Научная статья на тему 'Возможности решения социальных проблем стран Африки на основе государственно-частного партнерства'

Возможности решения социальных проблем стран Африки на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
828
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКА / СТРАНЫ АФРИКИ ЮЖНЕЕ САХАРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СЕКТОР ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / AFRICA / SUB-SAHARAN AFRICA / SOCIAL INFRASTRUCTURE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / SECTOR OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATION / POWER INDUSTRY / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашкова Елена Владимировна, Морозенская Евгения Викторовна, Тамбо Талла Робер Херве, Калиниченко Людмила Николаевна

Статья посвящена государственно-частному партнерству (далее ГЧП) и тем возможностям, которое оно предоставляет развивающимся странам Африки в решении проблем социально-экономического развития. Авторы анализируют особенности и перспективы использования механизма ГЧП в Африке, прежде всего в сфере общественных услуг, для решения острых социальных проблем. ГЧП как концепция сотрудничества государства и частного сектора в общественно значимых областях обладает значительным потенциалом для развития социальной сферы. Ряд африканских государств уже признали высокую эффективность ГЧП и взяли этот метод на вооружение при решении таких проблем, как неразвитость инфраструктуры, отсталость социальной сферы, низкое качество коммунальных услуг на муниципальном уровне, бедность населения. Исследование показало, что африканский сектор информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) стал одной из основных областей использования модели ГЧП. Среди инфраструктурных проектов, осуществляемых в рамках ГЧП, немало проектов в электроэнергетическом секторе (особенно в Марокко и Египте). В настоящее время правительства африканских стран расширяют использование форм ГЧП для развития распределительной сети и строительства линий электропередач, а также освоения возобновляемых источников энергии (далее ВИЭ). В статье приводятся примеры использования в последнее время механизма ГЧП в различных сферах социальной инфраструктуры образования, здравоохранения, поддержания общественного порядка. В условиях общемировой тенденции по цифровизации рынка инфраструктурных услуг и повышения доступности информации африканские страны предпринимают шаги по созданию государственных электронных порталов с информацией о проектах ГЧП (например, в Нигерии и Гане при содействии Всемирного банка), а также рассматривают возможность принятия наднациональных (региональных) программ по поддержке подобных проектных инициатив с использованием электронных платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of solving social problems of African countries by means of public-private partnership

The article considers the possibilities of the public-private partnership (PPP) in solving social-economic problems of African countries. The authors analyze the features and perspectives of the PPP mechanism in Africa for solving urgent social problems primarily in the sphere of public services. PPP means state-business cooperation in the spheres that are important for the population’s living standards and has large potential for the social development. Some African counties has already recognized the high efficiency of PPP and use this method for solving such problems as lack of social infrastructure and social development, low quality of the public utilities and poverty. The authors argue that the main sphere of implementing the PPP projects in Africa is the sector of information and telecommunication (IT). The majority of PPP infrastructure projects are implemented in the power economy (especially in Morocco and Egypt). Today, the African governments expand the PPP projects to the power networks development and construction, and to the renewable energy sources exploitation. The article provides some recent examples of the PPP projects in different spheres such as the development of social infrastructure in Africa, including education, public health and maintenance of public order. Due to the global trend of the infrastructure services digitalization and extension of information accessibility, African states take steps for the creation of electronic information portals for the PPP-projects (for example, in Nigeria and Ghana with the World Bank assistance). Moreover, there are all-regional programs introduced to support initiative projects with the electronic platforms.

Текст научной работы на тему «Возможности решения социальных проблем стран Африки на основе государственно-частного партнерства»

#

Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ

RUDN Journal of Sociology

2019 Vol. 19 No.2 244-260

http://journals.rudn.ru/sociology

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-2-244-260

Возможности решения социальных проблем стран Африки на основе государственно-частного партнерства*

Е.В. Пашкова2, Е.В. Морозенская1, Тамбо Талла Робер Херве2, Л.Н. Калиниченко1

'Институт Африки Российской академии наук ул. Спиридоновка, 30/1, Москва, Россия, 123001

2Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

(e-mail: lena_pashkova@mail.ru, evmorozen@mail.ru, tamboherve@yahoo.fr, kalinichenkolyudmila@mail.ru)

Статья посвящена государственно-частному партнерству (далее — ГЧП) и тем возможностям, которое оно предоставляет развивающимся странам Африки в решении проблем социально-экономического развития. Авторы анализируют особенности и перспективы использования механизма ГЧП в Африке, прежде всего в сфере общественных услуг, для решения острых социальных проблем. ГЧП как концепция сотрудничества государства и частного сектора в общественно значимых областях обладает значительным потенциалом для развития социальной сферы. Ряд африканских государств уже признали высокую эффективность ГЧП и взяли этот метод на вооружение при решении таких проблем, как неразвитость инфраструктуры, отсталость социальной сферы, низкое качество коммунальных услуг на муниципальном уровне, бедность населения. Исследование показало, что африканский сектор информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) стал одной из основных областей использования модели ГЧП. Среди инфраструктурных проектов, осуществляемых в рамках ГЧП, немало проектов в электроэнергетическом секторе (особенно в Марокко и Египте). В настоящее время правительства африканских стран расширяют использование форм ГЧП для развития распределительной сети и строительства линий электропередач, а также освоения возобновляемых источников энергии (далее — ВИЭ). В статье приводятся примеры использования в последнее время механизма ГЧП в различных сферах социальной инфраструктуры — образования, здравоохранения, поддержания общественного порядка. В условиях общемировой тенденции по цифровизации рынка инфраструктурных услуг и повышения доступности информации африканские страны предпринимают шаги по созданию государственных электронных порталов с информацией о проектах ГЧП (например, в Нигерии и Гане при содействии Всемирного банка), а также рассматривают возможность принятия наднациональных (региональных) программ по поддержке подобных проектных инициатив с использованием электронных платформ.

* © Пашкова Е.В., Морозенская Е.В., Тамбо Талла Робер Херве, Калиниченко Л.Н., 2019. Статья поступила в редакцию 25.06.2018 г.

Ключевые слова: Африка; страны Африки южнее Сахары; социальная инфраструктура; государственно-частное партнерство; сектор информационно-коммуникационных технологий; электроэнергетический сектор; цифровизация

В настоящее время тематика государственно-частного партнерства (ГЧП), являющегося эффективным методом социально-экономического развития в условиях ограниченности бюджетных средств, приобретает особую актуальность для стран Африки. Это связано, с одной стороны, с увеличением количества и расширением масштабов деятельности в них иностранных компаний из развитых и развивающихся стран, а, с другой стороны, с появлением у государств континента новых стратегий развития (на национальном, региональном и континентальном уровнях), существенное место в которых отводится задачам решения неотложных социальных проблем. Контракты ГЧП заключаются, как правило, между государством и компанией (национальной или иностранной) на конкурсной основе для реализации проектов в таких секторах, как транспорт, строительство дорог, аэропортов, морских портов, энергетических, водохозяйственных, телекоммуникационных и других, чаще всего коммунальных, объектов инфраструктуры. В последние годы к ним добавляются объекты социальной инфраструктуры — в сферах здравоохранения, образования, безопасности, центрального и муниципального управления и др.

Привлекательность данной формы деятельности для государства определяется возможностью выбрать компанию, предложившую наиболее выгодный проект и способную осуществить его в срок. Это позволяет африканским правительствам избегать избыточных финансовых расходов на всех стадиях реализации проектов ГЧП и их дальнейшей эксплуатации, т.е. сохранять ресурсы для решения насущных проблем, прежде всего социальных. Среди них — поддержка программ по развитию образования, здравоохранения (включая строительство больниц и обеспечение их оборудованием), создание новых рабочих мест — как в ходе сооружения новых объектов, так и для обеспечения их последующего функционирования, что нередко сопровождается профессиональным обучением местного персонала и передачей новых технологий. Все эти процессы хотя и требуют от государства финансовых, кадровых и надзорных усилий, способствуют в конечном счете преодолению бедности и повышению уровня жизни населения.

ГЧП — это сотрудничество двух основных субъектов экономических отношений — государственного и частного секторов, которое должно обладать следующими характеристиками: 1) предметом ГЧП является государственная и муниципальная собственность, а также услуги, оказываемые государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями и предприятиями; 2) ГЧП оформляется специальным договором; 3) ГЧП предполагает соинвестиро-вание государством и частными компаниями проекта и разделение рисков между всеми участниками; 4) проект ГЧП осуществляется, как правило, в течение определенного срока, закрепленного в договоре, по завершении проекта партнерство может быть продолжено на основе нового договора [2. С. 22].

С каждым годом все очевиднее, что ни центральные правительства, ни местные власти не могут удовлетворить растущий спрос на услуги собственными

силами и потому вынуждены искать поддержку частных хозяйственных структур. ГЧП является одним из наиболее перспективных способов решения данной проблемы, объединяя государственные и частные финансовые ресурсы, знания и опыт для обеспечения основными услугами населения страны.

ГЧП — альтернатива полной приватизации. Объединяя преимущества двух секторов, ГЧП обеспечивает, с одной стороны, социальную ответственность, сохранение окружающей среды и подотчетность обществу, а, с другой — приток капитала, технологий и управленческого опыта [11. С. 40—41]. Области применения ГЧП стремительно расширяются, развиваются и формы партнерств. Так, если концессионные соглашения первоначально применялись при сооружении автострад, в централизованном теплообеспечении, то сегодня они распространены в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, общественный транспорт. В ряде стран частные компании проектируют и строят больницы, школы и другие общественные объекты, а затем управляют ими [4. С. 42]. Среди основных факторов, способствующих формированию ГЧП, следует выделить локальные кризисы, наличие инициирующего партнерство лидера или другой стимул — например, инициативы международных финансовых институтов [10. С. 50].

Африканские страны проявляют растущий интерес к использованию механизма ГЧП с 2000-х годов. Чаще всего ГЧП воспринимается ими как новый инструмент эффективной координации действий для преодоления дефицита финансирования инфраструктурных проектов, попавших в первую волну приватизации в 1990-е годы. В современной Африке государственное регулирование экономики расширяется, прежде всего, в сфере внешнеэкономических связей, охватывающих международную торговлю, движение финансов, информационные потоки, трудовую миграцию. В условиях стабильной положительной динамики показателей экономического роста континента и благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых рынков, расширения местного предпринимательства и увеличения притока прямых иностранных инвестиций возникают новые импульсы для развития социальной и производственной инфраструктуры, в том числе на основе ГЧП.

Потенциал распространения ИКТ в Африке

В документе ООН «Цели устойчивого развития» на 2016—2030 годы информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) рассматриваются как двигатель развития и решения социально-экономических проблем развивающихся стран. Это направление нашло отражение и в долгосрочном плане ускоренного развития и технологического прогресса Африканского континента — «Повестке-2063», принятой в 2013 году всеми государствами — членами Африканского союза [1. С. 408—409].

За последние десятилетия ИКТ в Африке получили широкое распространение, что отразилось в основном на росте охвата населения мобильной телефонией, в меньшей степени — Интернетом (за исключением нескольких стран). Прослеживаемая в публикациях последних лет идея о необходимости «цифровой

революции» в африканских странах имеет под собой определенные основания, но только при выполнении следующих условий: разработка новых ИКТ-услуг; развертывание информационных сетей нового поколения, способных поддерживать большой поток данных; наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей рентабельность инвестиций и гарантирующей качество ИКТ-услуг для конечных потребителей.

Африканский рынок ИКТ стабилен и обладает значительным потенциалом роста, особенно с учетом высокой скорости проникновения мобильной телефонии. Самый динамичный сегмент рынка, обеспечивающий ежегодно около 30 млн новых пользователей мобильными телефонами — это молодежь в возрасте до 15 лет. Продажи телефонных аппаратов увеличились в 2016 году на 16%, а общая численность мобильных подписчиков достигла 85% всего населения (к 2021 году ожидается 100%) [24]. На решение потребителей приобрести более сложный телефон или смартфон влияют, во-первых, наличие мультимедийного содержания (особенно популярного среди молодых пользователей) и, во-вторых, возможность оплаты услуг посредством мобильного телефона.

Сдерживающим распространение смартфонов фактором является их цена, достаточно высокая по сравнению с уровнем доходов основной части населения. Поэтому крупные производители и поставщики смартфонов, такие как Microsoft (Nokia) (США) или Huawei и ZTE (Китай), стремятся снижать цены на продукцию до уровня 25 долларов США. В этом же направлении работают операторы (например, в ЮАР), агитирующие потребителей обменивать простые телефоны на более сложные, но недорогие смартфоны.

В Африке южнее Сахары (далее — АЮС) рынок ИКТ растет быстрее, чем в любом другом регионе мира. В АЮС к концу 2016 года насчитывалось 175 млн индивидуальных подписчиков, на которых приходилось 420 млн мобильных соединений, или почти 10% мировой мобильной абонентской базы. Эта доля растет, несмотря на то, что скорость проникновения мобильной связи в АЮС значительно ниже (43%) среднемирового показателя (65%) [17].

Что касается распространения Интернета, то, по данным Miniwatts Marketing Group (Internet World Stats), на долю Африки в конце 2017 года приходилось уже 10,9% общемирового количества пользователей (табл. 1). При этом только 21,8% населения континента имели доступ к мобильному Интернету, а к фиксированной сети высокоскоростного Интернета — всего 18% домохозяйств (рис. 1, 2). При этом сохраняются значительные различия между регионами континента, странами и районами внутри стран.

Таблица 1

Распространение Интернета в мире и Африке (на 31.12.2017 г.) [19]

Регион Население (чел.) Пользователи Интернета (чел.) Проникновение Рост 2000— 2018 % Интернет-пользователи %

Оценка 2018 г. % от мирового 31 дек. 2017 Скорость (%)

Африка 1 287 914 329 16,9 453 329 534 35,2 9 941 10,9

Мир 7 634 758 428 100 4 156 932 140 54,4 1 052 100

79,6

65,9

J

48,0

43,9

43,7

L. А

Европа СНГ ** Америка Мир Азия и Тихо- Арабские Африка

океанский госу-регион дарства

** http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/definitions/regions.aspx.html

Рис. 1. Индивидуальное использование Интернетом на 100 жителей, 2017 г. [28]

84,2

Европа СНГ ** Америка Мир Азия и Тихо- Арабские Африка

коикйеарнесгкииойн государства регион

** http://www.itu.int/en/ITU -D/Statistics/Pages/definitions/regions.aspx

Рис. 2. Доля домашних хозяйств, имеющих доступ в Интернет, %, по регионам [28]

Инвестиции в высокоскоростные сети (включая 14-ю запущенную в регионе в начале 2016 году сеть 4G) в сочетании со снижением стоимости смартфонов способствуют переходу пользователей на мобильный широкополосный доступ в Интернет, который должен составить две трети общей базы подключений к концу 2020 года [23]. По прогнозу Analysys Mason, к 2021 году в странах АЮС на мобильные услуги будет приходиться 86,2% (54,1 млрд долларов США) дохода от деятельности всего сектора телекоммуникаций, доля смартфонов среди теле-

фонных аппаратов возрастет до 39,8%, а на онлайн-видео будет приходиться 70% мобильного трафика (в настоящее время — 62%) [27]. Продолжающийся рост потребления данных, частично обусловленный спросом на онлайн-видео-контент, создает базу для надежного роста доходов операторов — с 6,4 млрд долларов США в 2015 году до более чем 27 млрд в 2021-м [16].

Таким образом, неоднородная потребительская структура населения, не полностью насыщенный рынок ИКТ и наличие базовой инфраструктуры обеспечивают рост и развитие сектора ИКТ в Африке, несмотря на разницу в структуре национального спроса и источниках его роста.

ГЧП в сфере ИКТ: влияние на уровень жизни африканского населения

Потенциал мобильной телефонной связи в Африке огромен, но полностью не используется, особенно в таких сферах, как здравоохранение (консультационные услуги, е-ЬеаШ), образование (дистанционное обучение, е-1еатт^) и транспорт. Данные направления активно развиваются в Нигерии и Кении, где скорость проникновения мобильной связи очень высока. Там же быстро набирают популярность платежи с помощью мобильных телефонов (мобильный банкинг, спрос на который является третьим по значимости источником роста рынка ИКТ) [7. С. 45; 8. С. 18].

Одним из важных следствий развития мобильной связи, влияющих на уровень жизни африканского населения, является уменьшение случаев искажения цен на товары и услуги, которое объясняется существенными межрегиональными ценовыми различиями. Так, фермер, назначая цену на выращенную им продукцию, часто не имеет информации о спросе и предложении на сельскохозяйственную культуру за пределами деревни. Это напрямую влияет как на уровень его доходов, так и на материальное положение покупателей его продукции. Как показало проведенное в Нигере исследование, использование мобильной связи для получения информации о ценах в других районах обеспечивает более высокий уровень доходов фермеров и качество жизни их семей [15].

Кроме того, развитие электронных коммуникаций позволяет расширять и интегрировать рынок, создавать новые рабочие места при помощи новых услуг, сокращающих расходы по сделке (мобильный платеж, получение информации посредством компьютера, телевизора или мобильного телефона). Это особенно важно для сельских жителей, которые могут осуществлять покупки через Интернет, получать свежую информацию из города, пользоваться услугами мобильного банкинга при оплате сделок [13]. Так, по данным Кенийского центрального банка, в IV квартале 2016 года в стране насчитывалось 32 млн пользователей мобильного банкинга (при населении более 44 млн). Суммарная стоимость транзакций, обслуживавших их 161 583 агентов составила 1,1 трлн долларов США (в том числе посредством главной мобильной денежной платформы страны М-Ре8а — 10,6 млрд) [9; 20].

Пять крупнейших африканских стран по числу интернет-пользователей (млн человек, на июнь 2017 года): Нигерия — 91,88 (население — 173,6); Египет — 34,8 (82,6); Кения — 31,99 (44,35); ЮАР — 28,58 (52,98); Марокко — 20,21 (33,01). За 2000—2017 годы доступ африканского населения к Интернету увеличился на 9941%, а количество новых пользователей превысило 453 млн. Лидерами по количеству пользователей Интернета среди африканских стран на 31 декабря 2017 года стали: Алжир (18,58 млн), Гана (10,11), Египет (49,231), Кения (43,329), Мали (12,48), Марокко (22,567), Нигерия (98,391), Судан (11,816), Танзания (23), Уганда (19), Эфиопия (16,437) и ЮАР (30,815) [17]. Расширение сферы применения Интернета в развитии социальной инфраструктуры может способствовать ускорению экономического и социального развития африканских стран.

Сфера ИКТ является одновременно и производственным сектором, пополняющим ВВП страны, и сервисной отраслью, обслуживающей основные сферы социальной и хозяйственной деятельности. Нынешнее опережение Африкой других развивающихся регионов по темпам развития ИКТ происходит, по большей части, благодаря использованию механизма ГЧП. Его высокая эффективность в решении таких проблем, как неразвитость инфраструктуры, отсталость социальной сферы, низкое качество коммунальных услуг на муниципальном уровне, бедность населения, уже признана целым рядом африканских государств. Со своей стороны, частные инвесторы убедились в прибыльности африканского сектора ИКТ, ставшего одной из основных областей использования ГЧП (см. табл. 2).

Анализ приведенных данных позволяет сделать следующие выводы:

— за 1994—2016 годы было реализовано 26 проектов в секторе ИКТ с общим объемом инвестиций 2705,895 млн долларов США;

— лидером является Нигерия, осуществившая 7 крупных телекоммуникационных проектов, в том числе 2 — в партнерстве с компаниями из США и Нидерландов (по типу ГЧП они относятся к контрактам на управление и Build-Own-Operate, BOO — «строительство—владение—эксплуатация», в рамках которых проектная компания осуществляет строительство (или ремонт/реконструкцию) и эксплуатацию объекта;

— второе место — у Ганы (3 проекта), Сомали (3) и Танзании (4), суммарный объем инвестиций, в которые составил 747,575 млн долларов США, а также проекты строительства подводных оптико-волоконных систем с участием зарубежных компаний в Сомали и Танзании (контракт на управление и ВОО);

— третье место занимает группа из восьми стран, которым удалось реализовать по 1—2 телекоммуникационных проекта, — Джибути, Египет, Эфиопия, Кения, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, Судан и Уганда. Общий объем инвестиций в проекты ИКТ составил 1305,12 млн долларов США (контракты на управление и ВОО);

— ряд телекоммуникационных проектов реализован на основе ГЧП с участием международных компаний — французских (в Эфиопии), американских (в Гане, Нигерии, Танзании), из ОАЭ (в Судане), голландских (в Нигерии) и др. На этом рынке в Кении и Нигерии работают и африканские компании (национальные или мультинациональные), прежде всего из ЮАР (в Судане и Уганде).

250 СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Таблица 2

Проекты ГЧП в секторе ИКТ [26]

Страны Проекты Годы Инвестиции (млн долл.) Участники соглашения

Джибути DARE submarine broadband cable 2016 140 Somtel Telecom, Golis Telecom, другие, Hormud Telecom Somalia

Египет Nile Phone 1998 0,2 Landis & Gyr

2002 60 Landis & Gyr

Menatel 1998 10

2002 40

2004 Другие 53%

2007

2008

Эфиопия Ethio Telecom 2010— 2014 France Telecom (100% / Франция)

Гана Ghana Telecom 2003— 2005 Telenor (Норвегия)

ACG Telesystems (Westel) 1997 10,1 Western Wireless International

1998 2 (56% / США)

Capital Telecom 1996 32 Capital Telecom

2003 0,275

Кения DARE submarine broadband cable 2016 140 Somtel Telecom, Golis Telecom, другие, Hormud Telecom Somalia

Нигерия Intercellular Nigeria 2003 12 Intercellular (30% / Нигерия),

2004 Sudatel Group (70% / Судан)

2005

EM International Systems 1998 10 EM International Systems

1999 8,6 (100% / Нигерия)

ZOOMmobile 2002 Reliance Telecom (Reltel)

(RelTel Wireless) 2008 2010 2013 (100% / Нигерия)

2005 22,5

2003 145

2000 27

Nigerian Telecommunica- 2003 Pentascope Groep

tions Ltd (Nitel) (100% / Нидерланды)

MTS First Wireless 2004 MTS Inc. (... / США)

2003 121

Multilinks 1997 22 Telkom SA Limited

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 35 (75% / Южная Африка)

2002 30

2009 180

2003—

2008

2010—

2014

Intercellular Nigeria 1998 18 Intercellular (30% / Нигерия),

1999 10,4 Sudatel Group (70% / Судан)

2000 11,7

Сейшель- Telecom Seychelles Ltd. 1997 25 Bharti Airtel Limited

ские 2005 8,32 (70% / Индия),

острова 2010 2014 Jiwanjee Currimjee (30% / Маврикий)

2011 0,8

Сьерра- Sierratel 2012— MDIC (100% / Ливан)

Леоне 2014

Окончание таблицы 2

Страны Проекты Годы Инвестиции (млн долл.) Участники соглашения

Сомали NationLink Telecom 2001 — 2014 Somali Telecom Group (100% / Сомали)

Telecom Somalia 2001 Другие (100% / ...)

DARE submarine 2016 140 Somtel Telecom,

broadband cable Golis Telecom, другие, Hormud Telecom Somalia

Судан Kanartel 2004 159 Emirates Telecommunications Cor-

2005 100 poration (Etisalat) (89% / ОАЭ)

Танзания DARE submarine broadband cable 2016 140 Somtel Telecom, Golis Telecom, Others, Hormud Telecom Somalia

Tigo Tanzania (former 2012 144

Mobitel) 2011 107

2008 150

2004 7,7

1999 4,3

1994 1,8

2005,

2006,

2013,

2014

Jupiter Communications 1996 0,2 Equity Investment Management

Adesemi Tanzania Ltd. 1996 5 African Communications Group

1998 3 (75% / США), Computer Corporation of Tanzania (25% / Танзания)

Уганда MTN Uganda 1999 33,8 MTN Group

2001 42,7 (96% / Южная Африка)

2007 70

2009 251

2011 113

2013 54,5

2014 56,8

Отмеченные тенденции связаны в большой мере с тем, что сектор ИКТ характеризуется быстрой сменой технологий, требующей значительных объемов финансирования, которыми африканские государства не располагают. Развитие рынка ИКТ невозможно без существенных инвестиций в распространение сетей нового поколения (4G, LTE), способных поддерживать высокие скорости и большие объемы передачи информации. В связи с этим следует подчеркнуть возрастающую роль международных компаний в развитии телекоммуникационной инфраструктуры африканских стран как фактора дополнительного источника финансирования и управления.

Использование ГЧП для развития социальной инфраструктуры в Африке

Доступ к электроснабжению является одним из приоритетных условий экономического и социального развития беднейших стран мира. По данным Программы ООН по окружающей среде (UNEP), в Африке около 600 млн сельских жите-

лей не имеют доступа к сетевой электроэнергии (из них 99,6% — в Африке южнее Сахары). Доступ к источникам электроэнергии в странах региона варьируется от 3% в Бурунди до 100% на Маврикии. В 30 странах этот показатель составляет от 11% до 39%, а в 10 странах — менее 10%, и их шансы обеспечить население электроэнергией в ближайшие два десятилетия невелики. По оценкам Международного энергетического агентства, для полного подключения к электроэнергии необходимо 756 млрд долларов США, т.е. ежегодные инвестиции в сумме 36 млрд в 2010—2030 годы. Уровень электрификации в сельских районах Субсахарской Африки не превышает 10%, в то время как в развивающихся странах в целом этот показатель увеличился в последние годы до 50% [3].

Общий объем государственно-частных инвестиций в сфере электроэнергетики в Африке достиг в 2010-е годы 39 млрд долларов США. Значительно опередила по этому показателю другие страны континента ЮАР, на втором месте — Марокко, далее — Египет, Гана, Замбия, Кения, Нигерия (табл. 3).

Таблица 3

Государственно-частные инвестиции в электроэнергетическом секторе Африки, 2010—2017, млн долларов США [26]

Страна 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Всего

Алжир 30,3 30,3

Буркина Фасо 45,3 45,3

Ботсвана 104 104

Габон 234 134 368

Гана 360 440 440 900 752 2 892

Египет 314,7 276 106 2 386,4 3 083,1

Замбия 239 1 610 8 300 59 2 738

Кабо Верде 80 120 200

Камерун 342 342

Кения 169,7 360 527 764 1 820,7

Кот-д'Ивуар 5,5 5,5 50 350 269 679,1

Мали 136,4 136,4

Маврикий 69,5 69,5

Марокко 342,8 1 880 1 438 2 623 1 900 220 8 403,8

Мозамбик 98,7 200 357 655,7

Намибия 51,4 51,4

Нигерия 407,3 880 70 1 357,3

Руанда 16 142 12 24,1 362 556,1

Сенегал 22 337 114,2 75,5 113,9 662,6

Сьерра-Леоне 30 30

Танзания 134,1 134,1

Уганда 30 34 45,4 64 19,3 192,7

Эфиопия 120 120

ЮАР 6 5 718,6 3 941,7 3 932,4 779,4 14 378,1

В Марокко и Египте среди инфраструктурных проектов в рамках ГЧП в 1990— 2017 годы преобладал электроэнергетический сектор. В Марокко в этой сфере действовало 15 проектов (из 20 проектов ГЧП), в Египте — 31 из 52. При этом объем финансирования этих проектов в Марокко превысил 15 млрд долларов США, или 75% общего объема всех ГЧП, в то время как в Египте этот показатель составил более 4 млрд, или 42%. Среди форм ГЧП в этих странах преобладают проекты нового строительства (greenfield projects) и контракты на управление и арендные договоры (management and lease contracts).

В развивающихся странах важным рычагом преодоления бедности и стимулом развития экономики является освоение возобновляемых источников энергии (далее — ВИЭ). Некоторые проекты электростанций на основе ГЧП в Африке работают с использованием ВИЭ (например, солнечная станция Уарзазат в Марокко, гелио-установки норвежской корпорации Scotec Solar и ветровая ферма Рас Гариб в Египте, высокотехнологичные ТЭС с низким уровнем выбросов углекислого газа, такие как Сафи в Марокко и Сиди Крир в Египте). Среди партнеров, принимающих участие в финансировании проектов, фигурируют Abu Dabi National Energy, ACWA Power International (Саудовская Аравия), Solar Millennium (Германия), Alcazar Capital Ltd (Дубай), Gamesa Electric (Испания) и ряд других.

В Гане, Замбии и Кении в 1990—2017 годы также преобладали проекты ГЧП в области электроэнергетики — как по числу, так и по объему инвестиций, тогда как в Нигерии их было лишь 7 из 49 (2,6 млрд долларов США из общего объема инвестиций в 12 млрд). Все эти страны (кроме Ганы), а также страны Северной Африки применяют обычно контракты на строительство и эксплуатацию производственных мощностей в течение срока, указанного в договоре [6. С. 168; 5. С. 194]. В Гане проекты включают целый ряд эффективных, преимущественно газотурбинных, станций в районе Темы и Такоради, в Кении — развитие геотермальной (Олкариа геостанция) и ветровой (Туркана и Нгонг фермы) энергетики, Замбия привлекает инвестиции в гидроэнергетику (ГЭС Кафуэ Джордж, Итежи-Тежи и др.), использование солнечной энергии и угля (Маамба ТЭС), а Нигерия — в освоение углеводородных ресурсов (ТЭС Эдо, Окрай, Эгбин). В инвестиционном процессе на основе ГЧП участвует целый ряд компаний Китая (Shenzen Electric, Sinohydro), Южной Кореи (Korea Electric Power), Австралии (Quantum Power Ltd, Endeavour Energy), США (First Solar, American Capital Energy & Infrastructure), ЮАР (Industrial Development Corp.), Израиля (Ormat Turbines Ltd) и др. [26].

В настоящее время правительства африканских стран стремятся к расширению использования форм ГЧП для развития распределительной сети и строительства линий электропередач (ЛЭП), исходя из того, что каждые два из трех домо-хозяйств в Африке не имеют доступа к современным источникам электроэнергии, а протяженность ЛЭП на континенте в расчете на душу населения — самая низкая в мире. По оценкам экспертов, для создания современной высоковольтной электросети Африке необходимы ежегодные инвестиции в размере от 3,2 до 4,3 млрд долларов США на период до 2040 года. Для решения этих задач необходимы частные инвестиции.

Ряд африканских стран — Камерун, Мали, Сенегал, Габон, Кот-д'Ивуар — уже используют такие формы ГЧП, как концессии и сдача объектов в аренду для изыскания необходимого финансирования. Для подключения к электросетям населенных пунктов, обеспечения электроэнергией домохозяйств, уличного освещения, мельниц, водяных насосов и ирригационных установок, школ, больниц, телекоммуникаций необходимо создание собственных мощностей по производству PV-установок, что снизит стоимость энергообъектов. В Эфиопии, например, в 2013 году был введен в строй завод по производству солнечных панелей производительностью 20 МВт, построенный совместно эфиопским государственным предприятием МЕТЕС и частными компаниями Sky Energy International и Spire Corporation [14].

Большое значение для преодоления бедности, отсталости и отказа от вырубок лесов на топливо в развивающихся странах имеет ряд проектов UNEP, GEF и CIF по размещению пилотных фотовольтаических установок в отдаленных населенных пунктах, программ внедрения печей для приготовления пищи энергоэффективной конструкции и МГЭС, что позволит расширить доступ беднейшей части африканского населения к современным источникам энергии [21].

В качестве наглядных примеров использования ГЧП в разных сферах социальной инфраструктуры можно привести реализацию в последнее время таких проектов, как строительство студенческого общежития Университета Ганы, строительство в Нигерии новой региональной больницы, сооружение и эксплуатация двух тюрем в ЮАР. Так, соглашение с Университетом Ганы о строительстве новых зданий для факультета философии и педагогических наук по модели ГЧП подписала в июле 2015 года международная компания Africa Integras, специализирующаяся на инвестициях в инфраструктуру. Для реализации этого проекта, где впервые в Африке применяется ГЧП с государственным университетом, Africa Integras инвестировала 64 млн долларов США в строительство, 25-летнюю эксплуатацию и передачу объекта заказчику по схеме BOT. В рамках проекта, поддержанного также частной инвестиционной корпорацией Overseas, к 2017 году были построены первые объекты — студенческое общежитие и жилье для преподавателей [25].

В Нигерии к реализации ГЧП по строительству, оснащению и восьмилетней эксплуатации новой федеральной больницы в Калабаре — столице штата Кросс-Ривер (общая стоимость проекта — около 37 млн долларов США) правительством штата были привлечены: UCL Healthcare Services Ltd, международный консорциум в составе Utopian Healthcare Consulting (США), Cure Hospital Management Services (США), Cuningham Group (США), консультантов Совместного партнерства (Нигерия), ITB Nigeria Limited (Нигерия), HealthFore Technologies (Индия) и Simed International (Нидерланды). Задача больницы, работающей с 2015 года, — предоставление доступной и отвечающей международным стандартам медицинской помощи жителям штата. По окончании концессионного периода в 10 лет объект будет передан под управление правительства [18].

В 2000 году правительство ЮАР подписало 25-летние концессионные соглашения в формате ГЧП с американскими компаниями Bloemfontein и Louis Trichardt (на 245 и 259 млн долларов США соответственно) на строительство двух максимально безопасных тюрем в Блумфонтейне и Луи Трихардте (Махадо). Функционирующие в полном объеме с 2002 года тюрьмы находятся в эксплуатации у Geo Group — одной из двух крупнейших компаний США, управляющих

исправительными учреждениями в ряде стран мира [22].

***

Мировая практика показывает, что применение механизмов ГЧП дает государствам возможность ускорить социально-экономическое развитие и быстрее подняться вверх в международных рейтингах конкурентоспособности, являющихся интегральной оценкой развитости страны. Для стран с высоким уровнем конку-

CONTEMPORARY SOCIETY: THE URGENT ISSUES AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT 255

рентоспособности характерно наличие способной генерировать доходы институциональной системы, стабильной макроэкономической среды, современной инфраструктуры, высококачественных систем здравоохранения и образования. Открытость рынка и развитая финансово-банковская система создают базис для быстрого внедрения инноваций, способствующих повышению уровня жизни населения.

Количество проектов, реализуемых с использованием механизмов ГЧП, исчисляется тысячами. На сегодняшний день законодательные нормы, предусматривающие взаимодействие государства с частными инвесторами и операторами, существуют более чем в 120 странах с разным общественным и государственным устройством. При этом основная часть проектов ГЧП представлена муниципальными контрактами на обеспечение инфраструктурными услугами населения. Однако одной из основных проблем остается недостаточное финансирование инфраструктуры — производственной и социальной. Наряду с увеличением затрат на инфраструктуру на национальном и региональном уровнях все более значимая роль, особенно в перспективных проектах, отводится частному капиталу и ГЧП. В последнее время формируются новые подходы, такие как инфраструктурное планирование, государственная поддержка инфраструктурных инвестиций, дополнительная институционализация сферы ГЧП, пересмотр правового обеспечения ГЧП. В ряде развивающихся стран все шире применяется в качестве основного механизма возврата частных инвестиций плата за доступность услуг (в отличие от механизма прямого сбора), распространяется инфраструктурный экспорт [12].

Важнейшей тенденцией последнего времени стала цифровизация рынка инфраструктурных услуг и повышение доступности информации. Первые шаги в этом направлении делают многие страны, в том числе африканские. Например, в Нигерии и Гане при содействии Всемирного банка были запущены государственные электронные порталы для раскрытия информации о проектах ГЧП — по сути, официальная база проектных и реализуемых инициатив. В настоящее время в Африке прорабатывается вопрос о создании наднациональной программы поддержки проектных инициатив. Возрастание роли цифровизации на наднациональном уровне проявляется и в запуске инициатив по предпроектной поддержке посредством создания электронных платформ. В 2017 году Фонд предпроектной поддержки инфраструктурных проектов, созданный в рамках программы Африканского союза НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки»), предложил создать региональный электронный информационный хаб для продвижения инфраструктурных проектов на всей территории континента.

Библиографический список

[1] Африка: современные стратегии экономического развития. М., 2016.

[2] Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство и бюджетный процесс в России // Международная научно-практическая конференция «Современный мегаполис: успехи и проблемы ГЧП в России и Германии». М., 2015.

[3] Доклад о человеческом развитии-2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. Нью-Йорк, 2012.

[4] Иванова В.Н., Иванов В.С. ГЧП в инновационном развитии региона и предприятий. М., 2014.

[5] Калиниченко Л.Н. Новые стратегии развития энергетического сектора в странах Африки южнее Сахары // Африка: современные стратегии экономического развития. М., 2016.

[6] Калиниченко Л.Н. Проблемы развития энергетики Ганы // Гана: 60 лет независимости. М., 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Матвеева Н.Ф. Сотовая связь в Африке: кенийский вариант // Азия и Африка сегодня. 2014. № 1.

[8] Морозенская Е.В., Маценко И.Б. Возможности экономического развития Африки в условиях новой промышленной революции и перспективы мобильного банкинга // Вестник Академии (МосАП при правительстве Москвы). 2018. № 1.

[9] Новикова З.С. Мобильные технологии в странах Восточной Африки — новые возможности для экономического роста // Ученые записки Института Африки РАН. 2018. № 2.

[10] Пашкова Е.В., Тамбо Т.Р.Х. Государственно-частное партнерство в странах Африки: цели и условия развития, факторы устойчивости и основные характеристики // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2016. № 1.

[11] Пашкова Е.В., Тамбо Т.РХ. Государственно-частное партнерство и стратегии социально-экономического развития стран Африки // Африка: современные стратегии экономического развития. М., 2016.

[12] Рекомендации по реализации проектов ГЧП в субъектах РФ // http://pppcenter.ru/assets/ files/presentations/GChP-Recommend_web.pdf.

[13] Mbiti I., Weil D.N. Mobile Banking: The Impact of M-Pesa in Kenya. National Bureau of Economic Research. Working Paper 17129, June 2011.

[14] Scaling-Up Renewable Energy Program. Ethiopia Investment Plan. Ministry of Water and Energy. January, 2012.

[15] Aker J.C. Information from markets near and far: Mobile phones and agricultural markets in Niger // American Economic Journal: Applied Economics. 2010. Vol. 2. No. 3.

[16] All Africa-2017. Mobile subscriptions hit 1 billion soon // http://allafrica.com/stories/ 201704110831.html.

[17] GSMA: The mobile economy Sub-Saharan Africa. 2017 // https://www.gsmaintelligence.com/ research/?file=7bf3592e6d750144e58d9dcfac6adfab&download.

[18] IFC Advisory Services in Public-Private Partnerships // https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/ 5668b20040c913338d3b9d5d948a4a50/PPPStories_Nigeria_CrossRiverHospital.pdf?Mod= ajperes.

[19] Internet World Stats, 2017 // https://www.internetworldstats.com/stats1.htm.

[20] Kenyan Central Bank 2017: Mobile Payments // https://www.centralbank.go.ke/national-payments-system/mobile-payments.

[21] Linking up: Public-Private Partnerships in Power Transmission in Africa // http://www.worldbank.org/en/topic/energy/publication/linking-up.

[22] ScottM.C. Private prison REITs released hearonearth. 2017 // https://hearonearth.wordpress.com/ tag/mangaung-maximum-security-private-prison.

[23] Statista: Number of internet users in selected countries in Africa as of June 2017 // https://www.statista.com/statistics/505883/number-of-internet-users-in-african-countries.

[24] International Data Corporation (IDC) — Smartphone sales slow in Africa while feature phones remain resilient. 2017 // https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prCEMA 42378517&pageType= printfriendly.

[25] University of Ghana Signs Landmark $64MM USD PPP Investment Contract with Africa Integras. 2015 // https://www.ug.edu.gh/news/university-ghana-signs-landmark-64mm-usd-ppp-investment-contract-africa-integras.

[26] World Bank: Private Participation in Infrastructure Projects Database // http://ppi.worldbank.org.

[27] Yaici K, Martusewicz-Kulinska J. Sub-Saharan Africa telecoms market: interim forecast update 2016—2021 // http://www.analysysmason.com/ResearchContent/Regional-forecasts-/SSA-interim-forecast-Mar2017-RDRK0-RDDG0/#08%20March%202017.

[28] https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx.

DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-2-244-260

Possibilities of solving social problems

of African countries by means of public-private partnership*

E.V. Pashkova2, E.V. Morozenskaya1, Tambo Talla Rober Herve2, L.N. Kalinichenko1

'Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences Spiridonovka St., 30/1, Moscow, Russia, 123001 2RUDN University (Peoples' Friendship University of Russia) Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198 (e-mail: lena_pashkova@mail.ru, evmorozen@mail.ru, tamboherve@yahoo.fr, kalinichenkolyudmila@mail.ru)

Abstract. The article considers the possibilities of the public-private partnership (PPP) in solving social-economic problems of African countries. The authors analyze the features and perspectives of the PPP mechanism in Africa for solving urgent social problems primarily in the sphere of public services. PPP means state-business cooperation in the spheres that are important for the population's living standards and has large potential for the social development. Some African counties has already recognized the high efficiency of PPP and use this method for solving such problems as lack of social infrastructure and social development, low quality of the public utilities and poverty. The authors argue that the main sphere of implementing the PPP projects in Africa is the sector of information and telecommunication (IT). The majority of PPP infrastructure projects are implemented in the power economy (especially in Morocco and Egypt). Today, the African governments expand the PPP projects to the power networks development and construction, and to the renewable energy sources exploitation. The article provides some recent examples of the PPP projects in different spheres such as the development of social infrastructure in Africa, including education, public health and maintenance of public order. Due to the global trend of the infrastructure services digitalization and extension of information accessibility, African states take steps for the creation of electronic information portals for the PPP-projects (for example, in Nigeria and Ghana — with the World Bank assistance). Moreover, there are all-regional programs introduced to support initiative projects with the electronic platforms.

Key words: Africa; Sub-Saharan Africa; social infrastructure; public-private partnership; sector of information and telecommunication; power industry; digitalization

References

[1] Afrika: sovremennie strategii ekonomicheskogo razvitiya [Africa: Modern Strategies of Economic Development]. Moscow; 2016 (In Russ.).

[2] Varnavsky V.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i byudjetny protsess v Rossii [Public-private partnership and budgetary process in Russia]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya

* © E.V. Pashkova, E.V. Morozenskaya, Tambo Talla Rober Herve, L.N. Kalinichenko, 2019.

The article was submitted on 25.06.2018.

konferentsiya "Sovremenny megapolis: uspekhi i problemy GChP v Rossii i Germanii". Moscow; 2015 (In Russ.).

[3] Doklad o chelovecheskom razvitii 2011. Ustoychivoe razvitie i ravenstvo vozmozhnostey: luchshee budushchee dlya vsekh [Human Development Report 2011. Sustainability and Equity: A Better Future for All]. New York; 2012 (In Russ.).

[4] Ivanova V.N., Ivanov V.S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v innovatsionnom razvitii regiona i predpriyaty [Public-private partnership in the innovative development of the region and enterprises]. Moscow; 2014 (In Russ.).

[5] Kalinichenko L.N. Novie strategii razvitiya energeticheskogo sektora v stranah Afriki yujnee Sahary [New strategies for energy sector development in Sub-Saharan Africa]. Afrika: sovre-mennie strategii ekonomicheskogo razvitiya. Moscow; 2016 (In Russ.).

[6] Kalinichenko L.N. Problemy razvitiya energetiki Gany [Problems of Ghana's energy development]. Gana: 60 let nezavisimosti. Moscow; 2017 (In Russ.).

[7] Matveeva N. Sotovaya svyaz v Afrike: keniysky variant [Mobile connection in Africa: The Case of Kenya]. Asia and Africa Today. 2014; 1 (In Russ.).

[8] Morozenskaya E., Matsenko I. Vozmojnosti ekonomicheskogo razvitiya Afriki v usloviyah novoy promyshlennoy revolutsii i perspektivy mobilnogo bankinga [African economies under the new industrial revolution and the mobile banking prospects]. Vestnik Akademii. 2018; 1 (In Russ.).

[9] Novikova Z.S. Mobilnie technologii v stranah Vostochnoy Afriki — novie vozmojnosti dlya ekonomicheskogo rosta [Mobile technologies in East African countries — new possibilities for the economic growth]. Journal of the Institute for African Studies. 2018; 2 (In Russ.).

[10] Pashkova E.V., Tambo T.R.H. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v afrikanskih stranah: tseli i usloviya razvitiya, factory ustoychivosti i osnovnie harakterictiki [Public-private partnership in African countries: Goals and conditions of development, factors of sustainability and basic characteristics]. RUDN Journal of Economics. 2016; 1 (In Russ.).

[11] Pashkova E.V., Tambo T.R.H. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i strategii socialno-eko-nomicheskogo razvitiya afrikanskih stran [Public-private partnership and strategies of the social-economic development of African countries]. Afrika: sovremenniye strategii ekonomicheskogo razvitiya. Moscow; 2016 (In Russ.).

[12] Rekomendatsii po realizatsii proektov GChP v sub'ektah Rossiyskoy Federatsii [Recommendations for the Realization of the PPP-projects in the Regions of the Russian Federation]. http://pppcenter.ru/assets/files/presentations/GChP-Recommend_web.pdf (In Russ.).

[13] Mbiti I., Weil D.N. Mobile Banking: The Impact of M-Pesa in Kenya. National Bureau of Economic Research. Working Paper 17129, June 2011.

[14] Scaling-Up Renewable Energy Program. Ethiopia Investment Plan. Ministry of Water and Energy. January, 2012.

[15] Aker J.C. Information from markets near and far: Mobile phones and agricultural markets in Niger. American Economic Journal: Applied Economics. 2010: 2 (3).

[16] All Africa-2017. Mobile subscriptions hit 1 billion soon. http://allafrica.com/stories/ 201704110831.html.

[17] GSMA: The mobile economy Sub-Saharan Africa. 2017. https://www.gsmaintelligence.com/ research/?file=7bf3592e6d750144e58d9dcfac6adfab&download.

[18] IFC Advisory Services in Public-Private Partnerships. https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/ 5668b20040c913338d3b9d5d948a4a50/PPPStories_Nigeria_CrossRiverHospital.pdf?Mod= ajperes.

[19] Internet World Stats, 2017. https://www.internetworldstats.com/stats1.htm.

[20] Kenyan Central Bank 2017: Mobile Payments. https://www.centralbank.go.ke/national-payments-system/mobile-payments.

[21] Linking up: Public-Private Partnerships in Power Transmission in Africa. http://www.worldbank.org/en/topic/energy/publication/linking-up.

[22] Scott M.C. Private prison REITs released hearonearth. 2017. https://hearonearth.wordpress.com/ tag/mangaung-maximum-security-private-prison.

[23] Statista: Number of internet users in selected countries in Africa as of June 2017. https://www.statista.com/statistics/505883/number-of-internet-users-in-african-countries.

[24] International Data Corporation (IDC) — Smartphone sales slow in Africa while feature phones remain resilient. 2017. https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=prCEMA 42378517&pageType=printfriendly.

[25] University of Ghana Signs Landmark $64MM USD PPP Investment Contract with Africa Integras. 2015. https://www.ug.edu.gh/news/university-ghana-signs-landmark-64mm-usd-ppp-investment-contract-africa-integras.

[26] World Bank: Private Participation in Infrastructure Projects Database. http://ppi.worldbank.org.

[27] Yaici K., Martusewicz-Kulinska J. Sub-Saharan Africa telecoms market: interim forecast update 2016—2021. http://www.analysysmason.com/Research/Content/Regional-forecasts-/SSA-interim-forecast-Mar2017-RDRK0-RDDG0/#08%20March%202017.

[28] https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.