Научная статья на тему 'Сравнительный анализ инвестиционной политики ОАЭ и ИРИ в африканских странах'

Сравнительный анализ инвестиционной политики ОАЭ и ИРИ в африканских странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / КЛАСТЕРНЫЙ ПРИНЦИП / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / ТУРИЗМ / ТРАНСПОРТ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / INVESTMENT STRATEGY / DIVERSIFICATION STRATEGY / CLUSTER PRINCIPLE / INVESTMENT MODELS / TOURISM / TRANSPORT / TELECOMMUNICATIONS / INFORMATION TECHNOLOGIES / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронков Александр Константинович

Статья посвящена сравнительному анализу инвестиционной политики ОАЭ и ИРИ в африканских странах в контексте внешнеполитической деятельности. Показаны основные подходы и схемы, применяемые инвестиционными структурами ОАЭ и ИРИ в различных сферах экономики для достижения успеха в Африке. Специально рассмотрен кластерный принцип стратегии диверсификации, обеспечивающий трансформацию ОАЭ из слаборазвитой страны, полностью зависевшей от экспорта нефти, в государство с диверсифицированной экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analyses of the UAE and the IRI Investment Policy in African Countries

The article focuses on comparative analyses of the investment policy of the UAE and the IRI in African countries in a context of foreign policy activities. The author examines the main approaches and methods practiced by the OAE and the IRI investment bodies for achieving success in Africa in various spheres of economy. The special attention is given to cluster principle of diversification strategy, which ensured the transformation of the OAE from a weakly developed country fully dependent on the export of oil into a state with a diversified economy.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ инвестиционной политики ОАЭ и ИРИ в африканских странах»

ПРОБА ПЕРА

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОАЭ И ИРИ В АФРИКАНСКИХ СТРАНАХ

А.К. Воронков

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена сравнительному анализу инвестиционной политики ОАЭ и ИРИ в африканских странах в контексте внешнеполитической деятельности. Показаны основные подходы и схемы, применяемые инвестиционными структурами ОАЭ и ИРИ в различных сферах экономики для достижения успеха в Африке. Специально рассмотрен кластерный принцип стратегии диверсификации, обеспечивающий трансформацию ОАЭ из слаборазвитой страны, полностью зависевшей от экспорта нефти, в государство с диверсифицированной экономикой.

Ключевые слова: инвестиционная политика, стратегия диверсификации, кластерный принцип, инвестиционные модели, туризм, транспорт, телекоммуникации, информационные технологии, строительство.

В начале XXI века интерес к Африке не просто значительно возрос — заметно расширилась география основных игроков на рынках африканских стран, масштабнее стали предлагаемые к реализации программы сотрудничества и развития. В век глобализации новое прочтение получают такие факторы, как богатство Африканского континента природными ресурсами, значительный размер африканского потребительского рынка, достаточно низкий уровень конкуренции и относительно высокие среднестатистические темпы роста экономики африканских стран. Все новые страны мира «открывают» для себя Африку и нефтедобывающие страны Юго-Западной Азии, располагающие значительными финансовыми ресурсами, не являются здесь исключением. Среди них — Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Исламская Республика Иран (ИРИ), которые активно действуют на африканском направлении, каждая по-своему используя имеющиеся ресурсы для достижения целей национального развития. Во внешней политике ОАЭ и ИРИ активно используется такой инструмент как инвестиционная политика, однако решаемые с ее помощью задачи разнятся, что позволяет говорить о различных моделях инвестиционной деятельности этих ведущих нефтедобывающих государств региона.

С целью выявления общего и особенного во внешнеполитических подходах этих стран к развитию международного сотрудничества со странами Африки представляется целесообразным провести сравнительный анализ инвестиционных политик ОАЭ и ИРИ в африканском регионе, рассмотрев историю и структуру инвестиций ОАЭ и ИРИ в государствах континента.

Инвестиции ОАЭ в африканских странах

Получив независимость в 1971 г., Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) первоначально не проводили активной политики в Африке, концентрируясь на развитии отношений с арабскими странами Ближнего Востока и Северной Африки. Ситуация изменилась кардинальным образом после потери Ливаном с середины 1970-х гг. роли основного транзитного центра на пути из Европы на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию (ЮВА). Это позволило ОАЭ позиционировать себя в качестве альтернативного центра по обслуживанию международных транзитных потоков. Для достижения этой цели потребовалось выработать и проводить более активную внешнюю политику, основными задачами которой стали: во-первых, создание международного имиджа, который бы содействовал международному признанию за ОАЭ этой новой роли, во-вторых, развитие экономических и политических отношений с основными экономическими центрами Европы и Азии, заинтересованными в евроазиатском транзите. Решение этих задач было обеспечено в течение следующего этапа (конец 1970-х — 1990-е гг.), когда ОАЭ интенсивно развивали отношения с ведущими европейскими государствами, странами ЮВА, Китаем и Индией, а также активизировали свое участие в различных международных организациях, таких как: ООН, Организация Исламская Конференция (ОИК), Лига арабских государств (ЛАГ), Движение неприсоединения (ДН). Эмираты были одним из учредителей субрегионального объединения шести арабских стран-соседей (Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Омана, Бахрейна и ОАЭ) — Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), процесс создания которого был начат в 1981 г.

В XXI в. ОАЭ не только с модернизированным нефтегазовым комплексом. Реализация стратегии диверсификации экономики позволила сформировать конкурентоспособные кластеры в таких сферах, как строительство, торговля, коммуникации, туризм, банковский сектор. С 1995 года ОАЭ стали членом ВТО. Вторым важнейшим основанием стратегии диверсификации стал принцип открытости, что способствовало вступлению ОАЭ в ВТО (1995 г.) и адаптации к общемировым стандартам в международном экономическом и гуманитарном взаимодействии. Африканская составляющая политики ОАЭ ограничивалась на этом этапе участием в финансировании инфраструктурных проектов, реализуемых под эгидой различных международных организаций.

К 2000 году сложилась новая ситуация, связанная с усилением конкуренции на традиционных для ОАЭ внешних рынках (Индия, Пакистан, Китай и ЮВА) и проявлением протекционистских тенденций в отношении эмиратских компаний в США и странах Европейского Союза (ЕС). Требовалось найти новые транзитные маршруты между мировыми экономическим центрами, которые были бы замкнуты на ОАЭ. Этого же требовала задача поддержания динамики развития и эффективного использования потенциала уже созданной в ОАЭ инфраструктуры для обслуживания международных транзитных потоков. Африканские государства с их начавшейся интеграцией в мировую экономику, значительным по размерам внутренним рынком, стабильно растущими доходами от экспорта сырья, относительно низким уровнем рыночной конкуренции и близким культурным укладом представляли собой достаточно привлекательный для ОАЭ регион. Поэто-

му с 2000 года были предприняты значительные усилия по развитию отношений с африканскими странами.

Развитие двусторонних отношений, как правило, начиналось с высокопоставленного визита руководителей ОАЭ в африканское государство, за которым следовало получение одной из тесно связанных с государством структур концессий в определенном секторе экономики африканской страны. При заключении концессий использовался кластерный принцип, реализованный в экономике ОАЭ — приоритетными первоначально были определены: транспорт и логистика (в африканском преломлении это, прежде всего, морские порты и свободные зоны), туризм и финансовый сектор (представленный в основном в портфельных инвестициях). В конце 2000-х гг. к ним добавились сектора добычи и переработки энергоносителей, энергетики и производства алюминия. За получением первой концессии следовало расширение в смежные сектора экономики с целью конкурентного обеспечения внешнеэкономической составляющей отраслевого кластера собственно ОАЭ.

Исключение составляли сельскохозяйственные инвестиции, задачей которых было не столько обеспечить внешнюю составляющую внутреннего сельхозсек-тора, не играющего значительную роль в экономике страны, сколько обеспечить ее продовольственную безопасность.

К 2010 году сложилась следующая ситуация с инвестициями в африканские страны.

Сектор логистики и транспорта

Дубайская компания DP World имела операторские концессии в следующих шести портах африканского континента: Порт Джибути и контейнерный терминал Дурале — Джибути; Порт Дакар — Сенегал; Порт Мапуто — Мозамбик; Порт Сокна — Египет; Порт Алжир — Алжир; Порт Джен-Джен — Алжир.

На различных стадиях завершения находились проекты по получению концессий на управление следующими морскими терминалами: Порт Дю Фютюр — Сенегал; Порт Нуакшот — Мавритания; Порт Пуант Нуар — Республика Конго.

В конце 2009 г. DP World начала прорабатывать вопрос инвестиций в порт Сьерра-Леоне [45. C. 6]. О важности африканского направления для DP World говорит тот факт, что доля африканских портов на январь 2010 г. составила уже 12% от общего количества портов, находящихся под ее управлением [24].

Решению задачи увеличения рынка транспортных и логистических услуг также служат инвестиции DP World в создание свободных зон в африканских странах. К началу 2009 г. под управлением JAFZA — компании оператора свободных зон, принадлежащей DP World, находились свободные зоны в Джибути, Сенегале и Марокко. JAFZA планирует создание свободных зон в Ливии, Мавритании и Республике Конго. Задачей подобных проектов является привлечение иностранных инвестиций, что, как правило, ведет к увеличению внешнеторгового оборота. Значимость свободных зон особенно велика в связи с наличием в африканских странах большого количества внутренних барьеров различного типа на пути товаров на африканские рынки [46. C. 34; 47. C. 36]. Нужно отметить, что свободные зоны создаются в странах, где DP World уже оперирует в одном или нескольких морских портах.

В ближайшее время инвестиционная активность ОАЭ в этом секторе может возрасти в результате появления компании Abu Dhabi Ports с аналогичным DP World кругом задач, созданной в эмирате Абу Даби в 2006 г. [21]

Сектор туризма

Специально для инвестирования в туристский сектор в Африке DP World создала специализированное подразделение Dubai World Africa. На настоящий момент инвестиционный портфель Dubai World Africa включает следующие 14 проектов: Гостиничный комплекс Victoria and Alfred Waterfront (7 пятизвездочных гостиниц, 5 в стадии планирования) — ЮАР; Pearl Valley Golf Estate (поле для игры в гольф — 170 га, пятизвездочная гостиница и 60 частных квартир) — ЮАР; Заповедник Shamwari — ЮАР; Заповедник Sanbona — ЮАР; Jock Safari Lodge — ЮАР; Заповедник Nikomazi — ЮАР; Singita Lebombo Lodge — ЮАР; Заповедник Bubye River — Зимбабве; Гостиничный комплекс Kempinski Comoros Luxury Beach Resort and Residence — Коморские острова; Гостиница — морской курорт с полем для гольфа Bilene — Мозамбик; Гостиничный комплекс Kempin-ski — Джибути; Морской курорт One and Only — остров Занзибар, Танзания; Эко туристские проекты в национальном парке Akager и тропическом лесу Ny-ungwe — Руанда; Эко туристский проект Gorillas Nest — Руанда [33; 31; 27; 21].

Нужно отметить значительную концентрацию проектов в ЮАР, являющейся одним из ведущих туристских направлений в мире, а также тот факт, что почти все вышеперечисленные проекты относятся к категории пятизвездочного уровня и предназначены для обслуживания наиболее состоятельной части туристского потока, как правило, обеспечивающего наибольшую норму прибыли. Во всех проектах прослеживается присутствие местного государственного сектора в виде долевого участия.

Сектор телекоммуникаций

Ведущую роль в реализации зарубежных инвестиций в этом секторе играет Телекоммуникационная корпорация ОАЭ (ETISALAT), которая в течение последних пяти лет активно участвует в тендерах на получение операторских лицензий на Ближнем Востоке, Азии и Африке. В настоящий момент ETISALAT удалось получить лицензии в четырех африканских странах: Судане (Kanartel), Египте (ETISALAT Misr), Танзании (Zantel), Нигерии (EMTS). В портфель ETISALAT также входит Athlantic Telecom — MOOV, оперирующий в Береге Слоновой Кости, Нигере, Бенине, Габоне и ЦАР [28].

Если учесть, что в соответствии с данными Международного Телекоммуникационного Союза (табл. 1), уровень проникновения услуг сотовой и в особенности фиксированной телефонной связи в этих странах намного ниже, чем в ОАЭ, а количество потенциальных пользователей телекоммуникационных услуг намного больше, то можно говорить о значительном потенциале роста клиентской базы ETISALAT, способствующем ее превращению из оператора, хотя и обладающего высоким уровнем экспертизы, но обслуживающего небольшой по размерам рынок ОАЭ, в значимого игрока на международном рынке телекоммуникационных услуг.

Таблица 1

Услуги сотовой и телефонной связи

Название Население Количество Количество Количество

страны страны пользователей услуг пользователей услуг пользователей

к 2010 г. сотовой телефонной фиксированной интернета

[41] связи на 100 жителей телефонной связи на 100 жителей

[36] на 100 жителей [34] [35]

Бенин 9 212 56,33 1,42 2,24

Габон 1 501 93,11 1,80 6,70

Египет 84 474 66,69 12,42 20,04

Нигер 15 891 17 0,43 0,76

Нигерия 158 259 47,24 0,92 28,43

Судан 43 192 36,29 0,88 9,94

Танзания 45 040 39,94 0,40 1,55

ЦАР 4 506 3,8 0,27 0,51

ОАЭ 4 707 232,07 33,95 82,15

Источники: ITU (2009) ITC indicators data/ UN Population Department (2008) World Population Prospects Data Base

Сектор переработки энергоносителей

В области переработки энергоносителей на стадии реализации в 2010 г. находился только один проект, осуществлявшийся компанией Dubai Natural Resources World Nigeria (DNRWN), созданной в 2008 г. при участии правительства Нигерии. Реализация первого проекта в секторе переработки энергоносителей именно в Нигерии во многом закономерна. Нигерия является самым крупным экспортером нефти в регионе. По данным Статистического отдела ООН (UNSD), на 2007 г. обьем ее экспорта оценивался в 105,737 млн т. Она возглавляет четверку ведущих нефтедобывающих стран Африки, страны которой обеспечивают 75% общей нефтедобычи континента [42]. В области добычи газа Нигерия также является членом ведущей четверки, обеспечивающей добычу 95% извлекаемого из недр Африки природного газа, занимая в ней второе место после Алжира [43]. При этом мощность нефтеперерабатывающих предприятий Нигерии составляет 22,528 млн т, т.е. всего около 20% от общего обьема добываемой в стране нефти [44]. Принимая во внимание тот факт, что Нигерия, как и практически все остальные страны Африки, страдает от отсутствия достаточного количества квалифицированных кадров и современных технологий, можно предположить наличие у Нигерии значительного интереса к развитию отношений со странами, способными предоставить недостающие технологии и проводить инвестиции в этот важный сектор экономики.

Сектор сельского хозяйства

В рамках политики осуществления стратегии продовольственной безопасности правительство Абу Даби приобрело в Судане ряд фермерских угодий, где планируется начать производство сельскохозяйственной продукции к концу 2009 г. [37]. Инвестиции в сельскохозяйственный сектор Судана, Марокко и Алжира занимается эмиратский холдинг Al Qudra [20]. Готовится соглашение между Министерством сельского хозяйства Египта и эмиратской компанией Janan о приобретении 42 000 га сельскохозяйственной земли в Египте [38].

При этом нужно отметить, что, по данным FAO (табл. 2), Судан и Алжир входят в первую десятку африканских стран по размерам пригодных для ведения

сельского хозяйства земель, значительный процент которых уже орошается, а что касается Египта, то это единственная страна в Африке, где орошаются 100% сельскохозяйственных угодий.

Таблица 2

Размеры сельскохозяйственных угодий по странам Африки

Название страны Размер с.-х. земель в 1000 га

Судан 136,773

ЮАР 99,378

Нигерия 78,500

Ангола 57,590

Чад 49,330

Мозамбик 48,800

Сомали 44,027

Нигер 43,515

Алжир 41,252

Мадагаскар 40,843

Источник: FAO Data [3]

Приоритетность Судана в программах сельскохозяйственных инвестиций ОАЭ можно объяснить не только наличием в стране самого большого фонда пригодных для ведения сельского хозяйства земель, но также доступом к водным ресурсам Нила, относительной географической близостью к ОАЭ и отсутствием ограничений на экспорт сельскохозяйственной продукции, существующих в ряде стран, в частности, в Египте. Видимо, определенную роль в активном развитии этого сотрудничества играет и ограниченность доступа Судана к ресурсам и технологиям стран ЕС и США, в которых Судан, как и большинство стран африканского континента, достаточно остро нуждается для модернизации сельскохозяйственного сектора.

Сектор строительства и недвижимости

В секторе строительства и недвижимости ведущую роль в зарубежных инвестициях играют дубайские девелоперские компании. На настоящий момент в африканских странах на разных ступенях реализации находятся следующие проекты, осуществляемые компаниями EMAAR и SAMA Dubai:

— EMAAR Misr: Uptown Cairo — Египет; Marassi — Египет; Cairo Gate — Египет; New Cairo City — Египет [25];

— EMAAR Morocco: Bahia Bay — Марокко; Amelkis II — Марокко; Oukai-meden — Марокко; Saphira — Марокко; Tinja — Марокко [26];

— Sama Dubai: Amwaj Rabat — Марокко; Mediterranean Gates — Тунис;

— Emirates International Investment Company: Dunia park — Алжир:

— Al Maabar: Bled el Warda — Тунис;

— Bukhatir Group: Sports city — Тунис [39].

Как следует из вышеизложенного, практически отсутствуют проекты в области строительства и недвижимости с участием ОАЭ в африканских странах, располагающихся южнее Сахары. С одной стороны, это объясняется доминированием китайских строительных компаний в этом регионе, а с другой, невозможностью реализовать в африканских странах модель предпродажи недвижимости до начала строительства для обеспечения финансирования проекта, типичную для девелоперских компаний стран Персидского залива.

Сектор портфельных инвестиций

В секторе портфельных инвестиций ведущую роль играют абудабийские структуры, что вполне объяснимо, если принять во внимание тот факт, что именно в Абу Даби находятся основные нефтяные месторождения ОАЭ и, соответственно, именно здесь концентрируется основная доля нефтяных доходов. Основной организацией, отвечающей в Абу Даби за зарубежные инвестиции, является Abu Dhabi Investment Authority (ADIA), которая была создана в 1976 г. с целью заменить Комитет финансовых инвестиций, отвечавший ранее за эту деятельность.

На настоящий момент инвестиционный портфель ADIA в африканских странах включает структуры, приведенные в табл. 3.

Таблица 3

Инвестиции ADIA в африканские страны

Название компании Страна регистрации компании Доля участия ADIA в капитале

Bank de Tunisie et des Emirats Тунис 38,90%

Arab Intenational Bank Египет 25%

Joint Arab Investment Corp/ Египет —

EFG-Hermes Holding Египет 8,65%

Источник: Zawaya Marketing [32].

Другой, недавно созданной инвестиционной структурой в Абу Даби, является компания Mubadala. Ее инвестиционный портфель также включал ряд инвестиций в Африке, которые приведены в табл. 4 [30].

Таблица 4

Инвестиции Mubadala в африканские страны

Название компании Страна регистрации Доля участия Mubadala

компании в капитале

Shell oil exploration Algeria Алжир 20%

Occidental oil exploration operation in Lybia Ливия 10%

Hdjret Ennouss Independent Power Project Алжир 25,5%

Guinea Alumina refinery Гвинея 8,33%

ETISALAT Nigeria Нигерия 30%

Beni Saf Aluminium smelter Алжир —

Инвестиции ИРИ в африканских странах

Исламская Республика Иран (ИРИ) с момента своего создания (1979 г.) стремилась расширить политические и экономические отношения с неприсоединившимися странами, включая государства африканского континента в рамках попыток экспорта исламской революции и противостояния с США. В период 1980— 1990-х гг. отношения ИРИ с африканскими странами развивались преимущественно на двусторонней основе и не имели системного характера — в условиях строительства исламской республики страна заново выстраивала отношения с внешним миром.

Ситуация заметно изменилась с переходом Тегерана к политике «диалога цивилизаций» (1999—2005 гг.). На этот процесс серьезное влияние оказала эскалация администрацией США международного давления на Иран в 2000-х годах под предлогом предотвращения доступа ИРИ к ядерным технологиям, что поставило

иранское руководство перед необходимостью получения более широкой поддержки среди развивающихся стран для предотвращения полной международной изоляции. Естественным направлением этих усилий стали страны африканского континента. Однако о формировании собственно африканского вектора внешней политики ИРИ стало возможным говорить только с 2005 года, когда президентом ИРИ стал Махмуд Ахмадинежад. На этом новом этапе, осознавая важность наличия экономической составляющей в политических усилиях для их успеха, ИРИ в период 2005—2010 гг. заключила целый ряд соглашений с африканскими странами по реализации различных проектов сотрудничества. В результате такого подхода доля африканских проектов в инвестиционном портфеле Иранской компании зарубежных инвестиций (IFIC) к 2010 году составила 22% [29]. Как и в случае с ОАЭ, проекты ИРИ в африканских государствах были связаны с основными секторами экономики страны, включая нефтегазовую промышленность, автомобилестроение, сельское хозяйство, химическую промышленность, фармацевтику, строительство и зарождающуюся атомную энергетику.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На 2010 год ситуация с развитием торговли и инвестициями ИРИ в африканские страны выглядела следующим образом.

Сектор автомобильного и тракторного производства

Несмотря на то, что Иран подписал целый ряд протоколов и соглашений о постройке сборочных автомобильных и тракторных производств с Угандой, Зимбабве и Сенегалом, в настоящее время реализованы два проекта. В Сенегале запущено сборочное производство седанов Саман, завершающая фаза которого, согласно заявлению управляющего компанией Iran Khodro, будет введена в строй в июле 2010 года [33]. В апреле 2010 г. в Зимбабве была запущена тракторосборочная линия [19]. Более низкая продажная цена собранных в Сенегале автомобилей, по сравнению с ценой на иранском рынке, позволяет предположить наличие значительной дотационной составляющей в этом проекте и как следствие — его политическую направленность.

Нефтегазовый сектор

В период с 2007 по 2010 гг. ИРИ подписала меморандумы о постройке нефтеперерабатывающих заводов в Зимбабве и Сенегале, а также модернизации нефтеперегонного завода в Эритрее [5; 6]. Принимая во внимание тот факт, что вышеупомянутые нефтеперегонные заводы предполагалось строить под поставки иранской нефти, предоставляемой этим странам по льготным ценам, проект скорее можно отнести к области экономической помощи, чем к экономически оправданным инвестициям.

В 2008 г. Иранская оффшорная инженерно-строительная компания (IOEC) получила подряд от Нигерийской компании Kaztec Engineering на проведение инженерно-строительных работ при проведении газопровода Calabar [18]. Этот проект носит уже коммерческий характер и отражает стремление компаний и организаций ИРИ принимать участие в нефтегазовых проектах стран Африки. Однако вследствие относительно незначительного размера и значимости, он не может считаться прорывом ИРИ на этот рынок.

Сектор сельского хозяйства

В сельскохозяйственном секторе Ираном к 2010 г. были подписаны соглашения о сотрудничестве со следующими африканскими странами: с Сенегалом — о сотрудничестве в проведения исследований по выведению новых культур, исследовании почв и обучении специалистов в области сельского хозяйства [13]; с Коморскими островами — о сотрудничестве в области сельского хозяйства и рыболовства [4]; с Танзанией — об открытии представительства Сельскохозяйственного джихада [9], а также сотрудничестве в области животноводства и рыборазведения [14]; с Тунисом — меморандум по расширению сотрудничества в области рыболовства, включая обмен экспертами и проведение совместных исследовательских программ [8].

Кроме информации о заключении соглашений доступные автору источники не упоминают о реализации конкретных проектов в рамках заключенных соглашений.

Необходимо отметить, что все вышеупомянутые страны не отличаются значительным потенциалом с точки зрения осуществления крупных рентабельных проектов в этой области вследствие относительно незначительных размеров пригодных для ведения сельского хозяйства земель. Этот факт в совокупности с отсутствием у ИРИ серьезных проблем с обеспечением продовольственной безопасности позволяет говорить скорее о стремлении ИРИ оказывать содействие африканским странам в области сельского хозяйства с целью получения политических выгод, чем об инвестициях в их традиционном понимании.

Сектор энергетики

В области энергетики руководство ИРИ рассматривает реализацию проектов по производству электроэнергии в Сенегале, Судане, Танзании, Гамбии, Алжире и Нигерии, где, по сообщению Deutsche Welle, рассматривается вариант постройки атомной электростанции [2].

На настоящий момент единственный проект, имеющий конкретные очертания, это проект в Судане с объемом инвестиций в 130 млн долл. США [7]. Учитывая высокую капиталоемкость подобных проектов, их технологическую сложность и ресурсоемкость, представляется маловероятным, что в условиях мирового экономического кризиса ИРИ удастся реализовать даже Суданский проект.

Портфельные инвестиции

Портфельные инвестиции, осуществляемые Иранской Компанией Зарубежных Инвестиций (IFICO) на африканском континенте, в основном ограничиваются компаниями, создаваемыми для автомобильных и тракторных производств. Исключение составляет Суданская Телекоммуникационная компания Судатель.

Строительно-индустриальный сектор

Руководство ИРИ подписало протоколы о взаимодействии по следующим проектам: создание химического завода в Сенегале; постройка цементного завода в Алжире; создание водоочистительного комплекса в Судане; строительство 30 000 домов для малоимущих слоев в Нигерии [17], а также строительство за-

вода по производству вакцин в Судане [10]. Необходимо ответить, что невысокий технологический уровень большинства создаваемых производств, а также их передача после завершения под управление местного персонала, не обладающего необходимым уровнем технических и управленческих навыков, не может обеспечить их долгосрочную эксплуатацию.

Сектор туризма

В области туризма ИРИ подписала протоколы о развитии сотрудничества с Тунисом, Ливией, Кенией и Зимбабве [11; 12; 15; 16]. Отсутствие у ИРИ высокого уровня экспертизы в реализации инфраструктурных туристских проектов, а также тот факт, что ИРИ, наряду с Тунисом, Ливией, Кенией и Зимбабве, относится к странам, не имеющим значительной внешней составляющей в области туризма, специализирующихся на приеме туристов из других стран, сложно говорить о каких-либо значительных перспективах развития иранских инвестиций в этом направлении.

Таблица 5

Инвестиционные проекты ОАЭ и ИРИ в странах Африки

Страна Телекомму-ника-ции Транспорт и логистика Туризм Переработка энергоносителей и энергетика Сельское хозяйство Строительство и недвижимость Автомобильное и тракторное производство Портфельные инвестиции

Алжир ОАЭ* ИРИ ИРИ ОАЭ

Гвинея ОАЭ

Джибути ОАЭ ОАЭ

Египет ОАЭ ОАЭ ОАЭ ОАЭ

Зимбабве ИРИ ИРИ

Кения ИРИ

Коморские острова ОАЭ ИРИ

Ливия ИРИ ОАЭ

Мозамбик ОАЭ ОАЭ

Марокко ОАЭ ОАЭ ОАЭ

Нигерия ОАЭ ОАЭ ОАЭ/ ИРИ ИРИ ОАЭ

Сенегал ОАЭ ОАЭ ИРИ ИРИ ИРИ ИРИ

Судан ОАЭ ИРИ ОАЭ/ ИРИ ИРИ ИРИ

Руанда ОАЭ

Танзания ОАЭ ОАЭ ИРИ

Тунис ИРИ ИРИ ОАЭ ОАЭ

ЮАР ОАЭ

Эритрея ИРИ

Сводные данные по инвестиционным проектам ОАЭ и ИРИ в Африке, приведенные в табл. 5, позволяют сделать следующие выводы.

Совпадение инвестиционного интереса ОАЭ и ИРИ проявляется в странах, которые обладают как значительным потенциалом экономического развития, так и политическим влиянием в регионе. Различие в секторах инвестиций говорит о разном инвестиционном потенциале и возможностях этих двух стран и о различии в задачах и приоритетах их инвестиционной политики.

ОАЭ, признаваемая страной с одним их самых высоких уровней конкурентоспособности на Ближнем Востоке [46. С 13], стремится обеспечить ведущие позиции в высокотехнологичных секторах, обладающих значительным потенциалом развития, и где ОАЭ имеет явные конкурентные преимущества. Об этом свидетельствует следующее: получение концессий на управление морскими портами на африканском континенте, концентрация инвестиций в зарубежную туристскую инфраструктуру в Южной Африке, которая занимает первое место на континенте по общему доходу от туризма [40. С 60], а также получение лицензий на предоставление телекоммуникационных услуг в африканских странах, имеющих значительный потенциал роста пользователей. Это позволяет отнести инвестиции ОАЭ в африканских странах к кластерной модели, опирающейся на развитие соответствующих секторов экономики ОАЭ. При этом нужно отметить, что реализация этой модели укрепляет положение ОАЭ как одного из мировых транзитных центров, повышает вес и значимость ОАЭ как на Африканском континенте, так и на международной арене в целом, что можно считать основной задачей инвестиционной политики ОАЭ на этом этапе.

Наблюдаются определенные аналогии с нынешней политикой Китая в африканских странах, где значительную роль играет обеспечение участия китайских компаний в инфраструктурных проектах, а также создание специальных зон экономического сотрудничества в Африке, призванных служить трамплинами для закрепления китайских компаний на африканском и китайском рынках [1].

Инвестиции ИРИ сосредоточены в секторах с выраженной социальной направленностью и, скорее, имеют характер экономической помощи, предоставляемой в обмен на политическую поддержку политики ИРИ на международном уровне, прежде всего в вопросе развития ядерной энергетики, чем инвестиций в их традиционном понимании. Особенно явно это проявляется в отношении стран, тесно связанных с ИРИ политически и, зачастую, также находящихся в изоляции на международном уровне, таких как Зимбабве, Судан и Эритрея. При этом размер инвестиций определяется, в первую очередь, уровнем поддержки оказываемой политике ИРИ, а не экономической целесообразностью. Это позволяет отнести инвестиционную политику ИРИ к модели, основанной на политических и идеологических приоритетах, в которой экономическая рентабельность не играет ведущей роли. Безусловно, по мнению руководства ИРИ использование этой модели способствует решению задач, которые оно относит к категории стратегических. Однако нерациональная трата ресурсов, являющаяся следствием такого подхода, с одной стороны, не способна обеспечить долгосрочное влияние ИРИ в этих странах, а, с другой, ведет к ослаблению экономики ИРИ и таким образом может способствовать смене режима, как это продемонстрировал опыт СССР.

В целом, заметные результаты, достигнутые ОАЭ и ИРИ в области развития отношений со странами Африки в течение 2000-х гг., показывают эффективность найденного внешнеполитического инструментария, в котором инвестиционная политика играет ключевую роль. Успешность «открытых» ОАЭ и «закрытой» ИРИ на африканском континенте только подчеркивает правильность найденного алгоритма развития взаимодействия с государствами Африки.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Brautigam D. Africa's Eastern Promise, What the West Can Learn From Chinese Investment in Africa, Foreign Affairs, Published by the Council on Foreign Relations, 05.01.2010 // http://www.foreignaffairs.com/articles/65916/deborah-brautigam/africa%E2%80%99s-eastem-promise?page=2

[2] Chimbelu, Chiponda. Iran makes inroads in parts of Africa. DW-World.DE, 28.02.2010 // http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5257032,00.html

[3] FAO Data. Agricultural Area, 2007 http://data.un.org/Data.aspx?d=FAO&f=item-Code%3a6610

[4] Farrar-Wellman A. Comoros — Iran Foreign Relations. Iran Tracker, March 2, 2010 // http://www.irantracker.org/foreign-relations/comoros-iran-foreign-relations

[5] Farrar-Wellman A. Eritrea — Iran Foreign Relations. Iran Tracker, January 17, 2010 // http://www.irantracker.org/foreign-relations/eritrea-iran-foreign-relations

[6] Farrar-Wellman A. Senegal — Iran Foreign Relations. Iran Tracker, March 2, 2010 // http://www.irantracker.org/foreign-relations/senegal-iran-foreign-relations

[7] Farrar-Wellman A. Sudan — Iran Foreign Relations, January 17, 2010 // http://www.irantracker.org/ foreign-relations/sudan-iran-foreign-relations

[8] Farrar-Wellman A. Tunisia — Iran Foreign Relations. Iran Tracker, May 9, 2010 // http://www.irantracker.org/foreign-relations/tunisia-iran-foreign-relations

[9] Fars News Agency. Iran to Help Development of Tanzania, Zanzibar Agriculture,

13.05.2009 // http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8802230449

[10] Fars News Agency. Iran to Launch Vaccine-Production Plant in Sudan, 06.04.2010 // http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8901171055

[11] Fars News Agency. Iran, Kenya Ink MoU on Tourism, 17.11.2007 // http://english.farsnews.com/ newstext.php?nn=8608260578

[12] Fars News Agency. Iran, Libya Sign Cooperation Agreements, 27.12.2007 // http://english.farsnews.com/ newstext.php?nn=8610060220

[13] Fars News Agency. Iran, Senegal Sign 4 Agreements on Agricultural Cooperation,

03.02.2010 // http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8811140840

[14] Fars News Agency. Iran, Tanzania Ink Agreement on Economic Cooperation, 17.01.2010 // http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8810270673

[15] Fars News Agency. Iran, Tunisia Review Cooperation, 15.01.2009 // http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8710260956

[16] Fars News Agency. Iran, Zimbabwe Ink MoU on Tourism Cooperation, 27.01.2009 // http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8711081377

[17] Fars News Agency. Iran. Nigeria: FHA, Iran to Build 30,000 Homes, 06.09.2009 // http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8706161407

[18] Fars News Agency. Nigeria to Partner Iran on Gas Exploration, 13.08.2008 // http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8705231052

[19] Fars News Agency. Zimbabwean Firm Waiting for first Tractor CKD Cargo from Iran, 28.05.2008 // http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8703081128

[20] Ferris-Lay, Claire. AI Qudra to invest in 400,000 hectares of land, Arabian Business.com,

09.07.2008 // http://www.arabianbusiness.com/529117-al-qudra-to-invest-in-40000-hectares-of-land

[21 ] http://allafrica.com/stories/200802191140.html

[22] http://www.adpc.ae/adpc/index-4.html

[23] http://www.dubaiworldafrica.com/website/content/partners.html

[24] http://www.dubaiworldmedia.net/

[25] http://www.emaar.com/index.aspx?page=emaarinternational-misr

[26] http://www.emaar.com/index.aspx?page=emaarinternational-morocco

[27] http://www.eprop.co.za/news/article.aspx?idArticle=9908

[28] http://www.etisalat.com./index.jsp?lang=en&type=channel&currentid=5c78e15c0b56a010V gnVCM1000000a0a0a0a_&parentid=ed38800d1f52a010VgnVCM1000000a0a0a0a

[29] http://www.ifi-co.com/index.php?page=5

[30] http://www.mubadala.ae/en/category/about-mubadala/investments

[31 ] http://www.nakheel.com/en/search?search_results_query=africa&move=search

[32] http://www.zawya.com/searchEngine/default.cfm?q=adia

[33] Iran Khodro Industrial Group News Website. IKCO Develops Overseas plants.21.03.2010 // http://news.ikco.com%2fEN%2fNews.aspx%3fdocID%3d11180

[34] ITU. ITC statistics. Fixed Telephone Lines, 2009// http://www.itu.int/ITU-D/icteye/Reporting/ ShowReportFrame.aspx?ReportName=/WTI/MainTelephoneLinesPublic&ReportFormat= HTML4.0&RP_intYear=2009&RP_intLanguageID=1&RP_bitLiveData=False

[35] ITU. ITC statistics. Internet: users, total subscriptions, broadband subscriptions, 2009 // http://www.itu.int/ITU-D/icteye/Reporting/ShowReportFrame.aspx?ReportName=/WTI/ InformationTechnologyPublic&ReportFormat=HTML4.0&RP_intYear=2009&RP_ intLanguageID=1&RP_bitLiveData=False

[36] ITU. ITC statistics. Mobile Cellular Subscriptions, 2009// http://www.itu.int/ITU-D/icteye/ Reporting/ShowReportFrame.aspx?ReportName=/WTI/CellularSubscribersPublic&Report Format=HTML4.0&RP_intYear=2009&RP_intLanguageID=1&RP_bitLiveData=False

[37] Reuters. FACTBOX-Foreign forays into African farming. 20.03.2009 // http://www.reuters.com/article/idUSLK10422520090320

[38] Sarmad Khan. Janan to lift farm holding in Egypt. The National Newspaper, online,

05.08.2009 http://www.thenational.ae/apps/pbcs.dll/article?AID=/20090805/BUSINESS/708 059946/1005

[39] Spotlight falls on North Africa. National Newspaper, online, 07.07.2008 // http://www.thenational.ae/article/20080707/BUSINESS/516403706/1137

[40] UN Economic Commission for Africa. African Union. Economic Report on Africa 2008: African ad the Monterrey Consensus: Tracking Performance and Progress, Adis Abeba, 2008 // http://www.uneca.org/era2008/ERA2008Full.pdf

[41] UN Population Department. World Population Prospects Data Base. Total Population ^mbined (thousands), 2008 // http://data.un.org/Data.aspx?d=PopDiv&f=variableID%3a12

[42] UN Statistics Department. Energy Statistics Data Base, Crude Petroleum, 2007 // http://data.un.org/Data.aspx?d=EDATA&f=cmID%3aCR

[43] UN Statistics Department. Energy Statistics Data Base, Natural Gas ( including LNG), 2007 // http://data.un.org/Data.aspx?d=EDATA&f=cmID%3aNG

[44] UN Statistics Department. Energy Statistics Data Base, Total Refinery Output, 2007 // http://data.un.org/Data.aspx?d=EDATA&f=cmID%3aNG

[45] United Arab Emirates Ministry of Foreign Trade. Economic News Bulletin, 2009, No 17 // http://www.moft.gov.ae/images/releasesen/143.pdf

[46] World Economic Forum. Global Competitiveness Report. 2008—2009, Geneva // http://www.weforum.org/documents/gcr0809/index.html

[47] World Economic Forum. Global Competitiveness Report. 2009—2010, Geneva // http://www.weforum.org/pdf/GCR09/GCR20092010fullreport.pdf

COMPARATIVE ANALYSES OF THE UAE AND THE IRI INVESTMENT POLICY IN AFRICAN COUNTRIES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.K. Voronkov

Theory and History of International Relations Chair Peoples" Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article focuses on comparative analyses of the investment policy of the UAE and the IRI in African countries in a context of foreign policy activities. The author examines the main approaches and methods practiced by the OAE and the IRI investment bodies for achieving success in Africa in various spheres of economy. The special attention is given to cluster principle of diversification strategy, which ensured the transformation of the OAE from a weakly developed country fully dependent on the export of oil into a state with a diversified economy.

Key words: Investment strategy, diversification strategy, cluster principle, investment models, tourism, transport, telecommunications, information technologies, construction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.