Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ECO-FRIENDLY В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ECO-FRIENDLY В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2058
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECO-FRIENDLY / ECO-LABELING / HOTELS / CHAIN HOTELS / GREEN KEY PROGRAM / LEAF OF LIFE PROGRAM / ЭКО-ОПТИМИЗАЦИЯ / ЭКОМАРКИРОВКА / ГОСТИНИЦЫ / ОТЕЛИ / СЕТЕВЫЕ ОТЕЛИ / ПРОГРАММА "ЗЕЛЕНЫЙ КЛЮЧ" / ПРОГРАММА "ЛИСТОК ЖИЗНИ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Духовная Лилия Леонидовна

В современном мире зарубежные общественные и деловые структуры накопили значительный опыт деятельности внедрения и использования инновационных природоохранных технологий. Реализация данных проектов возможна в условиях мощной материально-технической базы гостиничных предприятий и стабильной экономической ситуации в стране. На текущий момент времени глубина проработки экологической тематики и масштабы внедрения eco-friendly технологий в нашей стране относительно мировых лидеров достаточно невелики. В частности, значительное число отечественных предпринимателей и небольших гостиничных предприятий не имеет достаточных финансовых средств, чтобы приобретать к использованию современное оборудование, строительные и отделочные материалы, а также использовать технологии обслуживания, соответствующие международным стандартам качества и безопасности. Масштабы территории нашей страны формирует в сознании современного жителя некую иллюзию неисчерпаемости природных богатств. Несмотря на кризисный период индустрии гостеприимства, концепция eco-friendly не может потерять своей актуальности, так как на любом этапе экономического развития общества во главу угла всегда будет поставлено здоровье как главный критерий качества жизни населения страны. Природоохранные технологии в практике гостиничного бизнеса уже много лет являются важным фактором повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия, его успешной финансово-экономической деятельности. В данной статье автор приводит сравнительную характеристику специфики использования ряда природоохранных технологии в зарубежной и российской практике гостиничного бизнеса, проводя анализ внедрения данных технологий в сетевой и несетевой гостиничный бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Духовная Лилия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECO-FRIENDLY CONCEPT IN RUSSIAN AND FOREIGN HOTEL BUSINESS PRACTICE: A COMPARATIVE ANALYSIS

In the modern world, foreign public and business structures have accumulated significant experience in the implementation and use of innovative environmental technologies. Implementation of these projects is possible based on a powerful material and technical base of hotel enterprises and a stable economic situation in the country. Currently, the depth of the studying the environmental issues and the scale implementing eco-friendly technologies in our country relative to world leaders are quite small. In particular a significant number of domestic entrepreneurs and small hotels do not have sufficient financial resources to purchase modern equipment, construction and materials, as well as to use service technologies, meeting international quality and safety standards. Big size of the territory of our country forms in the minds of a modern inhabitant a kind of illusion of the inexhaustibility of natural resources. Despite the crisis period in the hospitality industry, the eco-friendly concept cannot lose its relevance, since at any stage of the economic development of society, health will always be at the forefront as the main life quality criterion for population. For many years, environmental technologies in the practice of the hotel business have been an important factor in increasing the competitiveness of a hotel company, its successful financial and economic activities. In this article, the author provides a comparative description of environmental technologies in foreign and Russian hotel business, analyzing the implementation of these technologies in the network and non-network hotel business.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ECO-FRIENDLY В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ MЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ

INTERNATIONAL COOPERATION IN SERVICES SECTOR: CURRENT ISSUES

УДК 332.1

РО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10205

ДУХОВНАЯ Лилия Леонидовна

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ);

кандидат экономических наук, доцент; [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ECO-FRIENDLY В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

В современном мире зарубежные общественные и деловые структуры накопили значительный опыт деятельности внедрения и использования инновационных природоохранных технологий. Реализация данных проектов возможна в условиях мощной материально-технической базы гостиничных предприятий и стабильной экономической ситуации в стране. На текущий момент времени глубина проработки экологической тематики и масштабы внедрения eco-friendly технологий в нашей стране относительно мировых лидеров достаточно невелики. В частности, значительное число отечественных предпринимателей и небольших гостиничных предприятий не имеет достаточных финансовых средств, чтобы приобретать к использованию современное оборудование, строительные и отделочные материалы, а также использовать технологии обслуживания, соответствующие международным стандартам качества и безопасности. Масштабы территории нашей страны формирует в сознании современного жителя некую иллюзию неисчерпаемости природных богатств. Несмотря на кризисный период индустрии гостеприимства, концепция eco-friendly не может потерять своей актуальности, так как на любом этапе экономического развития общества во главу угла всегда будет поставлено здоровье как главный критерий качества жизни населения страны. Природоохранные технологии в практике гостиничного бизнеса уже много лет являются важным фактором повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия, его успешной финансово-экономической деятельности. В данной статье автор приводит сравнительную характеристику специфики использования ряда природоохранных технологии в зарубежной и российской практике гостиничного бизнеса, проводя анализ внедрения данных технологий в сетевой и несетевой гостиничный бизнес.

Ключевые слова: эко-оптимизация, eco-friendly, эко-маркировка, гостиницы, отели, сетевые отели, программа «Зеленый ключ», программа «Листок жизни»

Для цитирования: Духовная Л.Л. Сравнительный анализ использования концепции eco-friendly в российской и зарубежной практике гостиничного бизнеса // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №2. С. 51-62. РО!: 10.24411/1995-042Х-2020-10205.

Дата поступления в редакцию: 12 марта 2020 г. Дата утверждения в печать: 22 апреля 2020 г.

UDC 332.1

DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10205

Liliya L. DUKHOVNAYA

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia);

PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]

ECO-FRIENDLY CONCEPT IN RUSSIAN AND FOREIGN HOTEL BUSINESS PRACTICE:

A COMPARATIVE ANALYSIS

Abstract. In the modern world, foreign public and business structures have accumulated significant experience in the implementation and use of innovative environmental technologies. Implementation of these projects is possible based on a powerful material and technical base of hotel enterprises and a stable economic situation in the country. Currently, the depth of the studying the environmental issues and the scale implementing eco-friendly technologies in our country relative to world leaders are quite small. In particular a significant number of domestic entrepreneurs and small hotels do not have sufficient financial resources to purchase modern equipment, construction and materials, as well as to use service technologies, meeting international quality and safety standards. Big size of the territory of our country forms in the minds of a modern inhabitant a kind of illusion of the inexhaustibility of natural resources. Despite the crisis period in the hospitality industry, the eco-friendly concept cannot lose its relevance, since at any stage of the economic development of society, health will always be at the forefront as the main life quality criterion for population. For many years, environmental technologies in the practice of the hotel business have been an important factor in increasing the competitiveness of a hotel company, its successful financial and economic activities. In this article, the author provides a comparative description of environmental technologies in foreign and Russian hotel business, analyzing the implementation of these technologies in the network and non-network hotel business.

Keywords: eco-friendly, eco-labeling, hotels, hotels, chain hotels, Green Key program, Leaf of Life program

Citation: Dukhovnaya, L. L. (2020). Eco-friendly concept in Russian and foreign hotel business practice: A comparative analysis. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(2), 51-62. doi: 10.24411/1995-042X-2020-10205. (In Russ.).

Article History

Received 12 March 2020 Accepted 22 April 2020

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

В современном мире основными методами ведения экологически разумной и бережной деятельности средств размещения гостей являются как минимизация потребления ресурсов, так и повторное, более бережное, их использование, переход на более чистые технологии строительства, на экологически безопасные расходные материалы, уменьшение объёмов мусора и отходов, их переработки и безопасного хранения. В международной практике закрепилась система эффективного управления и снижения экологической нагрузки с помощью методики, которую можно назвать методикой шести «R»:

- reduce (снижение использования);

- refill (перезаправка);

- replace (замена);

- reuse (повторное использование);

- recycle (переработка);

- repair (ремонт, поддержание в рабочем состоянии).

Несомненно, многие экономически развитые страны начали поднимать вопрос экологической безопасности деятельности предприятий, как промышленной сферы, так и сферы услуг, уже достаточно давно, благодаря чему, достигли на сегодняшний день весьма впечатляющих результатов.

Наиболее передовыми в этом отношении странами могут считаться Соединённые Штаты Америки, Канада, Германия, Великобритания, страны Скандинавии, Бенилюкса, Франция, Швейцария, а также частично и страны Восточной Азии: Южная Корея, Сингапур, Япония. Это государства с развитым производством и высоким потреблением, которые в течение достаточно длительного времени наблюдают за последствиями воздействия человека на окружающую среду, а также имеют достаточно развитую научную и материально-техническую базу для изысканий и внедрения экологических инноваций.

Более того, тема экологии чрезвычайно волнует и общественность вышеназванных стран с высоким культурным уровнем и образованием населения, позволяющим осозна-

вать особую важность и актуальность темы сохранения и защиты окружающей среды от высоких антропогенных нагрузок.

Целью исследования является проведение сравнительного анализа российского и зарубежного опыта использования эко технологий на предприятиях гостиничного бизнеса. Объектом исследования являются особенности эко технологий как основы концепции Eco Friendly, их роли и эффективности в процессе формирования конкурентоспособности гостиничного предприятия. Исходя из поставленной цели, автор ставит следующие задачи исследования:

- обзор теоретико-методологической базы концепции Eco Friendly в гостиничном бизнесе;

- анализ российского и зарубежного опыта внедрения концепции Eco Friendly на предприятиях гостиничного бизнеса;

- определить основные направления дальнейшего совершенствования эко технологий на предприятиях гостиничного бизнеса в РФ с учетом лучших зарубежных практик.

Таким образом, исходя из вышесказанного, возможно определить основную гипотезу статьи, заключающуюся в том, что использование и внедрение зеленых технологий в бизнес-процессы индустрии туризма и гостеприимства является основной предпосылкой для успешных бизнес-операций и долгосрочной стабильности бизнеса, а также гарантией успешного позиционирования индустрии гостеприимства.

В современных условиях развития гостиничного бизнеса одним из конкурентных преимуществ для отдельных игроков рынка может стать реализация принципов устойчивого развития и, как следствие, развитие экологически безопасного туризма. Данное теме посвящено значительное количество исследований, результаты которых легли в основу научных статей ряда авторов.

Так, Печерица Е.В. в статье «Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения отмечает, что

«нынешняя экономическая ситуация, сформировавшаяся на фоне кризиса последних лет, вынуждает предприятия гостиничного сектора искать новые подходы к своему внутрифирменному развитию. Конкуренция в этой сфере бизнеса значительно обострилась, и успех современных гостиниц все больше зависит от того, встали ли они на инновационные рельсы, ведь инновативность - один из важнейших факторов повышения конкурентоспособности любого предприятия» [8]. Автор проводит сравнительный анализ конкурентных преимуществ различных видов эко сертификаций, приводит достоинства и недостатки экоотелей, а также проводит некую параллель между спецификой использования эко технологий в сетевом и несетевом гостиничном бизнесе.

Шишко А.Г. в статье «Использование эко технологий в гостиничном бизнесе» подчеркивает, что «гостиничная индустрия, как и любой бизнес, для повышения конкурентоспособности ищет новые маркетинговые ходы. Мода на здоровый образ жизни, возможность остановиться в необычном месте заставляет клиентов по-новому относиться к выбору средств размещения» [11].

В статье «Экологические технологии в сфере гостеприимства» доктор биологических наук Андрианова Ю.Е. отмечает, что согласно социологическому опросу, проводившемуся Корнелльским университетом (США), даже в период рецессии во время финансовых кризисов население развитых стран, особенно более образованная прослойка с хорошим достатком, не забывает о проблемах бережного взаимодействия с окружающей средой, и в основной своей массе готовы нести повышенные расходы на продукты и услуги предприятий, уделяющих особое внимание экологии. Подавляющее большинство опрошенных (до 90%), готовы платить минимум на десять процентов больше за более экологичный продукт или услугу [1].

Термин «устойчивое путешествие» достаточно прочно закрепился в сознании современного туриста, в связи с этим определенный интерес представляют данные исследования, проведенные компанией Booking.com - мирового лидера on-line бронирования средств размещений. Данные были собраны по 11 рынкам с более чем 1000 респондентов на каждом. Респонденты должны были быть в возрасте 18 лет или старше, должны были путешествовать по крайней мере один раз в текущем году и планировать по крайней мере одну поездку на следующий год. Ниже представлены эко технологии, которым свои предпочтения при выборе средства размещения отдало большинство респондентов.

Таблица 1 - Эко-технологии отелей, формирующие повышенный потребительский интерес1

Эко-технологии Доля туристских предпочтений, %

Использование солнечной энергии 67

Устойчивая система водоснабжения 43

Душ и туалеты с низким расходом воды 36

Рестораны, предлагающие органическое питание / варианты питания 31

Раздельный сбор отходов и их грамотная переработка и утилизация 29

Стоит отметить, что реалии современного мира таковы, что в ближайшем будущем экологичность продуктов и услуг будет одним из самых главных для потребителя качеств.

Маркетологи давно и успешно используют экологическую тему, дабы выгодно выделиться среди конкурентов. На текущий момент она помогает привлечь более состоятельных клиентов, которые сознательно готовы компенсировать повышенные затраты предприятия на внедрение и использование экологичных технологий.

1 Отчёт компании Booking.com по экотуризму // URL: news.booking.com/bookingcoms-2017-sustainable-travel-report (дата обращения 10.03.2020 г.)

Духовная Л.Л. (-ртррр)М

Сравнительный анализ использования концепции есо-1т1епс11у Ы А \/МЫ1 11/1

в российской и зарубежной практике гостиничного бизнеса /пи А ^ ^

/КУ1 H/лJ I

К сожалению, многие недобросовестные компании безосновательно используют экологическую тему в рекламе своей продукции и услуг, это печальное явление носит название «гринвошинг» (greenwashing, с англ. - зелёный камуфляж) [9].

Для противодействия подобным производителям товаров и услуги существуют различные системы и организации эко-сертифика-ции и менеджмента, как международного, так и локального уровня, объединяющие компании, всерьёз заинтересованные экологической безопасностью и дорожащие своей репутацией. Участники этих систем и организаций добровольно проходят соответствующие процедуры экологического аудита и сертификации, дающие в случае успешного прохождения право использовать соответствующую экологическую маркировку.

На текущий момент единого глобального стандарта экологической сертификации пока не разработано (хотя первые программы подобного рода появились ещё на рубеже 70-80 годов XX века), и на сегодняшний день существует множество разнообразных международных систем и структур проверки экологического соответствия.

Наибольшего доверия общественности и потребителей удостоены эко-маркировки I типа, признанные соответствующими международному стандарту ISO 14024. Особенностью сертификации, согласно стандарту I типа, является как подтверждение соответствия

стандарту независимом третьей стороной, по понятным и открытым критериям, так и оценка товаров и услуг, которая проводится комплексно, по принципам системного анализа. То есть рассматривается весь цикл создания и реализации рыночного продукта от первоначального сырья до работы с отходами деятельности.

В числе основных знаков маркировки этого типа можно отметить:

- «Голубой ангел», ФРГ (первый в мире знак с независимой сертификацией, программа разработана в 1978 году рядом структур из правительства ФРГ);

- «Зеленая печать» и «Зеленый крест»,

США;

- «Белый/Северный лебедь», Скандинавские страны (основан в 1989 году советом министров государств полуострова);

- «Эко-знак», Япония;

- «NF-Environment», Франция;

- «Листок жизни», Россия;

- «Зелёная марка», Сингапур.

С 1992 года по настоящее время на всей территории Европейского сообщества действует знак «Цветок Европы», или «Звездная маргаритка». С каждым годом знак набирает вес в экологическом сообществе, количество сертифицированных предприятий уже составляет несколько тысяч. Знак не используется для пищевых продуктов, медицинских препаратов и оборудования, классифицированных как опасные для экологии из-за особенностей

США Тайвань

Рис. 1 - Эко-маркировки I типа

Сингапур Япония

международного уровня [12]

производства. Принципы сертификации в ЕС основаны на превентивных мерах, поскольку всегда проще предупредить загрязнение, чем ликвидировать его последствия.

Большинство подобных программ (на текущий момент - три десятка) объединено в рамках ассоциации GEN (Global Eco-labeling Network, глобальная сеть эко-маркировки, 1994 год основания). Целью её функционирования является активное продвижение принципов и идей экологической сертификации на правительственном и международном уровне.

Существуют организации, занимающиеся и конкретно аудитом и сертификацией в рамках гостиничного бизнеса, в силу специализации крайне подробно вникающих во все аспекты работы средств размещения.

В своей статье «Экологические технологии в сфере гостеприимства» Андрианова Е.Ю. упоминает организацию United States Green Building Council (USGBC), сертифицирующую экологичность отелей в основном по безопасности для окружающей среды материалов, конструкции здания и отделки помещений, а также HAC Green Leaf, лучшую сертификационную организацию Канады, с базой в 7502 отеля различного типа и ценовой категории, с критериями оценки, направленными на экономию воды и энергии, снижение вредных выбросов, с общим корпоративным экоменеджментом. Организация обладает крайне детализированной системой оценки, охватывающей все нюансы работы, от экономии расходных материалов гостиниц до поддержки предприятием благотворительных организаций. 90% участников Green Leaf сертифицируются по пятибалльной шкале (от одного до пяти зелёных листов). Один балл (лист) даётся за минимальное соответствие требованиям экологического менеджмента; два - за успешную работу по защите окружающей среды; три - соблюдающим принципы eco-friendly во всех аспектах бизнеса; четыре - за вклад в защиту окружающей среды на национальном уровне; пять - лидерам мировой значимости в этой области. Члены организации платят небольшие взносы

от 25 до 500 долларов в год, аудит стоит от 25 до 200 по запросу, и от 20 до 100 долларов -ежегодный [1].

Также в США и Центральной Америке действует компания HVS Eco Services, занимающаяся консалтингом и сертификацией, с деятельностью направленной на снижение расходов и увеличение прибыли через энергосбережение, экономию воды, уменьшении объёма выбросов и отходов, а также повышение квалификации персонала. Компания работает напрямую с отелями, создавая прямо на предприятиях отделы перспективного развития, проводя тренинги и семинары по эко-менедж-менту. Сертификация бесплатная, аудит обходится от 1000 до 15 000 долларов, в зависимости от места работы и масштаба предприятия.

«Green Hotel» («Зелёный отель») - система экологической сертификации на основе стандартов ООН, за авторством Гвидо Байера, также основана на принципах экономии и социальной ответственности. Помощь в реализации политики экоменеджмента, разработанной под каждое предприятие индивидуально ложится на прикреплённого к гостинице эксперта, действующего, к тому же, под контролем независимых специалистов. Данная процедура стоит от 3000 до 15 000 долларов, причём обязательно регулярное подтверждение статуса экологичного предприятия. Повторная сертификация обычно обходится отелю от 30% до 50 % от изначальной цены.

LEED (The Leadership in Energy and Environmental Design) - международная система стандартизации, энергосбережения и снижения негативного воздействия на окружающую среду. Регламентируется эффективность и рациональность использования энерго- и водоснабжения, выбор площадок для застройки по критериям экологической устойчивости, вторичное использование материалов, строительство из местного сырья и работа с отходами. Много времени уделяется экологии здания (оцениваются вентиляция, автоматизация систем освещения и отопления, экологически безвредные материалы отделки, комфорт

пребывания).

Touristik Union International (TUI) - немецкий туроператор, локомотив продвижения принципов бережного отношения к окружающей среде со стороны предприятий туристической индустрии. Имеет многомиллионную клиентскую базу и несколько тысяч отелей-партнёров по всему миру. Участие в эко-сертифика-ции бесплатно, но требует соответствия ряду требований (оценивается сам отель и прилегающая территория) по шумоизоляции, отсутствию загрязнения природы и т.д. Администрация отеля заполняет таблицу самооценки, сотрудники TUI контролируют соответствие через анализ отзывов гостей и собственный аудит.

Green Globe - британская компания, также как немецкие коллеги активно внедряющая принципы eco-friendly в туристической индустрии, работает в 50 странах, является членом UN WTO и Всемирного совета по туризму и путешествиям. Процедура сертификации платная, от 200 до 5000 долларов, аудит ежегодный, оплачиваемый в том же размере.

Для понимания конкретной методологии эко-оптимизации нужно рассмотреть деятельность ряда гостиничных сетей и независимых гостиниц, по-настоящему инновационно и разносторонне подходящих к этой теме. На самом деле уже значительное количество предприятий гостеприимства в мире использует те или иные элементы экологической оптимизации, как минимум, связанные с сокращением энергопотребления. Однако стоит отметить ряд компаний, по-настоящему последовательно и масштабно реализующих свою экологическую политику [2].

Гостиничная сеть La Meridien (бренд компании Mariott International), состоящая из сотни отелей, расположенных в пятидесяти странах мира, в течение последних десяти лет последовательно воплощала программу сокращения расхода электричества и воды на 30% и 20% соответственно. Помимо этого, на предприятиях сети, непосредственно соприкасающихся с дикой природой, практикуется

использование при строительстве и отделке гостиниц натуральных материалов. Так же ведется постоянная просветительская деятельность среди сотрудников и гостей отелей сети, направленная на идею сохранности локального природного баланса, неприкосновенности флоры, фауны и ландшафта.

Mariott International также в работе всех своих предприятий придерживается и декларирует основные принципы бережного и разумного отношения к использованию ресурсов, минимизации воздействия на окружающую среду. Несколькими предприятиями сети на территории США получены сертификаты экологического соответствия в энергоэффективности - LEED [8].

Благодаря использованию простейшего метода - размещения в номерах карточек с призывом к гостям повторно использовать постельное бельё и полотенца, сеть Mariott сократила свои эксплуатационные расходы на горячее водоснабжение и канализацию почти на 20%.

Крупная международная гостиничная компания Four Seasons в рамках всей сети, состоящей из более, чем семидесяти гостиниц и курортов, помимо декларирования и следования принципам экономии и безопасности, строительства из натуральных материалов, деятельно и активно реализует принципы восстановления окружающей среды. Представители данной компании высаживают ежегодно миллионы деревьев в более, чем тридцати странах мира.

Сегодня на небольших экспериментальных полигонах предприятий индустрии гостеприимства реализуются смелые и масштабные проекты экологической оптимизации и достигаются весьма впечатляющие результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практически проверено, что установив до сотни солнечных батарей как электрогене-рирующих, так и использующих тепло солнца для нагрева воды, можно без потерь в качестве обслуживания и комфорте сэкономить почти половину электроэнергии и треть расходуемого объема воды. При этом здание

подвергается минимальной реконструкции.

Так использование солнечной энергии швейцарской гостиницей Muottas Muragl позволяет снизить потребление электроэнергии на 64%, обеспечивая большую часть потребности предприятия в электричестве.

По-немецки тщательно рассчитанная система энергоснабжения гостиницы Campo dei Fiori в Мюнхене с использованием принципов умного дома (индивидуального, регулирующегося согласно необходимости, энерго- и теп-лообеспечения номеров), установкой диодного освещения, буферных энергонакопителей позволяет добиться сопоставимых показателей экономии [4].

Современная система климат-контроля пражского отеля Mosaic House во всех без исключения номерах, датчики экономии воды, практически полное обеспечение всей необходимой техники и приборов электричеством за счёт использования солнечной энергии так же приносит свой ощутимый результат как с экономической, так и с экологической точки зрения. Отель имеет многолетний опыт в грамотном подходе к обращению с бытовыми отходами, используя при этом их тщательную сортировку и вторичное использование некоторых их видов. Заслуживает внимания и опыт использования данным гостиничным предприятием транспорта, работающего исключительно на биотопливе.

Примером нестандартного и во многом уникального подхода энергосбережения может служить опыт полностью отказавшегося от использования электричества в пользу свечей и естественного света небесных тел египетского отеля Adrere Amellal, который расположен в пустыне Сахара. Всем постояльцам этого отеля выдаются при заселении одежду из натуральных материалов, продукты, употребляемые в пищу, выращиваются на ферме и в садах при отеле.

Отдельного внимания заслуживает опыт южноафриканского отеля Mount Nelson, занимающийся переработкой своих органических отходов на специализированной ферме в

высококачественное удобрение.

Японская гостиница Hoshinoya Karuizava отличается комплексным подходом к экологизации своей деятельности, полностью покрывая свои нужды на электроэнергию за счёт использования собственной небольшой гидроэлектростанции. А все продукты на кухне произведены исключительно на собственных фермах в окрестностях. Для гостей эти фермы также являются желанным местом для посещения, поскольку дают возможность прикоснуться к натуральному земледелию, поучаствовать в возделывании огорода, посадке, сборе урожая.

Логически завершённой концепцией экологизации отличается гостиница Laguna Lodge (Коста-Рика), чьи потребности в снабжении электричеством полностью обеспечиваются энергией от солнечных батарей, вода используется исключительно дождевая, а само здание и его интерьер полностью состоят из материалов естественного происхождения (глина, натуральная древесина, вулканический камень). Подобные меры эко-оптимизации используются в отелях The Scarlet (Италия), Ga-ronda Safari Camp (ЮАР) [5].

На основании изучения зарубежного опыта внедрения концепции Eco Friendly можно выделить ряд наиболее традиционных технологий, используемых в рамках природоохранной деятельности гостиничных предприятий:

- использование энергосберегающих технологий в отеле;

- широкое применение экологичных материалов для строительных и отделочных работ;

- использование в SPA центрах отелей органической косметики;

- использование органического питания;

- снижение нагрузки на окружающую среду путем ограничения использования стиральных и моющих средств в отеле, в том числе за счет популяризации принципов защиты окружающей среды среди гостей отеля;

- грамотная политика сбора и утилизации

отходов.

Данные технологии неновы, они на сегодняшний день достаточно активно используются в гостиничном бизнесе,

Однако, как было рассмотрено выше, в практике некоторых зарубежных отелей сегодня применяются весьма инновационные эко-технологии, безусловно, достойные внимания с точки зрения применения подобного опыта в российском гостиничном бизнесе, учитывая высокую степень актуальности и эффективности данных технологий как фактора конкурентоспособности гостиничного предприятия.

К данным технологиям можно отнести:

- организация посадки деревьев (опыт сети Four Seasonse, распространен в 34 странах мира);

- проведение интерактивных лекций и семинаров с профессиональными биологами, в программу семинаров возможно включать темы, вязанные с сохранением биоразнообразия нашей планеты. Тематика семинаров может быть связана как с глобальными, национальными, а также c региональными проблемам защиты окружающей среды (подобным опытом владеет американская гостиничная цепь Rosewood).

В силу ряда причин, как исторических, так и экономических, наша страна на текущий момент вынуждена во многом опираться на зарубежный теоретический и методологический базис, а также заимствовать практический опыт, хотя тема экологии для нас достаточно актуальна. Научными изысканиями в этом направлении, попытками экологической оптимизации работы предприятий, природоохранной и регламентирующей деятельностью в нашей стране занимаются не первое десятилетие, однако во многом мы серьёзно отстаём от стран, накопивших в этом направлении значительный передовой опыт.

Стоит заметить, что высококачественная и сертифицированная продукция зарубежных компаний, а также новейшие природоохранные технологии стоят достаточно дорого. Вследствие этого есть проблемы с внедрением

наиболее передовых инноваций, таких как использование альтернативных источников энергии, строительство из экологически безопасных материалов, качественная сортировка, переработка отходов, фильтрация стоков и выбросов с помощью современных технических систем.

Так что работа в этом направлении должна быть проделана ещё очень значительная несмотря на то, что некоторые успехи в данном направлении за последние годы уже достигнуты.

В сфере туризма и гостеприимства ситуация по активному продвижению и использованию «зеленых» инициатив требует решительных мер. Добровольная государственная сертификация экологического соответствия по высоким стандартам экологического менеджмента в сфере среднего и малого бизнеса - это пока еще «непопулярный» тренд.

Единственной отечественной экологической маркировкой, которая признана сегодня международным экологическим сообществом, является «Листок Жизни», созданная НП «Санкт-Петербургский экологический союз». На экологическое соответствие сертифицируется пищевая и непищевая продукция, ряд услуг, в том числе в рамках развивающихся проектов «Эко-гостиница», «Эко-магазин» «Эко-офис». Мировое признание эта сертификация заслужила ещё в 2007 году (принята в ассоциацию GEN) благодаря достаточно строгим критериям оценки уровня потребления ресурсов и образования отходов, чёткой системы оценки в баллах эффективности инноваций и разделения гостиниц на классы (общим числом три). Ряд обязательных требований направлен на учёт расхода ресурсов, использование загрязняющих природу веществ, объём производимых отходов. Дополнительные требования относятся к использованию энергосберегающей офисной техники, экологичной бытовой химии, холодильников и кондиционеров без хлорфторуглеродов, способы вторичного использования тепла, организации мест для некурящих [10].

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

На настоящий момент это первая и единственная организация, имеющая право выдавать сертификат международного уровня. После процедуры внешнего аудита в 2011 году «Листок Жизни» - программа-участник GENICES (Международной программы взаимного признания ведущих эко-маркировок планеты), что ещё раз подтвердило доверие к деятельности данной организации со стороны международного сообщества. Стоит отметить, что ряд петербургских гостиниц («Коринтия Невский Палас», «Cronwell Inn Стремянная», «Radisson Royal Hotel» и «Radisson Sonya Hotel», «Park Inn Pribaltiyskaya», «Park Inn Pulkovskaya», «Park Inn Nevsky» и др.) уже заслужили звание «зелёных» (подтверждённое международным сертификатом «Green Key»).

Гостиница «Garden Street» (г. Санкт-Петербург) сертифицирована по программе «Листок Жизни» [7].

Но это крупные предприятия, представители международных холдингов, имеющие достаточный объём активов для организации всех технологических процессов в рамках обеспечения природоохранной деятельности.

1 1

□ Санкт-Петербург

□ Краснодарский край

□ Московская область

□ Челябинск

□ Ханты-Мансийск

□ Астрахань □Иркутск

□ Перозаводск

Рис. 2 - Структура отелей-членов международной эко-организации «Green Key» в Российской Федерации [3]

Сегодня знаком экологического качества на территории Российской Федерации награждены 29 отелей. Большинство из них находится в г. Санкт-Петербург (14 отелей) и в Краснодарском крае (5 отелей). На рис. 2 наглядно представлено количество отелей, прошедших сертификацию «Green Key» по регионам Российской Федерации.

Стоит отметить, что большинство эко-оте-лей РФ - это отели сети Carlson Rezidor, которые являются одними из главных партнеров «Green Key» по внедрению и продвижению экономических инициатив в бизнес.

Ситуация же с несетевыми отелями в Российской Федерации обстоит гораздо хуже. В данном сегменте гостиничного бизнеса концепция eco-friendly пока еще на так непопулярна и внедрение ресурсосберегающих технологий часто сопряжено с рядом объективных трудностей и проблем.

В общем же и целом предприятия индустрии гостеприимства в Российской Федерации по вполне объективным причинам пока еще характеризуются достаточно низкими темпами эко-оптимизации по сравнению с рядом зарубежных стран.

С уверенностью можно отметить, что наша страна находится сегодня на начальном этапе пути формирования основ культуры осознанного и бережного взаимодействия с окружающей средой. Однако стоит надеяться, что заинтересованность представителей среднего и малого бизнеса, поддержка со стороны органов государственной власти и высокий уровень экологической грамотности населения позволит в дальнейшем российскому гостиничному бизнесу уверено внедрять идеи и принципы экологической безопасности, за счет осуществления экооптимизации предприятий индустрии гостеприимства на регулярной и постоянной основе.

1

2

Список источников:

1. Андрианова Ю.Е. Экологические технологии в сфере гостеприимства // Международная научно-практическая конференции «ТУР-ФАКТОР - 2014» - «Гостеприимная среда туристского региона: новые проекты и технологии». 2014.

2. Виноградов Е.С. Теоретические аспекты внедрения экологических инноваций в гостиничном бизнесе // Сервис в России и за рубежом. 2015. №4(60). С. 27-34.

3. Духовная Л.Л. Сертификация «Зеленый Ключ» - ключ к стабильности и успеху в гостиничном бизнесе «Green Key» // В сб.: Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России: Мат. междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 222-230.

4. Мадисон О.Г., Луппиан М.Н. Международная программа «Зеленый ключ» - важный элемент нефинансовой отчетности в гостиничном бизнесе // В сб.: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: Сб. науч. ст. VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2018. С. 211-214.

5. Митракова А.И., Мутавчи Е.П. Развитие экологичного мышления в туризме и сфере гостеприимства в России // В сб.: Тенденции развития туризма и гостеприимства в России: Мат. студ. науч.-практ. конф. 2017. С. 149-152.

6. Новгородова Т.А., Наумкина В.В. Технологии организации охраны окружающей среды в гостиничных предприятиях // В сб.: Туристско-рекреационный потенциал и особенности развития туризма и сервиса: Мат. X междунар. науч.-практ. конф. студ. и асп. 2017. С. 63-68.

7. Печерица Е.В. Влияние экоинноваций на конкурентоспособность отеля // Менеджмент инноваций. 2013. №1. С. 32-37.

8. Печерица Е.В. Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Т.9. №34(223). С. 49-60.

9. Приходько Е.С., Авраменко Ю.С. Перспективы развития зеленых отелей в России // Культура и общество: история и современность: Мат. IV Всерос. науч.-практ. конф. 2015. С. 383-386.

10. Семенова М.Н. Эко-тренд и предпосылки его развития в гостиничной индустрии // Эко-лого-мелиоративные аспекты рационального природопользования: Мат. Междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 485-490.

11. Шишко А.Г. Использование эко-технологий в гостиничном бизнесе // Научный журнал. 2016. №5(6). С.29-31

12. Щетинина К.И. «Зеленая» экономика в деятельности гостиничного бизнеса стран ЕС // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №1(28). С. 254-259.

References

1. Andrianova, Yu. E. (2014). Ekologicheskie tehnologii v sfere gostepriimstva [Ecological technologies in the field of hospitality]. In coll.: «TUR-FAKTOR - 2014» - «Gostepriimnaja sreda turistskogo regiona: novye proekty i tehnologii» ["TOUR-FACTOR - 2014" - "Hospitable environment of the tourist region: new projects and technologies"]: International scientific-practical conference. (In Russ.).

2. Vinogradov, E. S. (2015). Teoreticheskie aspekty vnedrenija ekologicheskih innovacij v gosti-nichnom biznese [Theoretical aspects of the implementation of environmental innovations in the hotel business]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], 4(60), 27-34. (In Russ.).

3. Dukhovnaya, L. L. (2017). Sertifikacija «Zelenyj Kljuch» - kljuch k stabil'nosti i uspehu v gosti-nichnom biznese «Green Key» [Green Key certification is the key to stability and success in the Green Key hotel business]. In coll.: Sovremennye tendencii i aktual'nye voprosy razvitija

СЕРВИС

Т. JA, No. 2 (B9)

2020

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

turizma i gostinichnogo biznesa v Rossii [Current trends and current issues in the development of tourism and hotel business in Russia]: Materials of the international scientific and practical conference, 222-230. (In Russ.).

4. Madison, O. G., & Luppian, M. N. (2018). Mezhdunarodnaja programma «Zelenyj kljuch» -vazhnyj element nefinansovoj otchetnosti v gostinichnom biznese [The Green Key international program is an important element of non-financial reporting in the hotel business]. In coll.: Issledovanie innovacionnogo potenciala obshhestva i formirovanie napravlenij ego stra-tegicheskogo razvitija [Study of the innovative potential of society and the formation of directions for its strategic development]: Collection of scientific articles of the 8th All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Kursk: Southwestern State University, 211-214. (In Russ.).

5. Mitrakova, A. I., & Mutavchi, E. P. (2017). Razvitie ekologichnogo myshlenija v turizme i sfere gostepriimstva v Rossii [The development of green thinking in tourism and the hospitality industry in Russia]. In coll.: Turistsko-rekreacionnyj potencial i osobennosti razvitija turizma i servisa [Development trends in Russian tourism and hospitality]: Materials of a student t scientific and practical conference, 149-152. (In Russ.).

6. Novgorodova, T. A., & Naumkina, V. V. (2017). Tehnologii organizacii ohrany okruzhajushhej sredy v gostinichnyh predprijatijah [Technologies for organizing environmental protection in hotel enterprises]. In coll.: Turistsko-rekreacionnyj potencial i osobennosti razvitija turizma i servisa [Tourism and recreational potential and features of tourism and service development]: materials of the X International scientific and practical conference of students and graduate students, 63-68. (In Russ.).

7. Pecheritsa, E. V. (2013). Zarubezhnyj opyt primenenija jekologicheskih innovacij v sredstvah razmeshhenija [Influence of eco-innovations on the competitiveness of the hotel]. Menedzhment innovacij [Innovation management], 1, 32-37. (In Russ.).

8. Pecheritsa, E. V. (2013). Foreign experience in applying environmental innovations in accommodation facilities. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and security], 9, 34(223), 49-60 (In Russ.).

9. Prikhodko, E. S., & Avramenko, Yu. S. (2015). Perspektivy razvitija zelenyh otelej v Rossii [Prospects for the development of green hotels in Russia]. Kul'tura i obshhestvo: istorija i sov-remennost' [Culture and Society: History and Modernity]: Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference, 383-386. (In Russ.).

10. Semenova, M. N. (2017). Eko-trend i predposylki ego razvitija v gostinichnoj industrii [Eco-trend and the prerequisites for its development in the hotel industry]. Ekologo-meliorativnye aspekty racional'nogo prirodopol'zovanija [Ecological and meliorative aspects of rational nature management]: Materials of the International scientific-practical conference, 485-490. (In Russ.).

11. Shishko, A. G. (2016). Ispol'zovanie eko-tehnologij v gostinichnom biznese [The use of eco-technologies in the hotel business]. Nauchnyjzhurnal[Scientific journal], 5(6), 29-31. (In Russ.).

12. Shchetinina, K. I. (2013). «Zelenaja» ekonomika v dejatel'nosti gostinichnogo biznesa stran ES [Green Economy in Hotel Business of EU Countries]. Vestnik MGIMO-Universiteta [MGIMO Review of International Relations], 1(28), 254-259. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.