Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ И ВТОРЫХ КУРСОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ И ВТОРЫХ КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брикса Ю.О.

Раскрываются особенности юношеского возраста как одного из важных периодов жизни челов ка, когда происходят изменения в мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферах, осуществляется выбор профессиональной деятельности, меняется социальная роль. Вступление в студенческую социальную группу изменяет мировоззрение личности, поскольку сделанный выбор расширяет круг обязанностей, ориентирует человека на выработку самостоятельности и ответственного отношения к своим поступкам. Представленные результаты исследования личностных характеристик студентов показывают особенности протекания адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении и доминирующие качественные характеристики, способствующие становлению в образовательной среде. Подчеркивается, что индивидуально-психологические качества, формирующиеся у личности в процессе обучения, основываются на индивидуальном жизненном опыте и ценностях, привитых в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS OF THE FIRST AND SECOND COURSES

The article reveals the features of adolescence as one of the important periods of human life in which changes in motivational and value and meaningful spheres, the choice of professional activity, changing the social role. Joining the student social group changes the outlook of the individual, as the choice made expands the range of responsibilities orienting a person to the development of independence and responsible attitude to their actions. The results of students' personal characteristics research presented in the article reveal the peculiarities of students' adaptation to studying at a higher education institution and show the dominant qualitative characteristics contributing to the formation in the educational environment. It is emphasized that the personal psychological qualities formed in the process of learning are based on the individual life experience and values instilled in the family.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ И ВТОРЫХ КУРСОВ»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.2

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ И ВТОРЫХ КУРСОВ

Ю.О. БРИКСА (Полоцкий государственный университет)

Раскрываются особенности юношеского возраста как одного из важных периодов жизни челов ка, когда происходят изменения в мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферах, осуществляется выбор профессиональной деятельности, меняется социальная роль. Вступление в студенческую социальную группу изменяет мировоззрение личности, поскольку сделанный выбор расширяет круг обязанностей, ориентирует человека на выработку самостоятельности и ответственного отношения к своим поступкам. Представленные результаты исследования личностных характеристик студентов показывают особенности протекания адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении и доминирующие качественные характеристики, способствующие становлению в образовательной среде. Подчеркивается, что индивидуально-психологические качества, формирующиеся у личности в процессе обучения, основываются на индивидуальном жизненном опыте и ценностях, привитых в семье.

Ключевые слова: личностные качества, юношеский возраст, профессиональный выбор, образовательный процесс, ведущий вид деятельности.

Введение. Студенчество выделяют как особенную социальную общность, объединенную общим интересом - получением высшего образования. В процессе обучения студенты систематически овладевают широким спектром необходимых знаний, умений и навыков, которые понадобятся им для успешной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное становление начинается с отношения к осваиваемой профессии в высшем учебном заведении. Основой положительного восприятия будущей профессии служит правильный выбор, который исходит из полноты знаний студента о профессиональной деятельности, которой он хочет обучиться. При этом на первое место выходит вопрос значимости личностных качеств, способствующих успешному обучению.

Студенческий возраст зачастую ассоциируется с юностью, которая охватывает следующие периоды: 16-17 лет - ранняя юность, 17-20 лет - юность, 20-21 - поздняя юность. Необходимо отметить, что юношество как отдельный период выделился сравнительно недавно, с конца XIX в., чему способствовали активно развивающиеся общественные институты. Индустриализация и урбанизация дали возможность более длительного материального содержания, а главное - обучения юношей и девушек, тем самым удлинив процесс становления подрастающего поколения. Юношеский возраст по мере развития общества, усложнения правовой базы, стал охватывать часть развернутого во времени периода: детство - отрочество - взрослость. Однако юношество -достаточно самостоятельный этап взросления, оказывающий влияние на жизненный путь человека.

И.С. Кон отмечает, что в юношеском возрасте перед молодыми людьми стоят трудные и важные задачи -выбор жизненных целей. Нередко с целями отождествляется мечта, которая приводит к самому типичному заблуждению юности, что однажды сделанный выбор является раз и навсегда окончательным. Но у этого заблуждения есть важный психологический момент, стремление к выбору профессиональной деятельности обусловлено желанием молодого человека отделиться от взрослого, стать самостоятельным, утвердиться в новой социальной роли [2, с. 85].

Б. Ливехуд [4, с. 36] выделяет центральную проблему юношеского возраста, заключающуюся в нахождении своего места в новой социальной реальности. Подобно И.С. Кону, он указывает, что этот путь осуществляется через осознанный выбор профессиональной деятельности. При этом выбор базируется на знаниях о себе, окружающем мире, обществе и т.д.

С утверждением Б. Ливехуда совпадает мнение В.И. Слободчикова, который обращает внимание на то, что юность завершает этап психологического становления личности, результатом которого должна стать «пер-сонализация», т.е. осмысление своей индивидуальности [7, с. 37-49.].

Исходя из мнений перечисленных авторов, можно заключить, что центральным новообразованием этого периода становится устойчивая рефлексия, формирование жизненных планов, готовность к самоопределению.

Фундаментом психологической готовности молодого человека к определению своего места в общественной жизни являются следующие особенности:

- сформированность таких структур, как теоретическое мышление, самосознание, мировоззрение, нравственные установки, ценностные ориентации;

- стремление включиться во взрослую жизнь через овладение профессией, потребность в трудовой деятельности;

- становление индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Активное развитие мировоззрения, включающее осознание себя как члена конкретного общества, носителя определенных культурных ценностей, непосредственным образом сказывается на взаимодействии со сверстниками. Отношения с окружающими становятся более глубокими, возрастает значимость индивидуальных контактов и привязанностей.

Кроме того, в этот период происходит преобразование мотивации, структуры ценностных ориентаций, активно развиваются специальные способности, связанные с интересующей профессиональной сферой. Повышенная потребность к самоанализу и желание структурировать, обобщать знание о себе самом (своих чувствах, поведении, отдельных поступках) приводят к соотнесению себя с определенным идеалом, что в последующем активизирует процесс самовоспитания и самокоррекции. Изменяется и способ мышления, которое становится более личностным и эмоциональным. Эмоциональность проявляется также в переживаниях, связанных с собственными возможностями, способностями и личностными качествами. Наблюдается активное развитие интеллектуальных чувств, выражающееся в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами.

Р. Хавигхерст [8], обобщая все особенности юношеского периода, отметил, что наиболее трудной задачей является выбор профессии, соответствующей способностям и внутренним устремлениям. Решение этой задачи начинается еще в школьные годы, когда молодые люди уже акцентируют свое внимание на определенных школьных предметах, знания в области которых помогут им в дальнейшем профессиональном становлении. Поэтому ведущей деятельностью становится профессионально-учебная, основанная на социальных мотивах и стремлении приобрести значимую для общества профессию, подчеркнувшую бы и значимость самой личности.

Сделанный профессиональный выбор упорядочивает мотивационные тенденции личности, защищая от многообразия мотивов, порождаемых условиями социально-профессиональной среды. При этом, как отмечает И.Ю. Кулагина [3, с. 12], раскрывается важная потребность молодых людей занять достойное место в обществе, понять свое жизненное предназначение. Н.С. Пряжников [6] отмечает, что в этот жизненный отрезок особую роль играет ценностно-нравственный аспект, который помогает личности познать свои потребности, связанные с уровнем овладения той или иной деятельности. Поступление в высшее учебное заведение укрепляет веру молодых людей в собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную и интересную жизнь. В тоже время этот период отличается сложностью становления личностных черт. Заметно повышается уверенность в себе, интерес к проблемам морально-нравственного характера, мотивы становятся более осознанными. Вместе с тем в поведении еще наблюдается импульсивность, эмоциональность, непредсказуемость, немотивированный риск, которые зачастую обусловлены неумением предвидеть последствия собственных поступков.

Отсюда, обращаясь к вопросу качеств личности, необходимо обратить внимание на положения, которые выдвинул К.К. Платонов. Согласно мнению ученого, они включают в себя черты характера и способности, наложенные на динамическую структуру личности: накопленный опыт, особенности психических процессов, направленность, темперамент [5]. Таким образом, субъективные качества личности, на основе которых вырабатываются новые интеллектуальные и социальные стратегии развития, являются не только отражением изменяющегося мира, но и результатом влияния образовательной среды.

Основная часть. В настоящее время в образовательном процессе на первый план выходит формирование уникальной целостной личности, которая нацелена на успех и стремится максимально реализовать свои возможности. В связи с этим проблема личностных особенностей студентов приобретает особое значение.

Цель исследования - провести сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик студентов в условиях образовательной среды высшего учебного заведения. Выборку составили студенты первых и вторых курсов (п = 104) Полоцкого государственного университета. Для исследования особенностей личности студентов был использован 16-факторный опросник Кеттелла [1]. Результаты применения методики позволили определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценки внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Для обработки результатов 16-факторного опросника Кеттелла были использованы средства описательной статистики. В целях выявления различий между индивидуальными характеристиками студентов двух групп использован [/-критерий Манна-Уитни (таблица).

Согласно данным таблицы, между группами испытуемых существуют статистически значимые различия по фактору С (эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность). Для студентов вторых курсов

характерны: выдержанность, устойчивость в интересах, развитые морально-нравственные качества, на это указывают высокие показатели по этому фактору. У студентов первых курсов показатели иные, в отличие от второй группы для них характерны: чувствительность, ранимость, возможно неуверенность в своих силах, что объясняется процессом адаптации к новой социальной среде.

Таблица. - Сравнительный анализ личностных характеристик студентов первых и вторых курсов

Результаты диагностики Уровень

Факторы студенты студенты значимости

первых курсов вторых курсов различии

фактор А (замкнутость - общительность) 7,52±1,12 7,21±1,04 -

фактор В (общий уровень интеллекта) 7,73±1,19 7,41±1,09 -

фактор С (эмоциональная нестабильность - эмоциональная ста- 0,01

бильность) 4,04±1,12 7,25±1,03

фактор Е (подчиненность - доминантность) 5,21±1,61 6,52±1,14 0,05

фактор Г (сдержанность - экспрессивность) 5,92±1,08 5,28±1,32 -

фактор О (низкая нормативность поведения - высокая нор- 0,05

мативность поведения) 6,71±1,39 5,05±1,08

фактор Н (робость - смелость) 7,15±1,42 7,32±1,14 -

фактор I (жесткость - чувствительность) 4,36±1,19 4,75±1,61 -

фактор Ь (доверчивость - подозрительность) 4,34±1,21 7,31±1,05 0,01

фактор М (практичность - мечтательность) 4,53±1,04 6,12±1,06 0,05

фактор N (прямолинейность -дипломатичность) 4,14±1,23 7,67±1,32 0,01

фактор О (спокойствие - тревожность) 4,29±1,34 4,09±1,28 -

фактор Q1 (консерватизм - радикализм) 4,24±1,36 6,54±1,09 0,05

фактор 02 (конформизм - нонконформизм) 4,45±1,04 6,18±1,12 0,05

фактор 03 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль) 7,65±1,51 7,65±1,31 -

фактор 04 (расслабленность - напряженность) 6,89±1,18 4,61±1,32 0,05

Примечание: р < 0,05-0,01.

Статистически значимы различия между группами выявлены по фактору Е (подчиненность - доминантность, выражающие изменения в поведении в процессе обучения. Так, у студентов вторых курсов выражена тенденция к самоутверждению, которая раскрывается через упрямство, конфликтность. Показатели по этому фактору у студентов первых курсов свидетельствуют о наличии конформного поведения, характерного для людей, испытывающих неуверенность в новой для себя обстановке.

Интересно, что наряду с этими качествами у испытуемых первой группы также наблюдается осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, добросовестность, ответственность, о чем свидетельствуют различия между группами по фактору О (низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения). У второй группы показатели по этому фактору снижаются, что может указывать на отклонения в стандартах поведения и снижению морально-нравственной нормативности. Однако ранее полученные высокие результаты по фактору С противоречат описываемым характеристикам, что можно объяснить акцентированием внимания студентов второго года обучения на личных мотивах, осознание своих возможностей в обучении, а также убежденностью молодых людей в том, что они контролируют ход своей жизни. Последнее обусловлено тем, что большинство студентов после поступления в университет начали самостоятельную жизнь отдельно от родителей, тем самым приняв на себя ответственность за организацию своего быта.

Косвенным подтверждением этому служат различия в показателях между испытуемыми обеих групп по фактору 04 (расслабленность - напряженность). Студентов первых курсов отличает большая мотивированность, напряженность, они испытывают беспокойство, что объясняется новыми жизненными задачами, которые они решают в данный период времени. Испытуемые второй группы, напротив, демонстрируют невозмутимость, терпимость к неудачам, расслабленность.

Статистически значимые различия между группами наблюдаются по факторам М (практичность - мечтательность) и Q1 (консерватизм - радикализм). Более высокие значения по факторам М у студентов второго курса можно интерпретировать как тенденцию к обращению в мир своих переживаний, идей, отказ от общепринятых авторитетов, высокую восприимчивость ко всему новому. Для студентов первых курсов более характерны такие черты, как ориентация на внешнюю реальность, приземленность, практичность, терпимость, осторожность. В отличие от студентов-второкурсников, которые стремятся к независимости и ориентированы на принятие собственных решений, первокурсники демонстрируют покорность и социабельность, желание следовать за группой. На эти качества испытуемых первой группы указывают также результаты по фактору Ь (доверчивость -подозрительность).

Выявленные различия по фактору N (прямолинейность - дипломатичность) указывают на то, что в отличие от студентов-первокурсников, поведение которых непосредственно, естественно и иногда непоследовательно, второкурсники более продуманно подходят к делу, они дипломатичны, проницательны в противоположность прямолинейному, несколько наивному и эмоционально искреннему, поведению испытуемых первой группы.

Не выявленные различия по остальным факторам (см. таблицу 1) указывает наличие таких общих для групп характеристик, как общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность идти на сотрудничество, хороший уровень адаптивности, способность к совместной работе, легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов. В целом можно определить эти качества как ориентированные на учебный процесс, которые выражаются в готовности воспринимать информацию, поступающую от окружающих, наряду со стремлением к успеху совместными усилиями.

На высокий уровень вербальной культуры, мышления, общей эрудиции указывают показатели по фактору В (общий уровень интеллекта), что можно объяснить наличием развитого воображения, умением управлять абстрактными понятиями. Кроме интеллектуальных, эти показатели качеств свидетельствуют о таких чертах, как мечтательность, романтичность, являющихся особенностью юношеского возраста, для которого характерно строить планы на будущее, определять свои жизненные цели.

У обеих групп примерно одинаково выражен фактор Н (робость - смелость), характеризующий степень активности в социальных контактах. Для испытуемых характерны предприимчивость, активность, склонность к авантюрным поступкам, стремление к лидерству, независимость. Однако в силу отсутствия должного социального опыта упомянутые характеристики могут выразиться в чрезмерной импульсивности, желании утвердиться в новом окружении, произвести впечатление на сверстников, снижении самокритичности и склонности к рискованным поступкам.

Выраженный показатель по фактору Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль) у обеих групп указывает на наличие у испытуемых лидерских качеств и организаторских способностей, т.е. стремление к успеху, которому возможно изначально предшествовал правильно сделанный профессиональный выбор.

Обе группы испытуемых демонстрируют такие личностные характеристики, как рассудительность, рациональность, сила воли, самостоятельность. Кроме этого, для студентов характерно наличие творческого потенциала, разнообразие эмоциональных переживаний, неординарное восприятие мира, что возможно обусловлено образовательной средой и насыщенной студенческой жизнью, которая не ограничивается только обучением, но и способствует раскрытию потенциала каждой личности.

Таким образом, проведенное исследование позволило определить ведущие личностные характеристики студентов и сравнить результаты двух групп студентов, близких по своей эмоциональной составляющей, т.к. обе группы еще находятся в начальной стадии профессионального становления.

Заключение. Проведенное исследование позволило определить статистически значимые различия в личностных особенностях студентов первых и вторых курсов по следующим факторам: С (эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность), Е (подчиненность - доминантность), О (низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения), Н (робость - смелость), Ь (доверчивость - подозрительность), М (практичность - мечтательность), N (прямолинейность -дипломатичность), Q1 (консерватизм - радикализм), Q2 (конформизм - нонконформизм), Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль), Q4 (расслабленность -напряженность).

Наличие высоких показателей по отдельным факторам, наблюдающееся у обеих групп, свидетельствует о преобладающей тенденции юношеского возраста - утвердиться в новой социальной реальности. Студенты, обучающиеся на втором курсе, отличаются от первокурсников своей эмоциональной пластичностью, склонностью к импульсивности. Но эти свойства компенсируются развитой волевой регуляцией: умением контролировать свои эмоции и поведение, уверенностью в себе. Итак, можно сделать вывод, что процесс обучения способствует становлению личности, благодаря чему развивается уверенность в себе, в своих возможностях и силах, что в последующем будет способствовать удовлетворению потребности в самореализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Капустина, А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла / А.Н. Капустина. - СПб. : Речь, 2001. - 112 с.

2. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 256 с.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2001. - 464 с.

4. Ливехуд, Б. Кризисы жизни - шансы жизни / Б. Ливехуд. - Калуга : Дух. познание, 1994. - 252 с.

5. Платонов, К.К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М. : Мысль, 1972. - 220 с.

6. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда : учеб. пособие / Н.С. Пряжников. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та. - Воронеж : МОДЭК, 2010. - 536 с.

7. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. -1991. - № 2. - С. 37-49.

8. Havighurst R. Developmental tasks and education / R. Havighurst. - N. Y., 1972. - 119 р.

Поступила 07.04.2021

COMPARATIVE ANALYSIS OF INDIVIDUAL-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS OF THE FIRST AND SECOND COURSES

Yu. BRIKSA

The article reveals the features of adolescence as one of the important periods of human life in which changes in motivational and value and meaningful spheres, the choice of professional activity, changing the social role. Joining the student social group changes the outlook of the individual, as the choice made expands the range of responsibilities orienting a person to the development of independence and responsible attitude to their actions. The results of students' personal characteristics research presented in the article reveal the peculiarities of students' adaptation to studying at a higher education institution and show the dominant qualitative characteristics contributing to the formation in the educational environment. It is emphasized that the personal psychological qualities formed in the process of learning are based on the individual life experience and values instilled in the family.

Keywords: personal qualities, adolescence, professional choice, educational process, leading activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.