Научная статья на тему 'Сравнительный анализ институционального и хозяйственного механизмов в трансформируемой экономике'

Сравнительный анализ институционального и хозяйственного механизмов в трансформируемой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
784
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / СТРУКТУРА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомин Степан Владимирович

Рассматривается анализ соотношения институционального и хозяйственного механизмов. Выявляются особенности институционального механизма как структурной составляющей хозяйственного механизма. Анализируется зависимость эффективности хозяйственного и институционального механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ институционального и хозяйственного механизмов в трансформируемой экономике»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

С. В. Истомин

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМОВ В ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКЕ

Рассматривается анализ соотношения институционального и хозяйственного механизмов. Выявляются особенности институционального механизма как структурной составляющей хозяйственного механизма. Анализируется зависимость эффективности хозяйственного и институционального механизмов.

Ключевые слова: хозяйственный механизм, институциональный механизм, структура институционального механизма, эффективность институционального механизма.

В трансформируемой экономике невозможно чётко определить границы институциональных механизмов. Возникает вопрос о структурной принадлежности институциональных механизмов в трансформируемой экономике, их проявлении и природе.

Хозяйственный механизм экономики необходим для согласования интересов различных групп, частных интересов и направлен на функционирование и рост национальной экономики.

Предпосылки и условия выделения и анализа институционального механизма как самостоятельного феномена экономической действительности обозначены в рамках теории организаций, трактующей решения как результат выбора под влиянием сложившихся норм и правил [8]; теории общественного выбора, акцентирующей внимание на необходимости превращения формальных правил в неформальные [1; 3]; неоин-ституциональной теории, подчёркивающей роль рутин в институционализации взаимодействий субъектов [5-6]; новой институциональной теории, считающей необходимым наличие институционального механизма, обеспечивающего передачу правил, принятых в институте [7-8]; в работах советских и российских учёных, создавших методологическую базу исследования и выделивших институциональный механизм как самостоятельное явление из общесистемного хозяйственного механизма.

В рамках хозяйственного механизма происходит взаимодействие различных субъектов и агентов национальной экономики. Субъекты национальной экономики действуют в рамках норм и правил, установленных опреде-

лённой организацией. Агенты могут действовать в различных институциональных рамках, устанавливаемых различными организациями. Фактически при функционировании хозяйственного механизма в экономике взаимодействуют различные субъекты. При взаимодействии субъекты трансформируются в агентов, которые разделяют и принимают различные нормы и правила, установленные как легитимно, так и неформально.

Процесс жизнедеятельности хозяйственного механизма непрерывен. Его трансформация приводит к изменению экономики в целом. Изменение чаще всего происходит за счёт трансформации институциональных механизмов.

Институциональный механизм — это особая структурная составляющая хозяйственного механизма, обеспечивающая создание норм и правил, взаимодействие различных хозяйствующих субъектов и агентов с целью реализации их экономических возможностей и стабилизации хозяйственной среды.

По своей природе институциональный механизм является цикличным. Цикл, в рамках которого развивается институциональный механизм, состоит из нескольких стадий:

а) разработка в условиях трансформации или изменения хозяйственного механизма как единая составляющая процесса перехода экономики из одной стадии в другую;

б) развитие институциональных механизмов в единую систему для поддержания и развития взаимосвязей между хозяйствующими субъектами и агентами в новых институциональных и хозяйственных условиях;

в) реформирование институциональных механизмов в рамках изменений, происходящих в хозяйственном механизме, отбор эффективных институциональных механизмов и их улучшение;

г) выявление неадекватных хозяйственным условиям институциональных механизмов, их отмирание и выработка на их основе новых.

Структурно институциональный механизм является частью хозяйственного механизма в целом. Хозяйственный механизм представляет собой совокупность экономических структур, институтов, форм и методов хозяйствования; служит для увязки и согласования общественных, групповых и частных интересов, обеспечивает функционирование и развитие национальной экономики [10]. В структуре хозяйственного механизма необходимо выделить специальный механизм, направленный на разрешение противоречий хозяйствующих субъектов и агентов в рамках существующих институтов и системы ограничений. В трансформируемой экономике на ряду с изменением и зарождением нового хозяйственного механизма происходит развитие институциональных механизмов. Так как вновь создаваемая хозяйственная система неустойчива и неразвита, то соответствующие ей хозяйственные механизмы так же мало эффективны. Институциональные механизмы являются отражением происходящих трансформаций в экономике. Институциональные механизмы приводят в действие формальные и неформальные институты, структурируют взаимоотношения хозяйствующих субъектов и агентов.

В основе взаимодействия лежат взаимоотношения различных субъектов экономки. Примером таких субъектов могут быть государство, фирмы, организации, индивид. Взаимодействие происходит как между субъектами, так и внутри них. При взаимодействии различные субъекты опираются на существующие институты, состоящие из различных норм и правил. Институты предоставляют хозяйствующим субъектам информацию о правилах хозяйственного поведения. Нормы и правила формируются в рамках существующих институциональных механизмов под воздействием различных хозяйствующих субъектов. Институциональные механизмы реализуют сформированные институты, происходит контроль над соблюдением установленных норм и правил. В процессе взаимодействия хозяйствующих субъектов возникают различные отклонения от принятых норм и правил. Отклонения

могут быть вызваны неэффективностью институционального механизма, а также наличием неформальных, более эффективных институтов в рамках существующих норм и правил.

Поэтому необходима корректировка институциональных механизмов, в процессе которой проводится анализ существующих институциональных механизмов, их воздействие на процесс взаимодействия субъектов. Анализу подвергаются как легитимные (формальные), так и неформальные правила и нормы, существующие в рамках установленных институциональных механизмов. На основе анализа происходит отбор наиболее эффективных институтов. В дальнейшем наиболее эффективные неформальные институты и отклонения формализуются и происходит интериоризация. Интериоризация выступает как процесс внедрения формализованных институтов во взаимодействие хозяйствующих субъектов.

Упрощённо взаимодействие хозяйственного и институционального механизма представлено на рисунке.

Институциональные механизмы как структурную составляющую хозяйственного механизма отличает ряд особенностей:

— играют основную роль в определении взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и агентами;

— развиваются в рамках хозяйственного механизма, и их изменение обусловлено трансформацией самого хозяйственного механизма;

— направлены на установление и обеспечение порядка во взаимоотношениях субъектов и агентов в рамках хозяйственных отношений;

— посредством их происходит поддержание устойчивости хозяйственного механизма и повышение его эффективности;

— обладают большей консервативностью по сравнению с другими структурными составляющими хозяйственного механизма;

— призваны структурировать различные индивидуальные интересы субъектов для достижения общей цели в рамках хозяйственного механизма;

— через институциональные механизмы проявляется функция стабилизации отклонений действий субъектов от общепринятых норм и правил.

Хозяйственный и институциональный механизмы в своей работе призваны повышать эффективность трансформируемой экономики.

Взаимодействие хозяйственного и институционального механизмов

При этом возникает вопрос о взаимодействии данных механизмов, воздействии на экономику и их эффективности. Так как институциональный механизм является структурной составляющей хозяйственного механизма, то от эффективности работы институционального механизма зависит и эффективность реализации хозяйственного механизма.

В целом эффективность экономики зависит от эффективности работы хозяйственного механизма. Институциональный механизм призван внедрять в деятельность хозяйственных субъектов и агентов новые формальные нормы и правила. Однако, наряду с формальными, в результате их неэффективности, возникают неформальные правила. Часто действие субъектов и агентов в рамках неформальных правил наиболее эффективно. Следовательно, ещё одним объектом деятельности институционального механизма является отбор наиболее эффективных неформальных правил, их легитимизация и внедрение в жизнедеятельность хозяйственных субъектов и агентов.

При переходе от одной нормы к другой возникают так называемые издержки перехода, или трансформационные издержки. При проведении широкомасштабных реформ данный вид издержек несёт как организатор реформ (государство. государственный бюджет), так и агент, который

вынужден действовать в рамках новых правил и системы ограничений (организации, фирмы, предприятия, отдельные индивиды). Согласно

B. М. Полтеровичу, можно указать следующие статьи трансформационных издержек:

— составление проекта трансформации;

— «лоббирование» проекта;

— создание и поддержание промежуточных институтов для реализации проекта;

— реализация проекта;

— адаптация системы к новому институту [9.

C. 10].

При составлении проекта трансформации необходимо учитывать субмодель развития хозяйственного механизма, которая должна отражать определённый исторический этап развития экономики. Без учёта исторического этапа составленный проект трансформации не будет эффективен, что приведёт либо к отторжению институтов, внедряемых в результате данного проекта, либо к неэффективным и бессистемным реформам в хозяйственном механизме. При попытке принятия проекта трансформации возникает явление лоббирования. Лоббирование проекта в данном случае означает, что определённая группа агентов и субъектов экономики легитимными мерами пытаются предотвратить внедрение правил и норм, которые, по их мнению, не выгодны. Лоббирование приводит к тому,

что к внедрению принимаются не все проекты трансформации, а только наиболее выгодные определённой группе агентов. Поэтому тансфор-мация экономики с помощью институциональных механизмов должна проводиться поэтапно. В связи с этим возникает необходимость создания промежуточных институтов для полноценной реализации всего проекта. Промежуточные институты в рамках существующего институционального механизма негативно влияют на хозяйственный механизм, так как являются несовершенными или несвоевременными.

На этапе реализации проекта через систему институционального механизма принятый проект внедряется в повседневную жизнь субъектов и агентов, действующих в рамках хозяйственного механизма. Институты, реализованные в виде проекта, должны быть приняты хозяйствующими субъектами и агентами и начать работать.

Вся система хозяйствования должна быть адаптирована к новым институтам. Адаптация занимает определённый промежуток времени. При адаптации неэффективных институтов возрастает степень неприятия со стороны субъектов и агентов. Легитимный институт подменяется неформальными правилами и нормами, система ограничений нарушается. Субъекты и агенты договариваются между собой о более эффективном механизме взаимоотношений, который приводит к более высоким результатам взаимоотношений.

Для эффективной работы институционального механизма необходимо, чтобы вновь внедрённые нормы и правила были устойчивыми, поскольку в этом случае координация различных хозяйственных агентов уменьшается и снижается уровень трансакционных издержек. Неустойчивый институт, не поддерживаемый легитимно или большинством агентов, постепенно становится неэффективным, начинается его отмирание или корректировка.

Часто в институциональном механизме возникают устойчивые, но не эффективные правила и нормы. Неэффективный устойчивый институт получил название институциональной ловушки. Институциональная ловушка предполагает, что при проведении реформ агенты, действующие в рамках институционального механизма, выбирают неэффективный путь развития. Попытки выйти из институциональной ловушки приводят к нарастанию трансформационных и трансакционных издержек, возникновению хаоса, и вследствие этого переход к эффективному институци-

ональному механизму будет уже нерациональным.

Неэффективность институционального механизма можно продемонстрировать на следующих примерах.

• Уклонение от налогов. Для того чтобы хозяйствующие субъекты и агенты уплачивали налоговые сборы, они должны быть уверены, что налоги будут потрачены на увеличение их благосостояния. Если налоговые ставки слишком высоки, система распределения налогов несправедлива с точки зрения агентов, а система принуждения к уплате неэффективна, то уход от налогов оказывается наиболее выгодным действием в рамках институционального механизма.

• Неплатежи. Неплатежи перед поставщиками сырья, товаров и услуг приводят к падению ликвидности данных агентов. При создании эффективного институционального механизма кризис неплатежей преодолевается через институт кредитования и механизм банкротства. Тем не менее в России неэффективно действует институт кредитования. В условиях кризиса неплатежей ужесточаются правила по предоставлению кредита, что приводит к ещё большему нарастанию неплатежей и системному кризису. Механизм банкротства на практике — это длительная процедура, и часто собственности предприятий-должников не хватает на покрытие всей задолженности.

• Негативные ожидания. При возникновении пессимистических ожиданий хозяйствующие субъекты и агенты начинают предполагать, что в краткосрочном периоде возрастают факторы риска потери части доходов, связанные с различными обстоятельствами. Негативные ожидания заставляют агентов всеми возможными способами минимизировать свой риск недополучения прибыли. Наиболее ярко это проявляется через ценовой механизм. Индивид, ориентирующийся на ценовой механизм, предполагает существенное повышение цены и провоцирует ажиотажный спрос. Институциональный механизм, используя принцип координации и устойчивости институтов, призван не допустить негативных ожиданий у хозяйствующих субъектов и агентов, а также отдельно взятых индивидов.

Чтобы предотвратить проявление институциональных ловушек, необходимо планировать принятие и реализацию институтов таким образом, чтобы в рамках действующего институционального механизма в долгосрочной перспективе принятая неэффективная норма была времен-

ной и предусматривала свою самостоятельную и автономную отмену и замену на белее эффективную норму [4. С. 4].

При внедрении с помощью институционального механизма новых эффективных и устойчивых правил и норм необходимо также учитывать две составляющих — культурную инерцию и институциональный конфликт. Под культурной инерцией понимается нежелание хозяйственных субъектов и агентов менять своё поведение, которое было наиболее эффективно в прошлом. Институциональный конфликт — это возникновение разногласий и противоречий между старыми и новыми правилами и нормами, внедряемыми с помощью институционального механизма. Институциональный конфликт приводит к появлению неэффективных и нежизнеспособных институтов, но в ряде случаев появляются устойчивые, но неэффективные правила и нормы [2. С. 6].

Институциональный конфликт между старыми и новыми правилами, а также культурная инерция в определённой степени влияют на эффективность действия принимаемых правил и норм, а значит, и на эффективность институционального механизма в целом. Преодоление последствий институционального конфликта и культурной инерции связано с возрастанием трансформационных издержек и снижением эффективности институционального механизма.

В случае изменения норм и правил соответствующие трансформационные и трансакционные издержки распределяются между хозяйствующими субъектами, агентами и индивидами неравномерно. В совокупности институциональные конфликты, культурная инерция и издержки не только снижают эффективность институционального механизма, но и препятствуют инте-риоризации (внедрению) эффективных формальных и легитимных институтов в жизнедеятельность экономических субъектов и агентов.

Таким образом, при анализе эффективности институционального механизма необходимо учитывать следующие факторы:

— уровень и направленность трансформационных и трансакционных издержек, возникающих при переходе от одной нормы к другой;

— трансформационные издержки необходимо рассматривать отдельно, по различным направлениям изменения норм;

— на уровень трансформационных издержек влияют возникающие устойчивые, но неэффек-

тивные нормы, которые приводят к возникновению институциональных ловушек;

— при анализе эффективности институционального механизма необходимо учитывать влияние культурной инерции и избегать возникновения институционального конфликта, который приводит к появлению устойчивых но неэффективных норм;

— распределение трансформационных и трансакционных издержек между хозяйствующими субъектами и агентами несправедливо, вследствие чего возникают неэффективные неформальные правила и институты.

Список литературы

1. Институциональные основы рыночной экономики в России / О. С. Белокрылова, О. Е. Германова, И. Ю. Солдатова и др. М. : Наука, 2004.

2. Иншаков, О. В. Хозяйственный и институциональный механизмы: соотношение и взаимодействие в условиях социально-рыночной трансформации российской экономики / О. В. Иншаков, Н. Н. Лебедева // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 5. 2008. Вып. 4 (№ 16).

3. Клейнер, Г Б. Российские предприятия на пути в XXI век / Г Б. Клейнер // Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / рук. авт. коллектива Д. С. Львов. М., 2003.

4. Лебедева, Н. Н. Научные предпосылки разработки теории институционального механизма / Н. Н. Лебедева // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 5. 2002. Вып. 2 (№ 13).

5. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. М. : Фонд экон. кн., 1997.

6. Норт, Д. Институциональные изменения: рамки анализа / Д. Норт // Вопр. экономики. 1997. № 3.

7. Осипов, Ю. М. Основы теории хозяйственного механизма / Ю. М. Осипов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2005.

8. Осипов, Ю. М. Теория хозяйства : учебник : в 3 т. / Ю. М. Осипов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. Т. 1.

9. Полтерович, В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы / В. М. Полтерович. М. : Наука, 1999.

10. Хозяйственный механизм [Электронный ресурс] // Экономический словарь. URL: http:// abc.informbureau.com/html/oicssenoaaiiue_iaoaieci. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.