Сравнительный анализ использования КПГ и СУГ в качестве моторного топлива. Продуктовая конкуренция или взаимное дополнение?
■
М.В. Коротков, начальник отдела розничной реализации КПГ и СПГ АО «Газпром газэнергосеть», к.т.н.
Окончание. Начало в № 2 (56) 2017 г.
В настоящее время в Российской Федерации органами власти всех уровней, средствами массовой информации и хозяйствующими субъектами уделяется огромное внимание развитию использования компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива, которое является экологически более чистым и недорогим по сравнению с бензинами и дизельным топливом. Масштабы такого внимания с уверенностью позволяют говорить о выраженном приоритете данного направления в государственной политике. Вместе с тем все более неблагоприятная ситуация складывается в сфере использования другого, пока наиболее распространенного альтернативного вида моторного топлива - сжиженного углеводородного газа (СУГ). В чем отличия этих видов моторного топлива? Должно ли развитие использования КПГ осуществляться в ущерб использованию СУГ? А главное: соответствует ли такое положение дел интересам конечных потребителей моторного топлива - гражданам нашей страны? В настоящей статье предложены ответы на эти и другие вопросы, которые, вероятно, должны быть приняты во внимание при определении вектора развития использования альтернативных видов топлива.
__Ключевые слова:
компримированный природный газ, сжиженный углеводородный газ, структура рынка моторного топлива, автомобильная газонаполнительная компрессорная станция, газобаллонный автомобиль, цены на топливо, экономическая эффективность.
Стоимость переоборудования на КПГ и на СУГ
Как уже отмечалось выше, основу парка газобаллонных автомобилей в России в настоящее время формируют бензиновые автомобили, переоборудованные для работы на газомоторном топливе. С целью объективного сравнения стоимости газобаллонного оборудования был выбран автомобиль ГАЗ-3302 «Газель», получивший широкое распространение в различных регионах РФ.
Анализ основных составляющих стоимости переоборудования автомобиля показывает (табл. 7), что при переводе автомобиля для работы на КПГ наиболее
значимыми составляющими являются стоимость газовых баллонов (45 %) и стоимость работ по переоборудованию (36 %). При конвертации такого автомобиля на КПГ наиболее часто используют четыре баллона высокого давления (20 МПа) 24 вместимостью 52 л (10 м3 КПГ) и массой до 60 кг каждый. При этом для установки
таких баллонов на раму автомобиля возникает необходимость демонтажа/монтажа кузова или будки, что и является основной причиной большой длительности по времени и высокой стоимости выполнения работ по переоборудованию автомобиля на КПГ. Кроме этого, после установки ГБО для КПГ требуются проверка его герметичности и опрессовка воздухом с давлением до 25 МПа. Использование дорогостоящего компрессора в пункте по установке ГБО также в конечном счете повышает стоимость выполненных работ.
Таблица 7
Сравнение стоимости установки ГБО для КПГ и СУГ на примере автомобиля ГАЗ-3302 «Газель», руб. (с НДС)
Наименование работ КПГ СУГ
Подкапотная часть 15 000 12 500
Баллоны и арматура 50 000 5 500
Обвязка (шланги, трубки) 5 000 2 000
Работа по установке 40 000 13 000
Итого 110 000 33 000
При переоборудовании автомобиля ГАЗ-3302 «Газель» на СУГ наиболее значимыми составляющими являются стоимость подкапотной части ГБО (38 %) и работа по его установке (39 %). В данном случае часто применяется один газовый баллон вместимостью 130 л и массой около 40 кг. После установки ГБО для СУГ оно также проверяется на герметичность и опрессовывается, но уже гораздо меньшим давлением - до 1,6 МПа. Соответственно стоимость технологического оборудования пункта по установке ГБО для СУГ и, как следствие, стоимость работ существенно ниже.
Из табл. 7 следует, что переоборудование автомобиля ГАЗ-3302 «Газель» для работы на КПГ примерно в 3,3 раза дороже, чем его переоборудование для работы на СУГ. При этом следует принять также во внимание еще и некоторые технические характеристики ГБО, влияющие на эксплуатационные свойства самого автомобиля (табл. 8).
Таблица 8
Изменение технико-эксплуатационных характеристик газобаллонного автомобиля ГАЗ-3302 «Газель» при переводе на КПГ и СУГ
Параметр КПГ СУГ
Простой автомобиля (время установки ГБО), дней 2 1
Увеличение массы автомобиля за счет ГБО, кг до 250 ~ 50
Запас хода автомобиля на ГМТ, км 200 450
Таким образом, газобаллонное оборудование для КПГ в настоящее время является более дорогостоящим и трудоемким в установке, а также в несколько раз более тяжелым чем ГБО для СУГ, что означает потерю полезной грузоподъемности автомобиля. При этом автомобиль (на примере ГАЗ-3302 «Газель»), переоборудованный
«Транспорт на альтернативном топливе» № 3 (57) / 2017 г.
для работы на КПГ, имеет вдвое меньший запас хода в сравнении с аналогичным автомобилем, переведенным на СУГ.
Показатели экономической эффективности перевода автомобиля на КПГ и СУГ
Для объективного сравнения экономической эффективности перевода автомобиля для работы на различных видах газомоторного топлива (КПГ и СУГ) были приняты исходные данные, представленные в табл. 9. В качестве исходных данных использовались усредненные величины, отражающие наиболее распространенные условия эксплуатации коммерческих автомобилей марки «Газель» в ЦФО РФ.
Таблица 9
Общие исходные данные для расчета экономической эффективности перевода автомобиля на ГМТ
Марка Норма расхода бензина (Аи-92), л/100 км Розничная цена бензина (Аи-92), руб./л Среднегодовой пробег, км
ГАЗ-3302 «Газель» 16,5 32 50 000
Результаты расчетов простого срока окупаемости затрат на переоборудование автомобиля для работы на КПГ и СУГ представлены в табл. 10. С целью упрощения представления информации в настоящих расчетах не принимались во внимание затраты, связанные с регистрацией и оформлением ГБО, что сегодня в РФ является отдельной проблемой. С учетом того, что в обоих случаях (КПГ и СУГ) эти затраты являются одинаковыми (в среднем около 5 тыс. руб.), ими решено было пренебречь.
Таблица 10
Исходные данные для расчета экономической эффективности перевода автомобиля на КПГ и СУГ
Топливо Общая стоимость переоборудования, руб. (с НДС) Розничная цена, руб./м3 (л) Годовая экономия, руб. Срок окупаемости, лет
КПГ 110 000 14,6 87 300 1,0
СУГ 33 000 19 50 800 0,5
Анализ данных, представленных в табл. 9 и 10, показывает, что в сложившихся социально-экономических условиях при среднегодовом пробеге автомобиля 50 тыс. км срок окупаемости ГБО для КПГ составляет 1 год, а для СУГ вдвое меньший - 0,5 года.
С точки зрения развития розничных продаж принципиальное отличие газомоторных видов топлива (в данном случае речь идет о КПГ и СУГ) от любых традиционных жидких (бензины и дизельное топливо) заключается в том, что ГМТ не продается само по себе, а его нужно продвигать. В этом смысле очень важной, возможно, первостепенной задачей является наиболее точное определение потенциального потребителя для каждого вида газомоторного топлива. Решение этой задачи позволит более четко определить стратегию развития розничного бизнеса ГМТ.
Опыт реализации проектов по переводу парков автотранспортных средств на газомоторное топливо позволяет выделить два наиболее значимых фактора, которые, с одной стороны, определяют экономическую целесообразность таких проектов, а с другой - позволяют сегментировать целевого потребителя каждого вида ГМТ. Это - расхода топлива автотранспортными средствами и величина среднегодового пробега (рис. 13).
Рис. 13. Ключевые факторы, определяющие целесообразность перевода АТС на ГМТ
Следует отметить, что для оценки ключевых факторов, определяющих целесообразность перевода АТС на ГМТ, в качестве «опорного» ориентира, соответствующего ожиданиям потенциальных клиентов, принимались такие сочетания пробегов и расхода топлива, при которых затраты на переоборудование окупались в течение одного года.
Анализ данных, представленных на рис. 13, позволяет сделать следующие важные выводы:
• область применения СУГ с точки зрения потенциального потребителя значительно шире, чем область применения КПГ;
• область применения КПГ характеризуется более значительными пробегами и расходом топлива, что соответствует большегрузному автотранспорту, совершающему протяженные среднегодовые пробеги при перевозке пассажиров и грузов;
• та часть области применения СУГ, которая не пересекается с областью применения КПГ, представляет собой в основном легковые автомобили и малый коммерческий транспорт, которые в совокупности формируют основу газобаллонного автопарка в РФ в настоящее время;
• область, в которой перевод автотранспорта на ГМТ экономически нецелесообразен, не является постоянной величиной, так как зависит от многих параметров - например, от ценового спреда между розничными ценами на бензины и ГМТ, стоимости ГБО и его последующего оформления, а также других социально-экономических условий.
«Транспорт на альтернативном топливе» № 3 (57) / 2017 г.
Техническое регулирование перевода автотранспорта на КПГ и СУГ
Как уже отмечалось, основу газобаллонного парка в РФ составляют автомобили, переоборудованные для работы на ГМТ. При этом установка ГБО на автомобиль квалифицируется в настоящее время как внесение изменений в его конструкцию, и поэтому данный вид деятельности регулируется «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятым решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877 (ред. от 11.07.2016 г.).
С вступлением данного ТР ТС 018/2011 в силу с января 2015 года на розничном рынке ГМТ в РФ сложилась неблагоприятная ситуация в связи с ужесточением контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ транспортных средств. Согласно требованиям ТР ТС 018/2011, владельцы автотранспортных средств, оборудованных ГБО в процессе эксплуатации, должны пройти сложную длительную и дорогостоящую процедуру получения «Свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности» (рис. 14).
Рис 14. Порядок регистрационных действий в соответствии с требованиями ТР ТС 018/2011
В том случае, если собственник автотранспортного средства продолжает его эксплуатацию без необходимого оформления ГБО, то на основании пп. 1-1.1 Статьи 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра» Кодекса РФ об административных правонарушениях (редакция, действующая с 1 марта 2015 года) на него налагается административный штраф в размере до 5 тыс. рублей или он лишается права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.
Следует отметить, что ужесточение требований к оформлению ГБО с момента вступления ТР ТС 018/2011 в силу вызвало широкий резонанс среди участников газомоторного рынка в РФ - владельцев газобаллонных автотранспортных средств, 28 компаний-поставщиков ГБО и ГМТ, установщиков ГБО.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 438, Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в области технического регулирования.
В соответствии с п. 1 постановления правительства РФ от 16.10.2015 г. № 1108 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 018/2011» МВД России является уполномоченным органом РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории РФ.
Поэтому в адреса именно этих органов власти участниками газомоторного рынка были подготовлены многочисленные обращения со следующими предложениями о поэтапном упрощении порядка оформления ГБО:
• упростить в ближайшее время процедуру регистрации ГБО в рамках действующего ТР ТС 018/2011;
• в установленном законодательством Таможенного союза порядке внести необходимые изменение в ТР ТС 018/2011, согласно которым установку сертифицированного надлежащим образом ГБО не квалифицировать как изменение конструкции автотранспортного средства.
Несмотря на это в настоящее время процедура оформления ГБО остается без изменений.
Таким образом, с учетом данных, представленных на рис. 7 *, становится очевидно, что наибольшее негативное влияние ТР ТС 018/2011 оказал на автомобили, переоборудованные для работы на СУГ. Сложность прохождения процедуры оформления ГБО в совокупности с ее стоимостью привели в 2016 году к уменьшению числа переоборудования автомобилей более чем на 50 %, что означает потенциальное снижение объемов потребления ГМТ уже в ближайшей перспективе и в первую очередь - СУГ.
Нормативно-правовая база в РФ, стимулирующая развитие использования КПГ и СУГ
За период 2013-2016 гг. с целью стимулирования развития использования газомоторных видов топлива правительством РФ были приняты следующие нормативно-правовые акты.
1. Распоряжение председателя правительства РФ Д.А. Медведева от 13 мая 2013 г. № 767-р.
Документом предусматривалась разработка комплекса мер, направленных на создание условий для доведения к 2020 году в субъектах РФ уровня использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в городах и населенных пунктах:
* Транспорт на альтернативном топливе, № 2 (56) 2017 г., стр. 13.
«Транспорт на альтернативном топливе» № 3 (57) / 2017 г.
а) с численностью населения более 1000 тыс. человек - до 50 % общего количества единиц техники;
б) с численностью населения более 300 тыс. человек - до 30 % общего количества единиц техники; 29
в) с численностью населения более 100 тыс. человек - до 10 % общего количества единиц техники.
Данный документ направлен только на развитие использования КПГ в качестве моторного топлива.
2. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 11.06.2013 г. № Пр-1298 по итогам совещания по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива 14 мая 2013 г.
Данным документом было поручено правительству РФ разработать всеобъемлющий комплекс мер, направленных на масштабное и долгосрочное развитие использования газомоторного топлива на различных видах транспорта. Согласно используемым в этом документе формулировкам он направлен на развитие использования всех видов газомоторного топлива.
3. Комплексный план мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, утвержден заместителем председателя правительства РФ А.В. Дворковичем 14.11.2013 г. № 6819п-П9.
Документом предусматривалась разработка мероприятий по следующим направлениям:
• внедрение и эксплуатация техники, работающей на газомоторном топливе;
• реализация в субъектах РФ пилотных проектов по переводу транспортных средств на ГМТ;
• создание условий для производства в РФ техники, предназначенной для производства, хранения и использования ГМТ;
• реализация долгосрочной государственной политики в сфере ценообразования на газомоторное топливо.
Несмотря на то, что данный документ был подготовлен Минэнерго России во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента РФ от 11.06.2013 г. № Пр-1298, в нем содержится четкая конкретизация вида газомоторного топлива, подлежащего развитию, и это КПГ.
4. Поручение Президента РФ от 29.10.2015 г. № Пр-2227.
Документом предусматривается поручение председателю правительства РФ Д.А. Медведеву обеспечить выполнение мер, предусмотренных комплексным планом мероприятий по расширению использования газа в качестве моторного топлива, включив соответствующие мероприятия в государственные программы РФ.
Следовательно, данный документ также направлен на развитие использования КПГ в качестве моторного топлива.
5. Постановление правительства РФ от 10.04.2015 г. № 338 об отмене государственного регулирования цены на природный газ, используемый в качестве моторного топлива.
Ранее постановлением правительства РФ «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом» (от 15.01.1993 г. № 31) устанавливалась предельная отпускная цена на КПГ, производимый АГНКС, в размере не более 50 % от цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, включая НДС.
Несмотря на отмену государственного регулирования цены на КПГ в настоящее время для участников газомоторного рынка целевым ориентиром установления
розничной цены КПГ является 50 % от розничной цены дизельного топлива, реализуемого на том же локальном рынке.
6. Постановление правительства РФ от 07.12.2015 г. № 1339 о внесении изменений в подпрограмму «Развитие газовой отрасли» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики».
В документе в раздел «Целевые индикаторы и показатели подпрограммы» включены «расход сжатого газа на работу автотранспорта» и «количество автогазона-полнительных станций». Следовательно, данный документ направлен на развитие использования КПГ в качестве моторного топлива.
Таким образом, из представленного обзора следует, что направление государственной политики РФ за прошедшие три года имеет выраженный приоритет в сторону развития использования в качестве моторного топлива именно природного газа.
В заключение сделаем некоторые выводы.
1. Каждый из данных видов газомоторного топлива (КПГ и СУГ) имеет свои технико-эксплуатационные характеристики, определяющие достоинства и недостатки газобаллонных автомобилей на КПГ и СУГ, в том числе и их экологические характеристики.
2. С точки зрения негативного воздействия на окружающую среду отработавших газов автомобилей КПГ является экологически наиболее чистым топливом из всех видов углеводородных моторных топлив, получивших коммерческое развитие.
3. Доля использования СУГ в качестве моторного топлива в общем объеме потребления топлив на российском рынке существенно выше, чем аналогичный показатель у КПГ, что отражает значимость такого сбытового канала в деятельности компаний-поставщиков СУГ.
4. Совокупная доля использования газомоторного топлива (СУГ и КПГ) -относительно невелика и составляет всего 4 %. При этом СУГ в настоящее время в РФ используется примерно в 7 раз больше чем КПГ (в пересчете на массовые характеристики).
5. Наибольшую долю (94 %) от общего числа существующих газозаправочных объектов в РФ в настоящее время составляют АГЗС (для СУГ). На долю АГНКС (для КПГ) приходится только 6 %.
6. Примерно 97 % от общего числа газобаллонных автомобилей в РФ сегодня в качестве моторного топлива используют СУГ. На долю автомобилей, работающих на КПГ, приходится только 3 %.
7. Газобаллонные автомобили заводского исполнения для работы на КПГ примерно на 30 % дороже своих аналогов, предназначенных для работы на традиционном жидком моторном топливе. При этом удорожание газобаллонных автомобилей заводского производства, работающих на СУГ, составляет всего 4 %.
8. Строительство АГНКС (для КПГ) в существующих социально-экономических условиях более чем в 5,5 раза (!) дороже строительства АГЗС (для СУГ), имеющей аналогичную пропускную способность по числу обслуживаемых автомобилей.
9. Малая маржа и большие инвестиции характеризуют проекты строительства АГНКС как менее привлекательные в сравнении с проектами строительства АГЗС, где маржа вдвое выше, а размер необходимых инвестиций в 5,5 раза ниже.
10. В сложившихся социально-экономических условиях в РФ на формирующемся розничном рынке КПГ существует значительный разрыв между нижней (18,6 руб./м3) и верхней (14,6 руб./м3) границами розничной цены КПГ.
«Транспорт на альтернативном топливе» № 3 (57) / 2017 г.
Это не позволяет сформировать взаимовыгодные условия одновременно для компаний-поставщиков КПГ и потенциальных потребителей КПГ, что является основным сдерживающим фактором, препятствующим масштабному развитию использования КПГ в качестве моторного топлива. 31
11. Газобаллонное оборудование для КПГ в настоящее время является более дорогостоящим, трудоемким в установке и в несколько раз более тяжелым, чем ГБО для СУГ, что означает потерю полезной грузоподъемности автомобиля. При этом автомобиль, переоборудованный для работы на КПГ, имеет вдвое меньший запас хода в сравнении с аналогичным автомобилем, переоборудованным для работы на СУГ.
12. Ключевыми факторами газомоторного рынка (которые, с одной стороны, определяют экономическую целесообразность установки ГБО, а с другой - позволяют сегментировать целевого потребителя каждого вида газомоторного топлива) являются расход топлива автотранспортными средствами и величина среднегодового пробега.
13. Сложность процедуры оформления ГБО (в связи с вступлением в силу ТР ТС 018/2011) в совокупности с ее высокой стоимостью в 2016 году привели к уменьшению количества переоборудований автомобилей более чем на 50 %, что означает уже в ближайшей перспективе потенциальное снижение объемов потребления ГМТ, и в первую очередь СУГ.
14. Анализ нормативно-правовых актов, принятых правительством РФ за период 2013-2016 гг. с целью стимулирования развития использования газомоторных видов топлива, показывает выраженный приоритет природному газу.
Предложения по развитию рынка ГМТ в РФ
С учетом совокупности факторов, определяющих потенциал применения различных видов ГМТ, предлагается сформулировать стратегию развития газомоторного рынка РФ следующим образом:
• принять, что КПГ и СУГ являются не конкурирующими, а дополняющими друг друга видами газомоторного топлива, каждый из которых имеет своего целевого потребителя и сегмент рынка;
• развитие КПГ в качестве моторного топлива должно осуществляться преимущественно в сегменте грузопассажирских перевозок, который в настоящее время в РФ представлен автотранспортными средствами, работающими на дизельном топливе (магистральные грузовые тягачи, пассажирские автобусы и сельхозтехника);
• дальнейшее развитие СУГ в качестве моторного топлива целесообразно осуществлять в сегменте легкового и малого коммерческого автотранспорта, где в настоящее время в качестве моторного топлива в основном используются бензины;
• для автотранспорта, имеющего одинаковый потенциал перевода как на КПГ, так и на СУГ, решение вопроса о выборе вида газомоторного топлива должно приниматься с учетом индивидуальных особенностей каждого локального рынка - развитости (или возможности развития) газозаправочной инфраструктуры, логистики, условий грузопассажирских перевозок и других.
Совместное расширение использования КПГ и СУГ в качестве моторного топлива будет способствовать устойчивому развитию экономики России за счет возможности более эффективного экономического роста хозяйствующих субъектов при снижении негативного воздействия на окружающую среду с целью ее сохранения для будущих поколений.