Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА ФАСИЛИТАЦИИ'

АНАЛИЗ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА ФАСИЛИТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / ХИМИЯ / СТУДЕНТ / ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ-ФАСИЛИТАТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валова А.А., Космодемьянская С.С.

В статье рассматриваются методические особенности применения фасилитации как одного из инновационных методов современной системы химического образования. Представлены краткие результаты трехлетнего исследования (285 респондентов) проблемы применения нетрадиционных форм и методов обучения химии с позиций учителя - фаслитатора. Выбор оптимальных вариаций комплексного сочетания традиционных и нетрадиционной методики фасилитации доказан полученными результатами работы в контрольном и экспериментальном классах в рамках производственной (педагогической) практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF TRAINING OF STUDENTS IN CHEMISTRY WITH THE APPLICATION OF THE FACILITATION METHOD

The article discusses the methodological features of the use of facilitation as one of the innovative methods of the modern system of chemical education. Brief results of a three-year study (285 respondents) of the problem of using non-traditional forms and methods of teaching chemistry from the perspective of a teacher-facilitator are presented. The choice of optimal variations of a complex combination of traditional and non-traditional methods of facilitation was proved by the results of work in the control and experimental classes within the framework of industrial (pedagogical) practice.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА ФАСИЛИТАЦИИ»

УДК 37.025

А.А. Валова,

студент К(П)ФУ, г. Казань С.С. Космодемьянская,

канд. пед. наук, доцент К(П)ФУ, г. Казань

АНАЛИЗ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ

МЕТОДА ФАСИЛИТАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются методические особенности применения фасилитации как одного из инновационных методов современной системы химического образования. Представлены краткие результаты трехлетнего исследования (285 респондентов) проблемы применения нетрадиционных форм и методов обучения химии с позиций учителя - фаслитатора. Выбор оптимальных вариаций комплексного сочетания традиционных и нетрадиционной методики фасилитации доказан полученными результатами работы в контрольном и экспериментальном классах в рамках производственной (педагогической) практики.

Ключевые слова

Фасилитация, педагогическая фасилитация, химия, студент, школа, учитель-фасилитатор.

А.А. Valova,

Student, Kazan Federal University, Kazan S. S. Kosmodemyanskaya, Ph. D., Associate Professor, Kazan Federal University, Kazan

ANALYSIS OF THE LEVEL OF TRAINING OF STUDENTS IN CHEMISTRY WITH THE APPLICATION OF THE FACILITATION METHOD

Abstract

The article discusses the methodological features of the use of facilitation as one of the innovative methods of the modern system of chemical education. Brief results of a three-year study (285 respondents) of the problem of using non-traditional forms and methods of teaching chemistry from the perspective of a teacher-facilitator are presented. The choice of optimal variations of a complex combination of traditional and non-traditional methods of facilitation was proved by the results of work in the control and experimental classes within the framework of industrial (pedagogical) practice.

Keywords

Facilitation, pedagogical facilitation, chemistry, student, school, teacher-facilitator.

Трансформация отечественной системы образования в Российской Федерации определяется изменениями Федерального закона «Об образовании в РФ». Ее векторы направлены на применение современной инновационных подходов, методов и технологий для формирования «soft skills» («мягких навыков») обучающихся [5; 6]. Главным звеном личностно-развивающегося образования является определение психолого-методических условий для развития личности обучающегося. Анализ передового педагогического опыта показывает, что наибольшее значение сейчас имеет формирование и совершенствование способности обучающихся к самостоятельности и саморазвитию.

Мы изучаем проблему использования нестандартных форм применения элементов игровых технологий в химическом образовании. Фасилитация рассматривается нами в аналогии с «педагогическим менеджментом» для организации групповой работы на уроках химии и во внеурочное время. Основная идея

-( )-

данного направления заключается в дополнительной мотивации участников процесса при их инициировании и поощрении. Применение приемов фасилитации позволяет учащимся творчески усваивать учебный материал для повышения познавательной активности и развития их самооценки [3; с. 18-20]. Главным достоинством данного метода является занимаемая позиция преподавателя-фасилитатора, то есть не «над» учащимися, а «вместе» с ними.

Наше исследование в данной области было начато в 2018/2019 уч.г. Проведен сравнительный анализ нормативной и научно-методической литературы по изучению применения метода фасилитации и ее технологий в рамках обучения на уроках химии. В процессе работы был применен комплекс взаимодополняющих методов исследования: сравнительный анализ, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, проработка результатов деятельности учащихся (самостоятельных работ как контрольной, так и экспериментальной группы), разработка анкет и статистический анализ полученных данных. Общее количество респондентов, которые приняло участие во всех исследованиях за 3 года, составило 285 человек.

В начале нашего исследования была проведена дефиниция основных понятий. Анализ нормативно-методической литературы показал достаточное количество вариативных определений термина «фасилитация», но все они несут в себе практически один и тот же смысл.

Фасилитация обычно рассматривается как укрепление и преумножение преобладающих воздействий, влияния, деятельности с участием посторонних личностей - наблюдателей и соучастников [4, с. 356]. Педагогическая фасилитация [там же] определяется как усиление плодотворности и эффективности образовательного процесса (включая обучение и воспитание) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет уникального и нестандартного стиля коммуникации и личности педагога.

Далее была исследована теория развития метода фасилитации как зарубежными исследователями, так и отечественными. Впервые эффект явления фасилитации был описан в исследованиях Н. Триплета [2з]. Американский психолог считал, что если с человеком будет фигурировать иная личность, то показатель собственного результата будет значительно выше, нежели чем работа в одно лицо.

В середине 20 века возник сам термин «психолого-педагогическая фасилитация». Основоположником является Карл Рэнсом Родждерс, исследовавший данный метод по причине формирования в зарубежной психологии гуманистического подхода. Свой вклад в дальнейшее развитие метода фасилитации внесли такие зарубежные исследователи, как Мьюмен, Томас Грегори, Хэммет Дэшил, Бредберри Тревис и многие другие.

Понятия и концепции американского психолога стали довольно популярными в рамках отечественной науки. Отечественные педагоги рассматривают в качестве фасилитационного педагогического взаимодействия субъект-субъектное совместную деятельность. Весомый вклад в формировании и укреплении данного метода в нашей стране внесли В.Н. Смирнов, Э.Ф. Зеер, Э.Н. Гусинский и др. Целью фасилитации является нахождение оптимального метода, который позволит группе работать результативно. Фасилитатор, лидер групповой работы, занимает нейтральную позицию и помогает участникам принимать решения с помощью конструктивного обсуждения.

Мы проанализировали базовые технологии, которые раскрывают суть метода фасилитации и определили для своего исследования следующие:

• «Мировое кафе» (World Cafe),

• «Технология открытого пространства» (Open Space Technology),

• «Выход за рамки» (Work Out).

Данные технологии вполне применимы на уроках усвоения новых знаний, на уроках актуализации знаний и уроках комплексного применения знаний и умений. Кроме того, элементы данных технологий могут рассматриваться в качестве мероприятий, например, круглого стола или конференция.

В ходе второго этапа нашего исследования (2019/2020 уч.г.) на аудиторных занятиях в рамках дисциплины «Методика химии» был разработан и проведен фрагмент урока химии с использованием элементов метода фасилитации. В ходе такой демонстрации фрагментов уроков химии и внеклассных мероприятий, проводимых на протяжении многих лет, каждый студент ощущает себя учителем химии, а

Í »5 }

другие обучающиеся выполняют двойные роли: как «ученики» и как коллеги, которые анализируют методику проведения данного урока.

Чтобы обеспечить наибольшую эффективность занятия, было принято использовать групповой формат работы учащихся. Кроме того, школьникам были определены критерии, согласно которым они выполняли работу. Применение элементов технологии сотрудничества позволило получить положительные результаты. Благодаря применению учителем технологии сотрудничества, атмосфера в классе была благоприятной, что позволило учащимся ощущать себя комфортно и настроится на продуктивную работу [1].

В ходе третьего этапа исследования (февраль-апрель 2021 г.) мы продолжили работу в рамках производственной (педагогической) практики на базе МБОУ «Лицей №5» г. Казани. Были определены два класса: экспериментальный (8 «А» класс) и контрольный (8 «Б» класс). Ранее нами была выдвинута гипотеза: регулярная реализация элементов технологии фасилитации способствует повышению уровня обученности и активизации самостоятельной деятельности обучающихся, их критического мышления, структурирования их действий.

В начале практики нами был проведен вводный контроль (50 человек) в 8 «А» и 8 «Б» классах. Результаты (см. рис. 1) наглядно отображают практически одинаковый уровень усвоения знаний, умений и навыков с применением стандартных методов обучения в двух классах.

Рисунок 1 - Вводный контроль знаний с использованием стандартных методов обучения, 8 «А» и 8 «Б» классы, МБОУ «Лицей №5» г. Казани

Далее на протяжении трех недель в экспериментальной группе проводились уроки химии с применением элементов метода фасилитации. Работа велась в малых группах, класс отличался самостоятельным выполнением заданий, цели уроков были сформулированы учащимися 8 «А» класса совместно с учителем, школьники оперировали точными критериями выполнения поставленных изначально задач. Кроме того, в классе присутствовала доброжелательная атмосфера, которая благоприятствовала эффективной и продуктивной работе учащихся. В контрольной группе уроки велись с применением стандартных методов обучения.

Рисунок 2 - Итоговый контроль знаний с использованием метода фасилитации, 8 «А» и 8 «Б» классы, МБОУ «Лицей №5» г. Казани

i - У

В конце практики были проведен итоговый срез знаний, динамику которой можно наблюдать в представленной ниже таблице (рис. 2).

Мы провели анализ на основе полученных данных до использования в обучении химии элементов метода фасилитации и после, обратив внимание на повышение качества. Так же мы наблюдали прогресс не только в хорошей динамике, но и на взаимоотношениях, которые складываются внутри класса.

Таким образом, мы определили значимость реального статуса учителя-фасилитатора. Это лицо, которое руководит и регулирует работой группы, оказывает поддержку в установлении целей и задач, поддерживает учащихся, придавая уверенность каждому и прибавляя силы в самого себя, создает и сохраняет на протяжении всего временного отрезка благоприятную атмосферу в команде, не вступая на чью-либо позицию и не навязывая никому собственную точку зрения.

Итак, мы подтвердили свою гипотезу, что систематическое применение метода фасилитации на уроках химии оказывает положительный эффект на результативность процесса обучения не только в теории, но и на практике.

Список использованной литературы:

1. Валова А., Маркова О., Казакова А., Закиева Р., Космодемьянская С.С. Студенты третьего курса провели фрагменты уроков химии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/chemistry/chemistry-edu-metodika-2020.html (дата обращения: 16.05.2021).

2. Копец Л. Эксперимент Норманна Триплетта и социальная фасилитация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyfactor.org/lib/experiment_triplett.htm (дата обращения 16.05.2021).

3. Космодемьянская С.С. Методические особенности использования дидактических игр на уроках химии: подготовка студента / С.С. Космодемьянская, А.А. Валова // Fundamental science and technology - promising developments XXII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 6-7.04.2020. - Morrisville, NC, USA: Lulu Press, Inc. 2020. - p. 103.

4. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. - СПб., 2002. - 512 с.

5. Принципы и правила фасилитации. Тренажеры Soft Skills и игровые решения для бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://donskih.ru/2017/06/metod-fasilitatsii/ (дата обращения 16.05.2021).

6. Сколки: мысли о неформальном образовании. Фасилитацию в школы! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://skolki-project.com/blog/fasilitatsiju-v-shkoly (дата обращения 13.05.2021).

© Валова А.А, Космодемьянская С.С., 2021

УДК 378.147

Т.Г. Ведерникова

канд. техн. наук, доцент БГПУ им. М. Акмуллы,

г. Уфа, РФ О.Р. Ахмадуллина Магистрант БГПУ им. М. Акмуллы,

г. Уфа, РФ

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ПО ХИМИИ

Аннотация

Предложена программа предметно-ориентированного элективного курса, в котором углубленно изучается раздел «Растворы», и описаны условия ее реализации. Курс включает данные исследования свойств водно-спиртовых растворов солей щелочных металлов, которые могут служить теоретической и научной основой для создания более эффективных технологий очистки промышленных стоков,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.