С. А. Юшков, канд. пед. наук, доцент,
профессор кафедры информатики,
И. С. Макарова, канд. физ.-мат. наук, доцент,
доцент кафедры информатики,
Самарский государственный университет
путей сообщения,
г. Самара, Россия,
makarova [email protected]
ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Одним из значимых направлений образования сегодня становится использование электронного (дистанционного) обучения. Как правило, такой вид обучения используется в дополнительном образовании, системе повышения квалификации или корпоративном обучении. Значительно реже элементы дистанционного обучения используются в учебном процессе вуза. В статье представлен опыт использования системы электронного обучения в Самарском государственном университете путей сообщения. Авторы отмечают, что для решения возникающих в системе дистанционного образования проблем — отсутствия регулярного контакта с преподавателем, недостаточного обеспечения учебно-методической литературой, небольшого объема аудиторных часов — необходимы особые требования к содержанию, оформлению, условиям предоставления студентам учебного и методического материала, а также к организации их взаимодействия с преподавателями. Для этой цели в университете был создан отдел дистанционного обучения. Сотрудниками отдела проведена большая работа по формированию банка учебно-методических материалов и организации удаленного доступа к его ресурсам. В качестве базовых инструментов использованы разработанная в отделе электронная версия банка и свободно распространяемая система открытого обучения ЬЫБ ЫооМв. Рассмотрены возможности системы ЫооМв в области организации образовательного процесса, в частности проведения компьютерного тестирования как основного инструмента контроля уровня обученности.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, система открытого обучения ЬЫБ ЫооЛв, обучение студентов заочного отделения, компьютерное тестирование, конструктор тестов, электронный банк ресурсов.
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) в настоящее время является одним из крупнейших учебных заведений Приволжского федерального округа России, объединяющим в своем составе четыре филиала и девять учебных заведений среднего профессионального образования. В университете и его филиалах в Самаре, Казани, Ижевске, Уфе, Оренбурге, Орске, Саратове, Ртищево, Пензе, Рузаевке и Алатыре обучается более 23 000 студентов, среди которых значительную долю составляют студенты заочного отделения.
Наличие такого числа обучающихся диктует особые требования к организа-
ции учебного процесса, его эффективности и качеству. А в условиях сокращения объема аудиторных занятий основным видом учебной деятельности студентов становится самостоятельная работа. Всё это обусловливает повышенные требования к содержанию, оформлению, условиям предоставления студентам учебного и методического материала, а также к организации их взаимодействия с преподавателями.
Одним из путей решения указанных проблем в университете стало внедрение элементов дистанционных образовательных технологий, что позволило оптимизировать образовательный процесс и реализовать новые подходы к обучению. В январе 2007 года
ДИСКУССИЯ !
журнал научных публикаций
решением ученого совета университета был создан отдел дистанционного обучения, основной задачей которого является дистанционная поддержка образовательного процесса в вузе. Идея сочетания =
очного и дистанционного обучения не является новой, многие вузы сегодня успешно используют дистанционные образовательные технологии в учебном процессе. Однако внедрение элементов дистанционного обучения в образовательный процесс напрямую зависит от состояния информационно-образовательной среды вуза и, как показывает практика, наиболее проблемным звеном здесь является разработка учебно-методического сопровождения. Очевидно, что использование предлагаемых на образовательном рынке готовых дистанционных курсов и контрольно-измерительных материалов при подготовке специалистов для железной дороги нецелесообразно — в силу специфики транспортного вуза. Поэтому разработка учебных материалов для дистанционного обучения должна осуществляться совместными усилиями преподавателей университета и представителей отрасли.
Первой задачей отдела дистанционного обучения стала консолидация учебных материалов для студентов заочного отделения с целью формирования единого банка ресурсов. Авторы, являясь сотрудниками отдела, принимали непосредственное участие в создании электронной версии банка,
Внедрение элементов дистанционного обучения в образовательный процесс напрямую зависит от состояния информационно-образовательной среды вуза и, как показывает практика, наиболее проблемным звеном здесь является разработка учебно-методического сопровождения.
которая размещена на портале университета (http://do.samiit.ru) и успешно функционирует с марта 2008 года.
Электронный банк организован в виде иерархического каталога вида «специальность — курс — дисциплина» (см. рисунок). Конечные папки содержат рабочие программы дисциплин, рекомендации по дипломному проектированию, электронные конспекты лекций, методические указания = к практическим и лабораторным работам, тесты, вопросы к зачетам и экзаменам, предоставленные преподавателями вуза и его филиалов. Для студентов заочного отделения университета организован доступ к ресурсам электронного банка по сети Интернет, что позволяет решить проблему обеспечения учебно-методическими материалами.
На текущий момент в банке зарегистрировано более 4 800 студентов и преподавателей университета. По показаниям счетчика посещаемости с марта 2009 года было зарегистрировано более 200 тыс. обращений к ресурсам банка. Очевидно, что материалы электронного банка могут использоваться как для самоподготовки студентов-заочников, так и в качестве учебно-методического контента системы дистанционного обучения.
В 2008 году на сервере университета была установлена система открытого обучения LMS МооШе, которая на сегодняшний
Главная страница электронного банка СамГУПС
день является одним из наиболее популярных пакетов программного обеспечения для разработки курсов и организации дистанционного обучения1. Система находится в открытом доступе на сайте http://moodle.org, является бесплатной, имеет лицензию GNU/ GPL и открытый код, позволяющий модифицировать ее под нужды образовательного учреждения. В мае 2009 года прошла успешная апробация этой системы на предмет тестирования большого количества пользователей, в котором приняли участие более 600 студентов ряда специальностей.
Авторский опыт использования возможностей LMS Moodle в учебном процессе университета показывает, что модуль тестирования системы может быть с успехом использован для создания базы тестовых вопросов по дисциплинам -и организации тестирования большого количества студентов. Встроенный конструктор тестов позволяет использовать вопросы различного типа — закрытого (выбор одного или нескольких правильных ответов из ряда предложенных), открытого (самостоятельный ответ студента на вопрос), с вычисляемыми ответами, на установление соответствия и пр.,
Материалы электронного банка могут использоваться как для самоподготовки студентов,
так и в качестве учебно-методического контента системы дистанционного обучения.
а также дает возможность установить вес каждого вопроса, выбрать систему оценивания, проверить валидность встроенным анализатором вопросов2.
Система предоставляет преподавателям широкий диапазон средств организации процесса тестирования. Так, предусмотрена возможность установки целого ряда параметров: времени начала и окончания тестирования (либо времени, отведенного на прохождение теста), количества попыток тестирования, ротации вопросов и ответов, шкалирования результатов тестирования, комментирования ответов студентов и просмотра протоколов тестирования. Одним из очевидных преимуществ является получение результатов тестирования в удобной для дальнейшей обработки форме.
— Главным отличи-
ем конструктора тестов системы LMS Moodle
от имеющихся аналогов (например, АСТ-тест, МуТеst SunRav) является встроенный анализатор вопросов теста. Его ра-= бота построена на статистической обработке результатов тестирования, что позволяет преподавателю анализировать и оценивать качество и сложность каждого вопроса теста. При анализе
ДИСКУССИЯ .
журнал научных публикаций
определяются такие параметры, как индекс легкости; дисперсия, то есть разброс баллов, полученных при ответе на данный вопрос; индекс дифференциации, позволяющий отделить более успешных испытуемых от менее успешных и другие. Используемые статистические параметры рассчитываются в соответствии с классической теорией тестирования.
В настоящее время LMS МооШе активно используется для тестирования студентов СамГУПС разных форм обучения. База данных пользователей системы содержит более 10 400 записей о студентах и преподавателях университета, разработаны тесты по 560 дисциплинам с общим объемом более 43 000 вопросов. Начиная с мая 2009 года протестировано более пяти тысяч студентов. В настоящее время тестирование проводится регулярно — в рамках промежуточной аттестации и проверки остаточных знаний студентов.
Главным преимуществом использования LMS Мооё1е в качестве платформы для разработки тестов и тестирования является динамичность самой системы, позволяющая легко корректировать и обновлять как сами тесты (при изменении вопросов), так и базу тестовых вопросов (организационную структуру, условия выбора и пр.). Второе преимущество заключается в возможности структуризации базы тестовых вопросов: вопросы можно группировать по категориям, соответствующим дидактическим единицам дисциплин, что, в свою очередь, позволяет проводить как промежуточную, так и итоговую проверку знаний3. В системе предусмотрена возможность случайной выборки вопросов из категорий, что позволяет формировать на имеющейся базе тестовых вопросов большое количество вариантов одного и того же теста. Все резуль-
Модульный принцип размещения ресурсов и их доступность позволяют на практике реализовать принципы открытости, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, лежащие в основе получения нового качества образования.
Использование системы открытого обучения LMS Moodle является весьма действенным механизмом, позволяющим повысить эффективность работы преподавателя, обеспечить регулярный контроль уровня усвоения знаний студентами всех форм обучения, а также решить ряд задач, способствующих повышению качества и доступности профессионального образования.
таты сохраняются в базе данных на сервере в виде протоколов тестирования. Процесс проверки результатов тестирования полностью автоматизирован, что освобождает преподавателя от рутинной работы, а также дает возможность сделать контроль знаний массовым и постоянным, в отличие от классической системы, когда контроль является выборочным и фрагментарным.
Система LMS = МооШе позволяет преподавателю не только отслеживать результаты тестирования, но и контролировать другие аспекты процесса обучения, в том числе успеваемость, время работы с учебными материалами, полученные оценки, а также оперативно реагировать на возникающие вопросы посредством встроенных форумов формата «Вопрос-ответ». Модульный принцип размещения ресурсов и их доступность позволяют на практике реализовать принципы открытости, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, лежащие в основе получения нового качества образования.
С 2010 года тестирование на базе системы LMS МооШе активно внедряется авторами в практику работы факультета дополнительного образования СамГУПС и отдела довузовской подготовки. На сегодняшний день разработаны тесты по дисциплинам профессиональной переподготовки и повышения квалификации: «Пожарная безопасность», «Электробезопасность», «Энергоаудит», «Промышленная безопасность», «Машинист-инструктор» и другим, а также дистанционные курсы подготовки абитуриентов. За время эксплуатации в системе обучено и протестировано более трех тысяч слушателей факультета дополнительного образования, в том числе группы слушателей из Уфы, Пензы, Абдули-но, Нижнекамска.
Электронное обучение, основанное на возможностях системы LMS Мооё1е, не ограничивается только тестированием. Система имеет в своем составе ряд модулей, позволяющих создавать учебные ресурсы самого разного назначения, такие как программируемая подача лекционного материала, оцениваемые задания, рабочие тетради, опросы, анкеты. В СамГУПС прошла апробация работы с дистанционными курсами по ряду дисциплин кафедр «Высшая математика», «Информатика», «Иностранный язык», «Безопасность перевозок пассажиров и грузов», «Электротехника», «Физическая культура и спорт» и других.
Таким образом, как показывает опыт работы отдела дистанционного обучения Сам-ГУПС, использование системы открытого обучения LMS МооШе является весьма дей-
ственным механизмом, позволяющим повысить эффективность работы преподавателя, обеспечить регулярный контроль уровня усвоения знаний студентами всех форм обучения, а также решить ряд задач, способствующих повышению качества и доступности профессионального образования, if
Литература
1. Официальный сайт LMS Moodle [Электронный ресурс]. URL: https://moodle.org (дата обращения: 11.01.2014).
2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 296.
3. Макарова И.С. Конструирование тестов в системе дистанционного обучения Moodle: методические указания для преподавателя. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2010. С. 32.
ELECTRONIC EDUCATION USAGE PRACTICE IN EDUCATIONAL PROCESS OF TECHNICAL UNIVERSITY
S. A. Yushkov, Candidate of Pedagogy, Docent, Professor of Department of Informatics, I. S. Makarova, Candidate of Physic-Mathematical Sciences, Docent, Docent of Department of Informatics, Samara State University of Railway Transport, Samara, Russia, [email protected], [email protected]
Today one of the most meaningful areas of education is becoming usage of electronic (remote) education. As usually, this kind of education is used in additional education, training systems or corporative education. But sometimes the elements of remote education can be used in university's educational process. This article provides an experience in usage of electronic educational system in Samara State University of Railway Transport. The authors marks that in order to solve the problems which can occur in the remote education system, and especially absence of regular contract with lecturer, insufficient supply of educational literature, low value of training, it demands special requirement to content, formatting, conditions of literature's supply for students, and also organization of their contact with lecturer. That is why the department of remote education was created in the university; the main aim of this department is remote supply of students' education. The workers of the department have done a lot of work concerning educational-methodological materials bank formation and remote access to the resources. As basic tools developed by the department the electronic version of bank and free system of open education LMS Moodle were used. The Moodle system opportunities were considered in the field of educational process organization, and in particular computer testing as a basic tool for educative level control.
Key words: distance learning, e-learning, open learning system LMS Moodle, teaching students of the correspondence department, computer tests, test designer, electronic resource bank.
References
1. Official website LMS Moodle. Available at: https:// moodle.org (in Russ).
2. Maiorov A.N. Teoriia i praktika sozdaniia testov dlia sistemy obrazovaniia [Theory and practice of creation of tests for the system of education]. Moscow, Intellekt-Tsentr Publ., 2001. 296 p.
3. Makarova I.S. Konstruirovanie testov v sisteme distan-tsionnogo obucheniia Moodle: metodicheskie ukazaniia dlia prepodavatelia [The designing tests in distance learning system Moodle: a methodical guidance for teachers]. Samara: Samarskaia gumanitarnaia akademiia Publ., 2010. 32 p.