проблемы, организация, готовности учиться новому, но и конечно, обогатить ваш инженерный словарный запас и наиболее эффективно улучшить ваши разговорные навыки?» С помощью 'да',' нет', «не знаю» ответы: 100% - 16 из 16 отметили «да».Мы пришли к выводу, что видео может быть современной эффективной формой обучения, которая создает стимулирующую языковую среду, призванную не только совершенствовать языковые навыки, но и решать ключевую проблему развития трансверсальных навыков студентов-инженеров.[8,11] Данная форма является незаменимой при электронном обучении (дневном, смешанном или дистанционном).
Выводы. Выбор видеоматериалов и использование такой формы обучения были высоко оценены студентами, поскольку они помогли им не только в развитии коммуникативных навыков, но и в обогащении дополнительным и важным материалом для повышения своих профессиональных навыков.
Литература:
1. Валеева Р.С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции как условие успешной реализации академической мобильности / Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-10. С. 38-44.
2. Валеева Э.Э. Профессионально-ориентированная иноязычная подготовка магистрантов инженерного вуза / Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 196.
3. Гиниятуллина Д.Р. К вопросу об организации обратной связи между преподавателем и студентами (с использованием анкетирования). / Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 63-66.
4. Муртазина, Э.И. Толерантность как ключевая общекультурная компетенция будущих инженеров в образовательных стандартах России и зарубежных стран / Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов: материалы международной научной конференции / Международный журнал экспериментального образования. 2015. №12. - часть 3. - М.: Академия естествознания. С. 435-436. (0,06 п.л.) ISSN-1996-3947
5. Зиннатуллина Л.М., Галеева Ф.Т. Родители-дети. Решение вопроса. Педагогическоя поддержка родителей / Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2017. № 54-5. C. 198-202.
6. Зиннатуллина Л.М. Использование контекстуально трансформированных адвербиальных фразеологических единиц в английском и русском языках / Научное обозрение: гуманитарные исследования, 2017. №7. С. 129-134
7. Зиннатуллина Л.М. Вариантность адвербиальных фразеологических единиц в английском и русском языках. / Litera. 2019.№ 4. С. 17-25.
8. Зиннатуллина Л.М. Функционально-стилистические особенности определения англо-русских фразеологических аналогов. / Казанская наука. 2019. № 5. С. 79-81.
9. Царева Е.Е., Фахретдинова Г.Н., Зиннатуллина Л.М., Дулалаева Л.П. Компетенции в инженерном образовании в странах Евросоюза / Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 2. С. 15-19.
10. Фахретдинова Г.Н., Дулалаева Л.П., Зиннатуллина Л.М., Царева Е.Е. Важность развития трансверсальных компетенций в системе высшего образования стран Евросоюза. / Тенденции развития науки и образования. 2020. № 58-8. С. 30-33.
11. Фахретдинова Г.Н., Формирование трансверсальных навыков в преподавании иностранного языка в инженерном вузе. / Иностранные языки в современном мире. - Казань, 2020. - т. 1. - С. 282-291
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: 1999. - С. 86.
Педагогика
УДК 371
студент магистратуры Зубова Татьяна Владимировна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация. В статье рассматриваются общие и специфические особенности развития корпоративной культуры в образовательном учреждении, определяется сущность образовательного учреждения, его типы и особенности. Рассмотрена сущность образовательной деятельности и ее предмет. Представлено понятие корпоративной культуры, проведён анализ ее основных функции в системе образования. Описано влияние и роль корпоративной культуры на деятельность образовательного учреждения. Рассмотрены показатели высокой корпоративной культуры, процесс создания корпоративной культуры в образовательном учреждении.
Ключевые слова: образовательное учреждение, образовательная деятельность, педагогический коллектив, корпоративная культура.
Annotation. The article discusses the general and specific features of the development of corporate culture in an educational institution, defines the essence of an educational institution, its types and features. The essence of educational activity and its subject are considered. The concept of corporate culture is presented, its main functions in the education system are analyzed. The influence and role of corporate culture on the activity of an educational institution is described. Indicators of high corporate culture, the process of creating a corporate culture in an educational institution are considered.
Keywords: educational institution, educational activity, teaching staff, corporate culture.
Введение. Работа в педагогической сфере очень сложна как морально, так и психологически. Поэтому перед руководителем стоит несколько важных задач: поддержание морального и психологического климата, поддержка инициатив сотрудников и стремление к саморазвитию, формирование личных убеждений, правил и норм, которые имеют решающее значение в поведении человека. или группа людей, а команда в своей очереди передает этот климат студенческому коллективу. Корпоративная культура позволяет решать эти проблемы. В работах некоторых авторов, обращавшихся к проблеме управления корпоративной культурой в
целом и применительно к учебному заведению, корпоративная культура рассматривается как важный элемент деятельности менеджера.
Для изучения особенностей развития корпоративной культуры в образовательном учреждении необходимо определить ее сущность и особенности.
Изложение основного материала статьи. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) ключевыми лицом, осуществляющем образовательную деятельность, является образовательная организация, определяемая как некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, в соответствии с целями, ради которых такая организация создавалась. В зависимости от уровня образовательной программы, реализуемой образовательной организацией, она может быть дошкольной, общеобразовательной, профессиональной образовательной, высшего образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования [1].
Наиболее распространенной организационно-правовой формой образовательной организации в России является учреждение. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 123.21 определяет учреждение как унитарную некоммерческую организацию, созданную владельцем для выполнения управленческих, социально-культурных или других некоммерческих функций. По мнению Б.М. Бим-Бада, образовательное учреждение — это организационно-правовая форма организации, ведущей образовательный процесс. Образовательное учреждение может реализовывать одну или несколько образовательных программ, обеспечивая при этом содержание и воспитание учащихся [3, с. 174-175]. В зависимости от того, кто является учредителем образовательные учреждения могут быть государственными (учреждены Российской Федерацией или ее субъектом), муниципальными (учреждены муниципальным образованием) и частными учреждениями, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений.
Независимо от типа учебного заведения, каждое должно иметь свою корпоративную культуру, поскольку корпоративная культура в современной науке считается универсальным социальным явлением, определяющим уникальность, оригинальность, эффективность и конкурентоспособность любой организации. Существенным фактором развития корпоративной культуры в образовательном учреждении будет объект его деятельности - образовательная деятельность.
В настоящее время возникает много споров и дискуссий по проблеме сущности образовательной деятельности. Происходит это потому, что в процессе образовательной деятельности решается значительный спектр задач социализации личности и формирования гражданина.
Образовательная деятельность - это вид деятельности, содержанием которой является социальная деятельность, обучающая, воспитательная, образовательная и развивающая, то есть та деятельность, которая направлена на передачу опыта от старших поколений к младшим, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определённых социальных ролей в жизни и обществе. Для этого необходимо непрерывное обучение и развитие педагогов и системы в целом [3].
Учителя являются примером для детей во всем. Именно поэтому качество образования становится ключевой проблемой в настоящее время.
Изучение этого явления важно для развития теории и практики педагогического менеджмента, в том числе для решения проблемы менеджмента качества в образовании. А если говорить о моральной составляющей проблемы, которая еще недостаточно изучена в педагогике, то обращение к корпоративной культуре как системе коллективных ценностей кажется просто необходимым. В. Бердяев считает, что «культура — это не осознание нового бытия, а осознание новых ценностей» [2, с. 164]
Корпоративная культура является неотъемлемой частью деятельности образовательного учреждения, оказывает непосредственное влияние на все протекающие в нем процессы. Исследования показывают, что влияние корпоративной культуры оказывает влияние на результативность работы учреждения [8, с. 13]. Корпоративная культура сама по себе нематериальна, она затрагивает все виды и уровни деятельности в учреждении, отзывается в любом событии, происходящем в организации, определяя поведение сотрудников в соответствии с теми ценностями и нормами, которые являются ее основой [4, с. 420].
Так или иначе, в каждом учебном заведении есть своя корпоративная культура, ведь ее носителями являются люди, которые там работают или учатся. Чем дольше люди работают вместе, тем больше создается культура в коллективе. Он как бы отделен от людей и становится независимым субъектом, особым атрибутом организации.
Основной характеристикой профессиональной деятельности учителей является корпоративный характер работы и коллективная ответственность за конечный результат, поскольку достижения и успехи любого выпускника, будь то детский сад, школа или университет, являются результатом совместной деятельности, а не учителя, а всего коллектива. Ведь индивидуальные усилия учителей не принесут желаемого результата, в педагогике важно, чтобы учитель согласовывал свои действия с действиями других.
А.А. Орлов, М.М. Поташник, Р.Х. Шакуров, - неоднократно в своих работах описывали тот факт, что на конечный результат работы образовательного учреждения в большей степени, влияет уровень взаимодействия всех педагогов [7, с. 46].
Корпоративная культура важна, так как она выполняет одновременно несколько функций в системе образования.
1. Функция внутренней интеграции. Она усиливает сплоченность в коллективе, помогает согласовывать действия педагогов, усиливает взаимопонимание, общность, помогает почувствовать себя одной командой. Достижение целей образовательной деятельности возможно только при совместной работе всего педагогического коллектива.
2. Функция внешней адаптации. Она формирует имидж образовательного учреждения, который отличает его от других образовательных учреждений такого же типа. Помогает найти свой собственный стиль взаимодействия с социальными партнерами, родителями, выпускниками и другими учреждениями.
3. Аксиологическая функция. Она способствует созданию и закреплению корпоративных ценностей, в содержание которых входит отношение к школе, ученикам, их родителям, выпускникам. Влияет на взгляды и убеждения педагогов, тем самым помогая становлению общих корпоративных ценностей, являющихся личностно значимыми.
4. Стимулирующая функция. Она усиливает процесс вовлеченности работника в дела образовательного учреждения, взращивает чувство преданности и причастности к коллективу. Если
образовательное учреждение является статусным, то педагог будет должен поддерживать марку своего места работы. Когда коллеги - педагоги, участвуют в семинарах и конкурсах, занимают призовые места, когда об образовательном учреждении пишут и говорят СМИ, то появляется чувство гордости за свое место работы, за целеустремленный коллектив, который вовлекает в деятельность и помогает добиваться успехов в работе.
5. Регламентирующая функция. Она формирует единое нормативное поле, которое контролирует определенные образцы поведения, свойственные традициям данного образовательного учреждения и целям образовательной деятельности. В частности, в последнее время периодически возникают противоречия между тем, что дозволено и не дозволено делать педагогу во и вне рабочее время, каким образом ему следует вести себя в социальных сетях - все эти вопросы позволяет решить установление на уровне организации определенных норм и правил поведения.
6. Информационная функция. Она помогает новому педагогу быстрее влиться в рабочий коллектив и в жизнь образовательного учреждения. Эта функция концентрирует сведения о нормах, правилах, стандартах деятельности, принятых данным коллективом.
7. Коммуникационная функция. Она обеспечивает взаимопонимание и взаимодействие педагогов, через корпоративные ценности, традиции и нормы поведения.
Таким образом, мы видим, что благодаря функциям корпоративной культуры легче строить командные отношения, это средство гармонизации социальных отношений и помогает навести порядок и коллективный командный образ жизни. Кроме того, эти функции служат инструментом «интеграции системы и уменьшения социальной конфронтации, сглаживания социального неравенства и достижения согласия (партнерства) между основными социальными силами».
В каждом педагогическом коллективе есть основная система ценностей, свои традиции, имидж, культура общения. Как показывает практика для того, чтобы эти традиции и ценности соблюдать, поддерживать и развивать, необходим человек -мотиватор. Коим и должен являться руководитель, директор, заведующий. На каждом уровне образования, в каждой организации. Так как стихийно корпоративная культура развиваться и поддерживаться не может.
Признаками высокой корпоративной культуры считаются: устойчивая идеология организации; широкое продвижение корпоративных ценностей, благоприятный психологический климат; сплоченность. Поскольку команда формирует атмосферу, от которой зависит имидж всей организации, этой командой необходимо правильно управлять, что и делает топ. Само понятие менеджмента тоже не стоит на месте, основная цель образовательного менеджмента - личность учителя и ученика. Так как «результаты образовательной деятельности, какая бы организация или учреждение не шло в расчет, связаны с ее организационной культурой, которая в свою очередь оказывает серьезное воздействие на спрос услуг» [6, с. 70].
Ознакомившись с работами Ю.А. Конаржевского, В.С. Лазарева, А.М. Моисеева, К.М. Ушакова, С.В. Кульневича, мы видим, что в последнее время интерес к проблемам корпоративной культуры явно увеличился. Авторы отмечают, что «корпоративная культура образовательного учреждения является фактором, который помогает учителям и обучающимся взаимодействовать с учетом общих интересов, правил, стереотипов, а также помогает выполнять свою работу с соблюдением норм и правил ее выполнения» [10, с. 14].
Понятие «корпоративная культура» все чаще используется в педагогическом сообществе. Это связано с тем, что в настоящее время большинство социальных и профессиональных институтов строят свой бизнес на основе корпоративных отношений. Поэтому система образования также должна быть нацелена на достижение корпоративных целей и корпоративных интересов. Несмотря на ограниченные возможности использования коммерческих и хозрасчетных отношений, образовательные учреждения также подвержены конкуренции, то есть возникают ситуации, когда они вынуждены отстаивать свои интересы на рынке образовательных услуг. Современное общество строит свою деятельность по принципу корпоративных интересов, поэтому образовательные учреждения не должны оставаться вне рамок этих отношений.
Корпоративная культура создается в сотрудничестве с учреждением. В то же время сотрудники преодолевают трудности внешней адаптации и внутренней интеграции.
Внешняя адаптация — это реакция всей организации на требования внешней среды. Трудности во внешней адаптации проявляются в сосуществовании заведения с другими учебными заведениями, которые находят свою нишу в формировании отношений с потребителями и конкурентами. В рамках внешней адаптации устанавливаются цели и стратегия организации и устанавливаются критерии оценки результатов деятельности сотрудников.
Внутренняя интеграция создает команду, которая становится одной командой. Внутренняя интеграция происходит в процессе совместного принятия решений и достижения общих целей, поиска решений общих проблем.
Развитие корпоративной культуры должно быть направлено на создание системы общих установок, которые принимаются и распространяются среди всех участников образовательного процесса, что должно выражаться в создании соответствующей системы поддержки профессионального развития учителей [5]. Поэтому образовательное учреждение должно брать на себя не только образовательные, но и образовательные задачи. Выполнение данных заданий направлено на развитие у студентов деловых навыков, формирование устойчивой гражданской позиции и помощь в реализации творческих навыков. Современные образовательные учреждения не могут оставаться вне поля зрения гражданских отношений, которые также могут возникать под влиянием корпоративной культуры.
Таким образом, создание корпоративной культуры, напрямую связано с качеством образования. Для образовательного учреждения должно стать целью создание системы корпоративных ценностей. Таких ценностей, которые будут помогать коллективу развиваться, работать в психологически комфортных условиях и получать удовольствие от своей деятельности.
В рамках исследования мы проанализировали уровень развития корпоративной культуры как её носителей на примере государственного профессионального образовательного учреждения «Заинский политехнический колледж». В исследовании приняли участие 20 преподавателей колледжа.
Для того чтобы охарактеризовать корпоративную культуру с точки зрения преподавательского состава, были разработаны анкеты, которые включали себя вопросы, направленные на оценку удовлетворенности, приверженности, вовлеченности. Анализ результатов опроса позволил показал следующие результаты.
На вопрос «Чем Вас привлекает работа в колледже?» наибольшее количество участников опроса отметили возможность интересной творческой работы со студентами (32%). 18% опрошенных указали на возможность профессионального роста как преподавателя за счет интересной внеучебной работы (открытые лекции, конференции и др.). Это позволяет сделать вывод, что преподаватели достаточно высоко оценивают возможность творческой самореализации, взаимодействия со студентами.
13% опрошенных работа в колледже привлекает возможностью заниматься наукой, благоприятной морально-психологической атмосферой в коллективе (10%), высоким статусом колледжа в городе (8%).
По итогам оценки удовлетворенности условиями образовательного процесса выяснилось, что все участвующие в анкетировании преподаватели полностью или частично удовлетворены отношениями со студентами. По таким аспектам внутрикорпоративного взаимодействия, как участие в принятии управленческих решений, деятельность администрации колледжа, управление изменениями в деятельности, -около 50% частично удовлетворены и не более 10% полностью удовлетворены. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что преподаватели не чувствуют полной вовлеченности, причастности к управленческим процессам, происходящим в колледже, ощущения своей значимости и участия в его деятельности. Однако большинство преподавателей отметили, что вполне удовлетворены отношением к ним со стороны руководства. Среди самых острых проблем сотрудники отмечали несогласованность в работе структурных подразделений, проблему разобщенности между сотрудниками.
Оценка приверженности, вовлеченности, благосклонности преподавателей к колледжу основывалась на основе их реакции на ряд утверждений, связанных с корпоративной культурой.
Так, утверждение «Я знаком(-а) с уставом, четко его понимаю и соблюдаю» оценили, как «скорее согласен» 74,2% опрошенных. 34,8% преподавателей согласны с утверждением «Я согласен(-а) с основными направлениями политики колледжа по отношению к сотрудникам». С утверждением «Меня устраивает то, как складывается моя карьера» согласны полностью 31,3% опрошенных и скорее согласны - 27,6%. На утверждение «Я информирован о перспективах моего дальнейшего роста (включая обучение)» больше опрошенных согласились полностью (35,5%). Поэтому можно сказать, что большинство преподавателей удовлетворены своим карьерным ростом.
Относительно морально-психологического климата в колледже, сплоченности коллектива, межличностных отношений на утверждение «Каждый сотрудник чувствует ответственность за общие успехи и неудачи, мы одна команда» скорее согласны 40,1% опрошенных. 38,7% полностью согласны с утверждением «В коллективе сложились дружеские, доверительные отношения», однако «нейтральное отношение» продемонстрировали 22,6% опрошенных преподавателей. 54,8% скорее согласны с утверждением «Преподаватели, имеющие высокий уровень профессионализма, всегда отмечаются и имеют перспективы дальнейшего роста».
Выводы. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что значительная часть преподавателей колледжа достаточно полно информированы и идентифицируют себя как часть корпоративной команды, лояльны в отношении студентов и сотрудников, лично заинтересованы в улучшении корпоративной культуры. В то же время опрос показал недооценку со стороны преподавателей таких факторов влияния на образовательный процесс, как творческая работа со студентами, профессиональное саморазвитие, личное участие в создании благоприятной морально-психологической атмосферой в коллективе.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что корпоративная культура образовательного учреждения прежде всего связана с личностными потребностями субъектов образовательных отношений, их навыками взаимодействовать, работать в команде и осознавать личные цели в контексте миссии и стратегии. Эффективность воздействия корпоративной культуры на образовательный процесс базируется на соблюдении основных принципов корпоративного взаимодействия: открытости, информационной полноты, взаимного уважения и лояльности. Организационной формой такого взаимодействия может стать принятие «Корпоративного кодекса этики», способствующего повышению культуры делового общения школьников, студентов и преподавателей, созданию эффективных условий для профессионального и личностного развития их в процессе обучения и воспитания.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) - Доступ из СПС КонсультантПлюс-URL: http://www. consultant.ru/document/consdocLAW 140174/
2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 176 с.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая рос.энцикл., 2002. - 527 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.
5. Дмитричева И.А., Страдина Е.А. Сопровождение профессионального развития педагогов при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства // Педагогика и психология современного образования: теория и практика. Материалы научно-педагогической конференции. - Ярославль, 2020. - С. 14-19.
6. Жуковская А.И. Организационная культура и управленческая деятельность в современной школе // Инновации в образовании. - 2003. - № 1. - С.70-82.
7. Кульневич С.В., Мигаль В.И., Мигаль Е.А., Гончарова В.И. Образовательный маркетинг в школе // Управление современной школой. Выпуск 7: Практическое пособие для руководителей, методистов, учителей и преподавателей средних общеобразовательных и специализированных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Учитель, 2005. - 192 с.
8. Кучеренко Ю. Образовательная деятельность - это работа по обучению и воспитанию детей. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: https://businessman-ru.turbopages.org/businessman.ru/s/obrazovatelnava-devatelnost-eto-rabota-po-obuchenivu-i-vospitanivu-detev-fz-ob-obrazovanii-v-rossivskov-federatsii.html
9. Организационная культура: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент орг.» / И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. - М. ЮНИТИ, 2004 - 288 с.
10. Сергеева Т.Б., Горбатько О.И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 11-21.