Научная статья на тему 'Тип организационной культуры образовательного учреждения и ценностные ориентации личности как факторы инклюзивной готовности педагогов'

Тип организационной культуры образовательного учреждения и ценностные ориентации личности как факторы инклюзивной готовности педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / TYPE OF CORPORATE CULTURE / VALUABLE ORIENTATIONS / INCLUSIVE READINESS OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушко Наталья Викторовна, Чернобровкина Светлана Владимировна

Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи типа корпоративной культуры образовательного учреждения и ценностных ориентаций с готовностью педагогов работать в условиях инклюзии. Инклюзивная готовность рассмотрена, с одной стороны, как инновационная деятельность, связанная с поисками путей наиболее эффективного взаимодействия с учащимися с особыми образовательными потребностями, с другой как важная составляющая корпоративной культуры современной организации, осуществляющей свою деятельность в сфере инклюзивного образования. Тип корпоративной культуры соотнесен со спецификой образовательного учреждения. Результаты исследования: 1) установлено существование специфики когнитивного и эмоционального компонентов готовности педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, занимающимися и не занимающимися спортом; 2) определены реальный (рыночный) и предпочитаемый (клановый) типы корпоративной культуры колледжа по оценкам преподавателей; 3) определены основные ценностные ориентации педагогов (помощь и милосердие к другим людям; любовь; признание и уважение людей и влияние на окружающих; здоровье; приятное времяпрепровождение, отдых; познание нового в мире, природе, человеке); 4) установлена взаимосвязь ценностных ориентаций личности и типа корпоративной культуры колледжа с готовностью педагогов к работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грушко Наталья Викторовна, Чернобровкина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Type of organizational culture of educational institution and valuable orientations of the personality as factors of inclusive readiness of teachers

The article presents the results of the empirical research of interrelation between the corporate culture of the educational institution and the value orientations with the willingness of teachers to work in conditions of inclusion. Inclusive readiness of teachers, on the one hand, is the innovative activity connected with the search for ways of the most effective interaction with pupils with special educational needs. On the other hand it is an important component of corporate culture of the modern organization which is carrying out the activity functioning in the sphere of inclusive education. The article correlates the type of corporate culture with the specifics of the educational institution. The following results of a research have been received. There are specifics of cognitive and emotional components of readiness of teachers for work with disabled students which are playing and not playing sports. In structure of corporate culture of college by estimates of teachers, real type of corporate culture is market, the preferred type is clan. Among valuable orientations of teachers the main are: the help and mercy to other people; love; recognition and respect of people and influence on people around; health; pleasant pastime, rest; knowledge of new in the world, the nature, the person. There is a relationship of value orientations of personality and the type of corporate culture of college with readiness of teachers to work with students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Тип организационной культуры образовательного учреждения и ценностные ориентации личности как факторы инклюзивной готовности педагогов»

МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

УДК 159.923 JEL 25

Ш 10.25513/1812-3988.2018.1.67-75

ТИП ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Н.В. Грушко, С.В. Чернобровкина

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 1 декабря 2017 г.

Дата принятия в печать 25 декабря 2017 г.

Ключевые слова

Тип корпоративной культуры, ценностные ориентации, инклюзивная готовность педагогов

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи типа корпоративной культуры образовательного учреждения и ценностных ориентаций с готовностью педагогов работать в условиях инклюзии. Инклюзивная готовность рассмотрена, с одной стороны, как инновационная деятельность, связанная с поисками путей наиболее эффективного взаимодействия с учащимися с особыми образовательными потребностями, с другой - как важная составляющая корпоративной культуры современной организации, осуществляющей свою деятельность в сфере инклюзивного образования. Тип корпоративной культуры соотнесен со спецификой образовательного учреждения. Результаты исследования: 1) установлено существование специфики когнитивного и эмоционального компонентов готовности педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, занимающимися и не занимающимися спортом; 2) определены реальный (рыночный) и предпочитаемый (клановый) типы корпоративной культуры колледжа по оценкам преподавателей; 3) определены основные ценностные ориентации педагогов (помощь и милосердие к другим людям; любовь; признание и уважение людей и влияние на окружающих; здоровье; приятное времяпрепровождение, отдых; познание нового в мире, природе, человеке); 4) установлена взаимосвязь ценностных ориентаций личности и типа корпоративной культуры колледжа с готовностью педагогов к работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ (№ 17-16-55010).

TYPE OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF EDUCATIONAL INSTITUTION AND VALUABLE ORIENTATIONS OF THE PERSONALITY AS FACTORS OF INCLUSIVE READINESS OF TEACHERS

N.V. Grushko, S.V. Chernobrovkina

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract. The article presents the results of the empirical research of interrelation between the corporate culture of the educational institution and the value orientations with the willingness of teachers to work in conditions of inclusion. Inclusive readiness of teachers, on the one hand, is the innovative activity connected with the search for ways of the most effective interaction with pupils with special educational needs. On the other hand it is an important component of corporate culture of the modern organization which is carrying out the activity functioning in the sphere of inclusive education. The article correlates the type of corporate culture with the specifics of the educational institution. The following results of a research have been received. There are specifics of cognitive and emotional components of readiness of teachers for work with disabled students which are playing and not playing sports. In structure of corporate culture of college by estimates of teachers, real type of corporate culture is market, the preferred type is clan. Among valuable orientations of teachers the main are: the help and mercy to other people; love; recognition and respect of people and influence on people around; health; pleasant pastime, rest; knowledge of new in the world, the nature, the person. There is a relationship of value orientations of personality and the type of corporate culture of college with readiness of teachers to work with students with disabilities.

Article info

Received December 1, 2017

Accepted

December 25, 2017

Keywords

Type of corporate culture, valuable orientations, inclusive readiness of teachers

Acknowledgements. The research is executed with assistance of a grant of the Russian Fund of Basic Researches (No. 17-16-55010).

© Н.В. Грушко, С.В. Чернобровкина, 2018

Введение. Феномен организационной культуры вызывает большой интерес у современных исследователей в силу не только особого, междисциплинарного положения, но и его высокой практической и экономической значимости для жизнедеятельности организации. В России данный феномен активно изучается и целенаправленно формируется преимущественно в сфере бизнеса [1-4]. В настоящее время руководители образовательных учреждений всё более отчетливо осознают значимость организационной культуры для достижения высоких результатов, повышения конкурентоспособности и упрочнения деловой репутации учебного заведения.

Одним из значимых направлений модернизации современной системы профессионального образования Российской Федерации является введение инклюзивного образования.

Инклюзивное образование на территории России реализуется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»: «лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют право на профессиональное образование» (ст. 79).

Ключевыми аспектами качества образования лиц с ограниченными возможностями здоровья являются готовность образовательного учреждения, а также инклюзивная готовность педагогов (готовность к работе с данной категорией обучающихся).

Обзор литературы. В современной отечественной науке популярны следующие подходы к определению организационной культуры: через призму базовых представлений и ценностей, норм и правил, обычаев и традиций, поведенческих паттернов и стереотипов.

Известный исследователь организационной культуры Э. Шейн предлагает следующее определение: «Корпоративная культура - паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых организацией при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения названных проблем» [5, с. 32].

Наиболее популярной классификацией типов корпоративной культуры является подход К. Камерона и Р. Куинна [6], согласно кото-

рому выделяется четыре типа корпоративной культуры, основывающиеся на конкурирующих (взаимоисключающих) ценностях:

• Клановая культура - дружественное место работы. Организации похожи на большие семьи. Высокая значимость преданности организации и традиций, сплоченности коллектива и морального климата. Успех определяется в терминах заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу и согласие.

• Адхократическая культура - динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ведущей ценностью организации является новаторство. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство / предоставление уникальных и новых продуктов или услуг. Организация поощряет личную инициативу и свободу.

• Иерархическая культура - формализованное и структурированное место работы. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Успех определяется в терминах надежности поставок, плавных календарных графиков и низких затрат. Управление наемными работниками определяется гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.

• Рыночная культура - организация, ориентированная на результат, главной целью которой является выполнение поставленной задачи. Успех определяется в терминах проникновения на рынки и увеличения рыночной доли. Стиль организации - жестко проводимая линия на конкурентоспособность.

В нашем исследовании важным моментом является соотнесение представленных типов корпоративной культуры со спецификой образовательного учреждения.

У ряда ученых вызывает сомнение правомерность употребления исследуемого понятия относительно сферы образования, поскольку обычно оно связано исключительно с предприятиями, производящими материальные блага и предоставляющими услуги. Действительно, корпоративная культура такого рода предприятий основана на прагматических нравственных ценностях [7].

В условиях недостаточного финансирования образовательные учреждения тоже вынуждены учитывать задачу получения определенных доходов образовательной деятельности. Но это не цель, а скорее необходимость. Наи-

более часто авторы затрагивают такие проблемы, как конкретизация целей профессионального образования, создание личностной модели специалиста, максимальное использование научного потенциала преподавателя, стиля работы образовательных учреждений, специфика педагогического общения, имидж образовательного учреждения [8].

Главной задачей высших и средних профессиональных образовательных учреждений является осуществление качественной профессиональной подготовки. Для решения этой задачи необходим максимальный рост интеллектуального и творческого потенциала преподавателей, студентов и формирование у них способности объективно оценивать и мобильно использовать свой потенциал в быстро изменяющихся социально-экономических условиях.

Корпоративная культура учебных учреждений должна предоставить студентам возможность получения полноценного образования, развития собственной индивидуальности и оптимального практического использования получаемых знаний, культуры общения и сотрудничества. Корпоративные ценности профессиональных образовательных учреждений должны способствовать формированию высокого профессионализма будущих специалистов, основанного на уважительном отношении к ответственной исполнительной деятельности и чувстве гордости за умение ее осуществлять.

В образовательных учреждениях она имеет свою специфику по сравнению с корпоративной культурой коммерческих предприятий, обусловленную целями образования и особенностями системы нравственных ценностей, оптимальных для продуктивной интеллектуально-творческой деятельности преподавателей и студентов.

В качестве основных компонентов корпоративной культуры можно назвать следующие: базовые ценности, разделяемые большинством членов организации; стиль руководства и лидерства; действующая система коммуникации, деловой этикет и поведенческие нормы; положение индивида в организации, мотивация и стимулирование работников; фирменный стиль, принятая символика, установившиеся церемонии и ритуалы.

Следует отметить, что организационные ценности, т. е. жизненные ориентиры, трудовые и социальные принципы, являются связующим звеном между культурой организации в целом

и духовным миром сотрудника, между организационной и «индивидуальной» жизнью.

В психологии «ценность» определяется как значимость для людей тех или иных объектов материального и духовного мира.

П.С. Гуревич определяет ценностные ориентации «как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров». Ценность же определяется как жизненная и практическая установка человека, выражающая то, что для него свято, а также важно, значимо [9, с. 741].

Ценностные ориентации включают в себя ценностное отношение как переживание значимости объекта, и ценностную установку в качестве осознания своей оценки объекта, и готовность действовать в соответствии с имеющейся системой ценностей. Ценностные ориентации выполняют функцию регулятора поведения человека, определяя отношение личности к значимым сферам жизни. Наличие устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем ее зрелости

Современная социально-экономическая ситуация в России диктует требование развития всех сфер жизни общества за счет инноваций. Опережающий характер образования предопределяет успешность в достижении целей опережающего развития страны.

Инновационное развитие общеобразовательного учреждения происходит за счет инновационной деятельности субъектов этой системы. При этом цели деятельности напрямую зависят от тех ценностных ориентаций, которые преобладают у субъектов деятельности. В связи с этим необходимо выявление и далее согласование ценностных ориентаций субъектов, в данном случае педагогов, учителей, работающих в конкретном образовательном учреждении.

Инклюзивное образование является инновационной парадигмой современного образования, основанной на ценностях принятия, толерантности, уважения, сотрудничества. Под инклюзивным обучением понимается обучение в совместной образовательной среде инвалидов, лиц с ОВЗ, и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения инвалидам и лицам с ОВЗ специальных условий обучения / воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для лиц, не имеющих таковых ограничений.

Актуальной проблемой является готовность педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под инклюзивной готовностью мы понимаем определенный уровень развития личности педагога, совокупность мотивов и ценностных ори-ентаций, способствующих эффективной деятельности в условиях инклюзивного образования.

В структуре инклюзивной готовности педагогов мы выделяем следующие компоненты:

• Мотивационный компонент - конструктивные установки педагогов в отношении работы с обучающимися с ОВЗ (желание работать, нацеленность на достижение результата).

• Когнитивный компонент - способность педагогов выстраивать дифференцированный психологический портрет учащихся с ОВЗ.

• Эмоциональный компонент - отношение к обучающимся с ОВЗ.

• Поведенческий компонент - учет психолого-педагогических закономерностей, использование методов и форм обучения, способствующих результативности и успешности учащихся с ОВЗ.

Таким образом, инклюзивная готовность педагогов, с одной стороны, это инновационная деятельность, связанная с поисками путей наиболее эффективного взаимодействия с учащимися с особыми образовательными потребностями. С другой стороны - это важная составляющая корпоративной культуры современной организации, осуществляющей свою деятельность в сфере образовательной деятельности преподавателей и студентов.

Гипотезы и методы исследования. Наше эмпирическое исследование проводилось на базе Омского колледжа профессиональных технологий в рамках реализации гранта № 1716-55010 «Психолого-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Омского региона». Колледж работает в системе инклюзивного образования с 2012 г.

Основной целью исследования является изучение взаимосвязи типа организационной культуры колледжа и ценностных ориентаций педагогов с их инклюзивной готовностью.

В качестве гипотез были выдвинуты следующие предположения:

1. В структуре корпоративной культуры преподавателей колледжа наиболее выраженной является рыночная культура, наименее выражена клановая.

2. В структуре ценностных ориентаций личности педагогов преобладает ценность помощи и милосердия к другим людям. Наименее выражены ценности: высокий социальный статус, управление людьми.

3. Ценностные ориентации личности и тип корпоративной культуры колледжа взаимосвязаны с готовностью педагогов к работе с учащимися с ОВЗ.

Выборку составили преподаватели Омского колледжа профессиональных технологий. В исследовании приняли участие 36 педагогов, осуществляющих обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Диагностический комплекс включал следующие методы и методики:

1. Для выявления специфики мотиваци-онного, когнитивного компонентов и компонентов инклюзивной готовности педагогов была использована авторская анкета (авторы Н.В. Грушко и С.В. Чернобровкина). Анкета позволила выявить: установки педагогов в отношении работы с обучающимися с ОВЗ, а также оценки педагогами качеств учащихся с ОВЗ, способствующих и препятствующих эффективному обучению в колледже; определение самооценки компетентности педагогов в работе в условиях инклюзивного образования и трудностей в ходе обучения обучающихся с ОВЗ; определение оценки педагогами эффективности образовательной среды колледжа для реализации инклюзивного образования.

2. Для выявления особенностей эмоционального компонента инклюзивной готовности педагогов была использована методика «Личностный дифференциал», разработанная на базе современного русского языка и отражающая сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика «Личностный дифференциал» адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Шкалы «Личностного дифференциала» сгруппированы в три фактора: сила, оценка, активность [10].

3. Для изучения типа корпоративной культуры мы использовали методику К. Камерона и Р. Куинна. Методика представляет собой опросник, состоящий из шести блоков вопросов, ориентированных на какой-либо аспект организационного функционирования [2].

4. Методика «Диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой предназначена для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности [10].

Для математической обработки полученных данных использовали пакет программы SPSS 23. Для описания полученных данных

был применен метод первичной описательной статистики, критерий Колмогорова-Смирнова, метод ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования. Данные, полученные в результате изучения корпоративной культуры образовательного учреждения, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Соотношение реального и предпочитаемого типов корпоративной культуры колледжа, %

Тип культуры Реальный Предпочитаемый

Клановая культура 22,1 27,2

Адхократическая культура 24,3 24,3

Иерархическая культура 24,2 23,3

Рыночная культура 29,4 25,2

На основании результатов исследования можно сделать вывод, что в образовательном учреждении преобладает рыночный тип корпоративной культуры. Организация ориентирована на результат и достижение поставленных целей. Коллектив колледжа - целеустремленные специалисты, готовые к конкуренции. У данного типа организации твердые и требовательные лидеры, главная цель таких руководителей - побеждать. Репутация и успех являются основными ориентирами.

Стоит заметить, что преподаватели колледжа отметили как предпочитаемое увеличе-

ние клановой культуры, что подразумевает увеличение дружественности, общих интересов у сотрудников.

Таким образом, мы подтверждаем гипотезу о том, что в структуре корпоративной культуры колледжа наиболее выраженной является рыночная культура, наименее выражена клановая.

В результате исследования, проведенного по методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой, получили средние значения, представленные в табл. 2.

Таблица 2

Выраженность ценностных ориентаций преподавателей колледжа

Ценностные ориентации Среднее значение

Помощь и милосердие к другим людям 4,5

Любовь 4,0

Признание и уважение людей и влияния на окружающих 3,6

Здоровье 3,6

Приятное времяпрепровождение, отдых 3,0

Познание нового в мире, природе, человеке 3,0

Поиск и наслаждение прекрасным 2,9

Высокое материальное благосостояние 2,5

Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 2,3

Общение 2,2

Высокий социальный статус и управление людьми 2,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты диагностики свидетельствуют, что основными ценностными ориентирами преподавателей колледжа являются помощь и милосердие к другим людям, любовь, признание, уважение людей и влияние на окружающих, здоровье. Наименее значимыми ценностными ориентирами являются социальная актив-

ность для достижения позитивных изменений в обществе, общение, высокий социальный статус и управление людьми. На основании полученных результатов важно отметить, что ведущие ценностные ориентации преподавателей в полной мере совпадают с ценностными ориентациями инклюзивного образо-

вания: принятие, толерантность, уважение, сотрудничество.

Инклюзивная готовность педагогов изучалась посредством комплекса методов и методик и включала оценку мотивационного,

когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Приведем значимые с позиции цели исследования результаты изучения мотивационного и аффективного компонентов (табл. 3, 4).

Установки педагогов в отношении работы с учащимися с ОВЗ (мотивационный компонент инклюзивной готовности)

Таблица 3

Утверждение Доля согласных, %

Не вижу особой разницы в работе с учащимися с ОВЗ и с обычными детьми 6

Уделяю учащимися с ОВЗ особое внимание 61

Эта работа требует слишком больших усилий от педагога, а результата добиться трудно 17

Работа с учащимися с ОВЗ создает дополнительные трудности в моей работе 8

Воздержались от ответа 8

Таблица 4

Факторы личности учащихся с ОВЗ в оценках преподавателей

Фактор Среднее значение

Учащиеся без ОВЗ Учащиеся с ОВЗ

Оценка 10 10

Сила 8 5

Активность 8 5

Большая часть педагогов (61 %) считает, что обучающимся с ОВЗ необходимо уделять особое внимание, что показывает положительный настрой на взаимодействие с данной категорией учащихся. Неконструктивные установки в отношении работы с обучающимися с ОВЗ имеют 25 % педагогов, что говорит об их мотивационной неготовности к работе с данными студентами. Необходима просветительская, коррекционно-развивающая работа с педагогами, направленная на формирование и развитие ценностных ориентаций, личностных качеств, профессионально-личностных умений как основы для включения в систему инклюзивного образования.

Результаты показывают значимо более высокие оценки преподавателями факторов личности «сила» и «активность» для учащихся колледжа без ОВЗ. По мнению преподавателей, обе группы обучающихся являются носителями социально-желательных характеристик (фактор оценки), при этом проявления воли, целеустремленности (фактор силы), а также активности и общительности (фактор активности) у студентов с ОВЗ выражены ниже.

Для исследования взаимосвязи между типом корпоративной культуры и готовностью педагогов к работе с учащимися с ОВЗ был использован корреляционный анализ Спирмена. Результаты представлены в табл. 5.

Таблица 5

Взаимосвязь инклюзивной готовности педагогов с типом организационной культуры образовательного учреждения

Компонент готовности Типы корпоративной культуры

г (коэффициент корреляции) р (уровень достоверности)

Мотивационный компонент (Отношение педагогов к работе с учащимися с ОВЗ) Бюрократический тип корпоративной культуры (реальный)

-0,391* 0,027

Аффективный компонент (Фактор активности студентов с ОВЗ в оценках преподавателей) Клановый тип корпоративной культуры (реальный)

0,417* 0,020

Аффективный компонент (Фактор активности студентов с ОВЗ в оценках преподавателей) Бюрократический тип корпоративной культуры (предпочитаемый)

-0,604** 0,001

Примечание. - взаимосвязь, значимая прир < 0,05; - взаимосвязь, значимая прир < 0,01.

В результате исследования были выявлены связи между мотивационным и аффективным компонентами инклюзивной готовности педагогов и типами корпоративной культуры организации.

Чем выше выраженность бюрократического типа корпоративной культуры колледжа, тем менее позитивно отношение педагогов к работе с учащимися с ОВЗ. На основании этого мы можем сделать вывод, что чем меньше формализованной работы у преподавателей, тем позитивнее они относятся к студентам с ОВЗ.

Чем выше клановый (реальный) тип корпоративной культуры, тем выше преподаватели оценивают показатель фактора активности (общительность, импульсивность) у студентов

В результате проведенного исследования нами были обнаружены следующие взаимосвязи:

• Чем выше ценность приятного времяпрепровождения, отдыха, тем выше показатели фактора оценки (социально положительных характеристик) студентов с ОВЗ.

• Чем выше ценность помощи и милосердия к другим людям, тем ниже преподаватели оценивают показатели фактора силы (уверенность, независимость) обучающихся с ОВЗ, а это значит, что преподаватели склонны оказывать помощь, поддержку более слабым студентам.

• Чем выше ценность любви, тем ниже показатель фактора силы, на основании чего можно утверждать, что педагоги ориентированы на

с ОВЗ, отсюда мы можем сделать вывод, что в дружественном климате организации преподаватели в большей степени принимают активность студентов с ОВЗ, что способствует их быстрой адаптации и включенности.

Чем выше бюрократический (предпочитаемый) тип корпоративной культуры, тем ниже показатель фактора активности студентов с ОВЗ. В четко структурированной системе, где важными становятся вопросы следования работников процедурам, правилам и должностным инструкциям, принятие активности и общительности студентов с ОВЗ снижается.

Результаты исследования взаимосвязи инклюзивной готовности педагогов с их ценностными ориентациями представлены в табл. 6.

помощь, лояльность, милосердие к менее уверенным, не самостоятельным студентам.

• Чем выше ценность поиска и наслаждения прекрасным, тем ниже показатель фактора активности обучающихся с ОВЗ. Студенты с ОВЗ требуют к себе усиленного внимания педагогов не только в процессе обучения, но и в процессе социализации, а это значит, что без поддержки преподавателя студенты с ОВЗ будут менее активно проявлять себя в кругу сверстников.

Гипотеза о взаимосвязи ценностных ори-ентаций личности и типа корпоративной культуры колледжа с готовностью педагогов к работе с учащимися с ОВЗ подтвердилась.

Заключение. Практическая значимость исследования определяется возможностью ис-

Таблица 6

Взаимосвязь инклюзивной готовности с ценностными ориентациями педагогов

Компонент готовности Ценностные ориентации

г (коэффициент корреляции) р (уровень достоверности)

Аффективный компонент (Фактор оценки студентов с ОВЗ в оценках преподавателей) Приятное времяпрепровождение, отдых

0,495** 0,005

Аффективный компонент (Фактор силы студентов с ОВЗ в оценках преподавателей) Помощь и милосердие к другим людям

-0,483** 0,006

Аффективный компонент (Фактор силы студентов с ОВЗ в оценках преподавателей) Любовь

-0,365* 0,043

Аффективный компонент (Фактор активности студентов с ОВЗ в оценках преподавателей) Поиск и наслаждение прекрасным

-0,468** 0,006

Примечание. - взаимосвязь, значимая прир < 0,05; - взаимосвязь, значимая прир < 0,01.

пользования полученных результатов в организации при разработке комплекса мер, направленных на изучение готовности педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования.

В результате исследования мы получили инструмент, позволяющий выявить факторы готовности педагогов, оценивать и прогнозировать готовность сотрудников организации в условиях работы с учащимися с ОВЗ.

В современном обществе готовность педагогов к инклюзивному образованию имеет большое значение в связи с реализацией не только для сотрудника, но и для организации в целом. Результативность и готовность педагога дают организации возможность быть конкурентоспособной и актуальной на рынке, быть открытой для нововведений.

Литература

1. Гудкова Т. В. Особенности корпоративной культуры российских компаний : моногр. - М. : Проспект, 2016. - 168 с.

2. Макеев В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации. - М. : Либроком, 2014. - 248 с.

3. Спивак В. А. Организационная культура: теория и практика. - СПб. : Питер, 2001. - 352 с.

4. Фролов С. С. Социология организаций. - М. : Гардарики, 2001. - 384 с.

5. Шейн Э. Организационная культура и лидерство : пер. с англ. / под ред. В. А. Спивака. -СПб. : Питер, 2002. - 336 с.

6. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры : пер. с англ. / под ред. И. В. Андреевой. - СПб. : Питер, 2001. - 302 с.

7. Франц А. С. Российские нравы: истоки и реальность (Азбука этического плюрализма) : учеб. пособие для аспирантов, слушателей ин-тов повышения квалификации. - Екатеринбург : Изд-во Ур. ун-та, 1999. - 334 с.

8. Мищенко А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 24 с.

9. Гуревич П. С. Психологический словарь. - М. : Олма Медиа Групп : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с.

10. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 490 с.

References

1. Gudkova T.V. Osobennosti korporativnoi kul'tury rossiiskikh kompanii [Features of corporate culture of the Russian companies], Monograph, Moscow, Prospekt publ., 2016, 168 p. (in Russian).

2. Makeev V.A. Korporativnaya kul'tura kak faktor effektivnoi deyatel'nosti organizatsii [Corporate culture as factor of effective activity of the organization], Moscow, Librokom publ., 2014, 248 p. (in Russian).

3. Spivak V.A. Organizatsionnaya kul'tura: teoriya i praktika [Organizational culture: theory and practice], St. Petersburg, Piter publ., 2001, 352 p. (in Russian).

4. Frolov S.S. Sotsiologiya organizatsii [Sociology of the organizations], Moscow, Gardariki publ., 2001, 384 p. (in Russian).

5. Schein E. Organizational Culture and Leadership, St. Petersburg, Piter publ., 2002, 336 p. (in Russian).

6. Cameron K.S., Quinn R.E. Diagnosing and Changing Organizational Culture, St. Petersburg, Piter publ., 2001, 302 p. (in Russian).

7. Frants A.S. Rossiiskie nravy: istoki i real'nost' (Azbuka eticheskogo plyuralizma) [Russian morals: origins and reality (The ABC of ethical pluralism)], Yekaterinburg, Ural University publ., 1999, 334 p. (in Russian).

8. Mishchenko A.I. Formirovanie professional'noi gotovnosti uchitelya k realizatsii tselostnogo pedagogicheskogo protsessa [The development of teacher's professional preparedness for the implementation of wholistic pedagogical process], Author's abstract, Moscow, 1992, 24 p. (in Russian).

9. Gurevich P.S. Psychological dictionary, Moscow, Olma Media Grupp publ., OLMA-PRESS Obrazovanie publ., 2007, 800 p. (in Russian).

10. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika raz-vitiya lichnosti i malykh grupp [Social and psychological diagnostics of development of the personality and small groups], Moscow, Institute of Psychotherapy publ., 2002, 490 p. (in Russian).

Сведения об авторах

Грушко Наталья Викторовна - канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: natvic2000@mail.ru

Чернобровкина Светлана Владимировна - канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: chernobrovkina_s@list.ru Для цитирования

Грушко Н. В., Чернобровкина С. В. Тип организационной культуры образовательного учреждения и ценностные ориентации личности как факторы инклюзивной готовности педагогов // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 1 (61). - С. 67-75. - DOI: 10.25513/1812-3988.2018.1.67-75.

About the authors

Grushko Natalia Viktorovna - Candidate of Psychological sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: natvic2000@mail.ru

Chernobrovkina Svetlana Vladimirovna - Candidate of Psychological sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: chernobrovkina_s@list.ru

For citations

Grushko N.V., Chernobrovkina S.V. Type of organizational culture of educational institution and valuable orientations of the personality as factors of inclusive readiness of teachers. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 1 (61), pp. 67-75. DOI: 10.25513/18123988.2018.1.67-75. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.