Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 31(246).
Экономика. Вып. 33. С. 65-70.
С. В. Истомин
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА РОССИИ
Проведен анализ эффективности институционального механизма России через взаимодействие хозяйствующих субъектов в разрезе институциональных секторов. Предложенный подход к анализу предполагает тесное взаимодействие институционального и хозяйственного механизмов.
Ключевые слова: институциональная эффективность, институциональный механизм, хозяйственный механизм, хозяйствующий субъект, экономический сектор.
Эффективность экономики зависит от эффективности работы хозяйственного механизма. Институциональный механизм является одной из структурных частей хозяйственного механизма. Под институциональным механизмом будем понимать реализацию сущностного содержания того или иного института в момент взаимодействия между субъектами в трансформируемой экономике.
Институциональные механизмы как структурную составляющую хозяйственного механизма отличает ряд особенностей:
- институциональные механизмы играют основную роль в определении взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и агентами;
- развиваются в рамках хозяйственного механизма и их изменение обусловлено трансформацией самого хозяйственного механизма;
- направлены на установление и обеспечение порядка во взаимоотношениях субъектов и агентов в рамках хозяйственных отношений;
- посредством институциональных механизмов происходит поддержание устойчивости хозяйственного механизма и повышение его эффективности;
- обладают большей консервативностью по сравнению с другими структурными составляющими хозяйственного механизма;
- призваны структурировать различные индивидуальные интересы субъектов для достижения общей цели в рамках хозяйственного механизма;
- через них проявляется функция стабилизации отклонений действий субъектов от общепринятых норм и правил.
Хозяйственный и институциональный механизмы в своей работе призваны повышать эффективность трансформируемой экономики. При этом возникает вопрос о взаимодействии данных механизмов, воздействии на экономику и их эффективность. Так как институциональный меха-
низм является структурной составляющей хозяйственного механизма, то возможно предположить, что от эффективности работы институционального механизма зависит и эффективность реализации хозяйственного механизма.
Институциональный механизм призван внедрять в деятельность хозяйственных субъектов и агентов новые формальные нормы и правила. Но наряду с новыми формальными нормами возникают неформальные правила. Неформальные правила возникают в результате неэффективности формальных правил. Часто действие в рамках неформальных правил позволяет субъектам и агентам действовать наиболее эффективно. Следовательно, еще одним объектом деятельности институционального механизма является отбор наиболее эффективных неформальных правил, их легитимизация и внедрение в жизнедеятельность хозяйственных субъектов и агентов.
Установление институциональных механизмов происходит не для того, чтобы повышать эффективность деятельности субъектов, а для упорядочения взаимосвязей различных субъектов экономической деятельности. Оптимальное упорядоченное взаимоотношение должно, в свою очередь, привести к снижению уровня потерь и минимизации трансакционных издержек. Упорядочение взаимосвязей должно проходить как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. В вертикальном направлении подлежит упорядочению взаимодействие между государством, фирмами и индивидами. В горизонтальном направлении регламентируются взаимоотношения между различными государствами, фирмами и индивидами, принадлежащими разным экономическим системам хозяйствования.
При переходе от одной нормы к другой возникают так называемые «издержки перехода», или трансформационные издержки. При проведении широкомасштабных реформ данный вид издержек несут как организатор реформ (государство,
государственный бюджет), так и агенты, которые вынуждены действовать в рамках новых правил и системы ограничений (организации, фирмы, предприятия, отдельные индивиды).
С одной стороны, при анализе эффективности институционального механизма необходимо учитывать следующие факторы:
- уровень и направленность трансформационных и транзакционных издержек, возникающих при переходе от одной нормы к другой;
- трансформационные издержки необходимо рассматривать отдельно, по различным направлениям изменения норм;
- на уровень трансформационных издержек влияют возникающие устойчивые, но неэффективные нормы, которые приводят к возникновению институциональных ловушек;
- при анализе эффективности институционального механизма необходимо учитывать влияние культурной инерции и избегать возникновения институционального конфликта, который приводит к появлению устойчивых, но неэффективных норм;
- распределение трансформационных и транзакционных издержек между хозяйствующими субъектами и агентами несправедливо, вследствие чего возникают неэффективные неформальные правила и институты.
С другой стороны, институциональный механизм обладает двумя признаками:
- институциональный признак, проявляющийся через систему норм, правил и ограничений;
- хозяйственный признак, т. к. институциональный механизм — это структурная составляющая хозяйственного механизма.
Эффективность институциональных механизмов будет проявляться через составляющие эффективности институтов и хозяйственного механизма.
Под адаптивной эффективностью институтов понимается способность распределять правомочия между экономическими субъектами в складывающейся на данный момент ситуации.
Аллокативная эффективность институтов — это способность институтов распределять правомочия между экономическими субъектами оптимальным образом.
Таким образом, эффективность институтов — это оптимальная структура правомочий в данной конкретной ситуации, которая приводит к снижению потерь и уровня трансакционных издержек.
Правомочия — это составная часть компетенции государственного или иного органа или др. участника правоотношения, наличие субъективного права действовать определенным образом в определенной ситуации или требовать известных действий от другого участника правоотношения. При этом правомочия государственного органа, органа управления организации и некоторых других участников правоотношений включает не только соответствующее право, но одновременно и обязанность совершать необходимые действия в пределах своей компетенции. Данная обязанность в определенных случаях обеспечивается наличием встречного правомочия другого участника правоотношения требовать ее исполнения в судебном порядке или побуждать к ее реализации другими средствами, предусмотренными законом. Правомочие может быть предусмотрено законом, другим правовым актом, учредительными и внутренними документами юридического лица, правоустанавливающим документом.
Институциональный механизм выступает как средство получения блага различными субъектами в трансформируемой экономике в результате взаимодействия институциональных секторов государственного управления, домашних хозяйств, корпораций и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Природа и процесс взаимодействия различных субъектов в рамках институционального механизма не известен. Исходя из этого, взаимодействие различных субъектов институциональных секторов посредством институционального механизма представляет собой модель «черного ящика». «Черный ящик» — это система, в которой входные и выходные величины известны, а внутреннее устройство ее и процессы, происходящие в ней, не известны. Можно только изучать систему по ее входам и выходам, но подобное изучение не позволяет получить полного представления о внутреннем устройстве системы, поскольку одним и тем же поведением могут обладать различные системы. Институциональный механизм представляет собой систему взаимодействия различных субъектов, содержимое которой нам неизвестно (рис. 1).
Субъекты взаимодействуют между собой посредством институционального механизма по поводу входящих в систему ресурсов. Главной целью их взаимодействия является получение блага и его максимизация. Следовательно, кри-
Ресурсы
Институциональный механизм
Благо
Субъект
Субъект
Рис. 1. Институциональный механизм как «черный ящик»
терием эффективности институционального механизма можно считать уровень благосостояния субъектов трансформируемой экономики.
Субъекты взаимодействуют между собой посредством институционального механизма по поводу входящих в систему ресурсов. Главной целью их взаимодействия является получение блага и его максимизация. Следовательно, критерием эффективности институционального механизма можно считать благосостояние субъектов трансформируемой экономики.
Критерием эффективности институционального механизма, исходя из эффективности институтов и хозяйственного механизма, является оптимальное взаимодействие всех субъектов хозяйствования, приводящее к росту их благосостояния.
В экономике выделяется четыре институциональных сектора: корпорации; государственное управление; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах «остального мира», объединяющих все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Резидентами считаются предприятия, организации и домашние хозяйства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года). Данные институциональные секторы взаимодействуют между собой. Основой для их взаимодействия являются институты, которые формируются в трансформируемой экономике. Реализация сущности институтов проявляется с помощью институционального механизма. Институциональный механизм посредством различных форм связывает взаимодействия институциональных секторов.
По сектору нефинансовых корпораций используются данные статистических наблюдений, бухгалтерская отчетность.
По сектору финансовых корпораций в части банковских организаций расчеты осуществля-
ются Банком России на основе банковской статистики, по остальным единицам этого сектора расчеты осуществляются на основе статистической отчетности (страхование).
По сектору государственного управления расчеты строятся на основе Отчета об исполнении государственного бюджета, Отчета Федеральной налоговой службы и статистического наблюдения за деятельностью государственных внебюджетных фондов. Экономические операции, отражаемые в национальных счетах, ограничены операциями, учитываемыми в этих документах.
По сектору некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, используются данные специально организованного выборочного обследования некоммерческих организаций (раз в 3 года).
По сектору домашних хозяйств используются итоги расчетов отраслевой статистики по неформальному сектору, данные Федеральной налоговой службы о поступивших налогах, банковская статистика, Отчет об исполнении бюджета и отчет внебюджетных фондов, бухгалтерские балансы нефинансовых предприятий (дивиденды) и банков (проценты).
Для оценки эффективности институционального механизма с позиции благосостояния различных субъектов в количественном выражении предлагается применять показатели, характеризующие уровень благосостояния субъектов в разрезе институциональных секторов:
1) темпы роста сальдо первичных доходов институциональных секторов;
2) доход от размещения финансовых активов и нефинансовых непроизводственных материальных активов институциональными секторами;
3) доля институциональных секторов в формировании валового национального дохода;
4) коэффициенты демографии институциональных сегментов институционального механизма;
5) темпы роста социальных трансфертов.
Проанализируем динамику темпов роста сальдо первичных доходов институциональных секторов экономики (рис. 2). Сальдо первичных доходов характеризует доходы, образующиеся у субъектов в результате их участия в производстве и от собственности.
Отрицательная динамика темпов роста сальдо первичных доходов институциональных секторов свидетельствует о снижении эффективности их взаимодействия, что, в свою очередь, свидетельствует о снижении эффективности сложившегося институционального механизма в трансформируемой экономике России.
Динамика доходов от передачи между институциональными секторами во временное пользование различных финансовых, а также нефинансовых непроизводственных материальных активов посредством институционального механизма представлена на рис. 3. %
Динамика подтверждает снижение доходно -сти от передачи между институциональными секторами во временное пользование различных финансовых, а также нефинансовых непроизводственных материальных активов. Это свидетельствует о том, что институциональный механизм не реализует институты, которые способствовали бы наиболее эффективному размещению собственности субъектов данных институциональных секторов в области финансовых активов и нефинансовых непроизводственных материальных активов. Институциональный механизм, сложившийся на современном этапе развития экономики, не позволяет выявить наиболее эффективные формы взаимодействия институциональных сегментов по поводу перераспределения собственности в рамках финансовых активов и нефинансовых непроизводственных материальных активов.
Рис. 2. Динамика темпов роста сальдо первичных доходов институциональных секторов %
250 200 150 100 50 0
Рис. 3. Динамика дохода от размещения финансовых активов и нефинансовых непроизводственных материальных активов институциональными секторами
Сложившийся институциональный механизм неэффективен для развития институциональных секторов корпораций и некоммерческих организаций. Анализ динамики доли институциональных секторов в формировании валового национального дохода представлен на рис. 4.
Проведенный анализ показал, что наибольшую долю в формировании валового национального дохода занимают домашние хозяйства как субъекты институционального сектора. Субъекты институционального сектора домашних хозяйств в рамках современного этапа развития институционального механизма взаимодействуют между собой и другими институциональными секторами наиболее эффективно. Это говорит об эффективной реализации внутреннего содержания институтов, присущих данному институциональному сегменту, с помощью ин-
ституционального механизма. В других институциональных секторах институты не побуждают субъектов к повышению эффективности взаимодействия в рамках существующего институционального механизма. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сложившиеся институты не способствуют развитию таких институциональных секторов, как корпорации и некоммерческие организации.
Институциональный механизм способствует созданию новых субъектов в институциональных сегментах. Для проверки данного предположения была проанализирована динамика коэффициентов рождаемости организаций и официальной ликвидации организации (рис. 5).
Коэффициент рождаемости организаций превышает коэффициент ликвидации организаций, что свидетельствует о естественном приросте
% 80
70 60 50 40 30 20 10 0 -I
ед 1 4и
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Д ^^"Корпорации ^^»Государственное управление ^^»Дрмашние хозяйства ^^НКООДХ Рис. 4. Динамика доли институциональных секторов в формировании валового национального дохода
■Коэффициент рождаемости организаций (на 1000 организаций) ■Коэффициент официальной ликвидации организаций (на 1000 организаций)
Рис. 5. Динамика коэффициентов демографии институциональных сегментов институционального механизма
организаций как новых субъектов институциональных сегментов институционального механизма. Институциональный механизм, в свою очередь, определяя взаимодействие субъектов, способствует ликвидации неэффективных субъектов и замене на новых более адекватных сложившимся условиям субъектов институциональных секторов в трансформируемой экономике.
Институциональный механизм на современном этапе развития экономики нарушает требования социальной справедливости. При совершенствовании институционального механизма
наиболее уязвимым институциональным сектором являются домашние хозяйства. Для преодоления негативных последствий таких изменений другие институциональные секторы производят социальные трансферты в пользу домашних хозяйств. На современном этапе развития экономики России институциональный механизм не способствует ликвидации негативных последствий при развитии институтов.
Отрицательная динамика социальных трансфертов (рис. 6) подтверждает, что институциональный механизм создает предпосылки для на-
%
130 125 120 115 110 105 110 95 90 85 80
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 год
Рис. 6. Динамика темпов роста социальных трансфертов
рушения принципа социальной справедливости со стороны институциональных секторов государственного управления, корпораций и некоммерческих организаций. Нарушение принципа социальной справедливости приводит к снижению заинтересованности субъектов домашнего хозяйства к взаимодействую с другими субъектами институциональных секторов, что при-
водит к снижению эффективности экономики России.
Таким образом, проведенный анализ эффективности институционального механизма России выявил, что он не соответствует сложившимся экономическим условиям и является неэффективным с позиции роста благосостояния отдельных хозяйствующих субъектов.