Научная статья на тему 'Инструменты зеленого управления лидирующих эко-отелей'

Инструменты зеленого управления лидирующих эко-отелей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
802
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECOLOGICAL HOTEL / GREEN HOTEL / HOTEL BUSINESS / GREENING / GREEN MANAGEMENT / ENVIRONMENTAL SUSTAINABILITY / ECO-CERTIFICATION / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОТЕЛЬ / ЗЕЛЕНЫЙ ОТЕЛЬ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ЗЕЛЕНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКОСЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумакова Елена Викторовна, Калясова Кристина Михайловна

Cтатья посвящена рассмотрению актуальной на сегодняшний день концепции «зеленых» или «экологических» отелей, которая находит свое применение во многих развитых странах. Актуальность обусловлена тем фактом, что индустрия гостеприимства, являющаяся одним из важнейших компонентов туризма и экономики в целом, в последние десятилетия демонстрирует неустойчивое интенсивное развитие, которое нередко приводит к локальным экологическим катастрофам. Для решения этой проблемы многие отели встали на путь экологизации, разрабатывая и применяя различные методы и программы экологически-устойчивого управления. Важную роль в экологизации гостиничной индустрии играет эко-сертификация, которая оценивает деятельность отелей по строгим экологическим правилам и критериям. Однако, в связи с разнообразием сертифицирующих эко-организаций, наблюдается отсутствие конкретного набора критериев, что создаёт определенные трудности для внедрения и поддержания зеленого управления. В данной работе рассмотрены системы зеленого управления лидирующих экологических отелей, а также проведен сравнительный анализ международных эко-сертификаций, в результате чего были выделены основные общепринятые критерии экологических отелей. Кроме того, на основе этих критериев были выявлены и проанализированы способствующие экологизации отелей преимущественные инструменты и практики лидирующих «зеленых» отелей на мировом рынке. Как результат, в работе представлена классификация различных экологических инструментов, помогающих отелям соответствовать экологическим стандартам, которая может применяться как методическое руководство для начинающих и опытных отельеров и менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шумакова Елена Викторовна, Калясова Кристина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREEN MANAGEMENT PRACTICES OF LEADING ECO HOTELS

The article is devoted to the consideration of the currently relevant concept of “green” or “ecological” hotels, which finds its application in many developed countries. The relevance is due to the fact that the hospitality industry, which is one of the most important components of tourism and the economy as a whole, has shown unstable intensive development in recent decades, which often leads to local environmental disasters. To solve this problem, many hotels have embarked on the path of greening, developing and applying various methods and programs of environmentally sustainable management. An important role in the greening of the hotel industry is played by ecocertification, which evaluates the activities of hotels according to strict environmental rules and criteria. However, due to the variety of certifying eco-organizations, there is a lack of a specific set of criteria, which creates certain difficulties for the implementation and maintenance of green management. The article considers the green management systems of leading environmental hotels. Comparative analysis of international eco-certification allowed to generalize main criteria for environmental hotels. On the basis of these criteria, the authors analyze the primary tools and practices of the leading “green” hotels in the world market that contribute to the greening of hotels. As a result, the article presents a classification of various environmental tools that help hotels meet environmental standards, which can be used as a methodological guide for beginners and experienced hoteliers and managers.

Текст научной работы на тему «Инструменты зеленого управления лидирующих эко-отелей»

СЕРВИС

Т. 14, No. 1 (88)

2020

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

УДК 338.484 DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10112

ШУМАКОВА Елена Викторовна

Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, РФ); кандидат экономических наук, доцент; shumakova.ev@dvfu.ru

КАЛЯСОВА Кристина Михайловна

Дальневосточный федеральный университет (Владивосток, РФ);

магистрант; kristinakalyasova@gmail.com

ИНСТРУМЕНТЫ ЗЕЛЕНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛИДИРУЮЩИХ ЭКО-ОТЕЛЕЙ

^атья посвящена рассмотрению актуальной на сегодняшний день концепции «зеленых» или «экологических» отелей, которая находит свое применение во многих развитых странах. Актуальность обусловлена тем фактом, что индустрия гостеприимства, являющаяся одним из важнейших компонентов туризма и экономики в целом, в последние десятилетия демонстрирует неустойчивое интенсивное развитие, которое нередко приводит к локальным экологическим катастрофам. Для решения этой проблемы многие отели встали на путь экологизации, разрабатывая и применяя различные методы и программы экологически-устойчивого управления. Важную роль в экологизации гостиничной индустрии играет эко-сертификация, которая оценивает деятельность отелей по строгим экологическим правилам и критериям. Однако, в связи с разнообразием сертифицирующих эко-организаций, наблюдается отсутствие конкретного набора критериев, что создаёт определенные трудности для внедрения и поддержания зеленого управления. В данной работе рассмотрены системы зеленого управления лидирующих экологических отелей, а также проведен сравнительный анализ международных эко-сертификаций, в результате чего были выделены основные общепринятые критерии экологических отелей. Кроме того, на основе этих критериев были выявлены и проанализированы способствующие экологизации отелей преимущественные инструменты и практики лидирующих «зеленых» отелей на мировом рынке. Как результат, в работе представлена классификация различных экологических инструментов, помогающих отелям соответствовать экологическим стандартам, которая может применяться как методическое руководство для начинающих и опытных отельеров и менеджеров.

Ключевые слова: экологический отель, зеленый отель, гостиничный бизнес, экологизация, зеленое управление, экологическая устойчивость, эко-сертификация

Для цитирования: Шумакова Е.В., Калясова К.М. Инструменты зеленого управления лидирующих эко-отелей // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №1. С. 142-150. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10112.

Дата поступления в редакцию: 7 марта 2020 г. Дата утверждения в печать: 21 апреля 2020 г.

Шумакова Е.В., Калясова K.M.

Инструменты зеленого управления лидирующих эко-отелей

Elena V. SHUMAKOVA

Kristina M. KALYASOVA

UDC 338.484 DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10112

Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia); PhD in Economics, Assistant Professor; e-mail: shumakova.ev@dvfu.ru

Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia); Master student; e-mail: kristinakalyasova@gmail.com

GREEN MANAGEMENT PRACTICES OF LEADING ECO HOTELS

Abstract. The article is devoted to the consideration of the currently relevant concept of "green" or "ecological" hotels, which finds its application in many developed countries. The relevance is due to the fact that the hospitality industry, which is one of the most important components of tourism and the economy as a whole, has shown unstable intensive development in recent decades, which often leads to local environmental disasters. To solve this problem, many hotels have embarked on the path of greening, developing and applying various methods and programs of environmentally sustainable management. An important role in the greening of the hotel industry is played by eco-certification, which evaluates the activities of hotels according to strict environmental rules and criteria. However, due to the variety of certifying eco-organizations, there is a lack of a specific set of criteria, which creates certain difficulties for the implementation and maintenance of green management. The article considers the green management systems of leading environmental hotels. Comparative analysis of international eco-certification allowed to generalize main criteria for environmental hotels. On the basis of these criteria, the authors analyze the primary tools and practices of the leading "green" hotels in the world market that contribute to the greening of hotels. As a result, the article presents a classification of various environmental tools that help hotels meet environmental standards, which can be used as a methodological guide for beginners and experienced hoteliers and managers.

Keywords: ecological hotel, green hotel, hotel business, greening, green management, environmental sustainability, eco-certification

Citation: Shumakova, E. V., & Kalyasova, K. M. (2020). Green management practices of leading eco hotels. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(1), 142-150. doi: 10.24411/1995-042X-2020-10112. (In Russ.).

Article History

Received 7 March 2020 Accepted 21 April 2020

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Т. 14, No. 1 (88) 2020

Введение

Туризм - один из ведущих секторов роста мировой экономики, приносящий миллиарды долларов ежегодно в развивающихся странах и перевозящий миллионы людей по всему миру. Однако рост туристической индустрии на протяжении многих лет создает все большую нагрузку на окружающую среду.

По данным Cambridge Institute for Sustainability Leadership, на долю туризма приходится около 5% глобальных выбросов парниковых газов - ожидается, что эта цифра вырастет на 130% к 2035 году1. International Tourism Partnership установило, что для того, чтобы гостиничная индустрия соответствовала Paris Climate Agreement, к 2050 году потребуется сократить выбросы парниковых газов на один номер в отеле на 90% в год (по сравнению с базовым уровнем 2010 года)1. За последние пять лет мировая гостиничная индустрия выросла на 2,3% и достигла доходов в 1,28 трлн евро в 2018 году2. При нынешних темпах роста к 2050 году присоединятся более 80 000 отелей2.

Подсчитано, что в гостиничном бизнесе каждый житель ежедневно производит 1 кг отходов в сутки [4]. Это количество очень важно и должно управляться соответствующим образом. Цель состоит в том, чтобы ввести правило 4R - Сокращение, Повторное использование, Повторное использование, Пополнение (англ. Reduce - Reuse - Recycle - Replenish), чтобы уменьшить производство отходов, переработать, восстановить и повторно использовать: 30% гостиничных отходов могут быть утилизированы и переработаны [3].

Отели являются основным энергоемким и водоемким сектором в индустрии туризма и гостеприимства, поскольку они потребляют огромное количество энергии и ресурсов (например, воды, освещения и многих продуктов одноразового потребления) в своей

повседневной работе, что создает огромные проблемы для окружающей среды [10]. В последнее время общественность все больше беспокоится о проблемах окружающей среды, и потребители проявляют большую заботу об окружающей среде, чем в прошлые десятилетия [6]. Многие потребители выступают за «зеленое» потребление и считают его эффективным способом защиты окружающей среды [1, 5, 8]. Принимая во внимание эти явления, многие отели активно внедряют экологически чистые методы и разрабатывают экологические программы для экологизации своих отелей [7, 9], в результате чего создаются так называемые «зеленые» или «экологические» отели, чтобы привлечь потребителей и завоевать конкурентную позицию на рынке [11].

Целью данной работы является рассмотрение системы зеленого управления лидирующих эко-отелей, а также классификация основных экологических критериев и инструментов и практик, использующихся для экологизации отелей.

Литературный обзор

Экологически чистый отель, экологичный отель и экологически-устойчивый отель - это термины, которые считаются синонимами термина «зеленый отель [12]. Ассоциация «Green Hotel» определяет «зеленый отель» как экологически чистое жилье, которое реализует различные практики, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду и защиту природы3. Однако, поскольку значение термина «зеленый» может варьироваться в зависимости от точки зрения, в научной литературе по этой теме приводятся различные определения «зеленого отеля» и «зеленых» практик.

Согласно Alexander и Kennedy, зеленый отель - это собственность, которая прилагает усилия для ведения экологически чистого

1 Green Lodging Trends Report (2017). URL: greenlodgingnews.com/wp-content/uploads/2017/09/Green-Lodging-Trends-Report-2017_Final.pdf

2 Green Lodging Trends Report (2018). URL: greenview.sg/wp-content/uploads/2019/02/2018-Green-Lodging-Trends-Re-port_updated-02112019.pdf

3 Green Hotels Environmental Criteria (2020). URL: greenhotels.gr/en/home/about-greenhotels/environmental-criteria

Шумакова Е.В., Калясова К.М.

Инструменты зеленого управления лидирующих эко-отелей

бизнеса посредством повышения энергоэффективности, экономии воды и сокращения отходов [3]. Зеленый отель также может быть определен как чувствительный отель, который замечает экологические проблемы и стремится свести к минимуму деградацию окружающей среды при своей работе [3, 7]. Стандарт «Зеленый отель» ASEAN определяет зеленый отель как отель, который является экологически чистым и принимает меры по энергосбережению4.

Согласно данным отчета Green Lodging News, в 2018 было зарегистрировано 4544 экологических отеля в 61 стране2. Из общего набора данных 2202 объекта были классифицированы как городские отели, 814 как пригородные отели, 607 как курорты, 296 как расположенные в заповедных зонах, 258 как отели в аэропорту, 211 как бизнес-отели, 66 как отели типа B&B (постель и завтрак) и 11 как обслуживаемые апартаменты (свойства остальных не определены)2. Проиллюстрируем это на диаграмме (рис. 1.)

5% Г/0

■ Городские отели

■ Пригородные отели

■ Курортные отели

■ Отели, расположенные в заповедных зонах

■ Отели в аэропорту

■ Бизнес-отели

■ B&B отели

■ Апартаменты

■ Другое

Рис. 1 - Виды эко-отелей по всему миру

Fig. 1 - Types of eco-hotels around the world

Стоит отметить, что зеленые отели следуют строгим экологическим правилам, чтобы их гости проживали в безопасных, нетоксичных и энергоэффективных номерах [2]. Однако, не существует определенного набора критериев, которыми необходимо обладать отелю, претендующему на это звание. Для

обозначения экологических отелей были созданы различные популярные программы экологической сертификации. Наиболее популярными организациями, специализирующихся в эко-сертификации, являются Green Key Global, Green Globe, LEED, Green Seal, Green tourism and Nordic Ecolabel3. В табл. 1 приведен сравнительный анализ критериев, предъявляемых организациями эко-сертификации (таблица составлена с учетом каждого веб-сайта организации эко-сертификаций и их критериев). Несмотря на то, что у каждой программы свои требования и критерии, есть основные, такие как система управления окружающей средой, создаваемые выбросы, потребление энергии, управление водными ресурсами, управление и сокращение отходов, использование ресурсов и жизненный цикл продуктов.

В настоящее время звание «зеленого» отеля было присуждено более 3100 отелям и другим учреждениям в 66 странах (рис. 2), согласно данным Green Key Global5.

Основная часть

Зеленые отели стараются не отставать от экологических тенденций: для этого отельеры и менеджеры отелей постоянно оценивают и стимулируют внедрение экологически чистых инноваций, лучших практик и осведомленности о состоянии экологической устойчивости в отелях по всему миру.

В данном исследовании был проанализирован зарубежный опыт разработки и применения инструментов и практик лидирующих экологических отелей. Были выделены следующие основные общепринятые критерии для перехода к зеленому управлению: управление энергией, управление отходами, сохранение воды.

Лидирующие зеленые отели используют следующие инструменты и методы, чтобы уменьшить углеродный след от жизнедеятельности отеля и принести пользу бизнесу и обществу.

4 ASEAN Green Hotel Standard (2012). URL: asean.org/storage/2012/05/ASEAN-Green-Hotel-Standard

5 Green Key Criteria (2020). URL: greenkey.global/criteria

Т. 14, No. 1 (88) 2020

Таблица 1 - Сравнение критериев эко-сертификаций

Table 1 - Comparison of Eco Certification Criteria

Программа ^\эко-сертифи-кации Критерии Green Key Global greenkey Green Globe LEED Green Seal yQ Green tourism Green/^ Tourism Nordic Ecolabel ш w/

Система управления окружающей средой ч/ ч/ ч/ ч/ V ч/

Создаваемые выбросы ч/ ч/ ч/ ч/ ч/ ч/

Потребление энергии V ч/ ч/ ч/ ч/ ч/

Управление водными ресурсами ч/ V/ ч/ ч/ ч/ ч/

Управление отходами ч/ V/ ч/ ч/ ч/ ч/

Управление опасными отходами ч/ ч/ ч/ ч/

Использование ресурсов ч/ ч/ ч/ V/ ч/ ч/

Рис. 2 - Расположение сертифицированных эко-отелей в мире

Fig. 2 - Location of certified eco-friendly hotels around the world

Управление энергией. Hyatt Regency Maui Resort & Spa (Гавайи, США) является законодателем в области возобновляемой энергии: недавно была установлена самая большая солнечная фотоэлектрическая система на крыше в округе Мауи. Эта система мощностью 598 кВт позволяет удовлетворять 10,2% потребностей в электричестве, или этого достаточно для питания 2144 домов в течение

одного года2. Вьетнамский отель Six Senses Con Dao использует энергоэффективные светодиодные фонари на всей территории курорта, а на виллах имеются аккумуляторные фонари. Весь курорт оборудован электрическими, а не бензиновыми повозками. Кроме того, все виллы оборудованы солнечными батареями [4]. На крышах Nana Beach Resort (Греция) установлено солнечное поле, которое покрывает

Шумакова Е.В., ^лясова K.M.

Инструменты зеленого управления лидирующих эко-отелей

около 30% потребностей в горячей технической воде, а оставшиеся 70% горячей технической воды покрыты современными тепловыми насосами высокой степени эффективности. В Индийском отеле Alila Fort Bishangarh установлены солнечные панели для выработки горячей воды и автоматический стабилизатор напряжения для снижения потребления дизельного топлива1.

В 2014 году в Terranea Resort (Калифорния, США) были установлены станции зарядки электромобилей, которые послужили альтернативной заправочной станцией, что позволяет экономить бензин и предотвращает выбросы парниковых газов. Зарядные станции подключены к GPS и отображаются на интерактивных картах, с помощью планшетов и смартфонов гости могут легко найти и определить место для зарядки своего автомобиля1.

Управление отходами. Lapa Rios Eco Lodge (Коста-Рика) является отелем без пластика с 2008 г., то есть отель полностью отказался от использования пластиковых трубочек, одноразовых пластиковых пакетов и одноразовой посуды, бутилированной воды, и перешел к тенденции сокращения количества пластиковой упаковки2. В отеле El Dorado Royale (Мексика) также придерживаются практики многоразового пользования (многоразовые мешки для горничных и садовников, оксо- и биоразлагаемые пакеты, многоразовая по-суда)1.

Huntingdon Manor (Канада) продвигает специальную программу обучения по устойчивому развитию, которую должны проходить все сотрудники. Также, были ликвидированы все пластиковые бутылки с водой, и пластиковые стаканчики в номерах. Отель перешел на закупку продуктов в больших объемах (джемы, сливки), заключив специальные договора с поставщиками, чтобы ограничить пластиковую упаковку; избавился от кофемашин, убрал пластиковые пакеты для мусора и компостирования, переключился на биоразлагае-мые столовые приборы [11].

Вьетнамский отель Six Senses Con Dao

заменил пластиковые трубочки на лимонную траву, выращенную в собственном саду; разделяет отходы на бумагу, пластик, металл, стекло, органические и токсичные отходы. Органические отходы компостируются и повторно используются в качестве удобрения в органическом саду, другие растительные отходы сушат, измельчают и добавляют в компост. Six Senses Con Dao производит собственную питьевую воду и разливает ее в стеклянные бутылки многократного использования [4].

В 137 Pillars House Chiang Mai (Таиланд) более 90/ садовых и зеленых кухонных отходов компостируется или превращается в биоуголь, который, в свою очередь, возвращается в собственные сады1.

Сохранение воды. QO (Амстердам, Нидерланды) снизил водопотребление на 42% благодаря системе серой воды: отфильтрованная на месте вода разливается по бутылкам -негазированную и газированную воду2.

Sheraton Vistana Resort Villas (Флорида, США) продумала систему прачечных, которые обрабатывают более 9 млн фунтов льняного и махрового белья в год. В настоящее время система работает следующим образом: воду, используемая для окончательной промывки, фильтруется (встряхиваем) для отложений, и затем повторно эта «высокотемпературная» вода используется для первоначальной промывки. Экономия достигается как за счет потребления воды, так и за счет топлива, поскольку для нагрева воды до 180 градусов требуется меньше природного газа1.

Azul Beach Resort Sensatori (Мексика) использует всю серую воду из очистных сооружений для орошения (питьевая вода не используется). Бассейны фильтруются только до 3% объема для предотвращения потери водных ре-сурсов2.

В Best Western Plus Wine Country Inn & Suites (Калифорния, США) внедрили инновационную технологию - льдогенератор с водяным охлаждением. Вода, охлаждающая катушки в льдогенераторе, нагревается и затем помещается в бассейн. Это не только помогает

Т. J4, No. J (SS) 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уменьшить количество потребляемой воды, но и помогает обогревать бассейн3.

Terranea Resort (Калифорния, США) использует естественную ирригацию и очистку воды через серию влажных прудов и каналов с водно-болотными угодьями с растительностью, называемых биодренажем. Эти водно-болотные угодья улучшают качество воды, служа средой обитания для местных видов птиц. Системы сбора дождевых осадков первой очистки, называемые Storm Filters, также уменьшают и очищают стоки загрязняющих веществ2.

Результат

В результате исследования была составлена классификация основных экологических критериев и практик (табл. 2), использующихся для экологизации отелей. Практики, в свою очередь, были разделены на общие - те, которые используются повсеместно, установленные - используемые в большинстве отелей, появляющиеся - используемые в немногих эко-отелях, и инновационные - современные практики, используемые всего лишь несколькими лидирующими эко-отелями.

Таблица 2 - Классификация инструментов зеленого управления эко-отелей

Table 2 - Classification of green management practices for eco-hotels

Критерий

Общие практики

Установленные практики

Появляющиеся практики

Инновационные практики

р

е н

н е л в

Отслеживание энергии

Цифровой термостат Датчики присутствия Энергосберегающие лампочки

Освещение с детекторами движения и таймерами

Энергетический учет Конференц-залы с датчиками присутствия

Высокоэффективные котлы Высокоэффективные охладители

Использование устойчивого транспорта

Энергоаудит за последние четыре года

Энергосберегающие вентиляционные системы Окна с улучшенными отражающими /изоляционными характеристиками Станции зарядки электромобилей

Парковка для электромобилей

Местный возобновляемый источник энергии

а д

о х

н е л в

Переработка отходов Многоразовая посуда ■ Газеты не доставляются в номера

Отслеживание отходов и их переработки

Номера с дозатором мыла / шампуня Компостируемые или биопластичные продукты Отслеживание пищевых отходов

Стратегии предотвращения пищевых отходов Переработка кухонного жира Урны для раздельного сбора мусора

Аудит отходов в течение последних четырех лет Отказ от пластиковых трубочек

Отказ от одноразовых пластиков

Сушилки для рук в уборных Пожертвования пищи Компостирование пищевых отходов

Сточные воды, очищенные муниципальными очистными сооружениями Очистка сточных вод на месте

Ликвидация карточек-ключей из ПВХ

■ Использование котлов-утилизаторов

д

о в

н е н

а р

х о С

Регулярное отслеживание воды Туалеты с низким расходом

Эффективные смесители Эффективные насадки для душа

Местный или засухоустойчивый ландшафтный дизайн Умные ирригационные / автоматические спринклерные оросители

Предварительный промывочный кухонный клапан низкого расхода

Водомер_

Диверторы для унитазов Сбор дождевой воды Повторное использование серой воды

Своевременное

обнаружение

утечки

Шумакова Е.В., Калясова К.М.

Инструменты зеленого управления лидирующих эко-отелей

Заключение. В настоящее время количество экологических отелей невелико, однако все же наблюдается тенденция экологизации отелей. Программа эко-сертификация помогает не потеряться в критериях экологической устойчивости и получить знак отличия, что не только принесет пользу окружающей среде, но и повлечет за собой привлечение большего числа гостей и экономическое процветание. Основными критериями для перехода к

зеленому управлению являются управление энергией, управление отходами, сохранение воды. В заключение еще раз стоит подчеркнуть необходимость перехода отелей на путь зеленого управления. Представленная в работе, классификация экологических практик, помогающих отелям соответствовать экологическим стандартам, может стать руководством к действию для некоторых отельеров и менеджеров.

Список источников:

1. Галенко Е.В., Криворучка П.О. Предпочтения туриста при выборе экологической гостиницы // АНИ: экономика и управление. 2018. №2(23).

2. Суворова И.Н. Сущностные характеристики и практические особенности функционирования эко-отелей // Российское предпринимательство. 2016. №22. С. 3231-3240.

3. Alexander S., Kennedy C. Green hotels: Opportunities and resources for success // Zero Waste Alliance. 2002. Vol. 5. Iss.7. Pp. 1-9.

4. Bohdanowicz P. European hoteliers' environmental attitudes greening the business // Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. 2005. Vol. 46. Iss.2. Pp.188-204.

5. Boley B.B., Uysal M. Competitive synergy through practicing triple bottom line sustainability: Evidence from three hospitality case studies // Tourism and Hospitality Research. 2013. Vol. 13. Iss.4. Pp. 226-238.

6. Han H., Hsu L.T.J., Lee J.S. Empirical investigation of the roles of attitudes toward green behaviors, overall image, gender, and age in hotel customers' eco-friendly decision-making process // International Journal of Hospitality Management. 2009. Vol. 28. Iss.4. Pp. 519-528.

7. Hays D. Greening hotels - building green values into hotel services // International Journal Tourism and Hospitality Management. 2014. Vol. 1. Pp. 85-90.

8. Juvan E., Dolnicar S. Drivers of pro-environmental tourist behaviors are not universal // Cleaner Production. 2017. Vol. 166. Pp. 879-890.

9. Sibila Lebe S., Vrecko I. Systemic integration of holistic project-and hospitality management // Kybernetes. Vol. 43. Iss.3/4. Pp. 363-376.

10.Verma V.K., Chandra B. An Application of Theory of Planned Behavior to Predict Young Indian Consumers' Green Hotel Visit Intention // Cleaner Production. 2017. Vol. 173. Pp. 1152-1162.

11.Yadav R., Pathak G.S. Young consumers' intention towards buying green products in a developing nation: Extending the theory of planned behavior // Cleaner Production. 2016. Vol. 135. Pp. 732-739.

12. Zengeni N., Zengeni D.M.F., Muzambi S. Hoteliers' Perceptions of the Impacts of Green Tourism on Hotel Operating Costs in Zimbabwe: The Case of Selected Harare Hotels // Australian journal of business and management research. 2013. Vol. 2. Iss.11. P. 64.

References

1. Galenko E. V., & Krivoruchka P. O. (2018). Predpochteniya turista pri vybore ekologicheskoy gostinitsy [Tourist preferences when choosing an environmental hotel]. ANI: ekonomika i uprav-leniye [ANI: Economics and Management], 2(23). (In Russ.).

2. Suvorova, I. N. (2016). Sushchnostnyye kharakteristiki i prakticheskiye osobennosti funktsion-irovaniya eko-oteley [Essential characteristics and practical features of the functioning of eco-hotels]. Rossiyskoye predprinimatel'stvo [Russian entrepreneurship], 22, 3231-3240. (In Russ.).

СЕРВИС

Т. 14, No. 1 (88)

2020

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

3. Alexander, S., & Kennedy, C. (2002). Green hotels: Opportunities and resources for success. Zero Waste Alliance, 5(7), 1-9.

4. Bohdanowicz, P. (2005). European hoteliers' environmental attitudes greening the business. Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly, 46(2), 188-204.

5. Boley, B. B., & Uysal, M. (2013). Competitive synergy through practicing triple bottom line sus-tainability: Evidence from three hospitality case studies. Tourism and Hospitality Research, 13(4), 226-238.

6. Han, H., Hsu, L. T. J., & Lee, J. S. (2009). Empirical investigation of the roles of attitudes toward green behaviors, overall image, gender, and age in hotel customers' eco-friendly decision-making process. International Journal of Hospitality Management, 28(4), 519-528.

7. Hays D. (2014). Greening hotels - building green values into hotel services. International Journal Tourism and Hospitality Management, 1, 85-90.

8. Juvan, E., & Dolnicar, S. (2017). Drivers of pro-environmental tourist behaviors are not universal. Cleaner Production, 166, 879-890.

9. Sibila Lebe, S., & Vrecko, I. (2014). Systemic integration of holistic project-and hospitality management. Kybernetes, 43(3/4), 363-376.

10.Verma, V. K., & Chandra, B. (2017). An Application of Theory of Planned Behavior to Predict Young Indian Consumers' Green Hotel Visit Intention. Cleaner Production, 173, 1152-1162.

11.Yadav, R., & Pathak, G. S. (2016). Young consumers' intention towards buying green products in a developing nation: Extending the theory of planned behavior. Cleaner Production, 135, 732739.

12.Zengeni, N., Zengeni, D. M. F., & Muzambi, S. (2013). Hoteliers' Perceptions of the Impacts of Green Tourism on Hotel Operating Costs in Zimbabwe: The Case of Selected Harare Hotels. Australian journal of business and management research, 2(11), 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.