Научная статья на тему 'Сравнительный анализ инструментальных средств проектирования систем электронной коммерции для предприятий'

Сравнительный анализ инструментальных средств проектирования систем электронной коммерции для предприятий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1610
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ инструментальных средств проектирования систем электронной коммерции для предприятий»

©И.В. Исаева, 2008-2009

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

И.В. Исаева

В настоящее время в мире закладываются основы новой информационной экономики, которые характеризуются такими дефинициями, как «электронная коммерция» и «электронный бизнес».

В научной экономической литературе наблюдаются разночтения в толковании понятий «электронный бизнес» и «электронная коммерция».

О.А. Кобелев характеризует электронную коммерцию как предпринимательскую деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными 1.

И.Т. Балабанов определяет электронный бизнес как совместные действия бизнес-процесса в лице бизнесмена посредством автоматизированного средства связи по обмену информацией2.

Бизнес в области электронной коммерции содержит как общие, так и специальные характеристики, отличающие его от других видов деятельности. Благодаря методам ведения бизнеса в электронном пространстве границы традиционного бизнеса расширились, и появилась возможность ведения бизнеса в глобальной сети Интернет.

Внедрение систем электронной коммерции имеет неоспоримые преимущества: уменьшение издержек предприятия, ускорение обмена данными, уменьшение бумажной работы. Эти показатели варьируются в зависимости от про-

граммного обеспечения (далее - ПО). Поэтому одним из основных вопросов успешного развития электронного бизнеса является выбор программного обеспечения для реализации систем электронного бизнеса на предприятии.

Ввиду изменений внешней среды функционирования предприятия, вызванных бурным развитием информационных технологий, ему необходимо перестроить свою деятельность с учетом новых методов ведения бизнеса. Адаптация возможна посредством создания электронного представительства, новых каналов сбыта и реализации моделей электронной коммерции.

Начальным этапом реализации этих моделей является создание информационного представительства сторонними разработчиками или силами программистов компании.

Раскроем термин «информационное представительство компании» и его основные характеристики.

Информационное представительство -web-сайт, наполненный динамическими или статическими страницами, предоставляющий клиентам необходимую информацию, отражающий продукты компании, также управляющий транзакциями покупок и обеспечивающий обратную связь и статистический учет. И самым критическим моментом при создании сайта является вопрос о выборе программного обеспечения для реализации и обеспечения его функционирования.

Одним из вариантов комплексного решения является разработка своего собственного программного обеспечения. Этот подход требует участия множества специалистов в области Интернет, обладающих определенным опытом программирования на специализированных языках - HTML, Java и др. Большинство компаний предпочитают вкладывать средства в коммерческий программный продукт.

Сегодня на рынке имеются десятки продуктов, варьирующиеся по цене. Такие компании, как «IBM» и «Microsoft» и множество более мелких компаний-разработчиков, например, «iCat» и «Vision Factory», создают электронно-коммерческие программы для предприятий любой структуры и любого размера. В ряде случаев не требуется покупать программное обеспечение -можно просто арендовать сайт и программы у компании, предоставляющей хостинг.

Другие продукты ориентированы на полнофункциональное решение, представляют собой набор инструментов, предполагающий дополнительное самостоятельное программирование. При выборе ПО целесообразно учитывать уровень онлайновых операций. Ряд продуктов, таких как «Net.Commerce» фирмы «IBM», спроектированы таким образом, что могут обслуживать увеличивающийся объем транзакций. Другие (как правило, менее дорогие и более простые в использовании) разработаны для работы на сайтах с низким трафиком.

В рамках данного исследования целесообразно проанализировать основные бизнес-решения, направленные на внедрение систем электронной коммерции.

Существует множество решений в области электронного бизнеса.

Компании с мировым именем активно ведут свои разработки в исследуемой области. Компания «Oracle» предлагает продукт «Oracle E-Business Suit» - комплекс приложений для предприятия, необходимый для успешного внедрения электронной коммерции. Программный продукт включает в себя следующие модули: взаимоотношения между клиентами; финансовый модуль; модуль управления человеческими ресурсами; логистика; производство; маркетинг; продажи и т. д.

Модуль «Продажи» («Oracle Sales») позволяет: эффективно управлять продажами ис-

пользуя оптимизированные инструменты; координировать продажи через все каналы: прямые продажи, через телефон или web; уменьшает издержки; продлевать отношения с клиентами путем автоматизации цепочки продаж.

Архитектура «Oracle Sales» предлагает глобальное развертывание, эффективную и надежную доставку информации в реальном времени любому пользователь планеты.

«Oracle Sales» является частью интегрированного комплекса «Oracle E-Business Suit».

Продукция другой компании - «Sap» уже достаточно известна на российском рынке IT и зарекомендовала себя определенным образом. Одна из компаний российской нефтяной индустрии НК «Лукойл» успешно внедряет на своих нефтеперерабатывающих предприятиях интегрированную систему «Sap R3». Продукт «Sup» в области развития электронного бизнеса на предприятии - «Управление взаимоотношениями с клиентами: электронная коммерция» является дополнительным каналом сбыта, который способствует повышению продуктивности и созданию добавленной стоимости, а также гарантирует более оперативные поставки клиентам.

Решение «Управление взаимоотношениями с клиентами» предоставляет надежную платформу для организации электронной коммерции, которая позволяет использовать Интернет в качестве рентабельного канала сбыта и помогает выстраивать отношения с предприятиями и потребителями.

Благодаря использованию такого полностью интегрированного канала, как Интернет, решение «Управление взаимоотношениями с клиентами» позволяет повысить эффективность работы подразделений сервиса и продаж и одновременно сократить операционные издержки. Функции электронной коммерции, реализованные в решении «Управление взаимоотношениями с клиентами», позволяют компаниям увеличить доход и долю рынка, укрепить имидж компании и брэндов, повысить уровень обслуживания клиентов, сократить затраты на продажи и поддержку. Благодаря максимально эффективному использованию инвестиций в информационные технологии решение «Управление взаимоотношениями с клиентами» приводит к сокращению общей стоимости владения IT-инфраструктурой.

Решение «Управление взаимоотношениями с клиентами» предоставляет возможности для реализации функций электронной коммерции, поддерживает процессы, направленные на формирование спроса и повышение лояльности клиентов с помощью средств сети Интернет, позволяет персонализировать работу с клиентами за счет удобного и индивидуального взаимодействия через web-интерфейс и оперативного доступа ко всей необходимой информации. С помощью web-канала сбыта компании могут при незначительных затратах получать дополнительную прибыль:

• электронные продажи. С помощью решения весь процесс продаж можно реализовать через Интернет. Клиенты получают персонализированные, интерактивные и простые в использовании функции продаж и функции самообслуживания через Интернет. Кроме того, решение позволяет оптимизировать операции продаж и выполнения заказов, а также реализовать сквозные процессы от поступления заказа до момента его оплаты;

• электронный сервис. Решение располагает усовершенствованными средствами для предоставления клиентам сервиса с помощью самообслуживания через Интернет. Клиенты получают удобный доступ к необходимой информации: от проверки статуса заказа и отслеживания его исполнения до поиска в базе часто задаваемых вопросов (FAQ) и репозитарии решений проблем. Эти функции позволяют клиентам выполнять задания, связанные с обслуживанием, например, создавать запрос сервисных визитов и регистрировать рекламации.

• электронная аналитика. Решение обеспечивает регистрацию операций клиента, что позволяет определить, каким образом клиенты используют web-магазин. Интеграция этой информации с системой отчетности по продажам предоставляет полную картину покупательского поведения. Решение ориентировано на предприятия

крупного масштаба, с какими имеет обыкновение работать «Sup».

В отличие от «Sup», компанией «IBM» предлагается новое программное обеспечение для разработки сайтов электронной коммерции

и решение для порталов на базе Linux, ориентированное на малый и средний сегмент рынка. «IBM» развивает свой портфель предложений и программ, специально разработанный для клиентов сегмента среднего бизнеса (компаний с количеством сотрудников от ста до тысячи). Портфель будет состоять из нового оборудования, программного обеспечения, сервисов и решений, которые будут поставляться под торговой маркой «Express». «IBM» уже выпустила несколько программных продуктов «Express», включая «WebSphere Application Server Express», «DB2 Express» и «WebSphere Portal Express».

Новые программные продукты в портфеле «WebSphere Express»: «WebSphere Commerce Expres» (программное обеспечение для создания и управления сайтами электронной коммерции) и «WebSphere MQ Express» (создание связей между различными приложениями для организации совместного использования информации).

«IBM» реализует ряд специально разработанных для среднего бизнеса сервисов, включая внедрение программных продуктов, поддержку инфраструктуры и управление сервисами как часть портфеля «IBM Global Services Express». Будут предлагаться сервисы внедрения на основе хостинга или с фиксированными ценами вместе с ISV-партнерами на рынке среднего бизнеса, включая «JD Edwards» и другими стратегическими партнерами «IBM».

Компания «Microsoft» также предлагает свое решение в области электронной коммерции - серверную технологию «Microsoft Site Server 3.0 e-Commerce Solution»: построение решений электронной коммерции на основе архитектуры «Intel».

Рассматриваемый продукт обеспечивает определенным набором инструментов для создания web-сайта: «Active Server Pages»; «Component Object Model»; «Order Processing Pipeline».

Еще одним продуктом «Microsoft» является «Microsoft Dynamics solutions», который позволяет клиентам, поставщикам, бизнес-партнерам общаться в масштабах реального времени.

Бизнес-порталы обеспечивают ориентированные на web-бизнес-решения. С помощью сайтов, построенных на экстранете, множе-

ство задач поддается более эффективному управлению: создание и согласование заказов; доступ к информации и управление; отчетность компании; более легкое общение и уменьшение потока электронной почты; планирование производством и запасами.

Используя возможности бизнес-портала «Microsoft Dynamics», клиент может: заказывать продукцию прямо со склада; просматривать необходимую информацию о продукте; отслеживать статус заказа; просматривать и загружать необходимую документацию; получать информацию о скидках.

Другие же разработчики программных продуктов в части электронного бизнеса ориентируются на решения для потребителей.

Другая крупная компания международного рынка разработки систем электронной коммерции - «АйТи» не так давно представила технологию «SmartCity» - комплексное решение на основе применения смарт-карт с использованием концепции электронного «кошелька», являющееся вместе с тем платформой для разработки множественных приложений и инструментарием для системных интеграторов.

Еще один программный продукт компании «ALEE Sail» - «ALEE Interactive Business Solutions» ориентирован на создание и поддержку недорогих e-commerce-проектов, разработку решений для поддержки электронной коммерции, автоматизации бизнес-процессов компании на основе интернет-технологий. Продукт ориентирован по большей части на предприятия малого бизнеса.

Компания «Алтер-Вест» - системный интегратор и разработчик программных продуктов в области Интернет-технологий. Система управления содержанием (контентом) «CMS UlterSuite» обеспечивает управление информационным сопровождением web-сайта персоналом без участия программистов и web-мастеров из любого места, подключенного к сети Интернет, при любой скорости соединения, не используя специального программного обеспечения и навыков программирования. Программный продукт для электронной коммерции и создания интернет-магазинов - «UlterShop» позволяет создать на сайте магазин электронной коммерции, организовать каталог товаров и услуг, подключить поиск, on-line оплату, новости, фо-

рум, конкурсы, конференции и интегрировать с«1С Предприятием».

Программный комплекс «BIS e-Shop» (готовое решение) представляет собой полнофункциональный Интернет-магазин. Web-интерфейс адаптирован на работу по любым браузерам, имеется функция сравнения товаров по харрак-теристикам. Управление интернет-магазином осуществляется через локальный клиент.

Компания «Веб 2000» предоставляет услуги по созданию сложных интерактивных программных систем для web-узлов. Основная ее специализация в настоящее время -создание решений для электронной коммерции. Компания имеет собственную технологию создания недорогих интернет-магазинов, эксклюзивную настройку под каждого заказчика. Широкий спектр возможностей для администратора магазина - изменение и добавление категорий, любые бухгалтерские и сопроводительные документы, виртуальный склад и многое другое. Подключение любых платежных систем осуществляется по желанию заказчика. Также обеспечивается хостинг и техническая поддержка.

«NAK Microware» предлагает разработку интернет-магазинов и систем доступа для сотрудников в режиме on-line к уже существующим на фирмах базам данных (DBase, FoxPro, Sybase, TopSpeed и др.).

«Online System Group», подразделение компании «Вимком-Оптик ТС», представляет интернет-магазин «OSG Webshop». Виртуальная торговая площадка, созданная на базе Web shop версии 1.3, предназначена для создания интернет-магазинов или торговых рядов с единой корзиной. Возможно подключение платежных систем, офисных учетных программ и т. п.

Компания «TopS» дает полный спектр решений в области интернет-торговли на базе программных продуктов компании «INTERSHOP Communications», одного из мировых лидеров среди поставщиков готовых интернет-магазинов и комплексных решений по электронной коммерции. Программные продукты компании -«INTERSHOP 3 Hosting Edition» и «INTERSHOP 3 Merchant Edition».

Еще одна российская компания «ТЭГ» предлагает свои услуги на рынке электронных продаж сектора В2С: установку, адаптацию

и сопровождение разработанного программного обеспечения для розничной торговли через Интернет (электронный магазин); интеграцию с существующими платежными системами; специализированные решения в области электронной коммерции и автоматизации бизнес-процессов.

Итак, рассмотренные программные продукты известных компаний-разработчиков в области электронной коммерции предлагают широкий выбор средств для внедрения электронной коммерции в двух секторах:

• потребительской электронной коммерции, которой является розничная торговля, когда компании предлагают продукты для немедленного приобретения (это отличает электронную коммерцию от сайтов, просто рекламирующих свои продукты);

• электронной коммерции для бизнеса, которая может включать в себя оптовые закупки и электронную передачу данных (платежи, счета, и т. д.) в рамках бизнес-партнерства.

Из представленного множества решений российских и зарубежных компаний-произво-дителей не все программное обеспечение для электронной коммерции призвано решать обе задачи, по крайней мере, не без дополнительного программирования и квалифицированного конфигурирования.

Подходящее программное обеспечение способствует облегчению функциональности. Многие продукты для электронной коммерции поставляются с примерами страниц каталога, которые можно многократно использовать, чтобы исключить повторение одних и тех же операций при их создании.

Выбор средств велик: от небольших разработок российских лидеров, разработки программного обеспечения в области ведения электронного бизнеса в сети Интернет до интегрированных систем электронных коммерций, разработанных крупнейшими мировыми компаниями «Microsoft Dynamics» от «Microsoft», «Oracle

E-Business» от «Oracle», решения «Sup» в области электронной коммерции.

Такие решения довольно многообразны и многогранны и могут быть подобраны, чтобы удовлетворить потребности бизнеса любого вида. Такие решения, как электронная закупка и электронная продажа, действительно могут повлиять на бизнес-компанию независимо от ее размера.

Прямые преимущества: снижение затрат; рост прибыли; улучшение продуктивности; автоматизация процесса закупки-продажи.

Косвенные преимущества: возможность перенаправить сэкономленные деньги на основные задачи бизнеса; улучшение уровня (обслуживания); доступ к большому количеству поставщиков в короткие сроки; улучшение менеджмента по обслуживанию покупателей; увеличение конкурентоспособности.

Стоимость интегрированных систем электронной коммерции достаточно высока, поэтому первой отраслью, готовой к внедрению систем электронной коммерции, является нефтегазовая.

Это обусловлено, как минимум, двумя факторами: представители отрасли - это богатые компании, способные приобретать серьезные дорогие интеллектуальные продукты; нефтяные компании сосредоточивают высококвалифицированный интеллектуальный персонал, который может оценить реальный экономический, социальный и рыночный эффект от внедрения систем электронной коммерции.

Таким образом, системы электронной коммерции играют организующую роль на рынке промышленной продукции, и ведущее слово здесь - за нефтяными компаниями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кобелев О А. Электронная коммерция : учеб. пособие / под ред. проф. С. В. Пирогова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 10.

2 Балабанов И. Т. Электронная коммерция. СПб. : Питер, 2001. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.