healthgeographics.eom/content/12/1/18.
4. Findings, M (2014), "Frequency and levels of engagement in sport and other physical activity", Special Eurobarometer 412, "Sport and physical activity", March, available at: http://ec.eu-ropa.eu/commfrontoffice/publicopinion/archives/ebs/ebs_412_sum_en.pdf.
5. Henke, R. (2010), "The relationship between health risks and health and productivity costs among employees at Pepsi Bottling Group ", Journal of Occupational and Environmental Medicine, No. 52, pp. 35-39.
6. Jones, H, Millward P. and Babatunde B. (2011), "Research and analysis. Adult participation in sport: analysis of the Taking Part survey ", Department for Digital, Culture, Media & Sport, available at: www.gov.uk/government/publications/adult-participation-in-sport-analysis-of-the-taking-part-survey.
7. May, L.E. Suminski R.R., Langaker M.D., Yeh H.W. and Gustafson K.M. (2012), "Regular maternal exercise dose and fetal heart outcome", Med. sci. sports exerc. No. 44, pp. 1252.
8. Tucker, L.A. and Friedman G.M. (1998), "Obesity and absenteeism: an epidemiologic study of 10,825 employed adults", American Journal of Health Promotion, No. 12, pp. 202-207.
9. Chenoweth David (2001), "Wellness Strategies to Improve Health. Promoting Employee Well-Being", Performance and the Bottom Line, SHRM Foundation's Effective Practice Guidelines Series, available at: www. shim. org/foundation/ourwork/initiatives/the-aging-workforce/Documents/Promot-ing%20Employee%20Well-Being.pdf.
Контактная информация: tany-156@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 12.10.2018
УДК 796.011
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЖЕНСКОГО ПОЛА
Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель Российской Федерации, Александр Федорович Башмак, судья международной категории по гандболу, старший преподаватель, Вера Анатольевна Мезенцева, старший преподаватель, Светлана Евгеньевна Бородачева, старший преподаватель, Самарская государственная сельскохозяйственная академия
Аннотация
В статье изложены результаты исследования и сравнительного анализа физического здоровья и физического состояния студенток 19 лет Самарской государственной сельскохозяйственной академии разных физкультурных групп. Выявлено, что по методике Е.А. Пироговой обучающиеся студентки имеют одинаково высокий уровень физического состояния. Однако по методике Г.Л. Апанасенко, оценивающей уровень физического здоровья девушки основной физкультурной группы, имеют более высокие показатели. Выявлено, что в оценке показателей физического здоровья ключевую роль играет физическая работоспособность и масса тела, как главный компонент в оценке весоростового, жизненного, динамометрического индексов и физического здоровья в целом. Методика Е.А. Пироговой не учитывает эти нюансы, поэтому является наименее информативной с точки зрения оценки физического здоровья.
Ключевые слова: студентки, физическое состояние, центральная гемодинамика, физическая работоспособность, физическая подготовленность.
RESEARCH OF PHYSICAL STATE AND PHYSICAL HEALTH OF FEMALE
STUDENTS
Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored teacher of the Russian Federation, Alexander Fedorovich Bashmak, the judge of the international category on handball, senior teacher, Vera Anatolyevna Mezentseva, the senior teacher, Svetlana Evgenievna Borodacheva, the senior teacher, the Samara State Agricultural Academy
Annotation
In the article, the results of the research and comparative analysis of physical health and physical condition of the students aged 19 years of the Samara state agricultural academy of different sports groups
are stated. It has revealed that, following the E.A. Pirogova technique, the studying students have equal high level of the physical state. However, by the technique of G.L. Apanasenko, estimating the level of physical health, the girls of the main sports group have higher rates. It has been revealed that in assessment of the indicators of physical health, the key role is played by physical working capacity and body weight as the main components in assessment of body mass, vital, dynamometer indexes and physical health in general. E.A. Pirogova's technique doesn't consider these nuances, therefore, it is the least informative from the point of view of assessment of physical health.
Keywords: students, physical state, central haemo dynamics, physical working capacity, physical
fitness.
ВВЕДЕНИЕ
При комплексной оценке состояния здоровья учащейся молодежи уровень физического состояния как интегральный показатель физического здоровья имеет основополагающее значение. На физическое состояние учащейся молодежи большое влияние оказывает оптимальная двигательная активность, позволяющая улучшить показатели физической работоспособности. Однако в последние годы появляются исследования, указывающие на низкий уровень физической подготовленности и связанный с ним уровень физической работоспособности учащейся и студенческой молодежи [1-5].
В этой связи, больший интерес представляют исследования, результаты которых позволяют получить способы прогнозирования общей и анаэробной работоспособности по показателям, полученным как в состоянии относительного покоя, так и после использования незначительных физических нагрузок.
Одним из таких способов прогнозирования физической работоспособности является экспресс-метод оценки физического состояния организма, предложенный Е.А. Пиро-говой [6]. Согласно данному методу прогноз уровня физического состояния (УФС) можно получить в результате предварительного измерения простых морфофункциональных параметров (ЧСС, артериального давления, массы тела) и использовать их при расчете индекса уровня физического состояния по формуле:
700 - 3 X ЧСС - 2,5 X АД ср. - 2,7 х А + 0,28 х В
ИФС =--------,
350 - 2,6 х А + 0,21 х Р
где ИФС - индекс физического состояния (усл. ед.); ЧСС - частота сердечных сокращений (уд/мин); А - возраст (лет); В - вес (кг); Р - рост (см); АДср - среднее артериальное давление, которое можно рассчитать по формуле: АДср = АДД + -3(АДС - АДД), где АДС - артериальное давление систолическое (мм рт.ст.); АДД - артериальное давление диастоличе-ское (мм рт.ст.).
По мнению автора, информативность данного метода прогнозирования УФС сохраняется для практически здоровых лиц в возрасте от 20 до 59 лет, а также его информативность сохраняется и в возрасте 17-19 лет, т. е. может быть пригодной для школьников выпускных классов и обучающихся вузов. Однако следует отметить, что объективный прогноз УФС можно получить лишь в случае отсутствия: 1) превышения массы тела не более чем на 15% от должной; 2) исходных нарушений в состоянии ССС.
После вычисления индекса физического состояния (ИФС) полученный результат необходимо оценить по таблице 1.
Таблица 1 - Оценка физического состояния по Е. А. Пироговой
Уровень физического состояния Диапазон индекса физического состояния
Для лиц женского пола Для лиц мужского пола
Низкий 0,260 и менее 0,375 и менее
Ниже среднего 0,261-0,375 0,376-0,525
Средний 0,376-0,525 0,526-0,675
Выше среднего 0,526-0,675 0,676-0,825
Высокий 0,676 и более 0,826 и более
МЕТОДИКА
В нашем исследовании приняли участие студентки 19 лет (п=48) Самарской ГСХА, отнесенные по состоянию здоровья к основной физкультурной группе и специальной медицинской группе. Все исследования были проведены в первой половине дня, испытуемые не имели каких-либо противопоказаний для выполнения тестовых нагрузок, не употребляли какие-либо фармакологические средства. Исследование проходило в соответствии требованиями Хельсинской декларации. Систолическое (СД), диастолическое (ДД) артериальное давление крови и частоту сердечных сокращений (ЧСС) регистрировали электронным тонометром. Рассчитывали среднее давление (САД). Измеряли антропометрические и физиометрические показатели физического развития: длину тела и массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), силу правой и левой кисти.
Антропометрические показатели физического развития исследовали с помощью стандартного набора инструментов (ростомер, весы напольные электронные).
Измеряли время восстановления ЧСС после стандартной нагрузочной пробы с 20-ю приседаниями за 30 секунд.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования физического состояния по методике Е.А. Пироговой свидетельствуют о том, что девушки 19 лет Самарской ГСХА, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и ОФГ имеют практически одинаковые показатели (таблица 2) и соответствуют высокому уровню физического состояния (0,77 и 0,75 у.е. соответственно).
Расчет показателя ИФС студенток СМГ:
700 - 3 X 81,67 - 2,5 х 86,55 - 2,7 х 19 + 0,28 х 64,61 ИФСсмг =-
350 - 2,6 х 19 + 0,21 Расчет показателя ИФС студенток ОФГ:
ИФСп
166,38
700 - 3 х 82,77 - 2,5 х 87,56 - 2,7 х 19 + 0,28 х 58,02
:0,77 у .е.,
= 0,75 у.е.
350 - 2,6 х 19 + 0,21 х 165,07 Таблица 2 - Антропометрические показатели физического развития, показатели централь-
Показатели СМГ ОФГ Достоверность различий
Длина тела, см 166,38±1,5 165,07±0,88 -
Масса тела, см 64,61±4,3 58,02±1,13 **
АДС, мм рт. ст. 111,67±4,4 113,54±1,32 -
АДД, мм рт. ст. 74,0±2,4 74,59±0,98 -
САД, мм рт. ст. 86,55±3,1 87,56±2,95 -
ЧСС (сидя), мм рт. ст. 81,67±4,18 82,77±1,57 -
Индекс физического состояния, у.е. 0,77±0,06 0,75±0,05 -
Уровень физического состояния высокий высокий
Примечание: ** - достоверно при р <0,01
Вместе с тем, результаты исследования физического здоровья студенток СМГ и ОФГ указывают на то, что девушки ОФГ имеют более высокий уровень физического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко [7], набравшие 13 баллов по сравнению с 8-ю баллами из группы СМГ (таблица 3). Данная методика учитывает весоростовой индекс, жизненный и динамометрический индекс, двойное произведение и время восстановления после 20-ти приседаний за 30 секунд.
Таким образом, две методики определения уровня физического здоровья и физического состояния дают разные результаты. На наш взгляд это обусловлено тем, что при подсчете уровня физического состояния по методике Е.М. Пироговой не учитываются такие важные показатели как весоростовой, жизненный и динамометрический индекс, а также время восстановления после стандартной физической нагрузки с 20-ю приседаниями за 30
секунд.
Таблица 3 - Показатели морфофункционального развития, физической работоспособности и физического здоровья студенток 19 лет СМГ и ОФГ Самарской ГСХА_
Показатели Физкультурные группы Достоверность различий СМГ - ОФГ
СМГ ОФГ
Длина тела, см 166,38±1,49 165,07±0,86 -
Масса тела, см 64,61±4,17 58,02±1,15 **
Весоростовой индекс, усл. ед. 388,3±7,24 351,5±5,47 **
Уровень -1 0
Сила правой кисти, кг 30,3±0,77 31,4±0,53 -
Силовой индекс правой кисти, усл. ед. 47,0±4,9 54,0±3,3 -
Уровень 1 2
ЖЕЛ, см куб. 3596,1±149,3 3727,8±75,1 -
Жизненный индекс, усл. ед. 55,65±1,88 64,3±1,51 *
Уровень 4 5
АДС, мм рт. ст. 111,58±4,38 113,29±1,33 -
АДД, мм рт. ст. 73,08±2,37 74,48±0,96 -
ЧСС (сидя), мм рт. ст. 81,75±4,17 82,43±1,53 -
Двойное произведение, усл. ед. 91,21±2,1 93,34±1,93 -
Уровень 3 3
Время восстановления после нагрузки 20 приседаний за 30 с. 140,9±20,14 102,23±6,55 **
Уровень 1 3
Уровень соматического здоровья (по Г.Л. Апана-сенко), баллы 8 13
Уровень н. среднего средний
Примечание: * - достоверно при р <0,05; ** - достоверно при р <0,01
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При определении состояния здоровья обучающихся необходимо учитывать не только абсолютные показатели центральной гемодинамики, антропометрические показатели физического развития, но и весоростовой, жизненный и динамометрический индекс, а также, в первую очередь, показатели физической работоспособности, определяемой по времени восстановления поле стандартной физической нагрузки с 20-ю приседаниями за 30 секунд.
Методика Г.Л. Апанасенко дает более ясную картину как физического состояния, так и физического здоровья. По нашему мнению, необходимо данную методику внедрять для исследования показателей физического здоровья и принятия решения совместно с медицинскими работниками о перемещении из СМГ в подготовительную и основную физкультурные группы. Необходимо уходить от порочной практики, когда студент по итогам диспансеризации по состоянию здоровья отнесен к специальной медицинской группе и до окончания освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» он в ней и остается. Мало того, от курса к курсу количество студентов СМГ только растет. Если учесть, что по итогам диспансеризации около 40% первокурсников не являются годными к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, то их количество к окончанию 34 курса будет только увеличиваться.
Вместе с тем, в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года Президент РФ В.В. Путин поставил задачу достичь в ближайшие 12 лет средней продолжительности жизни в стране 80 лет. В данном контексте физической культуре, как основе здорового образа жизни, от которого зависит продолжительность и качество жизни должно уделяться самое пристальное внимание. Об этом говорилось и на Международном форуме «Россия - спортивная держава», проходившем в г. Ульяновске 10-12 октября 2018 года.
Что касается диспансеризации первокурсников, то здесь необходимо использовать методику определения уровня физического здоровья по методике Г. Л. Апанасенко, а также брать во внимание к каким физкультурным группам были отнесены обучающиеся в период школьного обучения.
Для налаживания систематической работы по мониторингу физического здоровья и физического состояния обучающихся в условиях вуза необходимо чтобы в штатном расписании была единица медицинского работника в спортивном комплексе. Для того, чтобы была возможность исследовать различные компоненты здоровья и физического состояния необходимо иметь диагностическое оборудование: набор инструментов для исследования физического развития, оборудование для анализа состава массы тела, велоэргометр - для исследования физической работоспособности, автоматизированный комплекс для анализа вариабельности сердечного ритма, газоанализаторы и иное оборудование, используемое в общей медицинской практике и в спортивной медицине в частности.
ВЫВОДЫ
1. Уровень физического состояния студенток 19 лет СМГ и ОФГ по методике Е.М. Пироговой находится на одинаков высоком уровне. Вместе с тем уровень физического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко студенток ОФГ значительно выше, чем у обучающихся СМГ.
2. Информативность методики оценки уровня физического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко выше, чем методика оценки уровня физического состояния Е.М. Пироговой. То есть при оценке различных компонентов и мониторинге физического состояния и физического здоровья обучающихся необходимо использовать методику Г.Л. Апанасенко.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинков, С .Н. Оптимизация физического состояния школьников 12-14 лет на основе влияния мышечных нагрузок различной направленности : монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин ; Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Ульяновск : [б.и.], 2000. - 124 с.
2. Блинков, С.Н. Исследование физического развития городских и сельских школьников 717 лет Ульяновской области / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 22-29.
3. Блинков, С.Н. Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в условиях сельской школы на основе учета индивидуально-типологических особенностей учащихся : монография / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин ; Самарская государственная сельскохозяйственная академия. -Кинель : [б.и.], 2016. - 390 с.
4. Горелов, А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи : монография / А.А. Горелов, В. Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород : Политерра, 2011. - 101 с.
5. Левушкин, С.П. Исследование физического состояния учащейся молодежи : монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков ; Ульяновский государственный технический университет. - Ульяновск : [б.и.], 2013. - 162 с.
6. Пирогова, Е.А. Влияние физических нагрузок на работоспособность и здоровье человека / Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. - Киев : Здоровье, 1986. - 151 с.
7. Скрининг физического (соматического) здоровья населения при профилактических осмотрах : методические рекомендации / Г.Л. Апанасенко [и др.] ; Мед. институт им. Академика А. Богомольца. - Киев : [б.и.], 1988. - 12 с.
REFERENCES
1. Blinkov, S.N. and Levushkin S.P. (2000), Optimization of a physical condition of school students of 12-14 years on the basis of influence of muscular loadings of various orientation: monograph, Ulyanovsk institute of professional development and retraining of educators, Ulyanovsk.
2. Blinkov, S.N. and Levushkin S.P. (2015), "Research of physical development of city and rural school students of 7-17 years of the Ulyanovsk region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta,
Vol. 122, No. 4, pp. 22-29.
3. Blinkov, S.N. and Levushkin S.P. (2016), Improvement of sports and improving work in the conditions of rural school on the basis of accounting of individual and typological features ofpupils: monograph, Kinel, Samara state agricultural academy.
4. Gorelov, A.A., Kondakov, V.L. and Usatov, A.N. (2011), Intellectual activity, physical working capacity, physical activity and health of student's youth: monograph, Polyterra, Belgorod.
5. Levushkin, S.P., Hamzina, V.A. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: monograph, Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.
6. Pirogova E.A., Ivashchenko, L.Ya. and Strapko, N.P. (1986), Influence of physical activities on working capacity and health of the person, Health, Kiev.
7. Ed. Apanasenko G.L. (1988), Screening ofphysical (somatic) health of the population at preventive surveys: methodical recommendations, Medical institute of the Academician A. Bogomolts, Kiev.
Контактная информация: blinkovsn@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.10.2018
УДК 796.011
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва; Елена Витальевна Ногина, кандидат педагогических наук, доцент, Российская таможенная
академия, г. Москва
Аннотация
В статье представлены результаты мониторинга физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи, позволяющие оценить потенциал влияния физкультурно-спортивной деятельности на подрастающее поколение. В данном исследовании выполнена попытка подбора и реализации адекватных и корректных антропометрических исследований, индексов, функциональных проб и медико-педагогических измерений в педагогической деятельности кафедры физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) вуза психолого-педагогической направленности при реализации дисциплины «Физическая культура».
Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, физическое состояние, физическое развитие, физическая подготовленность, студенты, здоровье, антропометрия, функциональное тестирование.
PHYSICAL CONDITION MONITORING OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION'S STUDENTS
Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Failya Ravilievna Sib-gatulina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Russian University of Transport, Moscow; Elena Vitalievna Nogina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Customs Academy
Annotation
Results of monitoring the physical development and physical readiness of the student's youth, allowing us to estimate the potential of influence of sports and sports activity on younger generation are