Педагогика
УДК 378.147:811
кандидат филологических наук, доцент Зиннатуллина Лилия Махарямовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВО «КНИТУ») (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Фахретдинова Гульназ Нурхаметовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВО «КНИТУ») (г. Казань)
РАЗВИТИЕ ТРАНСВЕРСАЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ОПЫТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Аннотация. В статье затрагивается проблема развития трансверсальных навыков у студентов инженерных специальностей. Целью статьи является обоснование эффективности развития коммуникативных навыков у студентов инженерных специальностей, посредством выполнения творческих заданий на занятиях иностранного языка. В работе предпринята попытка решения проблемы развития трансверсальных навыков на основе использования VideoTed.Talks по темам инженерных областей. Разработаны задания и упражнения. Представлены результаты исследования.
Ключевые слова: трансверсальные навыки, коммуникативный подход, видео, групповая работа, инженерное образование.
Annotation. The article touches upon the problem of the development of transversal skills for students of engineering program. The purpose of the article is to substantiate the effectiveness of the development of communication skills among students of engineering specialties, through the implementation of creative tasks in the class of a foreign language. In the work, there have been made an attempt to solve the problem based on the use of VideoTed.Talks on the topics of engineering fields. There have been developed appropriate tasks and exercises. There have been presented research results.
Keywords: transversal skills, communication approach, video, group work, engineering.
Введение. Развитие трансверсальных навыков у студентов инженерных специальностей является важной задачей на пути решения проблемы выпуска специалиста, адаптированного и компетентного требованиям предприятия. Выбор новых образовательных стратегий лежит в основе компетентностного подхода к образовательной деятельности университетов и ориентации обучения на практическую деятельность, как это предусмотрено современными образовательными стандартами [1, 3, 5]. Сегодня, чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускник университета, помимо профессиональных компетенций, должен приобрести навыки общения, навыки делового общения не только на русском языке, но и на английском и родном, компьютерную грамотность, умение пользоваться интернет-услугами, адаптивность к изменениям. Опираясь на опыт Евросоюза, ведущих европейских университетов мы осознаем, что в развитии этих навыков большую роль, наряду с содержанием обучения, играет используемая методика обучения [2, 4, 6].
Целью статьи является обоснование эффективности развития коммуникативных навыков у студентов инженерных специальностей, посредством выполнения творческих заданий на занятиях иностранного языка.
Изложение основного материала статьи. В нашем случае были разработаны творческие задания к видео материалу VideoTed.Talks, Andrew Forrest "A radical plan to end plastic waste". профилю «Машины и аппараты промышленной экологии» для студентов программы бакалавриата со средним уровнем владения иностранным языком. Мы старались разработать упражнения, направленные в первую очередь, развитие таких навыков, как выражение своего мнения, решение проблем, развитие креативного мышления, работа в команде и умение находить преимущества и недостатки заданной темы [7, 9, 10].
Заданиям, приведенным в данной статье, предшествовали ряд заданий на изучение новой лексики (перевод с английского на русский новых слов и словосочетаний, ответы на вопросы по видео материалу, заполнить пропуски и т.д.) Задания, представленные ниже в статье отвечают цели, поставленной в работе. Приводим задания, переведенные на русский язык.
1. Работа в группах. Выберите все возможные высказывания из видео материала и попробуйте придумать свои собственные или измените приведенные.
2. Делим класс на несколько рабочих групп. Групповое обсуждение. Какова роль инженера-эколога в промышленном развитии? Как это влияет на работу предприятия в целом? Важна ли командная работа для получения плодотворных результатов в решении проблем загрязнения окружающей среды? Приведите разумные обоснования, используя лексические конструкции из видео.
3. Работа в группах. Представьте, что вы владелец предприятия, производящего изделия из полимеров. Для группового обсуждения представлены следующие вопросы:
1) Какие типы изделий из полимеров вы хотели бы производить и почему? На какое место вы бы поставили вопрос охраны окружающей среды (закупка соответствующего оборудования и т д) и получение прибыли? Какую императивную цель вы бы поставили в первую очередь? Как это принесет пользу и прибыль?
2) Каким критериям должны соответствовать управленческий персонал такого предприятия, чтобы претендовать на известность? Используйте слова и словосочетания из видео, как можно больше.
3) Если вы начнете производство слуховых аппаратов, на что это будет похоже? Какую императивную цель вы бы поставили в первую очередь? Как это принесет пользу и прибыль?
4) Делим класс на четыре группы. Каждая группа должна подумать о негативном влиянии пластмассовых отходов на окружающую среду. Каждая группа должна сделать мини презентацию, используя информацию из видео.
5) Постарайтесь ответить на вопросы и написать резюме. Что такое инженер-эколог? Чем занимается инженер-эколог? Какое рабочее место у инженера-эколога?
После проведения таких занятий в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, студентам был разослан анкетный опрос, отражающий их личное мнение и интересы. «Считаете ли вы, что видео занятия с VideoTed.Talks с заданиями и упражнениями помогают развивать навыки творческого мышления, выражения своего мнения, работе в команде, навыки умения решать
проблемы, организация, готовности учиться новому, но и конечно, обогатить ваш инженерный словарный запас и наиболее эффективно улучшить ваши разговорные навыки?» С помощью 'да',' нет', «не знаю» ответы: 100% - 16 из 16 отметили «да».Мы пришли к выводу, что видео может быть современной эффективной формой обучения, которая создает стимулирующую языковую среду, призванную не только совершенствовать языковые навыки, но и решать ключевую проблему развития трансверсальных навыков студентов-инженеров.[8,11] Данная форма является незаменимой при электронном обучении (дневном, смешанном или дистанционном).
Выводы. Выбор видеоматериалов и использование такой формы обучения были высоко оценены студентами, поскольку они помогли им не только в развитии коммуникативных навыков, но и в обогащении дополнительным и важным материалом для повышения своих профессиональных навыков.
Литература:
1. Валеева Р.С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции как условие успешной реализации академической мобильности / Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-10. С. 38-44.
2. Валеева Э.Э. Профессионально-ориентированная иноязычная подготовка магистрантов инженерного вуза / Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 196.
3. Гиниятуллина Д.Р. К вопросу об организации обратной связи между преподавателем и студентами (с использованием анкетирования). / Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 63-66.
4. Муртазина, Э.И. Толерантность как ключевая общекультурная компетенция будущих инженеров в образовательных стандартах России и зарубежных стран / Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов: материалы международной научной конференции / Международный журнал экспериментального образования. 2015. №12. - часть 3. - М.: Академия естествознания. С. 435-436. (0,06 п.л.) ISSN-1996-3947
5. Зиннатуллина Л.М., Галеева Ф.Т. Родители-дети. Решение вопроса. Педагогическоя поддержка родителей / Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2017. № 54-5. C. 198-202.
6. Зиннатуллина Л.М. Использование контекстуально трансформированных адвербиальных фразеологических единиц в английском и русском языках / Научное обозрение: гуманитарные исследования, 2017. №7. С. 129-134
7. Зиннатуллина Л.М. Вариантность адвербиальных фразеологических единиц в английском и русском языках. / Litera. 2019.№ 4. С. 17-25.
8. Зиннатуллина Л.М. Функционально-стилистические особенности определения англо-русских фразеологических аналогов. / Казанская наука. 2019. № 5. С. 79-81.
9. Царева Е.Е., Фахретдинова Г.Н., Зиннатуллина Л.М., Дулалаева Л.П. Компетенции в инженерном образовании в странах Евросоюза / Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 2. С. 15-19.
10. Фахретдинова Г.Н., Дулалаева Л.П., Зиннатуллина Л.М., Царева Е.Е. Важность развития трансверсальных компетенций в системе высшего образования стран Евросоюза. / Тенденции развития науки и образования. 2020. № 58-8. С. 30-33.
11. Фахретдинова Г.Н., Формирование трансверсальных навыков в преподавании иностранного языка в инженерном вузе. / Иностранные языки в современном мире. - Казань, 2020. - т. 1. - С. 282-291
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: 1999. - С. 86.
Педагогика
УДК 371
студент магистратуры Зубова Татьяна Владимировна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)
РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация. В статье рассматриваются общие и специфические особенности развития корпоративной культуры в образовательном учреждении, определяется сущность образовательного учреждения, его типы и особенности. Рассмотрена сущность образовательной деятельности и ее предмет. Представлено понятие корпоративной культуры, проведён анализ ее основных функции в системе образования. Описано влияние и роль корпоративной культуры на деятельность образовательного учреждения. Рассмотрены показатели высокой корпоративной культуры, процесс создания корпоративной культуры в образовательном учреждении.
Ключевые слова: образовательное учреждение, образовательная деятельность, педагогический коллектив, корпоративная культура.
Annotation. The article discusses the general and specific features of the development of corporate culture in an educational institution, defines the essence of an educational institution, its types and features. The essence of educational activity and its subject are considered. The concept of corporate culture is presented, its main functions in the education system are analyzed. The influence and role of corporate culture on the activity of an educational institution is described. Indicators of high corporate culture, the process of creating a corporate culture in an educational institution are considered.
Keywords: educational institution, educational activity, teaching staff, corporate culture.
Введение. Работа в педагогической сфере очень сложна как морально, так и психологически. Поэтому перед руководителем стоит несколько важных задач: поддержание морального и психологического климата, поддержка инициатив сотрудников и стремление к саморазвитию, формирование личных убеждений, правил и норм, которые имеют решающее значение в поведении человека. или группа людей, а команда в своей очереди передает этот климат студенческому коллективу. Корпоративная культура позволяет решать эти проблемы. В работах некоторых авторов, обращавшихся к проблеме управления корпоративной культурой в