Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В LMS MOODLE (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА")'

МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В LMS MOODLE (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / LMS MOODLE / ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА / САМОКОНТРОЛЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / QUALITY OF EDUCATION / MONITORING OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / ASSESSMENT SYSTEM / ELEMENTS OF E-LEARNING COURSE / STUDENT SELF-CONTROL / STUDENT TRAINING IN AN AUTONOMOUS MANNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басев И.Н., Голунова Л.В.

В статье рассмотрены функциональные возможности электронной образовательной среды LMS Moodle для организации системы мониторинга учебной деятельности студентов, разработанной и реализованной на кафедре «Общая информатика» Сибирского государственного университета путей сообщения. Целью мониторинга является постоянное отслеживание результатов учебной деятельности студентов с последующим анализом и принятием на этой основе решений по корректировке образовательного процесса по отдельной дисциплине. В распоряжении преподавателя имеется достаточно большой набор инструментов LMS Moodle для организации качественного обучения и контроля студентов. Во-первых, инструменты для изучения теоретического материала, выполнения лабораторных/практических работ, создаваемые с помощью учебных элементов системы «Лекция», «Задание», «Тест», возможности которых позволяют преподавателю эффективно организовать свою педагогическую деятельность. Во-вторых, инструменты для организации поэтапного текущего контроля и промежуточной аттестации (тестовые задания различного типа). В-третьих, оценочные инструменты для построения измерительной системы мониторинга: журналы оценок и отчетов различных видов; стандартные и уникальные шкалы оценок; категории и элементы оценивания, создаваемые преподавателем в соответствии с задачами курса. Все указанные инструменты дают возможность получать информацию об оценках и деятельности студентов, делать соответствующие выводы. Студент может связывать свои реальные учебные результаты со способами их достижения, оценивать их, самостоятельно определять траекторию движения к цели. Администрация университета на основе объективных статистических данных мониторинга получает возможность эффективного планирования образовательного процесса в целом по учебному заведению. Статья, наряду с общепринятым, отражает авторский подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF STUDENT EDUCATIONAL ACTIVITIES IN LMS MOODLE (ON THE EXAMPLE OF INFORMATION TECHNOLOGY SUBJECT)

The article deals with the functionality of the LMS Moodle electronic educational environment applied for the monitoring of student educational activities developed and implemented by the Department of “General Informatics” of the Siberian State Transport University. The purpose of monitoring is to constantly review the results of student educational activities which is followed by analysis and the development of solutions in order to adjust educational practices of a particular course. Teachers have at their disposal a fairly large set of LMS Moodle tools for organizing high-quality training process and effective control of student achievements. The first group of tools includes those for studying theoretical material and completing laboratory or practical tasks created with the help of “Lecture”, “Task”, “Test” educational elements of the system that allow lecturers and tutors to effectively organize their teaching activities. Secondly, there are tools for organizing step-by-step control and certification designed as various test tasks. Thirdly, evaluation tools for building the monitoring and assessment system have been developed including logs of assessments and reports of various types, standard and unique assessment scales, specific categories and elements of assessment created by a tutor in accordance with particular course objectives. All these tools make it possible to obtain information about the assessment results and student activities, to draw appropriate conclusions. A student can see a connection between his/her scores and the ways of achieving the results, further evaluate them, and independently determine the trajectory of movement to the educational goal. The University administration is able on the basis of objective statistical monitoring data to effectively plan the educational process in the whole educational institution. The article reflects the author's approach to the issue along with the generally accepted one.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В LMS MOODLE (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА")»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147(004.85)

И. Н. Басев, Л. В. Голунова

Мониторинг учебной деятельности студентов в ЬМБ МооШе (на примере дисциплины «Информатика»)

В статье рассмотрены функциональные возможности электронной образовательной среды 1_МЭ Моос11е для организации системы мониторинга учебной деятельности студентов, разработанной и реализованной на кафедре «Общая информатика» Сибирского государственного университета путей сообщения. Целью мониторинга является постоянное отслеживание результатов учебной деятельности студентов с последующим анализом и принятием на этой основе решений по корректировке образовательного процесса по отдельной дисциплине. В распоряжении преподавателя имеется достаточно большой набор инструментов 1_МЭ МооС1е для организации качественного обучения и контроля студентов. Во-первых, инструменты для изучения теоретического материала, выполнения лабораторных/практических работ, создаваемые с помощью учебных элементов системы «Лекция», «Задание», «Тест», возможности которых позволяют преподавателю эффективно организовать свою педагогическую деятельность. Во-вторых, инструменты для организации поэтапного текущего контроля и промежуточной аттестации (тестовые задания различного типа). В-третьих, оценочные инструменты для построения измерительной системы мониторинга: журналы оценок и отчетов различных видов; стандартные и уникальные шкалы оценок; категории и элементы оценивания, создаваемые преподавателем в соответствии с задачами курса. Все указанные инструменты дают возможность получать информацию об оценках и деятельности студентов, делать соответствующие выводы. Студент может связывать свои реальные учебные результаты со способами их достижения, оценивать их, самостоятельно определять траекторию движения к цели. Администрация университета на основе объективных статистических данных мониторинга получает возможность эффективного планирования образовательного процесса в целом по учебному заведению. Статья, наряду с общепринятым, отражает авторский подход.

Ключевые слова: качество образования, мониторинг учебной деятельности, система оценивания, ЬМБМооМв, элементы электронного учебного курса, самоконтроль обучающихся, самостоятельная работа студентов.

Одна из актуальных проблем современного образования - обеспечение его качества, которое является системным понятием, охватывающим всю деятельность высшего учебного заведения. В научно-педагогической литературе существует достаточно большое количество подходов к определению понятия «качество образования». Согласно одной точке зрения, качество образования рассматривается как качество обучения, согласно другой - как уровень развития личности, третья определяет качество образования как взаимосвязь обучения и воспитания в целом. Например, М. М. Поташник, Е. А. Ямбург и другие представляют качество образования как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития» [1, с. 33].

Таким образом, качество образования является многогранным понятием и включает в

себя взаимосвязанные составляющие: качество условий образовательного процесса, качество самого образовательного процесса, качество результатов образовательного процесса, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором свойств, например уровнем сформированности компетенций у обучающихся.

Исследование качества образовательного процесса, его результатов осуществляется посредством всестороннего педагогического мониторинга, который является частью информационного обеспечения системы управления высшим учебным заведением. Особая роль в этой модели отводится мониторингу учебной деятельности студентов, потому что качество образования отдельного индивидуума неразрывно связано с конкретной образовательной системой и зависит от соответствия получаемых обучающимися теоретических знаний, практического опыта и формируемых профессиональных качеств социальному заказу об-

щества и непосредственным запросам личности будущего работника.

Мониторинг учебной деятельности студентов представляет собой постоянное отслеживание образовательного процесса с целью текущего контроля выполнения учебных элементов, промежуточной аттестации обучающихся, с последующим анализом результатов и принятием решений по внесению корректив в образовательный процесс [2].

В документе «Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве» отмечено, что оценка уровня знаний студентов должна осуществляться в определенном порядке на основе утвержденных образовательным учреждением критериев [3]. Кроме того, образовательное учреждение должно предоставить студентам образовательные ресурсы, соответствующие требованиям каждой реализуемой в вузе программы подготовки.

Перечисленные задачи решаются путем использования в СГУПСе электронной образовательной среды ЬМ8 МооШе, которая предоставляет преподавателю различные инструменты мониторинга учебной деятельности студентов, позволяющие получить всестороннюю информацию о деятельности каждого из обучающихся в отдельности и о состоянии всего образовательного процесса по конкретной учебной дисциплине в целом.

В данной статье мы рассмотрим использование функциональных возможностей сервисов ЬМ8 МооШе преподавателями кафедры «Общая информатика».

1. Выполнение учебных заданий курса (изучение теоретического материала, выполнение лабораторных/практических работ) может осуществляться последовательно или произвольно, регламент определяется преподавателем. Последовательное выполнение преследует цель освоения учебного материала в определенном логическом порядке. Если весь учебный материал находится в свободном доступе, то студент имеет возможность самостоятельно формировать свою индивидуальную траекторию обучения. Как отмечено в статье Л. В. Голуновой и Д. Н. Цветкова, деятельность преподавателей при оптимизации образовательного процесса заключается в создании модели индивидуализации образова-

тельной деятельности студента при изучении отдельной дисциплины [4].

В современном высшем образовании основной акцент делается на самостоятельной работе студентов, объем которой при изучении практически любой дисциплины составляет более половины запланированных на нее в учебном плане часов. Эта тенденция отчетливо прослеживается во ФГОС и, как следствие, в рабочих программах учебных дисциплин. Например, для направления подготовки 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» объем самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» в 2018/19 учеб. г. составил 53 %.

Электронные лекции предназначены для самостоятельного изучения теоретического материала и могут быть представлены в нескольких форматах: текстовый иллюстрированный документ в форматах docx или pdf; мультимедийная презентация в формате pptx; интерактивная лекция.

Выполнение лекции в текстовом формате или лекции-презентации в LMS Moodle фиксируется в виде данных о дате и времени обращения пользователя к данному ресурсу и означает только то, что студент открывал этот учебный элемент. Каких-либо сведений о качественном освоении лекции система не предоставляет.

Интерактивная лекция предоставляет преподавателю больше возможностей для контроля. Технология гипертекста в сочетании с удобной навигацией позволяет студенту передвигаться по лекции: после изучения определенной части учебного материала он должен ответить на вопросы или выполнить предложенные задания. Правильный ответ открывает доступ обучающемуся к следующему разделу, неправильный возвращает на страницу с учебным материалом для повторного изучения. После нескольких неудачных попыток лекция будет заблокирована, и возобновление работы возможно только после консультации преподавателя. Успешное завершение учебного элемента фиксируется в системе и оценивается определенным количеством баллов. Но, к сожалению, этот факт также не всегда говорит о глубокой проработке лекции студентом. Контроль в данном случае также имеет больше формальный характер, потому что во время внеаудиторной самостоятельной работы студент, отвечая на во-

просы, может использовать любые источники информации.

Лабораторные/практические работы, как правило, созданные на основе элемента «Задание», проверяются преподавателем «вручную» (метод оценивания - простое непосредственное оценивание). Избежать субъективного оценивания в данном случае можно путем использования другого метода -так называемого передового оценивания, включающего инструменты «Справочник оценщика» и «Рубрика».

«Справочник оценщика» позволяет сформировать список критериев для оценки работы обучающегося. Если открыть для студента опции справочника оценщика (показывать справочник определений и баллы за критерии), то он сам сможет контролировать степень соответствия его работы предъявляемым требованиям. Общая оценка складывается из баллов, выставленных за каждый критерий, поэтому оценка выполненных работ получается достаточно адекватной и объективной. «Справочник оценщика» используется преподавателями кафедры при проверке лабораторных работ, требующих оценки уровня владения определенной компьютерной технологией: «Технологии работы в текстовом процессоре»; «Создание мультимедийной презентации»; «Моделирование экономических задач в табличном процессоре»; расчетно-графических работ, предусмотренных учебным планом для отдельных направлений подготовки.

С помощью инструмента «Рубрика» осуществляется оценивание лабораторных работ в электронном учебном курсе по программированию для направления подготовки 23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». Указанный инструмент позволяет оценивать каждое задание лабораторной работы по определенной шкале и выставлять среднюю оценку за работу. Требования к выполнению всех заданий лабораторных работ одинаковы, познакомиться с ними студенты могут в разделе курса «Информационно-библиотечное обеспечение».

Проверка лабораторных/практических работ - наиболее трудоемкий вид деятельности. Согласно анализу, проведенному И. Н. Басе-вым, временные затраты преподавателя в тече-

ние семестра на проверку лабораторных/практических работ составляют не менее 200 ч рабочего времени исходя из расчета 10 мин на проверку одной работы студента [5, с. 14]. При этом для поддержания у студента мотивации к обучению преподавателю необходимо оперативно проверять отправленные на проверку работы.

Использование элемента «Тест» для создания лабораторных/практических работ позволяет снизить трудоемкость их проверки. В работы такого типа можно включать информационные страницы с теоретическим материалом или описанием алгоритмов выполнения заданий, практические задания для проверки навыков владения компьютерными технологиями (тестовые вопросы типа эссе). Студент, для которого формируется индивидуальный вариант, выполняет задания, получает контрольные значения и вводит ответы непосредственно в LMS Moodle. Если все задания выполнены правильно, то при отсутствии практических заданий работа оценивается автоматически. Неправильные ответы можно «исправить», т. е. повторно выполнить задание, при этом само задание будет новым, а тематика не изменится. Как правило, ограничение по времени на выполнение таких работ не устанавливается. Выполненные практические задания отправляются преподавателю на проверку в виде прикрепленных файлов. Преподаватель в данном случае выступает в роли консультанта, даже при наличии практических заданий временные затраты на их проверку минимальны. Описанная технология использована на кафедре «Общая информатика» в следующих лабораторных работах: «Представление и кодирование информации»; «Логические основы вычислительной техники»; «Использование сетевых ресурсов, поиск информации в Internet»; «Организация защиты информации» и др.

Элемент «Лекция» также позволяет создавать многовариантные работы, выполняемые поэтапно с автоматической проверкой промежуточных и итоговых результатов. В качестве примера можно привести практическую работу «Технология обработки графической информации». В работах такого типа следующее задание открывается, если правильно выполнено предыдущее. Таким образом, функция

проверки правильности выполнения работ передана LMS Moodle.

2. Текущий и промежуточный контроль. В ходе выполнения учебных заданий в LMS Moodle проводится контроль учебной деятельности студентов, рассматриваемый в психолого-педагогической литературе как особое учебное действие [6]. Он позволяет выявить и своевременно устранить возможные отклонения результатов деятельности студентов от запланированных.

Контроль полученных обучающимися знаний, сформированных умений и навыков осуществляется с помощью тестовых заданий, состоящих из вопросов различного типа, и включает в себя несколько этапов:

- внеаудиторное самостоятельное выполнение тестовых заданий (как правило, это небольшие по объему и времени тесты по определенной теме);

- контрольные тестовые задания по разделам дисциплины, выполняемые студентами в аудитории;

- итоговые экзаменационные тестовые задания для прохождения промежуточной аттестации.

При самостоятельном внеаудиторном выполнении тестовых заданий большинство студентов, к сожалению, не стремятся проверить свой реальный уровень знаний, главное для них - выполнить тест на положительную оценку. При отсутствии контроля со стороны

преподавателя студенты имеют возможность использовать различные источники информации, позволяющие получить правильный ответ, при этом большая часть информации, вероятнее всего, не будет зафиксирована в памяти обучающихся.

Контрольные тестовые задания, выполняемые студентами в аудитории, более правдоподобно отражают их уровень знаний. Однако следует отметить, что очень часто тест состоит из вопросов закрытого типа, предлагающих выбрать правильный ответ из перечня имеющихся, то есть, по сути, в вопросах содержится подсказка для отвечающих. Поэтому необходимо максимально уменьшить количество таких вопросов и использовать вопросы открытого типа, например «Краткий ответ» или «Числовой ответ», в которых ответ подтверждается соответствующим решением.

При подготовке к промежуточной аттестации мы обычно предлагаем студентам выполнить итоговый тренировочный тест. Сравнение статистических данных, полученных в ЬМ8 Moodle, показывает расхождение результатов выполнения студентами итоговых тренировочного и экзаменационного тестов до 20 баллов (рисунок): 68 % студентов выполнили тренировочный тест лучше, чем экзаменационный, что еще раз подтверждает использование некоторыми студентами сторонних источников при внеаудиторном выполнении тестовых заданий. Такая ситуация создает

■ - тренировочный; - экзаменационный Результаты выполнения тестов

у них ложное представление о собственном уровне знаний, и как следствие, результаты выполнения экзаменационных тестовых заданий оказываются ниже ожидаемых.

Для объективной оценки знаний, умений и навыков студентов во время промежуточной аттестации в экзаменационные тестовые задания необходимо включать вопросы типа эссе, на которые обучающиеся должны давать развернутые ответы, оцениваемые преподавателем «вручную» (итоговая оценка вычисляется системой автоматически). В этом случае правильность ответа определяется знаниями, которыми обладает студент в результате освоения всего объема учебного курса по изучаемой дисциплине.

Фонд оценочных средств, приведенный в рабочей программе, четко ограничивает область знаний, умений и навыков, необходимых для проверки уровня сформированности соответствующих компетенций. Ответ на вопрос типа эссе должен иметь больший вес по сравнению с остальными ответами. Вес задается в зависимости от сложности вопроса и может составлять до 50 % от общей оценки за тест. В таком формате (типовые тестовые вопросы, предпочтительно вопросы открытого типа, и вопросы типа эссе) тестовое задание позволяет более адекватно оценить качество знаний студентов. К сожалению, в течение семестра вопросы типа эссе в контрольные тесты включать не получается, так как их проверка в несколько раз увеличивает временные затраты преподавателя. Тесты, не содержащие вопросы типа эссе, полностью проверяются автоматически.

В качестве альтернативы вопросам типа эссе можно использовать элементы курса «Форум», «Чат», «Семинар», в которых создаются темы с экзаменационными вопросами. Студенты могут отправлять сюда ответы, обсуждать их между собой. Преподаватель имеет возможность контролировать данный процесс и управлять им.

3. Измерение результатов учебной деятельности студентов в ЬМ8 МооШе осуществляется через оценивание элементов курса, отображаемое в журнале оценок. При этом преподавателю предоставляется возможность осуществлять настройку журнала оце-

нок и отчетов, настройку шкал оценок, создавать категории и элементы оценивания. Технология автоматизации выставления оценок и примеры ее реализации стандартными средствами ЬМ8 Moodle достаточно подробно описаны С. А. Рогановым [7].

Используя данные отчетов об оценках и деятельности студентов, можно получить информацию и сделать соответствующие выводы об учебной деятельности обучающихся. Полный отчет по каждому студенту содержит сведения о входах в систему с указанием, с какого 1Р-адреса этот вход был осуществлен, что позволяет к тому же контролировать посещаемость студентом аудиторных занятий через организацию электронного журнала. В отчете можно найти сведения о работе студента с элементами учебного курса. Таким образом преподаватель может осуществлять постоянный контроль учебной деятельности студента, при необходимости корректировать ее. Дополняет этот контроль, делая его завершенным, система оценивания текущих и итоговых результатов учебной деятельности студентов по дисциплине, разработанная на кафедре «Общая информатика», которая включает в себя:

- выстраивание текущего рейтинга студентов: определение количества изучаемых элементов, их значимости в учебном курсе; разработка критериев оценки отдельных учебных элементов; разработка контролирующих заданий; определение методов фиксирования посещаемости, аудиторной активности студентов;

- разработка комплексного критерия объективного оценивания учебной деятельности студентов в ходе промежуточной аттестации по дисциплине, учитывающего самостоятельную и аудиторную работу студентов в семестре по дисциплине, результаты контрольных мероприятий.

Следует отметить, что каждый студент имеет доступ к результатам своей учебной деятельности, что позволяет ему самостоятельно оценить уровень подготовки, скорректировать образовательную траекторию по изучаемой дисциплине, тем более, как мы отмечали выше, ЬМ8 Moodle такую возможность ему предоставляет.

В научно-педагогической литературе многими исследователями подчеркивается необ-

ходимость осознания студентами потребности в самоконтроле, так как он способствует повышению их учебной активности [8]. Благодаря самоконтролю обучающийся совместно с преподавателем осуществляет управление своей учебной деятельностью, что положительно сказывается на формировании у будущего специалиста таких личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, требовательное отношение к себе. Таким образом, самоконтроль позволяет выработать у студента понимание того, что он учится для себя, а не для преподавателя, что его главная задача - научиться решать проблемы, а не получать оценки. Все это в конечном итоге формирует потребность в самообразовании в течение всей жизни.

Возможность использования различных отчетов, формируемых в LMS Moodle, при организации мониторинга учебной деятельности студентов рассмотрели в своей статье С. А. Го-рисев, О. Б. Лобаненко и др. [9]. При организации мониторинга нас больше интересовало осуществление измерений в соответствии с заданными параметрами. В одной из своих работ мы подробно описали математическую модель контроля качества результатов образовательного процесса по дисциплине и ее реализацию в LMS Moodle [10], поэтому в данной статье мы привели в качестве примера только формулы подсчета рейтинга текущей успеваемости студентов и вычисление оценки по итогам промежуточной аттестации (на примере направления подготовки 38.03.01 «Экономика»). Для оценивания показателей мы использовали 100-балльную шкалу, оценки которой при проведении промежуточной аттестации переводили в 5-балльную шкалу следующим образом: 0-59 баллов - «неудовлетворительно»; 60-75 -«удовлетворительно»; 76-89 - «хорошо»; 90100 - «отлично».

Рейтинг текущей успеваемости [формула (1)] включает рейтинг самостоятельной работы студента (внеаудиторная деятельность), оценки за выполнение лабораторных/практических работ, контрольных тестовых заданий. В формуле (1) указываются идентификаторы учебных элементов и/или разделов электронного учебного курса, подлежащих изучению к указанной дате. Расчет осуществляется на

определенную дату (контрольный срок, установленный учебным отделом вуза).

=се11(ауе^е([[Р_1]];[[Р_2]];[[Р_3]];[[ЛР1]]; [[ЛР2]];[[ЛР3]];[[ЛР4]];[[ЛР5]];[[ИТДЕ1]]; [[ИТДЕ2]];[[ИТДЕ3]])/100*MAX_SCORE), (1) где ceil() - функция LMS Moodle округления числа в большую сторону до целого значения; average() - функция LMS Moodle вычисления среднего значения; Р _1, Р_2, Р_3 - средневзвешенная оценка за соответствующий раздел дисциплины, изучаемый студентами самостоятельно; ЛР1, ..., ЛР5 - количество баллов за лабораторные работы; ИТДЕ1, ..., ИТДЕ3 - количество баллов за контрольные тестовые задания; MAX_SCORE - максимально возможное количество баллов для п-го контрольного срока (п = 1, 2, 3).

Итоговая оценка студента по дисциплине рассчитывается по формуле (2) и формируется на основе следующих показателей:

- оценка, полученная непосредственно на экзамене. При этом оценка менее 60 баллов в формуле (2) не учитывается, чтобы не вводить студента в заблуждение, так как, например, при наличии дополнительных баллов, но не-сданном экзаменационном тесте итоговая оценка может превысить 60 баллов;

- оценка, учитывающая самостоятельную работу студента в семестре;

- показатель аудиторного выполнения студентами контрольных тестовых заданий по разделам дисциплины. Этот показатель учитывается только в том случае, если все тестовые задания были выполнены студентом более чем на 60 баллов. В 2018/19 учеб. г. из 195 обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» 31 чел. (15,9 %) получили дополнительные баллы, причем 25 чел. (12,8 %) имели среднюю оценку от 76 до 89 баллов;

- дополнительные баллы за внеаудиторную деятельность (например, за участие в научно-практической конференции или олимпиаде по изучаемой дисциплине).

=т1п((0,8*[[ИЭТ]]*([[ИЭТ_З]]-1)+ +0,2*[[Р_СРС_Э]]+0,1* [[ИТ_Оц]]+

+т1п([[ДБ]];40));100), (2)

где тт() - функция LMS Moodle вычисления минимального значения; ИЭТ - итоговый экзаменационный тест; ИЭТ_З - указатель достиже-

ния порогового значения при выполнении итогового экзаменационного теста (допустимые значения: 2 - если полученная оценка за ИЭТ > 60 баллам; 1 - если полученная оценка за ИЭТ < 60 баллов); Р_СРС_Э - оценка за самостоятельную работу студента в течение семестра; ИТ_Оц - средняя оценка выполнения контрольных тестовых за-даний по разделам дисциплины; ДБ - дополнительные баллы.

Аналогичная система разработана нами и для промежуточной аттестации в виде зачета.

Одна из главных целей предложенного нами мониторинга учебной деятельности студента в LMS Moodle - повышение эффективности педагогической деятельности преподавателя, профессиональной удовлетворенности, как следствие, повышение качества образовательного процесса. Мониторинг учебной деятельности студента позволяет преподавателю связать достигнутые результаты со способами их достижения, отследить динамику учебного процесса, выявить положительные и отрицательные тенденции, на основе накопленных статистических данных спрогнозировать перспективы развития образовательного процесса. Благодаря мониторингу обучающийся получает положительную мотивацию для своей деятельности, может реально оценить свои учебные результаты, самостоятельно наметить пути достижения цели. Администрация университета при соответствую-

щем методическом обеспечении получает возможность целенаправленного компетентного планирования образовательного процесса на основе объективных статистических данных мониторинга.

Организация мониторинга в LMS Moodle позволяет преодолеть и ряд существующих на сегодняшний день противоречий, например, между сложностью самого процесса мониторинга и низким уровнем владения методами статистического анализа большинства преподавателей.

Таким образом, мониторинг учебной деятельности студентов в LMS Moodle позволяет объективно, системно и наглядно оценивать достижения обучающихся, управлять их профессионально-личностным развитием, учитывать индивидуальные способности студентов, получая в виде ответной реакции заинтересованность и успешность обучающихся, что делает процесс обучения более эффективным.

Авторами были исследованы стандартные возможности LMS Moodle, которые впоследствии были использованы при организации образовательного процесса по дисциплине «Информатика». Результатом является предложенная технология с элементами автоматизации мониторинга учебной деятельности, которая была внедрена и опробована при реализации ряда учебных электронных курсов в СГУПСе.

Библиографический список

1. Управление качеством образования : практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. М. : Педагогическое общество России, 2004. 448 с.

2. Майоров А. И. Мониторинг и проблема информационного обеспечения управления образованием // Народное образование. 2000. № 8. С. 21-28.

3. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Йошкар-Ола : Аккредитация в образовании, 2008. 58 с.

4. Годунова Л. В., Цветков Д. Н. Модель формирования индивидуальной образовательной траектории студента при изучении дисциплины «Информатика» // Наука. Университет. 2015 : сб. материалов XVI Междунар. науч. конф. Новосибирск : Новый сибирский институт, 2015. С. 326-332.

5. Басев И. Н. Оптимизация рабочего времени с помощью МооШе // Электронные образовательные технологии - пространство неограниченных возможностей : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 16-17 марта 2017 г.). Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2017. С. 13-17.

6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М. : Педагогика, 1986. 240 с.

7. Роганов С. А. Настройка журнала LMS МооШе для автоматизации выставления оценок // Наука. Университет. 2015 : сб. материалов XVI Междунар. науч. конф. Новосибирск, 2015. С. 360-364.

8. Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля работы учащихся. М. : Высшая школа, 1979. 159 с.

9. Использование сервисов Moodle для мониторинга учебной деятельности студентов / С. А. Горисев, О. Б. Лобаненко, С. Л. Решетникова, О. В. Ситникова // Уровневая подготовка специалистов : государственные и международные стандарты инженерного образования : сб. тр. науч.-метод. конф. (Томск, 2630 марта 2013 г.). Томск : Изд-во ТПУ, 2013. С. 134-135.

10. Голунова Л. В. Математическая модель контроля качества образовательного процесса по дисциплине и ее реализация в LMS Moodle // Электронные образовательные технологии - решения, проблемы, перспективы : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 24-25 апреля 2018 г.). Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2018. C. 46-53.

I. N. Basev, L. V. Golunova

Monitoring of Student Educational Activities in LMS Moodle (on the example of Information Technology Subject)

Abstract. The article deals with the functionality of the LMS Moodle electronic educational environment applied for the monitoring of student educational activities developed and implemented by the Department of "General Informatics" of the Siberian State Transport University. The purpose of monitoring is to constantly review the results of student educational activities which is followed by analysis and the development of solutions in order to adjust educational practices of a particular course. Teachers have at their disposal a fairly large set of LMS Moodle tools for organizing high-quality training process and effective control of student achievements. The first group of tools includes those for studying theoretical material and completing laboratory or practical tasks created with the help of "Lecture", "Task", "Test" educational elements of the system that allow lecturers and tutors to effectively organize their teaching activities. Secondly, there are tools for organizing step-by-step control and certification designed as various test tasks. Thirdly, evaluation tools for building the monitoring and assessment system have been developed including logs of assessments and reports of various types, standard and unique assessment scales, specific categories and elements of assessment created by a tutor in accordance with particular course objectives. All these tools make it possible to obtain information about the assessment results and student activities, to draw appropriate conclusions. A student can see a connection between his/her scores and the ways of achieving the results, further evaluate them, and independently determine the trajectory of movement to the educational goal. The University administration is able on the basis of objective statistical monitoring data to effectively plan the educational process in the whole educational institution. The article reflects the author's approach to the issue along with the generally accepted one.

Key words: quality of education; monitoring of educational activities; assessment system; LMS Moodle; elements of e-learning course; student self-control; student training in an autonomous manner.

Басев Игорь Николаевич - старший преподаватель кафедры «Общая информатика» СГУПСа. E-mail: esc_enter@mail. ru

Голунова Лилия Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая информатика» СГУПСа. E-mail: lilivgol@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.