Научная статья на тему 'Сравнительный анализ и оценка информационного фактора развития регионов (на примере Волгоградской и Саратовской областей)'

Сравнительный анализ и оценка информационного фактора развития регионов (на примере Волгоградской и Саратовской областей) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СУБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАКТОР / INFORMATION SOCIETY / BUSINESS ENTITY / INFORMATION FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаков С. О.

В статье рассмотрены аспекты влияния трансакционных факторов производства на эффективное развитие региональных хозяйственных систем на основе усовершенствованной методики расчета индекса готовности регионов Росс ии к информационному обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS AND EVALUATION OF INFORMATION FACTOR OF REGIONAL DEVELOPMENT (on the example of Volgograd and Saratov regions)

The article deals with the influence of transactional factors on the regional development and indicator of the regions' readiness to information society.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ и оценка информационного фактора развития регионов (на примере Волгоградской и Саратовской областей)»

МА ТЕМА ТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ

УДК 332.1

СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ (на примере Волгоградской и Саратовской областей)

В последние годы информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в России динамично развиваются. В связи с этим возникает необхо -димость разработки методов регулирования и формализации данного процесса. На федеральном и региональном уровне принимаются программы и Концепции развития информатизации, определена цель формирования и развития информационного общества в Российской Федерации: повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально -политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) [5].

Эффективность управления любой социально-экономической системой напрямую связана с тем, как организованы процессы хранения, по -иска, преобразования и использования информации. Эффективное уп -равление возможно в той хозяйственной системе, в которой четко определены информационные связи как между отдельными элементами, так и с внешней средой. В этом случае при возрастании сложности управления социально-экономическими системами обеспечивается возможность координации деятельности различных подсистем, их сопряжения с сис-темами более высокого и более низкого уровня. При этом существенно возрастает число слабоформализуемых задач в принятии решений менеджерами хозяйствующих субъектов. В их числе - анализ и диагностика состояния экономического объекта, определение закономерностей в массивах данных, выработка рациональной стратегии и тактики функционирования хозяйственной системы в целом [3, с. 3]. Трудность заключается в том, что вопросы влияния информационных процессов на оптимизацию управления, возможности и методы их анализа для оценки эффективности функционирования хозяйственной системы в целом не получили должного освещения в отечественной экономической науке. Кроме того, нет четкого определения понятия «информационное общество». Существуют различные подходы к его определению: технологический, эко -номический, социальный, пространственный, культурный, теоретический. В основе всех подходов лежит убеждение, что количественные изменения в сфере информации приводят к возникновению качественно нового типа социального устройства общества [6, с. 14 - 37].

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности проблемы получения адекватных количественной и качественной оценок состояния и темпов развития информационных технологий и телекоммуникаций, со -

С.О. Казаков,

соискатель, Волгоградский государственный университет

ВЕСТНИК. 2009. № 1(25)

кращения разрыва между уровнем развития информационной инфраструктуры страны и уровнем компьютерной грамотности граждан, влияния ИТТ на социальную сферу общества, бизнес, качество государственного управления. Для оценки состояния индустрии ИКТ, развития цифровой экономики и информационного общества, для оценки уровня информатизации в регионах России более всего используется методика, разработанная Институтом развития информационного общества (ИРИО), называемая «Индекс готовности регионов России к информационному обществу» (Индекс ГРРИО). Целью разработки данной методики являлось получение универсального критерия в отношении выработки, проведения и корректировки политики развития информационного общества на федеральном и региональном уровне.

Поскольку Индекс ГРРИО позволяет оценить существующие в регионах предпосылки к широкомасштабному использованию ИКТ, а также последствия принятия управленческих решений на основе рейтинга регионов [1, с. 244], в данной работе представляется целесообразным рассмотреть структуру индекса и проанализировать готовность регионов России к информационному обществу на его основе. Для построения Индекса ГРРИО используется более 70 показателей, характеризующих готовность регионов к информационному обществу; при этом в их число входят ключевые показатели использования ИКТ, рекомендуемые международными организациями. Источником информации для

подсчета Индекса ГРРИО являются данные государственной и ведомственной статистики, результаты представительского опроса населения в регионах, а также результаты обследования Web-сайтов органов власти регионов по методике ООН. Итоговый Индекс ГРРИО формируется как средняя арифметическая индексов-компонентов (факторов развития информационного общества и использования ИКТ), которые в свою очередь строятся как средние взвешенные соответствующих показателей предметных областей: ИКТ-инфра-структуры, человеческого капитала, экономической среды, ИКТ в бизнесе, ИКТ в государственном управлении, ИКТ в здравоохранении, ИКТ в культуре, ИКТ в образовании, использования ИКТ домохозяйствами и частными лицами. Все использованные показатели норма-лизовываются по семибалльной шкале [1, с. 18]. На основе общего Индекса ГРРИО, индексов-компонентов, подындексов и оценок отдельных показателей строятся рейтинги регионов - ранжирование по значению индексов и оценкам показателей. К настоящему мо -менту ИРИО издал в 2005 и 2007 гг. результаты двух широкомасштабных исследований в сфере информатизации регионов России. В рейтинге готовности регионов России к информационному обществу в 2006 г. Волгоградская и Саратовская области занимают 52-е и 42-е места соответственно.

В табл. 1 приведены сравнительные характеристики подындексов интегрального показателя Индекса ГРРИО, а также изменение балла и места Волгоград-

Т а б л и ц а 1

Сравнительный анализ подындексов Индекса ГРРИО, а также их изменений для Саратовской

и Волгоградской областей*

Саратовская область Волгоградская область

2005 - 2006 гг. Изменения по сравнению с 2004 - 2005 гг. 2005 - 2006 гг. Изменения по сравнению с 2004 - 2005 гг.

Балл Место Балл Место Балл Место Балл Место

Рейтинг готовности регионов к информационному обществу 2,95 42 0 -1 2,81 52 -0,08 -4

Индекс компонент-факторов развития информационного общества 2,93 35 0,2 7 2,92 36 -0,28 -1

Подындекс человеческого ка питала 2,59 22 0,37 -3 2,23 46 -0,83 -25

Подындекс ИКТ-инфраструктуры 3,24 43 0,23 4 3,34 32 -0,19 11

Подындекс делового климата 2,96 49 0 8 3,19 28 0,17 19

Индекс-компонент использова -ния ИКТ для развития 2,96 47 0,19 -2 2,69 58 0,12 -3

Подындекс «электронного правительства» (ИКТ в государственном и муниципальном управлении) 3,87 12 0,01 2 3,1 43 0,13 19

Подындекс электронного бизнеса (ИКТ в бизнесе) 2,76 55 0,03 -4 2,71 57 0,13 6

Подындекс использования ИКТ в домохозяйствах и населением (в домохозяйствах и частными лицами) 3,01 52 -0,33 6 3,37 29 0,23 11

Подындекс ИКТ в культуре 2,89 18 -0,83 16 1,79 60 0,26 6

Подындекс ИКТ в медицине 2,36 58 0,11 -4 2,62 50 0 -2

Подындекс ИКТ в образовании 2,89 67 -2,89 -67 2,59 77 2,59 -77

Среднее 35,41 0,24 -0,24 -3,17 3,03 51,45 0,20 -3,65

* Составлено автором по материалам: Индекс готовности регионов России к информационному обществу / ИРИО. М., 2007, 244 с. Индекс готовности регионов России к информационному обществу / ИРИО. М., 2005, 224 с.

ской и Саратовской областей в рейтинге готовности регионов России к информационному обществу. Из таблицы видно, что наибольшее отставание имеется по показателям подындекса «ИКТ в образовании» - на 77 пунктов по Волгоградской области и на 67 пунктов по Саратовской области. Отметим, что данный подындекс появился в структуре Индекса ГРРИО в 2005 - 2006 гг и рассчитывается на основе результатов обследования, проведенного в 2006 г. Россвязьнадзором в школах. Отметим также, что при росте баллов по некоторым показателям суммарное место Волгоградской области в рейтинге готовности регионов России к информационному обществу падает. Это свидетельствует об опережающих темпах развития других регионов по этим же показателям. По Саратовской области при падении баллов падает и место данного региона в общем рейтинге, что свидетельствует о равномерных темпах развития соседних по рейтингу с Саратовской областью регионов. Кроме того, из табл. 1 можно видеть, по каким показателям и насколько велико отставание (или опережение) в темпах развития Волгоградской области в сравнении с Саратовской. Поскольку Индекс ГРРИО отражает в определенной мере последствия принятия управленческих решений, то, следовательно, использование результатов информатизации в образовании, культуре, развитии человеческого капитала в Саратовской области выделяются как приоритетные направления социально-экономического развития региона. Стоит также отметить, что Индекс ГРРИО явля -ется величиной относительной. В ряде других регионов наблюдаются значения данного индекса, близкие к значениям по Волгоградской и Саратовской областям. Следовательно, различия в уровне информатизации близких по рейтингу регионов малозначительны.

На взгляд автора, методика подсчета индекса го -товности не в полной мере отражает фактическое состояние готовности регионов к информационному обществу, поскольку интегрированные в Индекс ГРРИО подындексы не учитывают организационную и нормотворческую деятельность государственных органов власти в сфере информатизации, а также ряд других важных показателей. Анализируя структуру Индекса ГРРИО, считаем целесообразным дополнить методику оценки ИРИО показателями, характеризующими институцио -нальные и организационные параметры, обеспечивающие готовность региона к информационному обществу. Поскольку Индекс ГРРИО последовательно и комплексно охватывает применение и развитие ИКТ во всех сферах экономической деятельности, учитывает влияние экономической среды на готовность региона к информационному обществу, следовательно, Индекс ГРРИО отражает информационное развитие хозяй -ственных систем, а также опосредованно показывает влияние информационного фактора на развитие хозяйственных систем.

Информационный фактор является одним из эндогенных факторов, определяющих «ядро развития» и эволюцию хозяйственных систем [2, с. 17, 23]. Согласно теории эндогенных факторов производства, продукт экономической системы конкретного уровня может быть выражен в виде производственной функции:

Q = F(A, T, Rn, Ins, О, Inf), (1)

где Q - произведенный продукт, А - человеческий, T-технико-технологический, Rn - природно-ресурсный, Ins - ин-

ституциональный, О - организационный, Inf - информационный факторы его создания. Таким образом, информационный фактор выступает как трансакционный, т.е. обеспечивает трансакции созданных продуктов, связывая их производителей и потребителей общими отношениями в процессе распределения и обмена и социально интегрируя их посредством институций, организаций и информации.

Поскольку информационное общество называют также постиндустриальным, т.е. обществом, в котором производство, распределение и потребление информации рассматривается как преобладающая сфера деятельности [7, с. 497], то основой такого общества является превалирующее производство информационных продуктов. Следовательно, информационный продукт хозяйственной системы также может быть выражен производственной функцией (формула 1), а готовность к информационному обществу можно рассматривать как готовность производить информационные продукты. В этом контексте мы предлагаем уточнить и дополнить методику определения Индекса готовности регионов России и региональных хозяйственных систем к информационному обществу В структуру индекса готовности добавлены индекс-факторы, соответствующие факторам производства информационного продукта (формула 1). Далее индекс-факторы раскладываются на подындексы, показатели и параметры.

В рамках данного исследования параметры и показатели, на основе которых рассчитываются человеческий, технико-технологический, природно-ресурсный и информационный факторы, предлагаем оставить в не-измен ном виде. Структуру институционального и организационного факторов представим как совокупность подындексов, параметров и показателей, представленных в табл. 2. Институциональные и организационные параметры принимают как количественные, так и качественные значения. Поскольку количественные значения отражают региональную специфику, а их порядок одинаков, следовательно, в рамках данной работы можно считать влияние этих параметров на место регионов в рейтинге готовности минимальным. С нашей точки зрения, больший интерес представляют качественные параметры, характеризующиеся наличием стратегии информатизации региона, федеральных и областных целевых программ в сфере информатизации региона, уполномоченных региональных и муниципальных органов власти в сфере информатизации.

Рассмотрим каждый из этих параметров для Волгоградской и Саратовской областей.

1. Стратегия информатизации региона. Решением Коллегии Администрации Волгоградской области от 30 января 2007 г. № 1/1 утверждена Стратегия социально -экономического развития Волгоградской области до 2025 года. В данный документ включен анализ развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и сформулированы основные проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие региональной информатизации [8]. Распоряжением от 5 февраля 2008 года № 32-Пр правительства Саратовской области принято решение о разработке стратегического плана социально-экономического развития Саратовской области до 2020 года.

2. Областные целевые программы (ОЦП) по информатизации региона.

Т а б л и ц а 2

Структура и значения показателей институционального и организационного факторов Индекса ГРРИО, оценивающих готовность регионов к информационному обществу для Саратовской и Волгоградской областей*

Индекс-факто ры Подын-дексы Параме тры Показатели Значения показателей

Саратовская область Волгоградская область

Институциональный Формальные Миссия информатизации региона (муниципального района, городского округа) Да, нет Нет Нет

Стратегия информатизации региона Да, нет Нет Да

Концепция Да, нет Да Да

ОЦП Объем финансирования, доля затрат Да Нет

ФЦП Объем финансирования, доля затрат Да Нет

Нормативно-правовые акты в сфере региональной информатизации Количество принятых н/п актов за конечный период 13 18

ИКТ - проекты Количество, объем финансирования 9 13

Нефо рмальные Автоматизированные информационные системы Количество 63 69

Электронные государственные услуги Количество, доля от общего объема услуг 2 7

Единые региональные и муниципальные сети Количество, доля охвата органов власти Да Да

Органи зац ионн ый Государственные (не коммерческий) Уполномоченные региональные и муниципальные органы власти по информатизации Да, нет Нет Да

Межотраслевые Советы по информатизации Количество Да Да

Межведомственные рабочие группы по ИКТ-проектам и программам. Количество Да Да

Государственные и муниципальные учреждения в сфере информатизации Количество Да Да

Негосударственные (коммерчески й) Обучающие центры Количество Нет данных Нет данных

Провайдеры Интернет Количество Нет данных Нет данных

Компании-продавцы ПК Количество Нет данных Нет данных

Компании сферы ИКТ-услуг Количество Нет данных Нет данных

* Составлено автором по материалам: Паспорт информатизации Волгоградской области - 2007 год (рабочие материалы): Паспорт информатизации Саратовской области - 2007 год // иК1_: http://www.saratov.gov.ru/government/structure/mineconom/inform/ pasp_inf2007.php

В Волгоградской области ОЦП по информатизации нет. Однако в рамках Плана действий Администрации Волгоградской области по реализации в 2008 г мероприятий «Программы социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года» разработаны и реализуются мероприятия в сфере информационных и коммуникационных технологий. В Саратовской области принят закон № 146-ЗСО от 2 августа 2007 г. «Об областной целевой программе «Информатизация Саратовской области на 2008 - 2010 годы».

3. Федеральные целевые программы (ФЦП) по информатизации, реализующиеся на территории региона. Волгоградская область не участвует в реализации ФЦП в сфере информатизации. Саратовская область вошла в число пилотных регионов по реализации ряда проектов в сфере информатизации на общую сумму 52 820 тыс. руб. (средства Федерального бюджета) [4].

4. Уполномоченные региональные органы власти по информатизации. Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 9 апреля 2007 г. № 532 в структуре Администрации Волгоградской обла-

сти создан Комитет информационных технологий и телекоммуникаций, уполномоченный проводить единую государственную политику в сфере развития информационных технологий и телекоммуникаций, осуществлять управление телекоммуникационными ресурсами, координировать деятельность органов исполнительной власти и организаций области в сфере информационных технологий и телекоммуникаций. В правительстве Саратовской области не выделен самостоятельный орган управления региональной информатизацией. Существуют структурные подразделения министерств и ведомств, в функции которых входят и вопросы информационного обеспечения.

Таким образом, институциональный и организационный факторы, показывающие качественное развитие информатизации региона, позволяют оценить: наличие (или отсутствие) единого вектора развития сферы информатизации региона; степень мультипликации и аккумуляции, а также эффективность использования ресурсов и средств для решения задач информатизации; согласованность политики в сфере региональной информатизации.

1. Индекс готовности регионов России к информационному обществу / Институт развития информационного общества. М., 2007.

2. Иншаков О.В. Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. 2003. № 1.

3. Калинина А.Э. Развитие информационного простран -ства региональной хозяйственной системы. Волгоград, 2005.

4. Паспорт информатизации Саратовской области - 2007 год // иК1_: http://www.saratov.gov.ru/government/structure/ mineconom/inform/pasp_inf2007.php

5. Стратегия развития информационного общества в России // иК1_: http://www.kremlin.ru/text/docs/2007/07/138695.shtm

6. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2004.

7. Философский энциклопедический словарь, 2-е изд. М., 1989.

8. ЛВС АВО, СПС «Консультант плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.