Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА КИТАЯ И РОССИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА КИТАЯ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосов Г.Н.

Одним из основных факторов оценки объективности и правильности выбранного направления спортивных занятий по физической культуре, своевременной корректировки учебно-тематического плана, программы спортивной подготовки школьников и эффективного контроля динамики тренированности своих подопечных являются контрольные или контрольно-переводные нормативы. В данной работе подробно описаны контрольные нормативы по физической культуре у старшего возраста школьников Китая и России, проведен их сравнительный анализ. Результат исследования: проведен сравнительный анализ контрольных нормативов по физической подготовленности школьников старшего возраста Китая и России, выделены их сходства и отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосов Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF CONTROL STANDARDS FOR THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF SENIOR SCHOOLCHILDREN IN CHINA AND RUSSIA

One of the main factors for assessing the objectivity and correctness of the chosen direction of sports activities in physical culture, timely adjustment of the educational and thematic plan, the program of sports training for schoolchildren and effective control of the dynamics of fitness of their wards are control or control-translation standards. This paper describes in detail the control standards for physical culture in older schoolchildren in China and Russia, and their comparative analysis is carried out. The result of the study: a comparative analysis of the control standards for the physical fitness of older schoolchildren in China and Russia was carried out, their similarities and differences were highlighted.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА КИТАЯ И РОССИИ»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО

ВОЗРАСТА КИТАЯ И РОССИИ

Г.Н. Колосов, старший преподаватель Петрозаводский Государственный Университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-1-230-233

Аннотация. Одним из основных факторов оценки объективности и правильности выбранного направления спортивных занятий по физической культуре, своевременной корректировки учебно-тематического плана, программы спортивной подготовки школьников и эффективного контроля динамики тренированности своих подопечных являются контрольные или контрольно-переводные нормативы. В данной работе подробно описаны контрольные нормативы по физической культуре у старшего возраста школьников Китая и России, проведен их сравнительный анализ. Результат исследования: проведен сравнительный анализ контрольных нормативов по физической подготовленности школьников старшего возраста Китая и России, выделены их сходства и отличия.

Ключевые слова: физическое воспитание, старшие школьники, нормативные показатели, спорт, физическая культура.

Несмотря на видимую схожесть системы физического воспитания в образовательных организациях Российской Федерации (далее по тексту - РФ) и Китайской Народной Республики (далее по тексту -КНР) имеют существенные различия по направленности, объёму, содержанию, организации.

Спорт в Китае издавна ассоциировался с боевыми искусствами. Сегодня Китай состоит из множества соревновательных видов спорта. В Китае есть свое собственное четырехлетнее мультиспортивное мероприятие, похожее на Олимпийские игры, называемое Национальными играми. Также стоит отметить, что в связи с успешным проведением Олимпийских игр в Пекине Государственный совет КНР утвердил, что с 2009 года ежегодно 8 августа будет отмечаться как «Национальный день фитнеса».

Школьное физическое воспитание в КНР имеет сбалансированную организацию. Процесс физического воспитания в школах направлен на воспитание у школьников идеи пожизненных занятий физиче-

скими упражнениями и спортом, развитие системы знаний о физической подготовке, двигательных навыков и привычки активной двигательной деятельности, в том числе во внеурочное время. В Китае продолжается проводиться экспериментальная работа по внедрению физической культуры, как одного из предметов для вступительных экзаменов в отдельные ВУЗы. Этот опыт постоянно обобщается и совершенствуется для дальнейшего распространения.

Министерства образования РФ заинтересовано в том, чтобы последующее поколение было здоровым, поэтому существуют нормы, которые должны определять уровень развития физических качеств. Нормативные показатели определяют уровень физической подготовленности, функционального состояния или физического развития учащихся.

Нормативы в школьной системе образования РФ разделяются на определение 5 основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Таблица 1. Уровень физической подготовленности учащихся старшем звене школы РФ

Контрольное упражнение/тест Уровень

Пол Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

10 класс 11 класс

Скоростные способности.

Бег 30м, с М 4,8 и < 5,2-5,5 5,6 и> 4,7 и < 5,1-5,4 5,5 и>

Д 4,9 и < 5,4-5,8 5,9 и> - - -

Бег 60м, с М Д 9,7 и < - 10,7 и> - - -

Частота бега на ме- М - - - - -

сте, кол-во шагов за Д 23 20-21 18 и< - - -

Скоростно-силовые способности

Прыжок в длину с М 240 220 190 250 230 195

места, см Д 210 185 170 215 190 175

Тройной прыжок в М 737 691 635 779 715 667

длину с места, см Д - - - - - -

Метание набивного

мяча 1кг из положе- М 1262 1083 900 1340 1200 1080

ния стоя, см Д 1083 970 860 1040 920 800

Силовые способности

Подтягивание из ви- М 11 9 7 12 10 8

са (М), из виса лежа Д 16 12 7 17 13 9

(Д), кол-во раз

Подъем переворотом

и подъем силой М 3 2 1 5 4 3

Сгибание, разгиба- Д - - - - - -

ние рук в упоре на

брусьях, кол-во раз М Д 10 7 6 12 10 7

Выносливость

Продолжительность М 106,7 и> 97,7 93,2 - - -

бега при его интен- Д 36,4 и> 27,2 22,6 - - -

сивности 90% от

максимальной,

Отжимание в упоре М 40 25 15 42 26 16

лежа, кол-во раз Д 16 12 8 16 12 7

Поднимание туло- М 23 20 16 24 20 16

вища из положения Д 21 17 14 21 17 13

лежа, кол-во раз за

30с

Бег на 1000м, с М 209 242 257 203 233 249

Д 262 311 329 262 294 31-

6-минутный бег, м М Д 1500 1300 1350 1150 1100 900 - - -

Координационные способности

Челночный бег 3х10 М 7,2 7,7 8,1 7,2 7,8 8,2

м, с Д 8,4 8,9 9,5 8,6 9,2 9,7

Три кувырка вперед, с М Д 3,3 3,7 4,0 4,5 4,7 5,5 3,6 3,6 4,2 4.2 4,7 4.9

Метание теннисного М 37,4 32,9 28,4 36,8 33,3 30,8

мяча - сед ноги Д 15,9 13,0 10,1 16,8 13,8 10,7

врозь.

.Гибкость

Наклон вперед из М 26 16 5 20 11 0

положения сидя, см Д 21 16 10 19 13 10

Наклон вперед из М 15 9-12 5 20 12-14 7

положения стоя, см Д 15 9-12 5 20 12-14 7

Общеобразовательные школы Китая лет), в которой обучаются 3 года, и стар-

делятся на три звена: начальная школа, шая школа (16-18 лет), обучение в которой

рассчитанная на 6 лет обучения (обучают- длится также 3 года, но прием учеников ся дети 8-13 лет), средняя школа (13-16 происходит на конкурсной основе.

Таблица 2. Уровень физической подготовленности учащихся старшей школы КНР (девушки)___ __ ____

Оценка Индивидуальный показатель Спирометрия и Индекс массы тела Бег, 800 м Бег 50м , с Прыжки в длину с места Метание шара При-се дания Прыжки со скакалкой Футбольный дриблинг Баскетбольный Дриб-линг Волейбольный коврик

Отлично 100 68 3.24 7.8 2.01 8 51 175 7.9 11.8 35

98 67 3.27 7.9 2 7.9 50 170 8.4 12.1 34

96 66 3.29 8 1.98 7.8 49 163 9.2 12.6 32

94 65 3.32 8.1 1.97 7.7 48 155 10 13.2 30

92 64 3.35 8.3 1.95 7.6 47 145 11.1 13.9 28

90 63 3.38 8.4 1.93 7.4 45 135 12.1 14.6 25

Хорошо 87 62 3.42 8.5 1.91 7.3 44 131 12.5 15.3 24

84 60 3.46 8.6 1.87 7.2 43 125 13.1 16.4 22

81 59 3.50 8.8 1.84 7.1 31 119 13.8 17.5 21

78 56 3.54 8.9 1.79 7 39 110 14.6 19 18

75 54 3.58 9 1.75 6.8 37 102 15.5 20.4 16

Удовлетворительно 72 52 4.04 9.1 1.72 6.7 36 97 16.2 21.2 15

69 50 4.08 9.2 1.67 6.6 33 90 17.3 22.3 14

66 47 4.13 9.3 1.63 6.4 31 82 18.4 23.4 13

63 44 4.18 9.4 1.57 6.2 28 72 19.9 26.4 11

60 41 4.23 9.5 1.51 6 25 62 21.4 27.2 9

Неудовлетворительно 50 40 4.30 9.7 1.5 5.8 24 58 21.8 28.3 8

40 38 4.37 9.9 1.47 5.4 23 51 22.5 29.4 7

30 37 4.44 10. 2 1.45 5 21 45 23.1 30.9 6

20 35 4.51 10. 4 1.41 4.5 20 37 24 32.4 5

10 34 5.00 10. 6 1.38 4 18 28 24.9 34.2 3

Таблица 3. Уровень физической подготовленности учащихся старшей школы КНР (юноши)___________

Оценка Индивидуальный показатель Спирометрия и ИМТ Бег, 1000 м Бег, 50м , с Прыжки в длину с места Метание шара Подтягивания Прыжки со скакалкой Баскетбольный дриблинг Футболь-ный дриблинг Волей-боль-ный коврик

Отлично 100 82 3.28 6.6 2.58 13.6 23 185 9.2 7.2 40

98 81 3.31 6.7 2.57 13.2 22 180 9.6 7.4 39

96 80 3.34 6.8 2.55 12.6 21 173 10.2 7.8 37

94 79 3.37 6.9 2.54 12 20 165 10.9 8.2 35

92 78 3.40 7 2.52 11.2 19 155 11.7 8.6 33

90 76 3.43 7.1 2.5 10.4 18 145 12.6 9.1 30

Хорошо 87 75 3.47 7.2 2.47 10.2 17 141 13 9.4 29

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

84 73 3.51 7.4 2.44 9.8 16 134 13.5 9.8 27

81 71 3.56 7.5 2.4 8.9 15 128 14.1 10.2 25

78 68 4.01 7.7 2.34 8.5 14 119 14.9 10.8 23

75 66 4.06 7.9 2.29 8.2 13 110 15.6 11.3 20

Удовлетворительно 72 64 4.11 88.1 2.26 7.7 12 105 16.2 11.6 19

69 61 4.16 8.2 2.21 7.2 11 96 17.2 12.1 17

66 59 4.21 8.3 2.17 6.6 10 88 18.1 12.6 15

63 55 4.26 8.4 2.1 9 77 19.4 13.2 12

60 52 4.31 8.5 2.04 6 8 66 20.6 14.2 9

Неудовлетворительно 50 51 4.40 8.6 2.02 5.8 7 62 21.4 14.7 8

40 49 4.50 8.7 1.99 5.5 6 55 22.7 15.2 7

30 48 5.00 8.8 1.96 5.2 5 48 23.9 15.9 6

20 45 5.10 8.9 1.92 4.8 4 39 25.6 16.6 5

10 43 5.20 9 1.89 4.4 3 30 27.2 17.1 3

Сравнивая нормативные показатели старшего звена школ России и Китая, можно отметить следующее:

заметна разница в количестве контрольных тестов: в России это 19 упражнений, в школах Китая- 11. При этом в школах обеих стран есть нормативы по бегу, прыжкам (в КНР на скакалке и прыжки в длину с места, в России - в длину с места, тройной прыжок в длину с места), метанию шара, подтягиваниям. При этом в Китае есть нормативы по дриблингу (баскетбольному и футбольному), а также занятия волейболом. К тому же в Китае измеряется индекс массы тела, проводится спирометрия. Говоря о нормативных показателях, стоит указать, что в Ки-

"отлично" в Китае превосходит "высокий уровень развития" способности в РФ. Например, показатель прыжков в длину с места в КНР (для юношей) на оценку "отлично" - 258см - 250см, а в РФ- 240см, подтягивания в КНР- 23-18 раз, в РФ- 11 раз. Также стоит отметить, что в Китае нет контрольных упражнений на координацию движений и гибкость.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить: государственная политика России и Китая в сфере физического воспитания направлена на подготовку здоровых физкультурно-образованных молодых людей, способных к высокой производительности труда и активной жизнедеятельности.

тае более высокие требования. Так, оценка

Библиографический список

1. Лях В.И.Физическая культура. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 255 с.

COMPARATIVE ANALYSIS OF CONTROL STANDARDS FOR THE LEVEL OF

PHYSICAL FITNESS OF SENIOR SCHOOLCHILDREN IN CHINA AND RUSSIA

G.N. Kolosov, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. One of the main factors for assessing the objectivity and correctness of the chosen direction of sports activities in physical culture, timely adjustment of the educational and thematic plan, the program of sports training for schoolchildren and effective control of the dynamics of fitness of their wards are control or control-translation standards. This paper describes in detail the control standards for physical culture in older schoolchildren in China and Russia, and their comparative analysis is carried out. The result of the study: a comparative analysis of the control standards for the physical fitness of older schoolchildren in China and Russia was carried out, their similarities and differences were highlighted.

Keywords: physical education, senior schoolchildren, standard indicators, sports, physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.