Разработка бизнес-приложений - в поисках «серебряной пули»
1 2
Карповский В. А. , Баканова Е. А.
2Карповский Владимир Александрович / Karpovsky Vladimir Aleksandrovich - кандидат технических наук, доцент; 2Баканова Евгения Александровна /Bakanova Eugenia Aleksandrovna - магистрант, кафедра управления и информатики в технических и экономических системах, факультет информационных технологий,
Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир
Аннотация: в статье рассматривается вопрос выбора оптимальных средств разработки бизнесприложений при подготовке специалистов по направлению «Прикладная информатика». Предлагается использовать среду быстрой разработки приложений Oracle Application Express, которая позволяет студентам создавать полноценные бизнес-приложения уже на втором курсе обучения.
Ключевые слова: разработка бизнес-приложений, среда быстрой разработки прикладного программного обеспечения, подготовка студентов, прикладная информатика, Oracle Application Express.
Чтобы успешно решать сложные задачи в различных предметных областях на основе современных информационных технологий, выпускники кафедр информационных систем и прикладной информатики должны обладать широким спектром компетенций, которые позволяют им стать ГГ-специалистами таких профилей как: системные аналитики, системные интеграторы, разработчики бизнес-приложений, специалисты в области создания и эксплуатации информационных систем.
С переходом на новые стандарты обучения необходимо существенно повысить эффективность и практическую направленность подготовки в этих динамично развивающихся направлениях.
Рассмотрим, какими средствами, не требующими финансовых затрат и изучения дополнительных дисциплин, не входящих в стандартный учебный план, можно научить студентов уже на втором году обучения разрабатывать современные бизнес-приложения для самых распространенных задач автоматизации учета и управления на предприятиях.
Акцент сделаем на поиске средств и технологий создания, внедрения, сопровождения и эксплуатации бизнес-приложений для таких предметных областей, как экономика, бизнес, финансы, образование, государственное и муниципальное управление и др.
Основные тезисы сводятся к следующим положениям:
- Для создания даже достаточно простого бизнес-приложения необходимо обладать широким спектром знаний, навыков и умений, которые очень трудно приобрести за первые два года обучения. С одной стороны - уметь проводить анализ процессов в экономике и разрабатывать требования к создаваемым бизнес-приложениям и системам; моделировать информационные процессы в конкретной предметной области. С другой - необходимо знать базы данных и системы управления ими, языки программирования -императивные, функциональные, логические и декларативные, соответствующие инструментальные средства, сетевые клиент-серверные технологии, основы Интернета и интернет-технологий и т. д.
- Зачастую только ко времени написания выпускной квалификационной работы (ВКР) студенты получают минимально необходимый комплекс знаний и умений по созданию бизнес-приложений, и ВКР является для многих выпускников первым опытом создания полноценного решения в области разработки бизнес-приложения.
- Учебные планы по подготовке бакалавров данного направления должны быть составлены и поддержаны соответствующей учебной базой таким образом, чтобы уже на втором курсе студенты смогли самостоятельно создавать типовые бизнес-приложения с применением таких средств и технологий, которые находят широкое применение в реальной производственной практике организаций и предприятий, а далее, по мере приближения выпускной квалификационной работы, совершенствовали и расширяли свои знания и навыки в области высокоуровневых средств разработки.
- Поставленная цель — найти простую и эффективную среду разработки полноценных бизнес -приложений, доступную без дополнительных затрат на оборудование и программное обеспечение, легкую в развертывании, доступную из любого места, с любого стандартного вычислительного устройства, независимо от операционной системы, а самое главное - доступную в использовании студентам, владеющим на начальных стадиях обучения только базовыми навыками в области программирования, БД и создания Web-ресурсов.
Естественно, на начальном этапе обучения самым продуктивным будет использование таких средств разработки, в которых создание системы ведется на декларативном уровне абстракции и не требуется больших навыков в области классического программирования.
Хорошо известны системы разработки, в которых реализованы данные возможности, например, Oracle APEX [1], а также такие известные отечественные разработки, как 1С-Предприятие и 1С-Битрикс [2, 3]. При
использовании этих средств можно решать стандартные задачи без написания кода и сосредоточиться на логике обработки и представления данных. Эти и аналогичные продукты являются результатом современных тенденций развития языков программирования, моделирования, запросов, разметки, которые, взаимно дополняя и обогащая друг друга, постепенно образуют новые поколения языков — языков общения с вычислительными системами.
Необходимо учесть, что один преподаватель ведет обучение нескольких десятков студентов, поэтому обязательным будет такое решение, которое позволяет преподавателю и всем учащимся иметь одну и ту же среду разработки, доступную как в учебном заведении, так и дома или общежитии, а также с мобильных устройств, независимо от их платформы. Необходимо исключить необходимость установки сложного и многокомпонентного программного обеспечения, требующего высокой вычислительной мощности компьютеров пользователей. Желательно обойтись без развертывания серверов баз данных и приложений в локальной сети, что требует серьезных дополнительных финансовых и организационных затрат. В настоящее время становится реальной разработка бизнес-приложений в бесплатных облачных средах ведущих производителей программного обеспечения, таких как Microsoft, IBM [4, 5], Oracle, 1С. При этом в ряде доступных для индивидуального пользователя решений на компьютере разработчика бизнесприложения не требуется наличия никакого специального ПО, кроме стандартного интернет-браузера. Создание собственных БД и использование мощной современной среды разработки без ограничений функциональности также иногда является бесплатным.
Для достижения поставленных целей необходимо, чтобы разработка бизнес-приложения выполнялась только в среде браузера, создаваемые приложения должны быть функционально полными, не уступающими по возможностям традиционным настольным (desktop) приложениям.
На начальной стадии обучения студентов разработке бизнес-приложений необходимо исключить создание сложного самостоятельного программного кода на языках программирования высокого уровня. Нужно иметь такую среду разработки, в которой весь функционал может быть реализован средствами языка запросов для реляционных баз данных и встроенным языком системы управления базой данных, в том числе с помощью фирменных расширений, например таких, как OLAP-анализ и других средств, позволяющих БД самой сделать обработку и выдать готовые результаты в браузер клиента.
Приведем некоторые материалы, основанные на опыте обучения студентов проектированию бизнес -приложений в ходе учебного процесса по направлению «Прикладная информатика» на кафедре «Управление и информатика в технических и экономических системах» Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых.
Исходя из анализа возможностей различных платформ, наиболее полно поставленным условиям отвечает продукт Oracle Application Express (APEX). Для начала работы в APEX не нужно его установки на компьютер пользователя, достаточно лишь пройти бесплатную регистрацию, что решает одну из поставленных задач - найти платформу для создания бизнес-приложений и облегчить доступ к имеющимся средствам их разработки. Это делает APEX легкодоступным для начала работы в учебных лабораториях и на собственных компьютерах студентов и преподавателей.
Изначально APEX предназначался для создания HTML-интерфейса к базе данных. APEX позиционирует себя как бесплатную платформу, интегрированную с СУБД Oracle Database. Последняя версия Oracle Database 12c является облачной, о чем свидетельствует буква c - cloud [6]. В этом проявляется важнейшее достоинство APEX - наличие бесплатной облачной реализации системы. В результате каждый студент и преподаватель могут работать в системе в любом месте, где есть доступ в Интернет как в общем, так в индивидуальном рабочем пространстве. В рамках рабочего пространства поддерживается коллективная разработка приложения. Как и все продукты Oracle, APEX является кроссплатформенной системой, т. е. он успешно работает как на операционной системе Windows, так и на Linux, Solaris, HP-UX, MAC OS и других [7]. Для операционных систем Windows и Linux APEX доступен для скачивания и установки на компьютеры пользователей.
Таким образом, легко создать обучающую среду для любых форм подготовки специалистов, которая стирает грани между обучением на расстоянии и обучением в рамках университетских кампусов.
Последняя версия APEX 5.0 стала полноценной средой проектирования и разработки web-приложений любой сложности. Основные усовершенствования APEX 5.0 реализуют все передовые тенденции развития систем разработки приложений и эргономичный пользовательский интерфейс, который ориентирован на простоту и лаконичность [8]. Характерной особенностью этой среды разработки является то, что для работы с ней не требуется высокой квалификации в web-программировании и HTML-верстке.
Основные инструменты Oracle Application Express [1]:
1. Application Builder - инструмент, позволяющий разрабатывать динамические веб-приложения, управляемые БД.
2. SQL Workshop - инструмент для просмотра содержимого БД, визуального построения запросов, в том числе и сложных SQL запросов.
3. Team development - инструмент, который облегчает управление процессом разработки приложений. Он позволяет отслеживать особенности, выполнять задачи, этапы и устранять ошибки.
4. Packaged applications - это набор легко устанавливающихся бизнес-приложений. Эти решения могут быть легко использованы в качестве бизнес-приложений для улучшения бизнес-процессов и полностью поддерживаются компанией Oracle.
Важно, что для взаимодействия web-страниц приложения с БД применяется стандартный язык запросов SQL, а для представления информации - настраиваемые шаблоны, аналогично тому, как это делается в системах управления контентом сайтов - CMS. Таким образом, разработчик, в данном случае - студент, осваивающий создание бизнес-приложений, использует естественный и понятный уровень абстракции, идеально подходящий для работы с БД и представлением информации на web-страницах сайта. Разработчик автономно работает с данным уровнем абстракции и не заботится о работе с информацией на других уровнях - это делает за него среда разработки. Студент приобретает знания по существу, работая на естественном языке запросов для БД, а не запоминает некоторые длинные последовательности действий в многочисленных меню и мастерах. Кроме того, нет необходимости в использовании сложных языков верхнего уровня, которые студенты к этому времени еще не могут освоить в полной мере.
Уже минимально подготовленный пользователь может создавать бизнес-приложения в виде сайтов со встроенными средствами аутентификации и безопасности, современным дизайном и интерфейсом. С другой стороны, это гибкий инструмент, с помощью которого квалифицированный разработчик, в данном случае студент на старших курсах при выполнении выпускной квалификационной работы, сможет создавать страницы и сайты любого дизайна и структуры, так как сможет использовать расширенные возможности среды APEX. Немаловажным является и то, что работоспособность бизнес-приложения будет поддерживаться мощной и надежной базой данных Oracle Database.
В состав среды разработчики ORACLE включили десятки готовых бизнес-приложений, которые имеют открытый и доступный для модификации код, достаточно легко настраиваются на решение похожих задач [1]. Это дает студентам бесценный опыт лучших разработчиков бизнес-приложений, который можно без лицензий применять в своих разработках и более осмысленно подходить к разработке своих задач.
Одним из простейших примеров применения APEX на предприятии, легко реализуемым студентами на начальном уровне изучения разработки бизнес-приложений, является переход от настольных баз данных и электронных таблиц (например, MS Access, MS Excel) к web-представлению этих баз и документов. Это бывает очень полезным, когда необходимо обеспечить одновременный доступ для редактирования одного и того же документа, особенно когда пользователи находятся в территориально удаленных офисах. В APEX встроен инструмент конвертации из таблиц Excel в таблицы SQL. После конвертации эти таблицы становятся доступны на корпоративном Интранет-, Экстранет- или Интернет-портале. Пользователь получает доступ к такой таблице после того как вводит имя и пароль на сайте. Таким образом, можно организовать совместную работу над документом без пересылки его по электронной почте и т. п. [7].
Первые результаты применения среды APEX в учебном процессе показали, что студенты легко осваивают концепцию и технологию создания приложений, с интересом используют готовые шаблоны разработчиков Oracle, воплощающие их лучший опыт, и создают собственные конфигурации приложений.
Изучение источников в интернете, общение со специалистами других вузов показывает, что в ряде ведущих университетов Oracle APEX уже более пяти лет активно применяется на факультетах по подготовке программистов, в последнее время заметен нарастающий интерес к этой системе специалистов в области прикладной информатики. В частности, в качестве примера можно привести методические указания к лабораторным работам, созданные в 2014 году в КГТУ [9].
В настоящее время во Владимирском государственном университете им. А. Г. и Н. Г. Столетовых на кафедре «Управление и информатика в технических и экономических системах» разрабатывается методический комплекс по направлению подготовки «Прикладная информатика» по разработке бизнес-приложений, предназначенный для бакалавров (шифр 09.03.03) и магистрантов (шифр 09.04.03). В итоге авторы рассчитывают, что проведенная ими работа позволит повысить эффективность подготовки специалистов в области прикладной информатики в экономике.
Литература
1. Oracle Application Express [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://apex.oracle.com/en/ (Дата обращения: 1.06.2015).
2. 1С: Предприятие 8 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://v8.1c.ru/ (Дата обращения: 1.06.2015).
3. 1С-Битрикс - CMS, система управления интернет проектами, создание веб-проектов, система управления внутренним порталом компании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.1c-bitrix.ru/ (Дата обращения: 1.06.2015).
4. Microsoft SharePoint. Создание корпоративного портала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://products.office.com/ru-ru/SharePoint/conaboration (Дата обращения: 1.06.2015).
5. IBM Программное обеспечение IBM WebSphere [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www-01.ibm.com/software/ru/websphere/ (Дата обращения: 1.06.2015).
6. Oracle Database 12c. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oracle.com/ru/database/overview/index.html (Дата обращения: 1.06.2015).
7. Oracle Axoft. - Обзор продуктов и технологий. Oracle для разработчиков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://oracle.axoft.ru/fordev/obzor.php (Дата обращения: 1.06.2015).
8. Oracle Application Express (APEX) 5.0 Early Adopter 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://blogs.oracle.com/opnportugal/entry/oracle_application_express_apex_5 (Дата обращения: 1.06.2015).
9. Топоркова О. М. Методические указания к лабораторным работам по изучению пакета разработки сетевых приложений Oracle APEX для студентов направления обучения по бакалавриату «Прикладная информатика». - Калининградский государственный технический университет, 2014 г. - 75 с.