Научная статья на тему 'Анализ профессионально важных личностных качеств у будущих педагогов'

Анализ профессионально важных личностных качеств у будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1714
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / «ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ» / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / “IDEAL TEACHER” / PERSONAL TRAITS / PEDAGOGICAL ABILITIES / STRUCTURE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лысенко Екатерина Евгеньевна, Нестерова Ольга Сергеевна

Представлены результаты диагностики профессионально-важных личностных особенностей будущих педагогов; проведено сопоставление выявленных качеств личности со структурой педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лысенко Екатерина Евгеньевна, Нестерова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FUTURE VOCATIONAL TEACHERS’ PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONAL TRAITS

This article presents the results of diagnostics of professionally important personal traits of future vocational teachers, compares the identified traits with the pedagogical activity structure.

Текст научной работы на тему «Анализ профессионально важных личностных качеств у будущих педагогов»

УДК 378.147

Е.Е. Лысенко, канд. психол. наук

О.С. Нестерова

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

На инженерно-педагогическом факультете МГАУ им. В.П. Горячкина проводится исследование различных факторов, обеспечивающих готовность студентов к педагогической деятельности. Особое внимание было обращено на изучение тех личностных характеристик студентов, которые можно рассматривать в качестве способностей.

Исследование, проведенное в 2008-2009 годах, показало, что в основном студенты ИПФ профессионально ориентированы, поскольку 72 % из них планируют связать свое будущее с педагогической деятельностью.

Анализ оценки студентами качеств личности «идеального педагога» и самооценки этих качеств показал, что есть группа качеств, по которым различия степени выраженности у студентов и «идеального педагога» незначительны, а есть группа качеств со значительными различиями степени выраженности [1].

Наиболее значимые качества личности, по которым студенты считают себя равными «идеальному педагогу»:

• общительность;

• доверчивость;

• честность;

• справедливость;

• требовательность.

Качества личности, по которым студенты оценили себя ниже уровня «идеального педагога»:

• коллективизм;

• альтруизм;

• внимательность;

• инициативность;

• активность.

Полученные на первом этапе исследования результаты уже позволяют организовать определенную коррекционную и развивающую работу со студентами в рамках учебно-воспитательного процесса.

Перед авторами встала проблема уточнения установленных эмпирическим путем данных, поскольку в использованной методике оценку качеств личности (себя и «идеального педагога») студенты производили субъективно, что всегда является источником недостаточной достоверности. Без объективной проверки степени соответствия

качеств личности студентов профессионально важным качествам педагога говорить о педагогических способностях студентов можно лишь приблизительно.

Для второго этапа исследования был выбран адаптированный вариант многофакторного личностного опросника Кэттелла, который в настоящее время довольно часто используется в экспериментальных исследованиях личности, поскольку получил высокую оценку у психологов-практи-ков [2]. Методика позволяет провести диагностику личности по 17 факторам, что позволяет дать развернутый анализ.

С помощью данной методики ранее были проведены экспериментальные исследования (Н.А. Аминов, Л.М. Митина, А.А. Баранов) с целью составления портрета личности «идеального педагога» [3], установлены те диапазоны баллов для каждого фактора, которые и являются параметрами портрета «идеального педагога». Перечень факторов личности и диапазоны баллов, характеризующие «идеального педагога», представлены в табл. 1.

Исследование с помощью теста Кэттелла проводилось в 2010 году среди студентов 1-4 курсов инженерно-педагогического факультета МГАУ им. В.П. Горячкина. Общее количество студентов, принимавших участие в исследовании, составило 157 чел.

При сопоставлении данных тестирования студентов с параметрами портрета идеального педагога получены результаты, представленные в табл. 2.

В табл. 2 жирным шрифтом отмечены те данные, которые соответствуют параметрам личности «идеального педагога».

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы.

1. По 9 факторам результаты студентов соответствуют портрету идеального педагога. Это факторы: общительность, подчиненность — доминантность, сдержанность — экспрессивность, высокая нормативность поведения, смелость, жесткость — чувствительность, спокойствие — тревожность, расслабленность — напряженность, адекватная самооценка.

Следовательно, будущие педагоги проявили себя в должной мере общительными, эмоцио-

Таблица 1

Параметры портрета личности «идеального педагога» (тест Кэттелла)

Фактор личности Диапазон баллов, характеризующий идеального педагога

А: замкнутость — общительность 7...12

В: интеллект ОО

С: эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность 7.12

Е: подчиненность — доминантность СЛ

F: сдержанность — экспрессивность сл

G: низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения 7.12

Н: робость — смелость 2 40

I: жесткость — чувствительность СЛ

^ доверчивость — подозрительность 0.5

М: практичность — мечтательность 0.5

N прямолинейность — дипломатичность 2 40

О: спокойствие — тревожность СЛ

Q1: консерватизм — радикализм 7.12

Q2: конформизм — нонконформизм 2 40

Qз: низкий самоконтроль — высокий самоконтроль 2 40

Q4: расслабленность — напряженность СЛ

MD: адекватная самооценка — неадекватная самооценка сл 5

нально стабильными, в необходимой степени доминантными и сдержанными, обладающими высокой нормативностью поведения, смелыми, в необходимой степени чувствительными и спокойными, в должной мере расслабленными, а также обладающими адекватной самооценкой.

Интересно, что у студентов всех курсов результаты по этим шкалам попали в нужный диапазон. Это позволяет сделать предположение, что данные личностные качества можно рассматривать как способности.

2. По 7 факторам результаты студентов не соответствуют портрету идеального педагога. Причем по 5 факторам (доверчивость, практичность,

дипломатичность, радикализм, нонконформизм) данные студентов не соответствуют параметрам «идеального педагога» ни на одном из курсов. А по 3 факторам (высокий интеллект, эмоциональная стабильность, высокий самоконтроль) студенты показали нестабильные результаты, т. е. соответствие с нормой наблюдалось только на отдельных курсах.

В соответствии с задачами исследования особенно важно детально представлять те профессионально важные личностные качества будущих педагогов, которые являются недостаточно развитыми.

Низкий интеллект: конкретность и некоторая ригидность мышления; затруднения в решении абстрактных задач; снижение оперативности мышления; недостаточный уровень общей вербальной культуры.

Высокий уровень подозрительности: осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям; стремление возлагать ответственность за ошибки на окружающих; раздражительность.

Высокий уровень мечтательности: поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями, ориентированность на свой внутренний мир, легкость отказа от практических суждений.

Низкийуровень дипломатичности: простота, наивность, прямолинейность, недисциплинированность, непосредственность, бестактность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, довольствие имеющимся.

Высокий уровень консерватизма: сомнения в отношении новых идей и принципов, склонность

Таблица 2

Итоговые результаты тестирования студентов ИПФ

Курс Общительность Интеллект Эмоциональная стабильность Подчиненность/ Доминантность Сдержанность / Экспрессивность Нормативность поведения Смелость Жестокость / Чувствительность Доверчивость Практичность ть с о м о Ч Спокойствие / Тревожность Радикализм Нонконформизм Самоконтроль Расслабленность / Напряженность Самооценка

1 8,15 3,31 6,97 6,66 5,59 7,28 7,08 6,62 5,85 5,67 5,16 7,08 6,52 5,05 6,21 5,43 6,05

2 9,42 4,09 7,06 7,36 5,67 8,18 7,39 6,88 5,64 5,45 5,36 7 6,82 5,15 6,39 5,7 6,03

3 8,84 3,51 6,64 6,38 5,49 7,87 7,02 7,24 6,22 6 5,28 7 6,89 5,04 5,67 6,38 5,76

4 8,67 3,39 7,33 7,39 6,33 7,28 7,44 5,67 5,44 5,39 5 5,44 5,17 5 5,67 5 6,39

к морализации и нравоучениям, сопротивление переменам, узость интеллектуальных интересов.

Высокий уровень конформизма: зависимость от мнения и требований группы, стремление работать и принимать решение вместе с другими людьми, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение.

3. Отсутствие определенной динамики (по годам обучения) в результатах тестирования студентов говорит о том, что полученные оценки личностных качеств практически не зависят от традиционного учебно-воспитательного процесса в вузе. Следовательно, необходимы иные (нетрадиционные) формы и методы воздействия на личность студентов, которые бы привели к положительному сдвигу личностных характеристик будущих педагогов.

Следующая задача, которую авторы пытались решить в ходе данного исследования, заключалась в сопоставлении качеств личности педагога и структуры его деятельности. Принято вслед за Л.Д. Сто-ляренко выделять следующие составляющие педагогической деятельности [4]:

I. Конструктивная деятельность (выбор содержания учебного материала будущих занятий, выбор методов обучения; проектирование своих действий и действий учащихся, установление дисциплины, рабочей обстановки на занятиях; стимулирование деятельности учащихся; организация своей деятельности по изложению учебного материала).

II. Организаторская деятельность (организация своего поведения в реальных условиях; организация деятельности учеников; организация контроля результатов педагогических воздействий и корректировки).

III. Коммуникативная деятельность (установление правильных взаимоотношений с учениками; осуществление воспитательной работы).

IV. Гностическая деятельность (анализ результатов обучения, воспитания; выявление отклонений результатов от поставленных целей; анализ причин этих отклонений; проектирование мер по устранению этих причин; творческий поиск новых методов обучения, воспитания).

По данным первого этапа исследования выполнению коммуникативной деятельности соответствуют качества с минимальными различиями степени выраженности у студентов и «идеального педагога». В то же время максимальные различия степени выраженности у студентов и «идеального педагога» соответствуют качествам, необходимым для успешного выполнения конструктивной и организаторской деятельностей.

На втором этапе исследования были получены сходные результаты.

С одной стороны, такие качества, как добродушие, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость, предпочтение работы с людьми, принятие общепринятых моральных правил и норм, склонность к сотрудничеству, высокая степень активности в социальных контактах положительно влияют на выполнение коммуникативного компонента педагогической деятельности.

С другой стороны, недостаточное развитие свободомыслия, самостоятельности, находчивости, аналитического, абстрактного мышления, оперативности, практичности, рациональности, эмоциональной выдержанности, терпимости, проницательности, умения находить выход из сложных ситуаций мешает выполнению организаторской и конструктивной деятельности.

Таким образом, выводы первого этапа исследования подтверждены более объективными методами.

Полученные результаты позволили поставить новые теоретические и практические задачи, которые связаны с формированием необходимых качеств педагога в процессе обучения.

Можно ли формировать личностные качества будущих педагогов в процессе их обучения в вузе?

Если можно, то на каком курсе целесообразно начинать этот процесс формирования?

Каким образом следует организовать процесс формирования тех личностных качеств, которые являются профессионально важными для педагога?

У авторов есть предположение, что одним из наиболее эффективных способов развития у будущих педагогов выявленных качеств личности являются тренинговые занятия, которые являются одной из форм активного обучения.

Список литературы

1. Лысенко, Е.Е. Исследования представлений студентов инженерно-педагогического факультета о себе как субъекте профессионально-педагогической деятельности / Е.Е. Лысенко, О.С. Нестерова // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2010. — № 4(43). — С. 68-71.

2. Психологические тесты: в 2 т. / Под ред. А.А. Карелина. — М.: ВЛАДОС, 2000. — Т. 1. — 312 с.

3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Сер. «Мастера психологии» / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010. — 576 с.

4. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.