подтверждена с помощью критерия Манна-Уитни (таблица 1, рисунок 2).
Мы считаем, что учёт текущего уровня работоспособности обучающегося, построение индивидуальной образовательной траектории и использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе являются средствами снижения стресса будущих педагогов и тем самым способствуют процессу здоровьесбережения. В процессе исследования мы выяснили, что сочетание подобных технологий способствует повышению уровня сформированности компетенций будущих педагогов в процессе обучения как математике, так и иным дисциплинам.
Работа выполнена по гранту рег. 29-05/2019 от 25.09.2019 "Психологические и нейрофизиологические критерии индивидуальной траектории развития педагогов».
ЛИТЕРАТУРА
1. Belousova, N.A. Psychophysiological predictors of preservation of students' health under examination stress / N.A. Belousova, V.P. Maltsev, Yu.V. Korchemkina // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. - 2018. - No. 10. - P. 2616-2620.
2. NeuroLab BioMouse: Биомышь исследовательская - URL : http://www.neuro-lab.ru/ru/menu/products/biomouse_research/about/ (дата обращения: 13.10.2019).
3. Корчемкина, Ю.В. Применение OLAP-технологий для построения и реализации индивидуальной траектории обучающихся / Ю.В. Корчемкина, Н.А. Белоусова, В.П. Мальцев // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 10. - С. 196-200.
4. Мороз, М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Рекомендации по допуску к работе : методическое руководство / М.П. Мороз. - СПб. : ИМАТОН, 2009. - 48 с.
REFERENCES
1. Belousova N.A., Maltsev V.P., Korchemkina Yu.V. (2018), "Psychophysiological predictors of preservation of students' health under examination stress", Journal of Pharmaceutical Sciences and Research, No. 10, pp. 2616-2620.
2. NeuroLab BioMouse: BioMouse Research, available at: http://www.neurolab.ru/ru/menu/prod-ucts/biomouse_research/about/ (accessed 13.10.2019)
3. Korchemkina Yu.V., Belousova N.A. and Maltsev V.P. (2018), "Application of olap-technologies for construction and implementation of individual trajectory of training", Modern high technologies, No. 10, pp. 196-200.
4. Moroz M.P. (2009), Express diagnostics of human performance and functional state. Admission Recommendations: A Guide, IMATON, St. Petersburg.
Контактная информация: kjv_intser@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.10.2019
УДК 796.011.3
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ХРОНИЧЕСКОЙ
ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 18 ЛЕТ АГРАРНОГО ВУЗА В ГЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ
Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации, профессор РАЕ, Александр Федорович Башмак,
старший преподаватель, судья международной категории по гандболу, Вера Анатольевна Мезенцева, старший преподаватель, Светлана Евгеньевна Бородачева, старший преподаватель, Ольга Павловна Бочкарева, старший преподаватель, Самарский государственный аграрный университет, г. Самара
Аннотация
Статья посвящена результатам исследования показателей физического развития, физической подготовленности и хронической заболеваемости обучающихся мужского и женского пола 18 лет.
Выявлено, что как юноши, так и девушки данной возрастной группы относятся к категории испытуемых с нормальным весом по классификации индекса массы тела (ИМТ). Выявлена достоверность различий по всем исследуемым показателям физического развития. Так, юноши имеют достоверно более высокий показатель ИМТ по сравнению с девушками (на 2,66 кг/м2), у них же выявлено более высокое содержание как общего, так и висцерального жира, меньший показатель активной клеточной массы и общий процент воды в организме. Уровень физической подготовленности у юношей выше по сравнению с девушками, а хроническая заболеваемость, напротив, больше у девушек. Низкий уровень физической подготовленности у девушек связан с низкой двигательной активностью. Рекомендованы самостоятельные занятия физическими упражнениями в объеме не менее 5-6 часов тренировочных занятий в неделю.
Ключевые слова: обучающиеся, физическое развитие, физическая подготовленность, хроническая заболеваемость, состав массы тела, индекс массы тела, биоимпедансометрия.
COMPARATIVE ANALYSIS OF INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT, PHYSICAL FITNESS AND CHRONIC MORBIDITY OF STUDENTS AGED 18 YEARS OLD OF AGRARIAN UNIVERSITY IN THE GENDER ASPECT
Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored Teacher of the Russian Federation, professor RAE, Alexander Fedorovich Bashmak, the senior teacher, international handball referee, Vera Anatolievna Mezentseva, the senior teacher, Svetlana Evgenievna Borodacheva, the senior teacher, Olga Pavlovna Bochkareva, the senior lecturer, Samara State Agrarian University
Annotation
The article is devoted to the results of the study of the indicators of the physical development, physical fitness and chronic morbidity of male and female students aged 18 years old. It was revealed that both boys and girls of this age group belong to the category of the subjects with normal weight according to the classification of body mass index (BMI). The significance of differences in all investigated indicators of physical development is revealed. So, the boys show significantly higher BMI compared to the girls (by 2.66 kg / m2), they also revealed higher contents of both total and visceral fat, lower rate of the active cell mass and the total percentage of water in the body. The level of physical fitness among the boys is higher compared to the girls, and chronic morbidity, in contrast, is greater among the girls. A low level of physical fitness among the girls is associated with low physical activity. Independent physical exercises in the amount of at least 5-6 hours of training sessions per week are recommended.
Keywords: students, physical development, physical fitness, chronic morbidity, body mass composition, body mass index, bioimpedansometry.
ВВЕДЕНИЕ
Никто не будет отрицать, что проблема сохранения и укрепления соматического здоровья студенческой молодежи является одной из приоритетных, так как здоровье является основополагающим компонентом развития человеческого потенциала. Вместе с тем, никому не секрет, что современные обучающиеся вузов имеют как низкие показатели здоровья, так и связанный с ним уровень физической подготовленности [1-3]. Преподавателям дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре» с целью адекватного тренировочного воздействия необходимо знать кроме уровня общей физической подготовленности и уровень физического развития, которые могут быть различными. В период диспансеризации первокурсников, преподаватели дисциплин физкультурно-оздоровительного профиля должны совместно с медицинскими работниками решать вопрос об отнесении того или иного студента к основной или специальной медицинской группе Немаловажным фактором в принятии решения в какой физкультурной группе заниматься обучающемуся является росто-весовой индекса. Верхней границей нормы индекса массы тела является величина 25 кг/м2. Масса тела человека является самым весомым фактором в определении уровня физического здоровья. Однако зачастую этим показателем пренебрегают и, обучающиеся имеющий повышенную массу тела или даже ожирение того или иного класса попадает в основную физкультурную группу, что
является не допустимым. Сегодня, к сожалению, в связи с низкой двигательной активностью, неправильным питанием, среди учащейся молодежи набирает обороты тенденция к повышенной массе тела и ожирению.
Наряду с определением уровня физического развития, в настоящее время пользуется все большей популярностью биоимпедансный анализ состава массы тела. Этот метод позволяет добыть максимально достоверные сведения, касающиеся основных показателей состояния здоровья испытуемого. Этот метод позволяет производить оценку жировой, тощей, мышечной, общей клеточной масс, общей жидкости организма и других его параметров на основе биологических значений электрического импеданса различных структур организма человека [4-5].
Биоимпедансный анализ позволяет получить сведения о здоровой массе тела человека и оптимальном соотношения жировых тканей в его организме; объема внутриклеточной и внеклеточной жидкости; индекса массы тела (ИМТ); объема активной клеточной массы (АКМ); активности обменных процессов; отклонений; динамики состояния тела. Наряду с показателями физического развития в оценке физического здоровья обучающихся должен присутствовать как анализ хронической заболеваемости, так и результаты тестирования двигательной подготовленности.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью настоящего исследования являлось изучение и проведение сравнительного анализа физического развития, физической подготовленности и хронической заболеваемости обучающихся 18 лет Самарского ГАУ в гендерном аспекте. В задачи нашего исследования входило: 1) Исследование физического развития и сатурации крови О2 обучающихся 18 лет; 2) Тестирование двигательной подготовленности; 3) Проведение сравнительного анализа физического развития, сатурации крови О2 двигательной подготовленности и хронической заболеваемости обучающихся 18 лет в гендерном аспекте. В исследовании приняли участие 79 студентов мужского и женского пола в возрасте 18 лет. Использовалась методика Р.Н. Дорохова [4].
При исследовании нами измерялась длина тела, масса тела, сила кисти, становая сила, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Определялась мышечная масса ИМТ, содержание мышечного и жирового компонентов, висцерального жира, общей жидкости и основного обмена веществ студенток. При определении сатурации крови использовали прибор пуль-соксиметр медицинский «Armed» YX300, позволяющий определить степень насыщения крови кислородом. При исследовании силы кисти и становой силы использовался кистевой и становой динамометр, ЖЕЛ измеряли суховоздушным спирометром. При определении уровня общей физической подготовленности (ОФП) использовали батарею двигательных тестов, состоящую из семи контрольных испытаний, позволяющих определить уровень развития как отдельных физических качеств, так и ОФП в целом.
Была произведена статистическая обработка полученных результатов. Для данных с нормальным распределением рассчитывали среднее (M) и ошибка среднего (m). При сравнении выборочных средних для данных с нормальным распределением использован критерий Стьюдента. Для всех видов анализа статистически значимыми считались значения р <0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенное исследование антропометрических показателей физического развития показало достоверно (р <0,01) более высокие величины длины тела и массы тела у юношей по сравнению с девушками (на 16,42 см и на 20,47 кг соответственно). Индекс массы тела (ИМТ) обучающихся мужского пола достоверно (р <0,01) больше по сравнению с девушками (на 2,66 кг/м2). Вместе с тем ИМТ обучающихся как женского, так и мужского пола находится в категории нормального веса, однако юноши более близки к показателю
повышенной массы тела, чем девушки. Об этом свидетельствуют значения более детального изучения состава массы тела методом биоимпедансного анализа. Необходимо отметить, что исследований, направленных на изучение показателей биоимпедансометрии не так много. В таблице 1 приведены показатели биоимпедансометрии и ИМТ студентов 18 лет в гендерном аспекте. Из таблицы наглядно видно, что юноши имеют значительно более высокие значения общего жира и висцерального жира в организме, что на 9,17% и на 2,75% соответственно больше по сравнению с девушками.
Таблица 1 - Показатели физического развития, биоимпедансометрии и пульсоксиметрии обучающихся 18 лет Самарского ГАУ (M±m)
Параметры Девушки 18 лет Юноши 18 лет Достоверность различий
Длина тела, см 164,48±1,38 180,9±1,5 **
Масса тела, кг 53,73±1,65 74,2±2,72 **
ИМТ, кг/м2 19,67±0,35 22,33±0,38 **
Сила правой кисти, кг 32,71±0,65 43,31±0,32 **
Сила левой кисти, кг 30,6±0,72 41,71±0,41 **
Становая сила, кг 113,2±3,6 47,5±2,58 **
ЖЕЛ, куб. см 3518,5±109,8 4920,8±111,5 **
ЖМ, % 9,1±0,94 18,27±1,4 **
АКМ, кг 45,28±0,93 56,81±0,95 **
АКМ, % 84,27±1,35 76,49±1,42 **
Общая жидкость, % 63,38±0,91 56,6±1,03 **
Висцеральный жир, % 3,81±0,3 6,56±0,34 **
Основной обмен, ккал 1382,4±27,05 1667,8±77,36 **
Сатурация крови О2, % 98,82±0,07 98,83±0,1 -
Примечание: ** - достоверно при р <0,01
В связи с более высокими значениями ИМТ и жировой массы у юношей, у них соответственно выявлены меньшие значения показателя активной клеточной массы и общей воды в организме (на 7,78% и на 6,78% соответственно). Показатель основного обмена у юношей также достоверно (р <0,01) более высокий по сравнению с девушками - на 285,4 ккал. (таблица 1). Вместе с тем, исследование показало, что все физиометрические показатели физического развития юношей, как-то, сила правой и левой кисти, становая сила, ЖЕЛ достоверно (р <0,01) выше по сравнению с девушками (таблица 1).
Если рассматривать насыщение крови кислородом методом пульсоксиметрии, то мы выявили, что достоверных различий между обучающимися в гендерном аспекте не было обнаружен. Так, средний показатель насыщения крови О2 у девушек и юношей составил 98,82±0,07 и 98,83±0,1 соответственно, что соответствует максимальному значению нормы (таблица 1). В задачи нашего исследования входило также проведение сравнительного анализа хронической заболеваемости 18-летних студентов в гендерном аспекте (рисунок 1). Сравнительный анализ указывает на то, что по большинству видов хронических заболеваний девушки превосходят таковые показатели юношей, кроме нарушений осанки, где различного рода нарушений у обучающиеся мужского пола выявлено на 0,97% больше.
Вызывает беспокойство то, что девушки вступив в фертильный возраст, имеют негативны фон достаточно высокого уровня хронической заболеваемости, что может негативно отразиться в последствии на детородных функциях. Так, по заболеваниям желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, нервной системы, сердечно-сосудистой системы и ЛОР-заболеваниям, девушки превосходят аналогичные показатели юношей в 7 раз, в 3,3 раза, в 2,38 и в 10,89 раза соответственно (рисунок 1).
Наряду с исследованием физического развития и хронической заболеваемости, в задачи нашего исследования входило тестирование физической подготовленности по семи двигательным тестам (бег на 100 метров, челночный бег 3*10 метров, прыжок в длину с места, отжимания от пола (девушки), подтягивания на высоко перекладине (юноши), поднимание туловища, руки за головой за 30 сек., наклон вперед из положения стоя на
гимнастической скамейке, бег на 1000 метров).
25
20
! 10
ц
о ю
5
20,19
□ Девушки □Юноши
8,92
6,21
7,98
0,940,56
5,65
1,13
1,69
0,56
8,47
6,1
4,69
5,65
0,56
*
Ж
а-
Структура хронической заболеваемости Рисунок 1 - Хроническая заболеваемость обучающихся 18 лет Самарского ГАУ
С**
Результаты тестирования физической подготовленности указывают на то, что юноши имеют более высокий уровень общей физической подготовленности (ОФП) по сравнению с девушками. Так, низкий, ниже среднего, средний и выше среднего уровень ОФП имеют 2,94%, 23,53%, 50,0% и 23,53% испытуемых соответственно, то есть 73,53% имеют уровень ОФП средний и выше среднего, тогда как у девушек этот показатель значительно ниже - 42,6%, а 57,43% имеют уровень ОФП ниже среднего и низкий (рисунок 2).
60 50
С 40 ©
9 30
р20
у
' 10 0
48,15
50
□ Девушки □ Юноши
9,26
2,94
П_
35,19
23,53
23,53
7,41
среднии
выше среднего
низкий ниже среднего
Уровни ОФП
Рисунок 2 - Уровень ОФП обучающихся 18 лет аграрного вуза
Данный факт свидетельствует о том, что девушки меньше внимания уделяют занятиям физическими упражнениями в своей досуговой деятельности, чем юноши. То есть, девушки, имея изначально хорошие показатели физического развития, мало используют ресурс физкультурно-оздоровительно деятельности в сохранении и укреплении своего физического здоровья и профилактики хронических заболеваний.
Таким образом, наши исследования показали, что имеются существенные различия в показателях физического развития, уровне хронической заболеваемости и физической подготовленности обучающихся 18 лет мужского и женского пола.
ВЫВОДЫ
1. Средний показатель ИМТ 18-летних обучающихся мужского и женского пола находится в пределах нормы. Показатель ИМТ согласуется с результатами биоимпедансометрии. Вместе с тем, показатель общего и висцерального жира у юношей достоверно (р <0,01) больше. Напротив, у девушек выявлены более высокие значения АКМ и общего содержания воды в организме по сравнению с юношами. Показатели сатурации
ти15
4
0
крови у обучающихся обеих полов находится в пределах верхней границы нормы, что косвенно свидетельствует о нормальной работе кардиореспираторной, газотранспортной и системы кроветворения организма студентов.
2. Уровень хронической заболеваемости у девушек значительно выше (кроме нарушения осанки) по сравнению с юношами, что является негативным фоном при вступлении девушек в фертильный возраст, и, в дальнейшем может отрицательно сказаться на детородных функциях.
3. Уровень ОФП у юношей превосходит таковые показатели у девушек, что говорит о том, что девушки меньше внимания уделяют занятиям физическими упражнениями, чем юноши.
4. Обучающимся, особенно девушкам, необходимо больше уделять внимания самостоятельным занятиям физическими упражнениями в объеме не менее 5-6 часов в неделю.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинков, С.Н. Анализ мониторинга физической подготовленности студентов в период учебного года / С.Н. Блинков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 6. - С. 60-62.
2. Блинков, С.Н. Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в условиях сельской школы на основе учета индивидуально-типологических особенностей учащихся : монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин. - Кинель : [б.и.], 2016. - 390 с.
3. Блинков, С.Н. Физическое состояние и соматическое здоровье студенток 19-20 лет / С.Н. Блинков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (52). - С. 20-24.
4. Дорохов, Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков : автореф. дис. ... д-ра. мед. наук / Дорохов Р.Н. - Москва, 1985. - 31 с.
5. Пешков, М.В. Характеристика показателей массы тела и обменных процессов по результатам биоимпедансного анализа у студентов с дефицитом массы тела / М.В. Пешков, Е.П. Шарайкина, В.Е. Беззаботнов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16682 (дата обращения: 17.10.2019).
REFERENCES
1. Blinkov, S.N. (2015), "Analysis of monitoring the physical fitness of students during the school year", Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 60-62.
2. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2016), Improving physical education and health work in a rural school based on the individual-typological characteristics of students: monograph, Kinel.
3. Blinkov, S.N. (2017), "Physical condition and somatic health of students 19-20 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (52), pp. 20-24.
4. Dorokhov, R.N. (1985), Somatic types and developmental options for children and adolescents, dissertation, Moscow.
5. Peshkov, M.V. and Sharaikina, E.P. and Bezabotnov, V.E. (2014), "Characterization of indicators of body weight and metabolic processes according to the results of bioimpedance analysis in students with a deficit of body weight", Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://www. science-education.ru/en/article/view?id=16682 (accessed: 10/17/2019).
Контактная информация: blinkovsn@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.10.2019
УДК 615.825
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКИМ ИНСУЛЬТОМ
НА СТАЦИОНАРНОМ ЭТАПЕ РЕАБИЛИТАЦИИ С УГЛУБЛЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ БЫТОВЫМ ДВИГАТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ
Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Владимир Юрьевич Карпов,