Научная статья на тему 'ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
644
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL INSTITUTION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Е. А.

В статье рассматриваются общие и специфические особенности развития корпоративной культуры в образовательном учреждении, определяется сущность образовательного учреждения, его типы и особенности. Представлены организационно - правовые формы образовательных учреждений. Рассмотрена сущность образовательной деятельности и ее предмет. Представлено понятие корпоративной культуры, проведён анализ ее основных функции в системе образования. Описано влияние корпоративной культуры на деятельность образовательного учреждения. Рассмотрены показатели высокой корпоративной культуры, процесс создания корпоративной культуры в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL AND SPECIFIC FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CORPORATE CULTURE IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

The article examines the general and specific features of the development of corporate culture in an educational institution, determines the essence of an educational institution, its types and features. Organizational and legal forms of educational institutions are presented. The essence of educational activity and its subject are considered. The concept of corporate culture is presented, an analysis of its main functions in the education system is carried out. The influence of corporate culture on the activities of an educational institution is described. The indicators of high corporate culture, the process of creating a corporate culture in an educational institution are considered.

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Общие и специфические особенности развития корпоративной культуры в

образовательном учреждении

General and specific features of the development of corporate culture in an educational

institution

Королева Е.А.

Магистрант 3 курса, ф-та социального управления, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

РФ, г. Ярославль e-mail: grafinya. lapkina@yandex. ru

Koroleva E.A.

3-year undergraduate student, Faculty of Social Management, YAGPU them. K. D. Ushinsky.

Russia, Yaroslavl e-mail: grafinya. lapkina@yandex. ru

Аннотация.

В статье рассматриваются общие и специфические особенности развития корпоративной культуры в образовательном учреждении, определяется сущность образовательного учреждения, его типы и особенности. Представлены организационно - правовые формы образовательных учреждений. Рассмотрена сущность образовательной деятельности и ее предмет. Представлено понятие корпоративной культуры, проведён анализ ее основных функции в системе образования. Описано влияние корпоративной культуры на деятельность образовательного учреждения. Рассмотрены показатели высокой корпоративной культуры, процесс создания корпоративной культуры в образовательном учреждении.

Annotation.

The article examines the general and specific features of the development of corporate culture in an educational institution, determines the essence of an educational institution, its types and features. Organizational and legal forms of educational institutions are presented. The essence of educational activity and its subject are considered. The concept of corporate culture is presented, an analysis of its main functions in the education system is carried out. The influence of corporate culture on the activities of an educational institution is described. The indicators of high corporate culture, the process of creating a corporate culture in an educational institution are considered.

Ключевые слова: образовательная организация, образовательное учреждение, образовательная деятельность, корпоративная культура.

Key words: educational organization, educational institution, educational activities, corporate culture.

Работа в педагогической сфере очень сложна морально и психологически. Поэтому перед руководителем стоит несколько важных задач, которые заключаются в поддержании морально-психологического климата, в поддержании инициатив у работников и стремление к саморазвитию, в формировании личных убеждений, правил и норм, которые являются определяющими в поведении человека или группы людей, а коллектив в свою очередь переносит этот климат в коллектив учащихся. Решать данные задачи позволяет корпоративная культура. В трудах целого ряда авторов, обращавшихся к проблеме управления корпоративной культуры, в целом, и относительно образовательного учреждения, корпоративная культура рассматривается как важный элемент деятельности руководителя.

Для того чтобы изучить особенности развития корпоративной культуры в образовательном учреждении, необходимо определиться с его сущностью и особенности.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) ключевыми лицом, осуществляющем образовательную деятельность, является образовательная организация, определяемая как некоммерческая организация,

осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, в соответствии с целями, ради которых такая организация создавалась. В зависимости от уровня образовательной программы, реализуемой образовательной организацией, она может быть дошкольной, общеобразовательной, профессиональной образовательной, высшего образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования [1].

Наиболее распространенной организационно-правовой формой образовательной организации в России является учреждение. Гражданский кодекс РФ в ст. 123.21 определяет учреждение как унитарное некоммерческую организацию, которая создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. По мнению Б.М. Бим-Бада, образовательное учреждение - это организационно-правовая форма организации, осуществляющей образовательный процесс. Образовательное учреждение может реализовывать одну или несколько образовательных программ, обеспечивая при этом содержание и воспитание учащихся [3, с. 174-175]. В зависимости от того, кто является учредителем образовательные учреждения могут быть государственными (учреждены Российской Федерацией или ее субъектом), муниципальными (учреждены муниципальным образованием) и частными учреждениями, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений

Вне зависимости от того, о каком типе образовательного учреждения идет речь, в каждой из них должна присутствовать своя корпоративная культура, поскольку корпоративная культура в современной науке рассматривается как универсальное социальное явление, которое определяет уникальность, неповторимость, эффективность и конкурентоспособность любой организации. Значительным фактором развития корпоративной культуры в образовательном учреждении будет являться предмет его деятельности - образовательная деятельность.

В настоящее время возникает много споров и дискуссий по проблеме сущности образовательной деятельности. Происходит это потому, что в процессе образовательной деятельности решается значительный спектр задач социализации личности и формирования гражданина.

Образовательная деятельность - это вид деятельности, содержанием которой является социальная деятельность, обучающая, воспитательная, образовательная и развивающая, то есть та деятельность, которая направлена на передачу опыта от старших поколений к младшим, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определённых социальных ролей в жизни и обществе. Для этого необходимо непрерывное обучение и развитие педагогов и системы в целом [3].

Учителя являются примером для детей во всем. Именно поэтому качество образования становится ключевой проблемой в настоящее время.

Исследование данного феномена имеет важное значение для развития теории и практики педагогического менеджмента, в том числе и для решения проблемы управления качеством образования. И если говорить о нравственной составляющей проблемы, которая еще недостаточно исследована в педагогике, то обращение к корпоративной культуре как системе коллективных ценностей представляется просто необходимым. Н.А.Бердяев считает, что «культура не есть осуществление нового бытия, она есть осуществление новых ценностей» [2, с. 164]

Корпоративная культура является неотъемлемой частью деятельности образовательного учреждения, оказывает непосредственное влияние на все протекающие в нем процессы. Исследования показывают, что влияние корпоративной культуры оказывает влияние на результативность работы учреждения [8, с. 13]. Корпоративная культура сама по себе нематериальна, она затрагивает все виды и уровни деятельности в

учреждении, отзывается в любом событии, происходящем в организации, определяя поведение сотрудников в соответствии с теми ценностями и нормами, которые являются ее основой [4, с.420].

Так или иначе, в каждом образовательном учреждении есть своя корпоративная культура, так как ее носителями являются люди, которые в нем работают или учатся. Чем дольше люди работают вместе, тем более устоявшаяся культура в коллективе. Она как бы отделяется от людей и становится самостоятельной сущностью, особым атрибутом организации.

Г. Хофстеде отмечает, что корпоративная культура - это коллективное программирование ума, которое отличает представителей одной категории людей от другой» [11, р. 10].

Главной особенностью профессиональной деятельности педагогов является корпоративный характер труда и коллективная ответственность за конечный результат, поскольку достижения и успехи любого выпускника, будь то детский сад, школа или ВУЗ, являются результатом совместной деятельности не одного преподавателя, а целого коллектива. Ведь отдельные усилия педагогов не принесут желаемого результата, в педагогике важно, чтобы педагог свои действия согласовывал с действиями других.

А.А.Орлов, М.М.Поташник, Р.Х.Шакуров, - неоднократно в своих работах описывали тот факт, что на конечный результат работы образовательного учреждения в большей степени, влияет уровень взаимодействия всех педагогов [7, с. 46].

Корпоративная культура важна, так как она выполняет одновременно несколько функций в системе образования.

1. Функция внутренней интеграции. Она усиливает сплоченность в коллективе, помогает согласовывать действия педагогов, усиливает взаимопонимание, общность, помогает почувствовать себя одной командой. Достижение целей образовательной деятельности возможно только при совместной работе всего педагогического коллектива.

2. Функция внешней адаптации. Она формирует имидж образовательного учреждения, который отличает его от других образовательных учреждений такого же типа. Помогает найти свой собственный стиль взаимодействия с социальными партнерами, родителями, выпускниками и другими учреждениями.

3. Аксиологическая функция. Она способствует созданию и закреплению корпоративных ценностей, в содержание которых входит отношение к школе, ученикам, их родителям, выпускникам. Влияет на взгляды и убеждения педагогов, тем самым помогая становлению общих корпоративных ценностей, являющихся личностно значимыми.

4. Стимулирующая функция. Она усиливает процесс вовлеченности работника в дела образовательного учреждения, взращивает чувство преданности и причастности к коллективу. Если образовательное учреждение является статусным, то педагог будет должен поддерживать марку своего места работы. Когда коллеги -педагоги, участвуют в семинарах и конкурсах, занимают призовые места, когда об образовательном учреждении пишут и говорят СМИ, то появляется чувство гордости за свое место работы, за целеустремленный коллектив, который вовлекает в деятельность и помогает добиваться успехов в работе.

5. Регламентирующая функция. Она формирует единое нормативное поле, которое контролирует определенные образцы поведения, свойственные традициям данного образовательного учреждения и целям образовательной деятельности. В частности, в последнее время периодически возникают противоречия между тем, что дозволено и не дозволено делать педагогу во и вне рабочее время, каким образом ему следует вести себя в социальных сетях - все эти вопросы позволяет решить установление на уровне организации определенных норм и правил поведения.

6. Информационная функция. Она помогает новому педагогу быстрее влиться в рабочий коллектив и в жизнь образовательного учреждения. Эта функция концентрирует сведения о нормах, правилах, стандартах деятельности, принятых данным коллективом.

7. Коммуникационная функция. Она обеспечивает взаимопонимание и взаимодействие педагогов, через корпоративные ценности, традиции и нормы поведения.

Таким образом, мы видим, что благодаря функциям корпоративной культуры легче выстраивать взаимоотношения в коллективе, она является средством гармонизации социальных отношений и помогает создавать в коллективе порядок и коллективный уклад жизни. Так же эти функции служат инструментом «системной интеграции и снижения социального противоборства, сглаживания социального неравенства и достижения согласия (партнерства) между основными социальными силами».

В каждом педагогическом коллективе есть основная система ценностей, свои традиции, имидж, культура общения. Как показывает практика, для того, чтобы эти традиции и ценности соблюдать, поддерживать и развивать, необходим человек - мотиватор. Коим и должен являться руководитель, директор, заведующий. На каждом уровне образования, в каждой организации. Так как стихийно корпоративная культура развиваться и поддерживаться не может.

Считается, что показателями высокой корпоративной культуры являются: устойчивая идеология организации; обширная пропаганда корпоративных ценностей, благоприятный психологический климат; сплоченность. Так как коллектив формирует климат, от которого зависит имидж всей организации, то этим коллективом необходимо грамотно управлять, чем и занимается менеджмент. Само понятие менеджмент тоже не стоит на месте, главной целью педагогического менеджмента является личность учителя и ученика. Так как «результаты образовательной деятельности, какая бы организация или учреждение не шло в расчет, связаны с ее организационной культурой, которая в свою очередь оказывает серьезное воздействие на спрос услуг» [6, с. 7082].

Ознакомившись с работами Ю.А.Конаржевского, В.С.Лазарева, А.М.Моисеева, К.М.Ушакова, С.В.Кульневича, мы видим, что в последнее время интерес к проблемам корпоративной культуры явно увеличился. Авторы отмечают, что «корпоративная культура образовательного учреждения является фактором, который помогает учителям и обучающимся взаимодействовать с учетом общих интересов, правил, стереотипов, а также помогает выполнять свою работу с соблюдением норм и правил ее выполнения» [10, с. 14].

В педагогическом сообществе все чаще используется понятие «корпоративная культура». Это связано с тем, что в настоящее время большинство социальных и профессиональных учреждений строят свою деятельность на основе корпоративных отношений. Именно поэтому система образования так же должна быть нацелена на достижение корпоративных целей, корпоративных интересов. Несмотря на ограниченные возможности использования коммерческих и хозрасчетных отношений, образовательные учреждения так же являются субъектами конкуренции, т.е. бывают ситуации, когда они вынуждены отстаивать свои интересы на рынке образовательных услуг. Современное общество строит свою деятельность по принципу корпоративных интересов, именно поэтому и образовательные учреждения не должны оставаться вне поля этих отношений.

Корпоративная культура создается совместно с учреждением. Одновременно происходит преодоления работниками трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции.

Внешняя адаптация - это реакция учреждения в целом на требования окружающей внешней среды. Трудности внешней адаптации выражаются в сосуществовании учреждения с другими образовательными учреждениями, нахождения своей ниши, в формировании отношений с потребителями, конкурентами. В

процессе внешней адаптации определяются цели и стратегия организации, определяются критерии оценки результатов деятельности работников.

Внутренняя интеграция - это формирование коллектива, становление одной командой. Происходит внутренняя интеграция в ходе совместного принятия решений и достижения общих целей, поиска решения общих проблем.

Развитие корпоративной культуры должно быть направлено на создание системы общих установок, которые принимаются и распределяются между всеми участниками образовательного процесса, что должно находить выражение в создании соответствующей системы сопровождения профессионального развития педагогов [5]. Именно поэтому образовательное учреждение должно реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Реализация этих задач направлена на формирование у обучающихся деловых качеств, воспитывает устойчивую гражданскую позицию, помогает в реализации творческих способностей. Современные образовательные учреждения не могут находиться вне поля зрения гражданских взаимоотношений, которые могут воспитываться, в том числе и под влиянием корпоративной культуры.

Таким образом, создание корпоративной культуры, напрямую связано с качеством образования. Для образовательного учреждения должно стать целью создание системы корпоративных ценностей. Таких ценностей, которые будут помогать коллективу развиваться, работать в психологически комфортных условиях и получать удовольствие от своей деятельности.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) - Доступ из СПС КонсультантПлюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (Дата обращения: 16.11.2020)

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 176 с.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Большая рос.энцикл., 2002. - 527

с.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики, 2004. - 528 с.

5. Дмитричева И.А., Страдина Е.А. Сопровождение профессионального развития педагогов при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства // Педагогика и психология современного образования: теория и практика. Материалы научно-педагогической конференции. - Ярославль, 2020. - С. 14-19.

6. Жуковская А.И. Организационная культура и управленческая деятельность в современной школе // Инновации в образовании. - 2003. - № 1. - С.70 - 82.

7. Кульневич С. В., Мигаль В. И., Мигаль Е. А., Гончарова В. И. Образовательный маркетинг в школе // Управление современной школой. Выпуск 7: Практическое пособие для руководителей, методистов, учителей и преподавателей средних общеобразовательных и специализированных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов н/Д: Учитель, 2005. - 192 с.

8. Кучеренко Ю. Образовательная деятельность - это работа по обучению и воспитанию детей. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - URL: https://businessman-ru.turbopages.org/businessman.ru/s/obrazovatelnaya-deyatelnost—eto-rabota-po-obucheniyu-i-vospitaniyu-detey--fz-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii.html (дата обращения 16.11.2020)

9. Организационная культура: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент орг.» / И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев. - М. ЮНИТИ, 2004 - 288 с.

10. Сергеева Т.Б., Горбатько О.И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения // Педагогика. - 2006. - № 10. - С.11-21.

11. Gold K. Managing for Success: A comparison of the private and public sectors // Public Administration Review. - 1982. - Nov.-Dec.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.