его фамилией названы улицы в Уфе, Бирске, Туймазах и селе Краснохолмском.

Выпускник УГНТУ, впоследствии его ректор А.М. Шамма-зов, писал: «таких руководителей как Е.В. Столяров с особым

уважением называли ге-нералами.За труд. За трудовые подвиги». Звезду Героя Социалистического труда Евгений Васильевич носил гордо - как генеральскую [6, с. 15].

Среди имен, внесших заметный вклад в развитие отечественной нефтеперерабатывающей отрасли и профильного образования, имя Бориса Константиновича Марушкина занимает особое место. Он не обладал высокими официальными титулами и должностями, но имел почетное звание, которым наградили его специалисты-нефтепереработ-чики - «доктор колонн» - за глубокое понимание процессов ректификации. Он не стремился публиковаться в именитых журналах, но его статьи, размещенные

в кафедральных и институтских сборниках, переиздаются сегодня и не теряют своей свежести и новизны. Он был строгим и очень принципиальным преподавателем, но его знания и опыт легли в основу сотен успешных производственных и научных биографий выпускников Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Родился Борис Константинович 28 апреля 1921 г.вс. Трубет-чина Пензенской области в семье ремесленника. Получив аттестат с отличием, в 1939 г. Борис Ма-рушкин поступил в Московский ордена Трудового Красного Знамени нефтяной институт им. академика И.М. Губкина на специальность «Технология нефти и газа». Когда началась Великая Отечественная война, вместе с другими студентами во время воздушных налетов на столицу поднимался

на крыши домов и тушил зажигательные бомбы, и первой правительственной наградой Б.К. Марушкина стала медаль «За оборону Москвы» [8, с. 18].

1941-1943 гг. в составе Московского нефтяного института

Борис Константинович провел в эвакуации в Уфе. В 1948 г., уже кандидатом наук, он был направлен в Уфу в только что созданный Уфимского нефтяной институт, где проработал до самого последнего дня своей жизни в 1994 г. Начал с должности старшего преподавателя, заведовал кафедрой технологии нефти и газа (19501954), кафедрой процессов и аппаратов химической технологии (1954-1964; 1987), работал деканом технологического факультета (1980-1984).

Специалистом и ученым Б.К. Марушкиным выполнены работы в области теории и практики ректификации нефти и нефтепродуктов, адсорбции, абсорбции, каталитического крекинга, экстракционной

очистке масел, депарафиниза-ции, деасфальтизации тяжелых остатков нефти с целью получения остаточных масел, глубоковакуумной перегонке и ректификации тяжелых остатков нефти без применения водяного пара. Марушкиным выполнены исследования по стабилизации нефти, бензинов, дизельных топлив с целью удаления сероводорода и низкокипящих газовых компонентов, по эффективности (КПД) контактных устройств при ректификации многокомпонентных и сложных смесей типа нефть и продуктов ее переработки [7, с. 15].

Огромное внимание Борис Константинович уделял исследованию промышленных колонн нефтеперерабатывающих заводов, реальной эффективности тарелок промышленных аппаратов, разработке методов повышения их эффективности. По результатам этих исследований им созданы ряд высокоэффективных массообменных тарелок и регулярных насадок, которые нашли широкое применение в промышленных аппаратах нефтеперерабатывающих заводов Советского Союза.

Умение видеть и реализовать связь между наукой, обучением и производством, сочетающееся с глубокой внутренней умственной и трудовой дисциплиной, ответственностью и порядочностью, делали Ма-рушкина не просто замечательным преподавателем и научным руководителем. Он был настоящим педагогом, оказавшим благотворное влияние на всех, кто имел счастье рядом с ним учиться и работать [9, с. 10].

Ученики Б.К. Марушкина -Г.Г. Теляшев, К.Ф. Богатых, Е.Т. Китанова, А.Л. Хасанов, М.Н. Минуллин, А.В. Панкратов,

A.П. Винкельман, И.А. Беликова,

B.С. Пручай и др., стали основой Башкирской школы совершенствования массообменного оборудования [8, с. 19]. Борис Константинович был очень требователен - и к себе и к другим. Он постоянно учился сам.

Б.К. Марушкин - автор 200 статей, 72 авторских свидетельств. Заслуженный деятель науки и техники БАССР (1971). Награжден медалями «За оборону Москвы», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной

войне», почетными знаками «Победитель социалистического соревнования», «Ударник девятой пятилетки», Министерства высшего и среднего специального образования СССР «За отличные успехи в работе», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Башкирской АССР, Минвуза РСФСР и др.

Очень важно, чтобы новые поколения российских инженеров и исследователей знали об успехах и достижениях предшественников. Признание вклада наших соотечественников в мировую науку и культуру, в развитие отечественной промышленности и профессионального образования содержит в себе огромный воспитательный потенциал.

Литература:

1. Арнаутов Л.И., Карпов Я.К. Повесть о великом инженере. — М.: Московский рабочий, 1978. — 240 с.

2 Барахнина В.Б., Габдулхакова Р.В., Местер Г.В. О роли музея истории УГНТУ в подготовке специалистов трубопроводного транспорта // Трубо-проводный транспорт — 50: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. / ред. кол.: А.М. Шам-мазов и др. — Уфа: Изд-во УГНТУ, 2012. — С. 454-456.

3 Виноградова Н.В., Габдулхакова Р.В., Гареев Э.С.Традиционные и ин-новационные технологии орга-

низации учебных занятий по социогуманитар-ным дисциплинам в техническом вузе// Казанский педагогический журнал. — 2016. — ^ 2. — №2 (117). — С. 269-273.

4 Шухова Е.М. Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России. — М.: Изд-во МГТУ, 2003. — 368 с.

5 ГабдулхаковаР.В., Мусихина И.А., Барахнина В.Б. Музейные мероприятия в системе внутрифирменных коммуникаций вуза// Современный PR: теория, практика, образование: материалы X междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. — Уфа: Изд-во УГНТУ, 2015. — С. 51-53.

6 Е.В. Столяров - выдающийся организатор нефтяной промышленности Башкирии: [сборник воспоминаний] / Сост. Э.А. Зайнетдинов. — М., 2012. — 282 с.

7 Марушкин Б.К. Избранные труды. — Уфа: Изд-во ГУП ИНХП РБ, 2008. — 520 с.

8 Самойлов Н.А. Профессор Борис Константинович Марушкин. — Уфа: Изд-во УГНТУ, 1996. — 25 с.

9 Теляшев Г.Г. Учитель // За нефтяные кадры. — 1969. №13-16. -С.3-5.

10 История нефтегазового дела в России /А.М. Шаммазов, Р.Н. Бах-тизин, Б.Н. Мастобаев, Э.М. Мовсум-заде. — М.: Химия, 2001. — 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.