ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.147(004.85)
Л. В. Голунова
Электронный учебно-методический комплекс по информатике
в LMS Moodle
Целью применения образовательной организацией электронного обучения является создание доступной и дружественной среды с качественным электронным контентом, позволяющей реализовывать современные образовательные программы. Каноническая дидактическая система, в которой протекает традиционный образовательный процесс, включает в себя цель и содержание обучения, обучаемых, обучающих, методы, средства и формы обучения. Все указанные элементы успешно реализуются и в электронной системе управления обучением. Главная задача - сформировать электронные образовательные ресурсы как часть учебно-методического обеспечения образовательного процесса, в том числе для методической и организационной поддержки преподавателей. В целях эффективного освоения обучающимися учебных дисциплин, курсов и их компонентов создаются электронные учебно-методические комплексы, структура и образовательный контент которых определяются спецификой уровней образования, требованиями образовательных программ и другими нормативными и методическими документами. Система управления обучением LMS Moodle, вобравшая в себя идеи педагогики конструктивизма, позволяет эффективно реализовать электронно-методический комплекс практически для любой учебной дисциплины. Преподавателями кафедры «Общая информатика» разработана оптимальная на сегодняшний день структура электронного учебно-методического комплекса, которая включает следующие разделы: документы, учебно-методическое обеспечение; информация для слушателей; информационно-библиотечное обеспечение; лекции; лабораторные работы; электронный практикум; текущий и промежуточный контроль; дополнительные информационные материалы. Разнообразие электронного контента позволяет для каждого обучающегося формировать индивидуальную траекторию обучения. Таким образом, LMS Moodle выполняет роль электронного тьютора, повышая тем самым качество образовательного процесса, способствуя воспитанию у студентов потребности к самообразованию.
Ключевые слова: электронное обучение, электронный учебно-методический комплекс, образовательный контент, система управления обучением LMSMoodle.
Технологии электронного обучения, постоянно развиваясь и совершенствуясь, изменили взгляд общества на образование, привели в конечном итоге к изменению всей образовательной парадигмы современного общества. В статье [1] подробно рассмотрены основные положения реализации программ с применением технологий электронного обучения, но без внимания остались вопросы разработки и практической реализации электронных учебно-методических комплексов.
Система управления обучением Moodle, основанная на идеях социального конструктивизма [2, 3], изменила подход к обучению как со стороны преподавателя, который выполняет теперь роль тьютора, помогая обучающимся выбирать свою индивидуальную образовательную траекторию, так и со стороны обучающихся, повышая их интерес к учебной деятельности [4].
Каноническая дидактическая система (рис. 1), в которой протекает традиционный образовательный процесс, как правило, состоит из
следующих элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения. Это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления, успешно реализуемого в LMS Moodle [5].
Рассмотрим элементы данной системы в приложении к электронной системе управления обучением.
Целью применения электронного обучения в образовательной организации является обеспечение доступности, эффективности и качества, а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, в том числе по индивидуальному учебному плану. Цели образования конкретизируются в задачах. Из обширного круга задач, решаемых при использовании технологий электронного обучения, нас будут интересовать те, решение которых позволит создать электронный учебно-методический комплекс:
Рис. 1. Дидактическая система образовательного процесса с использованием технологий
электронного обучения
- формирование электронных образовательных ресурсов как неотъемлемой части учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
- методическое и организационное обеспечение и поддержка преподавателей, осуществляющих образовательных процесс с использованием технологий электронного обучения.
Средства обучения основаны на применении компьютерной техники, телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий (интерактивные и обучающие игры, кейс-технологии и т. д.). Они предоставляют возможность самостоятельного обучения и компьютерного тестирования, поддерживают общение и совместную работу студентов, способствуя коллективному взаимодействию.
Методы электронного обучения делятся на следующие виды:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические; по характеру учебно-познавательной деятельности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, алгоритмические, проблемные, исследовательские и др.; по логике изучения
учебного материала: индуктивные, дедуктивные и комплексные);
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками, например, применение балльно-рейтинговой оценки, методов геймификации построения электронного курса и т. д.;
- методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.
Формы обучения:
- лекционные занятия (преимущественно вводные, инструктивные, проблемные форумы (в том числе аудио- и видеофорумы); видеоконференции и др.);
- лабораторные и практические занятия (средства совместной групповой работы; виртуальные лаборатории и лаборатории удаленного доступа и др.);
- контрольные занятия (тесты, задания, электронные дискуссии и др.);
- консультации (электронная почта, электронные дискуссии, комментарии и др.);
- самостоятельная работа студентов.
Содержание обучения - это состав, структура и материал учебной информации, а также комплекс задач, заданий и упражнений, которые способствуют формированию у обучающихся профессиональных компетенций и накоплению первоначального опыта трудовой деятельности. Содержание должно соответствовать государственным образовательным стандартам, отражаться в рабочих программах дисциплин. Применительно к электронному обучению его содержание отражено в электронном образовательном контенте, которым наполняется электронная информационно-образовательная среда университета.
Электронный образовательный контент -структурированное предметное содержание, загружаемое в систему электронных образовательных ресурсов университета, предназначенное для непосредственного восприятия пользователем с целью обучения или ориентации в учебном процессе [6]. Контент может быть представлен электронными информационными и образовательными ресурсами.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [6]. ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - структурированная совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенных для совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин и их компонентов. Структура и образовательный контент ЭУМК определяются спецификой уровней образования, требованиями образовательных программ и другими нормативными и методическими документами. ЭУМК могут создаваться для обеспечения изучения отдельных дисциплин, учебных мо-
дулей, комплексов дисциплин, а также для реализации образовательных программ в целом [7, 8]. В современной научно-педагогической литературе электронным учебно-методическим комплексам уделяется достаточно большое внимание [9, 10]. Всестороннее рассмотрение данного вопроса позволило нам разработать общую структуру ЭУМК (таблица), отвечающую требованиям, предъявляемым к реализации образовательных программ.
На кафедре «Общая информатика» СГУПСа разработаны два вида ЭУМК:
- для формирования общих компетенций в сфере информационных технологий согласно общепринятым стандартам (операторское направление (в статье приведены примеры для направления 38.03.01 «Экономика») с изучением использования стандартных информационных технологий для решения профессиональных задач);
- для развития логико-математического, алгоритмического и системного мышления (программистское направление (рассмотрен ЭУМК для направления 23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»): получение практических навыков решения инженерно-технических задач через использование встроенных в стандартный офисный пакет средств автоматизации).
Отличия в структуре есть, но они незначительны. Оба ЭУМК структурированы в соответствии с требованиями ФГОС и содержат теоретический материал, задания для контроля, лабораторные работы, электронный практикум, дополнительные информационные материалы, например, в виде электронных учебно-методических пособий.
Первый раздел «Документы, учебно-методическое обеспечение» содержит рабочую программу, календарный план и внутренние нормативные документы университета, обеспечивающие использование технологий электронного обучения в образовательном процессе (рис. 2).
Второй раздел «Информация, объявления» содержит требования к обучающимся, графики проведения текущей (рис. 3) и промежуточной аттестации, расписание консультаций и т. д.
Структура ЭУМК кафедры «Общая информатика»
Раздел Компоненты
I. Документы, учебно-методическое обеспечение 1. Рабочая программа дисциплины
2. Календарный план занятий
3. Нормативные документы, обеспечивающие поддержку курса
II. Информация, объявления 1. Расписание консультаций
2. Информация о текущей успеваемости и контроле самостоятельной работы студентов
3. Информация о порядке прохождения промежуточной аттестации
4. Дополнительная информация (дополнительные консультации, внеаудиторные мероприятия и пр.)
III. Информационно-библиотечное обеспечение 1. Учебники, учебные пособия преподавателей кафедры
2. Методические указания к разделам и элементам курса
3. Ссылки на библиотечные ресурсы (внутренние и внешние)
4. Справочная информация, в том числе ссылки на внешние ресурсы
5. Список программного обеспечения в свободном доступе
IV. Лекции Лекции-презентации
V. Лабораторные работы 1. Задания, требующие оценки преподавателем
2. Задания, не требующие оценки преподавателем
3. Смешанные задания
VI. Самостоятельная работа студентов 1. Лекция
2. Тест
3. Пакет SCORM
4. Видеоконференция
5. Форум
6. Семинар
VII. Контроль самостоятельной работы студентов 1. Тесты по разделу дисциплины, его части или нескольким разделам
2. Контрольное задание
VIII. Расчетно-графическая работа (при наличии в учебном плане) 1. Индивидуальные задания
2. Указания к порядку выполнения РГР
IX. Подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине 1. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)
2. Примерные тестовые и практические задания
3. Тренировочные тесты и задания
X. Промежуточная аттестация по дисциплине 1. Тестовые (теоретические) задания
2. Практические задания
Документы, учебно-методическое обеспечение Новостной форум Й Рабочие программы дисциплины Календарные планы занятий
Информация,объявления
Расписание консультаций (доцент Голунова Л.В.) четверг 17.30-18.30 ауд.447
Рис. 2. Разделы ЭУМК
Третий раздел «Информационно-библиотечное обеспечение» содержит основные и дополнительные ресурсы, необходимые для изучения дисциплины, в том числе ссылки на электронные библиотечные ресурсы, требования, предъявляемые к электронным работам студентов.
Четвертый раздел «Лекции» включает лекции-презентации, предоставляющие обучающимся полный доступ к содержанию лекционного материала.
В следующем разделе «Лабораторные работы» обучающимся предлагаются лабораторные работы трех видов:
- лабораторные работы, созданные с помощью элемента «Задания» (рис. 4, 5), содержат подробные рекомендации для выполнения заданий. Проблема формирования индивидуального варианта задания для каждого обучающегося решается путем размещения в категории «Лабораторные работы. Задания» вопросов-заданий типа «Эссе» и дальнейшего
Рейтинг успеваемости студентов
Контрольный срок Дата Минимальное кол-во баллов Максимальное кол-во баллов
I 16.10.2017 21 35
II 20.11.2017 42 70
III 25.12.2017 60 100
Что учитывается при определении рейтинга?
16.10.2017 -1 контрольный срок - Раздел 1; Лабораторные работы: »Представление и кодирование информации; ♦Логические основы ЭВМ; ♦Технологии работы в текстовом процессоре; Итоговый тест 1
20.11.2017 - II контрольный срок - Раздел 1, Раздел 2, Раздел 3:§§ 3.1-3.6; Лабораторные работы: ♦Представление и кодирование информации; ♦Логические основы ЭВМ; ♦Технологии работы в
текстовом процессоре; ♦Технологии работы в табличном процессоре; ♦Создание мультимедийной презентации; Итоговые тесты 1, 2,3.1
25.12.2017 - III контрольный срок - Раздел 1, Раздел 2, Раздел 3, Раздел 4, Раздел 5; Раздел "Лабораторные работы"; Раздел "Итоговые тесты"
Рис. 3. График текущей успеваемости студентов
4. Технологии работы в табличном
процессоре (6 час.)
Контрольный срок выполнения ЛР -06.11.2017
Й ЗАДАНИЯ. Лабораторная работа "Технологии работы в табличном процессоре"
Лабораторная работа Технологии работы в табличном процессоре"
Дополнительный учебный материал
Лекция-презентация "Табличный процессор"
презентам PowefPo*it. 41?<5экт
О; Видео-урок «Основы работы в Excel»
Щ Практикум "Основные понятия табличного процессора"
Рис. 4. Пример лабораторной работы
Лабораторная работа №3 "Разветвляющийся вычислительный процесс"
Пер« выполнением лабораторной работы внимательно изучите лекцию "Разветвляющийся вычислительный процесс".
Выполните свой вариант самостоятельного задания. Требования к оформлению см. в разделе "Учебники, учебные пособия, справочная информация"/ Оформление лабораторных работ, а также см. вступление к Лабораторной работе Хг2 "Линейный вычислительный процесс".
Обратите внимание, какие операторы Вы должны использовать при выполнений лабораторной работы:
Задание 1 Оператор IF...THEN...ELSE Пример выполнения задания 1
1.Оператор IF . THEN. ..ELSE Задание 2 „ _ _ . „ Пример выполнения задания 2
2.0перагор SELECT CASE
Задание 3 Оператор IF...THEN.. ELSE Пример выполнения задания 3 Задание 4 Оператор SELECT CASE Пример выполнения задания J
Индивидуальный вариант задания Контрольный срок отправки на проверку преподавателю 19 марта 2017 г. 23.55
Рис. 5. Описание лабораторной работы (направление подготовки 23.05.06)
а)
Рис. 6. Настройки отдельных вопросов и всего задания для лабораторной работы: а - настройки вопроса; б - настройки теста
создания обычного теста с определенными настройками (рис. 6);
- лабораторные работы, созданные с помощью элемента «Тест», оцениваются без участия преподавателя (рис. 7);
- лабораторные работы смешанного типа, например лабораторная работа «Использование сетевых ресурсов, поиск информации в Internet» (часть заданий требует проверки преподавателем).
Раздел «Самостоятельная работа студентов» различается для двух типов ЭУМК. Для операторского направления весь учебный материал с указанием контрольных сроков освоения разбит на пять блоков, для программистского - на восемь (рис. 8).
Теоретический материал представлен в основном в виде лекций, созданных посредством интерактивного элемента системы «Лекция», которые включают обучающие тестовые вопросы, объединенные в кластеры, правильные ответы на вопросы являются пропуском к следующей порции теоретического материала. Все это создает «эффект присутствия преподавателя»: каждый обучающийся при любой ошибке получает необходимый ему корректирующий учебный материал. В результате система формирует индивидуальную траекторию обучения для каждого обучающегося, т. е. ЬМ8 Moodle выполняет роль электронного тьютора [11]. Настройки системы позволяют обеспечить переход к следующей лекции (тесту) только после
обязательного освоения предыдущего учебного элемента.
Раздел «Контроль самостоятельной работы студентов» для ЭУМК операторского направления включает в себя итоговые тесты по всем блокам самостоятельной работы студентов (рис. 9).
Для ЭУМК программистского направления формой текущего контроля являются контрольные недели (всего их три), которые позволяют фиксировать достижения обучающихся в течение семестра (рис. 10), включают контрольный тест и контрольную работу (два задания из предшествующих контролю разделов), выполняемые в аудитории.
При наличии в рабочей программе рас-четно-графической работы соответствующий раздел должен быть включен в ЭУМК (рис. 11).
Отдельные блоки предназначены для подготовки и проведения промежуточной аттестации по дисциплине (рис. 12).
Оценка качества освоения образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся по учебным дисциплинам (модулям), итоговую государственную аттестацию выпускников. Для этого создается фонд оценочных средств образовательной программы.
Всесторонний мониторинг качества образовательного процесса достаточно просто организовать в LMS Moodle, в которой достижение определенного уровня сформированности компетенций в рамках конкретной учебной дисциплины диагностируется через легко отслеживаемые конкретные результаты обучения.
Навигация по тесту
Лилия Викторовна Голунова
00ВН0000
ММИИ1
Закончить попытку...
^р Отметить вопрос
ф Редактировать вопрос
Лабораторная работа "Логические основы ЭВМ"
Цель: изучить базовые понятия алгебры логики и ознакомиться с основными логическими элементами, используемыми при разработке и создании компьютерной техники. Для описания лотки функционирования аппаратных и программных средств ЭВМ используется алгебра логики или, как ее часто называют булева алгебра (по имени основоположника этого раздела математики - Дж. Буля).
Булева алгебра оперирует логическими переменными,которые могут принимать только два значения: истина или ложь (true или false), обозначаемые соответственно 1 и 0. Основной системой счисления (СС) ЭВМ является двоичная СС, в которой используются только две цифры - 1 и 0. Это означает, что одни и те же цифровые устройства ЭВМ могут применяться для обработки как числовой информации в двоичной СС, так и логических переменных. Таким образом реализуется универсальность (однотипность) схемной реализации процесса обработки информации в ЭВМ.
Алгебра логики лежит в основе создания современных компьютеров.
В лабораторной работе необходимо выпопнить ряд заданий, позволяющих освоить базовые понятия алгебры логики, и ознакомиться с некоторыми логическими элементами, используемыми при создании компьютеров.
Рис. 7. Пример лабораторной работы, созданной с помощью элемента «Тест»
Раздел 1. Основы алгоритмизации и программирования
Алгоритм и его свойства. Типовые структуры §й Языки и методы программирования
Недоступно, пока не выполнено: Вы получили необходимую оценку за Алгоритм и его свойства. Типовые структуры алгоритмов
^ Тест №1 "Основы алгоритмизации и
Недоступно, пока не выполнено: Вы получили необходимую оденку за Языки и методы программирования
^ Лабораторная работа №1 "Основы VBA" Рис. 8. Пример раздела «Самостоятельная работа студентов» (направление подготовки 23.05.06)
Контроль самостоятельной работы студентов
Все тесты выполняются в аудитории! рктярря
J Итоговый тест 1
Не доступно. пом не выполнено: Вы получили необходимую оценху за Раздел_1
рктяфря
<2 Итоговый тест 2
Не доступно, гхжа не выполнено: Вы получили необходимую оценку за Раздел_2
М рюгя^ря - Q? нряфря Итоговый тест 3.1
Рис. 9. Раздел «Контроль самостоятельной работы студентов» Контрольная неделя №1
20-26 марта
Контрольный тест №1 • /' Контрольная работа №1
Рис. 10. Структура контрольной недели
Расчетно-графическая работа
Контрольный срок выполнения РГР -18.12.2017 й ЗАДАНИЕ. Расчетно-графическая работа Расчетно-графическая работа
Рис. 11. Раздел «Расчетно-графическая работа» Подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы для подготовки к экзамену, примерные тестовые и практические задания дяуи«« р0г. 7«.зкалт
Итоговый тренировочный тест
Не доступно, пока не выполнено: Вы получили необходимую оценку за Рейтинг_СРС
Промежуточная аттестация по дисциплине 2) Итоговый (теоретический) тест 2 Практическое задание
Не доступно, пока не выполнено: Вы получили необходимую оцгнку за Теоретические задания
Рис. 12. Разделы «Подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине» и «Промежуточная аттестация по дисциплине»
Фонд оценочных средств по дисциплине «Информатика» в LMS Moodle включает в себя:
1. Задания, упражнения, тестовые вопросы и прочие материалы для текущего контроля:
1) вопросы в лекциях - интерактивный элемент системы, в котором теоретический материал чередуется с заданиями;
2) задания для лабораторных работ. Для каждого обучающегося формируется индивидуальный вариант. В банке вопросов это категория «Лабораторные работы. Задания»;
3) вопросы для текущего контроля по изучаемым разделам и темам курса. Категория в банке вопросов - «Текущий контроль». В систему проверки включены вопросы разных типов (множественный выбор, короткий ответ, числовой, соответствие и т. д.). Обычно для выполнения каждого текущего теста дается три попытки, каждую из которых обучающийся имеет право выполнять не ранее чем через сутки после выполнения предыдущей.
Такое условие необходимо для более обдуманного подхода обучающихся к освоению учебного курса. Тестовые задания предназначены для систематического выполнения обучающимися в течение всего семестра;
4) задания для контрольных работ, размещенные в категории «Контрольные работы. Задания» (рис. 13).
2. Задания, упражнения, тестовые вопросы и прочие материалы для промежуточной аттестации.
Задания для промежуточной аттестации состоят из двух блоков. Первый блок - это тестовые вопросы открытого типа, которые позволяют определить знания и элементарные умения в изучаемой предметной области, например в автоматизации инженерных задач (рис. 14).
Практические навыки владения изученными инструментами обучающиеся показывают при выполнении заданий 2-го блока. На рис. 15 показано типовое задание.
• Контрольные работы. Задания (0) х Ф 1- 4-
а Контрольная работа №1 (0) х О 4- +
• Задание №1 (15) х О «- 4-
• Задание №2 (15) х О <- + •»
о Контрольная работа №2 (0) х О <■ ♦ 4> ->
• Задание №1 (15) х О «- 4-
• Задание №2 (15) х О <- + •»
о Контрольная работа №3 (0) х О <■ ♦ ->
• Задание №1 (15) х О «- 4-
• Задание №2 (15) х О <- + •»
Рис. 13. Фрагмент банка вопросов для текущего контроля
хО
х1
Прочитать программу, сопровождающую лист MS Excel, указать результат, который появится после выполнения программы в ячейке листа В2
Sub prog1()
xr = х : For i = 5 To 2 Step -2 : xr = xr * i: Next i: x1 = xr End Sub
Рис. 14. Тестовый вопрос для промежуточной аттестации
Задан массив натуральных чисел (N=30). Напишите программу получения нового массива, который будет содержать факториалы значений элементов первого массива.
Требования к выполнению задания:
1. Наличие блок-схемы алгоритма решения задачи
2. Проверка средствами ЭТ
3. Организация вывода на лист ЭТ входных, промежуточных и результатных данных. Указание имен переменных обязательно.
Рис. 15. Типовое практическое задание для промежуточной аттестации
Рис. 16. Фрагмент отчета по оценкам обучающегося на курсе
Критерием качества выполняемых заданий является оценка, выставляемая автоматически системой обучающемуся при выполнении лекций и тестов в баллах (максимальная оценка - 100, минимальная требуемая - 60), преподавателем непосредственно оцениваются только лабораторные работы.
Итоговая оценка по дисциплине формируется следующим образом: оценка «Экзамен» х х 0,8 + оценка «Текущая успеваемость за семестр» х 0,2. Такой подход позволяет учесть самостоятельную работу студентов в течение семестра.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации фиксируются в журнале оценок - эффективном инструменте контроля качества освоения обучающимися учебного курса: в любой момент система позволяет преподавателю отследить результаты обучающихся. Инструменты управления оценками дают возможность настроить журнал путем создания необходимых для всестороннего контроля элементов оценивания [12]. Для обучающихся отчет по оценкам необходим для
постоянного самоконтроля освоения учебного курса дисциплины (рис. 16).
Оценивание достижений обучающихся в LMS Moodle позволяет:
- создать прозрачную процедуру оценивания, которую легко изменять, дополнять новыми инструментами, редактировать и пр.; также достаточно легко обеспечивается качество оценочных средств, каждое оценочное средство обязательно содержит инструкцию по его выполнению;
- организовать контроль преподавателя на любом этапе освоения учебной дисциплины обучающимися, у студента появляется возможность самоконтроля, проверяющие могут легко отследить процесс формирования заявленных компетенций.
Таким образом, созданный нами в системе управления обучением LMS Moodle электронный учебно-методический комплекс позволяет реализовать практически все поставленные ФГОС и образовательной программой задачи, неизменно повышая качество образовательного процесса.
Библиографический список
1. Голунова Л. В. Реализация образовательных программ с применением технологий электронного обучения // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2016. № 4 (39). С. 67-73.
2. Шаталова Н. П. Конструктивизм в образовании // Порталус : науч. цифровая библиотека. URL: http://portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showiull&id=1271195149&aichive=&start_from= &ucat=& (дата обращения: 14.04.2014).
3. Голунова Л. В. Социальный конструктивизм как философия электронного обучения // Наука. Университет. 2016 : материалы XVII Междунар. науч. конф. преподавателей, аспирантов и студентов, 25 марта 2016 г. Новосибирск, 2016. С. 141-143.
4. Шамсутдинов Р. Р., Абдурахманова А. Р. Роль тьютора в системе дистанционного обучения // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1134-1135.
5. Сергеев С. Ф. Методологические и дидактические проблемы электронного обучения // Сб. науч. ст. XVIII Объед. конф. «Интернет и современное общество» IMS-2015, Санкт-Петербург, 23-25 июня 2015 г. СПб., 2015. С. 105-118.
6. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. М. : Изд-во стандартов, 2006.
7. ГОСТ Р 55751-2013. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики. М. : Изд-во стандартов, 2013.
8. ГОСТ Р 57723-2017. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения. М. : Изд-во стандартов, 2017.
9. Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза // Теория и практика образования в современном мире : материалы Меж-дунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб. : Реноме, 2012. С. 367-370.
10. Ширшов Е. В., Чурбанова О. В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов. 2-е изд. М. : Палеотип, 2006. 308 с.
11. Голунова Л. В., Цветков Д. Н. Модель формирования индивидуальной образовательной траектории студента при изучении дисциплины «Информатика» // Наука. Университет. 2015 : сб. материалов XVI Междунар. науч. конф. Новосибирск, 2015. С. 333-339.
12. Роганов С. А. Настройка журнала LMS Moodle для автоматизации выставления оценок // Наука. Университет. 2015 : материалы XVI Междунар. науч. конф. Новосибирск, 2015. С. 360-364.
L. V. Golunova
Electronic Teaching and Learning Complex for Information Technology Studies in LMS Moodle
Abstract. Any educational organization using e-leaming system aims at creating accessible and friendly learning environment with high-quality electronic contents allowing implementation of modern educational programs. The canonical didactic system of a traditional education process includes training objectives, training contents, learners, teachers, methods, and means of education. All these components of the traditional didactic system can be successfully included into the electronic learning management system. The main problem to be solved is to create e-learning resources as a means of educational process, ensuring at the same time methodological and organizational support to teachers. In order to help students to effectively learn different subjects and courses, electronic educational complexes have been created, the structure and educational contents of which are determined by specific educational levels, educational program requirements, and other rules and regulations. The Moodle learning management system incorporating the ideas of constructivist teaching techniques can effectively implement electronic learning complexes for almost any academic discipline. The teachers of General Information Technology Department have designed the e-learning complex structure which includes the following: documents; training techniques guides for teachers; information for students; e-library information; lectures; laboratory work assignments; electronic workshops; tests; additional information. A variety of electronic contents allows each student to create an individual learning plan. Thus, Moodle LMS acts as an electronic tutor, enhancing the quality of educational process, contributing to the development of a student's need for self-education.
Key words: e-learning; e-teaching and learning complex; educational content; learning management system Moodle.
Голунова Лилия Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая информатика» СГУПСа. E-mail: [email protected]