Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЭКОСТАНДАРТОВ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЭКОСТАНДАРТОВ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ЭКОСТАНДАРТ / РАЗРАБОТКА ЭКОСТАНДАРТА / ЭКОСТАНДАРТЫ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антропова А.Э., Олейник А.С.

Взаимосвязь человека (потребителя и собственника бизнеса) с каждым днем увеличивается и наносит вред экологии, это является одной из глобальных проблем политического и социально-экономического развития общества. Все больше людей начинают задумываться о том, какой след они оставляют на планете после себя и как повлиять на его сокращение. Поэтому эко стандартизация гостиничных предприятий становится шагом на пути к уменьшению влияния на окружающую среду посредством оптимизации деятельности и внедрения экостандартов и сертификатов. В условиях возрастающего давления на природу люди постоянно сталкиваются с одной и той же проблемой: природные коллапсы продолжают наносить экономический и социальный ущерб. В условиях стремительного развития гостиничного бизнеса и усиления конкуренции, в связи с повсеместным ухудшением экологической ситуации потребители и деловые партнеры стали уделять особое внимание вопросам экологической безопасности предприятия и предоставления услуг гостям. Поэтому на данный момент в сложившихся рыночных условиях гостиничного бизнеса необходимо искать новый подход. Основным из таких подходов для оптимизации деятельности организации является разработка экологического стандарта работы гостиничного предприятия (далее экостандарта). Вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность разработки статьи на теуы: «Анализ отечественного и зарубежного опыта обеспечения экологической безопасности, разработки и внедрения экостандартов в гостиничном бизнесе на примере Ленинградской области и Санкт-Петербурга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЭКОСТАНДАРТОВ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО

УДК 338.467

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЭКОСТАНДАРТОВ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

АнтроповаА.Э., ОлейникА.С.

Магистранты Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

torrio-1996@mail. ru

oleinik.nastya@yandex.ua

Научный руководитель:

Коновалова Е.Е.

Канд. экон. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация eekmgus@mail.ru

Аннотация. Взаимосвязь человека (потребителя и собственника бизнеса) с каждым днем увеличивается и наносит вред экологии, это является одной из глобальных проблем политического и социально-экономического развития общества. Все больше людей начинают задумываться о том, какой след они оставляют на планете после себя и как повлиять на его сокращение. Поэтому эко стандартизация гостиничных предприятий становится шагом на пути к уменьшению влияния на окружающую среду посредством оптимизации деятельности и внедрения экостандартов и сертификатов.

В условиях возрастающего давления на природу люди постоянно сталкиваются с одной и той же проблемой: природные коллапсы продолжают наносить экономический и социальный ущерб. В условиях стремительного развития гостиничного бизнеса и усиления конкуренции, в связи с повсеместным ухудшением экологической ситуации потребители и деловые партнеры стали уделять особое внимание вопросам экологической безопасности предприятия и предоставления услуг гостям. Поэтому на данный момент в сложившихся рыночных условиях гостиничного бизнеса необходимо искать новый подход. Основным из таких подходов для оптимизации деятельности организации является разработка экологического стандарта работы гостиничного предприятия (далее экостандарта).

Вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность разработки статьи на теуы: «Анализ отечественного и зарубежного опыта обеспечения экологической безопасности, разработки и внедрения экостандартов в гостиничном бизнесе на примере Ленинградской области и Санкт-Петербурга».

Ключевые слова: экологизация, экостандарт, разработка экостандарта, экостандарты гостиничного предприятия, экологическая безопасность, оптимизация деятельности.

Говоря о разработке и внедрении экостандартов в деятельность гостиничного предприятия, непременно следует проанализировать опыт обеспечения экологической безопасности России и других стран, какие международные гостиничные сети применяют эти стандарты в своей работе, а также успешность внедрения этих эко-систем. Авторами

статьи будет рассмотрено несколько отечественных и зарубежных экосертификатов, которые может получить отель.

Экосертификация «Листок жизни» - это единственная экологическая сертификация в России, которая признана Всемирной ассоциацией экомаркировки (GEN), благодаря научному подходу к оценке сертифицируемых товаров и услуг. Оценку для сертификации «Листок жизни» проводит аккредитованный орган по сертификации, который работает в соответствии со стандартом ISO 17065.

Некоммерческая организация Экологический союз, приоритетным направлением работы которой является продвижение и внедрение экосертификация «Листок жизни» в работу предприятий разных сфер в Российской Федерации, осуществляет свою деятельность с 1991 года.

Говоря о плюсах получения экосертификата «Листок жизни», можно отметить следующие пункты:

- 57% россиян заявляют, что для них «чрезвычайно» или «очень важно», чтобы компании осуществляли программы по защите окружающей среды (Nielsen, 2018).

- 73% россиян считают, что бренды и компании должны быть экологически ответственными (GfK Consumer Life, 2017).

- 38% потребителей готовы платить больше за товары, не наносящие вред природе, и 30% потребителей поддерживают социальную ответственность производителей (Nielsen, 2018).

Таким образом, получение экосертификата «Листок жизни» для средства размещения означает уменьшение воздействия на окружающую среду, повышение лояльности гостей, а также повышение прибыли.

Экологическая маркировка «Зеленый ключ» или Green Key для туристических объектов существует уже более 20 лет и возникла в результате национальной инициативы в Дании, чтобы стать ведущей в мире экологической маркировкой для средств размещения.

В 1994 году Green Key запущен в Дании Ассоциацией гостиничной, ресторанной и туристической индустрии Дании (HORESTA) советом по отдыху (Dаnish Outdoor Council) и Ассоциацией датских руководителей туризма (Associаtion of Dаnish Tourism Executives).

В 2002-2003 годах «Зеленый ключ» был официально утвержден как международная программа Фонда экологического образования (FEE), а программа экологической маркировки «Зеленый ключ» была предложена для реализации всем организациям-членам FEE.

На данный момент более 3200 предприятий в 65 странах по всему миру награждены экологической маркировкой «Зеленый ключ».

Основными целями Green Key являются:

- Увеличение использования экологически чистых и устойчивых методов работы и технологий на предприятиях и тем самым сокращение общего использования ресурсов.

- Повышение осведомленности и изменение поведения гостей, сотрудников и поставщиков отдельных туристических заведений.

- Расширение использования экологически чистых и устойчивых методов и повышение осведомленности для создания поведенческих изменений в индустрии гостеприимства и туризма в целом.

Более чем за 20 лет успешной работы в сфере экосертификации средств размещения, экомаркировку «Зеленый ключ» получили такие гостиничные сети как:

- Rаdisson Hotel Group (Rаdisson Collection, Rаdisson Blu, Rаdisson, рагк inn by Rаdisson),

- NH Hotel Group (NH hotels, NH COLLECTION hotels, nhow hotels, Tivoli hotels&resorts),

- BWH Hotel Group (WorldHotels Collection, Best Western Hotels&Resorts, SureStаy Hotel Group),

- Wyndhаm Hotels & Resorts (Wyndhаm Grand, AmericInn, ^Quint^ Microtel by Wyndhаm, Travelodge),

- Historic Hotels of Europe (уникальная коллекция независимых исторических отелей, замков, дворцов, вилл, монастырей и других древних сокровищ в более чем 20 странах Европы),

- Sokos hotels.

На данный момент в России экомаркировку «Зеленый ключ» получили 27 отелей, большая часть из которых принадлежит гостиничным сетям Sokos, Rаdisson, Cronwell Inn и РаЛ Inn.

Еще одна экологическая инициатива - это P^net 21: идея создания программы устойчивого развития принадлежит группе AccorHotels.

Направление, которому будет придерживаться еще один крупный игрок гостиничного рынка, направлено на уменьшение воздействия средств размещения на окружающую среду, повышение уровня осознанного потребления среди гостей отелей и оптимизация деятельности гостиничного предприятия на основе экологизации.

Программа Planet 21, которая на данный момент рассчитана до 2020 года включительно, действует в четырех основных стратегических направлениях работы группы Accor:

1. Работы с сотрудниками гостиничных предприятий.

2. Вовлечение гостей.

3. Внедрение совместных инноваций с партнерами группы.

4. Сотрудничество с местными сообществами.

В работе есть несколько ключевых действий, которые отражают принципы и идеи программы Pknet 21:

- P^nt for the p^net. Компания предлагает увеличить повторное использование полотенец гостями в номерах. Средства, полученные от экономии использования воды и электроэнергии, направляются на посадку деревьев по всему миру. 1 дерево в минуту.

- Экологически ответственное производство. В отелях используется экологически чистая косметика: мыло, гели для душа и шампуни. Также отели Novotel предлагают гостям экологически чистые кровати, которые изготовлены из древесины из ответственно эксплуатируемых лесов (экосертификат FSC). Одеяла и подушки здесь также изготовлены из рециркулированных бутылок. При уборке номеров и общественных помещений используются экологически безопасные чистящие средства, которые имеют экологическую маркировку.

- Здоровое и устойчивое питание. Рестораны Accor Group предлагают гостям разнообразное и сбалансированное меню, продукты для которых производятся местными хозяйствами. При составлении меню не используются виды рыб, которые находятся под угрозой исчезновения. Также отели Accor ведут борьбу с нерациональным расходованием продуктов питания.

Знаковыми отелями сети, которые участвуют в программе P^net 21, считаются:

- Ри11тап РапБ Tour Eiffel: самый большой экологически чистый огород в Париже, фрукты и овощи с которого поступают напрямую в ресторан отеля,

- Mercure Sao Раи^ ^rdins: использование экологически безопасных материалов в номерах,

- Novotel Airport Auckknd: зеленая стена, борьба с нерациональным расходованием продуктов питания,

- Novotel Ьашап^ Bussigny: натуральные методы обработки воды в бассейнах,

- Ibis Styles Troyes: солнечные панели, сбор дождевой воды,

- Novotel Bangkok Ploenchit: солнечные панели, сбор дождевой воды.

Основная идея и цель программы P^net 21 - способствовать распространению знаний и прогрессу всех заинтересованных сторон в гостиничном бизнесе - как предприятий, так и гостей. P^net 21 - это бесплатная платформа для обмена знаниями об устойчивом развитии в гостиничной индустрии.

Разработкой внутренней системы экостандартов Green Engаge успешно занимается и группа отелей IHG (Regent Hotels & Resorts, InterContinentаl Hotels & Resorts, Crowne Р^а Hotels & Resorts, Holidаy Inn).

В IHG считают, что экологичность важн как для гостей, так же и для отелей. Все отели группы используют систему Green Engаge, инновационную онлайн-систему экологической устойчивости, которая дает отелям средства для измерения и управления их воздействием на окружающую среду. Отели группы могут выбирать из более чем 200 «зеленых решений», которые призваны помочь им сократить потребление энергии, воды и производство отходов, а также улучшить воздействие на окружающую среду.

Система IHG Green Engаge имеет четыре уровня сертификации, которые могут быть достигнуты всеми отелями группы IHG, а те, кто достигли уровня сертификации 3 или выше, могут сократить потребление энергии до 25%.

1. Уровень 1 является обязательным для всех отелей IHG. Отели уровня 1 реализовали десять передовых практических решений, которые обеспечили им успех и поддержали их посредством деятельности, обеспечивающей немедленную экономию энергии и затрат. Это включает в себя такие действия, как отслеживание данных о потреблении, создание экологической группы собственности и установка энергоэффективного освещения в номерах.

2. Отели, которые перешли на 2 уровень, действительно показали, что начали видеть преимущества устойчивого развития для и предприняли шаги, чтобы внедрить такие решения, как устойчивые закупки и внедрение устойчивости в деятельность отелей.

3. Отели уровня 3 освоили основы устойчивого развития и приступают к реализации крупных проектов, таких как установка энергоэффективных приборов и рациональное управление объектами.

4. Отели уровня 4 являются ведущими отелями в области экологической устойчивости. Они демонстрируют передовые и новаторские подходы к обеспечению устойчивого потребления и производства товаров и услуг.

Благодаря инновационным системам, все, что делают отели группы IHG для обеспечения устойчивости, может иметь большое значение для нашей планеты. Останавливаясь в наших отелях, гости становятся частью всемирных действий по защите окружающей среды.

В современных экономических условиях некоторые предприятия гостиничной отрасли характеризуются низкой конкурентоспособностью. Рост экономического потенциала, стабильное функционирование гостиничного предприятия в условиях рыночных отношений во многом зависит от наличия надежной системы экологической безопасности. Решение экологических проблем, напрямую связанные с предоставлением услуг, производством продукции или услуг в туристической и гостиничной сферах деятельности берет на себя экологический менеджмент, в соответствии с целями и миссией средства размещения. Экологический менеджмент соединяет в себе аспекты деятельности организационной структуры, планирования, распределения обязанностей и задач, применения процедур и использование природоохранных мероприятий и планов ресурсов, необходимых для реализации, оценки реализация и адаптация управленческих решений.

Природные условия и степень освоенности ресурсов во многом определяют экологические проблемы территории, экологическая ситуация и экологическая безопасность.

Ленинградская область занимает особое положение в Российской Федерации, так как здесь проходит граница между Российской Федерацией и Евросоюзом. В области, в связи с приграничным статусом и стратегическим транспортно-логистическим потенциалом, имеется значительная доля промышленных и экономических объектов, которые влияют на обеспечение экологической безопасности. Районы наибольшего экологического риска — это, прежде всего, прибрежные районы. Именно здесь наибольшее влияние на состояние водной среды оказывает хозяйственная деятельность, а в последние годы - строительные и рекреационные нагрузки.

Согласно докладу «Об экологической ситуации в Ленинградской области», разработанному администрацией Ленинградской области, по значениям комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) степень загрязнения воздуха оценивается как низкая во всех населённых пунктах, где проводились наблюдения. Промышленное загрязнение воздуха в регионе носит умеренный, локальный характер и является проблемой в первую очередь для промышленных, горнодобывающих и перерабатывающих центров. К основной негативной тенденции относятся - увеличение доли загрязнения воздуха от транспортных средств. На крупных реках и их притоках качество воды в последние годы сильно различается - от «слегка загрязнённой» (класс II) до «грязной» (класс IV). Качество воды в большинстве поверхностных водных объектов соответствует III классу качества, категории «а» («загрязненная»). В Ленинградской области есть предприятия повышенной радиационной опасности (к примеру,

Ленинградская АЭС, комплекс экспериментальных энергетических реакторов ФГУ «НИТИ им. А.П. Александров» и другие.)

В настоящее время в Ленинградской области остается актуальной проблема поддержания качества поверхностных вод. Основные проблемы водопользования связаны с ухудшением технического состояния основных производственных фондов водного хозяйства и, в первую очередь, коммунальных очистных сооружений.

Рекреационно-туристические ресурсы Ленинградской области при их рациональном использовании могут стать важным фактором их экономического развития. Особое значение имеет обеспечение экологической безопасности в рекреационных регионах.

В последние годы в Ленинградской области, как и в большинстве других регионов России, остается напряженная ситуация в сфере, транспортировки и утилизации твердых бытовых отходов. Таким образом, ситуация на территории Ленинградской области в 2019 году оценивается как стабильная и умеренно напряженная.

Анализируя обеспечения экологической безопасности в Ленинградской области, большинство средств размещений начали внедрять экологические аспекты и разрабатывать экостандарты, так появилась еще одна система сертификации отелей «Листок жизни». Ранее гостиницы, которые хотели приобрести статус «эко-», регенерировали свои стандарты в соответствии с требованиями международной системы маркировки «Зеленый ключ» (с 2011 года в Санкт-Петербурге).

Стоит отметить, что в России инициатором внедрения программы добровольной сертификации по системе «Зеленый ключ» стало объединение малых отелей «The Hotels Club» в Петербурге, пять петербургских отелей сети Rezidor тоже активно включились в программу «Зеленый ключ».

Отель Gаrden Street (4*) расположенный в центре Санкт-Петербурга, успешно прошел независимую добровольную экологическую сертификацию и получил право пользования «Листом жизни». Сертификация отеля проводилась на соответствие требованиям Стандарта СТО-56171713-007-2015 «Услуги средств размещения. Требования экологической безопасности и методы оценки (с изм. № 1)».

Требования охватывают все основные рабочие процессы отеля и направлены на снижение их воздействия на окружающую среду:

- соблюдение природоохранного законодательства;

- разработка и внедрение экологической политики, экологического менеджмента в деятельность гостиничного предприятия;

- зеленые закупки;

- рациональное потребление и ресурсное энергосбережение;

- сортировка, сокращение отходов, плановая утилизация;

- добавление вегетарианского аспекта в состав меню:

- внедрение экологического менеджмента, проведение тренингов и обучающих программ.

Решения, использованные в данной гостинице, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Применение экостандарта и инновационных технологий на примере Garden Street

№ Наименование Аспекты экостандарта Пример применения

1 Вода Ресурсосбережение -стиральные машины заполняются полностью; -умывальники с водосберегающими смесителями

2 Теплоэнергия Ресурсосбережение - отопление в незаселенных номерах на минимальном значении или полностью отключается; - светодиодное освещение; - наиболее низкие температуры для стирки в прачечной.

3 Отходы Система раздельного сбора отходов - раздельный сбор и вторичная переработка: бумага, картон, стекло; - отдельно собираются батарейки.

4 Зеленые закупки Закупка экотоваров - безопасные и для здоровья человека, и для водных организмов средства для мытья посуды, уборки, чистки, не содержащие хлор и его органические соединения, фосфаты и фосфонаты; - туалетная бумага, салфетки и полотенца с экомаркировкой «Европейский цветок», FSC или изготовлены из вторсырья или неотбеленной бумаги.

5 Информирование гостей и сотрудников Коммуникации - стенды; - бумажные носители; - информация от сотрудников отеля; - информация на официальном сайте.

6 Расходные Ресурсо- - диспенсеры с моющими косметическими

материалы сбережение средствами во всех гостевых и служебных помещениях; - автоматическая подача моющих средств для стиральных машин и уборки номеров; -гостей информируют о возможности реже менять полотенца и постельное белье; - мебель и другие элементы интерьера и обихода, даже гостевые тапочки, передаются на благотворительность; -к минимуму сводится потребление одноразовых предметов.

После выполнения перечня требований экостандартов, у отелей есть возможность повесить на двери и на веб-сайте значок, информирующий потенциального гостя о том, что здесь правильно вывозят мусор, сохраняют природные ресурсы и не загрязняют окружающую среду.

Существует ряд причин, которые после внедрение экологического стандарта в гостиничное предприятие не приводят к оптимизации деятельности:

- нет определенной цели, при подготовке экологического стандарта;

- экологический стандарт не содержит актуальной информации об аспектах деятельности предприятия и ресурсах, которые необходимо экономить;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- недостаточно разработан механизм внедрения экологического стандарта в каждый аскет деятельности гостиничного предприятия;

Зарубежный и отечественной опыт показывает, что не всем гостиничным предприятиям получилось внедрить экологический стандарт и не весь персонал гостиниц готов принять полученные стандарты.

В то время как экостандарт увеличивает привлекательность отеля в основном в глазах иностранных гостей, экологические сертификаты отелей за рубежом, в отличие от России, уже распространены. Например, в скандинавских странах более 200 эко-отелей.

В целом типовые требования к отелям, которые хотят внедрить экостандарты делятся на три типа: изменение зонирования (например, перемещение зон для курения), замена расходных материалов и других материалов на экологически чистые и экономичные (чистящие составы и т. и новый подход к процессам очистки (к примеру, вывоз мусора и др.).

Экономия возможна за счет снижения затрат, например, на электричество - в отелях устанавливают энергосберегающие лампы, снижают энергозатраты на освещение в номерах (автоматическое отключение после ухода гостя). Также вывоз мусора можно производить раз или два в неделю, если внедрить в деятельность гостиничного предприятия специальный пресс, то можно сократить расходы на систематический вывоз мусора. Для экономии расходов на воду встраивают регуляторы воды, которые контролируют расход.

Многие средства размещения берут «эко» позиционирование при создании концепции. К примеру, База отдыха Eco Vil^ge предлагает к услугам потребителей построенные из экологически чистых материалов четырех и шести коттеджи, оборудованные всем необходимым: кухня, телевизор, ванная комната, красивая и удобная мебель. Элегантный интерьер, рациональная планировка, чистота и комфорт создают приятную расслабляющую атмосферу.

В Ленинградской области есть уникальный эко-отель «Лес», в котором совершенно нет электричества и водопровода. Вода из лесного источника, освещение свечами и факелами, деревянные эко-дома с крышей из живого мха, согревающей зимой и прохладой летом.

Безусловно, разработка и внедрение экологического стандарта должны быть адаптированы к конкретному региону с учетом особенностей его климата, природных ресурсов и социальной среды. Разнообразие программ экологической сертификации отелей свидетельствует о том, что все больше и больше людей заботятся об охране окружающей среды и энергосбережении. Ежедневно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области набирает обороты реализация проектов по внедрению инновационных экотехнологий и экологических стандартов в отелях.

Литература

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (с изменениями на 30 декабря 2020 года).

2. ИСО 14001-2016 Национальный стандарт «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

3. Отто О.В. Влияние экологического фактора на развитие гостиничного бизнеса // Наука и туризм: стратегия взаимодействия. Выпуск 7(5). С. 22-28.

4. Ежедневный интернет-журнал для отельеров, топ-менеджеров гостиничной индустрии и работников сферы horeca. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hotelier.pro.

5. Некоммерческая организация Экологический союз, экомаркировка «Листок жизни». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ecounion.ru/.

6. «Зеленый ключ»: экосертификация для гостиниц, ресторанов и конференц-центров. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.greenkey.global/.

7. Гостиничный оператор Accor. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://group. accor.com/en.

8. Гостиничный оператор Accor, программа устойчивого экологического развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://all.accor.com/ru/sustainable-development/index.shtml.

9. Программа по защите окружающей среды IHG Green Engage™ system. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ihg.com/content/ru/ru/about/green-engage.

10. Федеральная служба по аккредитации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gsа.gov/cdnstаtic/GTAC_HotelCаrbonMeаsurementInitiаtive_30Apr2014

%282%29 %281%29.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.