Научная статья на тему 'Исследование физиометрических показателей физического развития студенток 18-19 лет Самарской ГСХА'

Исследование физиометрических показателей физического развития студенток 18-19 лет Самарской ГСХА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
587
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТКИ / ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич

В статье представлены данные исследования физиометрических показателей физического развития студенток 18-19 лет Самарской ГСХА, позволяющие сделать заключение об уровне их развития. Сделан сравнительный анализ данных показателей со средними значениями по возрастной группе девушек 18-19 лет. Даны рекомендации по поддержанию исследуемых физиометрических показателей на достигнутом уровне средствами физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блинков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of physiometric indicators of physical development of students aged 18-19 years old of the Samara State Agricultural Academy

These researches data covering the physiometric indicators of 18-19 years students’ physical development of the Samara State Agricultural Academy have been presented in the article allowing making the conclusion about the level of their development. The comparative analysis of these indicators with the average values by the age group of girls of 18-19 years has been made. Recommendations upon the targeting the studied physiometric indicators at the reached level have been made by means of the physical culture.

Текст научной работы на тему «Исследование физиометрических показателей физического развития студенток 18-19 лет Самарской ГСХА»

УДК 796.011

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОК 18-19 ЛЕТ САМАРСКОЙ ГСХА

Сергей Николаевич Блинков, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ, Самарская государственная сельскохозяйственная академия (СГСХА), г Самара

Аннотация

В статье представлены данные исследования физиометрических показателей физического развития студенток 18-19 лет Самарской ГСХА, позволяющие сделать заключение об уровне их развития. Сделан сравнительный анализ данных показателей со средними значениями по возрастной группе девушек 18-19 лет. Даны рекомендации по поддержанию исследуемых физиометриче-ских показателей на достигнутом уровне средствами физической культуры.

Ключевые слова: физическое развитие, студентки, физиометрические показатели, исследование.

RESEARCH OF PHYSIOMETRIC INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS AGED 18-19 YEARS OLD OF THE SAMARA STATE AGRICULTURAL ACADEMY

Sergey Nikolaevich Blinkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Honored teacher of the Russian Federation, Samara State Agricultural Academy, Samara

Annotation

These researches data covering the physiometric indicators of 18-19 years students' physical development of the Samara State Agricultural Academy have been presented in the article allowing making the conclusion about the level of their development. The comparative analysis of these indicators with the average values by the age group of girls of 18-19 years has been made. Recommendations upon the targeting the studied physiometric indicators at the reached level have been made by means of the physical culture.

Keywords: physical development, students, physiometric indicators, research.

ВВЕДЕНИЕ

Физиометрические показатели физического развития человека имеют большую значимость при комплексной оценке физического развития и здоровья, а исследование данных показателей студентов является актуальной задачей. Так как студенты являются трудовым потенциалом в экономике страны и от того каков основополагающий показатель человеческого капитала - здоровье и физическое состояние, во многом зависит формирование их человеческого капитала, а в конечном счете рост экономики страны в целом [2]. Вместе с тем, студентки достигли фертильного возраста и в ближайшей перспективе могут стать матерями, что предъявляет еще большие требования к уровню развития физиометрических показателей и физическому состоянию в целом.

В сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи мониторинг физического развития играет важную роль и позволяет решать такие важные задачи, как создание базы данных о показателях и уровне их физического развития, выявление негативных факторов, которые на него влияют. Мониторинг позволяет разработать, организовать и реализовать оздоровительные и профилактические мероприятия [1, 3, 4, 5, 8]. Успешному проведению мониторинга физического развития студенческой молодежи способствует использование современных компьютерных технологий [7].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Общепринято, что для оценки уровня развития физиометрических показателей физического развития ученые исследуют показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ), ди-

намометрию левой и правой кисти, становую динамометрию [6].

В связи с тем, что физиометрические показатели физическое развитие являются важным фактором в оценке здоровья человека, мы провели исследование, целью которого было выявление уровня физиометрических показателей физического развития студенток Самарской государственной сельскохозяйственной академии (СГСХА) по показателям жизненной емкости легких и жизненного индекса, кистевой динамометрии и силового индекса.

В задачи исследования входило: 1) провести измерения физиометрических показателей физического развития (жизненной емкости легких и динамометрии правой и левой кисти); 2) провести статистическую обработку полученных результатов; 3) сделать анализ полученных результатов, сформулировать выводы и практические рекомендации.

В исследовании, проведенном нами, участвовало 68 студенток 18-19 лет 1-2 курсов, всех факультетов СГСХА. Измерение физиометрических показателей физического развития проходило в период ноябрь 2015 года.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ полученных результатов исследования физиометрических показателей физического развития свидетельствует о том, что девушки 18-19 лет СГСХА достоверно (р<0,01) превышают средние показатели для лиц женского пола этого возраста по жизненной емкости легких (ЖЕЛ), жизненному индексу, по динамометрии кисти и силовому индексу, немного уступая средним величинам в массе тела (р<0,05). Так, среднее значение ЖЕЛ студенток 18-19 лет СГСХА составляет 3602,8±84,7 мл, что на 844,0 мл больше средних значений по данной возрастной категории (таблица 1). В связи с тем, что студентки Самарской ГСХА значительно превосходят своих сверстниц по показателям ЖЕЛ, у них также выявлено значительное превышение показателя жизненного индекса, который составляет 62,87±1,2 мл/кг, что на 14,87 мл/кг больше средних показателей девушек данной возрастной группы.

Таблица 1 - Физиометрические показатели физического развития студенток 18-19 лет Самарской ГСХА по результатам исследований в ноябре 2015 года__

Физиометрические показатели физического развития Девушки 18-19 лет Достоверность различий

Студентки 18-19 лет Самарской ГСХА Средние значения для девушек 18-19 лет

ЖЕЛ, мл 3602,8±84,7 2758,0±91,3 р<0,01

Масса тела, кг 56,76±0,85 57,3±0,83 р<0,05

Жизненный индекс, мл/кг 62,87±1,2 48,0±1,1 р<0,01

Динамометрия правой кисти, кг 33,08±0,68 26,4±0,58 р<0,01

Динамометрия левой кисти, кг 30,82±0,67 26,0±0,55 р<0,01

Силовой индекс для правой кисти, % 58,3±3,1 46,2±2,8 р<0,01

Силовой индекс для левой кисти, % 54,3±2,8 45,4±2,4 р<0,01

По показателям динамометрии правой и левой кисти студентки Самарской ГСХА во время испытаний также продемонстрировали преимущество по сравнению со средними показателями девушек данной возрастной категории. Так, сила правой и левой кисти у студенток Самарской ГСХА достоверно (р<0,01) больше средних величин по данной возрастной группе девушек (на 6,68 кг. и на 4,82 кг. соответственно), что указывает на высокие силовые способности мышц кисти девушек 18-19 лет Самарской ГСХА. Как показал анализ силового (динамометрического) индекса, обучающиеся девушки 18-19 лет Самарской ГСХА имеют хорошие показатели и превышают средние значения для девушек данной возрастной группы по показателям силового для правой и левой кисти - на 12,1 % и на 8,9 % соответственно (р<0,01) (таблица 1).

Таким образом, по физиометрическим показателям, таким как ЖЕЛ, жизненный индекс, динамометрия кисти, силовой индекс обучающиеся студентки 18-19 лет Самарской ГСХА имеют показатели, превышающие средние значения по категории девушек

данной возрастной группы. Это является дополнительным положительным фактором в формировании человеческого капитала студенток.

ВЫВОДЫ

1. Сравнительный анализ по показателю ЖЕЛ, отражающего развитие аппарата внешнего дыхания показал, что студентки 18-19 лет Самарской ГСХА достоверно (р<0,01) превосходят средние показатели для девушек данного возраста, у них также выявлен более высокий жизненный индекс, что является хорошей базой крепкого здоровья на ближайшие годы.

2. Выявлено, что обучающиеся студентки 18-19 лет Самарской ГСХА имеют также показатели силы правой и левой кисти, силового индекса существенно превышающие (p<0,01) средние показатели по данной возрастной группе.

3. Более высокие физиометрические показатели физического развития студенток 18-19 лет Самарской ГСХА по сравнению со средними значениями девушек данной возрастной группы косвенно свидетельствуют о хорошем уровне здоровья и физического состояния.

4. Для сохранения физиометрических показателей на достигнутом уровне и в дальнейшем, девушкам-студенткам Самарской ГСХА необходимо регулярно заниматься физическими упражнениями, прежде всего, преимущественно развивающих выносливость и силовые двигательные качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинков, С.Н. Анализ мониторинга физической подготовленности студентов в период учебного года / С.Н. Блинков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 6. - С. 60-62.

2. Блинков, С.Н. Взаимосвязь системы физкультурно-оздоровительной работы с развитием человеческого капитала сельских школьников / С.Н. Блинков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 34-39.

3. Блинков, С.Н. Исследование физического развития городских и сельских школьников 7-17 лет Ульяновской области / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 22-29.

4. Блинков, С.Н. Контроль и коррекция физической подготовленности студентов 1 курса Самарской ГСХА с использованием информационных технологий / С.Н. Блинков // Педагогика и психология - 2015 : сборник материалов международной научной конференции, 2 сессия, Россия, г. Москва, 26-27 июня 2015 г. / под ред. проф. В.А. Дегтярева. - М. : РусАльянс Сова, 2015. - С. 2128.

5. Блинков, С.Н. Стандарты морфофункционального развития школьниц Ульяновской области разных типов телосложения / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, И.М. Смоленская. - Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2007. - 27 с.

6. Бунак, В.В. Антропометрия / В.В. Бунак. - М. : Учпедгиз, 1941. - 368 с.

7. Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, С.Н. Блинков, Ф.М. Кодолова // Экология человека. - Приложение 1. - 2006. - С. 65-66.

8. Левушкин, С.П. Исследование физического состояния учащейся молодежи: монография / С.П. Левушкин, В.А. Хамзина, С.Н. Блинков. - Ульяновск : Ульяновского гос. техн. ун-та, 2013. - 162 с.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N. (2015), "Analysis of monitoring of physical fitness of students during academic year", Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 60-62.

2. Blinkov, S.N. (2014), "Interrelation of system of sports and improving work with development of the human capital of rural school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 34-39.

3. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2015), "Research of physical development of city and rural school students of 7-17 years of the Ulyanovsk region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 22-29.

4. Blinkov, S.N. (2015), "Control and correction of physical fitness of students of 1 course of the Samara GSHA with use of information technologies", Pedagogics and psychology - 2015: the collection of materials of the international scientific conference, the 2nd session, Russia, Moscow, on June 2627, 2015, publishing house RusAlyans-Sova, Moscow, pp. 21-28.

5. Blinkov, S.N., Levushkin, S.P. and Smolenskaya, I.M. (2007), Standards of morphofunctional development of schoolgirls of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, ULGU, Ulyanovsk.

6. Bunak, V.V. (1941), Anthropometry, Uchpedgiz, Moscow.

7. Levushkin, S.P., Zhukov O.F., Blinkov S.N. and Kodolova, F.M. (2006), "Use of computer technologies in professional activity of the expert in physical culture", Ecology of the person, Appendix 1, pp. 65-66.

8. Levushkin, S.P., Hamzina, VA. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: the monograph, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

Контактная информация: blinkovsn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.08.2016

УДК 796.011

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ У

КУРСАНТОВ ВУЗОВ ПВО

Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург, Алексей Георгиевич Горбунов, соискатель, Военная академия войсковой ПВО Вооруженных сил РФ им. В.П. Василевского, Смоленск

Аннотация

Разработана педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО, состоящая из трёх этапов. На первом этапе развивается интеллектуальный компонент у курсантов - происходит приобретение знаний о средствах и методах проведения самостоятельной физической тренировки, о ее направленности в условиях ограниченных возможностей проведения плановых занятий в войсках ПВО. На втором этапе формируется мотивационный компонент у курсантов - осуществляется воспитание мотивационной сферы курсантов о необходимости проведения самостоятельной физической тренировки на основе знаний о здоровье как главной ценности будущих офицеров для службы в войсках ПВО. На третьем этапе развивается ценностный компонент у курсантов - происходит трансформация знаний о пользе самостоятельной физической тренировки в убеждения о необходимости ее использования для эффективной военно-профессиональной деятельности в войсках ПВО.

Ключевые слова: педагогическая технология; курсанты вузов ПВО; формирование навыков организации самостоятельной физической тренировки.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR FORMATION OF THE SKILLS FOR THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING AT CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF AIR DEFENSE

Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Alexey Georgiyevich Gorbunov, the competitor, The Vasilevskiy Military Academy Army Air Defense of Armed forces of the Russia, Smolensk

Annotation

The pedagogical technology for formation of the skills for organization of the independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense consisting of three stages has been de-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.