Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / ИНЖЕНЕРНЫЙ ВУЗ / МОТИВАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ХИМИЯ / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова И.М.

В статье обсуждаются проблемы организации учебной деятельности студентов при изучении общей химии в инженерном вузе, связанные с недостаточной базовой подготовкой, низким уровнем учебной мотивации. Отмечается ухудшение личностных характеристик студентов, что влияет на обучаемость. Показано, что реализация смешанного обучения с использованием LMS Moodle в учебном процессе способствует повышению эффективности обучения, адаптации студентов, увеличение интереса и мотивации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зырянова И.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА»

Также было выявлено, что 89% опрошенных используют в своей педагогической деятельности элементы ассоциативной технологии обучения. Далее учителям-предметникам был задан следующий вопрос: «Какова интенсивность проведения Ваших уроков с использованием технологии ассоциативного мышления?». 20% респондентов ответили, что применяют ее достаточно редко, 39% от числа всех учителей указали, что используют через урок, а 30% - каждое учебное занятие. 96% опрошенных указывают на то, что они замечали повышение степени усвоения знаний при применении технологии ассоциативного обучения на уроках. 92% учителей отмечают, что обращали внимание на то, как усиливается заинтересованность в предмете и мотивация в учении при применении данной технологии. 86% респондентов наблюдали за тем, что обучающиеся начали в полной мере активизировать свою мыслительную деятельность в процессе обучения данной технологии, что приводило к формированию их когнитивной деятельности.

Необходимость сочетать ассоциативное обучение с применением цифровых технологий уже давно рассматривается в исследованиях многих ученых и методистов. Это связано и с проведением занятий в смешанном или дистанционном формате («on-line»). Самостоятельная деятельность обучающихся, в данном случае, реализуется через исследовательскую работу, что подразумевает перестройку самого процесса обучения [6].

Итак, технология ассоциативного обучения действительно необходима и важна в учебно-образовательном процессе, посредством нее развиваются не только когнитивные способности, но и происходит формирование личности ученика. Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 16.03.2022).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends (дата обращения: 16.03.2022).

3. Закиева Р.Р., Космодемьянская С.С. Ассоциативно-образное мышление в дистанционном преподавании химии / Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовский международный конгресс (г. Москва, 26 ноября 2020 г.). - Москва: Издательство Инфинити, 2020. - 272 с. - С. 63-67.

4. Стьюер, Ш. Ассоциативное мышление - основа креативности ребенка / Ш. Стьюер. - М.: НТ Пресс, 2015. - 272 c.

5. Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. - М.: Институт развития им. Г.П. Щедровицкого, 2018. - 800 c.

6. Лукьянова Е.П. Применение искусственного интеллекта как средства повышения качества образования при изучении общеобразовательных дисциплин в учреждениях СПО [Текст] / Международный научный журнал Инновационная наука. 2022. № 1-2. С.117-119.

© Закиева Р.Р., Космодемьянская С.С., 2022

УДК 348.147

Зырянова И.М.

канд. пед. наук, доцент ОмГУПС г. Омск, РФ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы организации учебной деятельности студентов при изучении

общей химии в инженерном вузе, связанные с недостаточной базовой подготовкой, низким уровнем учебной мотивации. Отмечается ухудшение личностных характеристик студентов, что влияет на обучаемость. Показано, что реализация смешанного обучения с использованием LMS Moodle в учебном процессе способствует повышению эффективности обучения, адаптации студентов, увеличение интереса и мотивации учащихся.

Ключевые слова.

Студенты первого курса, инженерный вуз, мотивация, адаптация, организация учебной деятельности,

естественнонаучные дисциплины, химия, Moodle.

Технологические потребности современной экономики меняют характер инженерного образования, требуя, чтобы специалист овладел широким спектром ключевых и профессиональных компетенций, обеспечивающих профессиональную успешность (результативность). Эффективность и результативность инженерной деятельности определяется качеством профессиональной подготовки, готовностью выпускника вуза к выполнению своих обязанностей. Профессиональная готовность студентов инженерного вуза к будущей деятельности обеспечивается набором компетенций, обозначенных федеральными ФГОС ВО 3++ [1]. Наиболее ценными в сфере инновационных технологий являются инженерные работники, которые способны генерировать новые идеи и воплощать их в реальные проекты. Формирование готовности инженера к генерации принципиально новой информации и создании новых технических объектов может осуществляться только на базе фундаментальной естественнонаучной подготовки. При этом «инженер должен быть подготовлен к работе в конкретных направлениях, должен уметь делать автомобили, самолеты, проектировать электрические сети» [2, с.113]. Естественнонаучные дисциплины, такие как физика, химия, математика имеют свои особенности и являются фундаментом для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, выполнения курсовых и дипломных вузовских работ, НИРС. Изучение законов природы, природных объектов, их состава и строения, зависимости свойств от состава и строения формирует у студентов способность к синтезу, анализу, обобщению, абстрагированию, моделированию, т.е. тех универсальных компетенций, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности.

Обсуждение с преподавателями, анализ учебной деятельности, анкетирование и опрос студентов первого курса последних лет показывает существенное снижение базовой школьной подготовки, недостаточную сформированность общеучебных умений, ухудшение личностных характеристик обучаемых (внимание, объем кратковременной памяти, осмысленность выполняемых действий, работоспособность), низкий уровень самоорганизации и самоконтроля. В условиях дистанционного обучения в вузе (в связи с пандемией COVID -19) возникла проблема рассеянности внимания студентов младших курсов во время отсутствия непосредственного контроля преподавателя над учебной деятельностью. В связи с этим у преподавателей вуза возникает проблема привлечения внимания первокурсников во время объяснения учебного материала. Информация пояснена, вопросов нет, однако проходит некоторое время, например, при выполнении лабораторных работ по химии и опять возникают те же вопросы и необходимость повторения уже ранее сообщенной информации. Особенно, на наш взгляд, следует выделить учебную пассивность, лень некоторых студентов, их желание использовать уже готовые решения, подсказки, информацию из Internet при выполнении заданий, тестирования, составлении отчетов по лабораторным работам. И у «слабых», и у «сильных» студентов первого курса возникают проблемы с написанием конспектов по известной литературе, подготовке тематической реферативной работы, ее осмыслении и презентации. Такой вид работы уже не вызывает затруднений у студентов третьего курса, всего 13% учащихся имели некоторые проблемы с самостоятельным написанием реферата, нахождением информации по теме, причем в дальнейшем старшекурсники самостоятельно проверяют свою работу на плагиат и предоставляют отчет. В этом случае студенты могли проанализировать качество своей деятельности и самостоятельно оценить результат. Таким образом, можно сказать, что студенты-первокурсники обладают низким уровнем универсальных компетенций, однако на старших курсах у студентов появляются навыки и умения планирования и организации своей деятельности.

Существенное значение при организации учебной деятельности студентов имеет интерес и мотивация студентов, возможность адаптации к новым вузовским условиям [3, с. 253]. Опрос студентов, анкетирование и тестирование выявили низкую учебную мотивацию студентов первого курса при изучении общей химии. С одной стороны, причиной низкой учебной мотивации и интереса к изучению химии, первокурсники считают ее ненужность в основе своего дальнейшего профессионального образования. С другой стороны, низкая базовая подготовка не позволяет добиться успеха, вызывает неудовлетворенность собственной деятельностью. Помимо внутрених факторов, становление мотивации, успешность обучения обусловлены внешними факторами, например: мотивация студентов снижается при неудовлетворенности однообразием учебных занятий, их монотонностью, жестким контролем (боязнь неудачи) со стороны преподавателя, отсутствием проблемно-поисковых и игровых форм обучения (викторины, олимпиады, НИРС). Следовательно, учебная мотивация, адаптация и успешность освоения учебной дисциплины студентами зависит и от того, каким образом организован процесс обучения, насколько планомерно осуществляется учебная деятельность учащихся и насколько эффективно осуществляется взаимодействие преподавателя и студента. Таким образом, недостаточная базовая школьная подготовка абитуриентов, низкая учебная мотивация, снижение личностных характеристик обучаемых (память, работоспособность, внимание, самостоятельность) вызывает проблемы обучения студентов, затрудняет усвоение учебного материала по дисциплине, тормозит формирование предметных компетенций студентов младших курсов.

Кроме того, общая тенденция сокращения числа аудиторных часов, отведенных на изучение естественнонаучных дисциплин, в настоящее время наблюдается не только в школах, но и в вузах. Например, в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС) в настоящее время на изучение общей химии отводится 72 часа (I семестр), из них - 31 час на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов (9 часов - контроль над самостоятельной работой студентов), остальное время (32 часа) равномерно распределяется между лекционными и лабораторными занятиями (аудиторные). Практические (аудиторные) занятия, согласно современным учебным планам и программам по общей химии, к сожалению, не предусмотрены. В этом случае организация эффективной учебной деятельности студентов первого курса при изучении общей химии является весьма актуальной задачей.

Таким образом, наблюдаются противоречия: между необходимостью профессиональной подготовки инженеров, обладающих системным мышлением, способных создавать новые технических объекты и недостаточной базовой подготовкой студентов первого курса по естественнонаучным дисциплинам, снижением личностных характеристик учащихся, низкой учебной мотивацией, особенно в период дистанционного обучения; необходимостью подготовки студентов согласно ФГОС ВО и недостаточной разработанностью педагогических технологий в условиях сокращения учебной аудиторной нагрузки по учебной дисциплине, в том числе, в период смешанного обучения (о^оп-лайн).

В настоящее время широкое распространение и использование в учебной деятельности вузов получила интерактивная система МооШе, включающая в себя разнообразные электронные ресурсы. Доступ в такие интерактивные системы возможен в любом месте и любое удобное время, что позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность и сделать обучение более интересным и привлекательным для студентов [4-5]. В образовательный процесс вузов вводится «смешанное» обучение, представляющее собой «интеграцию аудиторного и 1п1егпе1>обучения» (о^оп-лайн). Опыт организации учебной деятельности студентов первого курса в условиях смешанного обучения с использованием ЬМ8 МооШе в ОмГУПСе показал [6-7], что деятельность студентов может быть переведена в интерактивный режим с целью самостоятельного изучения разнообразной информации по химии, самоподготовки на интернет-тренажерах, тематического самоконтроля в комфортных условиях, что влечет за собой повышение интереса к изучаемой дисциплине (ситуация успеха) и усилении мотивации учащихся, в том числе, за счет учета работы в ЬМ8 МооШе в общем учебном рейтинге. Тестовый контроль в ЬМ8 МооШе перед лабораторной работой предоставляет возможность систематической и оперативной проверки, поскольку преподаватель и студент сразу видит результаты тестирования, что позволяет скорректировать обучения за счет консультации преподавателя [7, с.171]. Например, проведение контрольного среза (2022 уч/г) в ЬМ8 МооШе по базовой теме «Основные понятия

и законы химии. Классификация и свойства неорганических вществ» выявили, что показатели успешности обучения студентов разных студенческих групп (n= 88) составляет 60,61% -75,69%, что коррелирует с выпонением заданий этих студентов во время аудиторных занятий. В переводе на пятибальную систему оценивания результатов обучения получено следующее: «отлично» - 2,7%, «хорошо» - 42%, «удовлетворительно» - 24%, «условно допустимо» (успешность выполнения заданий равна 50-58%) - 13,6% и «неудовлетворительно» - 7%. В целом, успешность освоения данной темы положительна на уровне знания понятий, законов и алгоритмических процедур. Следовательно, такая форма работы с использованием интерактивной среды позволяет реализовать на практике технологию смешаного обучения и активизировать самостоятельную деятельность студентов.

Таким образом, на наш взгляд, апробация технологии и реализация смешанного обучения показало, что использование LMS Moodle в учебном процессе способствует повышению эффективности обучения общей химии, адаптации студентов, увеличивает интерес и мотивацию к занятиям и, тем самым, снимает определенные психолого-педагогические проблемы в организации учебной деятельности студентов. Однако данная работа не является законченным исследованием и требует дальнейшего изучения с целью повышения эффективности и качества обучения общей химии в инженерном вузе. Список использованной литературы:

1. Федеральные Государственные стандарты (ФГОСы) ВО. Поколение ФГОС 3++ [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://fgos.ru (15.03.2022)

2. Кондратьев В.В., Галиханов М.Ф., Шагеева Ф.Т., Осипов П.Н., Овсиенко Л.В. Региональное развитие: новые вызовы инженерного образования (обзор конференции) // Высшее образование в России. 2021.Т. 30. №12. С. 111-132. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-11-132.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПБ.: Питер. 2011. 512 с.

4. Шурыгин В.Ю., Сабирова Ф.М. Реализация смешанного обучения физике посредствами LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016.Т.5. № 5(17). С. 289-293

5. Петрук Г.В., Поползина Н.С. Использование смешанной модели обучения в сиситеме высшего образования для решения проблемы качественной подготовки специалистов // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. №9. С. 66-69.

6. Зырянова И.М. Организация учебной деятельности студентов младших курсов в инженерном вузе в условиях смешанного обучения // Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей XII Междунар. научн.-практич. конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2022. C. 143-146.

7. Зырянова И.М. Тестовый контроль учебных достижений по общей химии студентов инженерного вуза в условиях смешанного обучения с использованием системы Moodle // Лучшие научные исследования 2022: сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2022. С. 166-171.

© Зырянова И.М., 2022

УДК 373.24

Хафизова И.З.

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 98» г. Златоуст, РФ

РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ Аннотация

Сколько нужно покупать игр ребенку, и какие, чтобы он развивался? Часто такой вопрос задают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.