Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ АССОЦИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЯМИ ХИМИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ АССОЦИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЯМИ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АССОЦИАЦИИ / УЧИТЕЛЬ / ХИМИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закиева Р.Р., Космодемьянская С.С.

Данная статья включает в себя анализ концептуальных основ ассоциативного обучения, методические положения ее применения как эффективного и современного метода педагогической деятельности в системе обучения и преподавания химии. Представлены результаты 4-хлетнего исследования по изучению аспектов ассоциативного мышления в школьном химическом образовании (общее количество респондентов составило 262 человек). Приведены результаты анкетирования по анализу эффективности использования данного метода учителями-предметниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ АССОЦИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЯМИ ХИМИИ»

В детском саду, в специально отведенном месте, должен находиться лоток с песком. Некоторые рекомендации:

• для большей свободы движений желательно, чтобы дети работали стоя.

• чтобы обеспечивать комфортные условия для работы, лоток с песком нужно устанавливать на большом и прочном столе, высота которого должна соответствовать росту детей.

• все принадлежности для игр размещать на уровне глаз ребенка в маленьких корзиночках.

• песок следует очищать время от времени. Очень полезно, чтобы дети просеивали песок через самое мелкое сито и делали это самостоятельно,

• до и после работы с песком дети должны мыть руки с мылом. Соблюдая гигиенические нормы.

• рекомендуется закрывать крышкой лоток после занятий.

Ребенок получает возможность самовыражения, находясь в творческом пространстве, в результате чего улучшения происходят в его эмоциональной и творческой сферах. Свои личные переживания ребенок отображает посредством песочной композиции. Не стоит ругать малыша, если у него что-то не так получилось. Иначе вы рискуете потерять доверия ребенка.

Преодолевать негативные ситуации в будущем, вынесенные с занятий песочной терапией поможет дошкольнику только позитивный опыт.

Список использованной литературы:

1. Зинкевич-Евстегнееева Т., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. -СПб: «Речь», 2006.

2. Грабенко Т. М Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», СПб.: Институт специальной психологии ипедагогики,1998.

3. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М.: Владос, 2010.

4. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия. //Дошкольная педагогика. - 2004. - №5.

5. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. - 2006. - №4.

© Ефимова Е.Д., Карталова Е.А., 2022

УДК 378.1

Закиева Р.Р.,

студент К(П)ФУ, г. Казань, РФ Космодемьянская С.С.,

канд. пед. наук, доцент К(П)ФУ, г. Казань, РФ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ АССОЦИАТИВНОГО

ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЯМИ ХИМИИ

Аннотация

Данная статья включает в себя анализ концептуальных основ ассоциативного обучения, методические положения ее применения как эффективного и современного метода педагогической деятельности в системе обучения и преподавания химии. Представлены результаты 4-хлетнего исследования по изучению аспектов ассоциативного мышления в школьном химическом образовании (общее количество респондентов составило 262 человек). Приведены результаты анкетирования по анализу эффективности использования данного метода учителями-предметниками.

Ключевые слова Ассоциативное обучение, ассоциации, учитель, химия, обучающиеся.

На сегодняшний момент в мире происходят глобальные трансформации, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности, в том числе и учебно-образовательный процесс. В рамках модернизации современного социума возрастают требования к качеству и характеристикам учебной деятельности

учеников, уровню усвоения знаний и компетенций обучающихся. Вследствие меняющихся требований к процессу обучения появляются принципиально новые задачи и функции, которые направлены на разработку инновационных методик и технологий преподавания химии, благодаря которым имеется возможность усвоить за небольшой промежуток времени наибольший объем учебного потока информации.

В ходе исследования мы затрагиваем проблему использования в учебно-образовательной деятельности таких технологий, с помощью которых у обучающихся наиболее эффективно будет происходить процесс освоения знаний, умений и навыков. Актуальность этого направления исследования остается достаточно острой. Анализ передового педагогического опыта показывает, что наиболее результативной и действенной для восприятия обучающимися является форма ассоциативного обучения. Центральной задачей данной технологии обучения является не только усвоение обучающимися основ химического процесса или явления, но и содействие принятию причинно-следственных связей между разными информационными блоками учебного материала (пространственная связь).

Реализация ассоциативного обучения в школьном химическом образовании осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [1] и с Федеральным государственным образовательным стандартом [2].

Осуществляя исследовательскую деятельность по применению ассоциативного обучения в учебно-образовательном процессе по химии, нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, анкетирование, педагогическое наблюдение, изучение различных материалов (научных, нормативных, педагогических), педагогический эксперимент.

Исследовательская работа по изучению применения ассоциативного метода в обучении химии осуществлялась на протяжении четырех лет. За это время количество респондентов достигло 262 человек. В ходе первого этапа исследования (2018/2019 уч.г.) нами была произведена дефиниция основных понятий, изучение методической литературы, а также исторической периодизации формирования ассоциативного обучения в системе образования. Нами было выявлено, что универсальных определений по описании представленного вида обучения нет. Мы придерживаемся, в связи с этим выявили собственное. Ассоциативное обучение - это деятельность, с помощью которой школьником осуществляется взаимосвязь среди нескольких феноменов, в результате чего происходит учение и запоминание нового материала.

В процессе второго этапа исследования (2019/2020 уч.г.) разрабатывались авторские методические разработки по урочной и внеурочной работе по методике химии, включающие в себя элементы ассоциативного обучения. Например, в рамках технологической карты урока «Алканы» в качестве домашнего задания обучающимся необходимо разработать кроссенс по изученной теме. А в интеллектуально-развлекательной игре «Где логика?» задания разработаны так, что включают в себя элементы ассоциаций, вследствие этого у учеников активизируются когнитивные способности.

В рамках следующего этапа исследования (2020/2022 гг.) в ходе производственной (педагогической) практики были реализованы ранее разработанные материалы. Также в ходе данного этапа проводилось анкетирование, где респондентами стали 50 учителей-предметников общеобразовательных учреждений г. Казани. Данный метод опроса проводился с целью выявления необходимости и эффективности применения ассоциативного обучения на уроках. Проанализировав приобретенные данные, можно отметить следующие результаты (см. рис. 1)

I Здоровьесберегающая технология

Технология исследовательского обучения

Технология проблемного обучения

Технология ассоциативного обучения

I Технология личностно-ориентированного подхода

I Технология групповой деятельности

Рисунок 1 - Результаты вопроса о технологиях, которые применяются наиболее часто на уроках учителями-предметниками, г. Казани, 2022 г.

Также было выявлено, что 89% опрошенных используют в своей педагогической деятельности элементы ассоциативной технологии обучения. Далее учителям-предметникам был задан следующий вопрос: «Какова интенсивность проведения Ваших уроков с использованием технологии ассоциативного мышления?». 20% респондентов ответили, что применяют ее достаточно редко, 39% от числа всех учителей указали, что используют через урок, а 30% - каждое учебное занятие. 96% опрошенных указывают на то, что они замечали повышение степени усвоения знаний при применении технологии ассоциативного обучения на уроках. 92% учителей отмечают, что обращали внимание на то, как усиливается заинтересованность в предмете и мотивация в учении при применении данной технологии. 86% респондентов наблюдали за тем, что обучающиеся начали в полной мере активизировать свою мыслительную деятельность в процессе обучения данной технологии, что приводило к формированию их когнитивной деятельности.

Необходимость сочетать ассоциативное обучение с применением цифровых технологий уже давно рассматривается в исследованиях многих ученых и методистов. Это связано и с проведением занятий в смешанном или дистанционном формате («on-line»). Самостоятельная деятельность обучающихся, в данном случае, реализуется через исследовательскую работу, что подразумевает перестройку самого процесса обучения [6].

Итак, технология ассоциативного обучения действительно необходима и важна в учебно-образовательном процессе, посредством нее развиваются не только когнитивные способности, но и происходит формирование личности ученика. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 16.03.2022).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 16.03.2022).

3. Закиева Р.Р., Космодемьянская С.С. Ассоциативно-образное мышление в дистанционном преподавании химии / Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовский международный конгресс (г. Москва, 26 ноября 2020 г.). - Москва: Издательство Инфинити, 2020. - 272 с. - С. 63-67.

4. Стьюер, Ш. Ассоциативное мышление - основа креативности ребенка / Ш. Стьюер. - М.: НТ Пресс, 2015. - 272 c.

5. Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. - М.: Институт развития им. Г.П. Щедровицкого, 2018. - 800 c.

6. Лукьянова Е.П. Применение искусственного интеллекта как средства повышения качества образования при изучении общеобразовательных дисциплин в учреждениях СПО [Текст] / Международный научный журнал Инновационная наука. 2022. № 1-2. С.117-119.

© Закиева Р.Р., Космодемьянская С.С., 2022

УДК 348.147

Зырянова И.М.

канд. пед. наук, доцент ОмГУПС г. Омск, РФ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы организации учебной деятельности студентов при изучении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.