Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК-АГРАРИЕВ 1 КУРСА, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК-АГРАРИЕВ 1 КУРСА, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ / НЕ СПОРТСМЕНЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / SPORTSMEN / NOT SPORTSMEN / STUDYING / PHYSICAL HEALTH / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Башмак Александр Федорович, Мезенцева Вера Анатольевна, Бородачева Светлана Евгеньевна, Ишкина Ольга Александровна

В статье рассматриваются результаты сравнительного анализа студенток показателей морфофункционального развития и физического здоровья студенток, занимающихся и не спортсменок. Выявлено, что спортсменки имеют меньший показатель весоростового индекса, у них обнаружен более высокий показатель жизненного индекса на 8,49 у.е. Выявлены достоверно (р <0,01) меньшие показатели в гемодинамических показателях и двойного произведения спортсменок по сравнению с не спортсменками. Время восстановления после 20 приседаний за 30 секунд у спортсменок ниже на 52,83 сек., что указывает на более высокий уровень физической работоспособности. Показатели в двигательных тестах студенток-спортсменок достоверно (р <0,05; p <0,01) выше по сравнению с не спортсменками. В целом, уровень физического здоровья студенток спортсменок значительно выше по сравнению с не спортсменками. Достоверных различий в значениях сатурации крови между исследуемыми группами нами не выявлено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич, Башмак Александр Федорович, Мезенцева Вера Анатольевна, Бородачева Светлана Евгеньевна, Ишкина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OFPHYSICAL HEALTH OF STUDENTS-AGRARIANS OF THE 1ST COURSE, HAVING A DIFFERENT VOLUME OF MOTOR ACTIVITY

The article discusses the results of the comparative analysis of the female students indicators of the morphofunctional development and physical health, of those who are engaged in sports and among not athletes. It was revealed that athletes have lower indicator of the weight and height index, they found higher indicator of vital index by 8.49 conv. units. The reliably (p <0.01) lower indices were revealed in hemodynamic indices and double making of sportswomen compared to non-athletes. Recovery time after 20 squats in 30 seconds is 52.83 seconds lower for athletes, which indicates higher level of physical performance. In general, the level of physical health of female athletes is significantly higher compared to non-athletes. We did not reveal any significant differences in the values of blood saturation between the studied groups.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК-АГРАРИЕВ 1 КУРСА, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

тонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия : Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2018. - № 14. - С. 5-37.

2. Киокушинкай каратэ как новый формат обучения будущих предпринимателей / Д.В. Артамонов, Е.Б. Осипова, Ю.О. Аверясова, Т.Н. Шутова, Е.А. Лубышев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 11. - С. 37-39.

3. Вопросы оптимизации содержания элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту / Т.П. Высоцкая, С.И. Бочкарева, Т.Н. Шутова, С.П. Голубничий, А.Г. Буров // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 2 (66). - С. 5-8.

4. Всероссийский центр изучения общественного мнения. - URL : https://wciom.ru/ (дата обращения 20.05.2020).

5. Кондраков, Г. Б. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза / Г.Б. Кондраков, Т.Н. Шутова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - Москва, 2016. - С. 504-511. - URL : http://sdo.rea.ru/cde/conference/20/file.php?fileId=24 (дата обращения: 01.01.2020).

6. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2016. - № 1. - С. 30-31.

REFERENCES

1. Antonova, D.A., Ospennikova, E.V. and Spirin, E.V. (2018), "Digital transformation of the education system. Resource design for a modern digital educational environment as one of its main areas", Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Information Computer Technologies in Education, No. 14, pp. 5-37.

2. Artamonov, D.V., Osipova, E. B., Averyasova, Yu.O., Shutova, T.N. and Lubyshev, E.A. (2019), "Kyokushin karate as a new format for training future entrepreneurs", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 37-39.

3. Vysotskaya, T.P., Bochkareva S.I., Shutova T.N., Golubnichy S.P. and Burov A.G. (2018), "Questions of optimization of the content of elective disciplines (modules) on physical culture and sport", Culture physical and health, No. 2 (66), pp. 5-8.

4. All-Russian center for the study of public opinion, available at:: https://wciom.ru/.

5. Kondrakov, G.B. and Shutova, T.N. (2016), "Athletic gymnastics as a prospect of development of physical culture for students of economic University", Materials IV International scientific and practical conference, Moscow, рp. 504-511.

6. Shutova, T.N., Bodrov, I.M., Mamonova, O.V. and Kondratyev, P.A. (2016), "Technology of fitness in physical education of students", Physical culture: education, training, No. 1, рp. 30-31.

Контактная информация: barkovskye@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.06.2020

УДК 796.011.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК-АГРАРИЕВ 1 КУРСА, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации, Александр Федорович Башмак, старший преподаватель, судья международной категории по гандболу, Вера Анатольевна Мезенцева, старший

преподаватель, Светлана Евгеньевна Бородачева, старший преподаватель, Ольга Александровна Ишкина, старший преподаватель, Самарский государственный аграрный университет, г. Самара

Аннотация

В статье рассматриваются результаты сравнительного анализа студенток показателей мор-фофункционального развития и физического здоровья студенток, занимающихся и не спортсменок.

Выявлено, что спортсменки имеют меньший показатель весоростового индекса, у них обнаружен более высокий показатель жизненного индекса на 8,49 у.е. Выявлены достоверно (р <0,01) меньшие показатели в гемодинамических показателях и двойного произведения спортсменок по сравнению с не спортсменками. Время восстановления после 20 приседаний за 30 секунд у спортсменок ниже на 52,83 сек., что указывает на более высокий уровень физической работоспособности. Показатели в двигательных тестах студенток-спортсменок достоверно (р <0,05; p <0,01) выше по сравнению с не спортсменками. В целом, уровень физического здоровья студенток спортсменок значительно выше по сравнению с не спортсменками. Достоверных различий в значениях сатурации крови между исследуемыми группами нами не выявлено.

Ключевые слова: спортсмены, не спортсмены, обучающиеся, физическое здоровье, сравнительный анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p21-26

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS-AGRARIANS OF THE 1ST COURSE, HAVING A DIFFERENT VOLUME OF MOTOR ACTIVITY

Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored Teacher of the Russian Federation, Alexander Fedorovich Bashmak, the senior teacher, international handball referee, Vera Anatolyevna Mezentseva, the senior teacher, Svetlana Evge-nievna Borodacheva, the senior teacher, Olga Alexandrovna Ishkina, the senior teacher, Samara State Agrarian University

Abstract

The article discusses the results of the comparative analysis of the female students indicators of the morphofunctional development and physical health, of those who are engaged in sports and among not athletes. It was revealed that athletes have lower indicator of the weight and height index, they found higher indicator of vital index by 8.49 conv. units. The reliably (p <0.01) lower indices were revealed in hemodynamic indices and double making of sportswomen compared to non-athletes. Recovery time after 20 squats in 30 seconds is 52.83 seconds lower for athletes, which indicates higher level of physical performance. In general, the level of physical health of female athletes is significantly higher compared to non-athletes. We did not reveal any significant differences in the values of blood saturation between the studied groups.

Keywords: sportsmen, not sportsmen, studying, physical health, comparative analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусматривает реализацию национальных проектов здравоохранение, наука, образование, демография, экология благодаря которым предполагается повышение человеческого потенциала в направлении сохранения и укрепления здоровья как основополагающего компонента человеческого капитала. Решением данной задачи призваны заниматься представители спортивной науки, медицины, физиологии, психологии, преподаватели вузов дисциплин физкультурно-оздоровительного профиля, учителя физической культуры общеобразовательных школ и многие другие специалисты. Преподаватели указанных дисциплин на основе внедрения в практику личностно-ориентированного, деятельностного подхода, создают условия для повышения уровня физической подготовленности и, как следствие, соматического здоровье обучающихся.

Известно, что оптимальная двигательная активность является фактором активной биологической стимуляции нормального морфофункционального развития детей и подростков. Большое количество исследований ученых-медиков, физиологов и представителей спортивной науки, свидетельствуют о пользе занятий физическими упражнениями, приводятся данные о преимуществе в показателях физического здоровья и физической подготовленности обучающихся, активно занимающихся физической культурой и массо-

вым спортом по сравнению с учащейся молодежью, не имеющих регулярной физической активности [1-4, 6-7]. Наряду с этим имеется большое количество исследований, указывающих на низкий уровень физического здоровья и физической подготовленности, как обучающихся общеобразовательных школ, так и организаций высшего образования [2-4]. Данный факт свидетельствует о том, что необходимо привлекать все большее количество обучающихся к систематическим занятиям физическими упражнениями в оптимальном объеме для конкретной возрастно-половой группы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью настоящего исследования является проведение сравнительного анализа уровня соматического здоровья студенток-спортсменок и не спортсменок 18 лет 1 курса Самарского аграрного вуза.

Задачи исследования:

1. Провести исследование показателей физического развития, кардиореспиратор-ной системы, физической работоспособности и состава массы тела студенток 17-18 лет Самарского ГАУ;

2. Оценить уровень соматического здоровья, физической подготовленности, сравнить показатели соматического здоровья и физической подготовленности студенток-спортсменок и студенток, не занимающихся спортом.

3. Предложить программу коррекции физического здоровья обучающихся, имеющих низкий объем двигательной активности.

В исследовании приняли участие 55 студенток-спортсменок массовых разрядов, занимающихся волейболом, легкой атлетикой, пауэрлифтингом и не спортсменок 1 курса в возрасте 17-18 лет. Средний объем двигательной активности спортсменок составил 10 часов в неделю, а не спортсменки занимались физическими упражнениями 3-4 часа в неделю. Исследование показателей морфофункционального развития, физической работоспособности и физического здоровья включало в себя: измерение величин длины и массы тела, динамометрию правой и левой кисти, становой динамометрии, измерение жизненной емкости крови (ЖЕЛ), частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления, время восстановления после 20 приседаний за 30 секунд. Производилась оценка соматического здоровья по методике Г. Л. Апанасенко [8]. Определялся индекс массы тела (ИМТ), содержание мышечного и жирового компонентов, висцерального жира, общей жидкости и основного обмена веществ студенток. При определении сатурации крови использовали прибор пульсоксиметр медицинский «Armed» YX300, позволяющий определить степень насыщения крови кислородом.

Нами производилась статистическая обработка результатов исследования. Для данных с нормальным распределением рассчитывали среднее (M) и ошибка среднего (m). При сравнении выборочных средних для данных с нормальным законом распределения использован критерий Стьюдента. Для всех видов анализа статистически значимыми считались значения р <0,05. Для ускорения процесса статистической обработки полученных результатов исследования мы использовали компьютерную программу контроля и коррекции физического развития и физической подготовленности обучающихся под редакцией С.П. Левушкина [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты наших исследований показали, что по такому антропометрическому показателю как длина тела достоверных различий между студентками спортсменками и не спортсменками нами не выявлено. Вместе с тем по показателю массы тела и по весо-ростовому индексу были выявлены достоверные различия (р <0,01), где показатель массы тела и весоростовой индекс студенток, имеющих не высокий объем двигательной активности превышал таковой показатель спортсменок на 4,0 кг и на 18,81 усл.ед. соответ-

ственно. По методике Г. Л. Апанасенко спортсменки набирают 0 баллов, а не спортсменки, соответственно - 1 балл (таблица 1). Что касается показателей силы правой и левой кисти, то выявлены достоверные различия (р<0,05) только в значениях динамометрического индекса правой кисти, где показатель девочек, занимающихся спортом на 7,44 усл.ед. выше по сравнению со сверстницами не спортсменками. Таким образом, по методике Г. Л. Апанасенко не спортсменки набрали 2 балла, а спортсменки - 3 балла.

Таблица 1. - Морфофункциональное развитие и физическое здоровье обучающихся спортсменок и не спортсменок 17-18 лет Самарского аграрного вуза_

Показатели Физкультурные группы Достоверность различий не спорт. - спорт.

Не спортсмены Спортсмены

Длина тела, см 166,9±0,96 164,33±1,56 -

Масса тела, см 59,03±1,71 55,03±1,61 **

Весоростовой индекс, усл. ед. 353,68±6,84 334,87±5,58 **

Уровень - 1 0

Сила правой кисти, кг 30,47±1,47 32,5±1,14 -

Силовой индекс правой кисти, усл. ед. 51,61±4,8 59,05±3,1 *

Уровень 2 3

Сила левой кисти, кг 28,1±0,94 27,02±1,08 -

Силовой индекс левой кисти, усл. ед. 47,6±2,9 49,1±2,3 -

ЖЕЛ, см куб. 3769,4±81,28 3981,3±127,9 *

Жизненный индекс, усл. ед. 63,85±1,77 72,34±1,53 **

Уровень 5 5

АДС, мм рт. ст. 123,0±5,57 113,54±1,32 **

АДД, мм рт. ст. 79,1±2,05 74,59±0,98 **

ЧСС (сидя), уд. мин. 85,54±2,33 77,22±2,93 **

Двойное произведение, усл. ед. 105,21±2,3 86,76±1,95 **

Уровень 0 2

Время восстановления после нагрузки 20 приседаний за 30 с. 141,5±20,05 88,67±16,3 **

Уровень 1 5

Уровень соматического здоровья (по Г.Л. Апанасен-ко), баллы 7,1±0,33 15,0±0,45 **

Уровень соматического здоровья н. среднего в. среднего -

Сатурация крови О2, % 98,79±0,08 98,83±0,07 -

Примечание: * - достоверно при р <0,05; ** - достоверно при р <0,01

Сравнительный анализ показателей ЖЕЛ и жизненного индекса показал, что данные величины спортсменок достоверно (р <0,05; р< 0,01) выше по сравнению с группой не спортсменок на 211,9 куб. см и на 8,49 усл.ед. соответственно.

Сопоставительный анализ таких гемодинамических показателей как артериальное давление систолическое (АДС) и диастолическое (АДД), ЧСС и двойное произведение у девушек спортсменок достоверно (р<0,01) ниже по сравнению с не спортсменками на 10,54 мм рт. ст., на 4,51 мм рт. ст., на 8,32 уд. мин. и на 18,45 усл.ед. соответственно. По методике Г.Л. Апанасенко группа спортсменок набрали 2 балла, а не спортсменки - 0 баллов. Что касается основополагающего показателя в оценке физического здоровья -физической работоспособности, оцениваемой нами по времени восстановления после 20 приседаний за 30 секунд, то мы выявили, что общая физическая работоспособность у девушек спортсменок достоверно (р <0,01) выше по сравнению с первокурсницами, не занимающимися спортом - на 52,83 с. По методике Г.Л. Апанасенко физическая работоспособность спортсменок соответствует 5 баллам, а студенток не занимающихся спортом только 1 баллу.

Таким образом, по методике Г. Л. Апанасенко, девушки спортсменки набрали по пяти показателям 15,0±0,45 баллов, что соответствует уровню физического здоровья выше среднего, а первокурсницы не спортсменки набрали только 7,1±0,33 баллов, что соответствует уровню соматического здоровья ниже среднего.

Если рассматривать показатель насыщения крови кислородом, то исследования показали, что достоверных различий между исследуемыми группами не спортсменов и спортсменов нами не выявлено. Вместе с тем, показатель сатурации крови у обеих групп находится в норме (98,79±0,08 и 98,83±0,07 % соответственно).

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности студенток спортсменок и не спортсменок показал, что по уровню развития физических качеств у спортсменок выявлены достоверно (р <0,05; р <0,01) более высокие значения с их сверстницами, не занимающимися спортом. Так, спортсменки бегут дистанции 100 метров, 1000 метров и челночный бег 3*10 метров достоверно (р <0,01) быстрее студенток, занимающихся физическими упражнениями в основном только в рамках учебных дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (на 1,29 с, на 74,9 с. и на 1,26 с, соответственно). Спортсменки достоверно (р <0,01) прыгают дальше с места по сравнению с однокурсницами на 26,89 см. Кроме того спортсменки продемонстрировали более высокую гибкость позвоночного столба, на что указывает достоверно (р <0,05) более низкий наклон (на 3,56 см) вперед из положения стоя на гимнастической скамье. Вместе с тем, спортсменки делают достоверно (р <0,01) больше подниманий туловища из положения лежа на спине за 1 минуту (на 10,01 раза) и на 4,19 раза достоверно (р <0,05) больше отжимаются по сравнению с испытуемыми не спортсменками. В целом, уровень ОФП студенток, занимающихся спортом выше по сравнению с не спортсменками. Так, выше среднего и средний уровень ОФП имеют у 29,35% спортсменок, в этой же группе со средним уровнем ОФП выявлено 54,28% испытуемых и 16,37% имеют уровень ОФП ниже среднего. Вместе с тем 36,12% не спортсменок имеют средний уровень ОФП, ниже среднего в этой группе испытуемых выявлено 49,34% и 14,64 % имеют низкий уровень ОФП.

Таблица 2 - Показатели физической подготовленности студенток 1 курса Самарского аграрного вуза, имеющих разный объем физической активности_

Параметры Не спортсмены Спортсмены Достоверность различий

Бег на 100 м., сек. 18,17±0,25 16,88±0,3 **

Бег на 1000 м., сек. 383,6±6,4 308,7± 7,12 **

Челночный бег 3*10 м., сек. 9,41±0,11 8,15±0,1 **

Прыжок в длину с места, см 165,25±3,46 192,14±5,42 **

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см 12,25±1,3 15,81±1,7 *

Поднимание туловища, руки за головой за 1 минуту, кол-во раз 31,09±1,38 41,1±2,02 **

Отжимания от пола, кол-во раз 10,36±1,39 14,55±1,4 *

Примечание: * - достоверно при р<0,05; **- достоверно при р<0,01

ВЫВОДЫ

1. Показатели весоростового индекса спортсменок достоверно (р <0,01) ниже по сравнению со значениями студенток, не занимающихся спортом.

2. Физиометрические показатели: силовой динамометрический индекс правой кисти, жизненная емкость легких и жизненный индекс спортсменок достоверно (р <0,05; 0,01) выше по сравнению с не спортсменками.

3. Такие показатели центральной гемодинамики как АДС, АДД, ЧСС и двойное произведение у девушек-спортсменок достоверно (р <0,01) ниже по сравнению со студентками, не занимающимися спортом, что указывает на преимущество в деятельности ССС.

4. Показатель физической работоспособности студенток-спортсменок выше по сравнению с не спортсменками. В целом, уровень физического здоровья студенток, занимающихся спортом, находится на уровне выше среднего, а аналогичный показатель не спортсменок значительно ниже и находится на уровне ниже среднего.

5. Показатель сатурации крови во всех исследуемых группах находится на верхнем уровне нормы и достоверных различий между ними не выявлено.

6. Уровень общей физической подготовленности студенток-спортсменок выше по сравнению с не спортсменками, что подтверждено достоверно (р <0,05; p <0,01) более высокими показателями в двигательных тестах.

7. Исследования показали преимущество систематической двигательной активности в контексте оптимизации физического здоровья обучающихся студенток 17-18 лет 1 курса аграрного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий // Казанский медицинский журнал. - 2018. - № 4 (99). - С. 698-705.

2. Блинков, С.Н. Анализ мониторинга физической подготовленности студентов период учебного года / С.Н. Блинков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 6. - С. 60-62.

3. Блинков, С.Н. Исследование физического развития городских и сельских школьников 7-17 лет Ульяновской области / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 22-29.

4. Горелов, А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи : монография / А.А. Горелов, В. Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород : Политерра, 2011. - 101 с.

5. Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, С.Н. Блинков, Ф.М. Кодолова // Экология человека. - 2006. - № 52. - С. 65-66.

6. Левушкин, С.П. Исследование физического состояния учащейся молодежи : монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков ; Ульяновский гос. ун-т. - Ульяновск : [б. и.], 2013. - 162 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Пирогова, Е.А. Влияние физических нагрузок на работоспособность и здоровье человека / Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. - Киев : Здоровье, 1986. - 151 с.

8. Скрининг физического (соматического) здоровья населения при профилактических осмотрах : методические рекомендации / Г.Л. Апанасенко [и др.]. - Киев : Мед. институт им. Академика А. Богомольца, 1988. - 12 с.

REFERENCES

1. Baranov, A. A. (2018), "The state of health of children in Russia, priorities for its preservation and strengthening", Kazan Medical Journal, No 4 (99), pp. 698-705.

2. Blinkov, S.N. (2015), "Analysis of monitoring the physical fitness of students during the school year", Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 60-62.

3. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2015), "Research of physical development of city and rural school students of 7-17 years of the Ulyanovsk region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 22-29.

4. Gorelov, A.A., Kondakov, V.L. and Usatov, A.N. (2011), Intellectual activity, physical working capacity, physical activity and health of student's youth: monograph, Polyterra, Belgorod.

5. Levushkin, S.P, Zhukov, O.F., Blinkov, S.N., Kodolova, F.M. (2006), "The use of computer technology in the professional activity of a specialist in physical culture", Human Ecology, Appendix 1, pp. 65-66.

6. Levushkin, S.P, Hamzina, V.A. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: monograph, Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

7. Pirogova E.A., Ivashchenko, L.Ya. and Strapko, N.P. (1986), Influence of physical activities on working capacity and health of the person, Health, Kiev.

8. Ed. Apanasenko G.L. (1988), Screening ofphysical (somatic) health of the population at preventive surveys: methodical recommendations, Medical institute of the Academician A. Bogomolts, Kiev.

Контактная информация: blinkovsn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2020

УДК 376.4

МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНВАЛИДИЗАЦИИ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью внедрения инновационных подходов по проблеме моделирования физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и различной степенью инвалидизации с учетом имеющихся нозологий, дифференцированного подхода и информационных технологий.

Цель исследования - разработать модель физического воспитания студентов с инвалидностью и ОВЗ на базе принципов инклюзивного образования с учетом требований ФГОС ВО. Исследование проводилось на базе Московского государственного психолого-педагогического, Российского государственного социального университета в 2018-2019 гг. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты с инвалидностью и ОВЗ. Занятия в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) были организованы с соблюдением принципа инклюзивного обучения для лиц с различными группами здоровья и инвалидов. Методы исследования: обзор научно-методической литературы, моделирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, психологическое тестирование, тестирование уровня компетенций. Для статистической обработки материалов исследования применялся стандартный пакет Microsoft Excel 2019, достоверность межгрупповых и внутригрупповых различий в результатах тестирования определялись посредством t-критерия Сть-юдента. Результаты исследования. Предлагаемая модель ориентирована на индивидуальный и дифференцированный подход и включает: 1) практические программы физического воспитания студентов с ОВЗ; 2) научно-методический блок «Neuronet technology. Accessible environment», базирующийся на информационно-программном подходе с применением нейросетевого моделирования; 3) программы для семинарских занятий. Вывод. На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что превосходство в полученных знаниях и навыках студентов ЭГ обусловлено применением предлагаемой инновационной модели инклюзивного обучения.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, студенты с ограниченными возможностями здоровья, физическое воспитание, нейросетевое моделирование.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p27-33

MODEL OF INCLUSIVE PEDAGOGICAL APPROACH TO PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES AND VARIOUS

INVALIDIZATION DEGREE

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor ofpedagogical science, professor, Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of sociological science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Marat Rinatovich Shakirov, the teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Annotation

Relevance of research is caused by need of introduction of innovative approaches on a problem of modeling of physical training of students with the limited opportunities of health (LOH) and various degree of invalidization taking into account the available nosology, the differentiated approach and infor-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.